Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни
Как найти статью в нашем каталоге:
- выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
- перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
- чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
- также можно ввести ключевое слово или фразу в поле «Поиск» и получить список статей по заданным параметрам.
Критерии определения пригодности детей к занятиям спортивной гимнастикой
I. Критерии определения спортивной пригодности детей 5-6 летнего возраста при комплектовании групп начальной подготовки о спортивной гимнастике
Критерии определения спортивной пригодности детей 5-6 летнего возраста при комплектовании групп начальной подготовки связаны с определением склонности к занятиям спортивной гимнастикой и зачислением в группы начальной подготовки.
Под спортивной пригодностью имеется в виду уровень индивидуальных способностей ребёнка, позволяющий ему с пользой для здоровья и общего развития выполнять в процессе занятий и соревнований разрядные нормативы.
Определение степени спортивной пригодности (СП) начинается с освидетельствования ребёнка врачом, который должен дать медицинское заключение о показаниях (противопоказаниях) к занятиям гимнастикой.
В свою очередь объектом внимания тренеров-преподавателей при определении СП становятся показатели, которые поддаются метрическому выражению, количественной оценке и выражаются комплексной оценкой в баллах.
II. Оценка внешних данных
К числу внешних данных, существенных при отборе для занятий спортивной гимнастикой, относятся длина, вес тела, определяемые строго метрически, и ряд внешних показателей, обычно оцениваемых по впечатлению, в баллах.
Длина тела, рост, определяются общепринятым способом в сантиметрах с помощью медицинского ростометра, вес измеряется медицинскими весами. Бальная оценка каждого из метрических показателей определяется в зависимости от попадания полученного измерения в ту или иную зону статического распределения. При этом высшая оценка – 2,5 балла – ставится, если показатель попадает в зону ±1 – 1,5. Результат в зоне отклонений, равных ± 2, оценивается в 1,5 балла, в зоне ± 3 – 1 балл
Примечание. Среднестатистические показатели длины и веса девочек 5-6 летнего возраста даются в виде средней арифметической величине (– Х +) и величин среднего отклонения как в сторону отставания от среднего показателя (Х – ), так и в сторону его превышения (Х –). Отклонение равное 1 считается незначительным, отклонение в 2 – умеренным, а в 3 – значительным.
Оставшиеся 5 баллов, выделенных для оценки внешних данных, приходятся на субъективную, визуальную оценку других внешних данных. Это – длина и форма рук и ног, шеи, возможные отклонения в осанке (наличие сколиоза, кифоза, лордоза), степень жироотложения в области живота, бёдер.
III. Оценка координации движений
Это обследование в СДЮСШОР по спортивной гимнастике проводится, как правило, посредством специально разработанных упражнений, представляющих собой различные по структуре последовательные и одновременные движения руками. По сложности такие упражнения делятся на три группы.
Минимальной трудности – последовательные движения, выполняемые на месте на четыре счета. Средней трудности – упражнения с попеременно последовательными движениями рук на восемь счетов. Повышенной трудности – упражнения с ассиметричным движением рук на восемь счетов.
Испытания на координацию движений:
1. Объяснение цели испытаний, мобилизация внимания занимающихся и демонстрация упражнения в замедленном воспроизведении, по ходу которого комментируются основные положения и движения рук.
2. Однократное выполнение упражнения вместе с тренером с коррекцией действий учеников.
3. Самостоятельное исполнение упражнения на оценку. Трудность упражнений на координацию увеличивается последовательно. К более трудному заданию допускаются только те дети, которые справились с предыдущим упражнением.
При оценке воспроизведения упражнений учитываются точность, ритмичность движения и быстрота освоения задания.
IV. Оценка способностей к сохранению равновесия.
Оценка способностей к сохранению равновесия (вестибулярной устойчивости) предполагает проверку двух типов,
В первом случае для выявления возможных скрытных отклонений в функции вестибулярного аппарата применяется один из вариантов пробы Ромберга: испытуемый стоит с закрытыми глазами, вытянув руки вперед и располагая ноги на одной линии, правая нога перед левой.
Фиксируется длительность удержания равновесия в заданном положении. Время определяется по секундомеру, по лучшему результату из двух проб. (Для 5-6 летних проводить пробу более 45 секунд не рекомендуется).
Во втором случае способность юных гимнасток к выполнению упражнений на сохранение равновесия оценивается, чаще всего, помощью трех наиболее распространенных тестов.
Первый из них (оценивается из 5 баллов) – простое прохождение туда и обратно по напольному бревну, руки в стороны.
Второй (из 7,5 балла) проводится на низком бревне: из положения руки на пояс три шага вперед и поворот кругом на двух ногах переступанием (по длине бревна).
Третий (из 10 баллов) на стандартном бревне: два шага вперед, руки в стороны, руки на пояс – поворот направо, два приставных шага влево-поворот налево, руки в стороны – два шага вперед, поворот налево, руки на пояс – два приставных шага вправо, поворот направо, руки в стороны – быстрым шагом пройти до конца бревна.
Полученная посредством всех приведенных тестов оценка СП, взятая вместе с ее составляющими по результатам разового тестирования, представляет собой лишь исходные данные и не дает полного основания для заключения о пригодности к занятиям гимнастикой. С достаточной уверенностью об этом можно судить только на основании последующих педагогических наблюдений и дополнительных испытаний уже непосредственно в процессе начальной подготовки.
Карта спортивной пригодности для гимнасток 5- 6 лет.
Положение о зачислении детей 5-6 летнего возраста в группы начальной подготовки в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике» управления физической культуры, спорта и туризма администрации г. Чебоксары
Источник
Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностью
Ориентация детей на занятия гимнастикой со спортивной направленностью представляет собой систему научно обоснованных рекомендаций, советов педагога в целесообразности занятий этим видом спорта. При ориентации учитываются: устойчивость интереса ребенка к занятиям гимнастикой, его склонности, способности, условия жизни в семье, школьная успеваемость, обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные особенности, необходимые для успешного овладения этим видом спорта. В формировании осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой большое значение имеет убеждение детей в пользе занятий для здоровья, для обогащения опытом — двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, — необходимым для будущей успешной трудовой деятельности.
При спортивной ориентации ребенка родителям и педагогам приходится учитывать и такие факторы, как удаленность спортивной базы от места жительства, ее состояние, условия для занятий, состав педагогов-тренеров и др.
Ориентация школьников на занятия спортивной гимнастикой включает в себя просвещение и консультацию в области этого вида спорта.
Просвещение — это обогащение детей разносторонними знаниями в области гимнастики, чтобы они более осознанно и активно относились к спортивным занятиям.
Консультация представляет собой научно обоснованные и проверенные на практике ответы на вопросы лиц, обратившихся за консультацией, или совет в целесообразности выбора гимнастики для спортивных занятий. Консультация носит индивидуальный характер. При консультировании педагог прежде всего должен узнать, чем вызван интерес консультируемого лица к гимнастике: чувственными, эмоциональными побуждениями или осознанным отношением. Для этого надо обязательно побеседовать с родителями ребенка, обратившегося к педагогу за советом, узнать их отношение к его решению заниматься спортивной гимнастикой, поинтересоваться, какова их собственная роль в формировании такого выбора. В беседе уточняются зарождение и устойчивость интереса, склонностей и способностей их ребенка к занятиям гимнастикой.
Спортивный отбор — это выявление лиц, наиболее одаренных для занятий спортивной гимнастикой.
Достижение высоких спортивных результатов на уровне современных требований в гимнастике доступно не каждому ребенку,
желающему заниматься этим видом спорта. Выдающиеся гимнасты, как правило, еще с детства отличались от своих сверстников двигательной активностью, стремлением к соперничеству в различных видах физических упражнений, в проявлении способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями, трудолюбием, дисциплинированностью, самоорганизованностью.
Как бы рано ни проявлялись склонности, способности, интересы детей к спортивной гимнастике, официально занятия разрешены с 7-летнего возраста. К этому возрастному периоду в достаточной мере созревают функции органов и систем организма, формируются психические и личностные свойства, необходимые для осознанного овладения движениями. Одаренные дети проходят путь от новичка до мастера спорта за 5 —7 лет. Сведения о мотивах, интересах, склонностях к занятиям гимнастикой педагог-тренер может получить в беседе с учениками и их родителями.
В беседе с учеником можно задать следующие вопросы:
1. Почему для спортивных занятий ты избрал именно гимнастику, какую пользу для себя хочешь извлечь из спортивных занятий: укрепить здоровье, стать более сильным, выносливым, ловким, добиться звания мастера спорта, стать чемпионом?
2. Знаешь ли ты, какие требования к тебе будут предъявлены условиями спортивных занятий? Соответствуют ли твои способности на сегодня предъявляемым требованиям?
(Ученик может не знать о требованиях, которые ему будут предъявлены в ходе спортивных занятий. Тогда о них надо будет рассказать в доходчивой форме.)
3. Занятия спортом потребуют много сил и времени, хватит ли
их у тебя, чтобы хорошо учиться в школе и тренироваться?
В беседе с родителями можно получить сведения об ученике, задавая следующие вопросы:
1. Каково ваше отношение к намерениям сына (дочери) серьезно заняться гимнастикой как видом спорта?
2. Каковы бытовые условия у вас дома и ваши возможности помогать ребенку в школьной учебе и в спортивных занятиях?
3. Сколько времени ваш ребенок тратит на выполнение домашних заданий? Какие предметы даются ему лучше, а какие хуже? Какова его физическая и умственная работоспособность? Насколько он целеустремлен и настойчив в достижении поставленных перед ним целей или целей, которые ставит перед собой сам? Ваше мнение о возможностях вашего ребенка успешно сочетать учебу в школе и занятия спортом?
Школьная успеваемость определяется по итоговым оценкам и по заключениям учителей (главным образом, классного руководителя) о том, какими усилиями со стороны ученика она достигается с учетом уровня его обучаемости и воспитуемости.
Уровень знаний, двигательных умений и навыков в области гимнастики оценивает учитель физической культуры.
Состояние здоровья определяется на основании результатов медицинских обследований школьным врачом или заключения врачебно-спортивного диспансера. Для педагога-тренера представляет интерес соответствие строения тела ученика и функциональных возможностей его организма требованиям гимнастики, а также противопоказания для занятий этим видом спорта.
О способностях ученика к занятиям спортивной гимнастикой можно судить по уровню общей специальной физической подготовленности, по развитию двигательных и психических способностей, личностных свойств, которые более всего необходимы в этом виде спорта. Важно знать податливость этих способностей к развитию. Учитывается активность ученика на уроках по физической культуре и его интерес к спортивным занятиям. Такие сведения можно получить у учителя физической культуры. Его прогноз спортивной успешности имеет важное значение в определении спортивной пригодности ученика.
По каждому из перечисленных выше видов отбора могут быть выставлены оценки: вполне соответствует требованиям гимнастики — «5», соответствует — «4», скорее всего соответствует (есть некоторые недостатки) — «3», не соответствует — «2». Ребенок по своим способностям и возможностям в их совокупном проявлении вполне соответствует требованиям гимнастики, если сумма набранных баллов по всем видам отбора будет в пределах от 23 до 25; соответствует — 18 — 22 балла; соответствует с ограничениями — 15 — 18 баллов и не соответствует — ниже 15 баллов. При вынесении окончательного заключения о пригодности и непригодности к занятиям гимнастикой со спортивной направленностью основное внимание обращается на здоровье и способности. Они должны вполне соответствовать требованиям гимнастики.
Отбор для занятий спортивной гимнастикой представляет собой очень сложный и длительный процесс. Условно его разделяют на три этапа.
Первый этап включает в себя начальный и основной виды отбора. Начальный отбор имеет целью установление общей пригодности ребенка к занятиям гимнастикой. Она определяется по результатам оценок по всем пяти видам отбора. При начальном отборе оценивают склонности, способности, интересы, здоровье, особенности строения тела, школьную успеваемость, отношение родителей к увлечению ребенка гимнастикой, итоги беседы с самим учеником. На основании полученных данных делают предварительное заключение о пригодности ученика к занятиям спортивной гимнастикой. Результаты изучения в этот период используются главным образом для осуществления индивидуального и личностного подхода в учебно-тренировочном процессе, для возбуж-
дения у ученика более активного и осознанного отношения к спортивным занятиям и развития воли.
При основном виде отбора из числа занимающихся выделяются лица, наиболее успешно усваивающие программный материал начальной специализированной подготовки. Уточняются склонности, способности, интересы и их устойчивость, отношение к занятиям и другие индивидуальные особенности личности ученика. В ходе занятий более глубоко и разносторонне изучаются спортивные способности, взаимосвязи между ними, возможно-‘ сти компенсации недостаточно развитых способностей за счет более развитых, за счет дополнительных усилий самого гимнаста и методического мастерства педагога-тренера.
Второй этап предусматривает более детальное изучение юного гимнаста и прогнозирование его возможности справиться с программой углубленной спортивной подготовки, достичь высших спортивных результатов. Наряду с этим выявляются лица, не перспективные в данном виде спорта.
Третий этап отбора направлен на выявление спортсменов, достойных включения в сборную команду для участия в ответственных соревнованиях. Это делается на основе обобщения результатов углубленного изучения личности гимнаста, его способностей, физической (общей и специальной) подготовленности, наличия технической, тактической, теоретической, психологической готовности достойно защитить спортивную честь города, области, республики, Российской Федерации на соревнованиях, вплоть до международных. Большое значение придается психическим и личностным свойствам спортсменов. Обобщение всех имеющихся данных о гимнасте позволяет с большой долей объективности предугадывать возможный спортивный результат каждого члена команды.
При отборе лиц для занятий спортивной гимнастикой в расчет принимаются только объективные данные о наиболее значимых для гимнастики свойствах (способностях) личности и изучаются они объективными методами как в статике, так и в динамике.
Источник