Критерии отбора детей для спортивной гимнастики

Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

Как найти статью в нашем каталоге:

  1. выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
  2. перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
  3. чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
  4. также можно ввести ключевое слово или фразу в поле «Поиск» и получить список статей по заданным параметрам.

Критерии определения пригодности детей к занятиям спортивной гимнастикой

I. Критерии определения спортивной пригодности детей 5-6 летнего возраста при комплектовании групп начальной подготовки о спортивной гимнастике

Критерии определения спортивной пригодности детей 5-6 летнего возраста при комплектовании групп начальной подготовки связаны с определением склонности к занятиям спортивной гимнастикой и зачислением в группы начальной подготовки.

Под спортивной пригодностью имеется в виду уровень индивидуальных способностей ребёнка, позволяющий ему с пользой для здоровья и общего развития выполнять в процессе занятий и соревнований разрядные нормативы.

Определение степени спортивной пригодности (СП) начинается с освидетельствования ребёнка врачом, который должен дать медицинское заключение о показаниях (противопоказаниях) к занятиям гимнастикой.

В свою очередь объектом внимания тренеров-преподавателей при определении СП становятся показатели, которые поддаются метрическому выражению, количественной оценке и выражаются комплексной оценкой в баллах.

II. Оценка внешних данных

К числу внешних данных, существенных при отборе для занятий спортивной гимнастикой, относятся длина, вес тела, определяемые строго метрически, и ряд внешних показателей, обычно оцениваемых по впечатлению, в баллах.

Читайте также:  Тренировка перед лыжными соревнованиями

Длина тела, рост, определяются общепринятым способом в сантиметрах с помощью медицинского ростометра, вес измеряется медицинскими весами. Бальная оценка каждого из метрических показателей определяется в зависимости от попадания полученного измерения в ту или иную зону статического распределения. При этом высшая оценка – 2,5 балла – ставится, если показатель попадает в зону ±1 – 1,5. Результат в зоне отклонений, равных ± 2, оценивается в 1,5 балла, в зоне ± 3 – 1 балл

Примечание. Среднестатистические показатели длины и веса девочек 5-6 летнего возраста даются в виде средней арифметической величине (– Х +) и величин среднего отклонения как в сторону отставания от среднего показателя (Х – ), так и в сторону его превышения (Х –). Отклонение равное 1 считается незначительным, отклонение в 2 – умеренным, а в 3 – значительным.

Оставшиеся 5 баллов, выделенных для оценки внешних данных, приходятся на субъективную, визуальную оценку других внешних данных. Это – длина и форма рук и ног, шеи, возможные отклонения в осанке (наличие сколиоза, кифоза, лордоза), степень жироотложения в области живота, бёдер.

III. Оценка координации движений

Это обследование в СДЮСШОР по спортивной гимнастике проводится, как правило, посредством специально разработанных упражнений, представляющих собой различные по структуре последовательные и одновременные движения руками. По сложности такие упражнения делятся на три группы.

Минимальной трудности – последовательные движения, выполняемые на месте на четыре счета. Средней трудности – упражнения с попеременно последовательными движениями рук на восемь счетов. Повышенной трудности – упражнения с ассиметричным движением рук на восемь счетов.

Испытания на координацию движений:

1. Объяснение цели испытаний, мобилизация внимания занимающихся и демонстрация упражнения в замедленном воспроизведении, по ходу которого комментируются основные положения и движения рук.

2. Однократное выполнение упражнения вместе с тренером с коррекцией действий учеников.

3. Самостоятельное исполнение упражнения на оценку. Трудность упражнений на координацию увеличивается последовательно. К более трудному заданию допускаются только те дети, которые справились с предыдущим упражнением.

При оценке воспроизведения упражнений учитываются точность, ритмичность движения и быстрота освоения задания.

IV. Оценка способностей к сохранению равновесия.

Оценка способностей к сохранению равновесия (вестибулярной устойчивости) предполагает проверку двух типов,

В первом случае для выявления возможных скрытных отклонений в функции вестибулярного аппарата применяется один из вариантов пробы Ромберга: испытуемый стоит с закрытыми глазами, вытянув руки вперед и располагая ноги на одной линии, правая нога перед левой.

Фиксируется длительность удержания равновесия в заданном положении. Время определяется по секундомеру, по лучшему результату из двух проб. (Для 5-6 летних проводить пробу более 45 секунд не рекомендуется).

Во втором случае способность юных гимнасток к выполнению упражнений на сохранение равновесия оценивается, чаще всего, помощью трех наиболее распространенных тестов.

Первый из них (оценивается из 5 баллов) – простое прохождение туда и обратно по напольному бревну, руки в стороны.

Второй (из 7,5 балла) проводится на низком бревне: из положения руки на пояс три шага вперед и поворот кругом на двух ногах переступанием (по длине бревна).

Третий (из 10 баллов) на стандартном бревне: два шага вперед, руки в стороны, руки на пояс – поворот направо, два приставных шага влево-поворот налево, руки в стороны – два шага вперед, поворот налево, руки на пояс – два приставных шага вправо, поворот направо, руки в стороны – быстрым шагом пройти до конца бревна.

Полученная посредством всех приведенных тестов оценка СП, взятая вместе с ее составляющими по результатам разового тестирования, представляет собой лишь исходные данные и не дает полного основания для заключения о пригодности к занятиям гимнастикой. С достаточной уверенностью об этом можно судить только на основании последующих педагогических наблюдений и дополнительных испытаний уже непосредственно в процессе начальной подготовки.

Карта спортивной пригодности для гимнасток 5- 6 лет.

Положение о зачислении детей 5-6 летнего возраста в группы начальной подготовки в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике» управления физической культуры, спорта и туризма администрации г. Чебоксары

Источник

Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностью

Ориентация детей на занятия гимнастикой со спортивной на­правленностью представляет собой систему научно обоснованных рекомендаций, советов педагога в целесообразности занятий этим видом спорта. При ориентации учитываются: устойчивость интере­са ребенка к занятиям гимнастикой, его склонности, способно­сти, условия жизни в семье, школьная успеваемость, обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные особенности, необходи­мые для успешного овладения этим видом спорта. В формировании осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой боль­шое значение имеет убеждение детей в пользе занятий для здоро­вья, для обогащения опытом — двигательным, эстетическим, эмо­циональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, — необходимым для будущей успешной трудовой деятельности.

При спортивной ориентации ребенка родителям и педагогам приходится учитывать и такие факторы, как удаленность спортив­ной базы от места жительства, ее состояние, условия для заня­тий, состав педагогов-тренеров и др.

Ориентация школьников на занятия спортивной гимнастикой включает в себя просвещение и консультацию в области этого вида спорта.

Просвещение — это обогащение детей разносторонними зна­ниями в области гимнастики, чтобы они более осознанно и ак­тивно относились к спортивным занятиям.

Консультация представляет собой научно обоснованные и про­веренные на практике ответы на вопросы лиц, обратившихся за консультацией, или совет в целесообразности выбора гимнастики для спортивных занятий. Консультация носит индивидуальный ха­рактер. При консультировании педагог прежде всего должен узнать, чем вызван интерес консультируемого лица к гимнастике: чувствен­ными, эмоциональными побуждениями или осознанным отноше­нием. Для этого надо обязательно побеседовать с родителями ре­бенка, обратившегося к педагогу за советом, узнать их отношение к его решению заниматься спортивной гимнастикой, поинтересо­ваться, какова их собственная роль в формировании такого выбора. В беседе уточняются зарождение и устойчивость интереса, склон­ностей и способностей их ребенка к занятиям гимнастикой.

Спортивный отбор — это выявление лиц, наиболее одаренных для занятий спортивной гимнастикой.

Достижение высоких спортивных результатов на уровне совре­менных требований в гимнастике доступно не каждому ребенку,

желающему заниматься этим видом спорта. Выдающиеся гимнас­ты, как правило, еще с детства отличались от своих сверстников двигательной активностью, стремлением к соперничеству в раз­личных видах физических упражнений, в проявлении способно­стей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями, трудолюбием, дисциплинированностью, само­организованностью.

Как бы рано ни проявлялись склонности, способности, инте­ресы детей к спортивной гимнастике, официально занятия разре­шены с 7-летнего возраста. К этому возрастному периоду в доста­точной мере созревают функции органов и систем организма, формируются психические и личностные свойства, необходимые для осознанного овладения движениями. Одаренные дети прохо­дят путь от новичка до мастера спорта за 5 —7 лет. Сведения о мотивах, интересах, склонностях к занятиям гимнастикой педа­гог-тренер может получить в беседе с учениками и их родителями.

В беседе с учеником можно задать следующие вопросы:

1. Почему для спортивных занятий ты избрал именно гимнас­тику, какую пользу для себя хочешь извлечь из спортивных заня­тий: укрепить здоровье, стать более сильным, выносливым, лов­ким, добиться звания мастера спорта, стать чемпионом?

2. Знаешь ли ты, какие требования к тебе будут предъявлены условиями спортивных занятий? Соответствуют ли твои способ­ности на сегодня предъявляемым требованиям?

(Ученик может не знать о требованиях, которые ему будут предъявлены в ходе спортивных занятий. Тогда о них надо будет рассказать в доходчивой форме.)

3. Занятия спортом потребуют много сил и времени, хватит ли
их у тебя, чтобы хорошо учиться в школе и тренироваться?

В беседе с родителями можно получить сведения об ученике, задавая следующие вопросы:

1. Каково ваше отношение к намерениям сына (дочери) серь­езно заняться гимнастикой как видом спорта?

2. Каковы бытовые условия у вас дома и ваши возможности помогать ребенку в школьной учебе и в спортивных занятиях?

3. Сколько времени ваш ребенок тратит на выполнение домаш­них заданий? Какие предметы даются ему лучше, а какие хуже? Какова его физическая и умственная работоспособность? Насколь­ко он целеустремлен и настойчив в достижении поставленных перед ним целей или целей, которые ставит перед собой сам? Ваше мнение о возможностях вашего ребенка успешно сочетать учебу в школе и занятия спортом?

Школьная успеваемость определяется по итоговым оценкам и по заключениям учителей (главным образом, классного руково­дителя) о том, какими усилиями со стороны ученика она дости­гается с учетом уровня его обучаемости и воспитуемости.

Уровень знаний, двигательных умений и навыков в области гимнастики оценивает учитель физической культуры.

Состояние здоровья определяется на основании результатов медицинских обследований школьным врачом или заключения врачебно-спортивного диспансера. Для педагога-тренера представ­ляет интерес соответствие строения тела ученика и функциональ­ных возможностей его организма требованиям гимнастики, а так­же противопоказания для занятий этим видом спорта.

О способностях ученика к занятиям спортивной гимнастикой можно судить по уровню общей специальной физической подго­товленности, по развитию двигательных и психических способ­ностей, личностных свойств, которые более всего необходимы в этом виде спорта. Важно знать податливость этих способностей к развитию. Учитывается активность ученика на уроках по физичес­кой культуре и его интерес к спортивным занятиям. Такие сведе­ния можно получить у учителя физической культуры. Его прогноз спортивной успешности имеет важное значение в определении спортивной пригодности ученика.

По каждому из перечисленных выше видов отбора могут быть выставлены оценки: вполне соответствует требованиям гимнасти­ки — «5», соответствует — «4», скорее всего соответствует (есть некоторые недостатки) — «3», не соответствует — «2». Ребенок по своим способностям и возможностям в их совокупном проявле­нии вполне соответствует требованиям гимнастики, если сумма набранных баллов по всем видам отбора будет в пределах от 23 до 25; соответствует — 18 — 22 балла; соответствует с ограничения­ми — 15 — 18 баллов и не соответствует — ниже 15 баллов. При вынесении окончательного заключения о пригодности и непри­годности к занятиям гимнастикой со спортивной направленно­стью основное внимание обращается на здоровье и способности. Они должны вполне соответствовать требованиям гимнастики.

Отбор для занятий спортивной гимнастикой представляет со­бой очень сложный и длительный процесс. Условно его разделяют на три этапа.

Первый этап включает в себя начальный и основной виды отбора. Начальный отбор имеет целью установление общей при­годности ребенка к занятиям гимнастикой. Она определяется по результатам оценок по всем пяти видам отбора. При начальном отборе оценивают склонности, способности, интересы, здоровье, особенности строения тела, школьную успеваемость, отношение родителей к увлечению ребенка гимнастикой, итоги беседы с са­мим учеником. На основании полученных данных делают предва­рительное заключение о пригодности ученика к занятиям спортив­ной гимнастикой. Результаты изучения в этот период используют­ся главным образом для осуществления индивидуального и лич­ностного подхода в учебно-тренировочном процессе, для возбуж-

дения у ученика более активного и осознанного отношения к спортивным занятиям и развития воли.

При основном виде отбора из числа занимающихся выделяют­ся лица, наиболее успешно усваивающие программный материал начальной специализированной подготовки. Уточняются склон­ности, способности, интересы и их устойчивость, отношение к занятиям и другие индивидуальные особенности личности учени­ка. В ходе занятий более глубоко и разносторонне изучаются спортивные способности, взаимосвязи между ними, возможно-‘ сти компенсации недостаточно развитых способностей за счет бо­лее развитых, за счет дополнительных усилий самого гимнаста и методического мастерства педагога-тренера.

Второй этап предусматривает более детальное изучение юного гимнаста и прогнозирование его возможности справиться с программой углубленной спортивной подготовки, достичь выс­ших спортивных результатов. Наряду с этим выявляются лица, не перспективные в данном виде спорта.

Третий этап отбора направлен на выявление спортсме­нов, достойных включения в сборную команду для участия в ответственных соревнованиях. Это делается на основе обобще­ния результатов углубленного изучения личности гимнаста, его способностей, физической (общей и специальной) подготовлен­ности, наличия технической, тактической, теоретической, пси­хологической готовности достойно защитить спортивную честь города, области, республики, Российской Федерации на сорев­нованиях, вплоть до международных. Большое значение прида­ется психическим и личностным свойствам спортсменов. Обоб­щение всех имеющихся данных о гимнасте позволяет с большой долей объективности предугадывать возможный спортивный ре­зультат каждого члена команды.

При отборе лиц для занятий спортивной гимнастикой в расчет принимаются только объективные данные о наиболее значимых для гимнастики свойствах (способностях) личности и изучаются они объективными методами как в статике, так и в динамике.

Источник

Оцените статью