Критерии оценки, методы и приемы эффективности физкультурных занятий.
Эффективность занятий по физической культуре оценивается по степени эффективности решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач
Специфика задач и критерии по которым оценивается их результативность, представлены в таблице.
Таблица №5. Критерии оценки результативности решения задач физкультурного занятия.
Задачи занятия | Содержание задач занятия | Критерии результативности |
1. Образовательные | Формирование двигательных умений и навыков. | Усвоение задач занятия всеми детьми. |
2.Оздоровительные | Формирование систем и функций организма. Удовлетворение потребности в движении. Укрепление организма. | Оптимальность физической нагрузки, двигательной активности. Наличие закаливающих мероприятий. |
3. Воспитательные. | Умственное, нравственное, трудовое воспитание. Развитие интереса к физическим упражнениям. | Наличие специальных ситуаций,активизирующих мышление, выбор способа поведения. Эстетическая обстановка. Положительный эмоциональный тонус детей. |
Для усвоения детьми программного содержания необходимо продумать и обеспечить следующую логическую цепочку приемов:
1.Точно определить объём программного материала в соответствии с принципами обучения, возрастными и индивидуальными возможностями детей.
2. Уметь трансформировать задачу педагога в задачу для ребенка; сформулировать её интересно, четко, конкретно, с учетом возраста.
3.Выбрать методы обучения (наглядные, словесные, практические, творческие задания) в зависимости от этапа обучения тому или иному движению, а так же наиболее оптимальные пособия, место, тип и форму занятия.
4. Создать условия для многократного повторения движения.
5. Обеспечить оценку двигательных умений детей:
а) в младших группах – общая похвала;
б) в старших группах – общая, дифференцированная и индивидуальная.
Практические умения, необходимые воспитателю для проведения физкультурных занятий.
Каждый воспитатель находит свои методы и приемы для решения поставленных задач.
1. Подготовка к занятию – продумать содержание занятия, подготовить оборудование, пособия, наметить конечные результаты. Необходимо: учесть этапы обучения; предусмотреть достаточную площадь, гигиену, одежду, обувь, удобно разместить пособия.
2. Разминка– подготовка организма к нагрузке, продумывание целесообразности движений, их разнообразия по построению, направлению, темпу выполнения, нагрузке. Необходимо: не допустить длительных бесцельных движений, дать четкие, краткие организационно – методические указания, продумать ритмическое сопровождение.
3. Общеразвивающие упражнения – выполнение с наибольшей пользой для организма (правильная осанка, дыхание, темп). Необходимо: предусмотреть название упражнений, смену И.П., их разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по проговариванию).
4. Основные движения— овладение на уровне выдвинутых задач:
Научить выполнять в целом на I этапе, элементам техники на II; творческому исполнению на III. Необходимо: поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного творческого повторения движений, продумать методы обучения, оценку.
Подвижная игра – совершенствование движений, обеспечение пика нагрузки, упражнение в поведении. Необходимо: объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших – выделить правила); распределить роли, использовать всю возможную площадь, добиваться выполнения правил, качественного творческого выполнения движений, регулировать нагрузку.
Заключительная часть – восстановить пульс и дыхание. Необходимо: не допустить резкой остановки после бега и другой нагрузки, восстанавливать дыхание, начиная с ускоренной ходьбы с постепенным замедлением темпа, включением дыхательных упражнений. Подвижная игра малой подвижности.
Варианты физкультурных занятий.
Современные научно – методические представления о занятиях по физической культуре основываются на многочисленных научных исследованиях и опыте практических работников. Обоснованы определенные подходы к структуре, типам занятий, определены критерии оценки их эффективности.
В настоящее время существует большое количество вариантов физкультурных занятий, что позволяет работникам ДОУ творчески и с учетом индивидуальных особенностей детей решать задачи физического воспитания детей.
Алямовская В.Г. Программа «Здоровье». Основные варианты физкультурных занятий:
1. Занятия обычного типа.
2. Игровые занятия, построенные на основе народных подвижных игр и аттракционов.
3. Занятия – тренировки по обучению спортивным играм, элементам легкой атлетики.
4. Прогулки – походы это длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Протяженность каждого маршрута до 4 -5 км. Это занятие позволяет не только укрепить своё здоровье, так как ходьба и бег – универсальные виды движений, при которых работают все группы мышц, но и значительно расширить свои знания об окружающем мире.
5. Сюжетно – игровые занятия (прогулки – занятия) сочетаются с задачами по спортивному ориентированию, развитию речи и т.д.
6. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах решают следующие задачи: научить детей пользоваться ими, развить их самостоятельность; повысить плотность физкультурных занятий.
7. Занятия, построенные на танцевальном материале, включают разные виды ходьбы и бега, элементы танцевальных движений, народные и современные танцы, музыкальные подвижные игры и хороводы.
8. Самостоятельные занятия решают следующие задачи:
а) обучение осознанному и правильному выполнению движений в нужной последовательности;
б) обучение страховке;
в) формирование организаторских действий.
9. Занятия серии «Забочусь о своем здоровье». На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи; получают начальные познания о полезных и вредных растениях правилах обработки овощей и фруктов.
10.Занятия – зачеты это итоговые занятия, которые проводятся каждые два месяца. Их цель – оценка умений детей. Перед занятием составляются протоколы оценки физических качеств и физической подготовленности с учетом коэффициента двигательного развития каждого ребенка. Воспитатель проводит занятие в интересной для детей сюжетно – игровой форме.
Источник
Оценка эффективности систематических занятий физическими упражнениями
Эффективность тренировочных занятий легче анализировать, если вместе с учетом объема нагрузки и интенсивности упражнений ведется и дневник самоконтроля. Это позволяет также и своевременно корректировать план.
Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.
Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.
Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.
Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.
Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.
При исследовании функционального состояния организма, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса о допуске к занятиям спортом и о “дозе” физической нагрузки, от них во многом зависит уровень физической работоспособности.
Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы – пульс (частота сердечных сокращений) и его изменения.
Пульс покоя: измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2–3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).
ЧСС в покое в среднем у мужчин (55–70) уд./мин., у женщин – (60–75) уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – (брадикардия).
Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое значение данные артериального давления.
Артериальное давление. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт. ст., минимальное – от 60 до 79 мм рт. ст.
Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. – гипотоническим.
Для характеристики сердечно сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.
Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.
Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.
Заключение
Приобщение к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.
Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности. Тренировочный процесс предполагает: постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок и систематически регулярно на протяжении более длительного время (недель, месяцев, лет).
Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность. К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.
Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.
Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма.
Итак, жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно- трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете определяются уровнем здоровья. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью самостоятельных занятий физическими упражнениями помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Душанин А. П., Жолдак В. И. Москва, 1996.
2. Физическая культура и здоровый образ жизни. Виноградов П. А. Москва, 1990.
3. Здоровье и физическая культура/ Под ред. Г. М. Куколевского: Учеб. Пособие. Москва, 1979 г.
4. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2003. – 448 с.
Источник
Физическая культура. 6 класс
Конспект урока
Физическая культура, 6 класс
Урок № 8. Оценка эффективности занятий физической подготовкой
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Как сформулировать задачи занятий физической подготовкой и подобрать для их решения учебное содержание?
- Как составлять планы занятий физической подготовкой, обеспечивающие индивидуальную динамику повышения физической нагрузки, исходя из результатов самонаблюдения?
Глоссарий по теме:
Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Быстрота — способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Выносливость — способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения эффективности.
Ловкость — это совокупность координационных способностей.
Гибкость — это способность выполнять упражнения с большой амплитудой.
ЧСС (пульс) — частота (количество) сердечных сокращений за 1 минуту.
Величина нагрузки — это мера воздействия физических упражнений на организм. Величина нагрузки определяется, с одной стороны, количеством и качеством физических упражнений (скорость бега, поднятый вес и т. п.), а с другой — реакцией организма на выполнение упражнений (ЧСС и т. п.). Величина нагрузки характеризуется её интенсивностью и объёмом.
Интенсивность нагрузки — это напряжение, которое испытывает организм при мышечной работе. Интенсивность определяется мощностью и сложностью выполняемых упражнений (высота прыжка, дальность метания, скорость бега, координационная сложность гимнастических или акробатических упражнений).
Объём нагрузки — это величина мышечной работы, которую выполняет человек. Объём определяется количеством выполненных упражнений за определённый отрезок времени (за одно занятие, день, четверть, год).
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Физическая культура. 6-7 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. / А.П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2019. стр. 17-33; 43-45.
Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Формулирование задач занятия общей физической подготовкой. В план занятий физической подготовкой обязательно входят три основных раздела: «Задачи занятия», «Содержание занятия» и «Самонаблюдение во время занятия».
Задачи занятия должны быть сформулированы кратко и характеризовать основную направленность планируемого занятия.
Определение учебного содержания занятия физической подготовкой. Содержание занятия оформляется в виде таблицы, в которой необходимо выделить три графы.
Содержание занятия делится на три основные части.
Фиксация результатов самонаблюдения во время занятия физической подготовкой. В 3-ем разделе плана занятия физической подготовкой фиксируются показатели пульса за 1 минуту, которые регистрировались во время занятия, а также показатели самочувствия по признакам утомления.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выберите тип интерактивного теста:
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Информация о тестовом вопросе:
Вставьте пропущенные слова:
«К основным физическим качествам человека относят мышечную силу, ___________________, выносливость, ____________________, гибкость. Содержание занятия физической подготовкой делится на ________ части. Первая часть занятия ___________________. В разделе плана занятия по физической подготовке «Самонаблюдение во время занятия» фиксируются показатели ______________, а также показатели самочувствия по признакам утомления»
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
«К основным физическим качествам человека относят мышечную силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Содержание занятия физической подготовкой делится на три части. Первая часть занятия «Подготовительная». В разделе плана занятия по физической подготовке «Самонаблюдение во время занятия» фиксируются показатели пульса, а также показатели самочувствия по признакам утомления».
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неправильными
Выберите тип интерактивного теста:
Информация о тестовом вопросе:
Подчеркните основные физические качества человека:
Д. Мышечная сила.
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Д. Мышечная сила.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные комбинации ответов являются неправильными
Источник