Критерии эффективности занятий физическими упражнениями

Критерии оценки, методы и приемы эффективности физкультурных занятий.

Эффективность занятий по физической культуре оценивается по степени эффективности решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач

Специфика задач и критерии по которым оценивается их результативность, представлены в таблице.

Таблица №5. Критерии оценки результативности решения задач физкультурного занятия.

Задачи занятия Содержание задач занятия Критерии результативности
1. Образовательные Формирование двигательных умений и навыков. Усвоение задач занятия всеми детьми.
2.Оздоровительные Формирование систем и функций организма. Удовлетворение потребности в движении. Укрепление организма. Оптимальность физической нагрузки, двигательной активности. Наличие закаливающих мероприятий.
3. Воспитательные. Умственное, нравственное, трудовое воспитание. Развитие интереса к физическим упражнениям. Наличие специальных ситуаций,активизирующих мышление, выбор способа поведения. Эстетическая обстановка. Положительный эмоциональный тонус детей.

Для усвоения детьми программного содержания необходимо продумать и обеспечить следующую логическую цепочку приемов:

1.Точно определить объём программного материала в соответствии с принципами обучения, возрастными и индивидуальными возможностями детей.

2. Уметь трансформировать задачу педагога в задачу для ребенка; сформулировать её интересно, четко, конкретно, с учетом возраста.

3.Выбрать методы обучения (наглядные, словесные, практические, творческие задания) в зависимости от этапа обучения тому или иному движению, а так же наиболее оптимальные пособия, место, тип и форму занятия.

4. Создать условия для многократного повторения движения.

5. Обеспечить оценку двигательных умений детей:

а) в младших группах – общая похвала;

б) в старших группах – общая, дифференцированная и индивидуальная.

Практические умения, необходимые воспитателю для проведения физкультурных занятий.

Каждый воспитатель находит свои методы и приемы для решения поставленных задач.

1. Подготовка к занятию – продумать содержание занятия, подготовить оборудование, пособия, наметить конечные результаты. Необходимо: учесть этапы обучения; предусмотреть достаточную площадь, гигиену, одежду, обувь, удобно разместить пособия.

2. Разминка– подготовка организма к нагрузке, продумывание целесообразности движений, их разнообразия по построению, направлению, темпу выполнения, нагрузке. Необходимо: не допустить длительных бесцельных движений, дать четкие, краткие организационно – методические указания, продумать ритмическое сопровождение.

3. Общеразвивающие упражнения – выполнение с наибольшей пользой для организма (правильная осанка, дыхание, темп). Необходимо: предусмотреть название упражнений, смену И.П., их разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по проговариванию).

4. Основные движения— овладение на уровне выдвинутых задач:

Научить выполнять в целом на I этапе, элементам техники на II; творческому исполнению на III. Необходимо: поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного творческого повторения движений, продумать методы обучения, оценку.

Подвижная игра – совершенствование движений, обеспечение пика нагрузки, упражнение в поведении. Необходимо: объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших – выделить правила); распределить роли, использовать всю возможную площадь, добиваться выполнения правил, качественного творческого выполнения движений, регулировать нагрузку.

Заключительная часть – восстановить пульс и дыхание. Необходимо: не допустить резкой остановки после бега и другой нагрузки, восстанавливать дыхание, начиная с ускоренной ходьбы с постепенным замедлением темпа, включением дыхательных упражнений. Подвижная игра малой подвижности.

Варианты физкультурных занятий.

Современные научно – методические представления о занятиях по физической культуре основываются на многочисленных научных исследованиях и опыте практических работников. Обоснованы определенные подходы к структуре, типам занятий, определены критерии оценки их эффективности.

В настоящее время существует большое количество вариантов физкультурных занятий, что позволяет работникам ДОУ творчески и с учетом индивидуальных особенностей детей решать задачи физического воспитания детей.

Алямовская В.Г. Программа «Здоровье». Основные варианты физкультурных занятий:

1. Занятия обычного типа.

2. Игровые занятия, построенные на основе народных подвижных игр и аттракционов.

3. Занятия – тренировки по обучению спортивным играм, элементам легкой атлетики.

4. Прогулки – походы это длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Протяженность каждого маршрута до 4 -5 км. Это занятие позволяет не только укрепить своё здоровье, так как ходьба и бег – универсальные виды движений, при которых работают все группы мышц, но и значительно расширить свои знания об окружающем мире.

5. Сюжетно – игровые занятия (прогулки – занятия) сочетаются с задачами по спортивному ориентированию, развитию речи и т.д.

6. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах решают следующие задачи: научить детей пользоваться ими, развить их самостоятельность; повысить плотность физкультурных занятий.

7. Занятия, построенные на танцевальном материале, включают разные виды ходьбы и бега, элементы танцевальных движений, народные и современные танцы, музыкальные подвижные игры и хороводы.

8. Самостоятельные занятия решают следующие задачи:

а) обучение осознанному и правильному выполнению движений в нужной последовательности;

б) обучение страховке;

в) формирование организаторских действий.

9. Занятия серии «Забочусь о своем здоровье». На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи; получают начальные познания о полезных и вредных растениях правилах обработки овощей и фруктов.

10.Занятия – зачеты это итоговые занятия, которые проводятся каждые два месяца. Их цель – оценка умений детей. Перед занятием составляются протоколы оценки физических качеств и физической подготовленности с учетом коэффициента двигательного развития каждого ребенка. Воспитатель проводит занятие в интересной для детей сюжетно – игровой форме.

Источник

Оценка эффективности систематических занятий физическими упражнениями

Эффективность тренировочных занятий легче анализировать, если вместе с учетом объема нагрузки и интенсивности упражнений ведется и дневник самоконтроля. Это позволяет также и своевременно корректировать план.

Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.

Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.

При исследовании функционального состояния организма, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса о допуске к занятиям спортом и о “дозе” физической нагрузки, от них во многом зависит уровень физической работоспособности.

Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы – пульс (частота сердечных сокращений) и его изменения.

Пульс покоя: измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2–3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).

ЧСС в покое в среднем у мужчин (55–70) уд./мин., у женщин – (60–75) уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – (брадикардия).

Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое значение данные артериального давления.

Артериальное давление. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт. ст., минимальное – от 60 до 79 мм рт. ст.

Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. – гипотоническим.

Для характеристики сердечно сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.

Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.

Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

Заключение

Приобщение к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности. Тренировочный процесс предполагает: постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок и систематически регулярно на протяжении более длительного время (недель, месяцев, лет).

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность. К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма.

Итак, жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно- трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете определяются уровнем здоровья. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью самостоятельных занятий физическими упражнениями помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Душанин А. П., Жолдак В. И. Москва, 1996.

2. Физическая культура и здоровый образ жизни. Виноградов П. А. Москва, 1990.

3. Здоровье и физическая культура/ Под ред. Г. М. Куколевского: Учеб. Пособие. Москва, 1979 г.

4. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2003. – 448 с.

Источник

Физическая культура. 6 класс

Конспект урока

Физическая культура, 6 класс

Урок № 8. Оценка эффективности занятий физической подготовкой

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Как сформулировать задачи занятий физической подготовкой и подобрать для их решения учебное содержание?
  2. Как составлять планы занятий физической подготовкой, обеспечивающие индивидуальную динамику повышения физической нагрузки, исходя из результатов самонаблюдения?

Глоссарий по теме:

Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Быстрота — способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Выносливость — способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения эффективности.

Ловкость — это совокупность координационных способностей.

Гибкость — это способность выполнять упражнения с большой амплитудой.

ЧСС (пульс)частота (количество) сердечных сокращений за 1 минуту.

Величина нагрузкиэто мера воздействия физических упражнений на организм. Величина нагрузки определяется, с одной стороны, количеством и качеством физических упражнений (скорость бега, поднятый вес и т. п.), а с другойреакцией организма на выполнение упражнений (ЧСС и т. п.). Величина нагрузки характеризуется её интенсивностью и объёмом.

Интенсивность нагрузкиэто напряжение, которое испытывает организм при мышечной работе. Интенсивность определяется мощностью и сложностью выполняемых упражнений (высота прыжка, дальность метания, скорость бега, координационная сложность гимнастических или акробатических упражнений).

Объём нагрузкиэто величина мышечной работы, которую выполняет человек. Объём определяется количеством выполненных упражнений за определённый отрезок времени (за одно занятие, день, четверть, год).

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Физическая культура. 6-7 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. / А.П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2019. стр. 17-33; 43-45.

Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Формулирование задач занятия общей физической подготовкой. В план занятий физической подготовкой обязательно входят три основных раздела: «Задачи занятия», «Содержание занятия» и «Самонаблюдение во время занятия».

Задачи занятия должны быть сформулированы кратко и характеризовать основную направленность планируемого занятия.

Определение учебного содержания занятия физической подготовкой. Содержание занятия оформляется в виде таблицы, в которой необходимо выделить три графы.

Содержание занятия делится на три основные части.

Фиксация результатов самонаблюдения во время занятия физической подготовкой. В 3-ем разделе плана занятия физической подготовкой фиксируются показатели пульса за 1 минуту, которые регистрировались во время занятия, а также показатели самочувствия по признакам утомления.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Информация о тестовом вопросе:

Вставьте пропущенные слова:

«К основным физическим качествам человека относят мышечную силу, ___________________, выносливость, ____________________, гибкость. Содержание занятия физической подготовкой делится на ________ части. Первая часть занятия ___________________. В разделе плана занятия по физической подготовке «Самонаблюдение во время занятия» фиксируются показатели ______________, а также показатели самочувствия по признакам утомления»

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

«К основным физическим качествам человека относят мышечную силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Содержание занятия физической подготовкой делится на три части. Первая часть занятия «Подготовительная». В разделе плана занятия по физической подготовке «Самонаблюдение во время занятия» фиксируются показатели пульса, а также показатели самочувствия по признакам утомления».

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неправильными

Выберите тип интерактивного теста:

Информация о тестовом вопросе:

Подчеркните основные физические качества человека:

Д. Мышечная сила.

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Д. Мышечная сила.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные комбинации ответов являются неправильными

Источник

Читайте также:  Комплекс выполнения упражнений с гирей
Оцените статью