- Краткие страдательные причастия материал закрепления на упражнениях
- Дидактический материал по русскому языку. Карточки-задания по теме «Причастие»
- Карточка №1. «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».
- Карточка №2. Действительные причастия прошедшего времени.
- Карточка №3. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
- Карточка №4. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.
- Карточка №5. Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
- Карточка №6. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
- —>Мой сайт —>
- —> —>Меню сайта —>
- —> —>Форма входа —>
- —> —>Категории раздела —>
- —> —>Поиск —>
- —> —>Друзья сайта —>
- —> —>Статистика —>
Краткие страдательные причастия материал закрепления на упражнениях
1. Полные причастия и прилагательные заменить краткими, найти слова, от которых они образованы: болезненная операция — операция болезненна (болезнь); вспаханные поля— поля вспаханы (вспахать).
Измученная лошадь, берега пустынные, предложение жизненное, потерянные ключи, чулки длинные, юные лица, дописанное сочинение, оконченные работы, выученная теорема, ценное изобретение, единые требования, оставленные вещи, развеянные сомнения.
2. В данных словосочетаниях полное причастие заменить кратким, записать полученные предложения.
Установленные проекционные фонари; огороженные конопляные участки; оштукатуренное старинное здание; прерванная телефонная связь; исправленные многочисленные- ошибки; заброшенная водяная мельница; скошенное овсяное поле.
3. Сначала устно образовать от данных глаголов полные причастия, затем письменно — краткие; с полными составить предложения.
Поля вспахали и удобрили. Яблоки собрали и рассортировали. Журналы сброшюровали и переплели. Траву скосили и сложили в копны.
4. Из данных словосочетаний построить предложения. В качестве сказуемого употребить сначала краткое причастие, а затем краткое прилагательное: пустынные слабо освещенные улицы — Пустынные улицы слабо освещены. Слабо освещенные улицы пустынны.
1) Потерянные ценные вещи.
2) Внезапно разбуженные полусонные ребята.
3) Выученные трудные уроки.
4) Бесчисленные запутанные следы.
5) Мужественные овеянные славой герои.
5. Комментированное письмо.
1) Пустыня таинственна и безжизненна, пока не разгаданы ее тайны.
2) Торжественна и загадочна тишина леса.
3) Дорога длинна, путники измучены, но непреклонна их воля.
4) Все эти книги прочитаны длинными бессонными ночами.
5) Все были захвачены и потрясены его искренней пламенной речью.
6) Многочисленные северные острова затеряны в ледяных просторах.
7) Мне была подарена шкатулка, оклеенная диковинными ракушками.
Наташа была равнодушна, сдержанна и как будто рассеянна.
Учащиеся ошибаются не только в написании нн и н в прилагательных и причастиях; часто приходится встречаться с ошибочным написанием гласной перед н в кратких причастиях (засеян, увенчан, успокоен) и в некоторых прилагательных единственного числа мужского рода (опасен, строен).
Чтобы не ошибиться в правописании этих орфограмм, учащиеся должны краткую форму заменить полной и по ней определить часть речи. Если это причастие, то у него в краткой форме сохраняется та же гласная, что и в полной (засеянный — засеян, увенчанный — увенчан, успокоенный — успокоен), если это прилагательное, то в краткой форме мужского рода единственного числа у него появляется беглое е (ясный — ясен, стройный — строен, опасный — опасен, душный — душен, знойный — зноен).
Учащиеся также часто смешивают краткую форму прилагательного слышен (слышна, слышно, слышны), образованную от полной формы слышный, с кратким причастием услышан (услышана, услышано, услышаны), образованным от причастия услышанный.
Полезно обратить внимание учащихся и на то, что от прилагательного достойный краткая форма будет достоин, а удостоен — краткое причастие, образованное от глагола удостоить.
Материал для тренировочных работ.
1. Краткую форму причастий и прилагательных заменить полной и наоборот.
а) Дом выстроен, отпуск обещан. Сын послушен. Достоин награды. Деньги разменяны. Мальчик доволен. Удостоен звания.
б) Голодный щенок. Запущенный сад. Рассеянные ученики. Знойный полдень. Душный воздух. Интересный рассказ, засеянный участок. Прямолинейный ответ.
2. Из данных предложений выписать в один столбик причастия, а в другой — прилагательные. Найти их полную форму.
1) Воздух душен, сонна степь.
2) Керосин из бочки выкачан.
3) Прекрасен, но опасен бурный океан.
4) Прозрачен и зноен воздух.
5) Победитель овеян славой и увенчан лаврами.
6) Путь его был труден й опасен, он совсем измучен.
7) Костюм его плохо скроен и сильно изношен.
Отряд замечен и обстрелян неприятелем.
9) Портрет увеличен и вставлен в раму.
10) Ребенок послушен и достоин похвалы.
Предложения, которые можно использовать для диктанта.
1) В заснеженном лесу звериные тропы длинны и запутаны.
2) На заболоченном участке организованы осушительные работы. Заказанные товары закуплены и отправлены.
3) Атомный ледокол построен и спущен на воду.
4) На его картине отдаленные горы в Предутреннем тумане были едва намечены.
5) Найденные недавно старинные монеты переданы в местный музей.
Особую трудность для правописания представляют краткие страдательные причастия и сходные с ними краткие прилагательные от причастного образования. Например: По полю рассеяны семена и эти мальчики на уроке рассеянны.
Для различения этих форм можно использовать следующие приемы.
1. Причастие всегда можно заменить глаголом: По полю рассеяны семена.— По полю рассеяли семена; Экзамены выдержаны отлично.— Экзамены выдержали отлично.
Прилагательные заменить глаголом нельзя, но от них можно образовать сравнительную степень: Эти мальчики на уроках рассеянны.— Эти мальчики сегодня были рассеяннее, чем всегда. Ваши друзья выдержанны.— Ваши друзья стали выдержаннее.
2. Причастие можно заменить другим причастием: По полю рассеяны семена.— По полю разбросаны семена; Экзамены выдержаны.—Экзамены сданы.
Прилагательное можно заменить другим прилагательным:
Мальчики на уроках рассеянны.— Мальчики на уроках невнимательны.
Ваши друзья выдержанны.— Ваши друзья дисциплинированны.
К каждому предложению с сомнительным случаем мы применяем один из указанных приемов, а если сомнение, не разрешено, то проводим проверку обоими способами.
Закрепить этот навык можно при разборе предложений.
1) Путешественники озабочены отсутствием проводника.
2) Организована группа продленного дня.
3) Мое внимание сосредоточено на решении задачи.
4) Она всегда слишком озабоченна.
5) Бурные потоки воды сдержаны плотиной.
6) Бригада организованна и дружна.
7) Дети воспитаны и умны.
На уроке все были сосредоточены.
В результате такой работы над темой учащиеся, как правило, усваивают отличие прилагательных от причастий и не допускают ошибок в этих грамматических формах.
Источник
Дидактический материал по русскому языку. Карточки-задания по теме «Причастие»
Класс: 7
Ключевые слова: причастие , карточки-занятия
В 7 классе дети знакомятся с новой частью речи – причастием. Это одна из наиболее сложных для изучения тем, и учащиеся испытывают определенные трудности при освоении данной темы, в частности, в правописании суффиксов причастий. Поэтому требуется многократное повторение правил и систематическая отработка навыков правописания.
Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся являются эффективным и удобным способом закрепления пройденного материала, т.к. дети успевают выполнить больше заданий, проверка карточек занимает небольшое время, поэтому ребенок быстро получает обратную связь и может сразу проработать свои ошибки.
Дидактический материал разделен по темам:
- Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
- Действительные причастия прошедшего времени
- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
- Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
- Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
- Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных
Карточка №1. «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.
Стел…щийся, корм…щий, дыш…щий, бор…щийся, плач…щий, держ…щий, ре…щий, скач…щий, мел…щий, пил…щие, плещ…щиеся, пен…щийся, клокоч…щий, кле…щий, сража…щийся, хлопоч…щая, расстила…щаяся, стро…щееся, кол…щий, ненавид…щий, пряч…щийся, готов…щийся, дремл…щий, слыш…щийся, ла…щая, спеш…щий, завис…щий, знач…щий, колебл…щийся.
Карточка №2. Действительные причастия прошедшего времени.
Вставьте пропущенные буквы.
Стро…вший, се…вший, увид…вший, ве…вший, высме…вший, ре…вший, замет…вший, огорош…вший, наде…вшийся, раска…вшийся, раста…вший, слыш…вший, прав…вший, обид…вший, направ…вший, постро…вший, ужал…вший, ла…вший, отта…вший, завис…вший, ненавид…вший, встрет…вший, отча…вшийся, зажмур…вшийся.
Карточка №3. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.
Изуча…мый, слыш…мый, обурева…мый, избира…мый, независ…мый, движ…мый, оберега…мый, исполня…мый, колебл…мый, реша…мый, обрабатыва…мый, ненавид…мый, поднима…мый, сдвига…мый, знач…мый, чита…мый, внуша…мый, склоня…мый, вид…мый, пополня…мый, объявля…мый, замеча…мый, отправля…мый.
Карточка №4. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.
Вставьте пропущенные буквы.
Закле…нный, сдерж. нный, умнож..нный, накормл…нный, выуч…нный, вылеч…нный, повеш..нный, перемнож…нный, разнош…нный, взлеле…нный, увид…нный, зате…нный, разбуж…нный, взорв…нный, позолоч…нный, накле…нный, вымаз…нный, подстрел…нный, расстрел…нный, книги напечат…ны, запасы огранич…ны, поля засе…ны, картинки раскраш…ны, слова искаж…ны, дороги расчищ…ны.
Карточка №5. Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Вставьте пропущенные буквы.
Жаре…ый на масле картофель, моще…ая дорога, прощё…ое воскресенье, купле…ая вещь, посажё…ый отец, жаре…ые грибы, метко броше…ый камень, разлинова…ая бумага, недавно краше…ый забор, реше…ая задача, назва…ый брат, вяза…ая крючком кофта, рискова…ый поступок, вяза…ые перчатки, кипяче…ое молоко, прида…ое невесты, балова…ый ребёнок, рва…ая рубашка, бракова…ый товар, скова…ый льдом, невида…ый урожай.
Карточка №6. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
Вставьте пропущенные буквы.
Девочка взволнова…а событиями, девочка взволнова…а, ягоды подавле…ы в корзине, люди подавле…ы и унылы, рука обожже…а, сумма собра…а, речь стройна и собра…а, девочка рассея…а, семена рассея…ы ветром, публика избалова…а гастролёрами, сани привяза…ы, вещи утеря…ы в дороге, ошибка исправле…а, овощи замороже…ы, встреча устрое…а, сочинение сда…о.
Источник
—>Мой сайт —>
—> —>Меню сайта —>
—> —>Форма входа —>
—> —>Категории раздела —>
—> —>Поиск —>
—> —>Друзья сайта —>
—> —>Статистика —>
Упражнение 301. Образуйте от данных ниже глаголов и напишите действительные причастия прошедшего времени; выделите суффиксы.
Выдержать, обнаружить, расклеить, посеять, зависеть, выкосить, сгладить, увидеть, обидеть, выстроить, надеяться, обезуметь, образумиться, состариться, ворочаться, запрячь (запряг), привлечь (привлёк),отпереть (отпер), промокнуть (промок), разгрести (разгрёб), привести (приведу), подмести (подмету).
302. Образуйте от данных ниже глаголов и напишите страдательные причастия прошедшего времени; выделите суффиксы.
Опрокинуть, согреть, пришить, раскрыть, приколоть, размолоть, разуть, начать, сжать, отпереть (отпер), затереть (затёр), услышать, затеять, рассмотреть, вывести (выведу), отгрызть, привлечь, выжечь (выжгу), сгрести (сгребу), вывезти, приобрести (приобрету), поразить, выкрасить, огородить, осудить, захватить, просветить, отпустить, пригвоздить, купить, проявить, провертеть.
303. Образуйте от данных ниже глаголов и напишите страдательные причастия прошедшего времени (полной и краткой формы).
Развенчать, разучить, привлечь, отпустить, обещать, осветить, выслушать, высушить, оглушить, выразить, задержать, выгрузить, подарить, потерять, обстрелять, подстрелить, выкроить, высмеять, затеять, усвоить, посеять, отклеить.
304. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы страдательных причастий.
1) Город выстроен у подошвы скалы, увенч…нной крепостью. 2) В назнач…нный час я уже был у генерала. 3) Вперёд поехала пушка, окруж. нная пехотными солдатами. 4) Я ехал по земле, везде засе. нной хлебом. 5) В моё время ванны находились в маленьких лачужках, наскоро постро…нных. 6) Вся степь усеялась множеством людей, вооруж…нных копьями и сайдаками. 7) Дрожащий свет слабо озарял занавеш. нную кровать и столик, уставл. нный склянками с ярлыками. 8) Троекуров мало заботился о выигрыше зате. нного им дела. 9) С высоты гор в лощине открывался взору Арзрум со своей цитаделью, с минаретами, с зелёными кровлями, накле. нными одна на другую.
(Из произведений А С Пушкина.)
305. Напишите по данному образцу Оконченная работа.–Работа окончена. Туманная ночь,– Ночь туманна.
1. Подстреленная утка. Обстрелянная колонна. Завешенные окна. Взвешенные товары. Замешенное тесто. Смешанные жидкости. Засеянные поля. Расклеенные афиши.
2. Законные требования. Зелёные ягоды. Обезоруженные отряды. Безоружные люди. Выстроенные здания. Бездонная пропасть. Написанная картина. Ценное признание. Услышанные сигналы.
306. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1) После собрания будет устро. н концерт. (Н. О.) 2) Все приготовления были оконч…ны. (Н. О.) 3) Окна завеш. ны брезентовыми палатками. (Н. О.) 4) Он всегда вооруж. н. (Н. О.) 5) Нам слыш. н был шум голосов. (Н. О.) 6) Блеском вечерним обве. ны горы. 7) Лодка была точно прикле. на к чёрной воде, густо украш…нной жёлтыми листьями. (М. Г.)8) Щебнем и разбитым кирпичом усе. на верхушка утёса. (Г.) 9) Уж огни были зажж. ны. (Ч.) 10) Валентин сдерж. н, но учтив. (С.-Щ.)
1) В побледневшем, вымороже. ом небе белое солнце торопливо описывало короткую кривую. 2) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу, вымоще. ую круглыми серыми камнями, усея. ую жёлтой листвой. 3) Слинявшие дома нашей улицы напудре. ы пылью. 4) Вся плошадь изреза. а оврагами. 5) Деревья в садах так плотно склее. ы тьмой, точно их кто в дёготь окунул. 6) Отец шёл впереди с зажжё. ой свечой. 7) Льняные волосы лежали на черепе, точно приклее. ые. 8) На лице его, густо усея. ом веснушками, дерзко блестели большие голубые глаза. 9) Грудь туго накрахмале. ой рубашки была украше. а дьявольски пёстрым галстуком.
(Из произведений М. Горького.)
308. Напишите все возможные формы причастий от каждого глагола.
Командировать, откомандировать, отправить, лежать, спать, отправиться, лечь.
309. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Вид. щий, вид. мый, вид. вший, вид. ный; слыш. щий, слыш…мый, слыш. вший, слыш…нный; леле. щий, леле. мый, леле..вший, взлеле. нный, взлеле. ны; знач…мый, знач…вший, назнач…нный. назнач. ны; кле. щий, кле. вший, скле. нный, скле. ны; се. щий,се…вший, засе. нный, засе. ны.
310. Выделите причастия и укажите, какие они: действительные, или страдательные, настоящего или прошедшего времени?
Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своём картинном опустении. Зелёными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединённые вершины разросшихся на свободе дерёв. Белый колоссальный ствол берёзы, лишённый верхушки, отломленной бурею или грозою подымался из этой зелёной гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная, сверкающая колонна. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал, наконец, вверх и обвивал до половины сломленную берёзу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерёв или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие, цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнёзда на трепетные свои вершины. У иных из них отдёрнутые и не вполне отделённые ветви висели вниз вместе с иссохшими листьями.
(Н. В. Г о г о л ь.)
§ 251. Склонение причастий.
Полные причастия склоняются так же, как качественные и относительные прилагательные. У причастий от возвратных глаголов во всех падежных формах после окончания прибавляется суффикс -ся как после согласных, так и после гласных.
Мужской род Женский род
И. строящийся завод строящаяся фабрика
Р. строящегося завода строящейся фабрики
Д. строящемуся заводу строящейся фабрике
В. строящийся завод строящуюся фабрику
Т. строящимся заводом строящейся фабрикой
П. (о) строящемся заводе (о) строящейся фабрике
И. строящиеся заводы, фабрики, здания
Р. строящихся заводов, фабрик, зданий
Д. строящимся заводам, фабрикам, зданиям
В. строящиеся заводы, фабрики, здания
Т. строящимися заводами, фабриками, зданиями
П. (о) строящихся заводах, фабриках, зданиях
В среднем роде единственного числа причастия имеют те же окончания, что и в мужском, кроме именительного и винительного падежа:строящееся здание.
Упражнение 311. Просклоняйте (письменно).
Вышитый ковёр, колющееся растение, виднеющаяся пристань, разлившаяся речка, развевающееся знамя.
312. Спишите, раскрывая скобки и согласуй причастия с именами существительными.
1) (Возвращающийся) стадо нагнало мой тарантас. 2) Его разбудила беготня, (поднявшийся) в доме. 3) Я пошёл восвояси вдоль (задымившийся) реки. 4) Ветер разгоняет, раздвигает (накопившийся) зной. 5) Человек вышел и прихлопнул за собой плохо (затворявшийся) дверь. 6) Лучи солнца, узкими полосками (прорывавшийся) сквозь ставни, незаметно, но постепенно передвигались и путешествовали по полу. 7) Лошади, сколько я мог различить при чуть(брезжущий), слабо (льющийся) свет звёзд, тоже лежали, понурив головы. 8) Вы раздвинете куст – вас так и обдаст(накопившийся) тёплым запахом ночи. 9) Я прожил с ним несколько недель в Зальцбурге, небольшом силезском городке,(славящийся) своими водами, будто бы (излечивающий) чахотку. 10) Вершины лип под окном были подобны низко(опустившийся) тучам.
(Из произведений И. С. Тургенева.)
313. Спишите, дописывая падежные окончания; где .нужно, пишите суффикс -ся.
I. 1) Кругом горы видны следы разорённого аула, называющ. Татартубом и бывш. некогда главным в большой Кабарде. 2) Лагерь наш стоял на широкой равнине, расстилавш. перед крепостью. 3) Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающ. по разным направлениям. 4) Мы подъехали к нашему лагерю, находивш. уже в тридцати верстах от места, где-мы ночевали. 5) Путешественник Ансело говорит о каком-то русском романе, прославивш.. автора и ещё находяш. в рукописи. 6) Мы подъехали к горам, поросш.. лесом. 7) Я переменил иноходь на крупную рысь и вечером приехал в деревню, находивш. в двадцати верстах от Карса. 8) Меня повели в крепость, уцелевш. посреди сгоревш. города. 9) Проснувш. лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющ. берег. 10) Я ехал по цветут. пустыне, окружённ. издали горами.
(Из произведений А. С. Пушкина.)
II. Нельзя описать совершенно исключительное впечатление счастья, которое испытываешь в детском обществе, выросш. вместе с вами, доверяюш. вам до конца и идущ. с вами вперёд. В таком обществе даже неудача не печалит, даже огорчения и боль кажутся высокими ценностями.
314. Спишите, заменив выделенные слова причастиями и, где ну.жно, изменив падеж существительного, зависящего от причастия.
Горы, которые окружают Арзрум, покрыты снегом большую часть года. 2) Недалеко от селения Казбек переехали мы через Бешеную балку, овраг, который во время сильных дождей превращается в яростный поток. 3) Под нами лежала Койшаурская долина, которую пересекает Арагва. 4) Светлые долины, которые орошает весёлая Арагва, сменили мрачные ущелья и грозный Терек. 5) Наш караван ехал по прелестной долине, между курганами, которые оброслилипой и чинаром. 6) Узкая полоса света, которая виднелась сквозь лесную чащу, блестела яркой синевой. 7) Я поехал по широкой долине, которую окружили горы.
§ 252. Переход причастий в прилагательные и существительные.
1. Если причастие приобретает качественное значение, оно переходит в прилагательное. При этом оно теряет свои глагольные признаки: вид, залог и время. Сравните: 1) Камни, выдающиеся (которые выдаются) над поверхностью воды, гладко отшлифованы волнами. 2) Выдающиеся (исключительные) способности помогли товарищу блестяще справиться с заданием. В первом примере слово выдающиеся – причастие; оно имеет значение настоящего времени (сопоставьте: выдающиеся камни – выдававшиеся камни), во втором примере выдающиеся – прилагательное с качественным значением «исключительный», «яркий», «особенный»; оно потеряло значение времени (выражение «выдававшиеся способности» не имеет смысла).
Разные формы причастий имеют неодинаковые возможности для перехода в прилагательные. Очень легко переходят в прилагательные действительные причастия настоящего времени на -щий, например:
вызывающий вид (наглый), блестящие способности (очень хорошие), чарующая улыбка (прелестная), одуряющий запах(очень сильный), раздражающий тон, ошеломляющее впечатление (исключительно сильное), начинающий писатель (не имеющий опыта в писательском ремесле). От причастий этого типа, перешедших в качественные прилагательные, образуются краткие формы: улыбка чарующа, способности блестящи, вид вызывающ.
Не менее легко переходят в разряд прилагательных страдательные причастия прошедшего времени на -нный и —тый;истощённый ребёнок (исхудалый), ограниченный человек (малоразвитый), испытанный друг (верный), образованный человек (получивший образование), изысканный вкус (тонкий), рассеянный человек (невнимательный, плохо замечающий всё окружающее), избитая тема (давно известная и надоевшая).
Некоторые прилагательные, происшедшие от страдательных причастий, образуют даже сравнительную степень:сдержанный – сдержаннее, образованный – образованнее.
Значительно реже переходят в прилагательные другие формы причастий: причастия от глаголов на —ся, причастия прошедшего времени на —вший. Вот примеры прилагательных, образованных от этих форм причастий: выдающийся писатель, неудавшееся предприятие и др.
2. Как и прилагательные, причастия могут употребляться в значении существительных, например: Я подошёл кспящему. Становясь постоянными обозначениями предметов, некоторые причастия переходят в существительные:учащийся, трудящийся, заведующий, прошедшее, будущее.
Упражнение 315 . Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, где выделенные слова употреблены как причастия, где – как прилагательные, где – как существительные, где – как местоимения.
I. 1) На следу ..щее утром выпал глубокий снег. 2) После долгих споров мы решили следу. щее: дождаться рассвета и потом уже продолжать поиски. 3) Катерок, следу. щий за нашим пароходом, начинает отставать. 4) Я с любопытством начал слушать следу. щий рассказ. 5) Подходите поскорей: кто следу. щий? 6) Очень подозрителен этот человек, всюду следу. щий за нами.
II. 1) Мы, живущие сейчас, отвечаем за нашу Родину перед буд. щими поколениями народа. 2) Наше буд. щеепрекрасно. 3) Буд. щее покажет, насколько мы правы. 4) Посевная площадь в бу.д. щем году у нас ещё увеличится.
Источник