Консультации пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
консультация (младшая группа) на тему

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx 19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость. Умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким подручным реквизитом – бусинами, карандашами, тканью, бумагой и т. п. пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание.

Отечественные ученые (В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. В ходе исследований была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только заниматься произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев.

Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

С возрастом пальчиковые игры усложняются – можно разыгрывать целые сцены.

Игры с пальчиками – это театр, актеры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица и придать им большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки; можно вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.п.

Несколько простых рекомендаций по проведению игр :

  • Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
  • Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции.
  • Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач – сложная задача может сразу отбить интерес к игре.
  • Длительность игр с 2-х летними малышами – 5-10 мин., с детьми 3-4 лет – 15 мин., с 5-6 лет – 25 минут.
  • Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени.
  • Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

Предлагаем вам несколько пальчиковых игр для занятия с ребенком дома.

В эту игру хорошо играть вдвоем – втроем.

Треск и грохот там и тут —

Льды по реченьке плывут.

Друг на дружку льды ложатся.

Бух — бум, бух — бум –

Вот так грохот, вот так шум!

Ладони рук (льдины) движутся параллельно полу.

Ладони рук ребрами сталкивать друг с другом, продолжая движение.

Ладони рук медленно наползают друг на друга, продолжая движение

Ладони рук снова ребрами сталкивать друг с другом.

Вышивает, шьет иголка,

А наперсток в тот же миг

К девочке на пальчик

А колоться ты не смей!

Левая ладонь раскрыта, в правой руке воображаемая иголка; шьет

задевает кончик указательного пальца левой руки.

Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на

указательный палец левой руки наперсток.

Грозят указательным пальцем левой руки.

Рано гусеничка встала,

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышла в сад она гулять.

На травинку заползала

И немножечко устала.

Раз, два, три, четыре, пять –

Захотелось ей поспать.

Улеглась под одеяло,

Снов увидела немало.

А когда пора настала,

Бабочкой красивой стала!

Рука сжата в кулак (гусеница спит).

Указательный и большой пальцы выпрямить и подушечками поставить

на стол (гусеница встала), остальные пальцы прижаты к ладони.

Указательный и большой пальцы медленно сгибать и вытягивать на столе

Указательный и большой пальцы медленно сгибать и вытягивать на столе

Указательный и большой пальцы (гусеницу) перемещать по карандашу

Руку сжать в кулак (гусеница спит).

Кулак (гусеничку) накрыть ладонью другой руки.

Локти поставить на стол, руки ладонями к себе. Руки скрестить и сцепить

большие пальцы (тельце бабочки). Помахать кистями рук

Окунь, сом, лещ, ерш, карась

Обругали щуку всласть.

Щука долго их терпела,

А потом взяла и съела.

Дети разгибают пальцы на левой руке, перечисляя рыб.

Прижатыми друг к другу пальцами изображают щуку.

Мизинец пр. руки то прижимается к остальным пальцам, то отводится

Пальцы пр. руки обхватывают все пальцы левой руки.

К нам весна – красна идет.

Что с собой она несет?

Сонных почек набухание

И цветочков распускание.

«Шагают» пальцами по столу.

Загибают пальцы на руке, перечисляя признаки весны.

Одновременно разгибают все пальцы на руке.

Желаем вам успехов и приятных минут общения с ребенком!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:· способствует овладению навыками мелкой моторики;·.

Материал для родителей.

В статье указана необходимость использования пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста.

Это материал для родителей , какое важное значение массажа и пальчиковой гимнастики имеют в развитии речи дошкольников.Как может развиваться память ребёнка в дошкольном возрасте. Как массаж и пальчико.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука &nd.

В статье описано значение пальчиковой гимнастики на развитие речи детей и всестороннее оздоровление детского организма.

Регулярное повторение способствует развитию внимания,мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что позволяет будущим школьника.

Источник

Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

Валентина Хакимова
Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников«

Еще до нашей эры было известно, что рука воздействует на мозг, а игры с руками приводят в гармонию тело и разум. В головном мозге двигательная область находится рядом с речевой и является ее частью. Значит можно предположить, что развитие речи и движений должно идти параллельно. Сначала идет развитие мелкой моторики или тонких движений пальцев рук, далее артикуляция слогов. Поэтому развитие речи и ее уровень находится в зависимости от состояния мелкой моторики. Пальцы и кисти рук имеют воздействие на общее развитие. Около 1000 активных точек находится на ладони. Воздействуя на них, можно регулировать работу внутренних органов.

Если пальцы развиты согласно возрасту, значит и речь ребенка находится в норме. А если ребенок не может правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, застегивать пуговицы, движения его пальцев недостаточно развиты, что говорит о задержке речевого развития. Но общая моторика при этом может быть даже выше нормы.

Развитие речи и ее совершенствование идет от импульсов пальцев. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика умеет логически мыслить, быстро запоминать, внимательно слушать и у него достаточно хорошо развита связная речь. Чтобы в этом убедиться, можно провести небольшой эксперимент-наблюдение. Если в четырехлетнем возрасте ребенок при умывании не может сложить ладошки плотно, чтобы набрать в них воды и донести до лица, не разлив, значит у него недостаточно развиты мелкие мускулы. Дети в 5 лет изображают движения «ладонь-кулак-ребро».Причем делают это очень легко. Но если есть трудности в выполнении этого упражнения, значит есть нарушения.

В таких случаях надо заниматься с ребенком играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, пальчиковой гимнастикой. Пальчиковая гимнастика повышает работу коры головного мозга, развивает речь, мышление, внимание, память, воображение, успокаивает ребенка.

Гимнастику можно проводить с раннего возраста, начиная с разминания и поглаживания, постепенно усложнять и дополнять новыми упражнениями.Также используются игры — потешки: «Сорока — белобока», «Этот пальчик — дедушка«, «Пальчики подружились» и другие.

Пальчики становятся послушными постепенно. Поэтому игры и упражнения надо проводить регулярно — каждый день на занятиях или в игровой деятельности. Упражнения можно подбирать по тематике занятия и по возрасту детей.

Также с помощью пальцев и кистей рук можно поиграть в «театр теней», изображая фигуры животных путем сгибания пальцев в разных вариантах. При этом рассказывать происходящее.

Любая пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию речи детей дошкольного возраста.

Консультация: «Развитие мелкой моторики рук для совершенствования речи детей» «Истоки способности и дарований детей находятся на пальчиках пальцев». /В. А. Сухомлинский/. С каждым годом неуклонно растет объем знаний,.

Влияние мелкой моторики на развитие связной речи дошкольника. Уровень развития речи ребенка напрямую зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Головной мозг интенсивнее развивается если.

Источник

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

Татьяна Швыдкая
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев

В. С. Сухомлинский.

Речь является важнейшей психической функцией человека.

Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, планированию и регуляции своих намерений и действий. Отклонение в развитии речи сказываются на формировании всей психической деятельности ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов. При этом нарушается усвоение процесса чтения, а затем и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний.

Пальчиковые игры являются одним из средств, позволяющим активизировать речевые центры в головном мозге ребенка. Ведь центры,отвечающие за речь и движение пальцев расположены близко. Развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие зоны мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Пальчиковые игры любимы детьми дошкольного возраста, они очень эмоциональны, увлекательны, отображают реальность окружающего мира-людей, животных, предметы, явления природы.

Пальчиковую тренировку можно начинать с самого раннего возраста. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном речевом развитии ребенка.

Играя с ребенком, вы не только развиваете его моторику, вы предупреждаете появление речевых нарушений и, конечно, имеете драгоценные минуты общения с ребенком.

Методика проведения пальчиковых игр.

Тексты пальчиковых игр всегда сопровождаются показом руками имитирущих движений.

Пальчиковые игры о животных.

Улитка, улитка, покажи рога. Показать руками «рожки».

Дам кусок пирога.

Сдобной лепешки Показать руками «лепешку».

Высуни рожки. Показать руками «рожки».

Ручка в кулачок сжимается и в улитку превращается,

Высунула рожки, ползет по дорожке.

Сожмите пальцы в кулачок, выдвините вперед указательный палец и мизинец. Медленно двигайте по столу, шевеля пальцами-рожками. Не забудьте превратить в улиток и правую, и левую руки.

Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, с-с-с (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб-он (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его – хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, з-з-з (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок к рту и дуем на него, разжимая ладошку.)

Котик (выполнять действия по смыслу).

Котик лапкой умывается, видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, вытер сухо. (можно использовать игрушку или картинку с изображением котенка)

Шел один я по дорожке (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки (показываем два пальчика)

Вдруг навстречу три мышонка (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка (хлопаем себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки (показываем четыре пальчика)

На лапках-острые царапки.

(У малыша в руках резиновый колючий ежик.)

Ежик, ежик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ежика ладошками.)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш качает ежика по животу.)

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ежик-отойдите и не плачьте, не просите.

Если дам иголки-съедят меня волки!

(ежик убегает в домик, на место в коробку или на полку).

Вот улей (показываем кулачок,

Здесь живут пчелы,

Вот они показались из домика,

(поочередно отгибаем пальцы)

Одна, две, три, четыре, пять!

З-з-з-з-з (щекочем ребенка)

Рыбка в озере живет.

Рыбка в озере плывет.

(ладошки соединены и делают плавные движения)

Хвостиком ударит вдруг

(ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы плюх-плюх!

Шла по полю черепаха (идем пальчиками)

И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)

Кусь- кусь, кусь!Кусь,кусь,кусь!

(большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь (отрицание-указательным пальцем)

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

(хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки-желтые цыплятки (идем пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками,

Зернышки ищите (клюем пальчиками зернышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка.

(показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы, полное корытце

(показываем как черпаем воду и пьем.)

Знакомство с пальчиками рук.

Мой мизинчек, где ты был? Дотрагиваемся до каждого пальца.

С безымянным щи варил.

А со средним кашу ел,

С указательным запел.

А большой меня встречал,

И конфеткой угощал.

Дружные пальчики.

Этот пальчик маленький, мизинчек удаленький.

(пальцы одной руки,сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца.)

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Ну а этот-средний, длинный, он как раз посередине.

Этот-указательный, пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Средь пальцев-самый сильный.

Пальчики не сорятся, вместе дело спорится.

(кулачки-ладошки стучат попеременно.)

Пальчики-«Семья».

Этот пальчик-дедушка.

Этот пальчик –бабушка.

Этот пальчик-мама.

Этот пальчик-папа.

Этот пальчик-я.

Вместе дружная семья!

(дотрагиваться до каждого пальца,начиная с большого.)

На прогулку с пальчиками.

Раз,два, три,четыре,пять (загибать пальцы по одному)

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик-гриб нашел (разгибать по одному пальчику.)

Этот пальчик-чистил стол,

Этот резал, этот-ел.

Ну а этот-лишь глядел!

Пальчиковые игры о явлениях природы.

Раз,два,три,четыре (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий.

(показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз-подбросим( «подбросить», посмотреть вверх)

Два-поймаем. («ловят», приседают)

Три-уроним (встают, «роняют»)

Утром солнышко встает выше, выше (руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже (руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живется,

(делаем ручками фонарики)

И нам вместе с солнышком весело живется.

(Хлопаем в ладоши)

Листья желтые летят и под ножками шуршат.

(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются)

(шаркаем ладонью об ладонь)

Листья желтые летят и под ножками шуршат

Вшик,вшик,вшик. Вшик,вшик, вшик. (шаркаем ножками)

Листья желтые летят и под ножками шуршат

(указательные пальцы шаркают друг об друга).

На лужок пришли зайчата.

Лягушата и енот,

На зеленый на лужок

Приходи и ты дружок!

(сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочередно, на последней строчке помахать ладонями)

Раз,два,три,четыре,пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средним пальцами «идем»по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)

Птичек крошками кормили( «кормим»птичек)

С горки мы потом катались

(ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись

(кладем ладошки на стол то одной стороной,то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели( «едим суп»)

Спать легли (ладошки под щечку).

Кукле кашу я сварю (мешаем кашу)

В миску молока налью (наливаем молоко)

Положу туда крупу (насыпать крупу)

И поставлю на плиту.

Будет каша хороша (хлопать в ладоши)

Кушай,кукла,не спеша. (пригрозить пальчиком)

Пусть игры с пальчиками приносят радость общения и развивают речь ребенка.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей» Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо, как каша во рту. Ребёнок говорит мало слов. В каждой семье по разному относятся к этому явлению.

Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Еще до нашей эры было известно, что рука воздействует.

Источник

Читайте также:  Судороги после тренировки что принять
Оцените статью