- В.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» книга по развитию речи (средняя группа) на тему
- Скачать:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыха-тельно-голосовые упражнения. книга по логопедии (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Комплекс упражнений и артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
В.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»
книга по развитию речи (средняя группа) на тему
Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konovalenko_artikulyatsionnaya_palchikovaya_gimnastika.rar | 2.86 МБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики.
Упражнения для развития правильного дыхания.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мя.
в данной разделе можно ознакомиться с подвижными играми, которые я провожу с детьми своей группы, а также физминутками. Расписаны комплексы пальчиковой гимнастики и комплексы кинезиологических упражне.
Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3- 10 раз каждое упражнение.1. Глубок.
Пальчиковая гимнастика с использованием кинезиологических упражнений «Снежинки".
Источник
Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыха-тельно-голосовые упражнения.
книга по логопедии (старшая группа) по теме
В пособии изложен комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространенных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органично сочетающихся с артикуляционными.
Пособие предназначено для работы логопедов и родителей с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konovalenko_artikulyacionnaya_palchikovaya_gimnastika.doc | 448.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.
К 64 Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое издание дополненное. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с.
В пособии изложен комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространенных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органично сочетающихся с артикуляционными.
Пособие предназначено для работы логопедов и родителей с детьми.
©Коноваленко В. В., Коноваленко СВ., 1998,2001. ©Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
1. Артикуляционная гимнастика
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.
Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).
Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
I. Упражнения для нижней челюсти:
- Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
- Жевательные движения с сомкнутыми губами.
- Легкое постукивание зубами —
губы разомкнуты. - «ЗАБОРЧИК» — верхняя челюсть стоит на нижней, губы
II. Упражнения для губ:
1. «УЛЫБКА» — растягивание разомкнутых губ (зубы сжать (Рис. 1),
2. «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») —
вытягивание губ вперед, (рис. 2).
3. Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУ
БОЧКИ».
(Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).
- Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.
- Вытягивание нижней губы под верхнюю.
III. Упражнения для языка:
(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
1. «БОЛТУШКА» — движения языком
2. «ЧАСИКИ» — вправо-влево, (рис.4).
- «КАЧЕЛИ» — вверх-вниз, (рис. 3
а,6).
- Круговые движения языком.
- «ЛОШАДКИ» — цоканье (щелканье) языком.
- «ЛОПАТКА» — широкий, мягкий,
расслабленный язык лежит на нижней губе, (рис. 5). - «ИГОЛОЧКА» — узкий, напряженный язык высунут вперед, (рис. 6).
- «ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий
язык, боковые края загнуть вверх,
втянуть в себя щеки и воздух. - «ГРИБОК» — широкий плоский
язык присасывается к твердому
небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, (рис. 7).
10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в
форме чашечки поднят кверху, края
прижаты к верхней губе, (рис. 8).
11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» — выгибание
вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом
прижимается к нижним зубам.
12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ
ЯЗЫК» — а) покусывание кончика
широкого языка («ЛОПАТКА»),
губы при этом в улыбке; б) пошлепывание широкого расслабленно
го языка («ЛОПАТКА») расслаб
ленными губами.
2. Дыхательно-голосовые упражнения
(Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение).
- Глубокий вдох через нос — продолжительный выдох через рот.
- «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» — втянуть нижнюю губу под
верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по
подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
- «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» — растянуть сомкнутые губы,
тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони. - Повторить упр. 2,3 с дополнением: шепотом произносить слог
ФА на одном усиленном выдохе. - «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» — руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на
ладони. - Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном усилен
ном выдохе произносить слог ХА. - Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков
сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О) Ы, И.
Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения артикуляционной позы (губ) в зеркале.
В дальнейшем (через неделю, две, месяц. ) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляционной позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит.
8. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:
а) АУ, УА.АО, ОА,АИ, ИА.УИ, ИУ.
б) АУИ, АИУ.УАИ. УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА.
9. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:
б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА.
10. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:
Примечание: звуки X, Ф берутся т. к. они наиболее легкие в произношении и практически почти всегда бездефектны.
3. Развитие движений кистей и пальцев
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенной вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).
Особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»).
Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики
(упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз)
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны), (рис. 9а,б).
2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди, (рис. 10 а,б).
Источник
Комплекс упражнений и артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.
К 64 Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыха тельно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольни ков. 2-ое издание дополненное. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с.
IS ВN 5-296-00213-Х
В пособии изложен комплекс упражнений артикуляцион ной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составной частью комплекта тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников 4-5 лет, а также предлагается ряд наиболее распространенных и простых дыхательно-голосовых упражнений, органично сочетающихся с артикуляционными.
Пособие предназначено для работы логопедов и родителей с детьми.
©Коноваленко В. В., Коноваленко СВ., 1998,2001. ©Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
1. Артикуляционная гимнастика
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артику ляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необхо димо ежедневно по несколько минут.
Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно уве личивается.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упраж нений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняют ся от 5 до 10-15 раз).
Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
I . Упражнения для нижней челюсти:
Широко раскрыть рот и подер жать раскрытым несколько се кунд.
Жевательные движения с сом кнутыми губами.
Легкое постукивание зубами —
губы разомкнуты.
«ЗАБОРЧИК» — верхняя че люсть стоит на нижней, губы
II . Упражнения для губ:
1. «УЛЫБКА» — растягивание разом кнутых губ (зубы сжать (Рис. 1),
вытягивание губ вперед, (рис. 2).
(Три предыдущих упражнения вы полняются также с сомкнутыми гу бами).
Втягивание губ внутрь рта с плот ным прижиманием их к зубам.
Вытягивание нижней губы под вер хнюю.
(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
1. «БОЛТУШКА» — движения языком
«КАЧЕЛИ» — вверх-вниз, (рис. 3
а,6).
Круговые движения языком.
«ЛОШАДКИ» — цоканье (щелка нье) языком.
«ЛОПАТКА» — широкий, мягкий,
расслабленный язык лежит на ниж ней губе, (рис. 5).
«ИГОЛОЧКА» — узкий, напряжен ный язык высунут вперед, (рис. 6).
«ЖЕЛОБОК» — высунуть широкий
язык, боковые края загнуть вверх,
втянуть в себя щеки и воздух.
«ГРИБОК» — широкий плоский
язык присасывается к твердому
небу, боковые края языка прижа ты к коренным зубам, (рис. 7).
10. «ЧАШЕЧКА» — широкий язык в
форме чашечки поднят кверху, края
прижаты к верхней губе, (рис. 8).
11. «КИСКА СЕРДИТСЯ» — выгибание
вверх и продвижение вперед спин ки языка, кончик языка при этом
прижимается к нижним зубам.
12. «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ
ЯЗЫК» — а) покусывание кончика
широкого языка («ЛОПАТКА»),
губы при этом в улыбке; б) пошле пывание широкого расслабленно
го языка («ЛОПАТКА») расслаб
ленными губами.
2. Дыхательно-голосовые упражнения
(Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение).
Глубокий вдох через нос — продолжительный выдох через рот.
«ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» — втянуть нижнюю губу под
верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по
подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
«ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» — растянуть сомкнутые губы,
тыльную сторону ладони подставить под подбородок, дли тельно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сто рону ладони.
Повторить упр. 2,3 с дополнением: шепотом произносить слог
ФА на одном усиленном выдохе.
«ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» — руки согнуты в локтях, ладони впе реди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на
ладони.
Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном усилен
ном выдохе произносить слог ХА.
Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков
сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О) Ы, И.
Последовательность произнесения может меняться. В тече ние нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрос лым, но обязателен контроль положения артикуляционной позы (губ) в зеркале.
В дальнейшем (через неделю, две, месяц. ) участие взрос лого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляци онной позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоя тельно произносит.
8. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 глас ных звуков:
а) АУ, УА.АО, ОА,АИ, ИА.УИ, ИУ.
б) АУИ, АИУ.УАИ. УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА.
9. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:
10. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:
Примечание: звуки X , Ф берутся т. к. они наиболее легкие в произношении и практически почти всегда бездефектны.
3. Развитие движений кистей и пальцев
Исследователями разных стран установлено, а практикой под тверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возраст ной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, спо собствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулиру ющим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих уп ражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенной вна чале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном тем пе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобрази тельной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, де рева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).
Особое место в развитии тонкой моторики занимает система тическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»).
Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики
(упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз)
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны), (рис. 9а,б).
Источник