- Самадхи — конечная цель йоги
- Читайте также
- Шаг 3 Разделение людей на группы по степени самоосознания и Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги.
- Шаг 4 Дает ли йога свод правил того, какой образ жизни вести, Что главное в развитии любой цивилизации и при чем тут йога? и Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее занание йоги (продолжение).
- Шаг 5 Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги (продолжение) и Средство в образе жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги.
- 8. САМАДХИ
- Самадхи
- Шаг 10 Аксиоматика йоги: классические и быстрые методы йоги.
- Духовное восприятие – цель бхакти-йоги
- Древние буддийские учения о философии и практике йоги Истоки Тибетской сердечной йоги
- 6.7-14 Конечная цель йоги и медитации
- 559 Конечная цель йоги
- 560 Как обрести сосредоточенность ума
- Текст 7
- Текст 8
- Текст 9
- Текст 10
- Текст 11-12
- Текст 13-14
- Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку
Самадхи — конечная цель йоги
Самадхи — конечная цель йоги
Конечная цель йоги должна выступать изначальным ориентиром, иначе неясно, чем мы вообще занимаемся. Как утверждается в «Хатха-йога-прадипике», целью хатха-йоги является подготовка к раджа-йоге, и таким образом практика хатха-йоги направлена к предельной цели йоги — самадхи, или полному сосредоточению сознания и освобождению от обусловленности человеческого существования. Парадоксально, но в современном мире хатха-йогу пропагандируют с прямо противоположной целью — придать органам чувств и органам действия способность интенсивнее взаимодействовать с внешним миром, нещадно эксплуатируя повысившуюся чувствительность. Если подлинная цель хатха-йоги состоит в вырабатывании отрешенности от физического тела при всем умении владеть им в совершенстве, то слишком часто ее используют исходя из привязанности к телу и доходя в занятиях до патологической фиксации на телесных функциях. Ментальная зависимость от степени собственной гибкости, лишающая человека душевного покоя, — удел «вечных студентов» в йоге.
Если мы все-таки намерены двигаться путем йоги к цели, однозначной в выбранном направлении или многомерной при осуществлении синтеза, то в данной традиции место хатха-йоги определено достаточно ясно. Не случайно при описании каждой школы хатха-йоги мы останавливались на ее положении в общей системе — истолковании восьми ступеней классической йоги. Выполняя асаны и пранаямы, важно помнить, что асанам предшествует правильная организация внешнего поведения в социуме, а за пранаямой следует правильная организация внутреннего духовного пространства. Другое дело, что самостоятельное осмысление пути практикующими приводит к проявлению новых аспектов самого пути, отсюда и большое число разных школ хатха-йоги. Поэтому даже самадхи как конечная цель йоги тоже понимается по-разному, и это следует учитывать. Поначалу мы лишь приблизительно понимаем, в чем состоит цель, и различаем ее весьма смутно — просто как ориентир.
Сначала следует сосредоточить внимание на понятии самадхи в контексте первой части «Йога-сутр», где оно подробно рассматривается до начала практики при составлении карты предстоящих перемен в осознании реальности. На намеченном пути предполагается преодолевать те фрагментарные состояния, которые оказываются препятствиями, и использовать те фрагментарные состояния, которые могут выступать в качестве вспомогательных средств для трансформации основных состояний. Затем важно усвоить понятие самадхи в контексте последней части «Йога-сутр», где оно тесно связано с окончательным освобождением от ограниченного существования, обусловленного особым «человеческим» состоянием сознания. Между этими двумя определениями самадхи, первое из которых затруднено для понимания своей предопределенностью, а второе — запредельностью, встречаются его уточнения при развитии содержания «Йога-сутр». Путь состоит из восьми этапов, а самадхи служит завершением практики, но он также отмечен промежуточными результатами (сиддхами), одновременно отмечающими приближение самадхи и отдаляющими его реальное достижение.
Главное внимание следует уделять методологии, которая в хатха-йоге требует последовательного устранения из всех кош (тел разной степени «тонкости») всех самскар (ранее объективизированных внешних впечатлений), приводящее к самосознанию, которое выступает в качестве констатации бытия как такового. Здесь тело попадает в сферу сознания, подлежащую очищению, поэтому важнейшее отличие хатха-йоги от «физической культуры», которая ориентирована на поддержание здоровья тела, состоит в изначально заданной конечной цели — самадхи, после достижения которой поддержание не только здоровья тела, но и его существования вообще теряет всякий смысл в рамках реализации данной личности и впредь может представлять ценность лишь для выполнения миссии работы с другими носителями сознания. Итак, хатха-йога есть разумная система практических методов воздействия на состояние сознания путем трансформации состояний тела, иными словами, система рефлексивная.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Шаг 3 Разделение людей на группы по степени самоосознания и Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги.
Шаг 3 Разделение людей на группы по степени самоосознания и Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги. 1. Название лекции:Первая тема лекции: Разделение людей на группы по степени самоосознанияВторая тема лекции: Цель жизни йогов и йогинь, донесших
Шаг 4 Дает ли йога свод правил того, какой образ жизни вести, Что главное в развитии любой цивилизации и при чем тут йога? и Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее занание йоги (продолжение).
Шаг 4 Дает ли йога свод правил того, какой образ жизни вести, Что главное в развитии любой цивилизации и при чем тут йога? и Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее занание йоги (продолжение). 1. Название лекции:Первая тема: Дает ли йога свод правил того, какой
Шаг 5 Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги (продолжение) и Средство в образе жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги.
Шаг 5 Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги (продолжение) и Средство в образе жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги. 1. Название лекции:Первая тема: Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги
8. САМАДХИ
8. САМАДХИ Мы подошли к последнему этапу долгого пути восхождения. Этот последний шаг, венчающий все предыдущие усилия Йога, является не столько следующей стадией тренировки, сколько ее естественным и необходимым завершением. Самадхи естественно проистекает из все
Самадхи
Самадхи Самадхи бывает двух видов: джада-самадхи и чайтанъя-самадхи. Хатха-йог, занимающийся кхечари-мудрой, может залезть в ящик и месяцами и даже годами оставаться в нем под землей. Это самая сверхъестественная из тех способностей, что дает это самадхи. Это
Шаг 10 Аксиоматика йоги: классические и быстрые методы йоги.
Шаг 10 Аксиоматика йоги: классические и быстрые методы йоги. 1. Название лекции: Аксиоматика йоги: классические и быстрые методы йоги.2. Автор: Вадим Запорожцев3. Краткое описание: Классические методы йоги. Конечная цель йоги и промежуточные знаки на пути. Свобода. Быстрые
Духовное восприятие – цель бхакти-йоги
Духовное восприятие – цель бхакти-йоги Предыдущие сухие подробности нужны бхакти только для укрепления его воли. Помимо этого, они не имеют для него никакой цели, так как он идет путем, который быстро выводит его за пределы смутной и тревожной области рассудка, в область
Древние буддийские учения о философии и практике йоги Истоки Тибетской сердечной йоги
Древние буддийские учения о философии и практике йоги Истоки Тибетской сердечной йоги Около тысячи лет назад древнее искусство йоги пришло в Тибет из Индии, где оно появилось на свет в незапамятные времена. Оно стало стремительно набирать популярность: по всей стране,
Источник
6.7-14 Конечная цель йоги и медитации
559 Конечная цель йоги
Цель жизни – познать Кришну, который присутствует в сердце каждого живого существа, как Параматма, четырёхрукая форма Вишну. Система йоги предназначена для того, чтобы увидеть эту локализованную форму Вишну и ни для какой иной цели. Локализованный Вишну-мурти – это полностью воплощение Кришны, пребывающий в сердце каждого. Тот, кто не ставит перед собой цель осознать Вишну-мурти занимается бессмысленной пародией на йогу и конечно же попусту тратит своё время. Кришна – высшая цель жизни, а Вишну-мурти, находящийся в сердце – цель практики йоги.
560 Как обрести сосредоточенность ума
Для того, чтобы сосредоточить ум, нужно оставаться в уединённом месте и избегать возбуждающего действия внешних объектов. Нужно особенно тщательно избегать всех неблагоприятных условий, которые могут повлиять на процесс самореализации и принимать благоприятные. Человек должен с полной решимостью отказаться от ненужных материальных предметов, которые его сковывают, вызывая в нём чувство собственности.
00:00:17 Бхагавад Гита. Песнь Бога. Величайшее произведение Ведической литературы поведанное 5000 лет назад Господом Кришной, перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра и раскрывающая высший смысл человеческой жизни.
00:01:03 Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
Ом намо багавате Васудевайа
00:01:33 Глава шестая. Дхьяна-йога.
00:01:37 [shast’o djaiaha]
śrī-bhagavān uvāca
anāśritaḥ karma-phalaṁ
kāryaṁ karma karoti yaḥ
sa sannyāsī ca yogī ca
na niragnir na cākriyaḥ
00:01:54 yaṁ sannyāsam iti prāhur
yogaṁ taṁ viddhi pāṇḍava
na hy asannyasta-saṅkalpo
yogī bhavati kaścana
00:02:08 ārurukṣor muner yogaṁ
karma kāraṇam ucyate
yogārūḍhasya tasyaiva
śamaḥ kāraṇam ucyate
Текст 7
00:02:53 Текст 7.
jitātmanaḥ praśāntasya
paramātmā samāhitaḥ
śītoṣṇa-sukha-duḥkheṣu
tathā mānāpamānayoḥ
00:02:56 Всевышний Господь сказал: «Для того, кто победил свой ум, Верховная Душа уже достигнута, ибо он обрёл спокойствие. Для такого человека счастье и несчастье, тепло и холод, честь и бесчестие – всё одно.»
00:03:31 Комментарий: Каждое живое существо, по своему предназначению, должно жить в соответствии с волей Всевышнего Господа, который пребывает в сердце в виде Параматмы.
00:03:46 Когда ум, введён в заблуждение внешней иллюзорной энергией, человек вовлекается в материальную деятельность, поэтому, когда ум контролируется с помощью определённой системы йоги, то человек уже достиг своего предназначения, поэтому каждый должен жить в согласии с высшими наставлениями. Когда ум человека сосредоточен на высшей природе, у него не остаётся иного выбора, кроме как следовать указаниям Всевышнего.
00:04:20 Ум, должен принять некое высшее руководство и ему следовать. В результате контроля своего ума, человек естественно будет следовать указаниям Параматмы – Верховной Души. Так как человек в Сознании Кришны сразу достигает этого трансцендентного состояния, то преданный не подвержен влиянию двойственности материального существования – горю и радости, жаре и холоду и так далее. Это означает практическое достижение состояния самадхи, то есть полного погружения во Всевышнего.
Текст 8
00:05:24 Текст 8.
jñāna-vijñāna-tṛptātmā
kūṭa-stho vijitendriyaḥ
yukta ity ucyate yogī
sama-loṣṭrāśma-kāñcanaḥ
00:05:27 «Человек считается йогом, достигшим самоосознания, когда он полностью удовлетворён, благодаря обретённому знанию и реализации. Такой человек находится в трансцендентном состоянии и полностью владеет собой. Он видит всё, будь то гальку, камень или золото, как одно.»
00:06:04 Комментарий: Книжное знание, без постижения высшей истины, бесполезно – это утверждается в следующем стихе: «Никто не в состоянии понять трансцендентную природу имени, формы, качества и развлечений Господа Кришны, посредством своих, материально загрязнённых, чувств. Только после того, как человек духовно насыщается трансцендентным служением Господу, имя, форма, качества и игры Господа раскрываются ему» — «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.234).
00:06:47 «Бхагавад Гита» — это учение о Сознании Кришны. Никто не может обрести такое сознание, просто будучи сведущим в мирской науке. Это удаётся только тем счастливым людям, которые могут общаться с личностью, обладающей чистым сознанием.
00:07:09 Человек в Сознании Кришны обретает знание по милости Кришны, ибо он находит удовлетворение в чистом преданном служении. Благодаря этому знанию, человек достигает совершенства. Он твёрд в своих воззрениях, тогда как тот, кто имеет обычные академические знания легко сбивается с толку и обманывается кажущимися противоречиями.
00:07:39 Тот, кто достиг самоосознания, действительно владеет собой ибо он полностью предался воле Кришны. Такой человек трансцендентен, так как он не имеет никакого отношения к мирской учёности. Для него мирская наука и умственные спекуляции представляют не больше ценности, чем галька или камни, тогда как другие, приравнивают их к золоту.
Текст 9
00:08:30 Текст 9.
suhṛn-mitrāry-udāsīna-
madhyastha-dveṣya-bandhuṣu
sādhuṣv api ca pāpeṣu
sama-buddhir viśiṣyate
00:08:33 «Человек считается ещё более духовно продвинут, если он одинаково смотрит на честных благожелателей и любящих благодетелей, безучастных посредников и завистников, друзей и врагов, грешников и праведников.»
Текст 10
00:09:08 Текст 10.
yogī yuñjīta satatam
ātmānaṁ rahasi sthitaḥ
ekākī yata-cittātmā
nirāśīr aparigrahaḥ
00:09:11 «Трансценденталист должен постоянно вовлекать своё тело, ум и душу, во взаимоотношения со Всевышним. Он должен жить один в уединённом месте и тщательно контролировать свой ум. Он должен освободиться от желаний и чувства собственности.»
00:09:43 Комментарий: Постижение Кришны происходит на различных уровнях: на уровне Брахмана, Параматмы и Верховной Личности Бога. Сознание Кришны – означает «постоянное любовное служение Господу», но те, кого привлекает безличный Брахман или локализованная Параматма, также частично осознали Кришну, потому что безличный Брахман является духовным светом Кришны, а Параматма – это всепроникающе, частичное воплощение Кришны. Таким образом имперсоналист, а также занимающий медитацией, косвенным образом сознают Кришну.
00:10:31 Человек, находящийся непосредственно в Сознании Кришны, является наивысшим трансценденталистом, потому что такой преданный знает, что подразумевается под Брахманом или Параматмой. Его знание Абсолютной Истины, совершенно, в то время, как имперсоналист и йог, занимающиеся медитацией, обладают несовершенным Сознанием Кришны. Тем не менее, всем таким людям, даётся наставление постоянно стремиться к стоящим перед ними целям для того, чтобы рано или поздно прийти к высшему совершенству.
00:11:11 Первым делом трансценденталист должен всегда сосредотачивать свой ум на Кришне, непрерывно думать о Нём, не забывая ни на мгновение. Концентрация ума на Всевышнем, называется трансом или самадхи.
00:11:29 Для того, чтобы сосредоточить ум, нужно оставаться в уединённом месте и избегать возбуждающего действия внешних объектов. Нужно особенно тщательно избегать всех неблагоприятных условий, которые могут повлиять на процесс самореализации и принимать благоприятные. Человек должен с полной решимостью отказаться от ненужных материальных предметов, которые его сковывают, вызывая в нём чувство собственности.
00:12:03 Все эти совершенства и меры предосторожности осуществляются в полной мере. Когда человек непосредственно обращается к Сознанию Кришны, ибо непосредственное Сознание Кришны означает самоотречение, при котором почти нет возможности возникновения чувства материальной собственности.
00:12:24 Шрила Рупа Госвами характеризует Сознание Кришны следующим образом: «Если человек ни к чему не имеет привязанности, но в то же время принимает всё, что имеет отношение к Кришне, то он поднимается над чувством собственности, с другой стороны отречение того, кто отвергает всё, не зная о его связи с Кришной, не так полно» — «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.255 — 256).
00:12:54 Человек, находящийся в Сознании Кришны, ясно понимает, что всё принадлежит Кришне и, таким образом, он всегда свободен от чувства личной собственности. Он не домогается чего-либо для своих личных целей. Он умеет принимать то, что полезно для Сознания Кришны и отвергать то, что неблагоприятно для Него. Он всегда в стороне от материального, так как пребывает на трансцендентном уровне, и всегда одинок, так как не имеет общих интересов с людьми, не находящимися в Сознании Кришны. Поэтому человек в Сознании Кришны является совершенным йогом.
Текст 11-12
00:14:00 Текст 11-12.
śucau deśe pratiṣṭhāpya
sthiram āsanam ātmanaḥ
nāty-ucchritaṁ nāti-nīcaṁ
cailājina-kuśottaram
tatraikāgraṁ manaḥ kṛtvā
yata-cittendriya-kriyaḥ
upaviśyāsane yuñjyād
yogam ātma-viśuddhaye
00:14:04 «Для занятий йогой, необходимо удалиться в уединённое место, постелить на землю траву куша и накрыть её шкурой оленя и мягкой одеждой. Сидение не должно быть ни слишком высоким, ни слишком низким и находиться в священном месте. Йог должен занять устойчивое положение и погрузиться в йогу, очищая сердце, путём контроля ума, чувств и деятельности, и концентрируясь на одной точке.»
00:14:51 Комментарий: Священное место означает «место паломничества». В Индии йоги, трансценденталисты и преданные Господа покидают дом и поселяются в священных местах, таких как Праяг, Матхура, Вриндаван, Ришикеш, Харидвар и в уединении практикуют йогу, там где текут священные реки Ганга и Ямуна. Но часто это невозможно, особенно для западных людей. Так называемые, общества йоги, в больших городах, может быть приносят пользу в материальном плане, но они не пригодны для настоящей практики йоги. Тот, кто не контролирует себя и чей ум беспокоен, не может заниматься медитацией.
00:15:45 Поэтому в «Брихан-нарадия-пуране» говорится, что в Кали-югу, настоящую эпоху, когда люди живут не долго, медленно развиваются в духовном плане и всегда пребывают в тревоге, лучшим средством для духовной реализации, является воспевание святых имён Господа:
« харер нама харер нама
харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва
настй эва гатир анйатха » —
«Воспевание святого имени Господа – это единственное средство освобождения в этом тёмный век вражды и лицемерия. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути».
Текст 13-14
00:16:49 Текст 13-14.
samaṁ kāya-śiro-grīvaṁ
dhārayann acalaṁ sthiraḥ
samprekṣya nāsikāgraṁ svaṁ
diśaś cānavalokayan
praśāntātmā vigata-bhīr
brahmacāri-vrate sthitaḥ
manaḥ saṁyamya mac-citto
yukta āsīta mat-paraḥ
00:16:53 «Занимаясь йогой, следует держать туловище, шею и голову вертикально на одной линии, устремив взгляд на кончик носа, таким образом, контролируя ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни нужно сосредоточиться на Мне, находящимся в сердце и сделать Меня высшей целью своей жизни.»
00:17:31 Комментарий: Цель жизни – познать Кришну, который присутствует в сердце каждого живого существа, как Параматма, четырёхрукая форма Вишну. Система йоги предназначена для того, чтобы увидеть эту локализованную форму Вишну и ни для какой иной цели. Локализованный Вишну-мурти – это полностью воплощение Кришны, пребывающий в сердце каждого. Тот, кто не ставит перед собой цель осознать Вишну-мурти занимается бессмысленной пародией на йогу и конечно же попусту тратит своё время. Кришна – высшая цель жизни, а Вишну-мурти, находящийся в сердце – цель практики йоги.
00:18:21 Для того чтобы осознать Вишну-мурти в сердце, нужно соблюдать полное воздержание в половой жизни, поэтому надо покинуть дом и жить одному в уединённом месте, сидя в описанной выше позе. Нельзя стать настоящим йогом, ежедневно наслаждаясь половой жизнью дома или где-то ещё и просто посещая занятия по йоге. Нужно научиться управлять умом и избегать всех видов чувственных наслаждений, главным из которых является секс.
00:18:57 В правилах о воздержании, написанных великим мудрецом Ягьявалкьей говорится: «Обет брахмачари предназначен для того, чтобы помочь человеку полностью воздержаться от потворствовании похоти в действиях, речи и мыслях, во всякое время, при всех обстоятельствах и во всех местах».
00:19:21 Никто не может правильно заниматься йогой, позволяя себе половые наслаждения. Поэтому брахмачари воспитывают с детства, когда человек ещё не знаком с этой стороной жизни. Детей в пятилетнем возрасте посылают в гурукулу или дом духовного учителя и учитель учит маленьких мальчиков строгой дисциплине брахмачари. Без такой практики не может быть прогресса ни в какой системе йоги, будь то бхакти, гьяна или дхьяна-йога.
00:19:59 Тем не менее того, кто следует правилам и предписаниям семейной жизни, имея половые отношения только со своей женой, в установленных рамках также называют брахмачари. Такой воздержанный семьянин может быть принят в школу бхакти, однако в школу гьяны или дхьяны его не допустят, так как там требуется полное воздержание без всяких компромиссов.
00:20:27 В школе бхакти – семьянину брахмачари позволяется контролируемая половая жизнь, поскольку сила бхакти-йоги настолько велика, что человек автоматически теряет половое влечение, будучи занят высшим служением Господу.
00:20:46 В «Бхагавад Гите» во второй главе 59 стихе говорится: «В то время как другие йоги должны насильно ограничивать себя в удовлетворении чувств, у преданных Господа это получается автоматически, благодаря обретённому вкусу к более высоким наслаждениям, только преданным знаком этот высший вкус».
00:21:15 Человек не может быть бесстрашным, пока он полностью не обретёт Сознание Кришны. Обусловленная душа испытывает страх из-за того, что память её нарушена, поскольку она забыла о своей вечной связи с Кришной. В «Шримад Бхагаватам» (11.2.37) говорится: «Сознание Кришны – это единственная основа бесстрашия, поэтому для человека в Сознании Кришны, возможна совершенная йога и поскольку конечная цель занятий йогой – увидеть Господа внутри себя, то человек в Сознании Кришны – это лучший из всех йогов».
00:22:00 В нашей следующей передаче мы продолжим чтение «Бхагавад Гиты: как она есть» в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Шрила Прабхупада исполняет Шри Гурвашатаку
00:22:13 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:22:38 mahāprabhoḥ kīrtana-nṛtya-gīta-
vāditra-mādyan-manaso rasena romāñca
-kampāśru-tarańga-bhājo
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
00:23:06 saḿsāra-dāvānala-līḍha-loka-
trāṇāya kāruṇya-ghanāghanatvam
prāptasya kalyāṇa-guṇārṇavasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
Источник