Звуковая гимнастика для дыхательных путей и легких.
Звуковой гимнастикой называют произнесение различных звуков, строго определенным способом.
При произношении этих самых специальных звуков, голосовые связки начинают вибрировать, и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.
С помощью такой вибрации происходит расслабление спазмированных бронхов и бронхиолы, особенно полезна звуковая гимнастика при заболеваниях дыхательных путей, которые сопровождаются спазмами, это такие недуги, как бронхиальная астма и астматический бронхит.
Чем сильнее сила воздушной струи, которая возникает, при произношении различных звуков, тем сильнее сила вибрации.
Наибольшие усилия прилагаются, когда используются глухие согласные(п, т, к, ф, с), так как в эти моменты грудная клетка и диафрагма находятся в наибольшем напряжении.
Если произносить звонкие согласные (б, д, г, в, з), то развивается среднее по силе напряжение, а легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: м, л, р, н.
Звуковая гимнастика должна делаться по строго определенным правилам, в зависимости от цели, поставленной перед ней.
При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по–разному, например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.
Каждое занятие начинают со звуков – пффф, которые делают через губы, сложенные трубочкой, так же произношение этих звуков является очистительным выдохом, который следует делать обязательно до и после каждого упражнения.
Есть еще одно обязательное упражнение, которое напоминает закрытый стон: мммм.
Примите исходное положение — сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно так:
вдох через нос одну–две секунды, пауза в одну секунду, выдох через рот две – четыре секунды, затем опять пауза, но уже продолжительнее, она уже будет составлять четыре–шесть секунд.
Как долго продолжать такие занятия, вы должны решить сами, опираясь на свое самочувствие.
Чаще всего лечебный эффект достигается быстрее, когда приходиться рычать и мычать по два–три раза в день по пятнадцать-двадцать минут.
Регулярные занятия звуковой гимнастикой дают в лечении очень хороший эффект, а в некоторых случаях, даже способствует снятию приступа бронхиальной астмы.
Полный список лечебных звуков, которые вы должны произносить каждый день:
пффф – три раза;
ммм – три раза и пффф – один раз;
бррух – три раза и пффф – один раз;
вррух – три раза и пффф – один раз;
шррух – три раза и пффф – один раз;
зррух – три раза и … — пффф – один раз;
врррт – три раза и пффф – один раз.
Дыхательные упражнения по классической системе обычно выполняются в сочетании со звуковой гимнастикой.
Количество упражнений будет зависеть от самочувствия больного и в среднем должно составлять 6–12 упражнений с учетом звуковой гимнастики и специальных дыхательных упражнений.
Звуковые упражнения следует выполнять на произнесение различных гласных и согласных звуков.
На начальном этапе тренировок можно произносить гласные у, и, е, о. В дальнейшем следует постепенно использовать такие согласные, как ж, з, р, с,уже натренированным пациентам можно использовать в гимнастике ш и щ.
В принципе, выбор звуков в большинстве случаев остается за самим человеком, и это скорее дело вкуса, чем обязательная норма. На вдохе можно произносить м-м-м, на выдохе – пфф.
Произнесение этих звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку. Это хорошо помогает для расслабления спазмированных бронхов и бронхиол.
При звуках п, т, к, фразвивается наибольшая сила воздушной струи;
при звуках б, г, д, в, з – средняя;
при звуках м, к, л, р – наименьшая.
На выдохе рекомендуют произносить рычащий звук р, продолжительностью от 5–7 секунд в начале и до 25—30 секунд после длительной тренировки.
Затем на выдохе можно использовать и такие звуки: бух, бат, бак, бех, бах, бррох, бррух, бррфх, дррох, дррфх и пр. Между дыхательными упражнениями с проговариванием звука нужно обязательно делать небольшую паузу – в 20—30 секунд.
Очень важно научиться выполнять дыхательные и звуковые упражнения автоматически, чтобы в случае развития приступа, можно было по инерции их повторить, что поможет расслабиться и возможно избежать приступа.
При выполнении лечебных упражнений нужно обязательно делать паузы для отдыха по 20—60 секунд в зависимости от самочувствия. Очень полезно также делать вдох через нос, а после небольшой паузы выдохнуть воздух через открытый рот и вновь сделать более удлиненную паузу перед новым вздохом.
При хорошей подготовленности во время проведения дыхательных упражнений целесообразно использовать также и ходьбу, задействуя тем самым нижние конечности. Упражнения для верхних конечностей обязательно надо координировать с дыханием, стараясь особое внимание уделять упражнению на полный выдох.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Дыхательно-голосовые упражнения в игровой форме
Елена Волкова
Дыхательно-голосовые упражнения в игровой форме
Консультация для воспитателей.
Тема: Дыхательно-голосовые упражнения в игровой форме.
Цели: познакомить с типами дыхания, вариантами упражнений для развития речевого дыхания, продемонстрировать наглядно – игровые средства, выполненные своими руками.
Дыхательно — голосовые упражнения.
Выделяют два типа дыхания: физиологическое (жизненное) и речевое.
Физиологическое дыхание происходит неосознанно, рефлекторно. Благодаря физиологическому дыханию осуществляется газовый обмен. Вдох и выдох через нос. Время, затраченное на вдох и выдох примерно одинаковое.
А речевое дыхание происходит сознательно, управляемо, вдох и выдох через рот, выдох значительно длиннее вдоха, потому что на выдохе произносим звуки, слова, фразы и т. д.
Поэтому детей нужно учить координировать ротовое и носовое дыхание.
Работа по развитию речевого дыханияпроводится в следующей последовательности:
1. Без участия речи.
Игра «Задуй свечу».
Сделать макет-огонёк из тонкой красной бумаги.
Сделать вдох.По сигналу: «тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи так, чтобы оно отклонялось, но не гасло.По сигналу: «сильный ветер» тушить свечу резким выдохом.
2. На материале гласных звуков.
По сигналу: «вьюга началась»,дети тихо гудят: «у-у-у-…»По сигналу : «сильная вьюга»дети громко произносят: «у-у-у…»,по сигналу: «вьюга закончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки.
3. На материале согласных звуков.
На выдохе произносим согласные в звукоподражаниях предметам:
Из крана течёт вода: «с-с-с…», зазвенел комарик «з-з-з…», змея шипит «ш-ш-ш…», жук жужжит «ж-ж-ж…», рычит тигр «р-р-р…».
4. На материале слогов.
Стоя, ноги слегка расставить. Размахивая прямыми руками вперёд- назад,произносить: Тик-так…
5. На материале слов.
Игра «Дни недели» (месяца, времена года).
Каждую строчку произнесите на одном выдохе.
Понедельник, вторник, среда;
Понедельник, вторник, среда, четверг;
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
6. На материале предложений и фраз.
Игра «Саша любит».
Сделайте вдох и на выдохе повторите, и добавьте название игрушки и произносите фразу на одном выдохе. («Саша любит дудочку», показываю ещё одну игрушку, а вы дополняете фразу ещё и этим словом, и т. д.
Дыхательные упражнения в игровой форме.
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.
Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя): вдох (носом)1-3, пауза-1, выдох (ртом)— 1- 6. плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. Повторять четырежды в день.
Можно использовать и наглядно — игровые средства для развития продолжительного равномерного выдоха у детей, формирования сильной воздушной струи через рот, выполнить которые несложно своими руками.
«Накорми прожорливые фрукты», «Накорми собачку косточкой» используется для выработки целенаправленного выдоха (т. е. делаем вдох и на одном выдохе пытаемся задуть в отверстие шарики из фольги поролоновые косточки и т. д.)
«Насекомые», «Времена года» — используется для регуляции силы и продолжительности выдоха, т. е. делаем вдох и на коротком выдохе раздуваем снежинки, капельки, бабочек т. д. Затем на втором вдохе — выдох удлиняем, на третьем выдохе — ещё длительнее.
Примерные стихотворные тексты к пособию «Времена года».
Снежинок много я собрал,
Ветерочком лёгким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
Листьев много я собрал,
Ветерочком лёгким стал.
Если очень постараться,
Листья дружно разлетятся.
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь,
Ветерочком стану я,
Уходите тучи прочь,
Уносите дождь с собой».
Можно использовать ёмкости с водой.
Пособие «Корабли» — дуем через трубочку или без неё. Используется для выработки целенаправленного выдоха.
Примерные стихотворные тексты.
Лодка – это переправа.
Груз любой мы переправим,
Куда надо всё поставим.
(переправляем груз на лодке с одного берега на другой)
У меня корабль сильный.
У него характер львиный.
Льдины смело раздвигает
И везде он проплывает.
(Кораблик должен проплыть от одного берега к другому и не столкнуться с «айсбергом» из пенопласта.)
Чудесные ракушки есть у нас,
Поиграем мы сейчас.
Будем дружно их сдувать,
Дно морское украшать.
(Перед ёмкостью с водой разложить ракушки. Задача ребёнка — сдуть их в воду и украсить морское дно.)
Плавать учатся утята
С мамой – уткой на пруду.
Помогу я им, ребята,-
(дети помогают утятам доплыть до мамы-утки).
Для дыхательной гимнастики, для выработки целенаправленного выдоха может пригодиться и крупа (манка, горох и т. д.)
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На пшено подую я
И скажу, что там, друзья.
(На дно неглубокой ёмкости приклеить картинку, насыпать крупу. Задача ребёнка — раздуть пшено с середины и увидеть картинку и назвать её. Картинки выбирать с учётом автоматизации звуков).
Открытое занятие по ПДД в игровой форме В свой работе с детьми по ПДД я использовала различные методы обучению правилам дорожного движения. Ребята сделали большое количество рисунков.
Роль дыхательно-игровой гимнастики в музыкальной деятельности соматически ослабленных детей Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников существует уже достаточно давно. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие.
Источник
Картотека дыхательно — звуковых упражнений.
картотека на тему
Дыхательно-звуковые упражнения.
«Корова мычит»: на длительном выдохе произносить «му-у-у-у», вдох; повторить несколько раз.
«Поиграть с голубями»: на длительном выдохе — «гули-гули-гули», затем резко — «кыш!». Повторить несколько раз.
«Паровоз»: и.п.: руки согнуты в локтях. Ходить по спальне, делая попеременные движения руками и приговаривая: «Чух-чух-чух-чух» (20-30 сек).
«Петух»: и.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку» (4-5 раз).
«Гуси шипят». И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны назад ( в спине прогнуться, смотреть вперед) — медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш». Выпрямиться — вдох (5-6 раз).
«Насос». И.п.: ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «С-с-с» (руки скользят вдоль туловища) — 6-8 раз.
«Старт космического корабля»: до старта космического корабля осталось несколько секунд, начинаем вслух вести отсчет времени по секундам — 10,9,8… Отсчет вести громко, отрывисто, на одном дыхании без забора воздуха. Надо постараться распределить выдыхаемый воздух так, чтобы при произнесении слова «пуск!», выдох был свободный, нескованный.
«Шар лопнул». И.п.: ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны — вдох, хлопок перед собой — медленный выдох на звуке «ш-ш-ш-ш» (4-5 раз).
«Варим кашу». И.п.: о.с., одна рука на груди; другая на животе. Выполнить вдох через нос (втягивая живот), а выдох через рот, произнося «ш-ш-ш» или «ф-ф-ф» («каша кипит») и выпячивая живот.
«Ежик». И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги («ф-ф-ф»).
«Полет на луну»
При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
«Запускаем двигатель». И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – и.п.; выдох – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить 4-6 раз.
«Летим на ракете». И.п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и.п.; долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у-у». Повторить 4-6 раз.
«Надеваем шлем от скафандра». И.п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и.п.; выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить 4-6 раз.
«Пересаживаемся в луноход». И.п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох – и.п.; выдох – полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить 4-6 раз.
«Лунатики». И.п. – стойка на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох – и.п.; выдох – наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи». Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.
«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – через стороны поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повторить 4-6 раз.
Дыхательные упражнения:
1. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Конкурс между детьми «У кого шарик больше?»
2. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот. Повторить 10-12 раз.
3. Глубокий вдох с задержкой дыхания и медленный выдохом.
4. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот. При выдохе можно предложить детям сдуть с ладони перышко или кусочек бумаги, устроить соревнования.
Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
Оздоровительные упражнения для горла.
«Лошадка». Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки. Цокаем языком то громче, то тише. Скорость движения лошадки то убыстряем, то замедляем.
«Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимает голову, то в сторону поворачивает. И всюду слышно её веселое карканье. Дети протяжно произносят «ка-а-а-аар». Повтор 5-6 раз.
«Змеиный язычок». Представляем, как длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повтор 6 раз.
«Зевота». Сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот. Вслух произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о-о» — позевать . Повтор5-6 раз.
«Веселый плакальщик». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вздохом без выдоха – 30-40 сек.
«Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались звуки «ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы».
Дыхательная игра «Король ветров». На столе между карандашами расположить 5-10 шариков. Вытянув губы трубочкой, глубоким, сильным выдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос.
«Дровосек». И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — длинный выдох с произношением «Ух-х-х» (5-6 раз).
«Обними плечи». И.п.: о.с., руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи.
«Тигр на охоте». Ходьба по площадке, выставляй правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, голова приподнята («тигр ищет добычу»).
«Воздушные шары». Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-о или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).
«Грибок». И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени («грибок маленький»). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отвести голову назад (вдох) («грибок вырос»).
«Журавль». И.п.: о.с. Сделать вдох, поднять правую ногу, согнутую слегка в колене, руки в стороны, вниз, произнести «ур-р-р». Выполнить то же левой ногой.
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. 1— вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево.
«Луговые цветы». В ходьбе по площадке (руки на пояс) выполнять повороты головы в правую (левую) сторону, одновременно выполняя два вдоха через нос. Выдох происходит между циклами поворота головы в ту или другую сторону.
«Тихоход». Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 4—6 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше».
Дыхательно-звуковая гимнастика «Новый год»
При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
«Бьют часы 12 раз». И.п. — стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох — и.п.; выдох — наклониться в сторону, сказать: «Бом!». Повторить 12 раз.
«Елочка нарядная». И.п. — стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох -приподняться на носки, немного развести руки в стороны; выдох — поворот туловища в сторону, полуприсед, руки в и.п., сказать: «Ах!». Повторить три-четыре раза в каждую сторону.
«Хлопушка». И.п. — стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох — развести руки в стороны, выдох — опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!». Повторить шесть-восемь раз.
«Дует Дед Мороз». И.п. — сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта. Вдох — и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у». Повторить шесть-восемь раз.
«Вырастем большими». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, хорошо прогнуться, подняться на носки — вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х». Повторить четыре-пять раз.
«Надуем воздушный шарик». И. п. — сидя на кровати. Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание на 1—2 с. С шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у].
Указание. Учить детей делать вдох, продолжительностью 3 с, выдох — 6 с
«Дудочка» — сесть на кровати, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п –ф – ф – ф»
Источник