Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике
Ткаченко Мария Александровна,
Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»
Республика Казахстан, город Павлодар
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].
Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:
игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);
занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;
развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);
упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.
Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.
Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа — улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.
Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].
Дети любят всех зверей: (большой)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)
Пеликанов, журавлей, (средний)
Бегемотов, соболей, (безымянный)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей; (большой)
Любят горного козла, (указательный)
Обезьянку и осла, (средний)
Дикобраза и ежа, (безымянный)
Черепаху и ужа. (мизинец)
Пальчиковая гимнастика.
Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.
Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.
Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.
Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.
Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» — вернуться в исходное положение [3, с. 17].
Игры с использованием нестандартного оборудования.
Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.
Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
— Но я же играю с тобою, малыш!
— А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка – умнее!
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Массаж шариками Су-Джок.
Пальчиковая игра «Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
На большом диване в ряд
Игрушки Катины сидят:
(дети катают Су-Джок между ладоней)
Зайчик, мишка, Буратино,
Да веселый Чиполлино,
Пара сереньких мышат.
(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому
пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы поможем нашей Кате
Все игрушки сосчитать.
(дети катают Су-Джок между ладоней).
Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.
Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.
Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.
Источник
Комплексы упражнений для развития мелкой моторики
методическая разработка на тему
Для успешной работы по развитию речи дошкольников особую роль отводят развитию мелкой моторики. Для работы в данном направалении педагоги используют разнообрзаные упражнения на развитие мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_uprazhneniy_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
для развития мелкой моторики
1. «Ладони на столе». На счет «раз, два» — пальцы врозь – вместе.
2. «Пальчики здороваются». На счет «раз, два, три, четыре, пять» о соединяются пальцы обеих рук – большой с большим, указательный с указательным.
3. «Ладошки – кулачок – ребро». На счет «раз, два, три» — поочередно касаются ладошками, кулачками, ребрами обеих рук.
4. «Человечек». Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки «бегают» по столу.
5. «Дети бегут наперегонки». Движения, как в четвертом упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.
6. Инсценирование потешки «Пальчик – мальчик, где ты был?».
7. «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.
8. «Козлята». То же упражнение, но одновременно выполняется пальцами обеих рук.
9. «Очки». Образовать два круга из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
10. «Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
11. Инсценирование потешки «Этот пальчик – дедушка».
1. «Пчела». Вращать указательным пальцем правой, а затем левой руки.
2. «Пчелы». То же упражнение выполняется двумя руками одновременно.
3. «Лодочка». Концы пальцев направить вперед, прижать руки друг к другу, слегка согнув пальцы.
4. «Солнечные лучи». Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.
5. «Пассажиры в автобусе». Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх.
6. «Игра потешка» «Этот пальчик хочет спать».
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
— Тише, пальчик, не шуми!
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.
7. Инсценирование потешки.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Дети правой рукой загибают пальцы левой руки по очереди, начиная с большого.
1. «Замок». На счет «раз» — ладони вместе, на счет «два» — пальцы соединяются в «замок».
2. «Лиса и заяц». «Лиса крадется» — всеми пальцами медленно «шагать» по столу вперед, «заяц убегает» — передирая пальцами, быстро двигаться назад.
3. «Паук». Согнутыми пальцами, медленно передвигаться по столу.
4. «Бабочка». Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе («бабочка машет крыльями»).
5. «Счет до четырех». Большой палец соединяется поочередно со всеми остальными.
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепестками красоту и питание
Дружно дают под землей корешки.
Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь – вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
1. «Ромашка». Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
2. «Тюльпан». Полусогнутые пальцы обеих рук, образуя чашечку цветка, соединить.
3. Сжимание – разжимание кистей рук на счет «раз – два».
4. Потешка «Алые цветы». Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, после чего пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания «головкой» цветка.
Наши алые цвети Наши алые цветки
Распускают лепестки, Закрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, Тихо засыпают,
Лепестки колышет. Головой качают.
1. «Улитка с усиками». Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.
2. «Раковина улитки». Правая рука на столе, левую руку положить сверху.
3. «Ежик». Ладони соединены, прямые пальцы выставить вверх.
4. «Кот». Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.
5. «Волк». Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.
1. «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируя стрижку ножницами.
2. «Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, спустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.
3. «Дом» — ладони соединить под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх – это «труба».
4. «Бочонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.
5. «Пожарные». Упражнение с предметом: используется лучше игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.
6. Потешка «Прятки». «Прятать» пальцы, по одному зажимая их в кулачок.
1. «Птички летают». Пальцами обеих рук производить движения вверх –вниз.
2. «Птица, высиживающая птенцов». Пальцы одной руки слегка прикрыты и согнуты, другая рука покоится между большим и указательным пальцами.
3. «Птички клюют». Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.
4. «Полет птицы». Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.
1. «Зайчики». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.
2. «Большой зайчик». Руки на столе ладонью вниз, три первых пальца вытянуты вперед, два последних назад.
3. «Бежит собачка». Рука на столе ладонью вниз, указательный палец вытянут вперед, остальные «бегут» по столу.
4. «Дама с собачкой». Локоть левой руки на столе, рука сжата в кулак, указательный и большой пальцы вытянут вверх, локоть двигается вперед – бегущая женщина. Правая рука изображает собачку.
5. Игра – потешка «Ну-ка, братцы, за работу!».
Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить.
Печи все – тебе топить.
А тебе – воду носить.
А тебе – обед варить.
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, сжатой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.
1. «Цветок». Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены.
2. «Корень растения». Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опушены вниз.
3. «Прорасти, растение». Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, затем они медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца.
4. «Елка». Пальцы обеих рук скрещены.
5. «Малыш взбирается на дерево». Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены –«дерево». Два пальца левой руки «взбираются» вверх по предплечью.
1. «Пунктиры». Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад – вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
2. «Пила». Лева рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх – вниз. То же для другой руки.
3. «Утюжок». Исходное положение (И.п.) то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
4. «Каток». И.п. то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх –вниз по левой ладони, разминая ее. То же для другой руки.
5. «Буравчик». И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.
6. «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.
7. «Спиральки». Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиральные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.
Источник