Исправление речи при дизартрии
Ребенок, имеющий дизартрию, не может четко и правильно выговаривать звуки. Причиной этого состояния является поражение определенных отделов мозга, «отвечающих» за корректные связи с артикуляционным аппаратом.
Тяжелая форма дизартрии сопровождается столь явными внешними проявлениями, что не заметить ее просто невозможно. Кроме того, в основном она сопутствует таким сложным заболеваниям как детский церебральный паралич, и лечение производится в комплексе.
Дизартрия может быть разных видов: корковая, бульбарная, мозжечковая, подкорковая, в зависимости от того, какая часть мозга поражена. Соответственно, коррекционные меры будут немного отличаться.
Отдельно хотелось быть отметить более легкую форму дизартрии — она называется стертая. Этот вариант может казаться родителям чем-то незначительным, не требующим глубокого внимания. В конце концов, вон, у соседей Ваня тоже плохо говорил до школы, а сейчас хорошо учится!
Не стоит смотреть на Ваню и других детей. Дизартрия в корне отличается от простого невыговаривания отдельных звуков. Коррекция этого состояния может потребовать длительного времени и немалых усилий со стороны ребенка и его родителей.
Кто лечит дизартрию
Для исправления ситуации нужно обратиться к двум специалистам — неврологу и логопеду-дефектологу. Точная оценка состояния может быть определена только после тщательного обследования и сбора анамнеза.
Коррекционные меры так же проводятся по двум направлениям — неврологическому и логопедическому. Комплексный подход включает такие методы как:
- Лекарственная терапия.
- Лечебная физкультура.
- Физиолечение.
- Логопедические занятия.
Работа логопеда-дефектолога при дизартрии
Логопеду-дефектологу в данном случае достается ответственная роль корректора имеющихся нарушений в речи ребенка. Очень важно, чтобы родители относились с пониманием необходимости регулярных занятий и обязательного выполнения домашних заданий.
При правильном подходе прогноз при стертой форме дизартрии — самый благоприятный. Ребенок полностью способен освоить правильную речь и сможет успешно учиться в школе.
Что входит в занятия:
- Артикуляционная гимнастика. Она необходима для того, чтобы «научить» язык занимать правильное место при произнесении того или иного звука.
- Упражнения для выработки правильного речевого дыхания.
- Развитие мелкой моторики. Широко известно, что чем лучше координация пальцев рук, тем быстрее формируется правильная речь.
- Формирование пространственной ориентации.
- Логопедический массаж языка. Даже из-за незначительных поражений мозга многие дети имеют нарушения тонуса артикуляционного аппарата. Специальный массаж помогает снять излишний тонус или, наоборот, укрепить нужные мышцы.
- Постановка правильного произношения звуков.
Упражнения и занятия при дизартрии
Пальчиковые игры и гимнастика:
- «Мальчик-пальчик, где ты был?» Ребенок раскрывает ладошку и вслед за словами известной всем считалки («С этим братцем в лес ходил, с этим братцем дрова рубил…» и т. д.) касается большим пальцем сначала указательного, потом среднего, безымянного и мизинца.
- «Изображаем зверей» Вспомните игру «Театр теней». Открытая ладошка, большой палец вверх — это собачка. Если двигать мизинцем вверх и вниз, собачка будет лаять. Большим пальцем прижать к ладони мизинец и безымянный, указательный и средний вверх, это заяц. Зайчик может шевелить «ушами».
- Большое значение имеет массаж рук. В зависимости от наличия спастичности или, наоборот, слабого тонуса ручек, он проводится по-разному. Для расслабления в домашних условиях можно просто проводить либо легкое поглаживание пальцев от кончиков к основаниям, затем ладошек и всех поверхности рук снизу вверх. Чтобы укреплять мышцы, домашний массаж проводится иначе — нужно активно поглаживать, разминать, растирать пальцы и ладони.
- Всем взрослым, вероятно, знакомо упражнение «лошадка», когда языком нужно цокать. Это очень полезно, но может получиться не сразу. Для тренировки язычка потребуются и другие «тренировки».
- «Блинчики» — язык нужно распластать в плоский блин, рот приоткрыт.
- «Змея» — острый, как жало, язык высовывается вперед и назад.
- Кончиком языка тянуться к носу, затем к подбородку.
- А если попробовать свернуть язык в трубочку?
- «Волшебное дыхание». Ребенку в ноздри (неглубоко, конечно) вставляются кусочки ваты. Он должен выдыхать таким образом, чтобы вата не упала.
- «Гонки». На стол кладутся два ватных шарика. Взрослый и ребенок должны дуть каждый на свой комок. Кто «угонит» свой комочек дальше, тот выиграл в гонках.
- Очень хорошее действие оказывает дыхательная гимнастика Стрельникова.
Развитие мелкой моторики:
Здесь поле для деятельности практически не ограничено. То есть ограничено лишь возможностями ребенка. Но если заниматься регулярно, у него будет получаться все лучше и лучше.
Можно использовать игры-шнуровки, сортеры, рисование на крупе, просто рисование карандашами. В рамках подготовки к школе полезно научить ребенка штриховке, аккуратному раскрашиванию картинок.
Упражнения для ориентации в пространстве:
- «Чьи следы». На бумаге оставлены отпечатки рук и ног. Ребенку нужно понять, где правая рука (нога), а где левая.
- «Магазин». Ребенку нужно правильно расставить товары на полках магазина, ориентируясь на указания взрослого — ПОД столом, НА полке, СЛЕВА от конфет и т. п.
- Игры со счетными палочками. Ребенок должен по образцу сложить заданную фигуру.
Что касается логопедического массажа и постановки правильного произношения звуков, заниматься этим должен обязательно специалист. Логопед даст задания, которые нужно будет выполнять дома, и разъяснит, как правильно их выполнять.
Дата публикации: 09.03.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.
Источник
Артикуляционная гимнастика при дизартрии
Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых нарушениях артикуляции можно следующие приёмы:
- Положить кусочек сахара или леденец между щекой и зубами (для стимуляции движений языка в сторону);
- Протягивать к губам ребёнка конфету или намазать нижнюю губу вареньем (для выработки движения языка вперёд к губам);
- Дотронуться до кончика языка холодным металлическим шпателем (для сокращения кончика языка).
Для активизации движений мягкого нёба пациента обучают произвольному глотанию, для чего логопед капает на корень языка капли воды. Вначале применяется пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии (при помощи механического воздействия — под нажимом зонда, руки логопеда, шпателя). Она постепенно переходит в пассивно-активную артикуляционную гимнастику при дизартрии, а затем – в активную, которая выполняется по инструкции логопеда, под его счёт.
Пассивные упражнения создают условия, которые способствуют улучшению или проявлению функционирования определённых мышц. Их целью является включение в процесс артикуляции новых мышечных групп, которые до этого бездействовали, или увеличение интенсивности мышц, которые ранее были включены в речевой процесс. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают кинестетический образ артикуляционной позиции, которая нужна для реализации звука, новые схемы движения.
Пассивную артикуляционную гимнастику проводят после массажа. Направление, объём и траектория пассивных движений аналогична активным. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения фиксация не зависят от пациента. Он производит артикуляционные движения при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3-5 штук.
Для пассивной гимнастики языка применяют следующие упражнения:
- Выведение языка из ротовой полости вперёд;
- Втягивание языка назад;
- Поднимание языка вверх (к верхней губе);
- Опускание языка вниз (к нижней губе);
- Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
- Боковые отведения языка (вправо и влево);
- Лёгкие плавные покачивающие движения языка в стороны;
- Приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу.
Пассивная гимнастика губ проводится с помощью следующих упражнений:
- Поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии и собирают верхнюю губу;
- Нижнюю губу собирают тем же приёмом;
- Собирают губы в трубочку («хоботок»), производя движение языком к средней линии;
- Растягивают губы в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;
- Поднимают верхнюю губу;
- Опускают нижнюю губу;
- Смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.
При помощи пассивной артикуляционной гимнастики создают различные уклады губ, необходимые для произнесения гласных звуков (о, а, у, ы, и, э). Пассивная гимнастика под руководством старшего инструктора ЛФК Юсуповской больницы сопровождается зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу: посмотри в зеркало и почувствуй это положение»). Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках позволяет пациенту быстрее освоить методику упражнений.
Миогимнастика при дизартрии
Метод миокоррекции, направленный на укрепление мышц при исправлении зубочелюстных аномалий, в течение длительного времени активно применяется ортодонтами. Сегодня миокоррекционные упражнения взяли на вооружение и логопеды, поскольку всё чаще фиксируется сложная структура речевых дефектов, которая требует междисциплинарных подходов для устранения нарушений. Традиционный комплекс артикуляционной гимнастики может оказаться неэффективным. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют дополнительные упражнения, которые целенаправленно воздействуют на восстановления функции определённых мышц.
Логопеды, работая над произносительной стороной речи, формируют следующие навыки:
- Артикуляционный уклад звуков;
- Просодические компоненты, правильный ритм, темп, внятность речи;
- Достаточный речевой выдох.
Всё это требует хорошей мышечной динамики. В коррекционных занятиях по исправлению звукопроизношения выделяют следующие виды миогимнастических упражнений:
- Для мимических мышц;
- Для круговой мышцы рта;
- Для мышц головы и шеи;
- Для мышц языка;
- На развитие физиологического и речевого дыхания;
- На развитие кинестетической и кинетической организации артикуляционной моторики;
- На правильную артикуляцию определённых звуков.
Равновесие мышц достигается миогимнастикой без использования вспомогательных средств и мышечной гимнастикой с помощью дополнительных приспособлений:
- Активаторов для развития круговой мышцы рта;
- Резиновых колец;
- Вестибулярных пластин;
- Миофункциональных трейнеров.
Миофункциональные трейнеры, разработанные ортодонтами, корректируют и предупреждают орофациальные нарушения. В логопедической практике их используют со следующей целью:
- Для активизации кинестетических афферентаций, создания артикуляционной базы для шипящих, сонорных звуков;
- Для улучшения подвижности языка, его тонуса, чувствительности и нормализации тонуса артикуляционных мышц, которые принимают участие в продуцировании всех фонем;
- Для улучшения мышечного тонуса нижней губы, растягивания подъязычной связки и верхнегубной связки;
- Для иннервации мягких тканей нёба, массажа альвеолярных отростков, тренировки жевательных и мимических мышц.
Для миогимнастики при дизартрии применяют вестибулярные пластинки с бусинкой. Бусинка является динамическим элементом, стимулирующим определённые зоны языка и нёба. Щиток пластины располагается между губами и зубами, анатомически повторяя форму челюстей. Логопед, в зависимости от поставленной задачи при коррекции звукопроизношения, опускает бусинку вверх или вниз, то есть, работает с мышцами кончика или корня языка, нёбом.
Артикуляционная гимнастика при стёртой дизартрии
Дети со стёртой дизартрией отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети, страдающие функциональной дислалией (нарушением звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата). У детей со стёртой формой дизартрии врачи выявляют следующую неврологическую симптоматику:
- Стёртые парезы (неполные параличи);
- Гиперкинезы (избыточные насильственные двигательные акты, возникающие помимо воли пациента);
- Нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах.
Нарушения нервно-психических значительно больше выявляется при лёгких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Работа логопеда с пациентами, страдающими стёртой формой дизартрии, не ограничивается постановкой и исправлением дефектных звуков. Она имеет более широкий диапазон коррекции речи ребёнка в целом.
При стёртой форме дизартрии логопеды вводят в план коррекционной работы дополнительный подготовительный этап, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики (интонационно-выразительной окраски речи). Учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии, детям со стёртой формой речевого расстройства проводится дифференцированный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Детям с повышенным тонусом и гиперкинезами проводят расслабляющий массаж. Применяют следующие приёмы:
- Похлопывание;
- Поколачивание;
- Лёгкую вибрацию;
- Поглаживание не более 1,5 минут.
Все движения выполняют от периферии к центру: от висков к середине губ, носу, центру лба. Детям с пониженным тонусом делают укрепляющий массаж, который включает глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до трёх минут. Все движения выполняются от центра лица в стороны: от середины губ к углам, ото лба к вискам, от середины языка к кончику, от носа к ушам.
Для нормализации моторики артикуляционного аппарата выполняют упражнения для жевательных мышц:
- Открыть и закрыть рот;
- Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд;
- Надуть щёки и расслабить.
Пациенты выполняют движения нижней челюсти вбок, втягивают и расслабляют щёки, открывают рот с запрокидыванием головы назад, закрывают рот и держат голову прямо.
Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щёк включает следующие упражнения:
- Одновременное и попеременное надувание обеих щёк;
- Втягивание щёк в ротовую полость;
- Вытягивание вперёд «хоботком» сомкнутых губ, а затем возврат их в нормальное положение.
Пациентам предлагают сделать «оскал» – растянуть губы в стороны, плотно прижать к дёснам, обнажить оба ряда зубов, втянуть губы в ротовую полость при раскрытых челюстях, поднять только верхнюю губу, обнажив верхние зубы, оттянуть нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». Логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи. Он на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведён к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Постепенно речевой материал усложняется. Когда речь начинает улучшаться, появляются ритмичные фразы различной длины.
Для развития правильного речевого дыхания логопеды применяют следующие методики:
- Специальные игры-упражнения (игру на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей);
- Фонетическую ритмику;
- Голосовые упражнения.
Для формирования просодической стороны речи применяются упражнения по развитию ритма, освоению ритмики слова. Пациентов знакомят с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, формируют интонационную выразительность в экспрессивной речи. Сенсорные нарушения преодолевают, развивая пространственно-временные представления, выполняя упражнения по развитию осязания. Для того чтобы пройти курс артикуляционной, дыхательной, пассивной и пассивно-активной гимнастики при дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.
Источник