Комплексы упражнений для детей с нарушением зрения

Игры и упражнения с детьми с нарушением зрения

Ольга Булатова
Игры и упражнения с детьми с нарушением зрения

Ориентировка в пространстве.

«Игрушки пришли к нам в гости».

Учить детей приемам зрительно-осязательного обследования игрушек, расположению их по словесным инструкциям педагога в различных направлениях «от себя» (справа, слева, впереди, сзади, обозначению направлений соответствующими пространственными терминами.

Материал: крупные новые, незнакомые детям игрушки (кукла, матрёшка, собачка, мишка).

Примечание: игра проводится неоднократно с увеличением числа игрушек (от 2 до 4-5, располагаемых с каждой стороны.

«Какой игрушки не стало?»

Учить детей запоминать (на основе зрительного и осязательного восприятия) игрушки и их расположение в пространстве, обозначать его в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: разнообразные крупные игрушки (от 5 до10 штук); скамейка.

Примечание. Игра проводится неоднократно с усложнением, увеличивается количество игрушек и используемых в игре, и спрятанных (до 3-4).

«Какие игрушки поменялись местами?»

Учить детей определять с помощью зрения и осязания изменения в пространственном расположении игрушек, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: крупные игрушки.

Примечание. В дальнейшем игра усложняется, увеличивается число используемых игрушек (от 5-10, меняют местами не 2, а 4 игрушки.

«Где живут игрушки?»

Учить детей определять с помощью зрения и осязания расположение игрушек в шкафу, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: шкаф с тремя открытыми полками, 9 крупных игрушек.

Примечание. С этим же материалом можно проводить игры: «Какой игрушки не стало?», «Какие игрушки поменялись местами?».

Учить детей определять с помощью зрения и осязания разницу в пространственном расположении игрушек и отражать в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: 2 детских стула, 2 крупные одинаковые игрушки.

Примечание: Эта же игра проводится с расположением предметов впереди и сзади ребёнка. При повторном проведении игрушки заменяются.

Учить детей осмысливать слова «далеко – близко», «дальше – ближе» и использовать их в речи.

Материал: подгруппа детей из 3-5 человек.

Примечание: Игры такого типа проводятся неоднократно с использованием различных предметов окружающей обстановки, игрушек (например, «Что далеко, а что близко», «Что ближе, а что дальше?»).

Учить детей определять с помощью зрения различные направления «от себя» и обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: кукла, маленький мяч.

«Что изменилось в кукольной комнате?»

— определять с помощью зрения пространственные отношения между предметами и изменения в их расположении;

— обозначать это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: крупная кукольная мебель, кукла, счетные палочки.

Примечание: Игра проводится несколько раз с различным расположением мебели в кукольной комнате, с увеличением количества предметов и изменением в их расположении, с усложнением заданий.

Учить детей различать звуки, производимые предметами с закрытыми глазами, соотносить их с действиями взрослого.

Материал: ножницы, бумага, чашка с водой, чайная ложечка, и другие предметы.

Ориентировка в пространстве в процессе движения.

«Зайчик и собачка ездят на машине»

Учить детей определять с помощью зрения различные направления пространства в процессе передвижения и обозначать эти направления в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: крупные игрушки: грузовая машина, зайчик, собачка.

Примечание. Игра проводится неоднократно в различных вариантах, со сменой точки отсчета для передвижения, с различными игрушками.

— ориентироваться в пространстве на основе зрительного и слухового восприятия;

— передвигаться в заданных направлениях, сохранять и менять направления своего движения в соответствии с инструкциями;

— обозначать в речи заданные направления соответствующими пространственными терминами.

Материал: крупные игрушки (3-5 и более).

Примечание. Игра проводится неоднократно, с изменением положения ребёнка в пространстве (различные повороты на 90, 180 и 360 градусов, с увеличением числа игрушек, направлений пространства, в которых действует ребёнок.

«Путь до кабинета врача»

— ориентироваться в пространстве в процессе передвижения;

— сохранять и менять направление движения по инструкциям и с учетом встречающихся ориентиров.

Ориентировка в микро пространстве.

— Учить детей определять направление в микро пространстве с точкой отсчета «от себя».

— Развивать логическое мышление.

— Обучать обозначению в речи направлений микро пространства.

Материал: фланелеграф, изображение дерева, в стволе дупло, слева на ветке скворечник, снизу под деревом норка; игрушки или картинки: белочка, птичка, мышка.

Материал: игрушки или картинки: медведь, мышка, кошка, заяц, собака, кукла; лист бумаги с нарисованным домом, в каждом окошке изображение предмета (кусочек сыра, конфета, мёд, морковка, косточка).

Учить детей ориентироваться в микро пространстве и обозначать в речи его направления.

Материал: фланелеграф, набор изображений сказочных героев.

Примечание. Сначала сказку рассказывает педагог, добавляя в пересказ обозначения пространственных направлений (например, «Вдруг слева из леса выскочил зайчик»). На следующем занятии сказку рассказывает ребёнок.

Ориентировка в пространстве с использованием схем и планов.

-Учить детей моделировать кабинет врача, используя предметы-заместители.

-Развивать пространственное мышление дошкольников.

-Обучать обозначению в речи пространственного расположения предметов-заместителей на модели.

Материал: листы бумаги формата А;, детали настольного строительного конструктора, счетные палочки для обозначения окна и двери.

Примечание.

1. По мере выполнения детьми задания педагог проверяет правильность его реализации, помогает вспомнить расположение реальных предметов в кабинете врача и перенести это в конструируемую модель.

2. По тому же типу проводятся игры на моделирование других помещений (спальни, игровой комнаты, кухни).

«К Мишке на День рождение»

-Закрепить навыки ориентировки с применением схем.

-Учить самостоятельно, составлять схемы пространства.

-Обучать обозначению в речи пространственных направлений.

Материал: крупные игрушки; шкаф с двумя полками; карточки с изображением плана пути к медвежонку, схемы шкафа; «скатерть», изображение посуды и продуктов – на отдельных карточках; листы бумаги, фломастеры.

Примечание. По этой же методики проводят игры «В гости к кукле», «В магазин за покупками». На следующих занятиях дети самостоятельно составляют не только план помещения, но и план пути к различным объектам.

«Найди игрушку по схеме»

Учить детей находить игрушку в реальном пространстве – в месте, указанном на схеме.

Материал: карточки с изображением схемы стола и указанным на ней местом расположения игрушки в реальном пространстве.

Примечание. После того как дети научатся хорошо ориентироваться в схеме стола, находить по ней игрушки в реальном пространстве, им предлагают более сложные задания (например, найти игрушки в шкафу, в кукольном уголке – в том месте, которое указанно на схеме шкафа или кукольного уголка).

«Использование игровой деятельности с детьми с нарушением зрения в дошкольном возрасте» Развитие коммуникативной способности детей дошкольного возраста с нарушением зрения обеспечивающих эффективность общения и межличностного.

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей,.

Дидактические игры для детей с нарушением зрения Дидактические игры для детей с нарушением зрения1. «Угадай чей силуэт?» Цель: развивать зрительное восприятие, зрительную память, целостное.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Конспект НОД с детьми подготовительного дошкольного возраста с нарушением зрения «Центр подготовки космонавтов» Конспект НОД с детьми подготовительного дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: «Центр подготовки космонавтов». Подготовили: воспитатели.

Конспект ОД по ознакомлению с миром природы с детьми подготовительной группы с нарушением зрения «Зимующие птицы» Цели занятия: Коррекционные: Развивать фиксацию взора и зрительное сосредоточение в процессе поисковой деятельности. Образовательные: Расширять.

Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения» В нашем МАДОУ ДСКН №4 города Сосновоборска функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения. Дети, посещающие эти.

Применение гимнастики Брейн Джим в работе с детьми с нарушением зрения. Я работаю в специализированной группе с детьми с нарушением зрения. Одним из нетрадиционных методов коррекционно-развивающего обучения.

Проект «Моя семья» в работе с детьми с нарушением зрения Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения средствами физического воспитания в условиях ФГОС Движение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками).

Источник

Альманах педагога

Автор: Бардалим Андрей Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2051
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Программа
Тема: ЛФК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Раздел: дополнительное образование

Дополнительная образовательная программа
«ЛФК У ДЕТЕЙ С

НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
Программа модифицирована педагогом дополнительного образования Бардалим Андрей Николаевичем

2016 г
Пояснительная записка Согласно мировой статистике, каждый третий житель Голубой планеты плохо видит. Наши глаза — очень тонкий и чувствительный механизм. Не удивительно, что постоянное напряжение зрения, особенно при длительном общении с компьютером и телевизором — двумя главными собеседниками современного человека, провоцирует различные глазные болезни. Ослабление аккомодационного аппарата глаза (причина приобретенной близорукости) происходит не только при длительной работе глаз на близком расстоянии при постоянном напряжении глазных мышц, но и при долговременном нахождении в закрытых пространствах, ухудшении кровоснабжения глаза, вызванном хроническим тонзиллитом, ревматизмом и другими заболеваниями. Устранение указанных причин и будет являться профилактикой близорукости. Наиболее действенные средства профилактики и лечения — специальные упражнения, направленные на укрепление и расслабление мышц глаза в сочетании с общеукрепляющими физическими упражнениями и здоровый образ жизни. Только в этом случае приведенные ниже методики дают необходимый эффект. Здесь вам на помощь придет лечебная физкультура (ЛФК).
Цель:
а) Коррекция имеющихся дефектов зрения у детей; б) Профилактика вторичных изменений в состоянии здоровья; в) Стабилизация функциональных систем организма; Задачи ЛФК: а) общее укрепление организма; б) активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем; в) укрепление мышечно-связочного аппарата; г) улучшение кровоснабжения тканей глаза; д) укрепление мышечной системы глаза, прежде всего цилиарной
мышцы;
Актуальность
В настоящее время считается окончательно доказанным, что близорукость чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. По данным Т. С. Смирновой (1976), среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых в два раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно- двигательного аппарата — нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой. Таким образом, существует и прямая, и обратная зависимость между физической активностью ребёнка, его здоровьем, с одной стороны, и развитием близорукости, с другой стороны. Если ребёнок с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закалён, у него реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности. И, наоборот, у близоруких детей, если их не тренировать, не следить за их осанкой, питанием, режимом учёбы и отдых, могут возникнуть различные заболевания и дальнейшее прогрессирование близорукость. Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза. Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью
средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение. Физические упражнения благоприятно влияют на орган зрения детей. Так, было отмечено, что среди школьников в возрасте от 7 до 18 лет, занимающихся спортом, число лиц, страдающих близорукостью, значительно меньше, чем среди школьников, которые не занимаются спортом. С помощью специальных исследований, произведённых Е. И. Ливадо (1974—1975), было установлено, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеобразовательного характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для мышц глаз, оказывают положительное влияние на функции близорукого глаза. На основании проведённых исследований была разработана методика лечебной физкультуры для школьников и взрослых, страдающих близорукостью, и на практике доказана её эффективность. Занятия специальными упражнениями, рекомендуемые близоруким, можно выполнять самостоятельно в домашних условиях, на природе, во время отдыха, некоторые из них можно включать в комплекс производственной гимнастики. Необходимо строго следить, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учётом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера обязательно необходимо сочетать с гимнастикой для глаз. Для того чтобы рационально, с большей пользой для здоровья заниматься физическими упражнениями, нужно знать и выполнять рекомендации по организации самостоятельных занятий, разработанные для близоруких людей – школьников и студентов, служащих, людей творческого труда, а также тех, чья профессия связана с продолжительной и напряжённой зрительной работой.

Общеразвивающие упражнения.
1. И.п. основная стойка руки на поясе, вращательные движения головой по часовой и против часовой стрелки (темп медленный; повторить 8 раз в каждую сторону). 2.И.п. основная стойка руки к плечам, вращательные движения руками вперед и назад (темп умеренный; повторить 8-10 раз). 3. И.п. основная стойка руки на поясе, вращательные движения в тазобедренных суставах по часовой и против часовой стрелки (темп медленный, амплитуда движений не глубокая; повторить 6 раз в каждую сторону). 4. И.п. основная стойка руки на поясе, махи ногами (темп нормальный, ноги в коленях не сгибать; повторить 10 раз). 5. И.п. основная стойка руки на поясе, приседания не отрывая пяток от пола (темп нормальный; повторить 10 раз). 6.И.п. основная стойка руки в стороны – вдох руки вверх выдох – руки через стороны вниз. Задержаться на выдохе 2-3 сек. (повторить 4-5 раз). 7. Ходьба 150-200 метров. 8. Медленный бег 6-10 минут + ходьба 100-150 метров. 9. Ходьба на месте.
Дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения должны быть обязательным элементом в занятиях лечебной физкультурой со слепыми и слабовидящими детьми. Они нормализуют дыхание и пульс, укрепляют мышечный аппарат грудной клетки, увеличивают её подвижность, обеспечивают лучшу ю вентиляцию легких, усиливают основной обмен и объем легких. Таким образом оказывают влияние на общую осанку ребенка. 1. И.п,- руки на пояс. Объяснение, что такое вдох и выдох и как выполняются 1 — вдох, 2 — выдох через нос (4 раза). 2. И.п. — стойка, руки на пояс. 1 — вдох, 2-3 -выдох через рот (3-4 раза).
3. И.п.- о.с. 1 — вдох через правую ноздрю, 2 — выдох через правую, 3 — вдох через левую ноздрю, 4 — выдох через левую. По два раза. 4. И.п.- основная стойка. 1 — вдох через правую ноздрю, 2 — выдох через левую и наоборот. По два раза. 5. И.п. — стойка, руки на пояс. Спеть куплет песни с закрытым ртом. 6. И.п. — основная стойка. Произносить с закрытым ртом букву «а» то тихо, то громко (4 раза). 7. И.п.- основная стойка. То же, произнося «о», «у». По 3 раза. 8. И.п.- основная стойка. То же, произнося «ау», «су». По 3 раза. 9. И.п. — стойка руки на пояс. Произношение выше описанных звуков в том же порядке, но с открытым ртом, стараясь дольше тянуть звук. Повторить 4 раза. 10. И.п. — стойка, руки на пояс. Счет 1-2 вдох. Па выдохе «у-у-у» (3-4 раза). 11.И.п. — стойка, руки на пояс. 1-2 вдох. С сомкнутыми зубами выдох со звуком «еес», постепенно наклоняя туловище. 4 раза. 12. И.п. — стойка, руки на пояс. 1-2 вдох. Полный медленный выдох с произношением «фу, у, у, фу, у, фу, у, у», 3-4 раза. 13. И.п. — стойка, руки на пояс. 1-2-3 вдох. Полный выдох, наклоняя туловище и сводя локти вперед (выдох можно делать через рот), 4 раза. 14. И.п.-стойка, руки на пояс. 1-2-3 вдох. Выдох произносить через сомкнутые зубы «з,з, з». 15. И.п.- основная стойка. 1 — руки в стороны, вдох, 2 — опустить руки, расслабиться, выдох. 16. И.п.- основная стойка. 1 — руки в стороны, вдох, 2 — обнять себя за плечи, опустить голову, выдох, 3 раза. 17. И.п.- основная стойка. 1-2 вдох, 3-4 поворот туловища вправо, выдох. То же самое в другую сторону. По два раза в каждую сторону. Примечание. Самое выгодное положение для вдоха, обеспечивающее максимальное расширение грудной клетки и лучшую вентиляцию легких, — стоя, руки вниз и слегка назад или руки на пояс.

Специальные упражнения для глаз.
1. В положении стоя — смотреть прямо перед собой 2-3 сек, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки в 25-30 см от глаза смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз. 2. В положении стоя — вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, пока не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. 3. В положении стоя — расположить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, прикрыть ладонью левой руки глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.; то же самое проделать с пальцем левой руки, затем убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек., повторить 5-6 раз. 4. В положении стоя — отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головою, следить глазами за пальцем. Медленно перемещать палец слева направо, следить глазами за ним. Повторить 10-12 раз. 5. Упражнения с гимнастической палкой. Смотреть на палку. 6. Упражнения с обручем — вращая его в руке. Смотреть на кисть. 7. И.п. — стоя, смотреть вперед на какой-нибудь предмет. Голову повернуть направо, затем налево, не отводя взгляда. 8. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. 9. Сидя, быстро поморгать в течение 1-2 минут. Двигаться должны только веки; моргать без усилий, следить за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном состоянии. 10. Сидя, закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин.
11. И.п. — сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10 секунд, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20-30 секунд. 12. В положении сидя: тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек., снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. 13. И.п. -стоя (сидя) перевод взгляда с близкого на дальнее расстояние (двумя глазами). 14. И.п. — стоя (сидя) поочередный перевод взгляда из угла в угол спортзала. 15. И.п. — сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги приподнять. «Ножницы» — окрестные движения ногами, смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. 16. И.п. — то же, поочередно поднимать и опускать ноги, смотреть на носок. 17. И.п. — то же. Махи ногами поочередно вправо, влево, вверх-кнутри. 18. И.п. — то же. Круговые движения ногой. 19. И.п. — лежа на спине, руки в стороны, а в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку, вернуться в и.п. Смотреть на мяч. 20. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой, смотреть на мяч. При поднимании руки -вдох, при опускании — выдох. 21. И.п. — лежа на спине, руки вперед в стороны. Окрестные движения прямыми руками 15-20 сек. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. 22. И.п. — лежа на спине, руки вперед в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке, 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха — выдох. 23. И.п. — лежа на спине, в поднятых вперед руках держать мяч. Мах ногой с касанием носком мяча. Смотреть на носок. Во время маха выдох.
24. И.п. — лежа на спине, руки вперед. Окрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. 25. И.п. — лежа на спине, в правой руке теннисный мяч. Выполнять круговые движения, смотреть на мяч. Менять направление движения. 26. И.п. -лежа. Перемещение взгляда при закрытых глазах. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно переведите глаза в крайнее левое положение, затем — вправо. Старайтесь не щуриться.
Упражнения, улучшающие работоспособность цилиарной мышцы.
1. Передача мяча от груди партнеру. Повторить 12-15 раз. Следить за мячом. 2. Передача мяча партнеру из-за головы. Смотреть на мяч. 3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Смотреть на мяч. 4. Подбросить мяч обеими руками и поймать. Смотреть на мяч. 5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Смотреть на мяч. 6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Следить за движением мяча. 7. Броски теннисного мяча в стену. Следить за мячом. 8. Броски теннисного мяча в мишень. Сопровождать движение мяча взглядом. 9. Бросить теннисный мяч на пол так, чтобы, отскочив, он ударился о стену, а затем поймать его, следить за мячом. Примечание: общеразвивающие упражнения в сочетании с движениями глаз — голову не поворачивать, движения глаз выполнять медленно.
Упражнения, улучшающие работоспособность цилиарной мышцы.
1. Передача мяча от груди партнеру. Повторить 12-15 раз. Следить за мячом. 2. Передача мяча партнеру из-за головы. Смотреть на мяч. 3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Смотреть на мяч. 4. Подбросить мяч обеими руками и поймать. Смотреть на мяч.
5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Смотреть на мяч. 6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Следить за движением мяча. 7. Броски теннисного мяча в стену. Следить за мячом. 8. Броски теннисного мяча в мишень. Сопровождать движение мяча взглядом. 9. Бросить теннисный мяч на пол так, чтобы, отскочив, он ударился о стену, а затем поймать его, следить за мячом. Примечание: общеразвивающие упражнения в сочетании с движениями глаз — голову не поворачивать, движения глаз выполнять медленно.
Упражнения, улучшающие работоспособность цилиарной мышцы.
1. Передача мяча от груди партнеру. Повторить 12-15 раз. Следить за мячом. 2. Передача мяча партнеру из-за головы. Смотреть на мяч. 3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Смотреть на мяч. 4. Подбросить мяч обеими руками и поймать. Смотреть на мяч. 5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Смотреть на мяч. 6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Следить за движением мяча. 7. Броски теннисного мяча в стену. Следить за мячом. 8. Броски теннисного мяча в мишень. Сопровождать движение мяча взглядом. 9. Бросить теннисный мяч на пол так, чтобы, отскочив, он ударился о стену, а затем поймать его, следить за мячом. Примечание: общеразвивающие упражнения в сочетании с движениями глаз — голову не поворачивать, движения глаз выполнять медленно.

Комплекс упражнений для улучшения зрения
1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево. 2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. 3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении. 4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе. 5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении. 6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него — глаза легко «соединятся». 7. Частое моргание глазами. 8. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы. Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.
Для профилактики близорукости
полезны следующие упражнения (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз): 1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. 3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. 4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.
Снять усталость глаз
помогут следующие упражнения: 1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз. 2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз. 3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз. 4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами «восьмерку» в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении. 5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3- 5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз. 6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении. 7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем — в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем — в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом — в обратном порядке. Гимнастика глаз повышает тонус глазных мускулов и устраняет усталость. Вам
придется тратить всего 5 — 10 минут ежедневно в течение 15 — 30 дней. Затем можно будет сделать перерыв на 2 — 3 месяца. 8. Выполняется стоя. Вытянуть руку вперед. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6-8 раз.
Гимнастика для усталых глаз
1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз. 2. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями — от носа к вискам. 3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз. 4. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3- 5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз. 5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить.
Корригирующие

спины
(тоже снимают напряжение с глаз, улучшают кровообращение, нормализуют глазное давление) Выполнять до лёгкого утомления, дыхание произвольное. Не обязательно все, можно выбрать 5-6, потом их менять.. — ходьба (обычная и на носочках) с небольшим мешочком на голове.
— ходьба (обычная, на носках и в полуприсядь) с гимнастической палкой (можно и не с гимнастической), положенной на лопатки, 2-3 минуты — ноги на ширине плеч, наклоны вперёд, прогнув спину, как можно больше сводя лопатки, смотреть вперёд. — сидя на стуле, держаться за спинку, прогнуться в спине, выпячивая грудь. Вернуться в исходное положение, повторить — сидя, руки на затылке, сцеплены. Медленно наклонить голову вперёд (спину не сгибать. ), затем отвести её назад, преодолевая небольшое сопротивление рук. — медленно выполнять круговые движения головой по часовой стрелке и против, оказывая небольшое сопротивление руками. — стоя, руки сцеплены за спиной в замок, прогибаясь, отвести руки назад, пытаясь поднять их выше — то же с гимнастической палкой -спиной к гимнастической стенке (если есть), взяться руками за спиной за перекладину на уровне пояса, делать выпады сначала одной ногой, потом другой. — стоя спиной к гимн.стенке, прогнуться как можно больше с поднятыми вверх руками, взяться за перекладину и попытаться прогнуться ещё, держась. — лёжа на животе, руки вдоль туловища, поднять голову и прогнуться — то же, сцепив руки за спиной -то же, подняв ноги и захватив их руками. Следующие упражнения выполнять с большой осторожностью. — лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, опираясь на стопы, локти и затылок, поднять таз и туловище (лопатки на полу!) — то же, но отрывая от пола и лопатки. — то же, но руки выпрямлены.

Массаж глаз
Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами — указательным и средним — в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза — над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз. Интересная особенность глазного массажа, помимо его прямого назначения, в том, что, массируя глаза, мы помогаем расслабить излишне зажатые мышцы шеи, плеч и подмышек.
Список литературы для педагога: 1. Аветисов Э.С. и др. Занятия физкультурой при близорукости. М, 1930. 2. Евсеев СП., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. М., 2001. 3. // Журнал «Адаптивная физическая культура» N 1-2, 2000; N 3-4, 2001. 4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности во сприятия пространства. М.,1964. 5. Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. М.,1989. 6. Главное управление школ Минпроса СССР НИИ Дефектологии А П Н С С С Р. П р о г р а м м ы 1 — 1 V классов специальной общеобразовательной школы для слепых детей. М. — 1986. 7. ДевятоваМ.В. Берегите спину. СПб., 1991. 8. Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение. М. 1990. 9. Демирчоглян Г.Г. Школа здоровья глаз. СПб., 1996. 10. Денисова М.А. Физическое воспитание. Коррекционная программа (авторская) для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога //Специальные коррекционные программы для школьников с тяжелой зрительной патологией. СПб., 1995. 11. Дефектология. Словарь-справочник. — Под редакцией Б.П. Пузанова. М.: «Новая школа». -1996. 12. Дидактический материал по физическому воспитанию учащихся начальных классов и воспитанников дошкольных учреждений (в п о м о щ ь учителям физической культуры и воспитателям
дошкольных учреждений). М. -1993. — разработано заслуженным учителем Российс кой Федерации Анисимо-вым В.В. 13. Епифанов В.А., Мошков В.Н., Антуфьева Р.И. и др. Лечебная фи- зическая культура: Справочник //Лечебная физкультура в офтальмологии. М.-«Медицина», — 1988. 14. Земцова М.И. Учителю о о детях нарушениями зрения. М., 1973. 15. Касаткин Л.Ф. Коррекция недостатков физического развития и ориентировки в пространстве слепых детей. М., 1980. 16. Кручинин В.А. Развитие сенсорики у слепых детей в процессе обучения пространственной ориентировке на уроках физкультуры и специальных занятиях //Совершенствование Физического воспитания слепых и слабовидящих школьников. М., 1987. 17. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. М: «Педагогика». 1975. 18. Корхин М.А., Рабинович И.М. Лечебная физкультура в домашних условиях. Л., 1990. 19. Кульбуш Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. Л., 1990. 20. Кульбуш Е.А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного и школьного возраста //Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Л., 1988.

Источник

Читайте также:  Почему едят банан перед тренировкой
Оцените статью