Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики

Татьяна Кузнецова
Комплексы артикуляционной гимнастики

Требования к артикуляционной гимнастике

1.Последовательность проведения: рассказ о предстоящем упражнении; показ; выполнение упражнения.

2. Дозировка (5-8 раз) и счет (от 5 до 15)

3. Формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой.

4. Проводится в игровой форме.

5. Используется наглядность.

6. Из предложенных упражнений, только одно — новое.

7. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, т. к. прямая спина, тело не напряжены, руки и ноги в спокойном положении.

8. Надо посадить ребёнка так, чтобы он видел лицо взрослого, либо упражнения выполняются перед зеркалом.

9. Нельзя говорить ребенку о неправильности выполнения упражнения, лучше покажите ребёнку его достижения, подбодрите.

Комплекс № 1

Артикуляционные упражнения для свистящих звуков. Норма артикуляции свистящих звуков

— губы растянуты в улыбку,

— зубы заборчиком со щелью,

— кончик языка за нижними зубами,

— воздушная струя холодная, направленная с силой вниз посередине языка.

«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Улыбка-Трубочка» — чередование движений.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживаем под счет до 10

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

• «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

«Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«Почистить верхние и нижние зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами (верхними и нижними).

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Горка» — улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы, широкий

«Загнать мяч в ворота».Цель: выработать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, вгоняя его между двумя кубиками. Вдох через нос, плавный выдох – через рот. Выполняем упражнение – 5-7 раз.

Комплекс № 2

Артикуляционные упражнения для шипящих звуков. Норма артикуляции шипящих звуков

— губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью,

— язык поднят вверх, к твердому небу, образует с ним щель,

— боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

— воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх.

• «Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены, располагаются друг на друге. Губы растянуты в улыбке.

• «Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы «заборчиком»

• «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

• «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет Взрослого к уголкам рта.

• «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

• «Почистить верхние зубы». Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.

• «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

• «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

• «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

• «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.

Комплекс № 3

Артикуляционные упражнения для соноров (звуки [Р], [Р’]). Норма артикуляции звуков [Р], [Р’]

— губы раскрыты, нейтральны,

— боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

— широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.

• «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

• «Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы «заборчиком»

• «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

• «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

• «Почистить верхние зубы». Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.

• «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

• «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

• «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Автомат». Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп.

«Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося «д-д-д».

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу.

«Индюк». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос,пока не послышится: бл-бл (как индюк болбочет).

«Комар» — улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язык за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).

Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.

Комплекс № 4

Артикуляционные упражнения для соноров (звуки Л, Л). Норма артикуляции звуков Л, Л- губы раскрыты, нейтральны, принимают положение последующего гласного,

— зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный «лопаткой»,

— кончик поднят к альвеолам или шейкам верхних резцов и образует с ними плотную смычку,

— боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые проходит воздух,

— корень языка поднят.

• «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

• «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

• «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет Взрослого к уголкам рта.

• «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

• «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

• «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

• «Почистить верхние зубы. «Рот открыт. Движением языка вверх – вниз, из стороны в сторону провести по внутренней и внешней стороне зубов.

• «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

• «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

• «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

• «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Ипдюк». Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос,пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].

«Самолет гудит». Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении.

Примечание. Каждое упражнение выполняется 5—8 раз.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.

Комплексы оздоровительной гимнастики для детей средней группы МартКомплекс 251. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег с изменением направления движения по сигналу воспитателя. Упражнения с обручем.

Комплексы оздоровительной гимнастики для детей старшей группы МартКомплекс 251. Игра «Великаны и гномы». Упражнения без предметов 2. И. п. – основная стойка, руки согнуты перед грудью ладонями книзу.

Комплексы оздоровительной гимнастики в подготовительной группе Комплекс 11. Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба и бег врассыпную. Упражнения без предметов.

Комплексы оздоровительной гимнастики в подготовительной группе Комплекс 171. Ходьба в колонне по одному с изменением направления движения по обозначенным ориентирам. Ходьба и бег по кругу. Упражнения.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Психолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастики «Яблочки для Ёжика!» Цель: Оптимизация детско – родительских отношений. Задачи: 1. Обучение родителей навыкам артикуляционной и пальчиковой.

Сказка для артикуляционной гимнастики «К бабушке и дедушке внуки приехали» (Дети уже знают артикуляционные упражнения, услышав название упражнения в сказке, выполняют его). Жили — были дедушка и бабушка. К ним.

Источник

Артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений.
материал по логопедии на тему

Цель артикуляционной гимнастики- выработка, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых длЯ правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx 31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

ПРИНЦИП ОТБОРА УПРАЖНЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.

Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.

Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 — 10 секунд .

Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 — 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

а) опущен за нижние зубы — «почистим зубы»;

б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».

После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое — «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки». Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (л); язык может сужаться (о, у). В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.

2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.

3.Чередовать положения губ: в улыбке — трубочкой.

4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.

7.Чередование положений языка: широкий — узкий.

8.Подём языка за верхние зубы.

9.Чередование движений языка вверх — вниз.

10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам.

1.Открыть рот и подержать открытым (а — а — а — а), закрыть.

2. «Заборчик» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Хоботок» — губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 секунд.

5. «Иголочка» — рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» — «Иголочка».

6. «Часики» — рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

7. «Качели» — движение языка: нос — подбородок.

Упражнения для губ

«Улыбка» — удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик» — рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

«Трубочка» — вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок» — вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик» — зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положений губ: «Заборчик» — «Бублик», «Улыбка» — «Хоботок».

«Кролик» — зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)

1.«Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)

Цель : Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

— Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

— Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

2. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)

Цель : Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание . Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя — пя — пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 — 5, 5 — 10.

— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)

Цель : Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 — 5, 5 — 10.

— Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.

— Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

— Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.

— Боковые края языка должны касаться уголков рта.

— Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание . Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

— Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

— Нельзя надувать щёки.

— Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)

Цель : Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание . Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

— Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

— Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

— Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ)

1. «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

— Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

— Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

— Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Цель : Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

— Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

— Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5.

— Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

Цель : Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

— Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

— Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

— Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Цель : Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание . Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

— Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

— Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

— При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

5. «Приклей конфетку»

Цель : Учить удерживать язык вверху.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)

1. «Наказать непослушный язык»

Цель : Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание . Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя — пя — пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 — 5, 5 — 10.

— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. «Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл — бл (как индюк болбочет).

— Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

— Чтобы движения языком были вперёд — назад, а не из стороны в сторону.

— Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 — 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 — 5. Так поочередно менять положение языка 4 — 6 раз.

— Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Цель : Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

— Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

— Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

— Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

— Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)

Цель : Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

— Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

— Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

— Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд — назад.

— Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

— Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

Цель : Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д — д — д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

— Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

— Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара — не был хлюпающим.

— Кончик языка не должен подворачиваться.

— Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя

Цель : Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Описание : Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да — ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

— Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да — ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

Цель : Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т — т — т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое — то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение — правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

Источник

Читайте также:  Художественная гимнастика кто уходит
Оцените статью