Комплексы гимнастических упражнений с бревном

Гимнастическое бревно. Виды и конструкция. Упражнения

Гимнастическое бревно – это женский спортивный гимнастический снаряд представляющий собой деревянный брус длиной 5 м и шириной 10 см. Его поверхность покрыта кожей или замшей. Бревно устанавливается на высоте 125 см от пола. Его используют только в женских турнирах, в том числе и программе Олимпийских игр.

История появления

Первоначально конструкция бревна представляла обыкновенную деревянную колоду, закрепленную на высоких опорах, которая применялась для развития у спортсменов чувства равновесия. Подобным снарядом пользовались для тренировки гладиаторов. Часто на бревне отрабатывались упоры, ходьбу и повороты, гимнасты других дисциплин.

Как устроено гимнастическое бревно

Снаряд изготовлен из колоды хвойных пород. Чаще всего его делают из клееного бруса, поскольку тот имеет более высокую устойчивость к деформации. Поверхность снаряда может быть твердой или мягкой. По краям колоды устанавливается 2 стойки с возможностью регулировки высоты, это необходимо для выставления абсолютной горизонтали, что актуально в зале с полом под небольшим уклоном. Края бревна имеют снятую фаску. Благодаря тому, что фактическая высота колоды на 6 см больше чем ширина, снаряд практически не прогибается при нормальном весе гимнаста.

Бревна также отличаются по месту установки. Снаряды, которые ставятся в зале, имеют Т-образные ножки, расположенные по краям. У них широкий упор, поэтому они ставятся на пол без дополнительного прикручивания. Благодаря этому напольное покрытие остается целым. Для перемещения таких бревен в конструкции могут предусматриваться специальные откидные колесики. Их наличие необязательно, поскольку бревна весят сравнительно немного – от 45 кг, что зависит от типа древесины.

Читайте также:  Конспект проведения утренней гимнастики для старшей группы

Также существует конструкция бревен предназначенных для установки на улицу. Они имеют 2 и более стойки в виде труб. Вертикальные подставки закрепляются к спрятанному в грунте фундаменту или сваям. Уличное бревно, благодаря большему количеству упоров, минимально подвержено к прогибу. Зачастую такие изделия не имеют никакого покрытия. Древесина просто пропитывается антигрибковым и противоскользящим средством. Мягкая обивка не способна выдерживать атмосферные осадки, поэтому все равно быстро изнашивается, а кроме этого она напитывает влагу, поэтому древесина быстро превращается в труху.

Элементы упражнений

Во время состязаний упражнения, которые выполняются на гимнастическом бревне, занимают всего 1-1,5 минуты.

Выступление состоит из трех этапов:
  • Поднятие на снаряд.
  • Выступление.
  • Соскок.
К базовым упражнениям относятся:
  • Наскок.
  • Прыжок.
  • Поворот.
  • Статика.
  • Акробатика.
  • Соскок.

Наскок или подъем на гимнастическое бревно является начальным этапом выступления. Разбежавшись, спортсмен запрыгивает на снаряд, воспользовавшись подставленным упругим гимнастическим мостиком. Наскок может быть обычным или с элементами акробатики, такими как сальто и переворот.

Прыжок на бревне может выполняться в различных положениях тела. Он необходим для украшения выступления между различными более зрелищными элементами.

Поворот может выполняться на ногах, животе или спине. Он позволяет поменять положение тела и сдвинуться в удобную зону на бревне с целью выполнения акробатики.

Статические элементы подразумевают фиксацию тела не менее 2 секунд в различных гимнастических стойках, шпагате или мостике и т.п.

Акробатика является самой тяжелой, опасной и зрелищной частью выступления. Именно за исполнение таких трюков выставляются самые высокие баллы на состязаниях. В эту группу входят кувырки, перевороты, сальто.

Соскок это концовка выступления, когда гимнастка сходит с бревна. Обычно он выполняется в виде сальто на подставленные на полу маты.

Типы бревен
Гимнастическое бревно является распространенным снарядом установленного стандарта, но его конструкция может быть измененной для детей или облегчение тренировок:
  • Универсальные.
  • Напольные.
  • Мягкие.

Универсальное отличается от классической конструкции наличием регулируемых ножек. Это позволяет выставлять их высоту под рост гимнаста. Это может быть необходимым в том случае, если осуществляется обучение без применения гимнастического мостика для прыжка. Использование такого снаряда позволяет решить проблемы психологического страха работы на высоте. Бревно сначала устанавливается на минимум и постепенно приподнимается.

Напольное гимнастическое бревно является учебным и может составлять в ширине до 22 см. Его используют для детей. Длина таких снарядов может составлять всего 150 см. Существуют варианты в исполнения в 3 и 5 м со стандартной шириной. Они могут укладываться прямо на полу или оснащаться небольшими ножками высотой до 40 см.

Мягкие бревна — это также учебные снаряды, которые представляют собой гибкую ленту длиной 5 м и шириной 10 см. Она укладывается на полу зала и применяется при тренировках. Гимнаст просто привыкает выполнять упражнения на ограниченном пространстве, а в случае промаха падение исключается, поскольку тонкая мягкая лента имеет высоту не более сантиметра. Мягкие бревна используются для тренировки перед переходом на напольные.

Техника повышения сложности работы на бревне
Гимнастическое бревно является травмоопасным снарядом, поэтому для начала тренировок выполняются базовые элементы с постепенным увеличением сложности:
  • Упражнения на месте.
  • В движении.
  • С полетом.

Сначала выполняются движения на месте с постоянным упором. Тело в статическом положении удерживает равновесие, делая несложные повороты, переходы, а также легкую акробатику, такую как стойки и так далее.

Упражнения в движении предусматривают перемену опоры. Могут выполняться танцевальные движения, различные акробатические элементы, в том числе и сложные, которые не подразумевают отрыва обеих ног от поверхности, с переносом веса на руки.

Трюки с фазой полета являются самыми сложными. Они могут выполняться на месте или в движении. К таким упражнениям относятся подскоки, повороты, связки в виде танцев, а также сложная акробатика с переворотами.

Вспомогательное оборудование
Используя гимнастическое бревно также необходимо применять дополнительные снаряды:

Мостик используется для запрыгивания на бревно. Он может устанавливаться сбоку или с торца снаряда. На выступлениях после того как гимнастка восходит на снаряд, мостик убирается для предотвращения травмы в случае падения на него.

Вокруг бревна укладываются маты. Они позволяют обеспечить мягкое падение, если гимнаст оступиться. Также матами может перекладываться сама колода при обучении, чтобы сделать поверхность еще более мягкой. При обучении может использоваться техника обкладывания напольного бревна большим количеством матов до уровня высоты снаряда.

Источник

9.2. Упражнения на бревне

9.2.1. Характеристика упражнений

Бревно — гимнастический снаряд, специально предназначен­ный для совершенствования функции равновесия, так как пло­щадь опоры ограничена.

При ходьбе по бревну необходимо, чтобы ц.т.т. находился по­стоянно над опорой.

Тренировка на бревне, степень устойчивости на котором зна­чительно меньше, чем на полу, позволяет создавать новые навыки , равновесия, повышая тем самым двигательные возможности зани­мающихся .

Многие из этих навыков могут иметь не только спортивную на­правленность, но и носить прикладной характер, содействуя под­готовке молодежи к труду и обороне Родины. Например: передви­жения в различных направлениях и позах с перешагиванием через

препятствия, с переноской груза, балансированием гим­настической палкой и пе­ребрасыванием мячей; хож­дение по наклонной плоскос­ти и значительно повышен­ной опоре; передвижение в упоре на коленях или в упоре ноги врозь на руках (рис. 117).

Этот снаряд можно также использовать для лазанья в смешанных висах, перелеза-ний через него (рис. 118) и т. д. (см гл. 7).

Гимнастическое бревно можно применять и для груп­пового выполнения упражне­ний в смешанных висах и упорах с целью совершенст-

вования силовых качеств, гибкости и подвижности в суста­вах, для улучшения осанки и ориентировки в пространстве (рис. 119).

9.2.2. Основы техники упражнений

Упражнения на бревне состоят из тех же элементов, что и воль­ные упражнения. Однако действия на бревне должны отличаться более высоким техническим совершенством, обеспечивающим их надежность.

Конкретные требования к технике зависят от условий равнове­сия, связанных с особенностями взаимодействия тела с^опорой. Последние обусловлены кинематической формой движений, лежа­щей в основе распределения упражнений по классификационным группам.

I. Упражнения на месте (с постоянной опорой). Это статические положения, равновесия, повороты, акробатические элементы (пере­ вороты продольно, стойки силой и др.).

II. Упражнения в движении (с переменой опоры). Это разно­ видности передвижений (без фазы полета), то же с поворотамиs танцевальные движения, акробатические элементы.

III. Упражнения с фазой полета (на месте и в движении): под­ скоки, прыжки, то же с поворотами, танцевальные связки, прыж­ ковая акробатика и др.

Вскоки и соскоки (разные способы перехода с пола на снаряд и обратно) относятся в зависимости от кинематической формы движе­ния к одной из двух последних групп.

Задача сохранения равновесия в элементах первой группы свя­зана с удержанием ц.т.т. над заданной площадью опоры, второй — со строгой прямолинейностью перемещения тела (без поперечных колебаний), а третьей — с точностью попадания (прихода) на брев­но после фазы свободного полета. Способы решения этих задач реа­лизуются конкретно в соответствии с наличием (или отсутствием) вращательных движений вокруг вертикальной или горизонтальной оси.

Остановимся на характеристике основных, необходимых для сохранения равновесия тела требований к технике выполнения элементов.

Для упражнений на месте это прежде всего рациональное взаи­морасположение звеньев тела (рациональная осанка), механически наиболее устойчивое и экономичное (по величине усилий) положе­ние тела. Например, в стойке на одной ноге надо оптимально вы­прямиться, плечи опустить, лопатки прижать к грудной клетке. Голова должна находиться на одной линии с туловищем, смотреть вперед. Повышенный тонус мышц спины, живота, верхних и ниж- « них конечностей помогает фиксировать эту позу. В стойке на руках тело должно быть вытянуто в плечевых и тазобедренных суставах и жестко закреплено (рис. 120). Невыполнение этих требований сни­жает устойчивость тела и приводит к увеличению колебаний.

Сохранение равновесия в позах производится за счет движений в суставах стоп или кистей, т. е. звеньев, взаимодействующих с опорой при неизменном и закрепленном положении тела. Стабиль­ность условий (отсутствие балансирующих движений вышележащи­ми звеньями тела) содействует формированию навыка рациональной осанки и ускоряет процесс обучения упражнению.

Движения звеньями тела (по заданной программе действий) не должны вызывать расслабления мышц, фиксирующих вертикальное положение туловища.

Требования к рациональной осанке остаются действительными и при выполнении поворотов. Центр тяжести должен удерживаться при этом на оси вращения (рис. 121). Ногу при повороте нужно ставить носком на осевую линию снаряда для гарантии устойчи­вости тела на опоре в случае смещения стопы к краю бревна.

Одним из условий, определяющих успех выполнения упражне­ний на месте о вращательными движениями вокруг горизонтальных осей, является применение компенсаторных движений уравнове­шивающих движущиеся звенья тела. Например, при выполнении равновесия на одной ноге наклон вперед прогнувшись сочетается со смещением таза назад. То же значение имеет движение плечами вперед при поднимании ног для перемахов согнувшись (в упоре) или выполнении силой етойки на руках и т. п.

Рациональная осанка представ­ляет также важнейший компонент техники всех упражнений в дви­жении, в том числе и с фазой по­лета. Закрепленное вертикальное положение тела в пространстве иг­рает, в частности, важную роль в сохранении устойчивости в момент приземления после прыжков или соскоков. За бревном нужно сле­дить слегка приближая подборо­док к груди, но не наклоняя го­лову вперед. В противном случае снижается устойчивость тела и зрелищность самих упражнений.

Равновесие тела на бревне за­висит в значительной степени и от

точности всех движений. Например, отклонение ноги в сторону от вертикальной плоскости бревна при исполнении прыжков, мед­ленных переворотов и многих других элементов смещает линию тяжести (вертикаль, проходящую через ц.т.т.) к краю опоры и ухудшает условия сохранения равновесия (рис. 122). Поэтому все движения нужно производить точно по траекториям, обеспечи­вающим наиболее выгодное расположение над бревном ц.т.т.

Безопасность выполнения упражнений третьей группы (на мес­те и в движении) непосредственно связана с точностью вылета тела при отталкивании. Ц.т.т. в фазе полета обязательно должен нахо­диться над осевой линией бревна, чтобы обеспечить надежность прихода на снаряд. Положение ног на опоре должно способствовать устойчивости тела и обострению «чувства бревна», что достигается разворотом стопы носком наружу с касанием мизинцем ребра снаряда.

Приведенные требования к технике упражнений являются обя­зательными условиями повышения устойчивости занимающихся на бревне и должны лежать в основе методики обучения и тренировки на этом снаряде.

Источник

Оцените статью