- КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА методическая разработка по развитию речи на тему
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Комплексы артикуляционной гимнастики для различных групп звуков картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА
методическая разработка по развитию речи на тему
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Первый комплекс и включает эти основные упражнения
1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.
3.Чередовать положения губ: в улыбке – трубочкой.
4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
7.Чередование положений языка: широкий – узкий.
8.Подём языка за верхние зубы.
9.Чередование движений языка вверх – вниз.
10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.
1.Открыть рот и подержать открытым (а – а – а – а), закрыть.
2. «Заборчик» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
3. «Хоботок» — губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.
5. «Иголочка» — рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» — «Иголочка».
6. «Часики» — рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. «Качели» — движение языка: нос – подбородок.
Упражнения для губ.
«Улыбка» — удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик» — рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
«Трубочка» — вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Хоботок» — вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Бублик» — зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «Заборчик» — «Бублик», «Улыбка» — «Хоботок».
«Кролик» — зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)
«Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
— Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
— Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
2. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя».
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.
— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 – 5, 5 – 10.
— Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.
— Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
— Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.
— Боковые края языка должны касаться уголков рта.
— Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
— Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
— Нельзя надувать щёки.
— Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
— Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
— Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
— Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 2
Для шипящих (ш, ж, ч, щ)
1. «Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
— Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
— Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
— Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.
— Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.
— Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 – 5.
— Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
— Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
— Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.
— Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
— Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
— Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
— При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
5. «Приклей конфетку»
Цель: Учить удерживать язык вверху.
Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)
«Наказать непослушный язык»
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.
— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
2. «Пароход гудит»
Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.
Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл – бл (как индюк болбочет).
— Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
— Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону.
— Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
— Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
— Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.
— Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
— Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.
— Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
— Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
— Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.
— Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.
— Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
— Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.
— Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
— Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
— Кончик языка не должен подворачиваться.
— Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя
Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.
Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.
— Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да – ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т – т – т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционные упражнения нацелены на то, чтобы отработать верное расположение языка и правильное дыхание во время произношения свистящих звуков.
Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков.
Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков.
Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков.
Материал для воспитателей.
Консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков".
Источник
Комплексы артикуляционной гимнастики для различных групп звуков
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Правила проведения артикуляционной гимнастики.
1. Артикуляционная гимнастика проводиться ежедневно по 5 – 10 минут в день.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, чтобы ребёнок следил за движениями губ, языка, мышцами своего лица, с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Не спешите научить ребёнка выполнять все и сразу. Главное — не количество, а качество выполненной гимнастики.
6. Хвалите и поощряйте за правильно выполненные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnye_uprazhneniya_na_zvuki.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила проведения артикуляционной гимнастики.
1. Артикуляционная гимнастика проводиться ежедневно по 5 – 10 минут в день.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, чтобы ребёнок следил за движениями губ, языка, мышцами своего лица, с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Не спешите научить ребёнка выполнять все и сразу. Главное — не количество, а качество выполненной гимнастики.
6. Хвалите и поощряйте за правильно выполненные задания.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Наказать непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз.
Приоткрыть рот, улыбнуться и длительно произносить звук «Ы».
Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывать при этом язык к нёбу.
«Охотник идёт по болоту»
Зажав широкий кончик языка передними зубами выдыхать воздух через щёки, во время выдоха указательными пальцами слегка ударять себя по щекам, в результате слышится хлюпающий звук.
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо вперёд – назад.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Наказать непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз.
Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывать при этом язык к нёбу.
«Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произносить звук «Д». Сначала звук «Д» произносить медленно, постоянно ускорять темп.
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо вперёд – назад.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков С С`З З`Ц
Улыбнуться, чтобы видны были зубы, и удерживать губы в улыбке под счёт от 1 до 5 – 10.
Вытянуть губы вперёд, как буд-то мы играем на дудочке. Удерживать губы в таком положении под счёт 1 – 5 – 10.
Чередовать упражнения «Дудочка» — «Заборчик».
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Наказать непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).
Рот приоткрыть. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.
Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
«Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш Ж Щ Ч
Улыбнуться, чтобы видны были зубы, и удерживать губы в улыбке под счёт от 1 до 5 – 10.
Вытянуть губы вперёд, как буд-то мы играем на дудочке. Удерживать губы в таком положении под счёт 1 – 5 – 10.
Чередовать упражнения «Дудочка» — «Заборчик».
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Наказать непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).
Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.
Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
«Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо вперёд – назад.
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 – 15 сек.
Комплекс артикуляционной гимнастики для заднеязычных звуков К КЬ Г ГЬ Х ХЬ
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Наказать непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно: то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз.
Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.
Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. проделать 15 раз.
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка лежит у нижних резцов. Зондом или шпателем отодвинуть язык назад. Ребёнок старается языком вытолкнуть зонд. При этом задняя часть языка высоко поднимается.
«Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание упражнения, сопровождаемое фотографией.
Описание упражнения, сопровождаемое фотографией.
Презентация «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков».
Презентация «Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков».
Материал для воспитателей.
Причинами нарушения произношения могут быть слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Артикуляционна.
Консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков".
Источник