Комплексы артикуляционной гимнастики для детей старшего возраста

Комплексы артикуляционной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В данном разделе представлены различные комплексы артикуляционной гимнастики как общие, так и направленные на различные группы звуков. Прежде чем начать выполнение артикуляционной гимнастики, ознакомьтесь с вводной информацией, представленной в файле «гимнастика общая».

А также представлено учебно-методическое пособие Т.А. Куликовской «Артикуляционная гимнастика в считалках», которое скрасит выполнение данных упражнений и поднимет настроение!

Скачать:

Вложение Размер
gimnastika_obshchaya.doc 30.5 КБ
gimnastika_dlya_zvukov_l_l.pdf 542.79 КБ
gimnastika_dlya_zvukov_r_r.pdf 361.45 КБ
gimnastika_dlya_zvukov_s_s_z_z_ts.pdf 320.03 КБ
gimnastika_dlya_zvukov_sh_zh_ch_shch.pdf 344.79 КБ
kulikovskaya_t_a_artikulyatsionnaya_gimnastika_v_schitalkakh_compressed_1.pdf 2.48 МБ
artikulyatsionnaya_gimnastika_naydi_zaytsa.pptx 1.49 МБ
artikulyatsionnaya_gimnastika_ukrashaem_dom.pptx 1.68 МБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Упражнения необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом в течение 5 – 7 минут. Движения при этом должны быть четкими, неторопливыми, ритмичными. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Удержание артикуляционной позы в одном положении осуществляется в течение 7 – 10 секунд.

1. «Улыбочка» — удерживать сильно растянутые губы в улыбке; зубы не видны.

2. «Заборчик» — губы растянуты в улыбке, зубы видны.

3. «Хоботок» — губы вытянуть вперед и сомкнуть (как при звуке «У»).

4. «Бублик» — губы вытянуть вперед и округлить (как при звуке «О»).

5. «Лопатка» — рот широко открыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

6. «Иголочка» — рот открыть, тянуть напряженный язык вперед, делая его узким.

7. «Накажем непослушный язычок» — приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».

8. «Чистим зубы» — слегка улыбнуться, приоткрыть рот, «почистить» кончиком языка сначала нижние зубы снаружи и внутри (слева – направо, сверху вниз), а затем верхние.

9. «Вкусное варенье» — рот открыть, затем медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

10. «Горка» — рот широко открыть, кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка при этом приподнять вверх и выгнуть.

11. «Солдатик» — рот широко открыть, кончик языка поставить за верхние зубы, зафиксировать.

12. «Качели» — поочередно тянуть кончик языка к носу, затем к подбородку.

13. «Часики» — растянуть губы в улыбку, рот приоткрыть, кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта; нижняя челюсть неподвижна.

14. «Орешек» — рот закрыт, упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку.

15. «Чашечка» — рот широко открыть, положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять кончик и боковые края языка вверх.

16. «Лошадка» — улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка; нижняя челюсть и губы не подвижны.

17. «Грибок» — улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать («приклеить») к небу так, чтобы подъязычная связка была натянута.

18. «Гармошка» — улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, не опуская язык медленно закрывать и открывать рот.

19. «Маляр» — рот широко открыть, поднять язык за верхние зубы, водить кончиком языка по нёбу вперёд – назад. Следить, чтобы губы и челюсть не двигались.

20. «Индюк» — улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы, добавив при этом голос. Получится звук похожий на «бл-бл…».

21. «Барабанщик» — рот широко открыть, «постучать» кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося «д-д-д…»; нижняя челюсть неподвижна.

22. «Заведи мотор» — улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык наверх, с силой ударять языком по альвеолам (бугоркам за верхними зубами) и произносить «дын-дын-дын». При этом указательным пальцем быстро водить под языком вправо – влево. Получится звук похожий на «тррр…».

Для автоматизации свистящих звуков выполнять следующие №: 1,2,5,6,7,8 (нижние зубы), 9 (нижняя губа), 10, 12.

Для автоматизации шипящих звуков выполнять следующие №: 1,2,3,4,5,8 (верхние зубы), 9 (верхняя губа), 14, 15.

Для автоматизации сонорных звуков выполнять следующие № : 1,2,5,6, 8 (верхние зубы), 9 (верхняя губа), 11, 16-22.

Для постановки звука [р] ежедневно 3 раза в день в течение 7-10 минут выполнять № 22!

Источник

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики. Старшая группа

Светлана Пивоварова
Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики. Старшая группа

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации к проведению упражнений:

— Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?

— Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

— Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

— Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.

— К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

— В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?

Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим. Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.

Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить, насколько развит у него артикуляционный аппарат.

Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком?

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.

2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).

3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.

4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.

5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.

6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.

7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Как лучше посадить ребенка рядом с собой во время артикуляционной гимнастики?

Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.

Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях или при проведении гимнастики с несколькими детьми (группой). Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.

Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.

Когда и как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику с детьми?

Проводить гимнастику нужно ежедневно. Так как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и лёгкими.

Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой.

Раньше артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно утром в детском саду в каждой группе. У каждого ребенка было свое зеркальце, был комплекс, который отрабатывался с малышами ежедневно. Сейчас, к сожалению, это не так. Но – низкий поклон тем воспитателям, которые делают эту очень нужную для детей работу над звуками в детском саду! И продолжают ее делать и сейчас! Работа эта не очень заметна, но результаты дает замечательные! Спасибо Вам за любовь к детям, к своему делу, к родному языку!

Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми?

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

Сентябрь

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение гууб вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

2.«Киска лакает молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад – вперед. Гимнастика развивает подвижность языка.

На щетку колючую очень похож

В клубочек свернувшийся маленький (еж) .

Дети произносят на активном выдохе слог «пых». Упражнение способствует укреплению губ и обучают равномерному выдоху.

Словно рыженькая стрелка,

По деревьям скачет (белка) .

Поднимают верхнюю губу и опускают нижнюю, обнажая сомкнутые зубы, опускают губы обратно. Упражнениие развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

Октябрь

1.«Мишка вытягивает губы».

Не умеет песни петь,

Любит мед. Кто он? (Медведь) .

Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляюет мышцы губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.

Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

3.«Подуем на горячий чай»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

4.«Очень вкусно»Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.

Ноябрь

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение ммышц языка.

Открывают широко рот, язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживают рот в таком положении 5 – 10 секунд. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, удерживать губы и язык в заданном положении.

Зажужжала, как пчела.

Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Произносят на ровном, продолжительном выдохе звук ж. Упражнение способствует равномерности и продолжительности выдоха.

Что за шум? Что за гром?

Я ударил топором.

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д. Упражнение развивает подвижность языка.

Декабрь

Ударяют по гвоздочкам.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует подвижности языка.

Дети приоткрывают рот, положив широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. А посередине образовался небольшой желобок. Подставляют ко рту ладошки и плавно дуют на них. Упражнение учит выпускать длительнрую направленную воздушную струю.

3.«Рычание» Дети приподнимают верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и произносят звук р. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх, развивает ее подвижностть.

Вытягивают губы вперед трубочкой и произносят на продолжительном выдохе звук у. Упражнение способствует выработке равномерного продолжительного выдлоха, укрепляет мышцы губ.

Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка

1. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.

2. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на нижнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.

3. Открывают рот. Широким языком облизывают верхнюю губу и убирают язык в глубь рта.

Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.

Дети покусывают нижнюю губу верхними зубами, приподняв верхнюю губу. Упражнение стимулирует движения верхней челюсти.

Дети покусывают верхнюю губу нижними зубами. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.

Широко открывают рот, как при звуке а и производят длительный выдох.

Растягивают губы в улыбку, как при звуке и, и производдят длительный выдох.

Округляют губы, как при звуке о, и производят длительный выдох. Упражнения способствуют укреплению жевательно-артикуляторных мышц.

Дети беззвучно произносят гласные А, Э, И, О, У, держа кончик языка у нижних зубов. Упражнение укрепляет жевательно – артикуляторные мышцы.

3.«Белка грызет орешки»

Двигают челюстями вправо – влево при закрытом и открытом рте. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.

Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

Дети произносят шепотом звук о. Упражнение укрепляет мышцы губ и вырабатывает продолжительный равномерный выдох.

Рот широко открыт. Передней и боковой края широкого языка подняты, но зубов не касаются. Упражнение учит удерживать губы и язык в заданном положении.

Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

Иван Иваныч Самовар надувают обе щеки и удерживают в таком

Был пузатый самовар, положении 3 -5 с.

В нем качался кипяток, Поочередно надувают правую и левую щеки,

Пыхтел паром кипяток, как бы перегоняя воздух из одной щеки в

Разъяренный кипяток, другую.

Лился в чашку через кран, Сжимают губы, надувают щеки, удержи-

Через дырку прямо в кран, вают воздух 2 – 3 с и выпускают через губы,

Прямо в чашку через кран. произнося «Пых!»

Слегка улыбнувшись, медленно открывают рот (как для пропевания звука а, держат в таком положении 5 – 10 с и медленно закрывают рот. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.

Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

Март

Упражнение для обучения подъему языка и подвижности его кончика. Дети приоткрывают рот, кладут язык на верхнюю губу и производят движения кончиком языка по вепрхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстряется. Добавляется голос, пока не послышится «бл – бл». Обращать внимание на то, что кончик языка должен загибаться кверху.

2.«Теленок пьет молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.

Дети улыбаются так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживают губы в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижностть.

4.«Теленок вытягивает язычок»

Дети улябаются, приоткрывают рот и широким языком стараются дотянуться до подбородка, затем убирают язык в рот. Упражнение повторяется 3-5 разз. Оно отрабатывает движение языка вниз, растягивает подъязычную связку, укрепляет мышцы языка.

Апрель

Упражнение для укрепления мимико-артикуляторных мышц. Дети опускают вниз уголки губ, затем сморщивают все лицо, потом открывают рот и поднимают вверх брови.

Упражнение для расслабления мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Дети улыбаются, приоткрыв рот, покусывают язык, продвигая его постепенно вперед – назад.

Дети открывают рот, высовывая язык как можно дальше, напрягая его, стараясь делать узким, и у держивают в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение учит делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Дети улыбаются, открывают рот, кончик языка упирают в нижние зубы. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Повторять 5-8 раз в спокойном темпе. Упражнение развивает подвижность языка и укрепляет его мускулатуру.

Упражнение отрабатывает движение губ вперед и развивает подвижность губ и языка. Дети открывают рот, вытягивают губы и язык вперед, загнув вверх боковые края языка.

Упражнение укрепляет жевательно-артикуляторные мышцы. Дети беззвучно произносят звук а, открывая и закрывая рот, держа кончик языка у нижних резцов.

Дети слегка приоткрывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производят им движение вперед – назад. Затем язык убирают в рот. Выполняют 5-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.

Май

1.«Язык здоровается с верхней губой».

Дети, слегка улыбнувшись, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу, держат его в таком положении 3-5 с и убирают в рот. Нужно обратить внимание на то, чтобы двигался только язык, а нижняя губа «не помогала» ему. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет его мышцы.

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны, то есть улыбка должна быть широкой.

Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краёв и до десны.

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «ииии» скажи

Свой заборчик покажи!

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

А глаза у них, как блюдца.

Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Картотека артикуляционной гимнастики «Блинчик» («Лопатка») Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в.

Картотека артикуляционной гимнастики. Вторая младшая группа Воспитатель: Перевезенцева Н. П. СЕНТЯБРЬ Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Цель: развитие артикуляционной моторики. Смыкать.

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений (вторая младшая группа) Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений 2 младшая группа «Улавливай шепот». Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Картотека утренней гигиенической гимнастики (младшая группа) Комплекс №1 Утренняя гимнастика младшая группа. Сентябрь. «В зоопарке» I.вводная часть. Ходьба обычная в чередовании с ходьбой корригирующей:.

Комплекс утренней гимнастики (старшая группа) Комплекс утренней гимнастики. Старшая группа. 1. Построение в колонну по одному 2. Ходьба по кругу: 2.1 Ходьба приставным шагом. 2.2 Ходьба.

Комплекс утренней гимнастики. Старшая группа (апрель) Первая неделя. Комплекс №1. • Ходьба друг за другом с разным положением рук, с высоким подниманием колен. • Бег друг за другом с разным.

Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики 1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом.

Перспективное планирование и картотека артикуляционной гимнастики для детей 3–4 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г. Сыктывкара Перспективное.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Обязательно нужно научить детей правильному дыханию, т. к. дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные звуки.

Методические рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4.

Источник

Читайте также:  Гимнастика для детей дошкольного возраста музыкальная
Оцените статью