Комплексная гимнастика для детей до года

ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА

ЧТО ТАКОЕ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ МАЛЫША

Массаж и гимнастические упражнения являются наиболее выгодным и целесообразным способом воспитания у ребенка правильных и точных движений.

В процессе нормального развития ребенка врожденный гипертонус мышц-сгибателей идет на убыль и естественным путем но, содействие расслаблению мышц-сгибателей является целесообразным.

К средствам, способствующим этому, относятся

  • ежедневные теплые ванны,
  • легкий поглаживающий массаж,
  • стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием.

Своевременное уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей дает возможность развитию умелости рук, что даст ребенку возможность тянуться к предмету, брать его, а затем, держась, подтягиваться, приподнимая туловище, а при своевременном развитии мелкой мускулатуры создаются предпосылки для развития крупной мускулатуры, что обеспечивает ребенку способность изменять положение.

Гимнастика и массаж должны применяться в комплексе со всеми другими воспитательными мероприятиями (режим питания, сна, организация бодрствования и пр.).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫША

Физические упражнения назначаются каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5—2 мес. возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный режим жизни, совершенствуется терморегуляция. Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями не существует.

Как проводят гимнастику для малыша

  • Гимнастику проводят в кабинете специалиста при температуре 20—22°С на чистом пеленальном столе, накрытом плотным одеялом или матрасом и пеленкой.
  • Занятия проводят один раз в день за 45 минут до или через 45 минут после кормления.
  • Руки специалиста (мамы) должны быть чисто вымытыми, сухими и теплыми.
  • Ребенка раздевают; тело его должно быть теплым.
  • Во время занятия у ребенка необходимо поддерживать веселое настроение, разговаривать с ним, побуждать его к активности, улыбаться, использовать игрушки.
  • Во время выполнения тех или иных упражнений специалист внимательно следить за реакцией ребенка.
  • Ребенок не должен переутомляться.
  • Все движения надо делать ритмично, спокойно и плавно (без насилия), повторяя каждое 2-3 раза.
  • Гимнастические упражнения под контролем врача могут проводить и сами родители.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ МЕТОДИКИ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЛЯ МАЛЫША

В соответствии с особенностями развития двигательной деятельности ребенка до 1 года определяются группы упражнений:

  1. упражнения для развития координации, равновесия,
  2. упражнения для развития дыхательных движений.

Для развития дыхательной деятельности детей раннего возраста применяют:

  • пассивные упражнения,
  • рефлекторные упражнения.

Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом. Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении. Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как при имеющейся гипертонии сгибателей выполнение их связано с опасностью насилия над ребенком!

После 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, можно постепенно вводить пассивные движения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным. Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4-5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.

Рефлекторные упражнения. Для укрепления мышц шеи и туловища можно использовать рефлекторные упражнения, рассчитанные на движения, протекающие по типу безусловных двигательных рефлексов. Врожденные двигательные рефлекторные реакции появляются в ответ на раздражение рецепторов кожи, мышц, нервного аппарата.

Сначала в положении на вису на животе ребенок отклоняет голову назад. Приблизительно через месяц (к 4 месяцам) в том же положении у него начинает изгибаться все тело, образуя дугу, открытую кверху. Данное движение является энергичным раздражением и укреплением вестибулярного аппарата.

С 4 месяцев в положении на спине на вису ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела. Придавая регулярно указанные положения (держать ребенка на вису на животе, на спине), можно укрепить мышцы шеи и туловища.

В дальнейшем на базе этих врожденных рефлексов можно создать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, хватание и т. д.

Упражнения с помощью — пассивно-активные. Сюда относятся движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично, например, присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти; стояние при поддержке под мышками и т. д.

Активные упражнения — произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.

Массаж — один из видов пассивной гимнастики. Массаж бывает общий и местный. Общий массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка.

Различают пять основных приемов массажа:

  1. Поглаживание. При поглаживании кожа освобождается от чешуек эпидермиса, что ведет к открытию протоков сальных и потовых желез. Этот способ улучшает дыхание и питание кожи (кожные сосуды расширяются, улучшается артериальное и венозное кровообращение), повышается ее упругость и эластичность. До 3 месяцев детям проводят массаж исключительно путем поглаживания. После 3 месяцев присоединяют другие приемы массажа: разминание, поколачивание. Общий поглаживающий массаж продолжается до 6 месяцев. В дальнейшем он необходим, главным образом, при нарушении тургора и мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями. С поглаживания начинается массаж. Он чередуется с другими приемами и им заканчивается массаж. При поглаживании одна или обе руки массажиста плотно прилегают к массируемой поверхности, скользят медленно, спокойно, ритмично. Поглаживание всегда выполняется с учетом венозного и лимфатического оттока (по ходу).
  2. Растирание. Растирание имеет целью воздействовать главным образом на опорно-двигательный аппарат ребенка. При этом приеме улучшается питание сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок; повышаются эластичность и сократительная способность мышц. При растирании кожа слегка потягивается пальцами. Растираются не только кожа, но и ткани, лежащие под ней.
  3. Разминание. Разминание направлено на усиление кровоснабжения и улучшение питания массируемого участка. Применяется, главным образом, для глубокого массажа мышц. Мышцы или отдельные мышечные пучки захватываются пальцами массажиста, слегка отводятся и разминаются в разных направлениях.
  4. Поколачивание. Поколачивание, как особый вид массажа, способствует снижению возбудимости периферических нервов, улучшению кровоснабжения, а следовательно, и питанию мышц. Поколачивание влияет также и на более глубоко лежащие внутренние органы. Этот прием производится легким поколачиванием отдельных частей тела (более богатых мышцами) концами пальцев обеих рук. У самых маленьких детей этот прием в виде ритмического похлопывания производится ладонной поверхностью пальцев то одной, то другой руки отдельных частей тела, чаще всего спины, бедер, реже задней поверхности голени.
  5. Вибрация. Вибрация состоит в передаче телу быстро следующих одно за другим равномерных сотрясений. Этот прием в раннем возрасте применяется весьма редко.

Возможные противопоказания к массажу для грудничков

Источник

ЛФК для детей до года

Гимнастика полезна всем, особенно детям в раннем возрасте (до года) – общеукрепляющая гимнастика зачастую прописана для всех без исключения грудничков. Но есть и другая категория упражнений – лечебная гимнастика, которую назначают в том случае, когда у ребенка есть определенные проблемы со здоровьем.

Характеристики комплекса

ЛФК представляет собой комплекс физических упражнений, которые призваны помочь в составе комплексного лечения справиться с определенной патологией. Также упражнения лечебной гимнастики рекомендуются для профилактики рецидивов заболеваний.

Первые разработки в области ЛФК принадлежат лекарям Древнего Китая – именно они основали систему, рассказав всему миру, что от работы определенных мышц и нагрузок на кости и суставы есть большая польза для лечения больного. При этом они уже тогда имели представление о том, какие движения при определенной болезни полезны, а что может навредить. Эти знания дополнялись и умножались. На сегодняшний день лечебная физкультура – это автономный раздел медицины. Наиболее эффективно использование определенного комплекса упражнений одновременно с лечебным массажем.

Для детей до года упражнения из системы ЛФК могут применяться и для профилактики. Они помогают улучшить кровообращение, развивают мышечную систему и укрепляют опорно-двигательный аппарат, а также совершенствуют вестибулярный аппарат, улучшая координацию движений.

Гимнастика улучшает состояние нервной системы, благотворно сказываясь на коре головного мозга. Она помогает наладить тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом, а занятия, проводимые для грудничков в виде игры, способствуют развитию ребенка, стимулируют речевые навыки.

Как обучиться?

Обучиться упражнениям из комплекса лечебной физкультуры можно, посетив кабинет ЛФК. Он есть в любой детской поликлинике. Специалист поможет составить точный комплекс упражнений, учитывая точный возраст и диагноз ребенка. Лечебная гимнастика, как и лечебный массаж, имеет массу нюансов, соблюдение и знание которых повысит эффект от занятий, а незнание их может навредить ребенку.

При освоении упражнений мама может пользоваться существующими схемами и иллюстрациями техники выполнения того или иного приема. Иногда комплекс занятий назначает врач, рекомендующий гимнастику, например, педиатр, невролог или ортопед.

Не нужно стесняться задавать вопросы – в этом моменте нужно уточнить все, что может вызвать сомнения и затруднения. Следует помнить, что комплекс ЛФК для детей грудного возраста требует от взрослых точности и аккуратности.

При каждой патологии комплекс будет своим. Но главное правило при составлении списка упражнений для малыша до года гласит, что, в первую очередь, комплекс должен корректировать существующую проблему и только потом служить средством профилактики болезней и инструментом укрепления иммунитета.

При кривошее. Начинать гимнастику при кривошее нужно после тщательного массажа плечевого пояса, воротниковой зоны, шейного отдела. Мышцы и связки должны быть разогретыми и готовыми к физической нагрузке. Краткий перечень упражнений выглядит следующим образом:

  • повороты головой вправо и влево, в больную сторону – до точки ограничения;
  • кивки головой вверх и вниз, приведение подбородка ребенка к груди;
  • подъем ручек в положении лежа на спине и животе выше уровня головы;
  • разведение рук в стороны, движение плечами вперед и назад.

Выполнять каждое упражнения рекомендуется от 5 до 15 раз в зависимости от возраста малыша и тяжести патологии, все движения должна производить мама своими руками, но нужно соблюдать осторожность, чтобы не травмировать позвонки.

При деформации грудной клетки

При впалой или искривленной грудной клетке ребенку нужны нагрузки на мышцы живота, рук, спины, шеи. Очень полезны занятия на гимнастическом мяче – в этом случае ребенка выкладывают с поддержкой на мяч и качают на животе и на спине.

Что касается лечебной гимнастики, то можно порекомендовать следующие упражнения:

  • разгибания и сгибания рук не только в локтевом, но и в плечевом суставе, подъем рук выше головы вертикально;
  • выкладывание на животик, стимулирование ползания;
  • стимулирование переворотов из положения со спины на живот, на правый и левый бок;
  • детям старше 8 месяцев – наклоны (за игрушкой, мячиком);
  • динамические упражнения «Самолет», «Маятник».

Полезно стимулировать у ребенка хватательные навыки – когда кроха тянется за поставленной в отдалении игрушкой, развиваются не только мышцы рук, но и косые грудные мышцы, мышцы шеи и спины.

При дисплазии тазобедренных суставов

Гимнастику выполняют после массажа. Каждое упражнение должно быть согласовано с врачом. Если ребенок носит ортопедические конструкции на ножках, они не должны смещаться во время занятия. Комплекс направлен на развитие подвижности и амплитуды тазобедренных суставов, на их укрепление. Наиболее эффективными считаются следующие упражнения:

  • подведение ножек к животу одновременно и по очереди («Велосипед»):
  • поза «Лягушка» – с разведенными в тазу ножками и сгибанием колена под прямым углом на спине;
  • поза «Лягушка» – в положении лежа на животе;
  • круговые движения ног в области тазобедренных суставов (если подвижность сильно ограничена, то делают упражнение по дуге);
  • подъем ножек прямых в колене со сгибом в области тазобедренного сустава к голове (положение на спине);
  • приседания (для детей старше 8-9 месяцев, умеющих стоять);
  • наклоны вперед (для малышей старше 7 месяцев);
  • вращение ножек и потряхивание их со сгибом в коленном суставе;
  • стимулирование ползания на животе.

При такой патологии конкретные упражнения назначаются только по результатам исследования, которое покажет угол отклонения тазобедренного сустава от нормы. При вывихе нагрузки должны быть минимальными, тогда как при незрелости сустава и предвывихе заниматься можно более интенсивно.

При ДЦП

При детском церебральном параличе комплекс ЛФК предусматривает упражнения на все группы мышц: начинают с конечностей и заканчивают мышцами спины и живота. Гимнастику проводят после массажа. Ее задача – стимулировать развитие мышечной и костной системы, предотвращение атрофии мышц, а также снятие тяжелого тонуса в сведенных конечностях.

Среди упражнений имеется обширная группа занятий на сгибание и разгибание конечностей. Руки сгибают в локтевом суставе, плече, запястье, требуется массаж и гимнастика для пальцев, если степень паралича позволяет ребенку двигать пальцами хотя бы частично. Ноги сгибают в голеностопе, коленном суставе, разводят и сводят в тазобедренном суставе.

Слабые мышцы живота станут крепче, если родители будут включать в комплекс для больного малютки выкладывание на животик и выполнение сгибания и разгибания конечностей в положении на животе. Полезны упражнения на мяче.

При шунтировании головного мозга

Шунтирование проводится детям, которым не помогло консервативное лечение гидроцефалии. После операции в реабилитационном периоде также рекомендуется лечебная гимнастика и массаж. При гимнастике следует учесть, что физические нагрузки должны быть направлены на укрепление мышцы живота, спины и конечностей, поскольку дети, перенесшие хирургическое лечение гидроцефалии, довольно сильно отстают в физическом развитии.

Обычно выполняют такой комплекс:

  • подъем туловища и опора на ручки (с помощью мамы) из положения лежа на животе;
  • подъемы и сгибания всех конечностей, подведение головки к грудной клетке и разгибание;
  • раскачивание в положении стоя на четвереньках (для детей от 10 месяцев), стимулирование ползания;
  • обучение переворотам через правый и левый бок (не менее 15 раз в каждом направлении за сеанс);
  • присаживание из положения лежа в положение сидя за ручки (с 7-8 месяцев).

Занятия с ребенком в реабилитационном периоде требуют большого терпения и осторожности. Шунт нельзя задевать, поэтому не рекомендуется прямое воздействие на кожу живота и грудной клетки.

Общие рекомендации

  • Выполняя расслабляющий массаж, не нужно проводить после него гимнастики – лучше провести комплекс ЛФК перед массажем. Если стоит задача тонизировать мышцы, то гимнастика должна проводиться после массажа. Этот порядок лучше не нарушать.
  • Не стоит проводить занятие, если ребенок недомогает, а также в том случае, когда у него плохое настроение. Лучше перенести гимнастику на более подходящее время.
  • Обязательно нужно согласовать программу занятий лечебной физкультурой с лечащим врачом. Даже если было решено позаниматься с совершенно здоровым ребенком для профилактики и укрепления иммунитета, педиатр должен быть в курсе планов родителей, ведь он сможет подкорректировать программу.
  • Если у ребенка понос, рвота, несварение, то в эти дни гимнастику не проводят, как и при повышенной температуре.
  • После профилактической прививки в течение двух суток от ЛФК лучше воздержаться.

  • Если ребенок после введения комплекса ЛФК стал лучше спать, то это является благоприятным знаком. При ухудшении сна, процесса засыпания и аппетита обязательно нужно снизить физические нагрузки, например, уменьшив количество подходов в каждом упражнении.
  • Начинать нужно с непродолжительного и несложного воздействия и постепенно переходить к более сложным и комбинированным упражнениям, при этом наращивая количество повторений. Время гимнастики в самом начале занятий – не более 3 минут.

Рекомендации доктора о лечебной физкультуре для детей до года смотрите в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Источник

Читайте также:  Абрахам хикс медитация достойных отношений
Оцените статью