Комплекс утренней гимнастики бабина

Ваш IP заблокирован

Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, friGate, ZenMate и т.п.) для доступа к сайту.

Отправьте письмо на abuse[at]twirpx.club если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.

В письме укажите следующие сведения о блокировке:

Кроме того, пожалуйста, уточните:

  1. Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
  2. Какие плагины установлены в Вашем браузере?
  3. Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
  4. Проявляется ли проблема в другим браузере?
  5. Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
  6. Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?

Your IP is blocked

Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, friGate, ZenMate etc.) to access the website.

Contact abuse[at]twirpx.club if you sure this block is a mistake.

Attach following text in your email:

Please specify also:

  1. What Internet provider (ISP) do you use?
  2. What plugins and addons are installed to your browser?
  3. Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
  4. Is it still blocking if you use another browser?
  5. What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
  6. How long ago have you checked your computer for viruses?

Источник

Планирование утренней гимнастики в средней группе по методическому пособию К. С. Бабиной на сентябрь, октябрь, ноябрь

Вероника Николаевна
Планирование утренней гимнастики в средней группе по методическому пособию К. С. Бабиной на сентябрь, октябрь, ноябрь

Исходя из многолетнего опыта работы, считаю самым удобным в использовании методическое пособие для педагогов автора К. С. Бабиной, в котором не только составлены комплексы утренней гимнастики для всех групп, но и полностью расписана методика проведения гимнастики по каждой возрастной группе отдельно. Для удобства использования решила использовать комплексы в виде картотеки. Вот что получилось.

сентябрь

1-2 неделя комплекс 1

Ходьба друг за другом.

Ходьба за первым и за последним (менять направление 3 раза).

Построение в круг.

И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки вверх, посмотреть на них, опустить, сказать «вниз». Повторить 5 раз.

2. «Постучи по коленям».

И. п. : ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться, постучать по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться. Повторить 4 раза.

И. п. : ноги слегка расставлены, руки на поясе. Слегка присесть, развести колени, выпрямиться. Повторить 4 раза.

Перестроение из круга.

Ходьба друг за другом.

Сентябрь

3-4 неделя комплекс 2. Зарядка

Ходьба в колонне. Легкий бег. Ходьба на носках. Построение в звенья.

И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки вперед, вернуться в исходное положение, сказать «вниз». Повторить 5 раз.

2. «Постучи по коленям».

И. п. : ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, постучать по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться. Повторить 6 раз.

3. «Наклоны в стороны».

И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вправо (влево, выпрямиться. Повторить 6 раз.

И. п. : ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 8 прыжков на месте на двух ногах, не продолжительная ходьба на месте и снова прыжки.

Перестроение из звеньев в колонну.

Ходьба друг за другом.

Октябрь

1-2 неделя комплекс 3. Матрешки

Ходьба в колонне. Легкий бег. Ходьба на носках, руки на поясе. Построение в звенья.

1. «Матрешки пляшут». И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, опустить, сказать «ох». Повторить 5 раз.

2. «Матрешки кланяются», И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, отвести руки назад, выпрямиться. Повторить 5 раз.

3. «Матрешки качаются». И. п. с ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вправо (влево, выпрямиться. Повторить 6 раз.

4. «Прыжки». И. п. : ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 8 прыжков наместе на двух ногах, непродолжительная ходьба на месте и вновь прыжки.

5. Перестроение из звеньев в колонну. Ходьба в колонне.

Октябрь

3-4 неделя, комплекс 4. (с флажками)

Ходьба в колонне. Легкий бег. Ходьба с высоким подъемом колен. Построение в звенья.

Общеразвивающие упражнения с флажками

1. «Флажки вперед». И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу, в руках флажки. Вытянуть руки вперед, опустить, сказать «вниз». Повторить 6 раз.

2. «Наклоны в стороны». И. п. : ноги слегка расставлены, флажки вверху. Наклониться вправо (влево, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.

3. «Приседание». И. п. : ноги слегка расставлены, флажки впереди. Присесть, встать. Повторить 5 раз.

4. «Флажки в стороны». И. п. : ноги слегка расставлены, флажки внизу. Поднять флажки

в стороны, опустить. Повторить 5 раз.

Перестроение из звеньев в колонну. Легкий бег. Ходьба.

Календарно-тематическое планирование в средней группе (сентябрь-октябрь) Календарно-тематическое планирование в средней группе сентябрь Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе (сентябрь-октябрь) 1квартал СЕНТЯБРЬ Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды в.

Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе по музыкальному воспитанию (сентябрь-октябрь) Календарно-тематическое планирование во 2-ой младшей группы. СЕНТЯБРЬ Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных.

Комплексы оздоровительной гимнастики на сентябрь-ноябрь Сентябрь Комплекс 1: 1. Ходьба с одной стороны площадки на противоположную за воспитателем — посмотрим на осенние листочки. Упражнения без.

Комплексы утренней гимнастики для детей раннего возраста (сентябрь — декабрь) Комплексы утренней гимнастики для детей раннего возраста Сентябрь Комплекс № 1 Ходьба стайкой с одной стороны площадки на противоположную.

Комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе на октябрь КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ИГР №1 (октябрь) Комплекс ОРУ «Разноцветные мячи» Инвентарь: мячи.

Перспективное планирование по лепке в первой младшей группе на сентябрь, октябрь, ноябрь Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Материалы и оборудование Методы и приемы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Перспективный план по развитию речи в старшей группе на сентябрь, октябрь, ноябрь Месяц/ неделя Тема, литература Программное содержание Методы и приемы Материалы и оборудование Совместная деятельность с детьми.

Планирование ОД по ФЭМП в младшей группе на сентябрь-ноябрь с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера Сентябрь I неделя № 1 Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из.

Комплекс утренней гимнастики на октябрь Октябрь Комплекс №3. Ходьба и бег по кругу, взявшись за руки, с поворотом в обе стороны по сигналу воспитателя. Упражнения без предметов.

Источник

КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

1 К. С. Бабина КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ Пособие для воспитателя детского сада МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Б12 Рекомендовано к изданию Управлением по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР Бабина К. С. Б12 Комплексы утренней гимнастики в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение; с, ил. Пособие предлагает комплексы утренней гимнастики, дает рекомендации для проведения утренней гимнастики в помещении и на открытом воздухе по возрастным группам детского сада и в соответствии с особенностями детей данной группы. ББК Издательство «Просвещение», 1978 г. 1

2 ОТ АВТОРА Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание воспитанию подрастающего поколения. Это обязывает дошкольные учреждения направить все усилия на обеспечение всестороннего развития детей, и прежде всего на создание условий для правильного физического воспитания. Физическое воспитание в детском саду осуществляется различными средствами: физическими упражнениями, использованием природных факторов, соблюдением гигиенических требований. Укрепление организма детей и своевременное развитие движений основная задача физического воспитания в дошкольных учреждениях. Развитию движений способствуют специально подобранные физические упражнения, которые совершенствуют работу мышц и внутренних органов, способствуют творческому производительному труду. Растущему организму необходимо много движений. Чем больше ребенок двигается, бегает, играет, тем лучше он развивается. Каждый новый день в детском саду начинается с утренней гимнастики, она включает различные виды физических упражнений. Среди физических упражнений большое место занимают основные виды движения: ходьба, бег, прыжки. Применяются строевые упражнения различные построения и перестроения, общеразвивающие упражнения, которые укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса, рук, туловища, ног. Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Ежедневное проведение утренней гимнастики доступно любому детскому саду. Практика показала, что некоторые воспитатели затрудняются правильно составить комплекс утренней гимнастики. Цель данного пособия обобщить и систематизировать практический материал, Дать конкретные методические рекомендации воспитателям детских садов для проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста в помещении и на воздухе. Некоторые комплексы утренней гимнастики, включенные в пособие, взяты из сборника «Музыка для утренней гимнастики в детском саду» (сост. Н. А. Метлов. М., 1970). В упражнения этих комплексов внесены изменения с учетом возрастных особенностей детей, требований «Программы воспитания в детском саду». ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ Утренняя гимнастика это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Оздоровительное и воспитательное значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если она проводится систематически. Оздоровительное значение утренней гимнастики заключается в воздействии упражнений на физическое развитие детского организма с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей. У детей дошкольного возраста еще довольно слабая костно-мышечная система, не закончено формирование естественных изгибов позвоночника, недостаточно развита сердечно-сосудистая система. Дыхание поверхностное, учащенное, несовершенна центральная нервная система: процессы возбуждения преобладают над торможением. Систематическое проведение утренней гимнастики укрепляет костно-мышечную систему, правильную форму приобретает стопа, воспитывается навык правильной осанки, а хорошая осанка способствует нормальному функционированию всех внутренних органов. Правильно подобранные движения укрепляют сердечную мышцу, деятельность кровеносной системы, увеличивают емкость легких, уравновешивают процессы возбуждения и торможения. Закаливающее воздействие утренней гимнастики усиливается, если после физических упражнений дети обтираются холодной водой. В детском саду утренняя гимнастика проводится одновременно со всеми детьми данной возрастной группы. Постепенно дети привыкают к определенному порядку, дисциплине, к 2

3 выполнению некоторых трудовых навыков (подготовить физкультурные пособия, убрать ковер, столы, стулья и т. д.). В круглосуточных группах утренняя гимнастика проводится сразу после сна, поэтому больше носит характер зарядки переключения организма в деятельное состояние. В группах с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика проводится перед завтраком, и ей, как правило, предшествует самая разнообразная деятельность детей. В этом случае утренняя гимнастика преследует несколько иную цель: организовать детский коллектив, переключить внимание детей на активную совместную деятельность. Утренняя гимнастика проводится в зале, в групповой комнате, на участке весной, летом и осенью. В зале до начала занятия делают влажную уборку, открывают форточку (фрамугу) и оставляют их открытыми до конца гимнастики. Температура воздуха в помещении в течение всей утренней гимнастики поддерживается в пределах + 16, Если утренняя гимнастика проводится в групповой комнате, то предварительно надо освободить достаточную площадь: сдвинуть столы, стулья, убрать ковры или дорожки, провести влажную уборку и открыть фрамугу. Не рекомендуется до гимнастики или в момент ее проведения готовить столы к завтраку. Заранее расставленная посуда быстро покрывается пылью, так как дети бегают и прыгают во время гимнастики. При хорошей организации дежурства столы можно быстро подготовить. Воспитателю надо помнить, что дети-дежурные обязательно участвуют в утренней гимнастике. Их пропускают первыми мыть руки. Пока вся группа вымоет руки, дежурные сумеют подготовить столы к завтраку. Дети младших групп, как правило, занимаются в обычной одежде. На ногах должна быть удобная обувь (спортивные тапочки), носки или гольфы. Желательно снять лишнюю одежду (кофты, фартуки), засучить рукава у платьев, рубашек, поднять их выше локтя. Это и закаливающая процедура, и подготовка детей к следующему режимному моменту умыванию. В старших группах утреннюю гимнастику можно проводить в спортивных костюмах (майки, трусы), которые также предназначены для физкультурных занятий. Если утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, то в зависимости от Погоды меняется и одежда детей. В жаркие дни дети занимаются в трусах и майках, в прохладные девочки надевают платья, мальчики рубашки. Если погода пасмурная, ветреная, можно предложить детям надеть кофточки. В холодную, осеннюю погоду и ранней весной дети занимаются в пальто, куртках. Воспитателю следует также обратить внимание и на свой костюм. Лучше всего иметь тренировочный костюм, спортивные тапочки, особенно в те дни, когда воспитатель сам показывает упражнения. На участке во время утренней гимнастики воспитатель может находиться в обычной одежде. Все чаще утренняя гимнастика в детских садах проводится с мелкими физкультурными пособиями (погремушки,, флажки, мячи, обручи, палки, веревка, индивидуальные шнуры, большие обручи, длинные палки или шесты, кубики, скакалки), которые повышают интерес, улучшают качество движений, кроме того, умение выполнять упражнения с физкультурными пособиями помогает детям быстрее и легче освоиться на физкультурных занятиях в школе. Воспитателю надо хорошо продумать, в каком случае дети сами будут брать пособия, проходя мимо стойки, в каком раздают дежурные, в каком лучше разложить пособия на стулья или гимнастические скамейки. Для упражнений из исходного положения сидя используются стулья, гимнастические скамейки и коврики. В младших группах некоторые упражнения проводятся с погремушками. Лучше, если они будут пластмассовые, на палочке, с одним или тремя шариками. Погремушки с различными украшениями отвлекают детей. Для упражнений не рекомендуется погремушка на колечке, ее трудно перекладывать из одной руки в другую. Погремушки хранятся в коробке, детям раздает их воспитатель. Он вкладывает каждую 3

4 погремушку в правую руку ребенка. Собирает погремушки тоже воспитатель. Если комплекс упражнений проводится с двумя флажками, то лучше их заранее свернуть (два вместе). Можно положить их прямо на стол или гимнастическую скамейку. Дети, проходя мимо, берут флажки правой рукой. Мячи хорошо хранить в больших целлофановых пакетах. Желательно раздачу мячей организовать так: заранее перед каждым звеном поставить корзину с 6 7 мячами или положить эти мячи на пол в обруч. Во время ходьбы большой мяч надо нести в правой руке, согнутой в локте, около груди. Малыши несут мяч двумя руками. В детских садах используются большие обручи и длинные палки (шесты). Эти пособия предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений несколькими детьми одновременно. Раздает их воспитатель: заранее раскладывает на полу. Это могут сделать и дежурные. Можно дать пособие каждому звену. В этом случае в звене должно быть не более 4 5 детей, иначе выполнить упражнение будет неудобно. При хорошей организации дети могут перестроиться во время ходьбы в четверки и каждая четверка несет такое пособие. Дети держат шест правой рукой, построившись друг за другом, большой обруч тоже держат, правой рукой, но встают вокруг него. Длинную веревку хранят на крючке или на стойке. Удобно также, если на крючках или на стойках висят индивидуальные шнуры, скакалки. Проходя мимо стойки, дети снимают скакалки, шнуры и несут их в правой руке, причем скакалки сложёны вчетверо, а индивидуальные шнуры вдвое. В качестве — физкультурных пособий для детей в младших и средней группах используются пластмассовые кубики среднего размера, хранятся они в коробках или в целлофановых пакетах. Лучше подобрать по два кубика одинакового цвета на одного ребенка или все кубики одного цвета. Раздают их так же, как флажки: в правую руку зеленый кубик, в левую желтый. Это поможет выполнять те упражнения, в которых надо указывать правую и левую сторону. Самый удобный способ раздачи кубиков разложить их по два на стулья; дети, проходя мимо, берут их. Все мелкие физкультурные пособия 1 раз в месяц подлежат гигиенической обработке: пластмассовые, резиновые и деревянные пособия протираются слабым 5 10% раствором хлорной извести, матерчатые стирают и проглаживают. Утренняя гимнастика строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей. Положительное влияние оказывают физические упражнения, воздействующие на весь организм и одновременно охватывающие большое число мышц. К таким упражнениям относятся движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки. Во время ходьбы упражняются мышцы ног, рук, мышцы брюшного пресса. Существуют всевозможные виды ходьбы. Все они различаются по способу выполнения: на носках, на пятках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др., по темпу (быстро, медленно), по направлению движения (по прямой, змейкой, по кругу, в правую и левую сторону и т.д.), по построению (по одному, парами, четверками и т.п., рис. 1 6). Во время бега интенсивнее работают мышцы, усиливается работа внутренних органов. На утренней гимнастике используется бег: с различным способом выполнения (на носках, широкий), с разным темпом (быстро, медленно), со сменой направления и построением (змейкой, по кругу, по одному, парами и т.д.). Поскоки на утренней гимнастике также различны: на месте на двух ногах, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и на левой ноге, ноги в стороны, вместе, со скакалкой. Во время бега и прыжков организм получает максимальную физическую нагрузку, которая снижается постепенно в процессе ходьбы. В комплексы утренней гимнастики включаются строевые упражнения (различные построения и перестроения, повороты, смыкания и размыкания, рис. 7 8). Они содействуют воспитанию у детей правильной осанки, развивают внимание, ориентировку в пространстве, согласованность коллективных действий. Строевые упражнения имеют вспомогательное значение и используются с. Целью рационального размещения детей для выполнения общеразвивающих упражнений. Применяются построения: друг за другом, в колонну, в одну или две шеренги, в пары, в звенья, в круг, несколько кругов и т.д. Для детей дошкольного возраста рекомендуются повороты направо, налево, кругом, вполоборота направо, 4

5 вполоборота налево. Смыкание и размыкание необходимы при построениях в колонну, в шеренгу, в звенья, в круг. Большая часть времени на утренней гимнастике отводится общеразвивающим упражнениям, которые предназначены для тренировки крупных групп мышц (плечевого пояса, рук, туловища, ног). Они содействуют совершенствованию координации движений, умению 5

6 владеть положением своего тела. Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук, способствует выпрямлению позвоночника, укрепляет грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру. Здесь важно добиваться хорошего выпрямления рук или их полного подъема, чтобы дыхание было свободным. Вторая группа упражнений предназначается для гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. Чтобы достичь этого, необходимо четко соблюдать правильное исходное положение (сидя, выпрямив или скрестив ноги по-турецки и т.д.). Положение ног должно быть зафиксировано (неподвижно). При наклонах колени не сгибаются. Третья группа упражнений способствует укреплению мышц брюшного пресса. Они развивают мышцы ног и свода стопы. Эти упражнения проходят более полноценно, если у детей прямая спина, во время приседаний пятки отрываются от пола, хорошо сгибаются колени. должны быть подобраны так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц. Выполнение их требует точности и четкости. Перед началом утренней гимнастики дети приводят в порядок костюмы, старшие по команде воспитателя строятся в колонну или шеренгу, малыши строятся с помощью взрослого. Затем дается непродолжительная ходьба, переходящая в бег, и снова ходьба, которая может быть различных видов. Далее дети строятся (в круг или звенья) для выполнения общеразвивающих упражнений. Первое упражнение в любой возрастной группе всегда дается для мышц плечевого пояса и рук. Включение в утреннюю гимнастику упражнений для формирования осанки обязательно. После общеразвивающих упражнений дети перестраиваются из звеньев в круг или колонну. Снова проводится непродолжительный бег или вместо него в комплекс упражнений включаются прыжки. Заканчивается гимнастика спокойной ходьбой. Особое, внимание следует обратить на темп проведения утренней гимнастики и каждого упражнения в отдельности. Не должно быть резкой смены темпа, например после бега дается вначале быстрая ходьба, постепенно темп ходьбы замедляется, после поскоков детям предлагается ходьба на месте. Все это объясняется физиологическими особенностями дошкольников. Надо постепенно увеличивать нагрузку и постепенно снижать ее, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние. Поэтому проведение дыхательных упражнений после утренней гимнастики нежелательно, так как вновь начинает увеличиваться нагрузка, снова включается в работу сердечная Мышца. Упражнения, которые включаются в комплекс, должны быть знакомы детям: впервые упражнения разучиваются на физкультурном занятии. Но это не значит, что они всегда легкие и простые для выполнения. В таком случае эти упражнения не будут иметь необходимой физической нагрузки, и дети быстро утратят к ним интерес. На физкультурных занятиях дети знакомятся с новыми видами движений, с приемами организации. Они учатся строиться в звенья, ходить через центр парами, четвёрками, им впервые дают физкультурные пособия. На занятии дети не только усваивают назначение пособий, но и знакомятся с приемами их раздачи и сбора. Дети учатся принимать правильное исходное положение с пособиями в руках: палку надо держать за концы, большой мяч двумя руками, маленький в одной руке и т. д. Новый комплекс утренней гимнастики впервые разучивается на физкультурном занятии и только потом выносится на утреннюю гимнастику. Каждый комплекс проводится две недели. Если какое-либо упражнение слишком легко детям или, наоборот, они с трудом справляются с ним, то можно через несколько дней увеличить или уменьшить нагрузку, изменить исходное положение, дать другое упражнение. Количество общеразвивающих упражнений, их повторность, длительность ходьбы и бега зависят от возрастных особенностей детей. Воспитатель должен не только уметь правильно подбирать физические упражнения с учетом возрастных особенностей детей, но и в совершенстве владеть методами и приемами проведения утренней гимнастики. В младших группах больше используется игровых приемов, все упражнения дети 6

7 выполняют вместе с воспитателем. В старших группах педагог старается дать хорошее четкое объяснение вместо показа движений. Нет необходимости все время выполнять упражнения самому. Конечно, отказаться от показа упражнения воспитателем пока нельзя, так как это наиболее действенный прием, при котором дети знакомятся с техникой выполнения движений. Иногда кто-либо из детей может показать упражнение. Если упражнение хорошо знакомо детям, его объясняют не показывая. Можно рекомендовать воспитателям несложную схему приемов проведения общеразвивающих упражнений, применяемых на утренней гимнастике в течение двух недель. Первая неделя Понедельник. Показ движений и объяснение их воспитателем. Вторник. То же (работает второй воспитатель). Среда. Показ движений ребёнком, объяснение воспитателя. Четверг. То же (работает второй воспитатель). Пятница. Частичный показ движений ребенком или воспитателем. Суббота. То же (работает второй воспитатель). Вторая неделя (вводится музыкальное сопровождение) Понедельник. Объяснение без показа движений. Вторник. То же (работает второй воспитатель). Среда. Указания и напоминания. Четверг. То же (работает второй воспитатель). Пятница. Дается только название упражнения и исходное положение. Суббота. То же (работает второй воспитатель). При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием детей. Когда грудная клетка расширяется происходит естественный вдох, сжимается выдох. Для того чтобы помочь детям регулировать свое дыхание, им предлагают произносить на выдохе звуки, короткие слова («клю-клю», «тук-тук», «вниз» и т.д.), но только в том случае, когда воспитатель не затрудняется определить, где в данном упражнении выдох. Не всегда можно требовать от детей одновременного для всех вдоха или выдоха, так как некоторые упражнения требуют произвольного дыхания, например упражнение «Перешагни через палку», полуприседания. Воспитатель, подбирая упражнения для утренней гимнастики, должен следить за правильным их распределением, постепенным повышением и снижение физической, психической и эмоциональной нагрузки. Физическая нагрузка это нагрузка на мышцы, органы кровообращения, дыхания и т. д. Она увеличивается за счет сложности упражнений, дозировки (повторности), изменения исходного положения, темпа выполнения, веса физкультурных пособий, амплитуды движения. Психическая нагрузка. Разучивание новых упражнений требует от детей напряженного внимания. Хорошее усвоение упражнений достигается правильным их подбором, использованием зрительных, слуховых и тактильных анализаторов. Эмоциональная нагрузка это активное деятельное состояние ребенка во время выполнения упражнений, проводимых в хорошем темпе в коллективе сверстников. Вся утренняя гимнастика должна проводиться эмоционально, вызывать у детей хорошее, жизнерадостное настроение. С этой целью используются имитационные упражнения и целые комплексы упражнений, объединенные единым сюжетом. Эмоциональное воздействие на детей оказывает обстановка, спортивные костюмы, красочные физкультурные пособия, музыкальное сопровождение. Но самое основное это слаженное, четкое выполнение детьми физкультурных упражнений. 7

8 КОМАНДЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ВО ВРЕМЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ На утренней гимнастике дети выполняют различные упражнения. Требования к качеству движений должны быть едиными у обоих воспитателей данной возрастной группы. Во многом этому способствуют точные команды и распоряжения, красивый и правильный показ движения, краткое и понятное объяснение. Как правило, воспитатели умеют красиво и правильно показать выполнение упражнения, но не всегда могут кратко и понятно объяснить, четко дать команду, распоряжение. Уверенный тон, точность команд, подтянутость воспитателя дисциплинируют, организуют детей, заставляют их быстро, четко выполнять движения. «Необходимо помнить, что хорошо поданная команда, уместно и правильно отданное распоряжение уже сами по себе имеют большое организующее влияние на учащихся и дисциплинируют их» *. Что же такое команда и распоряжение? Команда это краткое, четкое указание, сигнал к выполнению или прекращению действия. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В первой части указывается, что и как надо делать, и она произносится медленно. Во второй части говорится о начале действия и она произносится быстро, отрывисто. Например: «Нале-во!», «Начи-най!» или «Кру-гом!» и др. Цель команды обеспечить одновременное Начало, окончание и темп выполнения движений. Распоряжение это указание, также связанное с выполнением упражнений или других действий, но оно не имеет определенной формы подачи. Распоряжение произносится кратко, четко и спокойно. Например: «Идите за мной!», «Поднимите руки вверх» и т. д. В работе с детьми дошкольного возраста применяются простые команды и распоряжения, принятые в гимнастике. Когда упражнения выполняются с музыкальным сопровождением, то они даются реже. Распоряжение чаще применяется с детьми младшего дошкольного возраста. Начиная со средней группы постепенно вводятся команды, воспитатель при этом должен стоять в положении «смирно». Различная форма подачи команд и распоряжений говорит о разнообразном характере выполнения упражнения. Движения могут стать плавными или отрывистыми, свободными или напряженными. Воспитатель должен найти такую форму произнесения команд и распоряжений, которая поможет провести упражнение эмоционально, интересно, с учетом возраста. Ему необходимо следить за тем, чтобы у детей было спокойное, бодрое настроение. Указания давать в веселом, доброжелательном тоне. В младшей группе команд нет. Распоряжения просты и немногочисленны. При строевых упражнениях: Постройтесь за Сережей! (Для построения друг за другом.) Идите за мной (за Колей). (Для ходьбы друг за другом.) Остановитесь! (Для остановки.) Побежали! (Для бега.) Света, иди ко мне! (Для ходьбы в указанном направлении). Идите на носках. (Для профилактических упражнений.) Повернитесь ко мне, возьмитесь за руки, дает мне руку Сережа первый и Наташа последняя. (Для построения в круг.) Сделайте шаг назад. (Для построения в колонны, звенья.) При общеразвивающих упражнениях: Помашем флажком. (Название упражнения.) Поставьте ноги подальше друг от друга, руки опустите. (Для исходного положения.) Поднимите флажок, помашите им, опустите. (Для выполнения упражнения.) * Качашкин В. М. Методика физического воспитания, «Просвещение», 1972, с

9 Молодцы! Хорошо! (Для окончания.) Воспитатель может сам продумать распоряжения для детей данного возраста, но отдавать их нужно в форме настоящего времени, доброжелательно и доступно пониманию детей. В средней группе постепенно вводятся простейшие команды и общепринятые распоряжения. При строевых упражнениях: Постройтесь в колонну. (Для построения друг за другом по росту.) Вперед! Прямо марш! (Для ходьбы.) Приготовьтесь к бегу, согните руки в локтях. (Для бега.) Бегом! На носках, на пятках. (Для профилактических упражнений.) На месте. (Для ходьбы на месте.) — Группа, стой! (Для остановки.) Сережа, выводи свое звено. (Для построения в звенья.) Звеньевые, руки в стороны, остальные руки вперед. (Для размыкания.) Повернитесь ко мне и еще раз ко мне. (Для поворота кругом.) Равняйтесь по шнуру. При общеразвивающих упражнениях: Обруч вперед. (Название упражнения.) Показываю. Обруч вперед, вниз. (При объяснении.) Ноги слегка расставьте, обруч вниз. (Для исходного положения.) Упражнение начинай! Вверх, вниз! (Во время руководства упражнением.) Продолжайте без меня. Упражнение закончить. Или. Закончить! (Для окончания, упражнения.) Отдавать распоряжение «закончить» лучше при выполнении завершающего движения, например: «вниз». Команды: «Прямо марш!», «Группа, стой»! «Начи-най!». В старшей группе дети уже понимают краткие распоряжения, сведенные к одному слову, им доступен термин «исходное положение». Распоряжения более многообразны. При строевых упражнениях: В колонну! Шагом марш! Приготовьтесь к бегу. (Для подготовки рук.) Бегом! На носках, на пятках! Змейкой! Врассыпную! На месте! Группа, стой! Звеньевые, ко мне! (Для построения в звенья.) Проверьте расстояние. (Для размыкания.) Нале-во, напра-во! Один налево, другой направо. (Для построения в пары разведением.) Подравняйтесь. При общеразвивающих упражнениях: Палку вверх! (Название упражнения.) 9

10 Показываю. Палку вперед, вверх, вниз. (При выполнении упражнения.) Исходное положение: ноги пятки вместе, носки врозь, палка внизу. Начи-най! Достаточно. (Для окончания упражнения.) В подготовительной к школе группе используются различные строевые упражнения. Качество выполнения перестроения зависит не только от ведущего, но и от каждого ребенка, так как многие перестроения проводятся по ходу движения. Поэтому распоряжения надо отдавать заранее. При строевых упражнениях: В колонну! В звенья! Врассыпную! Парами марш! Четверками марш! В круг! На месте шагом марш! Бегом марш! На пятках, по-медвежьи. Пара направо, пара налево. (Для перестроения в четверки разведением.) Группа, стой! Кру-гом! Напра-во! Нале-во! Вполоборота направо, налево. Равняйтесь по носкам. При общеразвивающих упражнениях: Скакалку к груди. (Название упражнения.) Исходкое положение принять! Начи-най! Достаточно. Умение понимать и точно выполнять команды и распоряжения поможет детям в будущем на уроках физкультуры. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В СМЕШАННЫХ ГРУППАХ Организация и методика проведения утренней гимнастики в смешанных группах требуют особого внимания. Если дети резко отличаются по возрасту (например, в группе могут быть ребята 3 и 6 лет или 2 и 5 лет), то утренняя гимнастика проводится отдельно по подгруппам. При этом желательно вначале позаниматься со старшими, а малыши пока поиграют. Затем старшие идут умываться, готовятся к завтраку под присмотром няни, а воспитатель в это время с малышами проводит утреннюю гимнастику, продолжительность которой 5 6 мин. Если в группе разница в возрасте между детьми не очень большая (например, 4 и 5 лет или 5 и 6 лет), то утреннюю гимнастику лучше проводить одновременно со всеми детьми. Младшие по возрасту обычно и меньше ростом. В колонне, они стоят в конце, поэтому им нетрудно выполнять за старшими такие задания, как ходьба змейкой, парами, построение в звенья. Усложняется проведение общеразвивающих упражнений, так как содержание и. физическая нагрузка упражнений для детей того или иного возраста различны. Общеразвивающие упражнения прежде всего должны быть доступны младшим детям. Все дети одновременно начинают выполнять упражнение сразу, затем воспитатель предлагает малышам остановиться, а старшие повторяют упражнение еще несколько раз в более быстром темпе. Приемы проведения общеразвивающих упражнений также должны быть доступны и 10

11 младшим детям. Малознакомые упражнения могут показать старшие, а частичный показ можно предложить малышам: «Покажи, как ты поднимешь руки вверх». При проведении одного и того же профилактического упражнения (например, ходьба на пятках) можно предложить различные положения рук: младшие держат руки на поясе, старшие за головой. Последнее движение как более сложное способствует увеличению нагрузки. При выполнении различных перестроений старшие дети помогают малышам. Так, в ходьбе парами их можно поставить вместе. Ребенок постарше подскажет, своему младшему товарищу, как двигаться дальше. Такая помощь окажет большую пользу в организации утренней гимнастики. ПЛАНИРОВАНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ Планирование утренней гимнастики тесно связано с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях. Комплексы упражнений утренней гимнастики составляют с учетом возрастных особенностей детей, требований «Программы воспитания в детском саду», уровня физического развития и физической подготовленности каждого ребенка, а также с учетом места проведения гимнастики (в помещении или на участке), сезонности, наличия мелких физкультурных пособий. Каждый комплекс в любой возрастной группе удобнее планировать на две недели. Новый комплекс лучше начинать с понедельника. В плане воспитательной работы подробно записывается весь комплекс: названия упражнений, исходные положения, число повторений каждого упражнения, слова и звукосочетания, используемые для регулирования дыхания при выполнении упражнения. Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с комплексами, в которых используются мелкие физкультурные пособия (флажки, кубики, обручи, мячи и т. д.). Применение пособий делает упражнение интересным: как правило, они улучшают качество выполнения упражнения. При планировании имитационных упражнений учитывается сезонность. На летний период комплексы утренней гимнастики составляются из знакомых, хорошо известных детям упражнений. Обычно в начале учебного года в первый комплекс подбираются упражнения без пособий из последних комплексов Предыдущих групп, так как в сентябре только заканчивается комплектование групп, приходят и новые дети, незнакомые с приемами и методами проведения утренней гимнастики. Все это требует от воспитателя большого внимания к организации детей. Второй комплекс лучше тоже дать без пособий, но упражнения должны соответствовать по своей сложности детям данной возрастной группы. Далее уже включаются упражнения и с пособиями. Эти упражнения должны постепенно усложняться. При планировании утренней гимнастики на год следует предусмотреть, в каких комплексах после общеразвивающих упражнений ввести второй бег или дать прыжки. Для удобства планирования гимнастики на год в той или иной возрастной группе можно наметить последовательность проведения каждого комплекса (см. с. 28, 38, 52, 70, 88). Такая последовательность комплексов необязательна. С учетом особенностей детей группы, условий детского сада или других причин можно вносить различные изменения, важно соблюдать постепенность в нарастании нагрузки при проведении упражнений, а также соблюдать преемственность с предыдущей и последующей возрастными группами. Некоторые более интересные комплексы упражнений могут быть использованы во время праздников и вечеров развлечений спортивного характера. Результаты проведения упражнений утренней гимнастики записываются воспитателем при учете работы, это позволяет судить о качестве выполнения упражнений детьми, о правильности выбора приемов организации, способов раздачи пособий и т. д. В зависимости от этого воспитатель планирует дальнейшую работу с детьми. Отмечается также, как дети выполняют весь комплекс. Если то или иное упражнение 11

12 оказалось для детей слишком сложным или, наоборот, слишком легким, воспитатель может заменить его, не дожидаясь окончания двух недель. Надо отметить тех детей, кому особенно трудно выполнять упражнения. С ними педагог должен позаниматься отдельно. МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, дисциплинирует детей, организует их, влияет на развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти, ритма, способствует эмоциональному воспитанию. Движения детей становятся легче, красивее. Музыкальное сопровождение вводится, когда весь комплекс и отдельные его упражнения хорошо освоены детьми. В этом случае музыка будет облегчать выполнение упражнений, делать их более четкими, выразительными. Как правило, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, поскоков не вызывает у педагогов затруднений. Гораздо сложнее проводить под музыку общеразвивающие упражнения. Целесообразно музыкальное сопровождение вводить со второй недели, начиная со старшей группы детского сада» Под музыку проводятся общеразвивающие упражнения как без пособий, так и с пособиями. Выбор музыкальных, произведений для сопровождения упражнений определяется характером каждого упражнения. Так с бодрого, энергичного марша начинается утренняя гимнастика и заканчивается спокойной ходьбой, требующей музыки соответствующего характера. Музыка должна подбираться не только в соответствии с видами и характером движений, но, учитывать возраст детей, особенности их восприятия, уровень их музыкальной подготовки *. Для сопровождения утренней гимнастики может быть использована грамзапись. В теплое время года, когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, можно проигрыватель, магнитофон придвинуть к окну. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ Физическое воспитание в детском раду осуществляется под наблюдением врачапедиатра и медицинской сестры, которые проверяют общее развитие ребенка, учитывают перенесенные им инфекционные заболевания, следят за санитарным режимом, питанием и правильным распорядком жизни детей в детском саду. Не менее 3 раз в год врач осуществляет глубокое медицинское обследование детей: проводятся антропометрические измерения, учет профилактических прививок и т. д. Если ребенок плохо развивается, часто болеет, врач предупреждает воспитателя и рекомендует индивидуальный подход с использованием различных мероприятий, которые помогут устранить причины, задерживающие физическое развитие ребенка. С врачом детского сада согласовывается план работы по физическому воспитанию детей, особенно вопросы, касающиеся закаливания: воздушные ванны, водные процедуры. Врач и медицинская сестра интересуются проведением утренней гимнастики в различных возрастных группах. Если у некоторых детей наблюдаются отклонения от нормы: расстройство деятельности сердца, в области дыхания или двигательной сферы, слабость после недавно перенесенной инфекционной болезни, то по согласованию с врачом или медицинской сестрой движения ребенка во время утренней гимнастики могут быть ограничены (исключается бег, поскоки, сокращается Число повторений упражнений) или ребенок на какой-то период может быть освобожден от утренней гимнастики. Особенно тесный контакт должен быть у воспитателя с медицинскими работниками, * См.: Мет лов Н.А. Музыка для утренней гимнастики в детском саду. М., 1970; Утренняя гимнастика под музыку. Сост. Е. П. Иова, А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. М.,

13 когда утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе. В условиях средней полосы часто наблюдаются резкие колебания температуры воздуха: похолодания, оттепель, ветер и другие явления, которые вызывают у воспитателя сомнения в возможности проведения в этот день утренней гимнастики на воздухе. Врач или медицинская сестра помогают решить этот вопрос. Таким образом, педагогические и медицинские наблюдения утренней гимнастики служат основой дальнейшей воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ На третьем году жизни организм ребенка становится крепче, развивается нервная система, совершенствуется двигательный аппарат. В среднем за год ребенок прибавляет в весе около 2 кг, рост увеличивается на 7 8 см. Внимание детей становится более сосредоточенным и устойчивым, совершенствуется память, развивается речь. Однако в этом возрасте дети быстро утомляются от однообразных движений, легко возбуждаются. Поэтому при организации физического воспитания, и особенно во время проведения утренней гимнастики, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Длительность утренней гимнастики для детей 2 3 лет 4 5 мин. Комплексы состоят из 2 3 игровых, подражательных упражнений и повторяются они 4 5 раз. Утренняя гимнастика проводится с начала года ежедневно: в круглосуточных группах сразу после подъема детей, в группах с дневным пребыванием перед завтраком. При выполнении общёразвивающих упражнений дети стоят стайкой, так же проводится ходьба за воспитателем в первой половине года. Ходьба стайкой это ходьба всей группой детей за воспитателем. Такой вид ходьбы нельзя считать ходьбой врассыпную, так как в этом случае дети выполняют довольно сложные задания: обходя стулья, кубики, находят свободное место в комнате, уступают дорогу товарищам или обходят их. Со второй половины года можно применять построение друг за другом, в круг. Комплекс составляется из общеразвивающих упражнений имитационного характера. Можно использовать самые несложные физкультурные пособия: погремушки, флажки. Для выполнения упражнений из исходного положения сидя применяются и обычные детские стулья. Во второй половине года малыши могут идти друг за другом, парами по кругу с помощью и при участии воспитателя. Постепенно в утреннюю гимнастику включается бег сначала стайкой, затем друг за другом. Руки во время бега опущены, продолжительность 7 10 с. Иногда бег заменяется поскоками на месте на двух ногах или проводятся прыжки в игровой форме. Малыши скачут, как зайчики, как мячики, 6 8 раз. Если в комплекс утренней гимнастики включены два обще-развивающих упражнения, то они даются в такой последовательности: 1) для мышц плечевого пояса и рук; 2) для ног. Если включены три упражнения, то используется такая последовательность: 1) для мышц плечевого пояса и рук; 2) для туловища; 3) для ног. Упражнения для мышц плечевого пояса: Поднимание рук вперед, вверх, в стороны, раскачивание рук вперед-назад, отведение за спину. Со второй половины года вводится сгибание и разгибание рук, согнутых в локтях, хлопки перед грудью. В качестве общеразвивающих упражнений для туловища применяются только наклоны вперед. Повороты и наклоны в стороны детям 3 лет выполнить трудно. Упражнения для ног это поскоки на месте на двух ногах и приседания. Исходные положения для ног: ноги параллельно дорожкой, на ширине плеч. Исходное положение для рук руки внизу, во второй половине года руки могут быть согнуты в локтях у груди. 13

14 Исходные положения для туловища сидя на стульях, ни полу, вытянув ноги. Воспитатель выполняет с детьми всё упражнения с начала до конца. Объяснения и указания даются в процессе выполнения упражнений. Во время гимнастики можно использовать бубен, но вводить его надо только тогда, когда дети научатся ходить друг за другом. Методика проведения утренней гимнастики в первой младшей группе Комплекс «Птички» Ходьба стайкой. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Пойдем гулять по нашей группе». Сначала воспитатель идет, повернувшись к детям, наблюдает, как они идут, затем говорит: «Идите за мной». Бег стайкой. Постепенно ускоряя ходьбу, перевести детей на бег (7 с), затем снова на ходьбу. Ходьба стайкой с остановкой. Дети идут стайкой, воспитатель поворачивается, предлагает всем остановиться. Затем расстанавливает детей, предлагает стоящим близко друг от друга встать поудобнее, чтобы можно было поднять руки. 1. «Птички машут крыльями». М. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать, опустить вниз. Повторить 4 раза. Воспитатель говорит: «Дети, вы будете птичками. Поднимите руки в стороны, помашите ими, как крылышками, опустите: Еще поднимите крылья, сильно помашите, у птички крылья большие, опустите». Все упражнения воспитатель, выполняет вместе с детьми. 2. «Птички клюют зерна». И.п.: то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 4 раза, «Птички махали крыльями, устали, сели зернышки поклевать» присаживаются, постукивают пальчиками по коленям: «клю-клю». Дети выполняют вместе с воспитателем. Ходьба стайкой. «Пойдемте со мной погуляем», говорит воспитатель, встает впереди детей и ведет их по комнате. Затем все останавливаются. «Хорошие были птички», обращается воспитатель к детям. При повторении комплекса можно добавить еще одно упражнение «Птички пьют воду» наклоны вперед, слегка отвести руки назад. Или после общеразвивающих упражнений включить бег. КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ 1. Где же наши руки? Ходьба стайкой за воспитателем. По сигналу остановиться, повернуться к воспитателю. 1. «Покажите руки». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу! Поднять руки перед собой, опустить. Повторить 4 раза. 2. «Спрячьте, руки». И. п.: то же. Отвести руки назад, вернуться в исходное положение (рис 9). Через несколько дней можно усложнить упражнение: присесть, положить руки на колени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза. Ходьба стайкой за воспитателем, 2. Большие и маленькие Ходьба стайкой за воспитателем. По сигналу повернуться к воспитателю. 1. «Какие мы стали большие». И. п.: нога слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки вверх, опустить. Повторить 4 раза, 14

15 2. «Какие мы были маленькие». И. п.: то же. Присесть, руки положить на колени, встать, опустить руки (рис. 10). Повторить 4 раза. Ходьба стайкой за воспитателем. 3. Птички Ходьба стайкой, постепенно перейти к бегу стайкой и закончить ходьбой стайкой. 1. «Птички машут крыльями». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить. Повторить 4 раза. 2. «Птички клюют зерна». И. п.: то Же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 4 раза. Ходьба стайкой. 4. Пузырь Ходьба стайкой, постепенно перейти к бегу стайкой, закончить ходьбой стайкой. 1. «Надуем пузырь». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, опустить. Повторить 4 раза. 2. «Пузырь лопнул». И. п.: то же. Присесть, погладить колени, встать. Повторить 4 раза. Ходьба стайкой. 5. Барабан Ходьба стайкой, перейти на бег стайкой, закончить ходьбой. 1. «Большой барабан». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, опустить. Повторить 4 раза. 2. «Поиграем на барабане». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу за спиной. Нагнуться, постучать по коленям, сказать «бум-бум», выпрямиться (рис. 11). Повторить 4 раза. Ускоренная ходьба за воспитателем. Закончить спокойной ходьбой. 6. Деревья Ходьба стайкой, непродолжительный бег стайкой, закончить ходьбой. 1. «Шелестят листочки». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки вверх, помахать ими, произнести звук «ш-ш-ш», опустить. Повторить 4 раза. 2. «Деревья качаются». И. п.: то же. Слегка наклониться влево, потом вправо, сказать «ш-ш-ш», выпрямиться (рис. 12). Повторить 6 раз. 3. «Кусты». И. п.: то же. Присесть, руки положить на колени, встать. Повторить 4 раза. Ходьба на носках. Ходьба стайкой. 7. Прятки Ходьба стайкой, непродолжительный бег, ходьба стайкой. на стульях 15

16 1. «Покажите руки». И. п.: сидя на стульях, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Вытянуть руки вперед, показать ладони, опустить. Повторить 4 раза. 2. «Спрячьте голову». И. п.: то же. Наклониться вперед, опустить голову, выпрямиться (рис. 13). Повторить 4 раза. 3. «Приседание». И. п.: ноги слегка расставлены, руки на спинке стула. Присесть, спрятаться за стул, встать (рис. 14). Повторить 4 раза. Ходьба на носках. Ходьба стайкой! 8. Покажите руки Ходьба, непродолжительный бег стайкой. Перестроиться в полукруг. 1. «Покажите руки». И. п.: ноги слегка расставлены, руки за спиной. Руки поднять перед собой, ладони кверху, вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза. 2. «Руки на колени». И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, руки положить на колени, выпрямиться. Повторить 4 раза. 3. «Спрячьте руки». И. п.: то же. Присесть, руки на колени, встать, опустить руки. Повторить 4 раза. Ходьба на носках. Ходьба стайкой. 9. Пузырь Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Построиться в полукруг. 1. «Надуем пузырь». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднести руки ко рту, сказать «ф-ф-ф», опустить их и спрятать назад. Повторить 4 раза. 2. «Проверить пузырь». И.п.: то же. Наклониться вперед, постучать по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться. Повторить 4 раза. 3. «Пузырь лопнул». И.п.: то же. Присесть, положить руки на колени, сказать «хлоп», встать. Повторить 4 раза. Ходьба на носках. Ходьба друг за другом. 10. Часы Ходьба и бег друг за другом. Построиться в полукруг. 1. «Часы идут». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Раскачивание рук впередназад (рис. 15). Повторить 4 раза. 2. «Проверим часы». И.п.: то же. Наклониться вперед, постучать по коленям, 16

17 выпрямиться. Повторить 4 раза. 3. «Часы звенят». И.п.: то же. Присесть, постучать по коленям, сказать «динь-динь», встать. Повторить 4 раза. Ходьба на носках. Ходьба друг за другом. 11. (С погремушкой) Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построиться в круг. с погремушкой 1. «Потряси погремушку». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу, погремушка в правой руке. «Погреми» поднять погремушку вверх, потрясти ее, опустить вниз. Повторить 3 раза. Переложить погремушку в другую руку и выполнить то же упражнение. 2. «Постучи погремушкой». И. п.: то же. Нагнуться, постучать^ погремушкой по коленям, сказать «динь-динь», выпрямиться. Повторить 3 раза. То же выполнить левой рукой, предварительно переложив погремушку. 3. «Положи погремушку». И.п.: то же. Присесть, положить погремушку на пол, выпрямиться, присесть, взять погремушку, выпрямиться (рис. 16). Повторить 2 раза. Переложить погремушку и выполнить то же упражнение. Бег и ходьба друг за другом. 12. Птички Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг. 1. «Птички машут крыльями». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить вниз. Повторить 4 раза. 2. «Птички пьют воду». И. п.: то же. Наклониться вперед, руки отвести назад, выпрямиться. Повторить 4 раза. 3. «Птички клюют зерна». И. п. то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 5 раз. Бег и ходьба друг за другом. 13. (С флажком) Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг. с флажком 1. «Покажите флажок». И. п.: ноги слегка расставлены, флажок внизу в правой руке. Поднять флажок, помахать им, посмотреть, опустить вниз. Повторить 3 раза. Переложить флажок в левую руку и выполнить то же упражнение, 2. «Постучи флажком». И. п.: то же. Наклониться, постучать палочкой флажка по правому колену, выпрямиться (рис. 17). Повторить 3 раза. Переложить флажок в левую руку, выполнить такие же движения, но постучать флажком по левому Колену. 3. «Положи флажок». И. п.: то же. Присесть, положить флажок, выпрямиться, присесть, взять флажок, встать. Повторить 2 раза. Бег друг за другом. Спокойная ходьба друг за другом. 17

18 14. Барабан Ходьба и бег друг за другом, Ходьба на носках. Построение в круг. 1. «Большой барабан». И.п.; ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять прямые руки в стороны, опустить (рис. 18). Повторить 4 раза. 2. «Поиграем на барабане». И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу за спиной. Нагнуться, постучать по коленям, сказать «бум-бум», выпрямиться. 3. «Постучи ногами». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Постучать ногами по полу, сказать «тук-тук». Повторить 4 раза. Непродолжительный бег и ходьба друг за другом. 15. Поезд Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг. 1. «Поезд». И. п.: ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях (у пояса), пальцы сжаты в кулаки. Выпрямить руки вперед» согнуть, произнести «чу-чу» (рис. 19). Повторить 4 раза. 2. «Починим колеса». Я. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Наклониться вперед, постучать по коленям, выпрямиться. Повторить 4 раза. 3. «Проверим колеса». Я. п.: то же. Присесть, положить руки на колени, встать. Повторить 4 раза. Перестроение из круга. Бег друг за другом «поезд быстро едет». Ходьба. 16. (С погремушкой) Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг. с, погремушкой 1. «Посмотрим на погремушку». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу, погремушка в правой руке. Поднять погремушку вверх, потрясти, посмотреть на неё, опустить, повторить 4 раза. Переложить погремушку в левую руку и выполнить те же движения. 2. «Постучи погремушкой». И. п.: ноги на ширине плеч, погремушка внизу в правой руке. Наклониться, постучать погремушкой по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться. Переложить погремушку в Левую руку и выполнить те же движения. 3. «Положи погремушку». И. п.: ноги слегка расставлены, погремушка внизу в правой руке. Присесть, положить погремушку, выпрямиться, присесть, взять погремушку, встать. Повторить 3 раза. Перестроение из круга. Бег друг за другом. Спокойная ходьба. 18

19 17. Бабочки Ходьба друг за другом. Бег. Ходьба на носках. Построение в круг. 1. «Бабочки летают». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, помахать ими, опустить вниз. Повторить 5 раз. 2. «Бабочки пьют». И. п.: то же. Нагнуться, руки отвести назад, выпрямиться (рис. 20). Повторить 4 раза. 3. «Бабочки сели». И. п.: то же. Присесть, руки на колени, выпрямиться. Повторить 5 раз. Перестроение из круга. Бег и ходьба друг за другом. 18. (С флажком) Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Перестроение в круг. 1. «Помаши флажком». И. п.: ноги слегка расставлены, флажок внизу в правой руке. Поднять флажок вверх, помахать им, опустить. Повторить 3 раза. Переложить флажок в левую руку и выполнить те же движения. 2. «Постучи флажком». И. п.: то же. Наклониться, постучать по коленям, сказать «туктук», выпрямиться. Повторить 3 раза. Переложить флажок в левую руку и выполнить те же движения. 3. «Положи флажок». И. п.: то лее. Присесть, положить флажок, встать, присесть, взять флажок, встать. Переложить флажок в левую руку и повторить упражнение. Бег друг за другом. Спокойная ходьба. Примерная последовательность проведения в течение года комплексов утренней гимнастики в цервой младшей группе Сентябрь: 1. Где же наши руки? 2. Большие и маленькие. Октябрь: 3. Птички. 4. Пузырь. Ноябрь: 5. Барабан. 6. Деревья. Декабрь: 7. Прятки. 8. Покажите руки. Январь: 9. Пузырь. 7. Прятки (перед общеразвивающими упражнениями проводится ходьба и бег друг за другом, после упражнений дается ходьба на носках и ходьба друг за другом). Февраль: 10. Часы. 11. (С погремушкой.) Март: 12. Птички. 13. (С флажком.) Апрель: 14. Барабан. 7. Прятки (в начале и конце утренней гимнастики дается ходьба и бег друг за другом). Май: 15. Поезд. 16. (С погремушкой.) Июнь: 17. Бабочки. 18. (С флажком.) Июль: 15. Поезд. 16. (С погремушкой.) Август: 17. Бабочки. 18. (С флажком.) 19

20 УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ К 4 годам дети заметно прибавляют в весе, который достигает кг, рост 100 см. Продолжается интенсивное развитие функций головного мозга, совершенствуется память, все больше развивается воображение. Ребёнок уже может создать образ предметов на основе словесного описания, воспроизвести его в игре, рисунке, движении. Сложной становится двигательная деятельность ребенка. Это позволяет предъявлять больше требований к организации утренней гимнастики. Продолжительность утренней гимнастики для детей этого возраста составляет 5 б мин и состоит из 3 4 упражнений, повторяющихся 4 6 раз. Для выполнения упражнений дети строятся в круг. Все больше используется ходьба друг за другом. Дети могут идти, соблюдая границы групповой комнаты или зала. Вначале, чтобы обучить их этому навыку, можно по углам комнаты поставить стулья и предложить детям доходить до стульев. Во второй младшей группе применяется и другой вид’ ходьбы ходьба парами, держась за руки, и ходьба по кругу, держась за руки. Продолжительность бега увеличивается до 10 с и может проводиться с различными заданиями: со сменой направления (за первым и последним), врассыпную, на носках (как профилактическое упражнение для стоп). После общеразвивающих упражнений вместо бега даются прыжки (6 8 раз) на двух ногах на месте, затем следует непродолжительная ходьба и вновь повторяются прыжки. В комплекс упражнений для детей 3 4 лет в основном включают имитационные упражнения и упражнения с пособиями (погремушки, флажки, мячи, кубики). Исходные положения для ног при выполнении упражнений: ступни параллельно, ноги на ширине плеч. Исходные положения для рук: руки внизу, согнутые в локтях у груди, за спиной. В этом возрасте применяются упражнения из исходного положения сидя на стульях, на полу, лежа. В утреннюю гимнастику для детей 3 4 лет включают такие же упражнения (для мышц плечевого пояса и рук, для мышц туловища и ног), какие предлагают и детям 2 3 лет. Изменяется количество упражнений, характер их выполнения и нагрузка (увеличивается число повторений каждого упражнения). даются в такой последовательности. Если три: 1. для мышц плечевого пояса и рук; 2. для туловища; 3. для ног. Если четыре: 1 вариант 2 вариант 1) для мышц плечевого пояса пояса и рук; 2) для туловища; 3) для плечевого пояса пояса; 4) для ног (прыжки) 1) для мышц плечевого пояса пояса и рук; 2) для туловища; 3) для ног (кроме прыжков); 4) для плечевого пояса пояса. В том случае, когда в комплекс включены приседания или полуприседания, после них проводятся упражнения для мышц плечевого пояса, чтобы дать детям возможность хорошо выпрямиться. Если в комплекс входят прыжки, то они, как правило, завершают общеразвивающие упражнения. Перед тем как выполнить упражнение, воспитатель дает краткую характеристику движений, которые будут выполнять дети (например, «Будем Прятать флажки за спину»). Для большей четкости в организации утренней гимнастики уже с начала года применяется бубен. 20

Источник

Читайте также:  Макет для тренировки верстки html css
Оцените статью