Комплекс упражнений с мячами для развития ловкости

Упражнения с мячами для развития координационных способностей и ловкости младших школьников
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Упражнения с мячами для развития координации и ловкости младших школьников

Скачать:

Вложение Размер
Упражнения с мячами для развития координационных способностей и ловкости младших школьников 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Клязьмогородецкая основная общеобразовательная школа»

Упражнения с мячами для развития координационных способностей младших школьников

учитель физической культуры:

Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и так называемой игровой ловкости у младших школьников. Из практики давно известно: чтобы узнать, насколько складен в движениях, координирован ребёнок, порой достаточно проверить, как он выполняет броски, ловлю, ведение и другие задания с мячом. Вот поэтому включение в программу физического воспитания учащихся 1 – 4 классов упражнений с большими и малыми мячами полностью себя оправдывают. Как показали исследования, младший школьный возраст является одним из благоприятных для развития координационных способностей.

Овладение учащимися начальных классов рациональной техникой метания малых мячей положительно сказывается в будущем при освоении метания гранаты, копья, диска, толкании ядра. Более того, упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказывается на формировании учащихся разнообразных навыков при письме, рисовании, конструировании, резьбе, лепке и т.д.

Уже первые попытки в ловле, передаче и ведении мяча требуют от первоклассника проявления необходимых координационных способностей. Однако упражнения с мячом можно лишь тогда рассматривать как координационные, когда они на этапе начального и углублённого разучивания предъявляют повышенные требования к проявлению у занимающихся основных свойств координационных способностей — точности, быстроты, рациональности, а на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования – ещё и двигательной находчивости, т.е. умения применять навыки работы с мячом в различных условиях игровой деятельности.

Также, координационные упражнения должны содержать элементы новизны или являться для исполнения новыми и необычными.

И наконец, упражнения с мячами будут только тогда способствовать развитию координационных способностей, когда они, являясь знакомыми и в какой-то степени привычными для занимающихся и в то же время выполняются:

  1. при заданном изменении отдельных характеристик (пространственных, временных, силовых или их сочетании);
  2. при изменении привычного способа двигательного действия;
  3. в непривычных сочетаниях;
  4. при различных внешних условиях.

Далее будут приведены упражнения с большими мячами. Они направлены на развитие координационных способностей, относящихся к группе спортивно игровых двигательных действий. Вместе с тем на уроках в начальной школе эти упражнения можно использовать с таким расчетом, чтобы они оказывали воздействие преимущественно на одну или несколько специфических координационных способностей. Это, например способность:

  • к ориентированию в пространстве и быстроте перестроения двигательных действий;
  • способность точно воспроизводить, отмеривать и оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений;
  • способность к ритму и реакции.

Из данных упражнений можно подобрать и составить комплексы, определить число повторений с учётом возраста занимающихся и уровня их физической подготовки.

Примерные упражнения для развития координационных способностей на этапе начального разучивания двигательных действий с мячами:

  1. Стоя в шеренге. Передача мяча из рук в руки (вправо, влево) перед грудью, за спиной.
  2. Стоя в колонне. Передача мяча из рук в руки над головой, между ногами.
  3. В парах. Занимающиеся стоят лицом друг к другу. Перекатывание мяча одной и двумя руками. То же стоя на полу ноги врозь на расстоянии 3-4 метров.
  4. Стоя в двух шеренгах лицом друг к другу, ноги врозь. Первые игроки перекатывают двумя руками свои мячи партнёрам, стоящим напротив. Те, наклонившись вперёд, ловят мячи двумя руками и поднимают над головой. После этого накланяются вперёд и перекатывают мячи по полу первым номерам.
  5. Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.
  6. Броски мяча вниз и ловля его двумя руками, а затем одной рукой.
  7. Мяч в правой (левой) руке. 1-подбросить мяч вверх; 2-поймать его той же рукой; 3-ударить мяч об пол; 4-поймать мяч.
  8. Мяч впереди в правой руке. Подбросить мяч вверх влево, поймать его левой рукой. Подбросить мяч вверх — вправо, поймать его правой рукой. В такт броскам и ловле мяча можно сгибать и разгибать ноги.
  9. Стоя в парах ноги врозь лицом друг к другу. Расстояние между партнёрами 2-4 метра. Передача и ловля мяча двумя руками снизу.
  10. Стоя в парах. Передача и ловля мяча двумя руками от груди.
  11. Стоя в парах. Передача двумя руками из-за головы и ловля двумя руками.
  12. Подбрасывание мяча правой (левой) рукой и ловля двумя руками.
  13. Удары мячом об пол правой рукой и ловля левой (и наоборот).
  14. Броски мяча в стену двумя руками от груди и ловля его. То же после отскока мяча от пола и ловля его.
  15. Ведение мяча на месте.
  16. Ведение мяча вокруг партнёра.
  17. Ведение мяча правой левой рукой в ходьбе.
  18. Броски мяча поочерёдно правой (левой) рукой от плеча в стену и ловля его двумя руками.
  19. Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую на высоте 1,5 – 2 метра.
  20. Броски мяча снизу, сверху, из-за головы в обруч, лежащий на полу на расстоянии 2-3 метров.
  21. Броски мяча в корзину или круг на точность попадания.

Примерные упражнения для совершенствования координационных способностей на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования двигательных действий с мячом.

  1. Ведение мяча в сочетании с остановкой, передачей или броском.
  2. В парах во время ходьбы передача мяча при сближении и удалении партнёров.
  3. Передача мяча в парах при противодействии одного защитника.
  4. В парах на расстоянии 2 метров друг от друга. По сигналу учителя партнёры начинают передавать мяч друг другу заданным способом. Побеждает пара, сделавшая раньше всех 10 передач не уронив мяча.
  5. То же стоя в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки.
  6. Броски мяча в цель, установленную на высоте 1,5 – 2 метров, разными способами: после ловли, после ведения с фиксацией остановки.
  7. То же, но броски в горизонтальную мишень обруч, кольцо.

Методические указания к применению упражнений с мячами.

Чтобы учащиеся 1 – 4 классов успешно овладевали умениями и навыками в бросках и ловле больших и малых мячей демонстрировали высокий уровень развития координационных способностей учителю необходимо учитывать некоторые особенности использования упражнений. Так на уроке, в который включено обучение двигательным действиям с мячами, учащимся рекомендовано выполнять по 4-6 приведённых выше упражнений. При этом общее количество повторений упражнений в бросках и ловле мяча должно быть достаточно большим – до 30-40 раз. Следует также обращать внимание на то, чтобы каждый бросок занимающиеся выполняли в соответствии с заданием учителя.

При обучении двигательным действиям с мячами необходимо идти от простых и доступных упражнений, к более сложным. Это надо учитывать при составлении комплексов.

В овладении двигательными действиями с большими мячами дети 7-10 лет показывают ярко выраженные индивидуальные особенности. Одни быстро и легко осваивают эти действия, другие обучаются им значительно дольше. Поэтому упражнения с мячами предоставляют хорошие возможности для осуществления индивидуального, дифференцированного подхода в обучении и совершенствовании.

Эстафеты и подвижные игры с мячами.

«Школа мяча». Команды строятся в колонны по одному, в руках у направляющих по мячу. Перед каждой колонной на полу размечен круг диаметром 60-70 сантиметров. По сигналу направляющий, ударив мячом в круг двумя руками, уходит в конец колонны. После отскока мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание и т.д. Побеждает команда первой закончившая эстафету и сделавшая меньше ошибок.

«Мяч в корзину». Команды стоят в колонны по одному перед линией броска за которой н расстоянии 2-4 метров установлены большие корзины или ящики. По сигналу первые номера в руках, которых по мячу, поочерёдно выполняют броски двумя руками снизу, стараясь забросить мяч в корзину. Игрок, выполнивший бросок становится в конец колонны. Побеждает команда, у которой больше попаданий.

Передвижения с мячом». Играющие строятся в колонны по одному. В руках у направляющих мячи. По сигналу участники поочерёдно выполняют различные задания. Пробегая с мячом указанное расстояние (6-10 метров). Способы передвижения с мячом: Держа мяч на ладони; ударяя мячом об пол с ловлей двумя руками; Ведение мяча одной рукой; ведя мяч ногами и т.д.

«Играй, но мяч не теряй». Каждый учащийся самостоятельно играет с мячом в любом свободном месте зала. По сигналу все как можно быстрее должны поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Затем игра продолжается. Выигрывают учащиеся, которые во время игры не получили штрафных очков.

Развивая координационные способности можно давать детям ещё ряд игр и эстафет: «Быстро и точно», «Попади в обруч», «Перекати мяч», «Передача мяча», «Мяч водящему», «Гонка мячей по кругу», «Овладей мячом» и т.д.

Эстафеты и подвижные игры можно включать в урок физкультуры лишь в том случае, когда применяемые в них действия достаточно хорошо освоены учащимися. В противном случае использование эстафет и подвижных игр может повлечь за собой образование неправильных навыков и умений.

Для совершенствования координационных способностей, проявляемых в упражнениях с мячами на уроках в 1-4 классах, проводится 1-2 эстафеты или подвижные игры.

Продолжительность этапов начального обучения и углублённого разучивания зависит от ряда обстоятельств: индивидуальные особенности школьников, наличия необходимого инвентаря, мастерства учителя. Однако в среднем на этап начального разучивания упражнений уходит примерно 6-8 уроков, а на этап углубленного разучивания 8-10 уроков. На этап закрепления и дальнейшего совершенствования до14 уроков. На этом освоение и совершенствование данных двигательных действий не заканчивается. Оно продолжается в 5-6 классах с использованием более сложных в координационном отношении упражнений.

Источник

Комплекс упражнений с мячами для развития ловкости

Игры с мячом, они всегда вызывают интерес у детей, да и у взрослых! Игры с мячом воспитывают такие важные качества, как ловкость и быстроту.

Тонкие высококоординированные движения рукой, особенно кистью и еще больше пальцами, управляются высшим отделом мозга – корой больших полушарий и имеют там широчайшее представительство. Важно еще и то, что двигательные центры коры головного мозга находятся рядом и взаимодействуют с другими центрами, к примеру с речевым. Известно, что механизм речеобразования формируется у ребенка эффективнее, когда речь сочетается с мануальными (ручными) движениями. Вспомним тонкие манипуляции – это и лепка, и письмо, и рисование. Думаем, что теперь не вызывает сомнения полезность представленных здесь упражнений и игровых заданий, связанных прямо с развитием предметной ловкости.

Упражнения просты и разнообразны, потому не сопровождаются обширными комментариями и методическими указаниями. Многочисленное их повторение в самых разнообразных условиях (дома, на улице, на снегу и в воде) создаст хороший фон для развития ловкости, будет способствовать закреплению элементарных двигательных навыков.

Упражнения с мячом (для детей с 3 до 5 лет)

Покати мяч. Взрослый и ребенок перекатывают мяч друг другу по полу.

Мяч в ворота. Ребенок должен закатить с некоторого расстояния мяч в «ворота». Для обозначения «ворот» можно использовать различные предметы, например обычные кубики или ножки стула.

Передача мяча. Ребенок выпускает мяч из рук, приговаривая: раз, два, три: мяч скорей беги! (Бросает его взрослым с небольшим отскоком от пола.)

Подбрось мяч. Двумя руками брось мяч вверх и поймай1

Передача и ловля мяча. Встать напротив мамы или папы: «Ты поймай мой яркий мяч и отдай его, не прячь!»

Бросание мяча об пол и ловля. «Девочки, мальчики! Поиграем в мячики? Мячик наш в прискок пошел. постучим мячом о пол!»

Переложи мяч. Ребенок должен принять исходное положение упор сидя сзади. Зажав мяч обеими ногами поднять его с пола и перенести слева направо. Затем сделать то же справа налево.

Послушный мяч. Лежа на спине, зажать мяч между ногами. Повернуться на живот, не выронив мяча. Повторить 4-6 раз «Вот какой послушный мяч! Между ног его запрячь.

Повернись и оглянись! Мячик, на пол не катись!»

Школа мяча (для детей с 5 до 7лет)

  1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.
  2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.
  3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.
  4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.
  1. Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгнул. затем нагнуться, дотронуться концами пальцев до носков ног и, выпрямившись, поймать мяч.
  2. Сильно ударить мяч перед собой о землю, повернуться кругом и поймать мяч.
  3. Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в поперечнике 4 шага), обежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной руки (то правой, то левой).
  4. Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бросить мяч левой рукой о землю так, чтобы он пролетел под правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросив мяч левой рукой.

Примечание. Каждое упражнение играющий вначале повторяет по одному разу. Затем после выполнения всех упражнений или при допущенной ребенком во время игры ошибке в игру вступает партнер и повторяет те же упражнения. Игра постепенно усложняется – увеличивается количество бросков. Упражнения выполняются последовательно, одно за другим. На каждое упражнение допускается по две попытки.

Жонглер. Перебрасывание и жонглирование набивного мяча (до 2-х кг) из руки в руку, из-за спины, через плечо.

Лови мяч. Броски и ловля баскетбольного мяча, подбрасывание вверх дополнительными двигательными действиями: поворотами,приседаниями, прыжками, рывками в сторону.

Малый мяч. Подбрасывание и ловля малого мяча с дополнительными движениями: приседанием, хлопками, поворотами, другими ручными двигательными действиями.

Крутящийся мяч. Вращение мяча вокруг разных частей тела с продвижением вперед и назад, в беге, в прыжках.

Ловля с перекатами. Броски и ловля отскочившего мяча с перекатом на спину из различных исходных положения

Источник

Читайте также:  Физические упражнения с перелом руки
Оцените статью