Комплекс упражнений с детьми зпр

Картотека игр и упражнения для детей с ЗПР
картотека по коррекционной педагогике

Игры и упражнения на развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, произвольного внимания, мнестической деятельности,

наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления

Скачать:

Вложение Размер
igry_i_uprazhneniya_dlya_detey_s_zpr.docx 25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.

Сила звука (3-4 года)

Сыграть громкий звук, сказать: «Это громко!». Сыграть тихий звук, сказать: «Тихо». Стукнуть об стол рукой громко и тихо. Попросите ребенка тукнуть громко и тихо, сыграть тихо и громко. Обратите внимание на движение рук. Спойте звук «А» громко и тихо.

Пройдите по комнате громко и тихо. Сыграйте мелодию громко и тихо. Попросите под разную мелодию по-разному пройти. Попросите сменить движения, когда играет тихая музыка, и когда играет громкая музыка: тихо бежит лисичка, громко идет медведь.

Различи настроение мелодии (4- 6 лет)

Прослушать вместе с ребенком разные мелодии, желательно парами, контрастные. Назвать их характер. Подготовить заранее картинки, отражающие такие настроения, дать ребенку выбрать к этой музыки картинку.

Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия.

«Пирамидка» (3 – 4 года)

Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.

Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее воспитатель поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем воспитатель просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д.

«Спрятались от дождика» (3 – 4 года).

Цель: развитие различения формы, классификация основных геометрических фигур.

Описание задания: Для этой игры нужно вырезать основные геометрические фигуры и три зонтика из бумаги. Положите под каждый зонтик на рисунке по одной фигуре. Попросите ребенка спрятать фигуры по зонтики. Все одинаковые фигуры спрятались под один зонтик.

«Дорисуй фигуры» (4- 5 лет)

Цель: развитие целостности восприятия.

Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур.

Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия.

Узнай предмет на ощупь (4-5 лет)

В мешочек или коробочку положить знакомые для ребенка мелкие предметы (расческу, ложку, карандаш, щетку, конфету). Завяжите глаза и попросите узнать предмет на ощупь.

Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет (5-6 лет)

Завяжите ребенку глаза и вкладывайте в руку разные предметы: деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, тряпичные.

Игры и упражнения на развитие произвольного внимания

Цель: формировать собранность внимания.

Инструкция: Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.

«Прямой и обратный счет»

Цель : развивать способность к распределению внимания.

Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д

Игры и упражнения на развитие мнестической деятельности.

«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.

«Запомни картинки» (4- 5 лет)

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

«У оленя дом большой» (4 – 5 лет)

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя дом большой,

Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.

Он глядит в свое окошко.

Руки перед лицом изображают окно.

Заяц по лесу бежит,

Производят движение руками, как при беге.

В дверь к нему стучит:

Кулачком имитируют стук в дверь.

Там в лесу охотник злой!

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.

— Заяц, заяц, забегай!

Вытягивают руки вперед.

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

Игры и упражнения на развитие наглядно-действенного мышления.

С раннего возраста детей можно обучать разбирать и собирать пирамидки. Первоначально детей обучают собирать пирамидки из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся по величине. Затем детей обучают собирать пирамидки из колец, чередуя их по форме, цвету. Более сложный вариант – это чередование разных геометрических тел одинакового, а затем разного цвета.

Детям также предлагается собирать разные картинки с использованием образцов. Образцы могут быть полностью расчленённые, частично расчленённые и нерасчленённые. Можно предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки. Количество разрезных картинок постепенно увеличивается то 2-4 до 6-8.

Детей обучают составлению геометрических фигур или образных изображений из геометрических фигур.

Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления.

Развитию наглядно — образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование, не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать, а также конструирование по моделям.

Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем — чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).

Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и многие другие, развивают не только наглядно-образное, но и пространственное мышление.

Игры и упражнения на развитие словесно-логического мышления

Цель упражнения — развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание — составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меч кие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В картотеке представлены игры и упражнения для развития и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет подробное описание: цель,возраст, инструкцию.

картотека физкультминуток содержит более 100 игр и упражнений, соответствующих всем лексическим темам.

Игра « Какой игрушки не хватает?»цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.возраст: с 3 летПоставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну .

В картотеке представлены игры и упражнения с массажным мячиком и кольцом Су-Джок в доступной форме для детей дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию упражнения и игры на релаксацию, расслабление мышц, игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.

Картотека игр и упражнений, направленные на формирование звуковой стороны речидля детей 2 младшей группы.

Упражнения на развитие навыков концентрации внимания. Тренировка выдержки-контроль импульсивности.

Источник

Физкультурно-оздоровительная работа по коррекции двигательных нарушений у детей с задержкой психического развития

Татьяна Щербакова
Физкультурно-оздоровительная работа по коррекции двигательных нарушений у детей с задержкой психического развития

Физкультурно-оздоровительная работа по коррекции двигательных нарушений у детей с задержкой психического развития

В компенсирующей группе МБДОУ «Детский сад № 2 «Алёнушка» для детей с задержкой психического развития так организована работа по физическому воспитанию, что она способствует не только укреплению здоровья ребёнка, но и позволяет скорректировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что, несомненно, способствует развитию полноценной личности, которая может активно включиться в социальную жизнь.

У детей с задержкой психического развития имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребёнка, снижает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияет на развитие всех систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, желудочно-кишечной) и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений и коррекция двигательных нарушений составляет основу физического воспитания детей с задержкой психического развития.

Этому способствует правильно организованное в детском саду рациональное питание, чётко организованный режим дня, закаливание организма и создание благоприятных условий для развития и коррекции движений.С этой целью используются:

— различные виды массажа и лечебной гимнастики;

физкультурные занятия;

— упражнения спортивного характера;

— оздоровительные упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч;

— упражнения, направленные на развитие равновесия и координацию движений, формирование навыков прямостояния и ходьбы, манипулятивной деятельности;

— специальные музыкально-ритмические упражнения;

— упражнения на развитие артикуляционной моторики, тонкой моторики пальцев рук и т. д.

Физическое воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется на всех занятиях.

Проведение гимнастики пробуждения осуществляется для достижения следующих целей.

1. Социально-психологическая цель:

— формирование потребности к освоению ценностей физической культуры;

— воспитание желания у ребёнка заниматься, получать удовольствие от занятий.

2. Развитие интеллекта:

— привитие навыков самостоятельного и эффективного решения задач, связанных с ведением здорового образа жизни, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи другому.

3. Развитие физических качеств.

Ход занятия

И. п. – сидя по-турецки.

1. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.

2. Развернув плечи, гордо поднимаем голову на вытянутой шее.

3. Ласково похлопываем по подбородку тыльной стороной кисти рук.

4. Представив, что у нас лебединая шея, «любуемся своим отражением в «воображаемом зеркале».

2. Массаж лица.Цель: предотвращение простудных заболеваний.

«Лепим» красивое лицо.

1. Поглаживаем лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняем её, чтобы она была упругой.

2. Надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5 – 6 раз.

3. С усилием надавливая, рисуем желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками «лепим» густые брови от переносицы к вискам.

4. Мягко и нежно «лепим» глаза, надавливая на уголки глаз и расчёсывая длинные пушистые реснички.

5. Надавливая на крылья носа, ведём пальцы от переносицы к носовым пазухам.

3. Массаж шейных позвонков. Игра «Буратино».

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений.

Буратино своим длинным любопытным носом рисует «солнышко», «морковку», «дерево».

1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

3. Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

4. Массаж рук.Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

1. «Моем» кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения тепла.

2. Вытягиваем каждый пальчик.

3. Фалангами пальцев одной руки трём по ногтям другой, словно по стиральной доске.

4. Трём «мочалкой» руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы предплечья, «смываем водой мыло», ведём одной рукой вверх, затем ладонью вниз и «стряхиваем воду».

5. Массаж спины.Цель: улучшение кровообращения в ногах, восстановление работы кишечника.

И. п. – лёжа на спине.

1. «Качалочка». Лёжа на спине, подтянуть колени к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с боку на бок (боковая «качалочка»).

2. «Велосипед». Лёжа на спине, «крутим» педали «велосипеда» со звуковым сопровождением (ж-ж-ж).

6. Ходьба по массажным коврикам.Цель: улучшить энергетический баланс, стимулировать вегетативную нервную систему, усилить артериальное кровоснабжение.

При правильном проведении оздоровительной работы у ребенка постепенно вырабатывается способность легче переносить неблагоприятные воздействия окружающей среды. Эти занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, преодолению межполушарной ассиметрии мозга,формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, самокритичности и др.

Особенность педагогической деятельности в работе с детьми с задержкой психического развития состоит в том, что у ребенка необходимо сформировать навыки, необходимые для поддержания здоровья.

Проект «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры» Броннинский филиал МОУ «Большеижорская школа» Паспорт проекта «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития.

Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр 1. Проблемность Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера.

Формирование сюжетного рисования у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (слайд 2) Нарушения в развитии детей с ЗПР, негативно сказываются на формирование всех видов детской деятельности, в том числе и изобразительной.

Конспект НОД в группе для детей с задержкой психического развития на тему «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Домашние животные».

Особенности формирования навыка чтения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости — задержка психического развития. Дети этой категории составляют около.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время в образовательных учреждениях страны увеличивается количество школьников, не осваивающих учебную программу. За последнее.

Особенности логопедической работы по коррекции связанной речи у дошкольников с задержкой психического развития Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов.

Особенности познавательных процессов у детей с задержкой психического развития Особенности познавательных процессов у детей с Задержкой Психического Развития. [/b] Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко.

Психологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной.

Источник

Читайте также:  Гимнастика под водой как называется
Оцените статью