Комплекс упражнений при тонусе мышц у ребенка

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Читайте также:  Манекен для тренировки инъекций

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

Источник

Гипертонус у детей

Гипертонус у ребенка — это чрезмерное перенапряжение сгибательных мышц. Он обусловлен тем, что в течение долгого времени у еще не рожденного ребенка мышцы находятся в постоянном напряжении: в полости матки ручки, сжатые в кулачки, и ножки прижаты к туловищу, а подбородок — к груди. В утробе матери движения плода ограничены и не многообразны. Новорожденным уютнее сохранять позу эмбриона, так они чувствуют себя более защищенными и спокойными.

Напряжение мышц головы и шеи ребенка в мамином животе достаточно сильное, поэтому после рождения голова слегка откинута назад, а конечности согнуты и близко прижаты к телу. В девяти случаях из десяти у детей первых месяцев жизни наблюдается тонус в мышцах, который проходит бесследно сам собой. По мере роста и адаптации ребенка к условиям жизни вне материнской утробы мышцы расслабляются и появляются произвольные движения. Однако у некоторых младенцев состояние тонуса сохраняется и после 3 месяцев, что может говорить об отклонениях от нормы и необходимости лечения. Чаще всего это обусловлено тем, что во время внутриутробного развития или же при родах (сразу после них) нервная система ребенка пострадала. ЦНС не в состоянии в полной мере передавать импульсы в мышцы для их правильного функционирования из-за повреждения нейронов головного мозга.

Не стоит пугаться этого диагноза, так как нервная система ребенка не сформирована окончательно, и на ее состояние можно повлиять. Главное — вовремя обратить внимание на самочувствие и поведение малыша, рассмотреть отклонение и обратиться за помощью к специалисту.

Медики выделяют гипертонус следующих типов:

  • общий, то есть всего организма;
  • только верхних или нижних конечностей;
  • по гемитипу, то есть тонус конечностей с одной стороны: правой или левой.

Как распознать гипертонус у новорожденных

Важно следить за поведением ребенка и состоянием его здоровья, чтобы выявить отклонения и вовремя решить проблему. Родителям следует понаблюдать за малышом и обратиться к врачу, если прослеживаются такие симптомы:

  • новорожденный с первых дней держит голову, а не «роняет» ее назад;
  • при разведении в стороны ручек или ножек вы чувствуете сопротивление. При повторной попытке ребенок становится недовольным, плачет, а напряжение усиливается;
  • частые, обильные срыгивания после кормлений при общем плохом аппетите, колики;
  • беспокойный и непродолжительный сон, при котором сохраняется напряженная поза: руки и ноги плотно прижаты к телу, головка отведена назад, возможны нервные подергивания;
  • запрокидывание головы и выгибание тела, тремор подбородка и конечностей при плаче;
  • повышенная возбудимость ребенка, болезненная реакция даже на незначительные звуковые и световые раздражители;
  • взяв ребенка под ручки и поставив на ровную поверхность, чуть наклонив его вперед, вы можете наблюдать, что он рефлекторно начнет шагать. При этом малыш ставит ножку на полную стопу, а не идет на цыпочках.

Почему возникает гипертонус у младенцев

Причины возникновения гипертонуса у грудничков вызваны действием неблагоприятных факторов в период внутриутробного развития, при родах либо же в первые дни после рождения.

Во время беременности плод может пострадать из-за таких факторов:

  • гипоксия — длительный период кислородного голодания;
  • острые инфекционные заболевания, перенесенные матерью либо же ее хронические болезни;
  • общая интоксикация организма матери;
  • вредные привычки женщины: курение, распитие спиртных напитков, прием наркотических веществ;
  • ранний/поздний токсикоз, угроза прерывания беременности, тонус матки;
  • резус-конфликт между матерью и ребенком.

Тяжелые, стремительные или же, наоборот, затяжные роды также могут стать причиной повышенного тонуса мышц у малышей. Различные родовые травмы, обвития пуповиной, недостаток кислорода (гипоксия) — все это может привести к нарушению работы нервной системы новорожденного и стать причиной отклонений и болезни.

Как лечить гипертонус у грудничка

Гипертонус у грудных детей встречается очень часто. Педиатр и невропатолог при обследовании ребенка с легкостью могут определить его. В некоторых случаях повышенный тонус проходит сам к 3–4 месяцам. Кроме основных симптомов, врачи основываются на таких рефлексах ребенка, которые при нормальном развитии должны исчезнуть к 3 месяцу жизни:

  • шаговый рефлекс. При вертикальном положении тела малыш начинает шаговые движения по ровной поверхности;
  • опорный рефлекс. На полу ребенок ставит ножку на всю стопу, а не на носочек;
  • рефлекс симметрии/асимметрии. Когда младенец лежит на спине и прижимает подбородок к груди, его ножки разгибаются, а ручки сгибаются. При наклоне головы влево — сгибаются левые конечности, при наклоне вправо — наоборот;
  • тонический рефлекс. В положении на животе руки и ноги сгибаются, на спине — выпрямляются.

Кроме педиатрии и невропатологии при лечении тонуса у детей широкой популярностью и эффективностью пользуется остеопатия. Это главная альтернатива традиционному лечению: массажам, физиотерапии, ароматерапии, лечебной гимнастике, медикаментозному лечению, которое в большинстве случаев лишь снимает симптомы. Главная задача остеопата в данном случае — найти причину отклонений у грудных детей и устранить гипертонус.

Врач собирает подробный анамнез, интересуется, как протекала беременность и роды. Для остеопатии человеческий организм — это единое целое, все его органы и системы неразрывно связаны друг с другом. Специалист обладает очень чувствительными пальцами, и все манипуляции, которые он проводит, чрезвычайно мягкие и щадящие.

Нарушения работы нервной системы, что и вызывает тонус мышц у младенцев, остеопат лечит специальным массажем. Эти процедуры не вызывают у детей боли или дискомфорта, потому они абсолютно безопасны. Положительный эффект будет заметен уже после первых сеансов. У ребенка наблюдается улучшение не только тонуса в мышцах, но и аппетита, сна, пищеварительных процессов. Врач-остеопат запускает необходимые механизмы в организме малыша, направленные на корректировку функционирования мозговых центров и метаболических процессов между ними.

Родители должны прислушиваться к рекомендациям врача, однако самолечение недопустимо, так как врач-остеопат проводит крайне деликатные и мягкие манипуляции с ребенком, требующие определенных знаний, навыков и квалификации. Длительность терапии для каждого пациента различна, по этому повторные визиты в клинику могут повторяться через одну-две недели.

Чем опасен гипертонус

Как говорилось ранее, гипертонус грудничка может быть вызван нарушениями нервной системы. Очевидно, что такие отклонения будут усугубляться и развиваться, если не принимать меры. Сначала будут заметны двигательные нарушения у малыша, впоследствии проявятся отклонения в мелкой и крупной моторике, координации, речи. Возможны проблемы с походкой и осанкой, задержка развития. Все вышеперечисленное говорит о том, что проблема повышенного тонуса у грудных детей требует особого контроля, в первую очередь — со стороны родителей. Своевременное обнаружение нарушений, их причин, а также последующее правильное лечение — это залог здоровья и нормального развития маленького человека.

Источник

Оцените статью