Комплекс упражнений при гипертонусе мышц
Форму протекания заболевания, должен определить детский невропатолог. По Л.О. Бадаляну ДЦП проявляется в спастической форме, в виде гемиплегии, диплегии, двусторонней гемиплегии, в дистонической или гипотонической формах.
По А.Ю. Ратнеру, ДЦП делится на спастический тетрапарез (двойная гемиплегия), спастический гемипарез (обе формы сопровождаются эпилепсией), мозжечковый синдром (мышечная гипотония), гиперкинезы (насильственные движения, мешающие ходьбе).
По К.А. Семеновой определяют спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму ДЦП, атонически-астатический синдром, гемипаретическую форму патологии.
Существует еще и рудиментарный вариант ДЦП: минимальные мозговые дисфункции—неврологические нарушения в виде вялости, быстрой утомляемости, возбудимости, неусидчивости, тиков, головных болей, а в более старшем возрасте нарушения проявляются низкой успеваемостью в школе из-за сложностей с усвоением новой информации. У таких детей бывают трудности в общении, нарушения сна.
В течение болезни по данным разных авторов различают от 3 до 4 периодов:
1) острый период, или ранняя стадия (7-14 дней, до 2-3 месяцев), когда заболевание проявляется в виде синдромов:
– синдрома нарушения мозгового кровообращения — имеют место стон, судороги, резкое возбуждение ребенка с пронзительным криком, нарушения дыхания;
– синдрома повышения внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионного) — родничок напряжен или выбухает, размеры головки быстро увеличиваются, могут быть судороги;
– судорожного синдрома — судороги бывают по нескольку раз в день;
– синдрома угнетения безусловных (врожденных) рефлексов — хватательного, автоматической походки и др. Формируются неправильные установки туловища и конечностей;
– диэнцефального синдрома — отмечаются малая прибавка в массе, задержка роста, нарушение сна, температуры;
2) восстановительный период:
– ранний восстановительный период (начальная хронически-резидуальная стадия) — начинается вслед за стиханием острых проявлений кровоизлияния в мозг. По мнению разных авторов, этот период продолжается от 2 до 5 месяцев. Именно в это время врач может определить форму ДЦП. Чаще она бывает смешанной и включает различные двигательные нарушения; б) поздний восстановительный период — длится до 1-2 лет;
3) период остаточных явлений, или конечная резидуальная стадия, — начинается с 2 лет и продолжается весь период детства и юношества. Дети 4-7 лет с сохранным интеллектом посещают логопедические группы детских садов (двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи). Занятия по ЛФК с методистом проводятся через день, все остальные дни ребенок занимается с родителями. Двухлетний ребенок с ДЦП может находиться в движении до 2,5ч. в день, в 3-7 лет — до 6ч.
Наша задача — как можно раньше выявить симптомы заболевания, а для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.
Лечебная физкультура является важнейшим фактором физической реабилитации больных ДЦП, развития их самообслуживания. Малогрупповые занятия ЛФК, игры, лечебная хореография, гидрокинезотерапия способствуют совершенствованию психомоторных функций ребенка, максимально приближают его к уровню сверстников.
Одним из важных средств реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физкультура. Комплекс лечебной физкультуры состоит из выполнения физических упражнений (самостоятельно или при помощи взрослых), массажных процедур, закаливания и укрепления организма, активный образ жизни, рефлексотерапии, иглоукалывании, привлечения ребенка к легкой трудовой деятельности.
Цели ЛФК при ДЦП — развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Также в задачи ЛФК при ДЦП входит обучение детей бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию. Благодаря занятиям лечебной физкультурой, у ребенка вырабатываются новые навыки и правильные движения.
Лечебная физкультура при ДЦП преследует следующие задачи:
1) нормализация безусловно-рефлекторной основы становления произвольных движений;
2) развитие сенсомоторных возможностей больного на базе перестройки порочных компенсаций и стимуляции координированных функций анализаторных систем;
3) обучение жизненно необходимым двигательным навыкам и элементам спортивных упражнений на основе развития общей подвижности больного;
4) специальная разносторонняя тренировка координации движений.
Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.
Процесс занятий лечебной физкультурой должен быть теоретически обоснован, построен согласованно с другими методами лечения. Для выбора методик занятий необходимо предварительное тщательное обследование больного, детальное выяснение характера поражения, состояния суставов и мышечной системы, степень утраты функциональных возможностей и прогноз заболевания .
Поскольку физиологический смысл занятий лечебной физкультурой состоит в развитии новых условно-рефлекторных связей и механизмов в процессе коррекционной работы, одинаковое значение имеют как демонстрация, так и словесное объяснение комплекса физических упражнений. Основной формой их организации являются индивидуальные занятия. Необходимо производить периодическое определение изменений в состоянии функций с помощью специальных тестов, и, по возможности, физиологических исследований. Такие осмотры позволяют своевременно выявить необходимость изменения методики и одновременно отражают динамику функционального состояния больного, эффективность его лечения на каждом этапе.
Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.
Важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП обуславливается особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций. Ранние занятия должны проводиться в самом раннем детстве, чем раньше, тем лучше, и должны способствовать восстановлению нарушенных функций, потому что замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития ребенка. Также занятия, проводимые с детьми, включают в себя артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.
Перед началом занятий лечебной гимнастикой применяется криомассаж по В.И. Дубровскому для того, чтобы расслабить мышцы рук и ног. Для того, чтобы уменьшить гипертонус используется точечный массаж, сегментарный массаж, криомассаж и упражнения на растягивание. Также в комплекс ЛФК при ДЦП с успехом включается гидрокинезотерапия (аквааэробика), которая состоит из плавания, гимнастики и игр в воде. При этом температура воды должна быть не меньше 36-37 градусов. Упражнения проводятся по 15-20 минут. Курс — 20-30 процедур через день.
Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.
Для снятия гипертонуса мышц рекомендуется использовать упражнения на мяче: 1. И.П. — лежа на животе и боку, на спине. Покачивание ребенка. Также можно в этом положении проводить ему классический массаж.
2. И.П. — лежа на животе. Ребенок должен поднять и опустить руки, затем отвести их в стороны, попытаться расслабить и с силой опустить.
Примерный комплекс упражнений для детей с ДЦП в раннем возрасте: растягивания, специальные положения и укладки. Согнуть или разогнуть конечность, удерживая ее в таком положении не менее 5-8 секунд, затем провести поглаживание, разминание и потряхивание напряженных мышц до тех пор, пока они не расслабятся.
Укладки выполняются при помощи мешочков с теплым песком. Можно сделать криомассаж спазмированных мышц. Ребенок укладывается в позу, противоположную той, при которой возникает повышенный мышечный тонус (гипертонус), и это приводит к тому, что патологический двигательный стереотип постепенно разрушается, патологическая афферентация с рецепторных полей патологически активного рефлекса снижается, и нормализуется регуляция мышечного тонуса в покое и при произвольных движениях.
При обучении бытовым навыкам (самообслуживанию) широко используются такие виды деятельности, как занятия рисованием, письмом, также у ребенка вырабатываются умения держать ложку, вилку, карандаш, зубную щетку, умываться, причесывать волосы и т.д. В тренировки включают ходьбу по ровной поверхности, по ступенькам лестницы, передвижения в специальной коляске. У ребенка вырабатывается способность стоять между брусьями (для этого устанавливаются параллельные рейки на уровне тазобедренных суставов), ходить с преодолением препятствий (в виде препятствий используются кубики, мячи, палки и др. предметы). Что касается обучения ходьбе, то сначала следует провести массаж спазированных мышц. Также в занятия лечебной физкультурой при ДЦП необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах. Упражнения выполняются в различных положениях — стоя, сидя, лежа. Также очень полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях, с их помощью устраняются тонические рефлексы. В освоении акта ходьбы это является важным этапом. Развитию координации способствуют упражнения, в которых задействованы руки и ноги. Эти упражнения выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, а также с изменением ритма и темпа выполнения.
При наличии гипертонуса мышц быстрота движений, их координация резко снижаются. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо сделать массаж (можно криомассаж), а также вибромассаж стоп. Когда придет время непосредственно приступить к упражнениям, то сначала следует выполнять более простые упражнения в медленном темпе, с малым числом повторений. Затем постепенно следует усложнять упражнения и ускорять ритм их выполнения. Упражнения выполняются на месте и в движении (например, ходьба, бег и пр.)
Таким образом, Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.
Источник
Как одержать победу над гипертонусом?
Гипертонус — это нарушение тонуса мышц тела, связанное с их перенапряжением. С таким диагнозом рождается очень много малышей. Долгое время ребенок находился в позе эмбриона: кулачки на уровне груди, руки согнуты, ножки подогнуты, головка запрокинута немного назад. То есть все мышцы находились в напряженном состоянии. Для новорожденного ребенка такая поза является характерной.
Напряжение обычно исчезает после того, как ребенок начинает активно двигаться. Обычно это происходит в три-три с половиной месяца, у некоторых к полугоду. Но есть дети, у которых напряжение никуда не исчезает. Врачи называют это отклонение гипертонусом. Назвать болезнью это нельзя, но это острый сигнал того, что у малыша есть проблемы и ему требуется помощь.
Диагностика гипертонуса у ребенка до года
Данными проблемами занимается врач-невролог. Уже на первом осмотре, который проводится в месячном возрасте, врач обратит внимание на напряженность мышц. Он распишет план профилактических мер, которые необходимы, чтобы в будущем у ребенка не было задержки в моторном развитии. Это массаж, лечебная гимнастика, расслабляющие ванночки, плавание. Такому ребенку необходима мамина забота и любовь.
Признаки гипертонуса родители могут увидеть и сами, для этого достаточно провести некоторые манипуляции и обратить внимание на поведение малыша.
Ребенок часто плачет без причины, при этом у него дрожит подбородок, синеют ногти и губы.
Головка ребенка слегка запрокинута назад, пальчики собраны в кулачки, большой пальчик находится внутри кулачка.
Приподнимите ребенка, как будто хотите его поставить. Здоровый ребенок будет опираться на всю стопу, при сильной патологии перекрещивать ножки, при гипертонусе будет касаться поверхности стола только пальчиками.
Малыш вздрагивает при каждом шорохе, плохо спит.
Если вы заметили все эти признаки, покажите ребенка неврологу. Он даст рекомендации, которые нужно будет выполнять. В редких случаях для уточнения диагноза проводится УЗИ головного мозга (нейросонография).
Причина возникновения гипертонуса
К развитию гипертонуса новорожденных приводят нарушения, возникшие еще во время беременности. Это может быть гипоксия плода, возникшая при постоянном дефиците кислорода, повышенный тонус матки, повторяющиеся во время беременности простудные заболевания или обострения хронических болезней. Сильный токсикоз во время первого триместра также может стать причиной гипертонуса мышц малыша.
Массаж при гипертонусе
Для лечения назначается курс массажа, который включает обычно от 10 до 15 сеансов. Повторять такой курс нужно раз в месяц до полного выздоровления малыша. После массажа у ребенка повышается двигательная активность. Профессиональный массаж доверьте специалистам, но дома вы тоже можете делать несложные массажные движения, чтобы помочь малышу. Главное, делать все нежно и аккуратно.
- Начинайте с ладошек. Поглаживайте кисти, каждый пальчик. От ладошек поднимайтесь вверх к плечам. Суставы и локтевые ямки обходите.
- Поглаживайте ножки. Сначала стопы, потом голени и бедра. Не нужно затрагивать внутренние поверхности бедер, коленные ямки и суставы паховую область.
- Взяв стопу малыша в свою ладонь, аккуратно сгибайте и разгибайте ножку в коленном суставе. Можно делать по 10 упражнений с каждой ножкой.
- Поглаживайте стопу ребенка, рисуя пальцем на ней восьмерку. В конце помассируйте пяточку, слегка надавливая на нее.
- Пальчики ног массируйте каждый в отдельности. Погладьте стопу от пятки к пальчикам, подгибая их к тыльной стороне.
Не допустимы похлопывания, резкие движения и глубокое надавливание, все движения должны быть очень нежными.
Гимнастика при гипертонусе
Выполняя упражнения с ребенком, вы будете стимулировать определенные рефлексы и двигательную активность малыша.
- Уложите ребенка на бочок и гладьте его по спинке вдоль позвоночника от ягодиц к шее. Гладьте аккуратно, слегка касаясь кожи. Малыш будет выгибаться от таких прикосновений, что очень полезно.
- Слегка нажимайте на стопу под пальцами, чтобы ребенок в ответ сгинал пальчики и стопу. Проведите по наружной поверхности стопы, чтобы малыш разогнул ее.
Травяные ванночки и плавание при гипертонусе
Вода является идеальным веществом для расслабления мышц. Уже в месяц ребенка можно начать купать в большой ванне. С помощью специального детского круга для новорожденных можно учить его плавать на животе и на спине. Когда ребенок подрастет можно начать посещать с ним бассейн.
Очень полезны травяные ванночки. Для этого можно использовать специальные травяные сборы, предназначенные для купания малышей, или отвар таких трав, как шалфей, пустырник, лист брусники, корень валерианы. Хороши хвойные ванны. Ванночки должны быть теплыми, их можно чередовать, устраивая однодневные перерывы.
Источник