Комплекс упражнений по развитию коммуникативных навыков
Многие хотят обладать отличными коммуникативными способностями – быть общительными, быстро находить общий язык с собеседниками, а также без каких-либо сложностей знакомиться с новыми людьми. Однако для этого необходимо обладать хорошей коммуникативной компетенцией.
Коммуникативная компетенция – компетенция, описывающая качество и эффективность способности общаться.
Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения и может включать в себя множество компонентов, например:
- грамотная речь;
- знание и владение ораторскими приемами;
- умение проявить индивидуальный подход к собеседнику;
- владение определенной лексикой;
- развитость устной речи (в том числе ее четкость и правильность);
- развитость письменной речи;
- умение соблюдать этику и этикет общения;
- владение коммуникативными тактиками и стратегиями;
- знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться;
- умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации);
- неконфликтность и способность устранять конфликты;
- владение навыками активного слушания;
- актерские способности;
- умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи;
- эмпатия;
- умение проникнуться интересами другого человека.
Развитие коммуникативной компетенции является актуальным направлением, поэтому тренинговые программы по этой теме являются очень востребованными. Предложенные упражнения для развития коммуникативных способностей, а в частности коммуникативной компетенции могут быть использованы педагогами при разработке авторских тренинговых программ для старшеклассников.
Упражнение «Передай информацию»
Цель: развить умение точно передавать информацию
Продолжительность: 3540 минут
Для упражнения необходимо не меньше 20ти участников (восемь человек – участники ролевой игры, остальные – наблюдатели).
Вызовите восемь добровольцев. Скажите им, что все они работники большой корпорации. Распределите роли:
- рядовой исполнитель;
- заместитель начальника отдела;
- начальник отдела;
- заместитель директора филиала;
- директор филиала;
- заместитель исполнительного директора;
- исполнительный директор;
- генеральный директор.
После этого все, кроме «генерального директора» и вас, должны покинуть помещение. Сообщите ему последние новости, которые связаны с его «подчиненными».
Педагог: «Вам стало известно от одного доброжелателя, что в Брестском филиале работники в рабочее время играют в компьютерные игры. Было замечено, что в 10:05, то есть через пять минут после начала торговли, на дверях магазина висела табличка «Закрыто». При этом слово «Закрыто» было написано с ошибкой: «Зокрыто». Рядовой исполнитель ходит уже третью неделю в одной и той же грязной рубашке. В производственном помещении пахнет испорченной едой… Вам надо срочно навести порядок. Для этого вы вызвали исполнительного директора, чтобы распорядиться…»
Сообщите «новости» только один раз.
Вызовите «исполнительного директора», попросите «генерального директора» дать ему распоряжения. После этого «генеральный директор» присоединяется к наблюдателям. «Исполнительный директор» вызывает своего заместителя… И так по цепочке.
В конце игры проведите обсуждение. Задайте следующие вопросы:
- Как работает человеческая память?
- Почему мы запоминаем одно, но забываем другое?
- Важно ли внимательно слушать собеседника?
- Какие действия надо совершать в уме, чтобы эффективно и качественно усвоить информацию?
Если есть возможность, ролевую игру можно записать на видео. После обсуждения вместе с участниками просмотрите игру, проанализируйте ее.
Упражнение «Кто похвалит меня лучше всех?»
Цель: развить коммуникативную компетенцию
Продолжительность: 3035 минут
Подготовьте вращающийся стул или кресло. Из числа добровольцев выберете участника на роль «принцессы». «Она» усаживается в центр круга на вращающийся стул.
Педагог: «Сейчас мы будем льстить «принцессе». Можно говорить ей все, что заблагорассудится, но в рамках приличий. Ваша задача – угодить ей своими словами. Пусть ей захочется слушать вас еще и еще. Каждый по очереди должен сказать «принцессе» чтото приятное. В конце она выберет одного, чьи слова ей понравились меньше всех, и скажет примерно так: «Извини, Иван, но нам с тобой придется попрощаться: твои слова мне не очень приятны». Оставшиеся опять говорят приятные слова. Можно повторяться и повторять слова других. Главное – угадать, какие слова будут приятны «принцессе», а какие – нет. Игра продолжается, пока не останется один выигравший. Напоследок он должен сказать финальную фразу, а «принцесса» должна его отблагодарить. На этом игра заканчивается. Когда к «принцессе» ктото обращается, ей нужно повернуться к говорящему».
Упражнение можно повторить несколько раз. В конце проведите обсуждение. Обсудите с ребятами:
- Почему выиграли именно эти победители? В чем их секрет успеха?
- Может ли быть так, что даже самая приятная фраза со временем приедается? Почему?
- Что в повседневной жизни сдерживает людей от комплиментов?
Упражнение «Ослабление суждений»
Цель: освоить способы смягчения общих суждений, высказываемых собеседником
Продолжительность: 1520 минут
Педагог: «Многие люди в общении часто «скатываются» до общих фраз, таких как:
- «Меня никто не любит…»
- «Я никому не нужна…»
- «Сейчас никто честно не сдает экзамены…»
- «Все мужчины только об одном и думают…»
Как вы думаете, почему люди используют такие общие утверждения? Как это мешает общению? Стоит ли самому использовать такого рода утверждения?»
Участники, скорее всего, сойдутся на том, что такого рода утверждения вредны и мешают общению, но в некоторых случаях такие фразы являются проявлением внутренних переживаний человека, и за это нельзя его слишком строго судить.
Педагог: «Организуем небольшую демонстрационную сценку. Для этого нам нужны два добровольца. Одному выделим роль мужа, который провел на работе напряженный день, пришел домой, собирается отдохнуть, но тут жена (второй доброволец) пристает с расспросами о том, как дела на работе. Задача «жены» – разговорить «мужа». «Муж» пытается отговариваться какимито общими фразами».
После сценки обсудите с ребятами:
- Какие общие фразы использовал «муж»?
- Почему эти фразы можно считать общими?
- Как бы в нормальном общении эти фразы могли звучать?
- Что делала «жена» для того, чтобы разговорить мужа?
Организуйте небольшой «мозговой штурм», обсудите, как лучше парировать общие фразы и суждения. Запишите идеи на доске, затем обсудите их. Желательно близкие идеи объединить между собой.
Упражнение «Метод интервью»
Цель: развить коммуникативные компетенции
Продолжительность: 3540 минут
Педагог: «В повседневной жизни люди редко общаются так, будто один из них – герой интервью, а второй – журналист. Все дело в особенностях этого формата взаимодействия: один человек «допрашивает» другого. Процедура трудоустройства тоже часто включает в себя интервью. Также его в том или ином виде применяют социологи, психологи, психотерапевты.
У большинства людей нет за спиной практики проведения интервью. В этом и заключается идея этого упражнения – попрактиковаться в проведении и участии в интервью».
Вызовите двух добровольцев. Отсадите их в «студию». Позаботьтесь о придании «студии» нужного антуража. Поставьте комфортные кресла, журнальный столик с цветами, бутылку воды. Найдите осветительный прибор, чтобы осветить «студию». Поищите и другие методы, которые помогут участникам погрузиться в соответствующую атмосферу.
Одному добровольцу присвойте роль журналиста, другому – роль гостя.
Педагог: «Итак, «гость» должен играть самого себя и рассказывать про свою жизнь. Лучше, конечно, отвечать честно. Если какойто вопрос покажется вам неприятным, то можно промолчать, уклониться от ответа или прямо сказать, что не хотите отвечать.
«Журналист» должен перед началом интервью решить, что именно он хочет выпытать из разговора с гостем. Ему дается минута, чтобы подумать и определить «самый важный вопрос». При этом вы никому не должны говорить этот вопрос. После того, как вы дадите знак, что придумали вопрос, начинается интервью».
Наблюдайте за действием вместе со всеми участниками. Обращайте внимание на интересные моменты в этой ситуации:
- невербальное поведение «журналиста» и «гостя»;
- тактические хитрости, уловки «журналиста»;
- коммуникативную грамотность участников диалога;
- проявления раздражения, негативные реакции у обоих участников;
- актерские способности и т.д.
Когда «интервью» завершится, «журналист» и «гость» возвращаются ко всем участникам. Обратите внимание ребят на следующие вопросы:
- Какой вопрос был самым важным?
- Как «журналист» добился своей цели? Что ему мешало? Что помогало?
- Можно продолжить упражнение уже с другими участниками. Может, участники, которые побывали в роли «журналиста», захотят стать «гостями» либо наоборот?
Упражнение «Новая сказка»
Цель: развить способность контролировать свою речь
Продолжительность: 2530 минут
Педагог: «Одна из распространенных проблем, связанных с речью, заключается в том, что говорящий как бы транслирует окружающим свои мысли. Если мысли сумбурны, то и речь сумбурна. Если мысли «скачут», то и в речи говорящий перескакивает с одной темы на другую. Отучиться «выливать» на окружающих свои мысли не так уж сложно».
Выберем известную всем сказку («Колобок», «Красная шапочка», «Курочка Ряба» или любую другую). Ваша задача – рассказать эту сказку, но изменив в ней имена основных (или всех) персонажей. К примеру, Колобок может превратиться в Мальвину, Красная шапочка – в Царевнулягушку или того же Колобка.
После того, как первый участник ошибется, рассказ должен продолжить следующий участник. Участники будут меняться до тех пор, пока сказка не закончится».
Повторите упражнение, выбрав другую сказку. Подбадривайте ребят, это поможет им добиться прогресса: говорить быстрее и совершать меньше ошибок.
Упражнение «Поза сидящего собеседника»
Цель: развитие способности занимать идеальную поза сидящего собеседника
Продолжительность: 1520 минут
Педагог: «Давайте обсудим, какова идеальная поза сидящего собеседника? К примеру, его ноги скрещены, носки ног направлены на собеседника, спина прямая, но не напряженная, руки свободно лежат на бедрах, кисти рук не сцеплены, ладони видны. Как принято, его корпус тела находится чуть под углом, голова также немного склонена набок, глаза направлены на собеседника. Также у него спокойное выражение лица, доброжелательная улыбка и взгляд.
Разбейтесь на пары и пронаблюдайте за своим напарником, как он представляет себе «идеальную позу». В конце мы проанализируем все замеченное вами».
Разбейте участников на пары. Если их количество нечетное, поучаствуйте в упражнении сами.
Попросите всех встать, предложите всем походить по тренинговому залу. Затем скажите участникам занять свои места, приняв идеальную позу. Повторите упражнение несколько раз.
Упражнение «Купи маску»
Цель: развить коммуникативную компетенцию
Продолжительность: 2025 минут
Рассадите участников по кругу. Раздайте им по три фишки (или жетона), которые будут обозначать валюту. Обратитесь к одному из игроков.
Педагог: «Представьте, как к вам подходит ваш давний знакомый (но не друг) и просит занять ему приличную сумму. Вам не хочется этого делать, поэтому вы на свое лицо надеваете «маску». Назовем ее «маска отказа». Вы не знаете, как эта «маска» выглядит. Но вам готовы помочь участники этого упражнения.
Пусть каждый изобразит «маску отказа» – то, как он это понимает. Всмотритесь внимательно в каждое лицо. Выберите то выражение лица, которое вам кажется наиболее уместным. Дайте хозяину этой «маски» фишку. А теперь примерьте ее.
Ход переходит от одного к другому участнику. Можно повторить предыдущую ситуацию, можно задать новую (человек, который вам нравится, пригласил вас в ресторан; ваш начальник рассказал несмешной анекдот; вы – 10летний школьник, который притворяется больным, чтобы не идти в школу; вам передают слух, что вас собираются уволить, но вы не изображаете волнение).
Всем участникам нужно сделать одинаковое количество ходов. У кого больше всего фишек, тот хороший «продавец масок». Обсудите с ребятами, что привело их к победе, как они могут помочь тем, кто не стал лучшим в этом упражнении.
Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,
психолог
Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.
Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.
Источник
Комплект упражнений способствующих развитию коммуникативных умений для детей школьного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Формирование коммуникативных компетенций является важнейшим аспектом общего развития личности.
В настоящее время проблема формирования коммуникативных компетенций является актуальной, так как наблюдения в педагогической деятельности позволили убедиться в том, что коммуникативные компетенции недостаточно развиты, они не могут точно выражать свои мысли, просьбы, правильно сформулировать предложение, лексически верно произнести речь, донести информацию до собеседника, добиться обратной связи, что в свое время приводит к конфликтным ситуациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения способствующих развитию коммуникативных умений
ЗАНЯТИЕ 1. ЭТИ РАЗНЫЕ, РАЗНЫЕ ЛЮДИ
Цель: Развитие внимания к окружающим людям, развитие устной связной речи, воспитание внимания к имени окружающих и собственному; развитие умения общаться со взрослыми и сверстниками.
1. Давайте познакомимся
Цель: Позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в новой среде.
Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, то что-то рассказывает о себе, своем имени).
Цель: Способствует запоминанию имен всех участников группы, продолжает знакомство.
Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий – повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.
Цель: Способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника, осознанию своей коммуникативной задачи.
Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится. (Лена, Леночка, Алена, Елена…) и какое не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.
После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.).
4. Давайте поздороваемся
Цель: Продолжить знакомство, создать психологически непринужденную атмосферу.
В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!).
5. Встаньте все те, кто…
Цель: Развитие внимания, наблюдательности, умение понимать значение слов и конструкций, а так же продолжения группового знакомства.
Ведущий предлагает встать тем, кто…
— радуется хорошей погоде,
— имеет младшую сестру,
— любит дарить цветы и т.д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
— Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
— Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшею сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам – ему помогает группа.
Цель: Развитие внимательности и умение описывать то, что видел, продолжение знакомства.
Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).
Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, на сколько ребенок был точен.
7. Что изменилось
Цель: Развитие внимания и внимательности, необходимые для эффективного общения, умение ориентироваться в ситуации общения.
Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, можно пересесть на другое место (но не больше двух – трех изменений; все производимые изменения должны быть видимые). Задача водящего – правильно подметить происшедшие изменения.
Цель: Развитие сплоченности и взаимодействия между младшими школьниками.
Заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием. Это процедура единого прощания объединяет детей и связывает все дни тренинга в единую программу.
В первый день тренинга детям предлагается единый для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе взаимодействия (всеобщее рукопожатие, похлопывание по плечу, встать в круг и, положив руки на плечи друг другу покачиваться из стороны в сторону и т.п.)
ЗАНЯТИЕ 2. ПОНИМАЮ ДРУГИХ — ПОНИМАЮ СЕБЯ
Цель: Развитие умения слушать собеседника, анализировать его речь и свою; развитие наблюдательности, внимания к чувствам других людей; умение сотрудничать со сверстниками, договариваться, приходить к общему решению, развитие чувства коллектива.
1. Давайте познакомимся
Каждое занятие начинается с нового приветствия, с того, каким не здоровались на предыдущем занятии. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически комфортную атмосферу.
2. Как ты себя чувствуешь?
Цель: Развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого, приходить ему на помощь.
Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.
3. Мое настроение
Цель: Развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, благодарить за оказанную ему помощь, развитие эмпатии.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.
4. Подарок на всех (цветик — семицветик)
Цель: Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, осуществлять взаимопомощь в процессе общения.
Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был цветик – семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть по–моему вели.
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
5. Портрет самого лучшего друга
Цель: Развитие анализа и самоанализа совместной деятельности.
Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
— Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом?
— Какими качествами обладает этот человек?
— Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?
— Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе общего обсуждения формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
— Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
— Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
— Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
— Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
— Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
— Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
— Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.
Цель: Развитие дружеских, сплоченных отношений между детьми.
Заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием. Это процедура единого прощания объединяет детей и связывает все дни тренинга в единую программу.
ЗАНЯТИЕ 3.ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ: ИНТОНАЦИЯ
Цель: Знакомство с интонированием речи: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других; умение осуществлять взаимопомощь, приходить к общему решению в процессе общения.
1. Давайте познакомимся
2. Этюд на различные позиции в общении
Цель: Прочувствование различных позиций в общении, развитие умения строить высказывание в определенной композиционной форме, понимание авторской позиции, умение общаться со сверстниками.
Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр.
Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу; затем один ребенок сидит на стуле, а другой около своего стула (дети меняются местами); затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.
После этого у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?
3. Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся
Цель: Соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение, умение общаться со сверстниками.
Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):
— Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
— Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
— Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше.
4. Волшебные средства понимания
Цель: Развитие умения осуществлять взаимопомощь в процессе общения.
Вводная беседа направлена на осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.
— Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?
— Что особенного умеют делать люди, с которыми нам принято общаться, что их отличает? (Улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека.)
— Почему эти средства понимания мы можем назвать «волшебными»?
— Можем ли мы с вами принять эти «волшебные» средства, когда?
5. Кто тебя позвал, узнай
Цель: Развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.
Дети, каждый по очереди, становится в конец комнаты и закрывают глаза – водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего – отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.
Цель: Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.
Ведущий вводит понятие об интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой):
— Дай мне игрушку и др.
7. Выводы о занятии
Цель: Узнать, насколько у детей сформировано представление об интонации.
— С каким «волшебным» средством понимания вы сегодня познакомились? (МИМИКА, ЖЕСТЫ, ИНТОНАЦИЯ.)
— Что такое интонация?
— Как применяли в общении интонацию?
— Какие результаты при этом получили?
ЗАНЯТИЕ 4. ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ: МИМИКА
Цель: Знакомство с мимическими выражениями: развитие внимания, сочувствие, внимательности ко всем детям в группе, умения самостоятельно выражать просьбу и излагать ее понятно, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других, умение осуществлять взаимопомощь в процессе общения
1. Давайте познакомимся (см. занятие 1)
2. Воспоминание о законном средстве понимания
Цель: Знакомство детей с новым «волшебным» средством понимания.
— С каким «волшебным» средством понимания познакомились на прошлом занятии? Что это такое?
— Как еще можно узнать о настроении человека?
— Какие выражения лица вы знаете?
— Как они называются, о чем они нам говорят?
(О настроении человека, с которым мы обещаемся.) Далее взрослый рассказывает о мимике.
Цель: Способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица, умение понимать значение слов.
Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:
Задача детей – определить какое чувство выражает маска (можно использовать рис. 16).
Цель: Умение различать мимику и в случае необходимости приходить на помощь, самостоятельно, сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.
Каждому из участников дается задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление… Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.
5. Ролевое проигрывание ситуаций
Цель: Развитие умения осуществлять взаимопомощь в процессе общения, эмпатии, умения самостоятельно отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.
Упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств понимания. Воспользовавшись «волшебными» средствами понимания, дети должны помочь:
1. плачущему ребенку, он потерял мячик;
2. мама пришла с работы, она очень устала;
3. товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;
4. ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
5. девочка-соседка попросила тебя сделать ей аппликацию.
Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.
Цель: Развитие эмпатии, творческого воображения, умения осуществлять взаимопомощь в процессе деятельности (делиться исходным материалом), умения договариваться, приходить к общему мнению.
Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем», наградите его каким-нибудь «волшебным» средством понимания.
Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.
Затем устраивается выставка рисунков добрых животных, проводится обсуждение рисунков. (Что говорит о том, что это животное доброе? Какие средства использовал художник? и т. д.)
7. Подведение итогов занятия
Цель: Узнать, насколько у детей сформированы представления о мимике.
— С каким «волшебным» средством понимания вы сегодня познакомились?
— Что такое мимика? О чем нам может рассказать выражение лица?
— Как применяли в общении мимику?
ЗАНЯТИЕ 5. ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ: ПАНТОМИМИКА
Цель: Знакомство с понятием пантомимики и жеста: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, умения общаться со сверстниками, приходить к общему решению, осуществлять взаимопомощь.
1. Давайте познакомимся
2. «Волшебные» средства понимания
Цель: Знакомство детей с новым «волшебным» средством понимания.
— С какими «волшебными» средствами понимания мы познакомились на прошлых занятиях? Что это такое?
— Можно ли узнать о настроении человека, не видя его лица, не слыша его голоса? Каким образом? (С помощью пантомимики.)
— Вспомните, какие жесты вы знаете, и какие жесты вы используете при общении. Поздоровайтесь с помощью только жеста, попрощайтесь, позовите друга.
Цель: Развитие сензитивности и соотнесения тактильных образов. Водящий сидит на стуле в дальнем конце комнаты в расслабленной позе с закрытыми глазами.
Один человек из группы подходит к водящему и протягивает ему в руки свою одну руку. Водящий ребенок внимательно исследует ее с закрытыми глазами. Как только водящий считает, что он достаточно хорошо запомнил руку, он говорит: «Все».
Тогда все участники группы одновременно протягивают ему свои руки, и водящий пытается найти среди этого множества рук именно ту руку, которую ему давали первоначально. Обычно, выполняя это задание, дети трогают по очереди руки товарищей, говоря «не та», отодвигают руку, не соответствующую сформированному тактильному образу.
4. Волшебные заросли
Цель: Снятие телесных барьеров, развитие умения общаться со сверстниками, добиваться своей коммуникативной цели приемлемыми способами общения.
Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» — всеми остальными участниками.
«Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят».
Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались? Когда нет?
5. Пантомимические этюды
Цель: Развитие способности общаться с помощью пантомимики.
Детям предлагается пройтись так, как в их представлении ходит:
— маленькая девочка в хорошем настроении;
— ребенок, который учится ходить;
Цель: Развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновения.
Упражнение предваряется разговором о том, какие эмоции существуют и как они выражаются (мимика, пантомимика, голос). Один; человек (ведущий) закрывает глаза. К нему по очереди подходят двое из участников группы и выражают свое отношение к этому человеку прикосновением. После двух прикосновений участники рассаживаются по местам, водящий открывает глаза и пытается отгадать, кто к нему прикасался, обосновывая свой выбор. Затем проводится обсуждение того, что хотели выразить своим прикосновением дети, и того, как ребенок-водящий их понял.
7. Соберитесь вместе
Цель: Развитие умения понимать и чувствовать других, развитие пантомимики, эмпатии.
Группе детей раздаются парные картинки с изображением различных предметов 11 животных. Задача детей — найти себе подобных, не пользуясь при этом словами и звукоподражанием (то есть только с помощью мимики и пантомимики).
В дальнейшем задание может быть усложнено: например, всем раздаются картинки с изображением только птиц (ястребы, вороны, воробьи), затем только зверей, например семейства кошачьих и т. п.
Усложнить задание можно, предложив детям завязать глаза после того, как они посмотрят на картинки. И таким образом собираться в группы.
8. Ролевые проигрывания ситуации
Цель: Развитие умения договариваться, приходить к общему решению, умения общаться со сверстниками.
Упражнение выполняется в парах; оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.
— Ты участвовал в соревновании, занял первое место, а твой друг был почти последним. Твои действия, слова.
— Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а вернул ее сломанной.
— Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?
— Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтоб тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?
9. Подведение итогов занятия
Цель: Узнать, насколько дети различают «волшебные» средства понимания.
Как подведение итогов можно на доске вывесить схематические рисунки «волшебных» средств понимания, вспомнить их, обсудить (см. рис. 4).
ЗАНЯТИЕ 6. ТЫ МОЙ ДРУГ И Я ТВОЙ ДРУГ
Цель: Развитие бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других, договариваться, приходить к общему решению, умения общаться со сверстниками и взрослыми.
1. Давайте познакомимся
2. Художник слова
Цель: Развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали: использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.
Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет — его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.
Учитывая уровень развития детей, можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т. д.)
3. Сделаем по кругу друг другу подарок
Цель: Развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого; развитие эмпатии.
Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен». Подарок можно описать словами или показать жестами.
4. Вежливые слова
Цель: Развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
В конце упражнения спрашивается, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.
5. Клеевой дождик
Цель: Развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими, умение осуществлять взаимопомощь.
Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают, движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т. д.
Цель: Отработка навыков эффективного взаимодействия и взаимопомощи, эмпатии, умения сотрудничать, договариваться.
Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары — обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача — уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно: при выполнении этого упражнения ребенку — хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую.
Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается, и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.
7. Ролевое проигрывание ситуаций
Цель: Проработка и применение «волшебных» средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.
Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров — максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми (для закрепления использования на практике «волшебных» средств понимания).
Примеры проигрываемых ситуаций:
— Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.
— Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.
— Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.
ЗАНЯТИЕ 7. Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ
Цель: Развитие умения выражать свое настроение и чувствовать состояние другого, приходить на помощь товарищу в процессе общения, умения общаться со сверстниками.
1. Давайте познакомимся
Цель: Умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.
Создается светопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью кpacoк — каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.
Цель: Развитие эмпатии, навыков культурного, речевого общения и поведения.
— Когда люди улыбаются?
— Какие бывают улыбки?
— Попробуйте их показать. (Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне. )
— Нарисуйте улыбающегося человека.
— Улыбающийся человек, — какой он?
4. Общее настроение
Цель: Развитие понимания, чувствования настроения собеседника в любой ситуации общения.
Объявления конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева; горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием. Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: «Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то приятное событие и т.д.»
Если дети начинают копировать движения другу друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.
Работа в парах. Выбирается несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь.
Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадает 2-3 раза подряд.
Разрабатывается единый, всеобщий знак для изображения основных эмоций, например страха, горя, радости. На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.
ЗАНЯТИЕ 8. ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ВОЛШЕБНИКОМ
Цель: Развитие творческого воображения и непосредственности в общении со сверстниками и взрослыми, умения договариваться, приходить к общему решению.
1. Давайте познакомимся
2. Я хороший – я плохой
Цель: Развитие рефлексии и самоанализа совместной деятельности.
Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?
3. Коллективное сочинение сказки
Цель: Развитие творческого воображения, навыков групповой работы: умение учитывать ход сюжета, понимание норм культурного, речевого общения и поведения, подготовка к экзамену.
Детям раздается несколько последовательных картинок (по числу участников) с общим сюжетом, представляющих собой основу для связного рассказа. Каждый выбирает себе одну картинку и готовит по ней рассказ (но все вместе раскладывают картинки по порядку, чтобы иметь представление об общем сюжете). Главный герой сказки — житель Страны Понимания, Мастер общения. Он отправляется в путешествие, и на пути ему встречаются различные люди; он попадает в сложные ситуации: лиса хочет его перехитрить, волк хочет съесть, медведь не хочет помогать. Но все препятствия и испытания он выносит с честью.
4. Инсценировка сочиненной сказки
Цель: Отработка навыков эффективного общения («волшебных» средств понимания).
Когда сказка сочинена, она разыгрывается по ролям. Можно инсценировать сказку дважды, при этом актеры меняются ролями.
ЗАНЯТИЕ 9. ЭКЗАМЕН НА ЗВАНИЕ МАСТЕРА ОБЩЕНИЯ
Цель: Подведение итогов обучения, максимальное приближение ситуации общения к жизни, символические признание успехов детей в общении.
1. Давайте познакомимся
2. Экзамен на звание Мастера общения
Экзамен проводится с привлечением других людей воспитателей, родителей, старших и младших детей. Со всеми этими людьми проводится минимальная подготовка для наилучшего понимания и исполнения их ролей.
Всю дорогу детей сопровождает ведущий — тренер группы, который спрашивает детей, направляет их. Детям дается задание узнать, где находится Страна Понимания. Из комнаты, в которой проводились основные занятия, группа детей отправляется «в дорогу» (путь, по которому отправляется дети, как-то фиксируется: можно написать названия, повесить указатели, можно сделать какие-то декорации, муляжи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Небольшая подборка основных упражнений по опытно- исследовательской деятельности в младшей группе.
Главная цель в обучении иностранному языку – практическое овладение языком. Ребенок должен научиться говорить на английском ( немецком, французском ) и все цели и средства вращаются вокруг этого.
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей.
Театрализованная игра- сфера активного развития коммуникативных умений у детей.
На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен.
Источник