Комплекс упражнений по освоению с водной средой

Методическая разработка на тему: Упражнения для первоначального ознакомления со свойствами воды.
методическая разработка по физкультуре

Методическая разработка на тему: Упражнения для первоначального ознакомления со свойствами воды.

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_dlya_pervonachalnogo_oznakomleniya_so_svoystvami_vody.docx 18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: Упражнения для первоначального ознакомления со свойствами воды.

Выполнение данных упражнений позволяет занимающимся освоиться в непривычной среде, преодолеть психологический барьер страха, ознакомиться со свойствами воды, почувствовать ее плотность и возможность опоры о нее при гребках, ориентироваться в водной среде.

К упражнениям данной группы относят:

  • хождения и бег по дну в различных направлениях и положениях – спиной вперед, левым, правым боком, с поворотами;
  • выпрыгивания из воды (обычные выпрыгивания, из полу-приседа, с захватом коленей, с махом руками и т. д.);
  • движения руками («полоскание белья» — движения рук перед собой различной интенсивности и направления, пишем «восьмерки» — гребковые движения руками по криволинейным траекториям, стоя на дне, с попытками оторвать ноги от дна, маховые движения с опорой о воду и т. д.);
  • движения ногами (поочередные движения ногами – вперед, назад, в сторону).

Упражнения для обучения дыханию.

Главный смысл подготовительных упражнений по освоению с водой (как на суше, так и в воде) заключается в первую очередь не в имитационных движениях конечностями (что является великим заблуждением), а в овладении правильным дыханием.

Дыхание – самый важный элемент в обучении плаванию. Без его освоения невозможно обучиться спортивным способам плавания. А приобретенный навык плавания без способности делать выдох в воду очень ненадежен и накладывает некоторые сложности как на освоение различной техники плавания, так и на возможность человека держаться на воде во время волны, ветра, при попадании брызг, неожиданном погружении и т. д.

Для обучения основам дыхания в воде необходимо освоить следующие умения:

  • открывать глаза под водой;
  • задерживать дыхание на вдохе;
  • дышать выдох-вдох и задерживать дыхание на вдохе;
  • делать выдохи в воду.

С помощью имитационных движений на суше осваивается навык задержки дыхания и ритмичный вдох–выдох.

Далее навык дыхания осваивается непосредственно в воде. В первую очередь осваивается продолжительный выдох в воду — путем упражнения по «пусканию пузырей», открывание глаз под водой.

Погружение, всплывание и лежание. Данные упражнения позволяют ознакомиться с непривычным состоянием невесомости, выталкивающей силой, освоить навык статического плавания, научиться держать равновесие лежа на воде.

Это наиболее важные упражнения при начальном обучении плаванию. Погрузившийся с головой в воду новичок начинает чувствовать подъемную силу. Она выталкивает его на поверхность. Недаром говорят, чтобы обучить человека держаться на воде, необходимо прежде всего научить его «тонуть», т. е. погружаться с головой в воду.

Как уже отмечалось, погружения используются еще и для того, чтобы научить занимающихся открывать глаза в воде и делать глубокий выдох.

К числу основных погружений можно отнести следующие упражнения:

  • держась руками за край бассейна или специальные поручни, приседать так, чтобы вода доходила до груди, до подбородка, погружаться в воду с головой; те же упражнения с выдохом в воду;
  • стоя на дне (глубина по пояс, а затем по грудь), сделать глубокий вдох и, погружаясь в воду, сесть на дно или попытаться выполнить «упор присев»;
  • стоя на дне (глубина по пояс), взяться за руки и на счет «раз» всем вместе погрузиться с головой в воду, на «два» — задержаться под водой (выдох), на «три» — выпрыгнуть над поверхностью (вдох), держась руками за край сливного корытца — вдох, погрузиться с головой в воду — выдох, открыть глаза (рассматривать стену бассейна);
  • парами, взявшись за руки (глубина по грудь), одновременно погрузиться в воду, открыть глаза (рассматривать друг друга).

К числу упражнений на всплывание и лежание относятся следующие:

  • сделать вдох, обхватить колени руками и, прижав голову к коленям, застыть на некоторое время, почувствовав действие уравновешивающих сил на тело;
  • «поплавок» — сделать вдох, присесть, обхватить колени руками, прижать голову к коленям и застыть на некоторое время;
  • сделать вдох, взяться двумя руками за край бортика или поручни, вытянуть руки и ноги;
  • «звездочка» — сделать глубокий вдох для увеличения плавучести, лечь на воду лицом вниз или на спине, расставить руки и ноги в разные стороны и др.

Скольжения. Скольжения на груди и спине (реже на боку) с различными положениями рук помогают освоить рабочую позу пловца — равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально выскальзывать вперед после каждого гребка, что является показателем хорошей техники плавания.

К числу упражнений на скольжение относятся:

  • скольжение на груди — стоя по грудь в воде, наклониться так, чтобы подбородок коснулся воды, вытянуть руки вперед, соединив большие пальцы, сделать вдох, плавно лечь на воду лицом вниз и, оттолкнувшись ногами от дна или бортика бассейна, принять горизонтальное положение, скользить с вытянутыми ногами и руками по поверхности воды;
  • скольжение на спине — встать спиной к берегу или лицом к бортику бассейна, руки вдоль туловища, сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину, поднять выше живот и прижать подбородок к груди, нe садиться (следует помнить, что устойчивому положению на спине помогают легкие гребковые движения кистями около туловища; ладони обращены вниз);
  • скольжение на груди с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра;
  • скольжение на спине с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра;
  • скольжение на груди с последующими поворотами на спину и грудь и др.

Следует подчеркнуть, что при выполнении упражнений по скольжению в бассейнах с постепенным изменением глубины следует выбирать направление с более глубокого места к мелкому.

При возникающих сложностях, связанных с отрицательной плавучестью, вновь возникающего страха и др. в упражнениях на скольжение и лежание используется метод непосредственной помощи — поддержки.

Прыжки в воду являются неотъемлемой частью подготовительных упражнений по освоению с водой и включают: простейшие прыжки с низкого бортика ногами вниз, при увеличении высоты — с разводом рук в стороны и сгибанием ног в коленях с целью предупреждения удара о дно, спады в воду животом или грудью из положения сидя или в упоре присев на бортике и т. д.

При прыжках в воду следует учитывать, что трудность прыжка повышается с увеличением высоты.

Одним из важных средств, используемых при обучении детей плаванию, являются подвижные игры в воде: командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные (типа «Кто первый», «Кто дальше», «Кто быстрее» и т.д.).

Выбор игры зависит от педагогических задач обучения, количества занимающихся в группе, их возраста и подготовленности, условий для проведения игры (температуры воды, глубины, рельефа берега и особенностей дна, инвентаря и оборудования).

Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и заключительной частях занятия. Продолжительность игры зависит от ее содержания, задач, стоящих перед занятием, возраста и подготовленности участников, их эмоционального состояния и степени утомления.

Использование игр занимает особое место в обучении плаванию, особенно в младшем возрасте, поэтому методика обучения плаванию игровым методом в данном учебном пособие выделена в отдельный раздел.

Средства специальной физической подготовки в воде классифицируют : по использованию дополнительных средств и приспособлений, по способу их выполнения, длине составных частей упражнений, по интенсивности.

По использованию дополнительных средств и приспособлений:

  • с использованием опоры для обучения работе ног (держась за бортик и др.);
  • с использованием средств и приспособлений, облегчающих плавание (доски, поплавки и др.);

Следует отметить, что деление на усложняющие и облегчающие средства в данном случае является весьма условным.

Источник

«Подготовительные упражнения для освоения с водой»
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
podgotovitelnye_uprazhneniya_dlya_osvoeniya_s_vodoy.docx 283.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 14 «УМКА»

Подготовительные упражнения для освоения с водой

Консультация для воспитателей

Инструктор ФК (плавание)

С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой решаются следующие задачи:

  1. формирование комплекса рефлексов (кинестетических, слуховых, зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных), соответствующих основным свойствам и условиям водной среды;
  2. освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде — как подготовка к изучению техники спортивного плавания;
  3. устранение инстинктивного страха перед водой — как основа психологической подготовки к обучению.

Выполнение подготовительных упражнений позволяет ребенку ознакомиться с физическими свойствами воды (плотностью, вязкостью, температурой), испытать выталкивающую подъемную силу воды и чувство опоры о воду. В результате устраняется инстинктивный страх перед водой; вырабатываются умение ориентироваться и уверенность поведения в непривычных условиях водной среды.

Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха. Это увеличивает плавучесть тела занимающихся и помогает им быстрее почувствовать, что они легче воды и могут без всяких усилий держаться на ее поверхности.

Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании, тренируют умение занимающихся напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличивая длину скольжения. Практически скольжение — основное упражнение для выработки рациональной рабочей позы пловца и оптимальных мышечных усилий, направленных на поддержание горизонтального положения тела.

Элементарные гребковые движения руками и ногами (типа «Полоскание белья», «Лодочка», «Футбол», «Пишем восьмерки» и др.) вырабатывают чувство воды: умение опираться о воду, чувствовать ее ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что является основой для постановки рационального гребка.

Умение дышать и открывать глаза в воде, получаемое на первых уроках, также является необходимой составляющей грамотного передвижения в воде. Навыки погружения в воду с головой облегчают овладение такими элементами прикладного плавания, как ныряние в длину и глубину. После того, как обучаемые научатся погружаться в воду с головой, всплывать и лежать на воде, необходимость в выполнении некоторых упражнений для освоения с водой (например, «Поплавок», «Медуза») отпадает, и они больше не включаются в уроки.

Упражнения для освоения с водой обязательны для выполнения занимающимися всех возрастов и любого уровня подготовленности — от не умеющих держаться на поверхности воды до хорошо плавающих «по-своему». Они служат основным учебным материалом на первых уроках плавания, а также для проведения игр и развлечений на воде. Все эти упражнения выполняются на мелком месте (глубина воды – до уровня пояса или груди занимающегося).

Упражнения для освоения с водой можно разделить на пять подгрупп : упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды; погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде; всплывания и лежания на воде; выдохи в воду; скольжения.

Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды (рис. 1) .

  • быстрое освоение с водой, ликвидация чувства страха перед новой, непривычной средой;
  • ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;
  • формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для овладения гребковыми движениями руками и ногами).

Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.

  1. Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно – сначала шагом, потом бегом.
  2. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег.
  3. Ходьба по дну без помощи рук со сменой направления движения.
  4. Поочередные движения ногами (как остановка мяча внутренней стороной стопы) брассом.
  1. Бег вперед с помощью попеременных гребковых движений руками.
  2. То же с помощью одновременных гребковых движений руками.
  3. Бег вперед спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
  4. То же, помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.
  5. Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.
  6. «Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять движения руками вправо-влево, вперед-назад с изменением темпа движений.
  1. «Пишем восьмерки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.
  2. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
  3. Опустившись в воду до подбородка и стоя прямо (ноги на ширине плеч), выполнять движения руками перед грудью в виде «лежачей» восьмерки.

Рис. 1 – Упражнения для освоения с водой

Погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде (рис. 2).

  • устранение инстинктивного страха перед погружением в воду;
  • ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды;
  • обучение открыванию глаз и ориентировке в воде.

Во время выполнения упражнений необходимо научиться не вытирать глаза руками.

Набрать в ладони воду и умыть лицо.

  1. Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.
  2. Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.

3. «Сядь на дно». Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду, попытаться сесть на дно.

4. Подныривания под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.

5. Соскок с бортика бассейна вниз ногами из положения сидя с погружением в воду с головой.

  1. Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество облицовочных плиток до дна бассейна.

7. «Достань клад». Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и найти игрушку (шапочку), брошенную на дно бассейна.

Рис. 2 – Погружения, подныривания и открывание глаз

Всплывания и лежания на воде (рис. 3).

  • ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;
  • освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;

— освоение возможного изменения положения тела в воде.

  1. Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.
  1. «Поплавок». Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись в воду, принять положение плотной группировки (подбородок упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти, всплыть на поверхность.
  2. «Медуза». Выполнив упражнение «Поплавок», расслабить руки и ноги.
  3. «Звездочка». Из положения «поплавок» развести ноги и руки в стороны (или, сделав вдох и опустив лицо в воду, лечь на воду; руки и ноги в стороны).

5. Держась рукой за низкий бортик (руку партнера), лечь на спину (другая рука вдоль тела), затем медленно опустить руку от бортика.

6. «Звездочка» в положении на спине: опуститься по шею в воду; затем, опустив затылок в воду (смотреть строго вверх; уши должны быть в воде), оттолкнуться от дна; руки и ноги в стороны.

Рис. 3 – Всплывания и лежания

Выдохи в воду (рис. 4).

  • освоение навыка задержки дыхания на вдохе;
  • умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе;
  • освоение выдохов в воду.
  1. Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.
  2. Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку (выдох, как дуют на горячий чай).
  3. Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду, — выдох.
  4. То же, погрузившись в воду с головой.
  5. Упражнение в парах — «Насос». Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.
  6. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи – выдохи; для вдоха поднимать голову вперед.
  7. Сделать 20 выдохов в воду, поворачивая голову для вдоха налево.

Рис. 4 – Выдохи в воду

Скольжения (рис. 5).

  • освоение равновесия и обтекаемого положения тела;
  • умение вытягиваться вперед в направлении движения;
  • освоение рабочей позы пловца и дыхания.
  1. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.
  2. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.
  3. То же, руки вдоль туловища.
  4. Скольжение на спине, руки вдоль туловища.
  5. То же, руки вытянуты вперед.
  6. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения сделать выдох-вдох, подняв голову вперед. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища; в середине скольжения сделать выдох-вдох в левую сторону.
  7. То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону.
  8. Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый выдох-вдох.

Рис. 5 – Выдохи в воду

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие подготовительные упражнения можно использовать дома, для освоения с водой. Как научить ребенка не бояться воды.

Утром или вечером, когда позволяет время, налейте воды в тазик (или другую большую ёмкость) и поставьте его на стол. Наденьте на ребенка фартук или целлофановую накидку , чтобы не намочить одежду, пос.

подготовительные упражнения с водой.

Рекомендациии для родителей.

«Подготовительные упражнения для освоения с водной средой» (младший дошкольный возраст). 1. Начинать надо с простого умывания. Пусть ребенок умывается над тазиком, стараясь не закрывать глаза и не.

Подготовительные упражнения для освоения с водой. С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой решаются следующие задачи: 1. формирование комплекса рефлексов (кинестетических, слуховых.

Выполнене упражненй на суже для псхологческой подготовке ребенка к воде.

Источник

Читайте также:  Пример тренировок для жиросжигания
Оцените статью