Особенности занятий по физической культуре у детей с расстройствами аутического спектра
Инна Чиркова
Особенности занятий по физической культуре у детей с расстройствами аутического спектра
В своем сегодняшнем обращении я хочу поделиться опытом работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС).
Одно из самых главных нарушений у детей с РаС- серьезное нарушение моторики, которое выражается в виде импульсивных или тяжелых движений, что не позволяет ребенку адаптироваться к стереотипным движениям, наладить свой простой быт.
Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам. Как правило, дети с РАС непластичны, вялы и любые их движения с различным игровым оборудованием заторможены и не скоординированы настолько, что им необходима помощь тьютора для того, чтобы самоорганизоваться. ФК является эффективным методом, который позволяет скорректировать нарушения развития опорно-двигательной системы, социализировать и адаптировать ребенка к окружающему миру и быту.
Основными задачами ФК для детей с аутизмом являются:
развитие способностей к выполнению простых инструкций;
выработка навыков организации движений;
обучение действиям с различными предметами;
обучения перемещающим действиям.
Занятия ФК проводятся с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка.
Я начинаю обучать ребенка упражнениям с момента осознания и восприятия его движений в пространстве. Он учится устанавливать прямой взгляд на инструктора (воспитателя) и наблюдать за окружающими предметами, при опоре на визуальные подсказки. В своей работе я использую как подсказки-карточки (пексы, с характерными и знакомыми видами движений, так и аудио подсказки,на которые ребенок может нажать сам, и услышит команду.
Я начинаю занятие с определенного звукового сигнала, в нашем случае это колокольчик. Каждый участник звонит и передает по кругу колокольчик, в знак того, что занятие началось. Процесс передачи колокольчика несет также и коммуникативную функцию.
Занятие состоит и подготовительной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части сначала задания простые на перемещения, например, марш.
Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Целесообразно предложить ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходить к шагам вперед добавляя к данному упражнению движение рук. Я использую зрительные ориентиры для активного движения рук (например, флажки).Далее идут ОРУ,достаточно простые, показу которых предшествует соответствующая картинка (пекс).
В основной части занятия я использую прыжки на батуте.
Батут – это «царь» упражнений на крупную моторику для детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки и тревоги. У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.
Затем упражнения предлагаются на преодоления препятствий в виде различных предметов. При необходимости используют визуальные подсказки в виде картинок, игрушек и других предметов. Игры с мячом я также использую на своих занятиях. Я начинаю обучение с обычного перекатывания мяча вперед-назад.
Хотелось бы подробно рассказать о тренировки равновесия. Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия. В своей работе я активно использую надувные полусферы, которые учат удерживать равновесие и ребенок получает сенсорную разгрузку за счет массажного эффекта.
Также можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно перейти к балансировке на специальных качелях.
7. Шаги в коробку
Когда дело касается подбора различных увлекательных занятий для детей, специалистов и родителей часто выручает такой простой предмет, как обычная картонная коробка. Для начала поощрите ребенка к тому, чтобы он наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняйте эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.
Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры.
В заключительной части занятия я активно использую сенсорную комнату, в ней очень удобно сочетать физические упражнения, которые несут еще и сенсорную нагрузку. Например, камни-утяжелители, которые дети с удовольствием перетаскивают, или приседают с ними.
Для того, чтобы избежать эмоциональной перегрузки. В качестве разгрузки я использую «Яйцо Совы»,в которое ребенок может залезть самостоятельно, и спрятаться, тем самым сделав себе личное закрытое пространство, которое детям с Рас очень и очень необходимо.
Сухой бассейн дети тоже очень любят. Многие зарываются в него лицом, в результате получаем эмоциональный эффект и массажный.
В бассейне дети находятся определенное время, которое замеряется по таймеру. Как только раздается сигнал, они должны оттуда выйти.
Еще один вариант окончания занятий- расслабляющие процедуры, например постановка в круг и включением вибрационного обруча, за который дети держатся обеими руками. Приятные ощущения создает вибрация что влечет успокоительный эффект. Также как вариант я использую пальчиковую гимнастику, упражнения на дыхание.
В целом в чем отличие занятий у детей РАС от обычных групп?Подводя итог, хочу сказать что это в первую очередь индивидуальный подход к каждому ребенку, ограниченное количество упражнений и увеличенное количество повторений, использование сенсорных предметов, упражнения в обруче для определения личного пространства и большее количество упражнений на расслабление.
Занятия на улице также проходят с применением простых доступных упражнений, таких как подлезание через скульптуры, перешагивание, Метание снежком.
«Космическое путешествие». Сюжетное занятие по физической культуре для детей 5–7 лет Цель:продолжать автоматизировать двигательные умения и навыки, освоенные на занятиях физической культурой. Задачи: 1. Создать в коллективе.
Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля» В сотрудничестве с инструктором по физической культуре мы организовываем работу по формированию интереса детей к физической культуре и спорту;.
Фотоотчет о НОД по физической культуре «Путешествие в первобытный век» для детей подготовительной группе Сюжетное занятие «Путешествие в первобытный век»Цель: формировать представление о значении двигательной активности в жизни человека; обеспечить.
Конспект занятия в сюжетной форме по физической культуре «На морской границе» для детей 5–6 лет Конспект занятия в сюжетной форме по физической культуре для старшей группе сюжет «На морской границе». Образовательная область: физическая.
Конспекты цикла занятий по физической культуре в младшей группе «Ребята и зверята» Конспект 1 занятия «В гости к Мишке» Цель: упражнять детей в разных видах ходьбы, учить прыгать в обруч с места, упражнять в ползании внутри.
Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ» Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное.
Мастер-класс: пособие для занятий по физической культуре «Разноцветные шнуры-косички» На занятиях по физкультуре, в разных возрастных группах, часто используются шнуры, это и подлезани, и прыжки на двух ногах через шнур,.
Нестандартное оборудование для занятий по физической культуре «Точки для Божьей коровки» Оборудование для вертикального метания Цель: формировать умение бросать шарик в цель правой и левой рукой; развивать.
Источник
Физическая культура для детей РАС
Лоенко Лиля
Физическая культура для детей РАС
Физическая культура для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
У детей с расстройствами аустического спектра (РАС) имеется серьезное нарушение моторики, которое выражается в виде импульсивных или тяжелых движений, что не позволяет ребенку адаптироваться к стереотипным движениям, наладить свой простой быт.
Как правило, дети с РАС непластичны, вялы и любые их движения с различным игровым оборудованием заторможены и не скоординированы. ФК является эффективным методом, который позволяет скорректировать нарушения развития опорно-двигательной системы, социализировать и адаптировать ребенка к окружающему миру и быту.
Основными задачами ФК для детей с аутизмом являются:
развитие способностей к выполнению простых инструкций;
выработка навыков организации движений;
обучение действиям с различными предметами;
обучения перемещающим действиям.
Занятия ФК проводятся с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка.
Обучать ребенка начинают с процесса осознания и восприятия его движений в пространстве. Он учится устанавливать прямой взгляд на инструктора (воспитателя) и наблюдать за окружающими предметами, при опоре на визуальные подсказки.
Сначала задания простые на перемещения, затем упражнения предлагаются на преодоления препятствий в виде различных предметов.Все упражнения распределяются по группам и видам: ползанье, ходьба, бег и прыжки. При необходимости используют визуальные подсказки в виде картинок, игрушек и других предметов.
Предлагаем вашему вниманию упражнения на развитие крупной моторики у аутичных детей. При помощи этих упражнений можно не только укрепить мышцы ребенка, но и сформировать у него очень ценные навыки. У родителей и специалистов, работающих над развитием моторики аутичного ребенка, есть широкий выбор различных приемов и техник. Некоторые из таких занятий могут оказаться довольно сложными для аутичных детей, другие же превратятся в настоящее веселье.
Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Целесообразно предложить ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходить к шагам вперед добавляя к данному упражнению движение рук.
2. Прыжки на батуте
Батут – это «царь» упражнений на крупную моторику для детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки и тревоги. У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.
Самые простые занятия могут быть источником большого удовольствия для ребенка, и одним из таких видов активности является игра в мяч. Игра «Поймай мяч» может показаться не самой реалистичной целью для начального этапа, однако к ней можно идти постепенно. Можно начать с обычного перекатывания мяча вперед-назад. Это простое задание развивает важные навыки зрительного слежения за объектами, а также формирует моторные навыки по мере того, как ребенок двигается вслед за движением мяча.Другие виды деятельности включают в себя:
• Удары ногой по мячу
• Отбивание мяча от пола
• Отбивание мяча руками и ловлю мяча
Тренировка равновесия у ребенка. Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия. Проведите тестирование и проверьте, может ли ребенок неподвижно стоять с закрытыми глазами и не терять равновесия. Это поможет вам определить, сколько потребуется работать над развитием навыков удержания равновесия. Можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно перейти к балансировке на специальных качелях.
5. Двухколесные и трехколесные велосипеды
Велосипеды для аутичных детей не обязательно должны быть спроектированы специальным образом для удовлетворения потребностей детей с расстройствами аутистического спектра, однако некоторые из таких адаптированных моделей обладают дополнительными преимуществами. Двухколесные и трехколесные велосипеды помогают развивать не только чувство равновесия, но и укрепляют мышцы ног у ребенка. Задание предполагает способность передвигаться на велосипеде, концентрируясь на направлении его движения, что может оказаться довольно сложной задачей для многих детей.
6. Символические игры
Символические игры зачастую представляют собой серьезную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность.Вот несколько идей символических игр для развития моторных навыков:
• «Летаем как самолетик»
• «Прыгаем как кролик»
• «Едим как паравозик»
7. Шаги в коробку
Когда дело касается подбора различных увлекательных занятий для детей, специалистов и родителей часто выручает такой простой предмет, как обычная картонная коробка. Для начала поощрите ребенка к тому, чтобы он наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняйте эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.
Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры.
Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребенок мог насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял. Игры в туннеле могут быть преобразованы во множество других занятий, начиная от игры в поезд и заканчивая воображаемым лагерем.
9. Полоса препятствий
Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть сложным для того, чтобы быть эффективным. На самом деле, инструктора (воспитатели) и родители могут начать с кросса, который будет состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями.Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:
• Ходьбу по линии
• Лазание по предметам и т. п.
Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с аутичными детьми по упорядочиванию последовательности действий. Такая физическая активность является отличным способом достижения целей обучения, касающихся выполнения инструкций.
Двигательная активность может быть источником тревоги для многих детей с расстройствами аутистического спектра. Очень важно оказывать ребенку поддержку и вводить новые виды упражнений постепенно, начиная с наиболее нейтральных заданий, а затем переходить к более сложным. Убедившись в том, что предлагаемые вами виды деятельности соответствуют уровню развития ребенка, цели по развитию моторных навыков у детей с РАС, являются реалистичными.
Физическая культура в ДОУ Непосредственная образовательная деятельность – одна из главных и ведущих форм работы с дошкольниками. Как сделать, чтобы физкультурные.
Физическая культура в средней группе. Занятие с обручем Физкультура для ребят. Задачи: продолжать учить детей бегать в колонне друг за другом, ходить на носках, на пятках, с разным положением.
Фотоотчёт об интегрированном занятии «Музыка и физическая культура» посвященному празднику 23 февраля 21 февраля в младшей группе нашего сада прошло тематическое интегрированное занятие музыка и физическая культура, посвященное празднику.
Конспект интегрированной НОД по разделу «Физическая культура» в подготовительной группе «Веселые кувырки» Подготовила инструктор по ФК 2017 год Тема: Веселые кувырки Цель: Совершенствование техники выполнения кувырка вперед Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.
Консультация для родителей «Физическая культура вашего малыша» Природой в ребёнке заложен огромный потенциал сил, энергии, возможностей для роста и развития. Пропорции детского тела отличаются от взрослого:.
Непосредственная образовательная деятельность «Физическая культура» в средней группе Задачи: — Продолжать учить детей ходьбе и бегу в колонне по одному; ходьбе с высоким подниманием колен, равновесию при ходьбе по уменьшенной.
Непосредственно образовательная деятельность. Физическая культура. Старшая группа Если хочешь быть здоров Под бубен дети входят в зал. Построение в шеренгу. — Ребята, вы хотите быть здоровыми и сильными? — Да, хотим.
«Вручить Неумейке». Конспект занятия в образовательной области «Физическая культура» Программное содержание: Дать детям общее представлеие о здоровье, как о ценности, расширить представления детей о состоянии собственного.
Педсовет в форме деловой игры «Физическая культура — путь к здоровью» Педсовет «Физическая культура – путь к здоровью» Цель: расширение знаний педагогов в области воспитания у детей физической культуры с.
Источник