- Комплекс оздоровительной гимнастики для детей старшего возраста
- Лечебная физическая культура
- Разница между физической культурой, спортом и ЛФК
- Роль физических упражнений в восстановлении
- При каких заболеваниях необходима лечебная физическая культура?
- Комплекс упражнений ЛФК
- ЛФК для шейного отдела позвоночника
- УПРАЖНЕНИЕ №1
- УПРАЖНЕНИЕ №2
- УПРАЖНЕНИЕ №3
- ЛФК для грудного отдела позвоночника
- УПРАЖНЕНИЕ №1
- УПРАЖНЕНИЕ №2
- УПРАЖНЕНИЕ №3
- ЛФК для поясничного отдела позвоночника
- УПРАЖНЕНИЕ №1
- УПРАЖНЕНИЕ №2
- УПРАЖНЕНИЕ №3
- Физкультурно — оздоровительная работа. Комплексы упражнений
Комплекс оздоровительной гимнастики для детей старшего возраста
Подготовительная часть- 15 мин.
Построение в одну шеренгу. Проверка пульса. Фигурная ходьба змейка, ускоренная ходьба, бег 60 сек., ходьба замедленная, дыхательные упражнения. Перепостроение в колонну по четыре для занятий в основной части урока.
Основная часть — 22 мин.
1. Упражнение. Основная стойка. Одновременное поднимание руки и ноги и сторону (поочередно сначала левой, затем правой).
2. Упражнение. Опираясь на скамейку, сгибать и разгибать руки в локтях.
3. Упражнение. Сесть на скамейку, руки на поясе. Встать, поднять руки в стороны и наклонить туловище влево-вправо, сесть, руки на поясе.
4. Упражнение. Сидя поперек скамейки, руки на затылке. Наклон туловища вниз с разгибанием рук вниз, возврат в исходное положение.
5. Упражнение. Встать левым боком к скамейке, носок левой ноги поставить на край скамейки, руки на поясе. Наклон туловища влево. Руки в сторону. Вернуться в исходное положение.
6. Упражнение. Сесть на скамейку, ноги вытянуть, руки вверх и одновременно опустить руки к ноге, опустить ногу в исходное положение и руки вверх. Поочередно левой и правой ногой.
7. Упражнение. Встать за скамейкой, руки на поясе, пружинистые приседания на носках.
8. Упражнение. Стойка ноги врозь, поднять руки вперед, в стороны, опустить вниз в исходное положение.
9. Упражнение. Ходьба на носках на широкой площади скамейки, руки на затылок, дойти до конца скамейки, повернуться кругом и обратно.
10. Упражнение. Ходьба с отведением прямой ноги в сторону.
11. Упражнение. Ходьба с полуприседанием на ногах, с различными движениями рук до конца и обратно. Игра «Ножной мяч в круге», «Охотники и утки».
Заключительная часть — 8 мин.
Ходьба в различных направлениях, ходьба 3 счета вдох. 6 счетов выдох. Ходьба мягким шагом. Проверка пульса, задание на дом.
Источник
Лечебная физическая культура
Ни для кого не секрет, что отсутствие физической активности или полное обездвиживание ведет к медленному разрушению всех систем организма. Парадоксально, но если человек не задействует свои силы, он их теряет, а вместе с тем здоровье и красоту.
В Древнем Китае тюремных заключенных держали в таких тесных камерах, что те не могли выполнить элементарных движений.
Спустя какое-то время они настолько ослабевали, что не могли ни то, чтобы сбежать из тюрьмы, но и просто нормально передвигаться.
И в противовес, в культуре и медицине разных стран процветали направленности физической культуры, которые вели к укреплению здоровья, повышению сил, энергии, развитию выносливости, гибкости.
К таким направленностям можно отнести восточные боевые искусства, шведскую гимнастику, соревнования и, в конце концов, Олимпийский игры.
В культуре и медицине разных стран процветали направленности физической культуры, которые вели к укреплению здоровья, повышению сил, энергии, развитию выносливости, гибкости
Лечебная физическая культура строится на том, что ни одно лекарство не заменит движение — главный двигатель ЛФК, тогда как движение может заменить многие лекарства.
В России термин «лечебная физкультура» появился лишь после Великой Октябрьской Социалистической революции и заменил устоявшуюся «врачебную гимнастику» .
Появлению такой активности способствовало желание привить обществу выносливость, физическое воспитание на основе упражнений, которые развивали Боткин С.П., Лесгафт П.Ф., Захарьин Г.А., Остроумов А.А. и другие.
Укрепление ЛФК в СССР прошло четыре этапа:
- 1923—1930 гг. — внедрение лечебной физической культуры в систему курортного лечения;
- 1931—1941 гг. — признание ЛФК в лечебных учреждениях, появление в поликлиниках, стационарах;
- 1941—1945 гг. — широкое распространение во время Великой Отечественной войны в госпиталях;
- с 1945 г. по настоящее время — развитие ЛФК, внедрение новых систем и подходов, распространение в лечебных учреждениях по всей стране.
Разница между физической культурой, спортом и ЛФК
Физическая культура направлена на оздоровление организма, повышение работоспособности, энергии, формирование здорового образа жизни.
Целью физкультуры является сочетание оздоровительных упражнений с правильным образом жизни, который прививается человеку с самого детства.
Первостепенной целью спорта является достижение максимальных результатов, получение кубков и наград, призовые места.
Выше, быстрее сильнее — это то, что относится исключительно к спорту.
Спорт подразумевает высокую травмоопасность, работу до изнеможения, на пределе своих возможностей, что, конечно, приводит к ухудшению состояния здоровья.
Выше, быстрее сильнее — это то, что относится исключительно к спорту.
Помимо общеукрепляющих свойств, упражнения физической культуры оказывают лечебное, восстановительное действие после полученных травм и тяжело перенесенных заболеваний. Это отдельное направление физической культуры, которое получило название лечебной.
Несмотря на то, что физкультура «лечебная», она направлена не только на людей с травмами и ограниченными возможностями.
Занятия лечебной физической культурой для здорового человека носят профилактический характер — предупреждают развитие болезней, препятствуют возникновению осложнений после различных травм.
Лечебные упражнения особенно результативны для людей с малоподвижным образом жизни.
Для достижения максимального эффекта ЛФК сочетают с массажем, физиотерапией, плаванием.
Врач или тренер ЛФК выступает не только в роли наставника по правильному выполнению упражнений, он также подбирает для каждого пациента именно ту нагрузку, которая принесет максимум пользы.
Например, может быть сделан акцент на суставную гимнастику, если для пациента это будет наиболее полезно по оценке врача.
Специалист по ЛФК — это обязательно человек с высшим медицинским образованием, окончивший лечебный или педиатрический факультет, проходящий ежегодное повышение квалификации.
Именно такие специалисты работают в клинике «Инфинити» в Санкт-Петербурге.
Роль физических упражнений в восстановлении
Когда человек получает какую-либо травму, организм развивает защитную реакцию и ограничивает подвижность травмированного места.
Человек на подсознательном уровне принимает вынужденное положение: сгибается при болях в животе, не разгибает больную спину, полностью не наступает на больную ногу.
Это отражается на повседневном образе жизни: человеку сложно сидеть, ходить, и даже принимать пищу.
Когда человек получает какую-либо травму, организм развивает защитную реакцию и ограничивает подвижность травмированного места
В нашем сознании всю жизнь пребывает правило: если хочешь вылечиться, то меньше двигайся, соблюдай постельный режим.
При переломах накладывают гипс, после операций носят бандаж, после растяжения позвоночника носят полужесткий корсет и в особенно тяжелых случаях запрещают вставать с постели.
Что может быть проще лечения «не двигайся и выздоравливай»? Но почему тогда после такого лечения, когда затягиваются раны и срастаются переломы, полного выздоровления так и не наступает?
После снятия гипса, корсета, бандажа человек не может полноценно двигаться. Мышцы слабеют и даже простые нагрузки даются с большим трудом.
При долгом бездействии развивается атрофия — мышцы сужаются, становятся менее функциональными и далее полностью угасают. Именно поэтому здоровая рука и рука после гипса разительно отличаются, мышечный тонус падает, травмированная рука становится слабее и тоньше. А человек, пролежавший долгое время и вовсе может учиться ходить заново.
Чтобы избежать подобных последствий, необходимо дозированно внедрять в свою жизнь двигательную активность — заниматься лечебной гимнастикой.
Важно делать это правильно — без лишних нагрузок на поврежденные части тела или органы, избегать болевые ощущения и не доводить себя до изнеможения.
Смысл лечебной физической культуры — гармония и баланс между покоем и движением.
Необходимо понимать, кому, когда и какие упражнения будут полезны, а кому действительно стоит воздержаться от активности. Определить это может только специалист по ЛФК.
Как сказал знаменитый древнекитайский медик, основатель китайской гимнастики Хуа То (второй век н. э.):
«Тело требует движения, но не до изнеможения, ибо движение дано для избавления от дурного духа, увеличения потока крови к недугам и исцеления».
При каких заболеваниях необходима лечебная физическая культура?
Лечебная физкультура полезна при следующих нарушениях:
- заболевания опорно-двигательной системы (проблемы с осанкой, при остеохондрозе, сколиозе, коксартрозе);
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- заболевания дыхательной системы;
- заболевания ЖКТ;
- при травмах, операциях на грудной клетке;
- восстановление потерянных способностей, например, обучение ходить.
Комплекс упражнений ЛФК
ЛФК для шейного отдела позвоночника
Упражнения для шейного отдела направлены прежде всего на укрепление мышц шеи. На первом этапе выполняются упражнения для активации кровоснабжения, на втором этапе — лечебные и на третьем — происходит закрепление результатов.
УПРАЖНЕНИЕ №1
- Исходное положение — лежа на спине на полу с прямыми руками и ногами.
- Поднимаем голову на 10-15 см и фиксируем на 10 секунд и плавно опускаем.
- Повторяем три раза.
УПРАЖНЕНИЕ №2
- Исходное положение — лежа на спине на полу с поднятыми к потолку руками.
- Отрываем лопатки от пола. Вы должны почувствовать напряжение в мышцах шеи.
- Повторяем 8 раз.
УПРАЖНЕНИЕ №3
- Исходное положение — лежа на спине на полу с прямыми руками.
- На вдохе сгибаем ноги в коленях и прижимаем к груди, руки вытягиваем вверх.
- На выдохе возвращаемся в исходное положение.
- Голова должна быть все время прижата к полу.
- Повторяем 6 раз, давим затылком на пол и задерживаем положение на 5 секунд.
ЛФК для грудного отдела позвоночника
УПРАЖНЕНИЕ №1
- Исходное положение: в положении стоя расставляем ноги на ширину плеч и выпрямляем руки над головой.
- Далее тянемся каждой рукой по очереди к потолку.
- Все необходимо делать медленно и плавно.
- Повторяем три раза.
- Вы почувствуете напряжение мышц грудного отдела.
ЛФК для грудного отдела позвоночника (упражнение № 1)
УПРАЖНЕНИЕ №2
- Исходное положение — лежа на животе с разведенными в стороны руками.
- Поднимаем голову так, чтобы почувствовать напряжение мышц спины и замираем на 5 секунд.
- Плавно опускаем руки и повторяем упражнение 4 раза.
ЛФК для грудного отдела позвоночника (упражнение № 3)
УПРАЖНЕНИЕ №3
- Исходное положение — лежа на спине на полу, руки вдоль туловища.
- Сводим лопатки и стараемся их сомкнуть, замираем на 5 секунд.
- Расслабляемся и прижимаем спину к полу, повторяем 5 раз.
ЛФК для поясничного отдела позвоночника
Поясничный отдел наиболее уязвим перед различными патологиями, поскольку он подвержен большому давлению и ежедневным нагрузкам. ЛФК устраняет боль, спазмы в мышцах спины, отодвигает наступление отклонений. При уже имеющихся проблемах, занятия ЛФК проводят в состоянии ремиссии.
УПРАЖНЕНИЕ №1
- Исходное положение — лежа на правом боку.
- Сгибаем ноги в коленях и поднимаем правую ногу максимально высоко, фиксируем на 5 секунд.
- Повторяем тоже самое с левой ногой.
- На каждую ногу делаем по 4 подхода.
УПРАЖНЕНИЕ №2
- Исходное положение — лежа на спине на полу.
- Сгибаем руками ноги в коленях и прижимаем к груди.
- Поясница чуть оторвана от пола, Вы чувствуете напряжение мышц передней брюшной стенки, замираем на 5 секунд.
- Расслабляемся и далее делаем 2 подхода.
УПРАЖНЕНИЕ №3
- Исходное положение — лежа на спине, руки отводим назад и тянемся.
- Плавно поднимаем ноги и стараемся опустить их на голову.
- Держим ноги в максимально приближенном положении к полу 3 секунды.
- Расслабляемся и затем повторяем 3 раза.
ЛФК для поясничного отдела позвоночника (упражнение №3)
Закончим выражением уже знакомого нам Хуа То:
«Если ручка двери часто движется, то она никогда не заржавеет. Так и с человеком, если он будет двигаться, то никогда не заболеет».
Со времен жизни доктора прошло уже два века, но принципы китайской культуры здоровья все еще живы. Здоровье и долгую жизнь нужно искать в активности от утренней зарядки до восточного боевого искусства.
Поддержать здоровье и восстановиться после травм и болезней Вам помогут высококвалифицированные специалисты по ЛФК клиники Инфинити в Санкт-Петербурге.
Источник
Физкультурно — оздоровительная работа. Комплексы упражнений
Ольга Мамонтова
Физкультурно — оздоровительная работа. Комплексы упражнений
I. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Дружная семья»
1. И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину;хлопнуть перед лицом 8 раз под слова педагога:
Папа, мама, брат и я Вместе — дружная семья!
Отвести руки за спину. Повторить 3 раза.
2. Все вместе наклоняемся, Физкультурой занимаемся!
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, ладони на колени, смотреть вперед. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
3. Папа большой, А я — маленький. Пусть я маленький, Зато — удаленький.
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз.
4. Прыгаем мы дружно, Это очень нужно! Кто же прыгнет выше — Мама или Миша?
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Выполнить 6—8 подпрыгиваний; непродолжительная ходьба (5—6 сек). Повторить 2 раза.
5. Носом воздух мы вдыхаем, Ртом мы воздух выдыхаем. Не страшна простуда нам, Нам не нужно к докторам!
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
1. «Потягушки». И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и. п.
3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И. П. : стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и. п., выдох, наклон.
4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п. : о. с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.
5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И. П. : о. с., руки за голову, вдох — подняться на носки, выдох — присесть.
6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и. п.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба по массажной дорожке.
2. Катание ногами шаров.
3. Ходьба как «Петушок».
4. Гимнастика для глаз «Капает дождик»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
II. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Веселые погремушки»
Инвентарь: погремушки из расчета по 2 штуки на каждого ребенка.
Есть веселые игрушки,
— Бом-бом-бом, бом-бом-бом! Им названье — погремушки,
— Бом-бом-бом, бом-бом-бом! Любят дети в них играть,
С ними прыгать и скакать!
1. «Поиграй перед собой»
И. п. : ноги слегка расставить, погремушки за спину. Погремушки вперед, погреметь и спокойно опустить за спину. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
2. «Покажи и поиграй» И. п. : ноги врозь, погремушки у плеч. Поворот вправо, показать, поиграть, сказать «вот». Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить по 3 раза.
3.«Погремушки к коленям» И. п. : ноги врозь, погремушки в стороны. Наклон вперед, погремушки к коленям — выдох. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз. Обращать внимание детей на то, чтобы при наклоне вперед они старались ноги в коленях не сгибать.
4.«Прыг-скок» И. п. : ноги слегка расставить, погремушки опущены; 6—8 подпрыгиваний; 6—8 шагов со взмахом погремушками. Повторить 2— 3 раза.
5.«Погремушкам спать пора»
И. п. : ноги врозь, погремушки вниз. Погремушки в стороны, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3—4 раза.
При последнем повторении упражнения — присесть на корточки, погремушки под щечку.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и. п.
2. И. П. : лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и. п., наклон колен вправо, в и. п.
3. И. П. : сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» — выдох, И. П., вдох (через нос).
4. И. П. : то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. И. п. : стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши — выдох; развести ладони в стороны — вдох.
6. И. П. : о. с.Потягивания: достали до потолка, вернулись в и. п.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба по ребристой доске.
2. Катание ногами палочек.
3. Ходьба как «Медвежонок»
4. Гимнастика для глаз «Мы топаем ногами»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
III. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Разноцветные мячи»
Инвентарь: мячи резиновые в соответствии с количеством детей в группе.
Очень любят все ребята. В мячики играть, с разноцветными мячами упражненья выполнять! Мячики разные — Зеленые и красные, крепкие, новые, звонкие, веселые.
И. п. : ноги слегка расставить, мяч опущен. Мяч вверх, посмотреть, опустить, сказать «вниз». Повторить 4—5 раз.
И. п. : ноги врозь, мяч перед грудью. Наклон вперед, мяч вперед, сказать «вот он». Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз. Ноги в коленях не сгибать.
И. п. : ноги слегка расставить, мяч перед ногами, руки за спину. Присесть, катать мяч от руки к руке, остановить и быстро выпрямиться. Повторить 4—5 раз.
И. п. : ноги слегка расставить, мяч на земле, около ног, руки на пояс. Подпрыгивание вокруг мяча — круг и 8—10 шагов со взмахом рук. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.
5. «К себе и вниз»
И. п. : то же, мяч опущен. Мяч к себе, носом — вдох. Мяч опустить,на выдохе произнести: «вни-и-из». Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
«Прогулка по морю»
1. «Потягушки». И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и. п.
2. «Горка». И. П. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и. п.
3. «Лодочка». И. п. : лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища, держать, вернуться в и. п.
4. «Волна». И. п. : стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И. П., сесть слева от пяток, руки вправо, и. п.
5. «Мячик». И. П. : о. с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.
6. «Послушаем свое дыхание». И. п. : о. с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно, тихое дыхание или шумное.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба по дощечкам.
2. Воздушные ванны.
3. Ходьба как «Петушок».
4. Гимнастика для глаз «Две птички»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
IV. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Надо чисто умываться по утрам и вечерам!»
Чтобы быть здоровым,
Чистым и красивым,
Белым нежным мылом!
В одежду чистую одеться
И в детский сад пойти потом!
1. «Чистые ладошки»
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Повторить по 3 раза.
2. «Стряхнем водичку»
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки вверх; круговые движения кистью — «стряхивают водичку»; руки на пояс. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.
И. п. : ноги врозь, руки за спину. Наклон вперед, хлопнуть два раза по коленям, сказать «моем чисто». Руки за спину. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 4—5 раз.
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. 8—10 подпрыгиваний и 8—10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза.
5. «Чтобы чистым быть всегда,
Людям всем нужна. (вода!»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Подняться на носки; руки в стороны, вдох носом. Опуститься на всю стопу, руки на пояс, на выдохе произнести «вода-а-а». Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна «Дождик»
1. И. П. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами.
Капля первая упала — кап! То же проделать другой рукой.
И вторая прибежала — кап!
2. И. П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.
Мы на небо посмотрели,
Капельки «кап-кап» запели,
3. И. П. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги. Мы их вытирали.
4. И. П. : о. с. Показать руками, посмотреть вниз.
Туфли, посмотрите, мокрыми стали.
5. И. П. : о. с. Поднять и опустить плечи.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
6. И. П. : о. с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза От дождя убежим.
7. И,-.П. : о. с. Приседания. Под кусточком посидим.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба по ребристой доске.
2. Упражнение «Висы»
3. Ходьба как «Цапля» руки на поясе
Гимнастика для глаз «Пролетает «Самолет»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
V. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Платочки»
Инвентарь: платочки (25×25 см) — в соответствии с количеством детей.
Купила мама нам платочки —
И для сына, и для дочки.
Платочки надо нам надеть,—
Не будет горлышко болеть!
Сначала с ними мы играем,
Потом на шейку надеваем!
1. И. п. : ноги слегка расставить, платочек в обеих руках у груди. Выпрямить руки вперед — показать платочек. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз.
2. И. п. : ноги на ширине плеч, платочек в обеих руках внизу. Наклониться и помахать платочком вправо-влево, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.
3. И. п. : ноги слегка расставить, платочек в обеих руках внизу. Присесть, платочек вынести вперед. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.
4. И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс; 8—10 прыжков на месте. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза в чередовании с ходьбой на месте.
«Подуем на платочки»
И. п. : ноги врозь, платочек в обеих руках внизу. Подняться на носки, сделать глубокий вдох носом; платочек вынести вперед, подуть на платочек. Вернуться в и. п. Повторить 3— 4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна «Прогулка»
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и. п.
2. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п.
3. И. П. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны.
4. «Пешеход». И. П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
5. «Молоточки». И. п. : сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
6. И. П. : О. с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба на носочках.
2. Ходьба на пятачках.
3. Катание массажного мяча ногами.
4. Гимнастика для глаз «Кукушка»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
VI. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Красивые сапожки»
Шагают дружно наши ножки,
На них — красивые сапожки!
Идут сапожки по дорожке,
В них по лужам — тоже можно!
Не промокнут в дождь сапожки,
Сухими будут наши ножки!
1. «Шагают дружно наши ножки»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.
2. «Красивые сапожки»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклониться, коснуться пальцами рук носков сапожек (по возможности, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, кончиками пальцев постучать по носочкам сапожек, встать, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.
4. «Прыгают ножки, скачут сапожки»
И. п. : ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на месте с поворотом вокруг себя (2 раза в любую сторону) в чередовании с ходьбой. Повторить 2—3 раза.
«Напрыгались ножки, устали сапожки»
И. п. : ноги на ширине плеч, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «устали». Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и. п.
2. И. П. : сидя, ноги скрестно (поза лотоса, массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.
3. И. П. то же, массаж пальцев рук — от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее).
4. И. П. то же, руки вперед, массаж-поглаживание рук — от пальцев до плеча.
5. И. П. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.
6. И.П: о. с., ходьба на месте с высоким подниманием колена.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба по гимнастической палке. 4. Гимнастика для глаз «Как бьют часы»
2. Ходьба по обручу.
3. Катание массажного мяча ногами.
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
VII. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «На скамеечке с друзьями»
Инвентарь: 2 скамейки
На скамеечке с друзьями
Упражненья выполняем:
Физкультурой занимаемся.
И. п. : сидя на скамейке верхом, руки в упор сзади. Руки через стороны вверх, посмотреть вверх. Вернуться в и. п., сказать «вниз». Повторить 5 раз.
И. п. : то же, руки на пояс. Поворот вправо-назад. Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.
2. «Встать и сесть»
И. п. : то же, руки за спину. Встать, посмотреть вверх. Вернуться в и. п. Ноги не сдвигать. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
И. п. : стоять близко к скамейке, руки вниз. Встать на скамейку, сохранять устойчивое положение и сойти. Повторить 5 раз.
4. «Дышим свободно»
И. п. : ноги врозь, лицом к скамейке, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «дышим». Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
«Я на солнышке лежу»
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
2. И. П. : лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и. п., вдох.
3. И. П. : лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и. п. (одновременно опустить).
4. И. П. : лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек., вернуться в и. п.
5. И. П. : лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и. п.
6. И. П. : лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута — вдох, выдох.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Перешагивание через кубы.
2. Подняться на носочки, опуститься на стопы.
3. Гимнастика для глаз «Шел по берегу петух»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
VIII. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Елка-елочка»
Дед Мороз под Новый год
Нам подарки принесет.
Дружно к елочке пойдем,
Свои подарочки найдем.
1. «Колючие иголочки»
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, пошевелить пальцами, сказать «колючие». Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
2. «Здоровается с нами елочка, машет лапами с иголочками»
И. п. : ноги врозь, руки вниз.Взмахи: одна рука вперед, другая — назад. После 4—6 движений отдых. Приучать к большой амплитуде движений. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза.
3. «Мы очень любим елочку»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед полукругом. Вернуться в и. п. Ноги не сгибать, при наклоне смотреть вперед. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.
4. «Спрячемся под елочкой»
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, опустить голову, руками обхватить колени, сказать «спрятались». Вернуться и. п., хорошо выпрямиться. Упражнение выполнять в умеренном темпе. Повторить 5 раз.
5. «Смолою пахнет елочка»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться и. п., на выдохе произнести «а-а-ах!» Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна «Поездка»
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую, и. п., поднять левую ногу (прямую, и. п.
2. И. П. : лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и. п.
3. И. П. : лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от пола, и. п., поворот туловища влево, и. п.
4. И. П. : лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти касаются друг друга) — выдох, и. п., локти касаются пола — вдох.
5. И. П. : сидя, ноги с крестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
6. И. П. : о. с., принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты, повторить 3-4 раза.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Перешагивание через кегли.
3. Гимнастика для глаз «Веселый жук»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
IX. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Веселая физкультура»
Не скучно нам с тобой.
Будем крепкими и смелыми,
Ловкими и умелыми,
Умными и сильными.
1. «Ладони к плечам»
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. Руки к плечам, пальцами рук коснуться плеч; руки вперед, ладони вверх, голову приподнять, руки опустить. Вернуться в и. п., сказать «вниз». Повторить 5 раз.
2. «Наклонись и выпрямись»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки прямые отвести назад — верх; выпрямиться, посмотреть вверх, потянуться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, изобразить пальцами рук, как птичка клюет, произнести «клю-клю-клю». Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. 8—10 подпрыгиваний и 8—10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза.
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «ве-се-ло». Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
1. И. П. : сидя, ноги с крестно. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами).
Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.
2. И. П. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом, то же выполняется в левую сторону. Правое крыло отвел, Посмотрел.
Левое крыло отвел, Поглядел.
3. И. п. то же. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом. Я мотор завожу И внимательно гляжу.
4. И. П. : о. с. встать на носочки и выполнять летательные движения.
Поднимаюсь ввысь, Лечу. Возвращаться не хочу.
5. И. П. : о. с., крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
6. И. П. : о. с., быстро моргать глазами 1-2 мин.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба на наружных стопах краях стопы
2. Ходьба как «Петушок».
3. Гимнастика для глаз «В волшебном лису»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
X. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Мы — сильные»
Однажды наша Маша
Варила дома кашу.
В кашу масло положила.
Кашу с маслом запила.
Ешьте, дети, утром кашу,
Будете как Маша наша: Здоровыми, сильными, Крепкими, красивыми!
И. п. : ноги слегка расставить, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кулачки у плеч. Руки с силой вытянуть вверх, кулачки не разжимать. Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз.
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вниз. Вернуться в и. п. Наклон — выдох. Повторить 4—5 раз.
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. Слегка сгибать и выпрямлять ноги («пружинка»). С третьего занятия предложить подниматься на носки. После 3—4-х движений отдых. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза.
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. 3—4 раза потопать правой, потом левой ногой; сделать 6—8 подпрыгиваний. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой.
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
«Два брата, через дорогу живут.»
1. И. П. : сидя, ноги с крестно, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
2. И. П. то же, быстро моргать глазами 1-2 мин.
3. И. П. то же, массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течение 1 мин.
4. И. П. то же, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. Снять пальцы с века, повторить 3-7 раз.
5. И. п. то же, отвести глаза вправо, влево.
6. И. П. то же, отвести глаза вверх, вниз.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Гимнастика для глаз
2. Ходьба по ребристой доске
3. Катание мяча ступнями. 4. Гимнастика для глаз «Мы картинку собирали»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
XI. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Маленькие поварята»
Инвентарь: деревянные ложки (длина 15 см, из расчета по 2 ложки на каждого ребенка.
Очень дружные ребята.
Дружно суп они сварили,
Дружно ложки разложили.
А потом гостей позвали,
Суп в тарелки разливали.
Гости поварят хвалили,
Им спасибо говорили.
И. п. : ноги слегка расставить, руки с ложками вниз. Руки через стороны вверх, постучать ложками друг о друга, сказать «тук-тук». Вернуться в и. п. Следить за движениями рук. Повторить 5 раз.
2. «Покажи и поиграй»
И. п. : ноги врозь, ложки у плеч. Поворот туловища, руки вперед; показать ложки, сказать «вот», спрятать руки за спину. Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Следить за движениями рук. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.
И. п. : ноги врозь, ложки у груди, руки согнуты в локтях. Наклон вперед и одновременно взмах ложек назад, выдох, смотреть вперед. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз.
И. п. : ноги слегка расставить, ложки в стороны (вертикально). Присесть, коснуться земли справа (слева). Вернуться в и. п. Следить за ложками. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.
5. «Ложки в стороны и вниз»
И. п. : ноги врозь, руки с ложками вниз. Ложки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «вни-из». Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
1. И. П. Лежа на спине; ноги прямые. Согнуть ноги в коленях, выпрямить.
2. И. П. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, выполняя непроизвольные движения тела.
3. И. П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.
4. И. П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поднять ноги, поболтать ими.
5. И. П. Сидя. Поднять ноги, согнутые в коленях, покачать ими.
6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Гимнастика для глаз
2. Ходьба по ребристой доске
3. Катание мяча ступнями. 4. Гимнастика для глаз «Глаза отдыхают»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
XII. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Мы — пушистые комочки»
Мы — пушистые комочки, Мамины сынки и дочки,
Любим мы играть,
Как домой вернемся с улицы,
Нас обнимет мама-курица.
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в стороны; помахать ими — крылышки машут; опустить руки. Вернуться в и. п. Опускать руки медленно и говорить «пи, пи, пи». Повторить 4—5 раз.
2. «Цыплята пьют водичку»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки отвести назад, сказать «пьют». Вернуться в и. п. Голову приподнимать. Повторить 5 раз.
3. «Мы — пушистые комочки»
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. Присесть, руками обхватить колени. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. 2—3 — «пружинки»; 6—8 подпрыгиваний; 8—10 шагов со взмахом руками. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.
5. «Цыплятам спать пора»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «спа-а-ать». Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
1. И. П. Лежа на спине, руки, согнутые в локтях перед собой. Поочередное сгибание и разгибание ног, касаясь локтями коленей.
2. И. П. Лежа на спине, руки согнуты в локтях, ноги — в коленях. Побарахтаться, как жучок
3. И. П. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Надуть живот, как мячик, удержать положение, не дыша, 2-3 секунды.
4. И. П. Сидя, скрестив ноги, руки на коленях. Наклоны к коленям — поочередно к правому, левому.
5. И. П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на правое, потом на левое плечо.
6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба по массажной дорожке.
2. Катание ногами шаров.
3. Ходьба как «Петушок».
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
XIII. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Очень маму я люблю»
Очень маму я люблю,
Ей цветочки подарю
Синие и красные.
Сегодня праздник – мамин день,
Нам маму поздравлять не лень!
— Будь, мамочка, красивой, Здоровой и счастливой!
1. «Нам в праздник весело»
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Руки через стороны вверх, хлопнуть, сказать «хлоп», руки за спину. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
2. «Очень маму я люблю»
И. п. : ноги слегка расставить, руки в стороны. Обхватить плечи обеими руками, сказать «люблю». Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
3. «Подарю цветочки маме»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед, ладони вверх, сказать «дарю». Вернуться в и. п., выпрямиться, потянуться. Повторить 4—5 раз.
4. «Солнечные зайчики»
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. 8—10 подпрыгиваний с хлопками. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза, чередуя с ходьбой. Заканчивая упражнение, продлить ходьбу.
5. «Весенний ветерок»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом, вернуться в и. п., на выдохе произнести «у-у-ух!» Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и. п.
2. И. П. : лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и. п., наклон колен вправо, в и. п.
3. И. П. : сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» — выдох, И. П., вдох (через нос).
4. И. П. : то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. И. п. : стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши — выдох; развести ладони в стороны — вдох.
6. И. П. : о. с.Потягивания: достали до потолка, вернулись в и. п.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба по ребристой доске.
2. Катание ногами палочек.
3. Ходьба как «Медвежонок».
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
XIV. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Котята»
У нашей Мурки есть котята —
Пушистые, веселые ребята.
И молочко лакают.
Очень любят детки котяток —
Пушистых, веселых, игривых ребяток.
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину, сжать в кулачки. Руки вперед — «мягкие лапки»; разжать кулачки, пошевелить пальцами — «а в лапках — царапки». Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
2. «Котята катают мячики»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Наклон вперед; выполнить 3— 4 взмаха руками вперед-назад, слегка пружиня колени. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
3. «Где же хвостики?»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Выполнять наклоны вправо и влево. Дыхание произвольное. Повторить по 3—4 раза в каждую сторону.
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. 2—3 «пружинки», б— 8 подпрыгиваний, 8—10 шагов. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «ды-ы-шат». Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
«Прогулка по морю»
1. «Потягушки». И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и. п.
2. «Горка». И. П. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и. п.
3. «Лодочка». И. п. : лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища, держать, вернуться в и. п.
4. «Волна». И. п. : стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И. П., сесть слева от пяток, руки вправо, и. п.
5. «Мячик». И. П. : о. с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.
6. «Послушаем свое дыхание». И. п. : о. с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно, тихое дыхание или шумное.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба по дощечкам. 4. Гимнастика для глаз «Волшебные часы»
2. Воздушные ванны.
3. Ходьба как «Петушок».
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
XV. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
К детям гуленьки прилетели,
Детям гуленьки песню спели: —
Детки малые, не шалите,
Детки малые, подходите.
Вокруг нас в кружок вставайте,
В кругу место занимайте.
Будем вокруг вас летать, Будем с вами мы играть.
1. «Гуленьки греют крылышки на солнышке»
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед; поворачивать ладони вверх-вниз, сказать «горячо». Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз.
2. «Летают гули-гуленьки»
И. п. : ноги врозь, руки вниз.Взмахи: одна рука вперед, другая — назад, слегка пружиня колени; после 3—4-х движений рук — отдых. Вернуться в и. п. Приучать к большой амплитуде. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза.
3. «Гуленьки клюют крошки»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, смотреть вниз; руки отвести назад-вверх, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
4. «Скачут-пляшут гуленьки»
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. Легкое подпрыгивание и встряхивание кистями рук. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой после 6—8 движений. Дыхание произвольное.
5. «Улетели гуленьки»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна «Дождик»
1. И. П. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами.
Капля первая упала — кап! То же проделать другой рукой.
И вторая прибежала — кап!
2. И. П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.
Мы на небо посмотрели,
Капельки «кап-кап» запели,
3. И. П. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги. Мы их вытирали.
4. И. П. : о. с. Показать руками, посмотреть вниз.
Туфли, посмотрите, мокрыми стали.
5. И. П. : о. с. Поднять и опустить плечи.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
6. И. П. : о. с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза От дождя убежим.
7. И,-.П. : о. с. Приседания. Под кусточком посидим.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба по ребристой доске. 4. Гимнастика для глаз «На берегу»
2. Упражнение «Висы»
3. Ходьба как «Цапля» руки на поясе
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
XVI. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Зайчики и белочки»
Зайчики и белочки,
Мальчики и девочки,
Стройтесь дружно по порядку,
Начинаем мы зарядку!
Носик вверх — это раз,
Хвостик вниз — это два,
Лапки шире — три, четыре.
Прыгнем выше — это пять.
Все умеем выполнят
1. «Одна лапка, другая»
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед; ладони на колени, сказать «крепкие», смотреть вперед; руки на пояс. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
3. «Веселые белочки»
И. п. : ноги врозь, руки полочкой перед грудью. Выполнить по два наклона вправо и влево. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.
4. «Шаловливые зайчики»
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. 8—10 подпрыгиваний и 8—10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза.
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п. На выдохе произнести «мо-лод-цы». Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна «Прогулка»
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и. п.
2. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п.
3. И. П. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны.
4. «Пешеход». И. П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
5. «Молоточки». И. п. : сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
6. И. П. : О. с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба на носочках.
2. Ходьба на пятачках.
3. Катание массажного мяча ногами.
4. Гимнастика для глаз «Сова»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
XVII. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Самолеты»
Бумажный легкий самолет
Сейчас отправится в полет.
На крыльях звездочки
В кабине огоньки
Его мы сами сделали
Из бумаги белой.
Его мы в небо запускаем.
Высоко самолет летает
1.«Крепкие крылья самолета»
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны; сделать несколько подниманий и опусканий; опуская, сказать «крепкие». Вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
2.«Заводим мотор самолета»
И. п. : ноги врозь, кулачки у плеч. Поворот вправо; руки вперед, показать кулачки; повращать обоими кулачками в произвольных направлениях, сказать «вот». Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить по 3 раза.
3.«Самолет взлетает высоко»
И. п. : ноги слегка расставить, колени обхватить руками, голову наклонить к коленям. Встать, выпрямиться; подняться на носки; руки вверх, сказать «высоко». Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
4. «Прыгаем, играем, как самолеты мы летаем»
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки в стороны; помахать. Вернуться в и. п. 4—6 подпрыгиваний, 4—6 шагов. Повторить 3 раза. Дыхание произвольное.
5.«Самолеты на посадку»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., выдох через рот. Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и. п.
2. И. П. : сидя, ноги скрестно (поза лотоса, массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.
3. И. П. то же, массаж пальцев рук — от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее).
4. И. П. то же, руки вперед, массаж-поглаживание рук — от пальцев до плеча.
5. И. П. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.
6. И.П: о. с., ходьба на месте с высоким подниманием колена.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба по гимнастической палке.
2. Ходьба по обручу.
3. Катание массажного мяча ногами.
4. Гимнастика для глаз «Прогулка в лес»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
XVIII. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Разноцветная полянка»
По полянке в жаркий день
Летом нам гулять не лень;
Свежим воздухом дышать
И цветочки собирать.
Цветочки все разные —
Соберем букет большой,
А потом пойдем домой.
1. «Цветочки качаются от ветерка»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Взмахи руками вперед-назад — дует ветерок; после 4—6 движений отдых — «ветерок спит». Повторить 3—4 раза. Дыхание произвольное.
2. «Цветочки тянутся к солнышку»
И. п. : ноги врозь, руки к плечам. Руки вверх; пошевелить пальцами. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз — «маленькие цветочки»; встать. Вернуться в и. п., выпрямиться, приподнять голову — «цветочки растут». Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
4. «Дождик на цветочки кап-кап-кап»
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. 8—10 подпрыгиваний — «сильный дождик»; 8—10 шагов — «дождик кончается». Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2
5. «Соберем букет большой»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, подняться на носки, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «большой». Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна
«Я на солнышке лежу»
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
2. И. П. : лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и. п., вдох.
3. И. П. : лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и. п. (одновременно опустить).
4. И. П. : лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек., вернуться в и. п.
5. И. П. : лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и. п.
6. И. П. : лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута — вдох, выдох.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Перешагивание через кубы.
2. Подняться на носочки, опуститься на стопы.
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
XIX. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Елка-елочка»
Дед Мороз под Новый год
Нам подарки принесет.
Дружно к елочке пойдем,
Свои подарочки найдем.
1. «Колючие иголочки»
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, пошевелить пальцами, сказать «колючие». Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
2. «Здоровается с нами елочка, машет лапами с иголочками»
И. п. : ноги врозь, руки вниз.Взмахи: одна рука вперед, другая — назад. После 4—6 движений отдых. Приучать к большой амплитуде движений. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза.
3. «Мы очень любим елочку»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед полукругом. Вернуться в и. п. Ноги не сгибать, при наклоне смотреть вперед. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.
4. «Спрячемся под елочкой»
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, опустить голову, руками обхватить колени, сказать «спрятались». Вернуться и. п., хорошо выпрямиться. Упражнение выполнять в умеренном темпе. Повторить 5 раз.
5. «Смолою пахнет елочка»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться и. п., на выдохе произнести «а-а-ах!» Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна «Поездка»
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую, и. п., поднять левую ногу (прямую, и. п.
2. И. П. : лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и. п.
3. И. П. : лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от пола, и. п., поворот туловища влево, и. п.
4. И. П. : лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти касаются друг друга) — выдох, и. п., локти касаются пола — вдох.
5. И. П. : сидя, ноги с крестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
6. И. П. : о. с., принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты, повторить 3-4 раза.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Перешагивание через кегли.
3. Гимнастика для глаз «Самолет»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
XX. КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс ОРУ «Веселая физкультура»
Не скучно нам с тобой.
Будем крепкими и смелыми,
Ловкими и умелыми,
Умными и сильными.
1. «Ладони к плечам»
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. Руки к плечам, пальцами рук коснуться плеч; руки вперед, ладони вверх, голову приподнять, руки опустить. Вернуться в и. п., сказать «вниз». Повторить 5 раз.
2. «Наклонись и выпрямись»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки прямые отвести назад — верх; выпрямиться, посмотреть вверх, потянуться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, изобразить пальцами рук, как птичка клюет, произнести «клю-клю-клю». Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.
И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. 8—10 подпрыгиваний и 8—10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза.
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «ве-се-ло». Повторить 3—4 раза.
Гимнастика пробуждения после дневного сна «Самолет»
1. И. П. : сидя, ноги с крестно. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами).
Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.
2. И. П. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом, то же выполняется в левую сторону. Правое крыло отвел, Посмотрел.
Левое крыло отвел, Поглядел.
3. И. п. то же. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом. Я мотор завожу И внимательно гляжу.
4. И. П. : о. с. встать на носочки и выполнять летательные движения.
Поднимаюсь ввысь, Лечу. Возвращаться не хочу.
5. И. П. : о. с., крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
6. И. П. : о. с., быстро моргать глазами 1-2 мин.
Комплекс корригирующей гимнастики с использованием массажных дорожек.
1. Ходьба на наружных стопах краях стопы
2. Ходьба как «Петушок»
Основной комплекс артикуляционная гимнастика
Небольшой стишок на тему «Моя семья» Здравствуйте, хотела поделиться своим небольшим творчеством, с сыном участвовали в конкурсе и сочинили небольшой стишок на тему «Моя семья».
Комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста. Раз в две недели нам приходится писать в плане комплекс утренней гимнастики. Удобно иметь картотеку, а в плане указывать номер комплекса.
Источник