Консультация для воспитателей: Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навы
ЕкатеринаЩербина
Консультация для воспитателей: Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навы
Консультация для воспитателей: «Комплекс упражнений для совершенствования голосо — речевых навыков».
Учитель-логопед Щербина Е. Б.
14слайд 1) Дыхание — это энергетическая база речи, поэтому первой «сту-пенькой является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняются следующие упражнения: встать прямо и спокойно дышать, положив одну руку на живот, для контроля движений диафрагмы, а другую — сбоку на рёбра, для контроля движений грудной клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с., а затем осуще-ствляем вдох через нос и выдох через рот.
2) Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем уд-линяем выдох до 10 и 15.
3) Долго произносим звук [м], направляя его как бы в маску, с целью, нахо-ждения для себя наиболее оптимального, удобного звучания. Упражнение должно выполняться свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечево-го пояса, живота были расслаблены.
15 слайд. Данное упражнение в сочетании с постукивающим движением пальцев называется вибрационным гигиеническим массажем и служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица.Массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных:
1. постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук «мммм»; 2. кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук «мммм»; 3. кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук «ввввв»; 4. кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук «зззззз»; 5. кончиками пальцев области груди, озвучивая согласный «ддддд».
16 слайд 5) Произносим слоги «ра-ра, ра-ро, ра-ру, ра-рэ, ра-ры» с поворо-тами головы то вправо, то влево. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц гортани.
17 слайд 6) Упражнения основного комплекса органично дополняет ком-плекс парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Парадокс её заклю-чается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе.Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения «тяжести в голове«; ак-тивизирует носовое дыхание; способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др. Упражнения основного комплекса дыхательной гимнастики А. Н.Стрельниковой включают следующие реко-мендации: думать только о вдохе носом, тренировать вдох, он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный; вдох делать одновременно с движением, в ритме своего шага, выдох — ре-зультат вдоха, надо стараться не замечать выдоха, он должен быть естествен-ный, пассивный, самопроизвольный. Комплекс включает следующие упраж-нения:
«Повороты головы«— исходное положение: встать прямо. Повернуть голову вправо и сде-лать короткий шумный вдох. Затем сразу же (без остановки посередине) повернуть голову влево, шумно и коротко «понюхать воздух» слева. Выдох происходит во время поворота головы, однако внимание на нем не акцентируется. И так 16 движений. Ни в коем случае нельзя напрягать шею. Туловище должно быть неподвижно, плечи не движутся вслед за головой и не поднимаются.
«Тянем канат»— исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть, руки согнуть в локтях, как будто что-то тянем, сделать короткий шумный вдох, вернуться в исходное положение.
«Обними плечи»— исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, ладони сжаты в кулаки. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же после короткого вдоха руки расходятся в разные сто-роны. В этот момент на выдохе пассивно уходит воздух.
18 слайд 7) Для тренировки мышц артикуляционного аппарата мы пред-лагаем комплексы артикуляционной гимнастики, которые оформлены в виде «сказок о весёлом язычке». Комплексыможно выполнять вместе с детьми:
Жил был дружок весёлый язычок (высунуть широкий язык) в своем малень-ком домике (улыбнуться, показав зубы). Утром язычок выходил на крылечко (положить язык на нижнюю губу, смотрел вверх (потянуть кончик языка к носу, светит ли солнышко, вниз (потянуть язык к подбородку, высохли ли лужи (упражнение выполняется 6-8 раз, играл на дудочке (вытянуть губы в трубочку 6-8 раз) и к его домику сбегались веселые пони (поцокать язычком). На пони язычок ехал к тётушке, которая встречала его приветливой улыбкой (улыбнуться). Тётушка пекла блинчики (высунуть язык пошлёпать по нему п-п-п-п-п, которые язычок очень любил есть с клубничным вареньем (облизать губы). Во дворе у тётушки жил хомячок (перекатываем воздух из одной щеки в другую, язычок любил играть с хомячком (упираем язык то в правую, то в левую щеку) и дразнить индюка (пошлепываем по верхней губе бл-бл-бл). Вечером за язычком приходила мама и пела ему песенку (пропеть аааааааааа, язычок улыбался (растянуть губы на улыбку) и засыпал (зевнуть с закрытым ртом).
19 слайд 8) Для развития силы голоса мы предлагаем произносить звук [у],имитируя различные ситуации:
• гудит пароход, который находится далеко в море;
• гудит пароход, который стоит у причала;
• свистит паровоз, который подходит к станции;
• свистит электричка, которая проносится мимо станции.
20 слайд Изменение высоты голоса — одно из наиболее значительных ору-дий его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, которая ок-рашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса мы предлагаем следующие упражнения:
«Колокол» — «раскачиваем колокол», одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала «мы раскачиваем небольшой колокол», произно-ся дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем — «массивный колокол», произнося бом-бом-бом низким голосом, затем — «бубенчики», произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.
«Генератор звука» — тянем гласные звуки [а], [о], [у], постепенно изменяя вы-соту голоса, как будто поворачиваем ручку звукового генератора
«Инопланетянин» — попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук [у] произносился низким голосом, а [и] — высоким
«Шагаем по ступенькам» — произносим фразы «Первый этаж,второй этаж:седьмой этаж», постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по сту-пенькам.
22слайд Речь, произносимая громким выразительным голосом, но слишком быстрая или чересчур медленная тяжело воспринимается слушателями. Для тренировки темпа речи мы рекомендуем последующий комплекс:
прочитать скороговорку: «Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ» в том темпе, который подсказывает ситуация,а ситуации следующие:
• вы диктуете нерадивому ученику данное сообщение.
• вы рассказываете данную новость хорошему другу в неторопливой бе-седе.
• вы рассказываете данное сообщение большой аудитории.
• вы рассказываете данную новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.
Встать прямо, расслабиться,на медленном выдохе передать стук колес поезда в разном темпе:
•поезд отходит от станции:тук-тук-тук-тук:
•мчится быстрее: так-чики,так-чики,так-чики.так-чики:
11) Для того, чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной необ-ходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализа-тора: хорошее речевое дыхание, чёткая артикуляция, богатая интонация. Да-лее приводим упражненияна развитие всей мелодико-интонационной сторо-ны речи:
Произнести с интонациями радости, удивления,восхищения скороговорку:
Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки.
Произнести с интонациями порицания, печали,безразличия скороговорку:
Зимой бы съел грибок, да снег глубок.
Произнести с вопросительной интонацией скороговорки:
Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?
Проворонила ворона вороненка?
Около колодца кольцо не найдется?
Произнести строчки из различных стихотворений сначала с интонацией во-проса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос,например:
Воет ветер в степи огромной? — Воет ветер в степи огромной
Собирала Маргарита маргаритки на горе? — Собирала Маргарита маргаритки на горе и др.
Прочитать стихотворения, повышая на пол тона каждую строчку, как бы идя вверх по лестнице, чтобы звук голоса усиливался:
Что глядите на меня,
И о чем звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Прочитать заданный текст с интонациями удивления, страха,восхищения: «Уля ли я ли? Ульян ли я ли? Оля ли я ли? Осип ли я ли? Аля ли я ли? Алик ли я ли? Эля ли я ли? Эдик ли я ли? Или я Ирина? Или я Илья?».
Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна.Тре-буется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные уп-ражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обра-титься к врачу фониатру. Мы надеемся, что предложенный комплекс упраж-нений поможет воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые воз-можности, что повысит эффективность их работы.
Рекомендуемая и использованная литература:
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у де-тей. — М., 2005-192c.
2. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой в 2-х частях ч. 2 — М., 1988 — 280с.
3. Зарицкий Л. А, Тринос В. А., Тринос Л. А. Практическая фониатрия — Киев, 1984-165c.
4. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстрой-ствах голоса — М., 1961-51c.
5. Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса — М., 1989 — 54с.
6. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. — Екатеринбург 1992-319c.
7. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных на-рушениях голоса. Методические рекомендации. / сост. О. С. Орлова, Ю. С. Василенко и др. — М., 1990-21c.
8. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии М., 2007 — 144с.
9. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения — М., 2003 — 304с.
10. Максимов И. И. Фониатрия. Изд. Медицина — М., 1987-286c.
11. Пекерская Е. М. Вокальный букварь — М., 1996 — 126с.
12. Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. — М., 2005-160c.
Комплекс упражнений на фитболах для детей дошкольного возраста «И сколько хочешь радуйся, играй на все лады» Веникова Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 4» Уважаемые родители! Помните.
Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста 1 этап: Дидактическая игра «Чайник» Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу. Я — чайник, ворчун, Хлопотун, сумасброд,.
Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой.
Комплекс упражнений при нарушении осанки (для занятий в домашних условиях) Цель: Укрепление мышц спины, плечевого пояса и живота. — Укрепление следует проводить ежедневно, желательно 2 раза в день – утром и вечером.
Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом — ура!» Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом – ура!» (Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы) Вводная часть.
Консультация для воспитателей «Использование музыкально-речевых игр в работе с дошкольниками» Речь — является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание.
Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.
Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ Автор: Марина Ромахова Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить. Развитие речи.
Памятка для воспитателей II младшей группы. Профилактика речевых нарушений. Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством.
Источник
Картотека игр и упражнений для тренингов с педагогами
Слизова Кристина
Картотека игр и упражнений для тренингов с педагогами
Участники тренинга садятся по кругу.Любому участнику предлагается начать: назвать своё имя и растение, с которым он себя ассоциирует.
Затем следующий называет своё имя и растение. А потом повторяет имя и растение предыдущего выступающего. И так далее.
Каждый из участников отвечает на два вопроса: 1. Что вы ожидаете от посещения тренинга? 2. Что вы хотите добить в тренинге? В конце упражнениякаждый должен сформулировать утвердительное высказывание: «В этом тренинге я добьюсь (приобрету, научусь) …»
Участники тренинга встают в круг. Один из участников здоровается с соседом, прикасаясь к любой части его тела. Это движение проходит по кругу. Выбывает тот, кто засмеялся. Затем следующий участник здоровается своим способом и т. д.
«Вырвись из круга»
Участники тренинга делятся на две группы, в каждой группе выбирается доброволец. Добровольцы выходят за дверь, и им даётся инструкция: любым способом вырваться из круга. Группам, оставшимся,а аудитории: выпустить вырывающегося, только в том случае, если он вежливо попросит его выпустить, сказав при этом «пожалуйста».
Один стул убирают из круга. Выбирают ведущего, задача которого назвать какой-нибудь признак, свойство, качество внешнее или внутреннее (например: все блондины поменяйтесь местами или кто любит апельсины поменяйтесь местами) и участники группы, обладающие этим качеством должны быстро поменяться местами, кто остался без стула становиться ведущим.
«Быть уверенным в себе – это значит»:
Участники по очереди высказывают свои предположения о том, каким должен быть уверенный человек. Затем тренерприводит сведения из научной литературы:
* Делать то, что хочешь, как хочешь и когда хочешь
* При сравнении себя с другими не допускать большого разрыва
* Не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие
* Знать свои права и уметь их отстаивать
* Быть настойчивым, добиваясь того, чего хочешь
* Уметь сказать «Нет», если нет желания что-либо делать
* Позволять себе ошибаться, проигрывать с достоинством
* Верить в себя и свои возможности
* Действовать уверенно, даже если на самом деле волнуешься
* Не компенсировать неуверенность агрессией
* Не компенсировать неуверенность агрессией
* Делать комплименты и с благодарностью их принимать
Радоваться новым контактам и уметь поддерживать старые.
Сейчас мы все построимся в ряд, друг за другом. Первый участник перейдёт на другую сторону воображаемого мостика, а следующий за ним участник будет пытаться пройти на другую сторону, используя при этом только вербальные средства.Задача пропускающего: выслушивать аргументы другого и решить, пропустить его или нет.Задача проходящего: уговорить пропустить его, используя при этом любые вербальные средства.
Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). «Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит и ценит в себе».На выступление отводится – 1 минута. По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения.
Участники становятся в круг «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого их нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренердолжен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнениеможет завершиться одним из трех вариантов:1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).2. Участники группы образуют два или больше независимых круга. 3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. В конце упражненияучастники отвечают на вопросы: Что им помогало и что мешало в выполнении поставленной задачи.
Участники сидят по кругу. Тренер начинает: показывает невербально какой-либо предмет и совершает с ним действие. Затем этот предмет передается по кругу и каждый совершает с ним определенные действия. И когда предмет вернется к тренеру, участники высказывают предположения о том, что это было. Каждому участнику предполагается запустить свой предмет.
«Поговори со мной»
Группа разделяется на две подгруппы, которые располагаются полукругом (стоя или сидя). Участники (это относится к обеим подгруппам) поочередно будут выходить из своего полукруга и поворачиваться к нему спиной. Члены его подгруппы будут задавать ему любые вопросы, отвечать на которые необходимо, называя имя спрашивающего. Очередность в подгруппах установите сами».
Участники делятся по парам и разыгрывается ситуация: один – спешит куда-либо, а другому необходимо с ним познакомиться. После упражнения обсуждаются результаты.
Группа садится по кругу. «Давайте представим себе, что все мы — большая пишущая машинка. Каждый из нас — буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по три буквы алфавита).Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, „поезд», и тогда тот, кому достается буква „п», хлопает в ладоши, потом мы все вместе хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква „о», и снова общий хлопок и т. д. (Тренер распределяет буквы.) Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать слово с самого начала». Тренер приступает к проведению упражнения, подбирая при этом такие слова, чтобы все члены группы могли принять в нем участие. В процессе выполнения упражнения тренерможет усложнить задачу: предложить в одном слове всем вместе хлопать в ладоши между буквами 2 раза, а в следующем — 1 раз после согласных и 2 раза после гласных, можно заменить хлопки на вставание.
Психолог предлагает каждому из участников выбрать любой предмет в комнате. Затем представить себя этим предметом и написать небольшой рассказ о себе от имени выбранного предмета. Обязательно укажите состояние этого предмета, расскажите о его жизни, о его чувствах, о его деятельности.
Когда рассказы будут написаны, психолог рассказывает о механизме проекции и сообщает, что всё что было сказано от имени выбранного предмета относится непосредственно к самому автору.
«Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ»
Психолог зачитывает первые два пункта текста: 1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье — это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать.
Затем группа обсуждает важность данных правил. Каждый участник высказывает свои предположение о том, что ему мешает, а что помогает следовать указанным правилам.
«Построиться по признаку»
Участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону. Тренер встает около одного из концов шеренги. «Все задания мы будем выполнять молча. Надо стремиться выполнить каждое задание как можно быстрее и в тоже время как можно точнее.Задание первое: надо расположиться в шеренге так, чтобы здесь, около меня стоял самый высокий из нас, а на противоположном конце шеренги — тот, у кого самый небольшой среди нас рост. Начали». После того как группа выполнила задание, тренер проходит вдоль шеренги и проверяет точность его выполнения. «Задание второе: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, на противоположном конце шеренги — с самыми светлыми волосами». «Третье задание: в начале шеренги должен стоять человек с самыми темными глазами. В конце — с самыми светлыми».
«Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ»
Психолог зачитывает 3 и 4 пункты текста:
1. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
2. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
Затем группа обсуждает важность данных правил. Каждый участник высказывает свои предположение о том, что ему мешает, а что помогает следовать указанным правилам.
Каждый участник записывает своё имя на листочке, а затем на каждую букву имени придумывает положительную характеристику.
Психолог предлагает участницам представить себя (и затем показать) идущими босиком по битому стеклу, холодному снегу, обжигающему песку и др.
Психолог предлагает изобразить себя (проиграть эту сцену перед всеми) спешащим домой после работы, едущими в переполненном транспорте, входящими в кабинет к начальнику и т. п.
«Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ»
Психолог зачитывает 5, 6,7 и 8 пункты текста:
5. Именно сегодня я продолжу свое нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.
6. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребенка.
8. Именно сегодня; я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.
Затем группа обсуждает важность данных правил. Каждый участник высказывает свои предположение о том, что ему мешает, а что помогает следовать указанным правилам.
Вместе мы – сила (два пальца)
Один из участников ложится на стол, все остальные встают вокруг и указательным и среднем пальцем обеих рук приподнимают лежащего. И некоторое время держат его на весу. Затем предлагается каждому участнику побывать в роли поднимаемого.
После завершения упражнения каждому участнику даётся возможность высказаться, поделиться своими эмоциями.
Рисование на тему «Мой ребенок. Каким я представляла его до рождения и какой он сейчас».
Психолог: «Вспомните Ваши ощущения, с которыми Вы ожидали Вашего ребенка. Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенства Вашей техники. Для вас главное — совершенствование ощущений и чувств. Каким Вы видите Вашего ребенка теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы, которые связываются в вашем сознании с ним. Каким бы он ни был, он все равно РЕБЕНОК, Ваш ребенок. Он нуждается в Вашей любви и заботе. А эти чувства всегда во все времена существования человечества были ПРЕКРАСНЫ. Желаю Вам успехов на этом пути и начали.»
Музыкальное сопровождение: «Ave Maria» Ф. Шуберта в инструментальном переложении Р. Клайдермана и Д. Ласта.
Психолог: «Мать и дитя — вечная тема в литературе, живописи, музыке, в искусстве в целом. Женщина, которая еще не стала матерью, но уже зародившая в себе будущую жизнь, иначе воспринимает мир. Она ощущает его как бы за двоих. Вспомните, как Вы ощущали первые движения Вашего ребенка. Вспомните, как Вы в них вслушивались и радовались каждому новому толчку. Женщина, несущая в себе новую жизнь, смотрит на мир двумя парами глаз, дышит, чувствует, осязает и осмысляет окружающее и за себя, и за своего будущего малыша. Вспомните, какие перевоплощения происходили с вами в то время.
Женщина долгие 9 месяцев ждет появления на свет своего маленького чуда, своего счастливого продолжения в жизни. Вспомните, как Вы постепенно наполнялись счастьем ожидания этого чуда.
И вот, наконец, наступает тот момент, когда на свет появляется ОН, так долго ожидаемый, но уже горячо любимый, плоть от плоти, кровь от крови, ее МАЛЫШ. Вспомните, то блаженство, в которое погрузилось все Ваше существо после рождения ребенка. После боли и возможных слез наступило СЧАСТЬЕ.
ОН РОДИЛСЯ! Вспомните, как Вы были счастливы тогда. Улыбнитесь же Вашему малышу. Улыбнитесь. Возьмите его на руки. Прижмите к груди. Покачайте. ОН ВАШ, ТОЛЬКО ВАШ, НАВСЕГДА ВАШ. ВАША ЛЮБОВЬ К НЕМУ ВСЕСИЛЬНА И БЕЗГРАНИЧНА!
Глубоко вздохните. Открывайте глаза».
Участники делятся по парам.Первой половине дается задание: «твой друг сегодня грустный, не разговорчивый. Твоё задание поговорить с ним и выяснить, почему он сегодня такой».
Второй половине: «Твой друг сошёл с ума и может нести всякую чушь. Твоё задание не разговаривать с ним и даже не слушать».
В конце занятия проводиться рефлексия чувств.
Участники делятся по парам, встают в круг. Один человек галет, а другой убегает. Как только убегающий станет третьим к другой паре, то первый из этой пары начинает убегать.Задача галящего: заляпать убегающего.
Все участники садятся по кругу.
«Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю „четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу „спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь, на действия друг друга».
Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1—2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении тренерможет задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»
Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.
Группа делится на 2 команды, каждая из которых выбирает «голову» и «хвост». Участники встают друг за другом, обхватывая за талию впереди стоящего человека. Задача «головы» — заляпать «хвост» другой команды, в то же время защитить свой «хвост». То есть кого задела «голова» противоположной команды, выходят из игры.
Участники тренинга садятся или встают в круг и берутся за руки с партнерами слева и справа, закрывают глаза, расслабляются и начинают медленно раскачиваться. При этом руководитель делает внушение путем создания образа шара в области солнечного сплетения каждого участника, исходящих от шара теплых лучей и передачи этого тепла партнерам слева и справа путем пожатия рук.
Участники по одному выходят из помещения, а остальные большинством голосов собирают ему «чемодан», в который кладут те качества, которые помогают или мешают ему адаптироваться в коллективе.При этом соблюдаются правила:
— класть одинаковое количество положительных и отрицательных качеств
— указывать те качества, которые появились во время занятия
— можно класть только те качества, которые поддаются коррекции.
Тренер в сборе не участвует. Выбранный секретарь фиксирует на бумаге указанные качества. Тот, кому собирался чемодан может задать любой вопрос, если ему не понятно, что написал секретарь. Свой чемодан получает каждый участник.
Упражнение “Кто Я?”
Участники группы стоят по кругу. У тренера в руках карточки, на которых написаны названия; предметов, состояний, любые понятия, например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т. п. «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача — узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, „сообщить» Светлане, что написано на карточке». Те, кто окажется в центре круга и будет отгадывать слово, постарайтесь обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас будут в ходе выполнения задания и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом. Упражнение вовлекает в работу всех участников тренинга. По завершению данного упражнения проводится рефлексия. Участники по кругу высказывают свои чувства, мысли, ощущения. Говорят о том, какие трудности у них возникали в процессе выполнения данных заданий.
«Постановка уверенной походки»
Участники образуют полукруг в форме подковы. тренер начинает показ упражнения на одном из участников. Участник встает у основания воображаемого подиума, по которому должен будет пройтись. Тренер просит участника пройтись. Затем спрашивает у наблюдающих, какая должна быть уверенная походка и чего не хватает участнику. Выслушивает предложения.Например: не хватает улыбки. Тренер просит участника максимально улыбнуться и пройтись, а затем максимально расслабить улыбку и снова пройтись. После этого прости выбрать максимально комфортную улыбку и снова пройтись.У наблюдающих спрашивает: На сколько улыбка соответствует предполагаемой? И так проделывают с каждой рекомендацией от наблюдающих. В конце поставленной походки просят испытуемого объединить всё приобретенное и пройтись походкой уверенного человека. Затем зафиксировать это состояние на телесном уровне (например, нажимая на большой палец руки). Далее участники делятся по трое и ставят друг другу походку.
«Выступление на публике»
Участники садятся полукругом. Затем по очереди стают в центр и рассказывают свою историю из жизни. Затем остальные участники начинают задавать вопросы выступающему, а задача выступающего уверенно отвечать на эти вопросы и не растеряться. В конце упражнения обсуждаются трудности.
Участники по одному выходят из помещения, а остальные большинством голосов собирают ему «чемодан», в который кладут те качества, которые помогают или мешают ему адаптироваться в коллективе.При этом соблюдаются правила:
— класть одинаковое количество положительных и отрицательных качеств
— указывать те качества, которые появились во время занятия
— можно класть только те качества, которые поддаются коррекции.
Тренер в сборе не участвует. Выбранный секретарь фиксирует на бумаге указанные качества. Тот, кому собирался чемодан может задать любой вопрос, если ему не понятно, что написал секретарь. Свой чемодан получает каждый участник.
«Зарядка позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ»
Психолог зачитывает 9 и 10 пункты текста:
9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.
10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого люблю, любят и верят мне.
Затем группа обсуждает важность данных правил. Каждый участник высказывает свои предположение о том, что ему мешает, а что помогает следовать указанным правилам.
«Каково мое отношение к моему ребенку».
Психолог предлагает родителям ответить на опросник: Каково мое отношение к моему ребенку. Затем получившиеся результаты обсуждаются в группе.
Каково мое отношение к моему ребенку:
1.Что доставляет мне неприятные ощущения в моем ребенке:
— его внешний вид;
— его интеллектуальные возможности;
— его двигательная неловкость;
2. Считаю ли я, что у меня добрый,любящий меня ребенок:
3.Как проявляется любовь моего ребенка ко мне:
— он (ока) ласкается;
— целует, обнимает меня;
— говорит мне, что любит меня;
— ему нравится, когда я его ласкаю;
— делает что-то, что мне нравится.
4. Когда я раздражена чем-либо в моем ребенке,я:
— подавляю свой гнев, но мне самой становится плохо.
5. Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке,
— желание наброситься на него и сделать все по-своему;
— чувство собственной беззащитности;
— мне хочется плакать;
— желание оставить его на некоторое время;
— потребность побыть одной.
6. Как я добиваюсь того, чтобы мой ребенок любил меня?
Участники по одному выходят из помещения, а остальные большинством голосов собирают ему «чемодан», в который кладут те качества, которые помогают или мешают ему адаптироваться в коллективе.При этом соблюдаются правила:
— класть одинаковое количество положительных и отрицательных качеств
— указывать те качества, которые появились во время занятия
— можно класть только те качества, которые поддаются коррекции.
Тренер в сборе не участвует. Выбранный секретарь фиксирует на бумаге указанные качества. Тот, кому собирался чемодан может задать любой вопрос, если ему не понятно, что написал секретарь. Свой чемодан получает каждый участник.
Психолог благодарит всех за активное участие и в память а тренингедарит каждому памятку: «Зарядка позитивного мышления».
Зарядка позитивного мышления «ИМЕННО СЕГОДНЯ»
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.
3. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье — это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
4. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать.
5. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
6. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
5. Именно сегодня я продолжу свое нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.
10. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
11. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребенка.
12. Именно сегодня; я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.
13. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.
14. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого люблю, любят и верят мне.
Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи МОУ «Средняя школа №44» г. Ярославль Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной.
Картотека дидактических игр и упражнений для детей 4–5 лет с использованием логоритмики Картотека Дидактических игр и упражнений для детей 4-5 лет организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики.
Картотека игр и упражнений для развивающих занятий Картотека игр используемых в развивающих занятиях. Ритуалы приветствия: направленные на создание эмоциональной благоприятной дружеской атмосферы,.
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки у детей первой младшей группы Карточка №1 Тема: «Переложи игрушки» Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем.
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки у детей первой младшей группы Карточка №29 Подари котику нос, рот.» Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение.
Картотека пальчиковых игр и упражнений Картотека пальчиковых игр и упражнений. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении.
Картотека пальчиковых игр и упражнений Картотека пальчиковых игр и упражнений. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении.
Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей первой младшей группы Тема недели Игра Описание До свидания, лето, здравствуй, детский сад! 4 – 29 сентября Пальчиковая игра: «Детский сад» Дружат в нашей группе.
Картотека подвижных игр и упражнений для детей младшей группы Картотека подвижных игр и упражнений для детей младшей группы Раздел: «Введение в звуковую действительность» Игра «Угадай, что делать».
Картотека упражнений, подвижных игр, сказкотерапии, поведенческих тренингов для развития познавательной сферы дошкольников Подборка упражнений, подвижных игр, сказкотерапии, поведенческих тренингов для развития: • познавательных способностей. внимания; памяти;.
Источник