Упражнения для улучшения слуха
Как тут сохранить слух, когда кругом сабвуферы, матюгальники и вувузелы? От такого шума хочется уехать куда-нибудь в глухую деревню. И там ночи напролет выполнять полезные упражнения для восстановления слуха.
Упражнения для слуха 1. «Ни одной помехи на линии!»
Зачем это: Чтобы научиться необходимой вещи — вычленять из потоков звука тот, который вам нужен.
Техника: Обзаведитесь двумя звуковоспроизводящими устройствами (подойдут, например, стереосистема и сотовый телефон с динамиком) и приятелем, которому нечем заняться. Теперь включите систему и разговаривайте с приятелем во время прослушивания музыки, не повышая голоса (можно по телефону). Усложните задачу — включите второй источник музыки и продолжайте разговаривать. Далее смотрите сами — если это очень просто для вас, можете завести разом пожарную сигнализацию, радиоузел и все пластинки на дедушкином патефоне.
Упражнения для слуха 2. «Иди на зов»
Зачем это: Чтобы обострить слух и заодно прокачать навыки ориентирования в пространстве.
Техника: Возьмите приятеля из предыдущего упражнения и заставьте его играть на чем-нибудь шумном (подойдет труба или та же вувузела). Теперь пусть он отойдет в другой угол комнаты, поиграет на трубе пару секунд, а вы закройте глаза и попробуйте найти его по звуку.
Упражнения для слуха 3. «Слышу звон и знаю, где он»
Зачем это: Вы воспринимаете звуки с помощью своего мозга. Когда звук достигает барабанной перепонки, в мозг отправляется сигнал, который распознается и фиксируется. Обратная связь тоже работает — если вы сможете выделить какой-то определенный звук из общего шума, это усилит концентрацию мозга на нем.
Техника: Все очень просто. Сидя в кресле, закройте глаза и зафиксируйте все звуки, которые вы в данный момент слышите (капанье воды, мурлыканье кота, сатанинский хеви-метал за стеной у соседа). Следующий шаг — определить, откуда исходит какой звук и проговорить это про себя. Все несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд — в звуковой какофонии легко потерять мысль.
Другие упражнения для слуха
Хотите развивать слуховую активность мозга и дальше? Да легко. Вот еще четыре варианта упражнений для слуха, выбирайте любое:
- научитесь играть на музыкальном инструменте (подойдет даже стеклянный треугольник);
- разгадывайте кроссворды, решайте судоку, собирайте пазлы, почаще берите в руки кубик Рубика;
- купите учебник по алгебре за девятый класс и решайте задачи оттуда (разумеется, не пользуясь калькулятором);
- освойте новое хобби, предполагающее какую-либо механическую работу руками — например, вязание (только никому не говорите!)
Источник
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей с нарушением слуха средней группы
Паршина Марина Сергеевна
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей с нарушением слуха средней группы
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей с нарушением слуха средней (4–5) группы
Раздел программы «Физические упражнения и укрепление здоровья»
Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.
Инвентарь: два мяча.
Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево, стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.
Методические указания. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.
Инвентарь: один мяч среднего размера.
Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Методические указания. От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры. Если играющие не знакомы,то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет. Играющие могут свободно передвигаться по кругу.
3. «Холодно – горячо, право — лево»
Цели: Учить контролировать движения и работать по инструкции.
Ход игры. Воспитатель прячет условный предмет (игрушку, а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указателям взрослого. Можно использовать план-схему.
Раздел программы «Развитие мелкой моторики»
Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, вызывать интерес к игре.
Оборудование: различного рода шнуровки, готовые или выполненные педагогом (из картона, пластмассы, дерева с различными по длине, толщине, и материалу шнурками): пуговицы, «сапоги», картинки и т. д.
Речевой материал: делайте так, узор, названия изображенных предметов, придумай.
Ход игры. Вначале педагог может показывать детям, как надо продевать шнурок в отверстия, чтобы получить тот или иной рисунок, а затем дети вслед за педагогом повторяют его действия. После этого можно предложить детям просмотреть все от начала до конца, а потом точно также выполнить рисунок шнуровки. Потом можно предложить детям уже готовую Шнуровку и попросить подумать и сделать так самостоятельно (допускаются разные пробы). Наконец,можно предложить детям шнуровку по их собственному желанию: «Придумай».
5. Собери игрушку сам
Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, привитие интереса к действиям с различными предметами, развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: любые сборно-разборные игрушки (цветы с отстегивающимися лепестками, божья коровка с отстегивающимися лапами, головой, крыльями и др. и другие подобные игрушки, готовые или сделанные руками педагогов или родителей).
Речевой материал: разбери, собери, названия игрушек, предлагаемых для сборки, делай так, верно, неверно.
Ход игры. Педагог дает ребенку любую игрушку и предлагает внимательно ее рассмотреть, затем показывает, что эта игрушка «волшебная» — ее можно разобрать и снова собрать. Педагог помогает разобрать, а затем предлагает ребенку уже самостоятельно собрать игрушку, придав ей первоначальный вид. Части игрушек могут быть на пуговицах, липучках, шнурках, крючках, кнопках.
6. Накинь кольцо
Цель: развитие общей и мелкой моторики.
Речевой материал: кольцо, бросай, попал, не попал, встань тут, молодец.
Ход игры.Педагог предлагает детям поиграть: «Будем бросать кольца. Вот так. Встань тут. Бросай. Надо попасть на палочку». Педагог демонстрирует бросок кольца, отмечает линией расстояние, необходимое для броска (сначала небольшое расстояние — 40 см, затем оно увеличивается до 1,5-2 м). Правила игры устанавливает педагог. Он может предложить допустимое количество бросков, можно устроить соревнование команд.
Коллективная фотогазета «Космическое путешествие» для разновозрастной группы детей с нарушением слуха 12 апреля вся страна отмечает День космонавтики. Этому знаменательному событию в нашей группе была посвящена неделя космоса. Мы беседовали.
Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой.
Комплекс игр и игровых упражнений развивающие навыки кодирования и декодирования для средней группы Комплекс игр и игровых упражнений развивающие навыки кодирования и декодирования для средней группы 1 “Говорящие рисунки”. Цель: формировать.
Комплекс игр и игровых упражнений развивающих навыки кодирования и декодирования для второй младшей группы Комплекс игр и игровых упражнений развивающие навыки кодирования и декодирования для второй младшей группы 1. “Придумай сам”. Цель: учить.
Комплекс игр и игровых упражнений развивающих навык кодирования идекодирования для старшей группы Комплекс игр и игровых упражнений развивающие навыки кодирования и декодирования для старшей группы 1 “Дорисовки”. Цель: учить детей осуществлять.
Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с использованием дыхательных упражнений «На море»Цель: • укреплять дыхательную систему.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе детей с нарушением слуха по теме «Овощи и фрукты» Тема: Овощи и фрукты. Цель: развивать умение употреблять в речи названия овощей и фруктов, понимать обобщающее слово «овощи» и «фрукты»,.
Проект «Использование игровых коррекционно-развивающих технологий в условиях разновозрастной группы детей с ТНР» Проблема: Особенность у детей с ТНР – это снижение речевой активности, неумение общаться друг с другом, т. к. языковые средства не совершенны,.
Развитие речи детей с нарушением слуха Развитие речи детей с нарушением слуха. В специальных условиях коррекционного обучения детей с нарушением слуха предусматривается целенаправленное.
Развиваем речь с помощью коррекционно-развивающих игр и упражнений Белоярский район Ханты — Мансийский автономный округ — Югра Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района.
Источник
Перечень игр-упражнений для слухоречевого развития детей с нарушениями слуха
Анна Куртукова
Перечень игр-упражнений для слухоречевого развития детей с нарушениями слуха
Игры-упражнения, направленные на выработку условно-двигательной реакции на звук у детей с нарушениями слуха
Цель: научить ребенка обнаруживать звук и выполнять определенное действие в ответ на услышанный звук.
Оборудование: картинка с тортом, картинки украшения для торта.
Ход игры: Ребёнок сидит за столом, перед ним рисунок торта и украшения для него. После звука он выбирает украшение для торта и прикладывает его к нему. Если ребенок прикладывает украшение, а звука не было, то оно кладется обратно на свое место.
Цель: научить ребенка обнаруживать звук и выполнять определенное действие в ответ на услышанный звук.
Оборудование: игрушечные машинки (5-8 штук, детский гараж (можно изготовить из картонной коробки).
Ход игры: Перед ребенком гараж, рядом с которым стоят машинки. В ответ, на которым стоят машинки. В ответ на предъявляемый звуковой сигнал ребенок завозит машинку в гараж.
3. «Цветик –семицветик»
Цель: научить ребенка обнаруживать звук и выполнять определенное действие в ответ на услышанный звук.
Оборудование: цветок с сердцевиной и лепестками.
Ход игры: Цветок лежит на столе перед ребёнком. Когда ребенок услышит звук, он отрывает лепесток у цветка.
Игры, направленные на обучение детей умению реагировать на начало и конец звучаний
1. «Покажи игрушку»
Цель: научить ребенка выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.
Оборудование: барабан, небольшие игрушки (куклы, мишки, зайки, большой экран или ширма.
Ход игры: Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. У каждого ребенка в руках игрушка. У педагога та же игрушка. Она спрятана за спину. Педагог воспроизводит звучание на барабане, и в момент ударов игрушка появляется из-за спины и танцует. Педагог прекращает игру на барабане и прячет игрушку вновь за спину.
По мере того, как дети овладевают этим умением, видя действия взрослого, звучания начинают предъявляться только на слух. С этой целью педагог воспроизводит удары па барабану за экраном (ширмой).
Цель: научить ребенка выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.
Оборудование: бубен, большой экран или ширма.
Ход игры: В ответ на удары по бубну дети хлопают в ладоши перед грудью (педагог стимулирует их сопровождать хлопки произнесением слогов папапа или татата (как могут, а после их прекращения опускают руки.
3. «Разбудим куклу»
Цель: научить ребенка выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.
Оборудование: кукла, часы будильник, пылесос, телефон, картинки с подписями часы, пылесос, телефон.
Ход игры: Дети полукругом сидят перед педагогом. Перед ними в кровати спит большая кукла. У педагога будильник. Он говорит: «Кукла спит». Затем он включает будильник, от звука кукла «просыпается». Он повторяет это несколько раз. В то время как еще продолжает звучать будильник, педагог спрашивает детей: «Что звучит?» и показывает картинку с подписью ЧАСЫ, которая прочитывается.
Затем детям раздаются маленькие куколки в кроватках. Педагог на глазах детей вновь заводит будильник и учит детей в момент его звучания показывать, что кукла проснулась и отвечать на вопрос «Что звучало? «показом картинки с подписью и ее прочтением.
Когда дети начнут справляться с заданием: «будить» куклу по звонку будильника в условиях, когда они видят, как педагог его заводит, звучание начинает предъявляться только на слух. В этом случае будильник заводится за экраном, ширмой.
В ходе последующих игр детей учат аналогично воспринимать звучания пылесоса, телефона или любых других бытовых шумов. В ответ дети показывают, как проснулась кукла (мишка, зайка., а в ответ на вопрос «Что звучало?» демонстрируют соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее. Вместо игрушки можно «будить» и одного и; детей: он сидит или лежит перед детьми, изображая сон, пробуждается по звуковому сигналу.
Игры, направленные на различение характеристик звуков
1. «Барабан или металлофон?»
Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из двух-четырех.
Оборудование: барабан, металлофон, большие зайка и кукла, маленькие зайки и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, МЕТАЛЛОФОН.
Ход игры: Дети сидят перед педагогом за столами. На столе у педагога сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки — барабан, около куклы — металлофон. На столах у детей или маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Педагог ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.
Педагог на глазах детей играет в разной последовательности то на барабане, то на металлофоне, не показывая при этом игрушку, соответствующую предъявляемому звучанию. Дети самостоятельно выбирают нужную игрушку (картинку, т. е. барабан — зайка, который прыгает; металлофон — кукла, которая танцует. В подтверждение правильности выбора педагог также выполняет действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или играть на металлофоне.
Когда дети начнут уверенно справляться с данным заданием, звучания начинают предъявляться им уже не слухо-зрительной, а на слуховой основе. С этой целью педагог стучит в барабан или играет на металлофоне за большим экраном или ширмой и побуждает детей выбрать нужную игрушку. Затем он, продолжая воспроизводить звучание, появляется из-за экрана (ширмы, оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла, если звучит металлофон, или прыгает зайка, если звучит барабан.
2. «Слушаем и показываем»
Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из двух-четырех.
Оборудование: барабан, бубен, дудка, гармошка, свисток, металлофон, соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, БУБЕН, ДУДКА, ГАРМОШКА, СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН.
Ход игры: Дети стоят полукругом перед педагогом. Перед педагогом три звучащих игрушки, например, барабан, дудка, гармошка. Он стучит в барабан и начинает шагать на месте, произнося татата, и побуждает детей к этому же. Педагог повторяет данное упражнение два-три раза. После каждого выполнения упражнения он спрашивает: «Что звучало? «, дети в ответ показывают соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее. Затем аналогично предъявляются звучания гармошки — танцевать (или приседать положив руки на пояс, или поднять руки над головой и вращать, или кружиться и т. п., произнося ля-ля-ля; дудки — «играть» на воображаемой дудочке — у.
Педагог в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке, то на гармошке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие. Если кто-то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение. Затем дошкольники показывают соответствующую картинку и читают подпись.
Цель: учить детей различать звучащие игрушки.
Оборудование: барабан и дудка, соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, ДУДКА, картинки с изображением этих звучащих игрушек.
Ход игры: Дети стоят полукругом перед педагогом. У педагога барабан и дудка. Он стучит по барабану, дети в ответ шагают на месте, произнося татата. В ответ на последующий вопрос «Что звучало?» они показывают соответствующую картинку и прочитывают подпись. Аналогично предъявляется звучание дудки.
Педагог на глазах детей в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие, сопровождая его произнесением слогов. Если кто-то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение. Затем дошкольники показывают соответствующую картинку и читают подпись.
Определение количества звучаний (один-много)
1. «Один или много»
Цель: учить отличать на слух однократные и многократные звучания.
Оборудование: барабан, счетный материал, таблички.
Ход игры: Дети сидят за столами, перед каждым на определенном Расстоянии два подноса — с одним предметом (или шарик, или матрешка, или елочка и т. п.) и с большим их количеством.
Педагог на глазах детей ударяет один раз по барабану, показывает поднос с одним предметом (например, шариком) и побуждает детей сделать то же. Затем все вместе хлопают в ладоши, произнося «па!». После этого он ударяет несколько раз по барабану (интервалы между ударами должны быть достаточно четкими, показывает поднос с большим количеством предметов (например, семь-восемь шариков) и побуждает к этому дошкольников. Затем все вместе многократно хлопают в ладоши, произнося папа-па-па-па.
Затем педагог предлагает детям различать один удар и большое их количество при слухо-зрительном восприятии (т. е. они видят, как педагог ударяет по барабану и слушают звук). Производя один удар или большое их количество, он спрашивает дошкольников: «Сколько?» (используются естественный жест и табличка). Дети показывают соответственно на поднос с одним или большим количеством предметов и хлопают один или много раз, произнося соответственно па или папапа-па-па.
Педагог предлагает детям послушать, как звучит один и много ударов; для этого показывая на поднос с одним предметом, он за большим экраном ударяет по барабану один раз, а затем указывает на поднос с большим количеством предметов и ударяет по барабану несколько раз подряд.
Дошкольники различают на слух один удар и несколько ударов. Каждый раз педагог в случае ошибки предлагает воспринять количество ударов слухо-зрительно (т. е. видя и слушая, а затем — на слух.
Цель: учить отличать на слух однократные и многократные звучания.
Оборудование: маракасы, бубен, деревянные ложки, металлофон, барабан, треугольник.
Ход игры: Дети запоминают звучание каждого музыкального инструмента. Затем логопед закрывает инструменты ширмой и начинает играть по одному звуку. Количество инструментов увеличивается.
3. «Что и сколько звучало»
Цель: учить отличать на слух однократные и многократные звучания.
Оборудование: кубики и шары, муз. инструмент (доступный звучанию детей): барабан, бубен, ширма.
Ход игры: Педагог слухо-зрительно дает звучание барабана сначала один. Дети должны выбрать один кубик из коробки и сказать «один». Потом дает звучание в барабан «много». Дети должны взять много кубиков. Педагог подтверждает правильность. Тоже самое дается звучание и количество с бубном, но при этом дети делают выбор шаров. Потом игра продолжается за ширмой. Дети возвращают в центр кубики. То же самое «много». После обучения игра проводится на слух. Игра повторяется несколько раз.
Игры, направленные на обучение использованию в коммуникации естественных жестов, слов и простых фраз
Цель: понимание другого человека и развивать внимание к невербальным формам общения.
Ход игры: Дети разбиваются на пары, становятся друг напротив друга. Педагог произносит предложение, которое дети должны сопровождать определенной мимикой или действием.
2. «Люблю — не люблю»
Цель: развитие естественных жестов и простых фраз.
Оборудование: картинки с изображениями фруктов, овощей.
Ход игры: Педагог, называет разнообразную пищу и показывает картинки. Дети реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.
Цель: развитие естественных жестов и простых фраз.
Оборудование: карточки с изображением настроения.
Ход игры: Детям раздаются карточки, ребенок называет изображённое настроение, и рассказывает, когда он его испытывает.
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.
Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .
Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.
Дидактическое пособие для развития ритмического слуха дошкольников «Музыкальные пуговки» Цель: Развивать ритмический слух дошкольников. Знакомить с понятиями : долгий и короткий звук. Описание пособия: доска — 45х25 см. (можно.
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.
Конспект урока чтения и развития речи «Как белка готовится к зиме» для учащихся 2 класса с недостатками слуха Конспект урока чтения и развития речи Тема: «Как белка готовится к зиме» Г. Скребицкий Цель: продолжить работу над совершенствованием навыка.
Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.
Методические приемы для развития голоса и музыкального слуха Здравствуйте,уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию методические приемы для развития голоса и музыкального слуха на примере песни.
Музыкально-дидактическая игра для развития тембрового слуха и внимания «Музыкальные жуки» Мастер — класс Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха и внимания «Музыкальные жуки» (Автор: воспитатель МДОУ №92.
Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.
Источник