Комплекс упражнений для рук для детей дцп

Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей с ДЦП.
статья на тему

Руки человека — одно из самих выразительных средств общения, во многом характеризующее личность. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. У детей с ДЦП мелкая моторика не развита. Спастика, парезы, гиперкинез затрудняют движения. Упражнения по мелкой моторике даются детям очень тяжело на начальной стадии обучения, затем они становятся стереотипными, автоматизированными, движения ускоряются.

Скачать:

Вложение Размер
igrovye_uprazhneniya_dlya_melkoi_motoriki_ruki_u_detei_s_dtsp.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у детей, страдающих ДЦП.

При определении системы работы по развитию мелкой моторики следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости — оказание помощи. Дети опускают руки в емкость с водой, самостоятельно или с помощью взрослого выполняют комплекс упражнений.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

  1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
  2. Самомассаж ладоней.
  3. Самомассаж пальцев рук.

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.

Примеры упражнений каждого из трех комплексов.

Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти рук («прямолинейное» движение).

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

— Угостить вас пирогами?

4. ^ Самомассаж кисти руки со стороны ладони.

По головке мама гладит

Так нежна её ладонь,

Словно вербы веточка.

— Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы

И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

— Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

В стенке дырочку грызет!

7. ^ Самомассаж пальцев рук. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).

Ухватили клещи гвоздь,

Может, что-нибудь и выйдет,

8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).

На лугах пасутся «барашки»,

Шубы в кудрях, погляди,

Все кудрявы, до одной,

«Бяшки» спали в бигуди,

Бегут кудрявою толпой.

Целый день всё: «Бе да бе»,

Утром сняли бигуди,

Уж такая у них мода,

Носят шубы на себе.

Попробуй гладкую найди.

У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Заморозил нас Морозко,

У него свои заботы –

Влез под теплый воротник,

Знай морозь, да посильней!

Как воришка, осторожно

Не балуй, Мороз, ну что ты

В наши валенки проник.

Так не жалуешь людей?

10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда!

11. Перекатывание мяча по дну емкости с водой с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Поиграем мы в футбол

Средний — точно уж герой,

И забьем в ворота гол!

Безымянный вдруг споткнулся

За ворота — горой!

И с досады промахнулся!

Забивает гол — вот так!

Гол забил — игре конец!

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:

1. ^ Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Эти упражнения рекомендуется проводить регулярно, в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой. Следует помнить, что эти упражнения могут проводиться как в водной среде, и как самостоятельное средство развития моторики детей с ДЦП .

  1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»). То же самое левой рукой, обеими руками.
  2. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой – по очереди «здороваются»: большой палец с большим, указательный с указательным и т.д.
  3. Выпрямит указательный палец правой руки и вращать им («оса»). То же самое пальцем левой руки.
  4. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по воде («человечек»). То же самое другой рукой, обеими руками («дети бегают наперегонки»).
  5. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, другие пальцы зажать большим пальцем («коза»). То же другой рукой.
  6. Образовать два кружка большими указательными пальцами обеих рук и соединить их («очки»).
  7. Поднять руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).
  8. Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца. То же левой рукой. Затем так же сгибать пальцы, начиная с мизинца.
  9. Сжать пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямить их. То же левой рукой.
  10. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить друг к другу, подвигать ими («двое разговаривают»).
  11. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («гнездо», «миска»).
  12. Соединить под углом кончики пальцев обеих рук («крыша», «дом»).
  13. Держа пальцы вверх, соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук. Другие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («мост», «ворота»).
  14. Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу. Затем слегка раздвинуть их и округлить («часы», «бутон»).
  15. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут» по воде («бежит собака, лошадь»).
  16. Опустить правую руку в воду, поднять указательный и средний пальцы, расставить их, пошевелить («улитка с усиками»).
  17. Правая рука как в предыдущем упражнении, а левую положить сверху («раковина улитки»).
  18. Средний и безымянный пальцы правой руки согнуты и прижаты к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуты, рука поднята вверх («кошка»).
  19. Концы пальцев направить вперед, прижать ладони друг к другу, слегка приоткрыть («лодочка»).

2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения в воде для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

На занятиях с игрушками с целью развития моторики рук ребенку предлагается выполнить различные по трудности движения. Ход занятий следующий.

Для расслабления кистей рук используют приемы, описанные выше. Затем побуждают ребенка взять правильно игрушку из разных положений — сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть её, ощупать, поманипулировать ею. Вслед за этим развивают простые действия. Вначале они осуществляются пассивно, т.е. педагог выполняет их рукой ребенка. Отрабатываются следующие действия:

  • произвольно отпустить игрушку из руки в воду (по инструкции: «Дай»);
  • вынуть — вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого;
  • покатать машину, мяч, кораблик по воде;
  • собрать из воды мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов;
  • брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью;
  • брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов).

Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин.

3.Важное место в работе по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений , производимых ребенком в воде, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивания и т.д.

При формировании мелкой моторики рук у детей с ДЦП в дошкольном возрасте необходимо учитывать следующее:

1. Принципиальный путь помощи детям с ЦП — это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.

3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.

4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Наряду с ежедневным посещением занятий, выполнением заданий, по окончанию курса реабилитации родители получают рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, страдающего ДЦП.

  1. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. — Ж. Дефектология, № 3, 1999.
  2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. — Ж. Дефектология, № 4, 1999.

Источник

ЛФК при ДЦП. Лечение ДЦП.

Пожалуй одним из важных средств реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физкультура. Цели ЛФК при ДЦП — это развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Также в задачи ЛФК при ДЦП входит обучение детей бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию. Благодаря занятиям лечебной физкультурой, у ребенка вырабатываются новые навыки и правильные движения.

Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.

Важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП обуславливается особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций. Ранние занятия должны проводиться в самом раннем детстве, чем раньше, тем лучше, и должны способствовать восстановлению нарушенных функций, потому что замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития ребенка. Занятия, проводимые с детьми, включают в себя артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.

Что касается логопедического массажа, то он состоит из массажа лицевых и артикуляционных мышц, способствует нормализации тонуса мышц и стимуляции двигательных ощущений. Как правило, в конце первого месяца жизни ребенка происходит нарастание тонуса его артикуляционных мышц.

Методика данного массажа состоит в следующем:
а) Разглаживание. Разглаживаем лоб от середины к вискам, затем от бровей к волосистой части головы, от мочек уха по щекам к крыльям носа, по верхней губе, по нижней губе и т.д.
б) Расслабление языка. Массируем точку в подчелюстной ямке, совершаем вибрирующие движениея по углам челюсти.
в) Расслабление оральной мускулатуры. Мягкими движениями массируем мышцы лба, щек, шеи, губ и языка. Поглаживаем носогубные складки.
г) Расслабление мышц шеи. Проводим массаж шеи и делаем пассивные повороты головы.
д) Точечный массаж при гиперкинезах языка. Массируем область губ, область нижней челюсти и точки в подколенной области.

В артикуляционной гимнастике используются пассивные упражнения, включающие в себя растягивание губ, собирание их в трубочку, опускание нижней губы. Лечебная гимнастика в первые недели ее проведения должна задействовать нужные мышцы, что будет способствовать правильному распределению тонуса мышц. Также в задачи лечебной гимнастики входит коррекция неправильной постановки шеи и конечностей. В целях предотвращения сокращения подвздошной мышцы и сгибательной контрактуры ребенка необходимо положить на живот, при этом на область таза надо положить мешочек с песком. Таким образом, производится выработка рефлекса с таза на туловище, с головы на туловище, а также рефлекс ползания и т.д.

С детьми до двух лет проводятся упражнения, которые способствуют нормализации работы вестибулярного аппарата. К таким упражнениям относятся следующие движения: лежа на спине и на животе — поднимать голову, наклонять туловище и т.д. Также в комплекс упражнений входит ходьба, при которой надо поворачивать голову, поднимать руки вверх, вперед, закрывать глаза и т.п.

Лечебная гимнастика (ЛГ) при ДЦП.

Перед началом занятий лечебной гимнастикой применяется криомассаж по В.И. Дубровскому для того, чтобы расслабить мышцы рук и ног. Для того, чтобы уменьшить гипертонус используется точечный массаж, сегментарный массаж, криомассаж и упражнения на растягивание. Также в комплекс ЛФК при ДЦП с успехом включается гидрокинезотерапия (аквааэробика), которая состоит из плавания, гимнастики и игр в воде. При этом температура воды должна быть не меньше 36-37 градусов. Упражнения проводятся по 15-20 минут. Курс — 20-30 процедур через день.

Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.

Для снятия гипертонуса мышц рекомендуется использовать упражнения на мяче:
1. И.П. — лежа на животе и боку, на спине. Покачивание ребенка. Также можно в этом положении проводить ему классический массаж.
2. И.П. — лежа на животе. Ребенок должен поднять и опустить руки, затем отвести их в стороны, попытаться расслабить и с силой опустить.

Примерный комплекс упражнений для детей с ДЦП в раннем возрасте

Растягивания, специальные положения и укладки.

Согнуть или разогнуть конечность, удерживая ее в таком положении не менее 5-8 секунд, затем провести поглаживание, разминание и потряхивание напряженных мышц до тех пор, пока они не расслабятся. Укладки выполняются при помощи мешочков с теплым песком. Можно сделать криомассаж спазмированных мышц. Ребенок укладывается в позу, противоположную той, при которой возникает повышенный мышечный тонус (гипертонус), и это приводит к тому, что патологический двигательный стереотип постепенно разрушается, патологическая афферентация с рецепторных полей патологически активного рефлекса снижается, и нормализуется регуляция мышечного тонуса в покое и при произвольных движениях.

При обучении бытовым навыкам (самообслуживанию) широко используются такие виды деятельности, как занятия рисованием, письмом, также у ребенка вырабатываются умения держать ложку, вилку, карандаш, зубную щетку, умываться, причесывать волосы и т.д. В тренировки включают ходьбу по ровной поверхности, по ступенькам лестницы, передвижения в специальной коляске. У ребенка вырабатывается способность стоять между брусьями (для этого устанавливаются параллельные рейки на уровне тазобедренных суставов), ходить с преодолением препятствий (в виде препятствий используются кубики, мячи, палки и др. предметы). Что касается обучения ходьбе, то сначала следует провести массаж спазированных мышц.

Также в занятия лечебной физкультурой при ДЦП необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах. Упражнения выполняются в различных положениях — стоя, сидя, лежа. Также очень полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях, с их помощью устраняются тонические рефлексы. В освоении акта ходьбы это является важным этапом

Развитию координации способствуют упражнения, в которых задействованы руки и ноги. Эти упражнения выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, а также с изменением ритма и темпа выполнения.

При наличии гипертонуса мышц быстрота движений, их координация резко снижаются. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо сделать массаж (можно криомассаж), а также вибромассаж стоп. Когда придет время непосредственно приступить к упражнениям, то сначала следует выполнять более простые упражнения в медленном темпе, с малым числом повторений. Затем постепенно следует усложнять упражнения и ускорять ритм их выполнения. Упражнения выполняются на месте и в движении (например, ходьба, бег и пр.)

Примерный комплекс упражнений ЛФК при ДЦП, направленный на восстановление нарушенной координации движений:

  1. И.П. — сидя на стуле. Взять мяч, лежащий на полу, поднять его над головой и опустить на то же место. Выполнить 3-5 раз.
  2. И.П. — сидя на стуле, руки вытянуты, в руках мяч. Правую руку с мячом отвести в сторону. Сделать то же самое в другую сторону. Выполнить 3-5 раз для каждой стороны.
  3. И.П. — сидя на стуле, руки с мячом вытянуты над головой. Опустить руки с мячом вперед. Сделать то же самое, только уже без мяча. Затем руку с мячом отвести в сторону, а другую руку — вперед. Повторить 5-8 раз.
  4. И.П. — сидя на стуле, ноги выпрямлены. Правую ногу согнуть, при этом левую руку поднять вверх. Выполнить то же самое другой ногой и рукой. Повторить 3-5 раз.
  5. И.П. — стоя, руки вытянуты прямо перед собой. Выполнять ходьбу с вытянутыми вперед руками. Делая шаг левой ногой, правую руку согнуть к плечу. Повторить то же самое с другой ногой и рукой. Выполнить 5-8 раз.

Также в занятия ЛФК можно включать различные танцевальные упражнения, упражнения на равновесие (к примеру, ходьба по начерченной на полу линии, ходьба по гимнастической скамейке, ходьба между мячами и булавами и др.), можно проводить разные эстафеты с мячами, кубиками, можно выполнять упражнения с элементами баскетбола (например, бросание мяча в корзину).

Для того, чтобы развивать подвижность позвоночника рекомендуется выполнять упражнения с использованием мячей, гимнастической палки, у гимнастической стенки. При этом можно переходить из одного исходного положения в другое: лечь — сесть, переворачиваться с боку на бок, наклониться вперед, сесть — лечь и т.п.

Больные ДЦП часто не могут делать достаточно полный выдох. Поэтому с детства это нужно исправлять, а именно — учить детей удлиненному выдоху. Для этого очень полезно надувать игрушки, шары, можно надувать волейбольную камеру, причем на выдохе надо произносить звуки: а, о, э, эх, ух и другие, особенно это надо делать, выполняя упражнения лечебной гимнастики. А если у больного имеется нарушение речи, то в этом случае комплекс лечебной гимнастики пополняется упражнениями для губ, языка и мимической мускулатуры.

Примерный комплекс лечебной гимнастики при нарушениях функции легких и речевой функции:

  1. Задуть свечу
  2. Произносить звуки А, У, О, МУ, при этом широко растянув губы.
  3. Высовывать и втягивать язык.
  4. Дуть на клочок бумаги (можно ваты). При этом сначала сделать глубокий вдох, растягивая губы, а затем протяжно выдохнуть воздух. Повторить 2-3 раза.
  5. Приоткрыть рот и двигать челюстями вправо и влево, при этом произносить звуки А, У.

Дети школьного возраста с ДЦП, занимаясь лечебной физкультурой, тренируют определенные трудовые навыки. Если поражены верхние конечности (спастическая диплегия, атонически-астатическая форма ДЦП), то ребенку рекомендуется выполнять следующие действия: умывание, чистка зубов, лепка из пластилина, печатание на машинке и др. А если у ребенка гиперкинетическая форма ДЦП или двойная гемиплегия, то тогда занятия дополняются переплетными работами, шитьем, лепкой и т.п.

Для того, чтобы разработать движения в суставах и для тренировки мышц верхних конечностей включаются пиление, строгание, пользование отверткой, стирку белья, причесывание, одевание и раздевание, садовые работы и т.д. Если у больного гиперкинетическая форма церебрального паралича, то в этом случае лечебная физкультура ставит своей целью добиться нормализации поз больного и его движений, улучшения координации движений, торможения гиперкинезов, а также проводится обучение бытовым навыкам. Очень популярны упражнения с предметами, корригирующие упражнения, а также упражнения, обучающие правильному дыханию.

При атонически-астатической форме ДЦП рекомендуется выполнять упражнения, способствующие улучшению координации, вырабатывающие умение сохранять равновесие, а также упражнения на сопротивление и упражнения для языка и мимической мускулатуры.

При двойной гемиплегии необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть — это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия. Что касается спастической диплегии, то при этом заболевании широко используются упражнения на координацию и равновесие, на расслабление, а также лечение положением. Немаловажное значение имеет обучение больных ходьбе.

Необходимо учитывать тот факт, что дети с ДЦП устают значительно быстрее, поэтому очень важно включать в занятия ЛФК при ДЦП упражнения на расслабление, делать отдых, когда это необходимо. Рекомендуется также дополнять занятия дыхательными упражнениями, а сами упражнения и игры по возможности сопровождать музыкой, делать массаж. В зависимости от того, насколько поражен нервно-мышечный аппарат ребенка, а также какого возраста ребенок, процедуры должны длиться от 8-15 минут до 30-45 минут.

Также занятия лечебной физкультурой при ДЦП проводятся, сочетая физио- и гидропроцедуры, массаж (криомассаж), медикаментозные средства.

Важно знать — при гиперкинетической форме ДЦП, занимаясь ЛФК, необходимо делать некоторые ограничения, а именно: ограничить занятия на тренажерах, упражнения с гантелями и другими тяжелыми предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции. Все эти упражнения способствуют еще большему повышению мышечного тонуса, поэтому к их выполнению надо подходить с осторожностью. Вообще, надо сказать, что больным детям нельзя заниматься на тренажерах. С возрастом ребенка возрастает формирование контрактур, повышается мышечный тонус. А занятия на тренажерах приводят к еще большим контрактурам, мышцы «забиваются», нарушается координация движений. Также происходит увеличение спастики мышц, а это часто способствует появлению боли, мышцы невозможно расслабить. Учитывая все эти факторы, лучше детям с ДЦП воздерживаться от занятий на тренажерах.

В занятия ЛФК с детьми лучше всего включать различные игры: подвижные, малоподвижные, разные эстафеты, некоторые элементы спортивных игр и т.д. Дети с ДЦП вполне могут сыграть в футбол, правда для этого им понадобится площадка с уменьшенными размерами футбольного поля, и, конечно же, время игры должно быть ограничено.

Что касается комплексного лечения ДЦП, то оно состоит из сегментарно-рефлекторного массажа, облучения лампой соллюкс, ортопедического лечения, ЛФК и др.

В задачи массажа входит: нормализация произвольных движений, мышечного тонуса, улучшение крово- и лимфотока. Также массаж способствует стимуляции ослабленной функции мышц, усилению метаболизма тканей, предупреждает возникновение контрактур.

Методика массажа состоит в следующем:
Массаж следует начинать со спины, постепенно движения рук идут от поясничной области к шее (особое внимание следует уделить массажу паравертебральным областям, для этого используется сегментарный и точечный массаж). Сначала нужно провести подготовительный массаж: поглаживание, растирание, неглубокое разминание спинных мышц. Затем проводится сегментарно-рефлекторный массаж, и, наконец, опять делается поглаживание. После завершения массажа спины, переходят на массаж ягодичных мышц и нижних конечностей (ноги массируются с проксимальных отделов), затем делают массаж рук, груди и живота. После массажа следует воздействовать на моторные точки спазмированных мышц (причем, после каждого воздействия на точку, ее следует погладить, растереть), это нужно сделать для того, чтобы снять гипертонус тех или иных мышц. При выполнении массажа грудной клетки включаются приемы активизации дыхания.

Надо отметить, что при ДЦП нельзя применять в массаже приемы рубления, поколачивания и выжимания. Также не советуется применять ЛФК в ванне, потому что это чревато переохлаждением ребенка и ведет к дополнительной спастике. Можно в стационарных условиях или условиях, исключающих переохлаждение, применять гипертермическую ванну (с температурой воды выше 38,5 градусов), но это показано лишь тем больным, у которых нет изменений со стороны сердечно-сосудистой системы. После приема ванны больному ребенку рекомендуется лечение положением (различные укладки). Также во время выполнения массажа рекомендуется делать упражнения на растяжение мышц. Продолжительность процедуры должна составлять не более 15 минут (8-15 минут). Курс составляет 20-30 процедур. В течение года следует следует выполнять 4-6 курсов.
Ортопедическое лечение детей с ДЦП ставит перед собой цель добиться устранения и профилактики контрактур, деформаций, а также добиться восстановления функциональных и компенсаторно-приспособительных возможностей ОДА. Предупреждение развития и устранение умеренных контрактур выполняется при использовании ортопедических укладок (лечение положением), протезно-ортопедических аппаратов, шин, ортопедической обуви, массажа, плавания, физио- и гидропроцедур и, конечно же, ЛФК.

К примеру, с целью устранения сгибательных контрактур в тазобедренном и коленном суставах используются мешочки с песком, шины и т.п. Если в наличии имеются спастические фиксированные котрактуры, то тогда лечение осуществляется с помощью ЛФК, фармакологии (мидокалм, аминазин, трентал и др.), физиотерапии, массажа, грязевых аппликаций. Также применяют лечение с помощью этапных гипсовых повязок (интервал использования — 7-14 дней), используются упражнения на растягивание соединительно-тканных образований, часто — вытяжение (только при том случае, если удается снять повышенный тонус мышц, так как при спастике вытяжение делать нельзя).
Для того, чтобы снять мышечный тонус, используют новокаиновые блокады, миорелаксанты, а также выполняют криомассаж спазмированных мышц, сегментарно-рефлекторный массаж и пр.

Комплекс лечебной гимнастики при ДЦП включает в себя общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения, а также упражнения на координацию, растягивание и различныые игры. Повторяемость выполнения упражнений должна быть уменьшена, а период отдыха — увеличен. Между выполнениями упражнений, в паузах, следует включать массаж (куда входит разминание, потряхивание, поглаживание спазмированных мышц, особенно мест прикрепления). В неделю следует проводить 3-4 занятия по 2 раза в день. После занятий, два раза в неделю, рекомендуется посещать сауну (баню), выполнять 1-2 захода по 3-5 минут, лежа на полке.

Надо отметить, что при таком заболевании, как ДЦП, классический массаж с его принципом физиологического расслабления мышц и придания суставам среднего физиологического положения не проводится. Поэтому, выполняя массаж больным с ДЦП следует придерживаться методики массажа произвольно напряженных мышц.

Детям с ДЦП следует делать общий массаж, используя подогретое ароматическое масло (пихтовое, оливковое, эвкалиптовое и т.п.), в массаже следует выполнять премы разминания, поглаживания, потряхивания. Особое внимание следует уделить массажу мышц спины (паравертебральным областям). Массаж нижних конечностей осуществляется с проксимальных отделов.

Детям, имеющим атонически-астеническую форму ДЦП, рекомендуется делать гидромассаж с температурой воды 37-38 градусов (давление 1,2-1,8 атм) по 5-8 минут. Курс составляет 10-12 процедур через день.

Если у ребенка вялый паралич, снижен мышечный тонус, то тогда следует делать вибрационный массаж игольчатыми вибраторами, а также массаж стоп. Курс составляет 10-15 процедур по 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка).

Учитывая форму болезни, течение заболевания, возраст больного и его функциональное состояние, больному назначается бальнеотерапия. Благодаря такой терапии происходит благоприятное влияние на нервно-мышечный аппарат, улучшается кровообращение, обменные процессы в тканях и т.п. Теплая вода уменьшает спастичность мышц, гиперкинезы, болевые ощущения и пр. Поэтому больным рекомендуется применять такие ванны, как: хлоридно-натриевые, радоновые, сульфидные, хвойно-рапные, йодо-бромные, валериановые, углекислые. Температура воды в этих ваннах должна быть 36-37 градусов. Причем, хлоридно-натриевые ванны (концетрация 10 г/л) назначаются через день по 8-15 минут. Курс составляет 10-12 процедур. Радоновые ванны (радон — от 740 до 1480 Бк/л) назначаются через день, продолжительность — 5-8 минут детям 3-6 лет и 8-12 минут детям 7-14 лет. Курс — 8-12 ванн. Йодно-бромные ванны (концетрация 90 мг/л брома и 40 мг/л йода) — продолжительность 10-15 минут. Курс составляет — 10-12 процедур. Валериановые ванны (2 л настоя валерианы на ванну) назначаются через день по 5-10 минут. Курс составляет 10-12 процедур. Хвойно-рапные ванны (в рапной или морской воде надо растворить 50 г порошка, 100 мл жидкости или 1-2 таблетки хвойного экстракта), продолжительность приема — 10-15 минут. Курс — 8-10 ванн. Сульфидные ванны (сероводород от 5 до 50мг/л), при температуре воды 35-36 градусов, продолжительность — 6-10 минут. Курс — 10-12 ванн.

Если у ребенка атонически-астатическая форма ДЦП, то ему назначаются восходящий, мелко- и крупноигольчатые души. Также рекомендуются грязевые аппликации на воротниковую зону (температура — 38-42 градуса), продолжительность процедуры — 8-15 минут, через день. Курс составляет 8-10 процедур. При наличии контрактур делаются грязевые аппликации в виде «перчаток», «трусов», «чулок», «брюк». Температура грязи должна быть 38-42 градуса, длительность процедуры — 8-15 минут, делать через день. Курс составляет 10-12 процедур.

Также больным детям показаны солнечные и воздушные ванны, после принятия которых ребенка обтирают нагретой солнцем морской водой. Плавать в море можно по истечении 7-14 дней. После того, как ребенок поплавает, его необходимо вытереть насухо, а затем можно выполнить двигательные упражнения или провести игры. Очень полезно купаться в лимане, где температура воды не ниже 28 градусов, а температура воздуха составляет 22 градуса.

Также, если есть показания, то проводятся гальванизация, электрофорез, индуктотерапия, УФ-облучение и электростимуляция.
Выполнение гальванизации проводится по лобно-затылочной и глазнично-затылочной методике, продолжительность процедуры составляет 20-30 минут. Курс — 15-20 процедур. Гальванический воротник с бромом и кальцием накладывается на 10-15 минут. Курс составляет 8-12 процедур.

Электрофорез применяют для того, чтобы снизить спастичность мышц нижних конечностей, а также повысить их функциональные возможности. Применяется электрофорез 2-3%-ного раствора бромистого натрия, 3-5%-ного раствора новокаина, 2-3%-ного раствора йодистого калия по общей методике Вермеля. Данная методика состоит в том, что один электрод, имеющий площадь 300 квадратных сантиметров, располагается в межлопаточной области, а два электрода, площадью 150 квадратных сантиметров каждый, помещаются на область икроножных мышц. Продолжительность процедуры составляет 15-20 минут при плотности тока 0,05-0,08 мА/см2. Курс — 15-20 процедур через день, можно ежедневно. Для электрофореза с успехом используются лекарственные вещества (галантамин, инвалин, прозерин, тропацин, гумизоль, 5-10% водный раствор мумие и пр.), благодаря которым происходит снижение спастичности мышц и активизация репаративных процессов в тканях.

С помощью наложения электрод-диска или электрод-кабеля (сила тока 180-200 мА) проводится индуктотермия на область грудных позвонков. Продолжительность процедуры составляет 10-20 минут. Курс — 10-12 процедур через день.
Для того, чтобы избежать неприятных, болезненных ощущений при электростимуляции, сила тока должна подбираться индивидуально. Продолжительность процедуры составляет 10-12 минут через день. Курс — 20-30 процедур.

Что касается медикаментозного лечения, то оно осуществляется с учетом клинической картины. При этом широко применяются препараты, способствующие снижению мышечного тонуса, а также активизирующие обменные процессы. Эти препараты представляют собой антихолинэстеразные, седативные и другие средства. Для того, чтобы снизить мышечный тонус, применяются центральные и периферические холинолитики, такие как мидокалм, циклодрол, тропацин и другие.

Если у больного спастическая диплегия, двойная диплегия или гемипаретическая форма ДЦП с выраженным повышенным мышечным тонусом, то тогда ему следует применять: мидолкалм (0,025 г в день, дозировка постепенно должна увеличиваться до 0,05-0,1 г, курс — 3 недели), циклодол (по 0,01-0,002 г в день, курс — 4-5 недель), тропацин (дозировка зависит от возраста ребенка — разовая доза детям до 3 лет составляет 0,001-0,002 г, 3-5 лет — 0,003-0,005 г, 6-9 лет — 0,005-0,007 г, 10-12 лет — 0,007-0,01 г. Курс составляет 3-4 недели), амизил (по 0,001-0,002 г, 3 раза в день), метамизил (от 0,001 г до 0,003 г, учитывая возраст больного, 2-3 раза в день), галантамин (нивалин) (от 0,1-0,2 мл 0,25%-го раствора детям в возрасте 1-2 лет, 3-5 лет — 0,02-0,4 мл, 6-8 лет — 0,3-0,4 мл, 9-14 лет — 0,5-0,7 мл, 15-16 лет — 0,2-0,7 мл 0,5-1%-ного раствора).

Больным с синдромом адинамии и астеническими проявлениями назначают препараты-антидепрессанты (например, ипразид, нуредал) для стимулирующего и антидепрессивного влияния на ЦНС. Причем, нуредал назначают от 0,006 г до 0,0012 г 1-2 в день (учитывая возраст больного).

Если у больного гиперкинетическая форма ДЦП, то ему назначают лекарственный препарат — карбамазин, учитывая возраст назначают в количестве от 0,025 г до 0,6-0,8 г в день, курс составляет 2 недели.
Для того, чтобы активизировать обменные процессы в тканях мозга, больным назначают церебролизин, аминалон (гаммалон) и другие препараты этой группы. Церебролизин принимают внутримышечно по 1 мл 3 раза в день. Курс — 10-15 инъекций. Аминалон надо принимать 3 раза в день по 1 таблетке. Курс приема аминалона составляет 30-40 дней.

В целях активизации обменных процессов в организме применяют витамины группы В, биогенные стимуляторы АТФ и др. Также назначается прием поливитаминных комплексовс микроэлементами, солями, больные принимают большие дозы аскорбиновой кислоты (по 1 таблетке з раза в день, продолжительность — 7-10 дней). А в осенний и зимний периоды проводится кварцевание стоп (доза составляет 5-10 биодоз). Курс — 3-5 процедур.

Детям с двигательными расстройствами легкой и средней тяжести в поздней резидуальной стадии, а также детям с умеренной степенью дебильности, которые способны самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, проводят санаторно-курортное лечение. В курс лечения входят: гидробальнеотерапия, грязевые аппликации, трудотерапия, массаж, лечебная физкультура. Причем, в первые дни нахождения в санатории (период адаптации) необходимо соблюдать щадящий двигательный режим, а затем постепенно его следует расширять, включать в занятия различные игры, плавание, ходьбу по воде вдоль берега моря и т.п.

Источник

Читайте также:  Екатерина ильченко художественная гимнастика
Оцените статью