Комплекс упражнений для ребенка инвалида

Адаптивная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Зверинцева Мария
Адаптивная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья не должны быть социально изолированными. Они имеют право участвовать во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. То же относится и к образованию.

Инклюзивное образование ставит своей целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

Основной вопрос в том, как сделать так, что бы ребенок с особенностями развития получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности, и что бы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.

При подборе содержания уроков для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принципы доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Я не буду сейчас говорить об нормативно-правовой основе инклюзивного образования. Ну и понятно, что на детей с ОВЗ необходимо писать адаптированные рабочие программы.

Думаю, что лучше сделать акцент, на самих детях с ОВЗ. А точнее на детях с нарушением речи, с нарушением интеллекта и дети с задержкой психического развития.

Именно эти дети встречаются чаще всего.

Дети с нарушением речи:

Одним их симптомов речевых нарушений является двигательная недостаточность. Это приводит к затруднению в овладении ребенком предметным миром. У многих детей с нарушением речи недостаточно развития крупная моторика. Это проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных двигательных действий, в их недостаточной точности и четкости.

Так же возникает затруднения при выполнении физических упражнений, как по наглядному методу, так и по словесному. Несовершенство мелкой моторики и кистей у детей с нарушением речи обнаруживается в плохой сформированности навыков самообслуживания. Особенно это заметно в дошкольном возрасте и в начальной школе.

Дети с задержкой психического развития

У детей с задержкой психического развития, не наблюдается тяжелых двигательных отставаний. Но все же присутствует отставание в физическом развитии, несформированность техники выполнения мелкой моторики рук, соответственно, у таких детей недостаточное формирование навыков самообслуживания. У таких детей нарушена концентрация внимания, избыточная, порой патологическая, активность, примитивная игровая деятельность.

Дети с нарушением интеллекта (У. О).

Что касается детей с нарушением интеллекта. У них недостаточная психологическая организация движений, особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности.

Так же, нарушена регуляция мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в определенном положении, в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве.

Как мы можем помочь детям с ОВЗ?

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Это форма физического воспитания предназначенная для лиц с ОВЗ, для инвалидов всех возрастов. Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре.

Регулярные занятия для таких детей являются необходимыми. Посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

Работа с детьми с ОВЗ направлена на коррекционно-компенсаторную сторону в том числе и на процесс физического воспитания. Школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности.

При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует усложнять пропорционально в соответствии возрастающими возможностями ребенка.

Помимо физического развития и активности детям с ОВЗ важно получить навыки поведения в социуме.

Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности. Большое внимание необходимо уделять знаниям правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.

Особенно эффективным в работе с детьми с ОВЗ является метод имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.

Имитационно-ролевая игра — это особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков.

Участвуя в игре (школьники и с ОВЗ и с нормой вместе) ненавязчиво усваивают теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации.

Условия игры имитируют конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила для ее участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.

На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.

На втором формулируется ее цель и конкретные учебные задачи.

На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

При подведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях.

При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т. п.

Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Источник

Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата)

Ирина Толстыгина
Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата)

Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата, II младшие и средние группы.

Общеизвестно,что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других — осознанными. Эту стихийно-моторную реакцию детей следует сделать осмысленной. Пение и движение оказывают особенно положительное воздействие на детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, и детей с речевыми нарушениями. У детей с нарушением развития опорно-двигательного данные показатели почти всегда взаимосвязаны.

Музыкально-двигательные упражнения способствуют развитию у детей тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, ее координации с движениями. При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определенному ритму и темпу. Также у ребят формируются и навыки контроля.

Пальчиковая гимнастика, логоритмические и образно — игровые упражнения способствуют улучшению координации движений, интересу детей к занятиям под музыку. У детей с нарушением развития опорно-двигательного аппарата данные приемы значительно облегчают выполнение упражнений, сохраняя при этом общую полноту воздействия на все группы мышц. Именно поэтому в основу утренней гимнастики был положен принцип коррекционной направленности — тесная связь речевого материала с музыкой и движением.

Данный комплекс утренней гимнастики — это комплекс упражнений, включающих в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленный на коррекцию различных нарушений.

*развивать у детей музыкальное восприятие, музыкально-ритмическое чувство и ритмичность движений;

*развивать пространственные и временные ориентировки;

* развивать чувство музыкального ритма

* способствовать развитию произвольного внимания, памяти, общей и мелкой моторики, координации движений

*способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей;

* способствовать активизации речи, речевого аппарата;

* развивать слуховые навыки;

* развивать подвижность пальцев, кистей рук, скорости и синхронности их движений;

* регулировать мышечный тонус рук, ног, корпуса, шеи с целью устранения напряженности, воспитания свободы движений

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Общеразвивающие упражнения под музыку

1. Упражнение «Пальчики — ручки» (Раухвергер) — формирование умения согласовывать музыку и движения, координации движений

2. «Марш» — Э. Парлов — развивать умение маршировать ритмично и бодро под музыку, поднимая колени.

3. «Большие и маленькие ножки» — Е. Тиличеева

Образно — игровые упражнения,способствующие:

— активизации речевого аппарата и двигательного;

— укреплению различных мышечных групп;

— формированию навыков согласованного движения под музыку;

— преодолению отрицательных комплексов и речевых нарушений;

развитие мелкой и общей моторики, координации движениями;

развитию музыкальной памяти

— формированию коммуникативных навыков

— регуляции мышечного тонуса мышц рук, ног, корпуса

развитию слухового внимания на музыкальном материале разного характера

1. «Веселые ладошки» — Е. Макшанцева

2. «Зайчик»— Е. Железнова

3. «Малыши-карандаши» — Г. Вихарева

3. «Червячки» — Е. Железнова

Комплекс упражнений для детей Е. Макшанцевой

ДЕКАБРЬ — ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ

Общеразвивающие упражнения под музыку.

1. Упражнение «Пальчики — ручки» (Раухвергер) — формирование умения согласовывать музыку и движения, координации движений

2. «Марш» — Э. Парлов (шагаем на месте)развивать умение маршировать ритмично и бодро под музыку, поднимая колени.

3. «Большие и маленькие ножки» — Е. Тиличеева

Образно — игровые упражнения,способствующие:

— активизации речевого аппарата и двигательного;

— укреплению различных мышечных групп;

— формированию навыков согласованного движения под музыку;

— преодолению отрицательных комплексов и речевых нарушений;

развитие мелкой и общей моторики, координации движениями;

развитию музыкальной памяти

— формированию коммуникативных навыков

— регуляции мышечного тонуса мышц рук, ног, корпуса — развитию слухового внимания на музыкальном материале разного характера

1. «Играем в снежки»

2. «Где же наши ручки»

3. «Ты похлопай вместе с нами»

Пальчиковая гимнастика.Авторы: Л. Яртова, Ю. Кудинов

1. «Упражнения для пальчиков»

МАРТ — АПРЕЛЬ — МАЙ

Общеразвивающие упражнения под музыку

1. «Марш для малышей» — Е. Железнова

2. «Ножками затопали» — Е. Тиличеева

Образно — игровые упражнения

1. «Автобус» — Е Железновы

Пальчиковая гимнастика.

Автор А. Костраба

СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ — ЯНВАРЬ

Общеразвивающие упражнения под музыку

1. Упражнение «Лапочки»— чешс. н. м. — на укрепление плечевых мышц и голеностопного сустава; формирование умения согласовывать музыку и движение; развитие координации движений.

2.«Марш» — Э. Парлова

3. Песня «Вместе весело шагать» -В. Шаинский — на координацию движений, развитие ритмико-слуховых и двигательных навыков, музыкальной памяти.

Образно — игровые упражнения,способствующие:

— активизации речевого аппарата и двигательного;

— укреплению различных мышечных групп;

— формированию навыков согласованного движения под музыку;

— преодолению отрицательных комплексов и речевых нарушений;

развитие мелкой и общей моторики, координации движениями;

— формированию коммуникативных навыков;

развитию музыкальной памяти;

— регуляции мышечного тонуса мышц рук, ног, корпуса;

развитию координации движений, вестибулярного аппарата

1. «Пильщики» — О. Боромыкова (логоритмика)

2. «Аэробика» — Е. Железнова

3. Упражнение «Часики»

Пальчиковая гимнастика (логоритмика):

1.«Семья» — Л. Гавришева

2. «Умывалочка» — Л. Гавришева

Общеразвивающие упражнения под музыку

1. «Барабанщик» — А. Раухвергера.

2. «Веселая зарядка» — В. Синявский

3. «Капитан» — на координацию движений, развитие ритмико-слуховых и двигательных навыков, музыкальной памяти.

Образно — игровые упражнения,способствующие:

— активизации речевого аппарата и двигательного;

— укреплению различных мышечных групп;

— формированию навыков согласованного движения под музыку;

— преодолению отрицательных комплексов и речевых нарушений;

развитие мелкой и общей моторики, координации движениями;

— формированию коммуникативных навыков

развитию музыкальной памяти;

— регуляции мышечного тонуса мышц рук, ног, корпуса, шеи;

развитие зрительного внимания и моторной памяти; — развитие общей и мелкой ручной моторики, самомассаж ладоней, стоп и т. д.

Комлекс для детей 3-4. «Подметаем» «Шлеп-шлеп» «Киски» «Рыбки»

1.«Кот сибирский»— О. Боромыкова (логоритмика)

2. «Чистим зубы» — О. Боромыкова (логоортмика)

3. «Зверобика» — В. Шаинский

4. «Я колю дрова»— автор О. Боромыкова (логоритмика)

5. «Маляр» (логоритмическое упраженеие)

Пальчиковая гимнастика (логоритмика):

2. «Цветки»— И. Бодраченко

МАРТ — АПРЕЛЬ- МАЙ

Общеразвивающие упражнения под музыку

«Веселый музыкант» — м. А. Филиппенко «Веселая зарядка» — А. Гедике.

Образно — игровые упражнения

1. «Кто как ходит» — автор Е. Железнова

2. «Автобус» -автор Е. Железнова

3. «Зверобика» — В. Шаинский

4. «Я колю дрова»— автор О. Боромыкова,

Пальчиковая гимнастика (с элементами логоритмики)

1. «Замок» — Е. Железнова 2. «За окошком кто шалит?» — Т. Бокач

Гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиена опорно-двигательного аппарата Признаки правильной осанки: 1. Умеренные изгибы позвоночника 2. Симетрично и паралельно расположенные.

Комплекс упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата I.Упражнения для формирования навыка правильной осанки. Основная стойка у стены, касаясь затылком, спиной, ягодицами, икрами, пятками..

Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ в средней группе Воспитатель в группе загадывает загадку детям: Зверь ушастый, летом серый, А зимою снежно-белый. Я его не испугался, Целый час за ним гонялся.

Комплекс утренней гимнастики «Самосвал» для детей младшего возраста Тема: «Самосвал» Дети заходят в зал. Берут на стойке обручи. Построение детей по кругу зала. 1. Жил на свете самосвал, Он на стройке побывал.

Конспект НОД для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в спортивном зале в рамках лексической темы «Овощи» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в спортивном зале) Лексическая.

ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста. Аннотация: в статье лечебная физическая культура при заболеваниях опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста рассматривается.

Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата В настоящее время дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата все больше интегрируются в общеобразовательную среду. Обучающиеся с НОДА.

Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Причины нарушений опорно-двигательного аппарата: 1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более.

Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Права детей-инвалидов на получение образования Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Закон.

Источник

Читайте также:  Сбалансированное питание для тренировки
Оцените статью