Адаптивная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Зверинцева Мария
Адаптивная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья не должны быть социально изолированными. Они имеют право участвовать во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. То же относится и к образованию.
Инклюзивное образование ставит своей целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Основной вопрос в том, как сделать так, что бы ребенок с особенностями развития получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности, и что бы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.
При подборе содержания уроков для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принципы доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Я не буду сейчас говорить об нормативно-правовой основе инклюзивного образования. Ну и понятно, что на детей с ОВЗ необходимо писать адаптированные рабочие программы.
Думаю, что лучше сделать акцент, на самих детях с ОВЗ. А точнее на детях с нарушением речи, с нарушением интеллекта и дети с задержкой психического развития.
Именно эти дети встречаются чаще всего.
Дети с нарушением речи:
Одним их симптомов речевых нарушений является двигательная недостаточность. Это приводит к затруднению в овладении ребенком предметным миром. У многих детей с нарушением речи недостаточно развития крупная моторика. Это проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных двигательных действий, в их недостаточной точности и четкости.
Так же возникает затруднения при выполнении физических упражнений, как по наглядному методу, так и по словесному. Несовершенство мелкой моторики и кистей у детей с нарушением речи обнаруживается в плохой сформированности навыков самообслуживания. Особенно это заметно в дошкольном возрасте и в начальной школе.
Дети с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития, не наблюдается тяжелых двигательных отставаний. Но все же присутствует отставание в физическом развитии, несформированность техники выполнения мелкой моторики рук, соответственно, у таких детей недостаточное формирование навыков самообслуживания. У таких детей нарушена концентрация внимания, избыточная, порой патологическая, активность, примитивная игровая деятельность.
Дети с нарушением интеллекта (У. О).
Что касается детей с нарушением интеллекта. У них недостаточная психологическая организация движений, особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности.
Так же, нарушена регуляция мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в определенном положении, в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве.
Как мы можем помочь детям с ОВЗ?
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Это форма физического воспитания предназначенная для лиц с ОВЗ, для инвалидов всех возрастов. Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре.
Регулярные занятия для таких детей являются необходимыми. Посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Работа с детьми с ОВЗ направлена на коррекционно-компенсаторную сторону в том числе и на процесс физического воспитания. Школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности.
При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует усложнять пропорционально в соответствии возрастающими возможностями ребенка.
Помимо физического развития и активности детям с ОВЗ важно получить навыки поведения в социуме.
Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности. Большое внимание необходимо уделять знаниям правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.
Особенно эффективным в работе с детьми с ОВЗ является метод имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.
Имитационно-ролевая игра — это особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков.
Участвуя в игре (школьники и с ОВЗ и с нормой вместе) ненавязчиво усваивают теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации.
Условия игры имитируют конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила для ее участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.
На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.
На втором формулируется ее цель и конкретные учебные задачи.
На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.
При подведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях.
При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т. п.
Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
Источник
Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата)
Ирина Толстыгина
Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата)
Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата, II младшие и средние группы.
Общеизвестно,что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других — осознанными. Эту стихийно-моторную реакцию детей следует сделать осмысленной. Пение и движение оказывают особенно положительное воздействие на детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, и детей с речевыми нарушениями. У детей с нарушением развития опорно-двигательного данные показатели почти всегда взаимосвязаны.
Музыкально-двигательные упражнения способствуют развитию у детей тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, ее координации с движениями. При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определенному ритму и темпу. Также у ребят формируются и навыки контроля.
Пальчиковая гимнастика, логоритмические и образно — игровые упражнения способствуют улучшению координации движений, интересу детей к занятиям под музыку. У детей с нарушением развития опорно-двигательного аппарата данные приемы значительно облегчают выполнение упражнений, сохраняя при этом общую полноту воздействия на все группы мышц. Именно поэтому в основу утренней гимнастики был положен принцип коррекционной направленности — тесная связь речевого материала с музыкой и движением.
Данный комплекс утренней гимнастики — это комплекс упражнений, включающих в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленный на коррекцию различных нарушений.
*развивать у детей музыкальное восприятие, музыкально-ритмическое чувство и ритмичность движений;
*развивать пространственные и временные ориентировки;
* развивать чувство музыкального ритма
* способствовать развитию произвольного внимания, памяти, общей и мелкой моторики, координации движений
*способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей;
* способствовать активизации речи, речевого аппарата;
* развивать слуховые навыки;
* развивать подвижность пальцев, кистей рук, скорости и синхронности их движений;
* регулировать мышечный тонус рук, ног, корпуса, шеи с целью устранения напряженности, воспитания свободы движений
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Общеразвивающие упражнения под музыку
1. Упражнение «Пальчики — ручки» (Раухвергер) — формирование умения согласовывать музыку и движения, координации движений
2. «Марш» — Э. Парлов — развивать умение маршировать ритмично и бодро под музыку, поднимая колени.
3. «Большие и маленькие ножки» — Е. Тиличеева
Образно — игровые упражнения,способствующие:
— активизации речевого аппарата и двигательного;
— укреплению различных мышечных групп;
— формированию навыков согласованного движения под музыку;
— преодолению отрицательных комплексов и речевых нарушений;
— развитие мелкой и общей моторики, координации движениями;
— развитию музыкальной памяти
— формированию коммуникативных навыков
— регуляции мышечного тонуса мышц рук, ног, корпуса
— развитию слухового внимания на музыкальном материале разного характера
1. «Веселые ладошки» — Е. Макшанцева
2. «Зайчик»— Е. Железнова
3. «Малыши-карандаши» — Г. Вихарева
3. «Червячки» — Е. Железнова
Комплекс упражнений для детей Е. Макшанцевой
ДЕКАБРЬ — ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ
Общеразвивающие упражнения под музыку.
1. Упражнение «Пальчики — ручки» (Раухвергер) — формирование умения согласовывать музыку и движения, координации движений
2. «Марш» — Э. Парлов (шагаем на месте)— развивать умение маршировать ритмично и бодро под музыку, поднимая колени.
3. «Большие и маленькие ножки» — Е. Тиличеева
Образно — игровые упражнения,способствующие:
— активизации речевого аппарата и двигательного;
— укреплению различных мышечных групп;
— формированию навыков согласованного движения под музыку;
— преодолению отрицательных комплексов и речевых нарушений;
— развитие мелкой и общей моторики, координации движениями;
— развитию музыкальной памяти
— формированию коммуникативных навыков
— регуляции мышечного тонуса мышц рук, ног, корпуса — развитию слухового внимания на музыкальном материале разного характера
1. «Играем в снежки»
2. «Где же наши ручки»
3. «Ты похлопай вместе с нами»
Пальчиковая гимнастика.Авторы: Л. Яртова, Ю. Кудинов
1. «Упражнения для пальчиков»
МАРТ — АПРЕЛЬ — МАЙ
Общеразвивающие упражнения под музыку
1. «Марш для малышей» — Е. Железнова
2. «Ножками затопали» — Е. Тиличеева
Образно — игровые упражнения
1. «Автобус» — Е Железновы
Пальчиковая гимнастика.
Автор А. Костраба
СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ — ЯНВАРЬ
Общеразвивающие упражнения под музыку
1. Упражнение «Лапочки»— чешс. н. м. — на укрепление плечевых мышц и голеностопного сустава; формирование умения согласовывать музыку и движение; развитие координации движений.
2.«Марш» — Э. Парлова
3. Песня «Вместе весело шагать» -В. Шаинский — на координацию движений, развитие ритмико-слуховых и двигательных навыков, музыкальной памяти.
Образно — игровые упражнения,способствующие:
— активизации речевого аппарата и двигательного;
— укреплению различных мышечных групп;
— формированию навыков согласованного движения под музыку;
— преодолению отрицательных комплексов и речевых нарушений;
— развитие мелкой и общей моторики, координации движениями;
— формированию коммуникативных навыков;
— развитию музыкальной памяти;
— регуляции мышечного тонуса мышц рук, ног, корпуса;
— развитию координации движений, вестибулярного аппарата
1. «Пильщики» — О. Боромыкова (логоритмика)
2. «Аэробика» — Е. Железнова
3. Упражнение «Часики»
Пальчиковая гимнастика (логоритмика):
1.«Семья» — Л. Гавришева
2. «Умывалочка» — Л. Гавришева
Общеразвивающие упражнения под музыку
1. «Барабанщик» — А. Раухвергера.
2. «Веселая зарядка» — В. Синявский
3. «Капитан» — на координацию движений, развитие ритмико-слуховых и двигательных навыков, музыкальной памяти.
Образно — игровые упражнения,способствующие:
— активизации речевого аппарата и двигательного;
— укреплению различных мышечных групп;
— формированию навыков согласованного движения под музыку;
— преодолению отрицательных комплексов и речевых нарушений;
— развитие мелкой и общей моторики, координации движениями;
— формированию коммуникативных навыков
— развитию музыкальной памяти;
— регуляции мышечного тонуса мышц рук, ног, корпуса, шеи;
— развитие зрительного внимания и моторной памяти; — развитие общей и мелкой ручной моторики, самомассаж ладоней, стоп и т. д.
Комлекс для детей 3-4. «Подметаем» «Шлеп-шлеп» «Киски» «Рыбки»
1.«Кот сибирский»— О. Боромыкова (логоритмика)
2. «Чистим зубы» — О. Боромыкова (логоортмика)
3. «Зверобика» — В. Шаинский
4. «Я колю дрова»— автор О. Боромыкова (логоритмика)
5. «Маляр» (логоритмическое упраженеие)
Пальчиковая гимнастика (логоритмика):
2. «Цветки»— И. Бодраченко
МАРТ — АПРЕЛЬ- МАЙ
Общеразвивающие упражнения под музыку
«Веселый музыкант» — м. А. Филиппенко «Веселая зарядка» — А. Гедике.
Образно — игровые упражнения
1. «Кто как ходит» — автор Е. Железнова
2. «Автобус» -автор Е. Железнова
3. «Зверобика» — В. Шаинский
4. «Я колю дрова»— автор О. Боромыкова,
Пальчиковая гимнастика (с элементами логоритмики)
1. «Замок» — Е. Железнова 2. «За окошком кто шалит?» — Т. Бокач
Гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиена опорно-двигательного аппарата Признаки правильной осанки: 1. Умеренные изгибы позвоночника 2. Симетрично и паралельно расположенные.
Комплекс упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата I.Упражнения для формирования навыка правильной осанки. Основная стойка у стены, касаясь затылком, спиной, ягодицами, икрами, пятками..
Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ в средней группе Воспитатель в группе загадывает загадку детям: Зверь ушастый, летом серый, А зимою снежно-белый. Я его не испугался, Целый час за ним гонялся.
Комплекс утренней гимнастики «Самосвал» для детей младшего возраста Тема: «Самосвал» Дети заходят в зал. Берут на стойке обручи. Построение детей по кругу зала. 1. Жил на свете самосвал, Он на стройке побывал.
Конспект НОД для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в спортивном зале в рамках лексической темы «Овощи» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в спортивном зале) Лексическая.
ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста. Аннотация: в статье лечебная физическая культура при заболеваниях опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста рассматривается.
Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата В настоящее время дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата все больше интегрируются в общеобразовательную среду. Обучающиеся с НОДА.
Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Причины нарушений опорно-двигательного аппарата: 1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более.
Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Права детей-инвалидов на получение образования Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Закон.
Источник