Комплекс упражнений для развития диафрагмального дыхания

«Игры и упражнения для формирования диафрагмально-релаксационного дыхания»
консультация по логопедии

«Игры и упражнения для формирования диафрагмально-релаксационного дыхания»

Скачать:

Вложение Размер
«Игры и упражнения для формирования диафрагмально-релаксационного дыхания» 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 «Искорка»

«Игры и упражнения для формирования диафрагмально-релаксационного дыхания»

Клименко Марина Михайловна

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом.

Существует три основных типа дыхания. Они различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл:

верхнее дыхание (ключичное):

среднее дыхание (реберное или грудное):

нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).

1. Верхнее дыхание

Этот способ дыхания, известен под названием «ключичного дыхания». Дыхание этого типа, расширяя ребра, поднимает ключицу и плечи. При этом используется только верхняя часть легких (по величине наименьшая), следовательно, в легкие входит лишь наименьшая часть воздуха из возможного объема. Вдобавок и диафрагма, двигаясь вверх, не имеет достаточного пространства в этом направлении. Получается при наибольшем усилии наименьший полезный результат.

Именно это дыхание преобладает при стрессе, в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения. Много болезней голосовых и дыхательных органов происходит непосредственно от этого варварского для организма способа дыхания и от того напряжения, которому он подвергает органы, столь деликатные по своему строению.

Верхнее дыхание — «наихудшее», с физиологической точки зрения. Оно расточает энергию и бедно результатами.

2. Среднее дыхание

Этот способ дыхания известен под названием реберного или междуреберного дыхания. При среднем дыхании диафрагма нажимает вверх и кишечник втягивается внутрь. Ребра при этом несколько раздвигаются и грудь, соответственно, расширяется. Грудное, или грудодиафрагмальное. дыхание происходит тогда, когда основную работу берет на себя грудная клетка. Этот тип дыхания исключительно неэффективен, поскольку в работу включается слишком много мышц, отчего наступает быстрая утомляемость, кроме того, не все отделы легких заполняются воздухом.

Вариант грудного дыхания — межреберно-диафрагмальное дыхание — возникает тогда, когда нетренированному организму приходится справляться с большими нагрузками. При этом на вдохе диафрагма поднимается вверх (хотя в норме должна идти вниз), а вдох осуществляется за счет расширения ребер, поэтому воздухом заполняются только средние и нижние отделы легких.

3. Нижнее дыхание

Этот тип дыхания гораздо эффективнее обоих, описанных выше. Он известен под именем «брюшного», «глубокого», «диафрагмального» дыхания.

При диафрагмальном дыхании легкие имеют больше свободы действия. Сообразно с этим и воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании.

По классификации Овсянникова, диафрагмальное дыхание осуществляется в основном за счет движения диафрагмы и является, как показывают многие исследования, наиболее оптимальным, наиболее эффективным типом дыхания для человека. Диафрагмальное дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания. При этом типе дыхания вдыхается больше всего воздуха, в дыхательном процессе участвует наибольшее количество альвеол, а также наполняются воздухом нижние отделы легких.

Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания.

При диафрагмальном дыхании: вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом: выдох плавный, удлинённый, осуществляется преимущественно через рот, брюшная стенка втягивается, а воздух как бы выталкивается животом.

Именно диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого при борьбе с чрезмерным напряжением и стрессом.

На вдохе живот надувается. Одну руку можно положить на грудь, вторую на живот. При вдохе необходимо контролировать, чтобы рука, лежащая на животе, двигалась, а та, которая расположена на груди, оставалась в покое.

Выдох производится через рот, медленно, плавно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, с полным мышечным расслаблением. Брюшная стенка на выдохе медленно втягивается. На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. С каждым выдохом необходимо расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное.

Данные занятия способствуют решению следующих задач:

— нормализация психоэмоционального состояния;

— оптимизация психофизиологического состояния;

— улучшение концентрации внимания;

— профилактика психосоматических заболеваний;

— создание благоприятных условий для нервно-психического развития детей (функционального созревания головного мозга).

Игры для развития диафрагмально — речевого дыхания

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх «Бегемотик» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.

3.Игра «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

4. Игра «Рыбка» — Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Качаю рыбку на волне,

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Источник

Памятка «Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания»

Екатерина Стрелкова
Памятка «Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания»

Рекомендуемые игры и упражнения для развития диафрагмального дыхания

Упражнение «Бегемотик». Ребенок ложится на спину, а на животик кладет любимую игрушку. Необходимо глубоко вдыхать и плавно выдыхать по схемам: А) Вход – нос, выдох – рот. Б) Вдох – нос, выдох – нос. В) Вдох – рот, выдох – нос. Г) Вдох – рот, выдох – рот. Детям будет интересно наблюдать, как их любимец поднимается и опускается на животике, будто качается на качелях.

Игра «Чей кубик поднимется выше?» Ребенок и взрослый лежат на ковре, на живот каждому кладется, например, легкий пластмассовый кубик. Ребенок делает глубокий вдох через нос и выдыхает через нос. Тоже самое делает взрослый. Предупредить ребенка, что плечи не поднимаем при вдохе их расслабим. При вдохе живот «надуваем», при выдохе «сдуваем». Смотрим, чей кубик поднимется выше. Играем 2-3 раза иначе можно вызвать головокружение.

Игра «Катись, карандаш!» Нужен карандаш с гладкой или ребристой поверхностью. Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Предложите ребенку подуть на карандаш, чтоб как можно дальше он укатился. Дуем до трех раз, затем делаем перерыв, иначе можно вызвать головокружение, затем игру продолжаем.

Упражнение «Снегопад». Вместе с ребенком вырезать 2-3 снежинки размером с ладошку. Предложите устроить снегопад, тем самым нужно подуть на первую снежинку, лежащую на ладони. Затем кладем вторую снежинку на ладонь. Играем от 3-5 раз, делая перерыв, иначе можно вызвать головокружение.

Игра «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней — бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно выдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу». Играем меняя «промокшие» кораблики на «сухие».

Игра «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики «снег» и выкладываются на столе. Ребенку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

Игра «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного стола наклеиваем с одного края гофрированную бумагу или салфетку, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги (салфеткой). Ребенку предлагается дуть пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

Игра «Кто дольше» — Играет ребенок и взрослый. Кто дольше на одном дыхании произнесет звук У или А, или О, или Ы, или И.

Игра «Фасолевые гонки» (играет взрослый и ребенок). Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доберется до финиша (можно использовать стол и горох)

«Посадка самолета». Сделать ребенку бумажный самолет. Ребенок произносит на одном выдохе звук – У, как можно дольше. В воздухе изображает полет самолета. Если ребенок набрал воздух (значит самолет упал вниз) и продолжает произносить звук, то упражнение начинается сначала. Особое внимание уделяется развитию длительного экономного выдоха. Задача ребенка посадить самолет плавно.

«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьков должно быть очень-очень много.

«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так (обязательно под

присмотром взрослого, чтобы не задуть её,

а лишь немного отклонить пламя.

Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.

«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Дорогие родители, не забывайте хвалить своих детей! Они нуждаются в Вашей поддержке!

Играйте вместе! И тогда ваши труды

не заставят себя ждать!

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

Игры на развитие физиологического дыхания «Осторожные птицы». Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы» Оборудование. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т. п.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры — упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Подвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движений Данный материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре с целью организации для дошкольников прогулок, развлечений,.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи — речевое дыхание. Речевое дыхание — это дыхание в процессе.

Источник

Читайте также:  Гимнастика при лечении аденоидах
Оцените статью