Комплекс упражнений для одаренных

Подбор упражнений для развития интеллектуальной одаренности детей
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Используются для развития мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта ребенка:

Скачать:

Вложение Размер
podbor_uprazhneniy_dlya_razvitiya_intellektualnoy_odarennosti_detey_sokolova_a.docx 18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила воспитатель ГБОУ Школа №648

Соколова Алена Анатольевна

Подбор упражнений для развития интеллектуальной одаренности детей

Используются для развития мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта ребенка:

  1. Буриме, лимерики, загадки Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития.
  2. Интеллектуальное упражнение «Найди шпиона» Упражнение по развитию наблюдательности, умения быстро оценивать личные качества других людей.
  3. Интеллектуальное упражнение «Новые понятия» Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта.
  4. Интеллектуальное упражнение «Правила игры в шахматы» Небольшое упражнение поможет весьма эффективно развить гибкость мышления.
  5. Интеллектуальное упражнение «Причинно-следственные связи» Упражнение поможет развить интеллектуальные способности через раскрытие аналитических способностей.
  6. Интеллектуальное упражнение «Прогноз» Упражнение развивает наблюдательность, интеллектуальные способности.
  7. Интеллектуальное упражнение «Самый умный» Упражнение поможет развить наблюдательность, умение разбираться в людях, понимать их проблемы.
  8. Интеллектуальное упражнение «Секретные предписания» Процедура группового психологического тренинга. Каждый участник получает секретную инструкцию о том, как себя вести; другие должны догадаться. Упражнение направлено на развитие наблюдательности.
  9. Интеллектуальное упражнение «Слова-перевертыши» Известное упражнение, направленное на развитие интеллектуальной гибкости.
  10. Интеллектуальное упражнение «Странные ассоциации» Процедура группового психологического тренинга. Упражнение направлено на раскрытие интеллектуальных способностей, развитие умения разбираться в людях.
  11. Интеллектуальное упражнение «Суждения» Процедура группового психологического тренинга, направленного на развитие интеллектуальных способностей. Развивает способность мыслить логично, рассудительно.
  12. Интеллектуальное упражнение «Такая же буква» Упражнение направлено на развитие беглости мышления.
  13. Интеллектуальное упражнение «Я, робот» Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие интеллектуальных способностей. Хорошо подходит для раскрепощения группы, знакомства участников между собой (для начала тренинга).
  14. Исключение лишнего слова Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить.
  15. Метод фокальных объектов Интеллектуальное раскрепощение.
  16. Мнемонические упражнения Упражнения, направленные на развитие памяти через расширение объёма памяти, освоение специальных приёмов запоминания и припоминания.
  17. Набор упражнений для развития памяти у подростков Несколько упражнение на развитие памяти у подростков.
  18. Процедура «Групповая картина» Развитие воображения, фантазии.
  19. Развивающее упражнение «Быки-Коровы» Развитие аналитико-комбинаторных способностей.
  20. Развитие воображения с помощью поэзии Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными образами. Один из способов развития воображения — с помощью поэзии.
  21. Развитие гибкости мышления Изменение привычных временных связей. Изменение привычных пространственных связей. Изменение привычных связей общности.
  22. Развитие зрительной памяти Несколько игр на развитие зрительной памяти.
  23. Развитие скорочтения Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития навыков скорочтения.
  24. Развитие тактильной памяти Несколько игр на развитие тактильной памяти.
  25. Словесные игры Несколько словесных игр.
  26. Сочинение историй Развитие вербального интеллекта.
  27. Сочинение фантастических рассказов Развитие вербального интеллекта.
  28. Техника «Цепочка ассоциаций» Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы.
  29. Тренинг восприятия Упражнения, направленные на развитие качественного восприятия.
  30. Упражнение «Антивремя» Развитие вербального интеллекта.
  31. Упражнение «Ассоциация» Освоение мнемотехнического приема.
  32. Упражнение «Бег ассоциаций» Развитие внимания и памяти в процессе группового тренинга.
  33. Упражнение «Волшебный карандаш» Развитие интеллекта в групповом тренинге.
  34. Упражнение «Вставить слово» Развитие вербальной беглости.
  35. Упражнение «Выражение мысли другими словами» Формирование умения оперировать словами, точно выражать мысли.
  36. Упражнение «Глагольные ассоциации» Вербальная беглость.
  37. Упражнение «Домино» Развитие вербального интеллекта.
  38. Упражнение «Заблудившийся рассказчик» Развитие вербального интеллекта.
  39. Упражнение «Какие могут быть отношения между понятиями?» Развитие понятийного мышления.
  40. Упражнение «Калейдоскоп» Развитие ассоциативного мышления.
  41. Упражнение «Камень, ножницы, бумага» Развитие интуитивного восприятия вероятности событий, тактических способностей.
  42. Упражнение «Конструирование пословиц» Развитие вербального интеллекта.
  43. Упражнение «Концентрация» Развитие концентрации внимания.
  44. Упражнение «Корректура» Развитие концентрации внимания.
  45. Упражнение «Лестница понятий» Развитие понятийного мышления.
  46. Упражнение «Логичность» Развитие логического мышления.
  47. Упражнение «Муха» Развитие концентрации внимания, воображения.
  48. Упражнение «Не может быть!» Развитие вербального интеллекта, воображения.
  49. Упражнение «Неограниченные ассоциации» Развитие вербальной беглости.
  50. Упражнение «Обобщение и ограничение» Нужно произвести обобщение и ограничение понятий.
  51. Упражнение «Обобщения и ограничения» Развитие понятийного мышления.
  52. Упражнение «Ограниченные ассоциации» Развитие вербальной беглости.
  53. Упражнение «Опечатка» Развитие критичности мышления, внимания, чувства языка.
  54. Упражнение «Определение понятия» Развитие понятийного мышления.
  55. Упражнение «Ошибающийся учитель» Развитие внимания, чувства языка.
  56. Упражнение «Пальцы» Развитие внимания.
  57. Упражнение «Перевоплощения» Развитие воображения.
  58. Упражнение «Перечень возможных причин» Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ.
  59. Упражнение «Перечень заглавий к рассказу» Развитие вербального интеллекта.
  60. Упражнение «Подбор антонимов» Развитие вербальной беглости.
  61. Упражнение «Подбор омонимов» Развитие вербального интеллекта.
  62. Упражнение «Подбор синонимов» Развитие вербальной беглости.
  63. Упражнение «Поиск аналогий» Развитие вербального интеллекта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрожденияОдаренные дет.

Банк заданий повышенного уровня сложности для интеллектуально одаренных детей.В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:· за.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. .

Диагностика одаренности дошкольников.

Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. …Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили сво.

Задачи: Учить детей узнавать предметы из металла, опытным путём определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск, магнитное притяжение).Развивать инте.

Мастер-класс знакомит с методами работы по выстраиванию процесса интеллектуального развития дошкольников через общение, логико-математические игры и познавательно-исследовательскую деятельность.

Источник

Занятия с одаренными учениками

Автор: Севрюкова Ольга Николаевна

Практический психолог Севрюкова Ольга Николаевна

Программа развивающих занятий

Руководитель: практический психолог Севрюкова О.Н.

Участники проекта : одаренные ученики школы.

Продолжительность проекта : учебный год.

Актуальность программы: — одной из фундаментальных идей педагогической науки является необходимость обеспечения развития личности ребенка в процессе обучения, подготовка его к активной взрослой жизни в обществе.

В этом контексте важна полная реализация потенциала одаренных учеников. Именно в школе закладывается основы для дальнейшего интеллектуального и личностного развития учеников.

В связи с этим появилась потребность в разработке программы занятий с одаренными детьми «Путешествие в страну своей Личности».

развитие творческой, компетентной, увренной в себе личности в условиях современной образовательной среди;

обеспечить психологическое сопровождение одаренных учащихся в реализации их способностей, развитии творческого потенциала;

создать условия для всестороннего, гармоничного развития личности каждого одаренного ребенка;

усилить в одаренных детях стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и талантов.

развивать интелектуальные способности ребенка, познавальные процессы, креативное и аналитико-синтетические функции мышления, наблюдательность учеников;

помочь участникам понять сильные стороны своей личности, сформировать уверенность в себе, способность к самооцениванию, развивать позитивное мышление, способствующее формированию положительных черт характера;

эмоциональная разгрузка участников, формировать способность к эмпатии;

поддерживать позитивную атмосферу группового взаимодействия; создания в детском коллективе доверия, тепла, хорошего настроения;

позитивная динамика в развитии личностных черт, навыков и учений каждого ребенка, развитие творческого потенциала ребенка;

уверенность в себе, доброжелательности, способности к самооцениванию, активизация социальной активности;

владеть правилами конструктивного общения, способами преодоления трудностей и приемами самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта;

сформировать сферу профессиональных интересов.

Пути реализации проекта : Программа расчитана на работу с одаренными детьми школы, групповая форма занятий.

Оптимальное количество участников группы: 9-12 человек.

Режим проведения — 1 занятие в месяц.

Темы занятий разделены на ряд блоков, каждый из которых представляет собой разработанную тему. Основные блоки, предусмотренные программой: интеллектуальный, личностный, коммуникативный, профориентационный.

Каждая тема содержит:

— теоретический материал – представляет собой информационный блок по темам занятий с элементарными психологическими понятиями, терминами, с целью дать учащимся базовые психологические знания;

— диагностический материал – предполагает изучение особенностей мыслительной деятельности, психологических особенностей личности, выявление личностных проблем с целью построения индивидуальной коррекционной программы, а также исследование интересов для профессионализации учащихся;

— коррекционно-развивающий материал — предусматривает проведение развивающих занятий, с целью обучения детей навыков саморазвития и самосовершенствования.

Блок І – Развитие интеллектуальных способностей.

Занятие 1. Развитие креативности и аналитико-синтетических функций мышления. Повышение уровня информативности. Усовершенствование логического мышления. Развитие интеллектуальных способностей ребенка

Занятие 2. Развитие творческих способностей: фантазирования и чувствования себя в разных ролях.

Блок ІІ – Развитие навыков социального взаимодействия.

Занятие 1. Развитие коммуникативных навыков, развитие навыков взаимодействия с одногодками.

Занятие 2. Толерантность.

Блок ІІІ – Развитие навыков самоконтроля, повышения самооценки.

Занятие 1. Формирование адекватной самооценки. Обучать позитивно относится к себе и принимать себя.

Занятие 2. Формировать желание занимать позицию лидера. Развитие навыков самостоятельности и умений принимать рискованные решения.

Блок ІУ – Коррекция эмоционально-аффективной сферы.

Занятия 1. Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.

Занятие 2. Развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Занятие 1. Развитие креативности и аналитико-синтетических функций мышления. Повышение уровня информативности. Развитие интеллектуальных способностей ребенка

Занятие 2. Развитие творческих способностей: фантазирования и креативности.

Занятие 3. Развитие коммуникативных навыков, развитие навыков взаимодействия с одногодками.

Занятие 4. Толерантность.

Занятие 5. Формирование адекватной самооценки. Обучать позитивно относится к себе и принимать себя.

Занятие 6. Формировать желание занимать позицию лидера. Развитие навыков самостоятельности и умений принимать рискованные решения.

Занятие 7. Развитие ответственного отношения при выборе профессии.

Занятие 8. Развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Занятие 9. Заключительное занятие. Викторина «Что? Где? Когда?».

Занятие № 1. «Интересная психология» для подростков.

1. Развитие креативности и аналитико-синтетической функции мышления.

2.Стимулировать желание получения знаний в школе.

Материалы: плакат с правилами работы группы, бейджики, листы бумаги, фломастеры.

Сегодня мы проведем игры по развитию памяти, внимания, мышления. Эти процессы развиваются в процессе разных видов деятельности.

3.Упражнение «Незаконченные упражнения».

Ваше задание: дописать их, а потом определить какую подсказку они в себе несут.

— Под лежачий камень вода… (вода не течет).

— Не святые горшки …(обжигают).

— Кто не знает – пусть …(людей спросит).

— Маленькая капля большой …(камень точит).

— Никогда не говори: «не умею», а всегда говори: …(«научусь»).

— Тот не ошибается, кто не к чему …(не притрагивается).

— Не спросивши брода…(не лезь в воду).

— Одна голова хорошо, а … (один раз отрежь).

— Семь раз отмерь … (один раз отрежь).

— Лучше синица в руках, …(как журавли в небе).

— Кто рано встает, …(тому Бог дает).

— Без муки нет … (науки).

Инструкция: Посмотрите на изображенные символы и поймите, что они означают или чем они есть на самом деле. (ответ: это цифры от 1 до 7 в их зеркальном отражении). Обсуждение: что чувствует человек, когда ранее неизвестное ему, становится известным и, даже, знакомым? Что переживаем мы, когда «открыть глаза» на что – то нам помогают окружающие? Кроме правильного, какие еще варианты решения были интересными?

Ниже приведены задания и вопросы на сообразительность для детей 6-8 лет.

1.У троих братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье? (Пятеро детей: три брата и две сестры).

2.Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? (Поровну).

3.Летела стая гусей. Один гусак впереди и два сзади. Один сзади и два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько гусей было? (Трое).

4.Четверо друзей поделили между собой поровну сем пакетов соков емкостью 1 л, 2л, 3л, 4л, 5л, 6л, 7л. Как они это сделали? (7л;6л,1л; 5л и 2л; 4л и 3л).

5.Было девять листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Всего пятнадцать листов. Сколько листов бумаги разрезали? (Три)

6.Тани 4 года, а Сереже – 6. Сколько лет было Сереже, когда Тани станет 6? (8 лет)

7.У животных две правые ноги и две левые ноги, две ноги справа и две ноги слева. Сколько ног у животного? (Четыре)

8.Шесть картофелин сварили за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина? (за 30 минут).

9.Из-под ворот видно восемь кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (Две).

10.В трехэтажном доме жили трое собачат: белое, рыжее и черное. Собачата с первого со второго этажей не были черными. Белый щенок жил не на первом этаже. Какой щенок живет на каком этаже? (На первом – рыжее, на втором – белое, на третьем — черное).

11. Денис гостил в селе неделю и два дня. Сколько всего дней гостил Денис в селе?(9 дней)

12.Сколько чисел «5» в ряду чисел от 1 до 100? (20)

13.Двое девочек шли в кино, им встретилось еще пять девочек. Сколько всего девочек шло в кино? (Двое)

14.Швея имеет кусок материи на пальто длиной 16 метров, от которого отрезает каждый день по 2 метра. После скольких дней она отрежет последний кусок? (Через 7 дней)

15.У Буратино было пять целых яблок, шесть половинок и восемь четвертинок. Сколько всего яблок было у Буратино (Десять)

16.На руках десять пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? (Пятьдесят)

17.Назови слово, которое составляется из трех складов, и указывает на 33 буквы. (Ал-фа-вит, аз-бу-ка)

18.Угадай слова: элек3рик, ви3на, смор1а. (электрик, витрина, смородина).

19.В каком слове слышится сорок гласных (Сорока).

20.Что находится в мыльном пузыре (воздух).

А) на ощупь предлагается школьникам с закрытыми глазами предметы и материалы, из каких сделаны эти предметы (исследованными предметами могут быть игрушки из резины, пластмассы, дерева и т.д.).

Б) Такое же задание выполнить не трогая предмета пальцами, используя только карандаш.

В) Определите в сантиметрах размер предмета..

У каждого ученика – лист бумаги и карандаш. Учитель предлагает всем закрыть глаза и с закрытыми глазами нарисовать (в определенной последовательности) домик с двумя окнами, дверью, забором и деревьями по обе стороны домика. «Нарисуй трубу, окно, слева двери, дерево с правого бока, крыша…» По окончанию игры ученики открывают глаза и смотрят, что у них получилось.

Игру проводят в просторном помещении. В определенном месте в конце комнаты строятся змейкой трое или четверо школьников, которые держаться за руки. У них закрыты глаза. Перед ними на расстоянии одного метра устанавливаются кегли, или предметы, которые их заменяют. Школьники с закрытыми глазами должны пройти сквозь кегли змейкой, не сбивая их. Им помогает ученик, который стоит напротив с открытыми глазами. Его помогают в командах: «Прямо», «Стоять», «Влево», «Вправо».

Занятие № 2. «Развитие креативности, фантазирования».

1. Используя критичность, усовершенствовать операции сравнения понятий по уровню отличия.

2. Развивать наблюдательность.

Материалы: бейджики, плакат с правилам работы группы, листы бумаги, фломастеры.

1. Изобразите пожалуйста, такое понятие, как «зрение» с помощью правой руки, а действие «наблюдение» с помощью левой руки.

2.Объясните значение высказываний:

— Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

— Наблюдательность – путь к самосовершенствованию.

3.Напротив каждого слова напишите слово противоположного значения, антоним.

3. Упражнения для развития мышления « Поиск предметов по заданным признакам».

Необходимо назвать как можно больше предметов, которые имеют столько же признаков и в этом плане похожи на два-три предмета, которые предлагаются на иллюстрации. Побеждает тот, кто набрал больше ответов.

4. Упражнение «Способы использования предмета».

Предлагается хорошо известный всем предмет. Необходимо назвать как можно больше разных способов его использования. Следует ввести запрет на использование неэтичных, варварских способов использования предмета. Побеждает тот, кто укажет наибольшее количество функций заданного предмета.

Перед вами числовые ряды, в которых числа расположены в определенном порядке, то есть в определенном порядке, в определенной закономерности или по определенном правилу. Ваше задание, понять эту закономерность и на ее основании продолжить числовой ряд по двум числам.

6, 9, 12, 15, 18, 21, …

6. Упражнение «Интересные задачки».

— Если человек зарабатывает 30 гривен в неделю, а тратит 24 гривны , то сколько ему необходимо времени, чтоб собрать 300 гривен?

— Если тетрадь стоит 50 копеек, то сколько тетрадей можно купить за 5 гривен?

— Сколько стоит 7 литров масла, если 100 грамм стоит 36 копеек?

— Представим, что будильник показывает 6 часов, 22 минуты. Какое время будет показывать будильник, если минутная и часовая стрелки поменяются местами? (8 часов 8 минут, 2 часа 46 минут).

— Мать послала сына на речку и просила принести 7 л воды. Дала 2 емкости по 3 и 5 л. Как можно вымерить ровно 7 л, не пользуясь ничем, кроме 2 емкостей и не вымеряя на глаз. Начинать надо с объема 5 литров.

— Есть две емкости 5 и 7 л. Необходимо отмерять 8 л. Начинать необходимо с 5 л емкости.

— Отцу 32 года, одному из его сыновей 8 лет, а другому 6 лет. Через сколько лет возраст отца приравняется сумме годов обоих его сыновей?

— Тройка коней за 1 час пробегает 15 км. Сколько км пробежит один конь?

— Врач провел сутки в больнице на дежурстве. После того он решил отдохнуть и лег спать в 8 часов вечера. На следующий день он должен быть в больнице в 11 часов утра. Поэтому он завел будильник на 10 часов. Сколько пройдет времени до звонка будильника?

— От мотка шпагата длиной 48 метров каждый день отрезают по 8 м. На какой день останется последний кусок шпагата?

— В семье четверо детей: Сергей, Ирина, Иван, и Галина. Им по 5,7,9, 11 лет. Сколько лет каждому из них, если один из мальчиков ходит в детский сад, Ирина младше Сергея, а сумма годов девочек делится на 3?

В школе обучается 400 учеников. Докажите, что хотя бы двое из детей родились в один день.

Занятие № 3. «Эффективное общение».

Цель: познакомить учеников с навыками еффективного общения, формирование культуры речи учащихся.

Материал: бейджики, плакат с правила работы группы, плакат с изображением озера, листы бумаги,

1. Принятие правил поведения на тренинге.

1.Конфиденциальность. Вне группы нельзя обговаривать то, что происходило на тренинге.

2.Доброжелатьельное отношение друг к другу.

3.Искренность. Каждый говорит про свои чувства, мысли, впечатления, которые есть на самом деле.

4.Все присутствующие активно работают.

5.Критиковать не человека, а конкретный поступок, но в мягкой, доброжелательной форме, критика должна сопровождаться советом.

6. Говорить надо коротко и конкретно, придерживаться регламента.

На доске вы видите плакат, на котором изображено большом озеро, а вокруг деревья. У каждого из вас есть листок бумаги в форме лебедя. Напишите пожалуйста свои ожидания от тренинга.

Пусть каждый по очереди сделает подарок соседу слева. Подарок не обходимо сделать молча, невербально, но так, чтоб ваш сосед понял, что вы ему дарите. Пока все не получили подарки, говорить нельзя. Когда круг замкнется – обсуждается, поняли ли вы, что вам подарили.

Участники обрисовывают свои ладонь, внизу подписывают, по кругу передают следующему участнику, который на одном пальце должен записать позитивную черту хозяина рисунка, дальше лист передается другому учаснику, и так, пока не будет записано пять добрых слов на каждом рисунке. Эти работы возвращаются автору.

Было ли вам приятно узнать мысли ваших одноклассников о себе?

Что мешает вам каждый день высказывать позитивные впечатления, эмоции?

Цель : получение обратной связи, развитие навыка размышлять о свойствах других людей, сравнивая их с другими объектами.

Один из участников становится ведущим, он выходит из комнаты, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся ведущий может задать группе три вопроса, например: «Если бы этот человек был рыбой (животным, погодой и т.д.), то какой?» Участники по очереди дают свои ассоциации на загаданного человека, после чего ведущий должен угадать, о ком шла речь. Если попытка оказалась неудачной, он может задать еще один вопрос. Затем ведущий может смениться.

дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;

коррекция собственного восприятия других людей.

Продекламировать стихотворение «У лукоморья. »

Назначение: снятие напряжения;

6. Откровенно говоря. (участники занятия делятся впечатлениями).

Источник

Читайте также:  Почему болит шея йога
Оцените статью