Комплекс упражнений для обучения аудированию

Система работы и упражнения на развитие навыков аудирования.
методическая разработка по английскому языку по теме

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи. В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательнои всегда дослушивать до конца, что является важным не только при разговоре на иностранном языке, но тпри разговоре на радном. Аудирование- основы обучения, так какв начальной школе используется преимущественно бесслосесный перевод, с опорой на наглядные пособия, когда дети используют догадку, что развивает мышление и вызывает интерес! Поэтому очень важно правильно составить систему работы и разработать упражнения на развитие навыков аудирования при обучении иностранному языку.

Скачать:

Вложение Размер
audirovanie_.docx 21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы и упражнения на развитие навыков аудирования.

Восприятие связной речи сопровождается сложной мыслительной деятельностью и протекает в особых условиях, определяемых рядом акустических факторов. Отсюда возникает необходимость в упражнениях, направляющих внимание на осмысление содержания воспринимаемой речи и на преодоление трудностей, связанных с восприятием. Такие упражнения принято называть речевыми , которые делятся на специальные и неспециальные.

Неспециальные упражнения направлены на обучение не только аудированию, но через него на говорению, чтению, письму, т.е. аудирование в данном случае выступает как средство обучения другим видам речевой деятельности. К этим упражнениям относятся следующие:

1. Упражнения на обучение восприятию диалогической речи «со стороны» — прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему; прослушайте начало диалога, составьте его окончание; перескажите разговор действующих лиц; послушайте диалог и подберите к нему заголовок и т.д.;

2. Упражнения на восприятие диалоговой речи при участии в диалоге – прослушайте ряд вопросов и дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе; замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями и т.д.;

3. Упражнения на обучение восприятию монологической речи – прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы; воспроизведите прослушанное с некоторым видоизменением конца (начала, середины) и др.

Специальные речевые упражнения нацелены только на развитие умения аудирования и не имеют попутных целей (например, закрепление лексики или грамматики). Е.Н.Соловова предлагает некоторые упражнения, которые помогут сформировать или отработать механизмы аудирования ( такие, как речевой слух, память, вероятностное прогнозирование и артикулирование).

1) Упражнения на комплексное развитие всех механизмов аудирования – повторение иноязычной речи за диктором: а) в паузу, б) синхронно на том же языке. Это упражнение считается базовым. Оно развивает все четыре механизма аудирования. Ведь чтобы выполнить его, надо услышать текс, разбить его на синтагмы, узнать знакомые слова и структуры, а это и есть развитие речевого слуха. Чтобы повторить — их предварительно надо запомнить, а это – развитие памяти. Если в процессе часть услышанного забылась, это возможно восполнить благодаря загадке, исходя из знаний лексической и грамматической сочетаемости, контекста, здравого смысла, а это и есть вероятностное прогнозирование. И наконец, собственно артикулирование. Недаром на начальном этапе обучения именно это упражнение используется наиболее широко на уроках, так и при выполнении домашнего задания. При синхронном проговаривании все механизмы отрабатываются особенно эффективно (можно со временем усложнять этот процесс, постепенно убыстряя темп).

2) Упражнения на развитие речевого слуха .

а) Аудирование со зрительной опорой, т.е. с применением как печатного текста, так и иллюстраций к нему. Прекрасным примером подобного аудирования являются учебные видеофильмы, где картинка почти полностью отражает содержание текста;

б) Направленное аудирование. Это аудирование на узнавание конкретных слов, структур, излечение конкретной информации. Оно может сопровождаться действием, например, учащиеся могут хлопнуть в ладоши, встать, показать карточку или как-то иначе среагировать на определенную информацию. Можно также предложить учащимся после прослушивания текста вставить пропущенные слова, артикли, предлоги, дописать начало и конец предложения и т.д. В качестве контроля хорошо использовать картинки, аналогичных тем, которые предлагаются во многих зарубежных курсах (дается 4 картинки с изображением одной и той же ситуации, но с небольшими изменениями).

3) Упражнения на тренировку памяти.

а) согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы. Такое аудирование называется подготовленным аудированием;

б) прослушать текст (сообщение), затем сравнить его с печатным и найти расхождения;

в) запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности;

г) прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо признаку или принципу, стараясь не пропустить ни одного слова;

д) прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой – либо одной теме;

4) Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования:

а) подобрать как можно больше определений к словам

б) составить возможные словосочетания с существительными (глаголами, наречиями, прилагательными);

в) в рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания и перевести их ( например, по теме «Кино» наиболее типичными можно считать: показывать фильм. Снимать фильм, играть роль и т.д.);

г) логическое развитие замысла: закончить фразу, текст и т.д.

д) определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д.

Как видно из приведенных упражнений, формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно дисками, но и на этапе формирования грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма. Это закономерно, т.к. одним из принципов обучения иностранному языку является принцип интеграции и дифференциации, суть которого заключается в том, что, тренируя любой вид речевой деятельности или аспект языка, учитель одновременно тренирует и остальные. Иными словами, любой вид речевой деятельности на уроке иностранного языка является не только целью, но и средством формирования смежных речевых и языковых навыков обучения.

Как в отечественной, так и в зарубежной методике традиционно принято разбивать работу с аудиотекстом на три этапа:

1. До прослушивания (Pre-Listening exercises)

2. Во время прослушивания (While-Listening exercises)

3. После прослушивания (After-Listening exercises)

Целью дотекстового этапа (Before Listening) является формулировка первичной установки, от которой зависит степень мотивации слушателей, а следовательно, процент усвоения содержания. Помимо усиления мотивации, учитель на данном этапе может снять трудности, в зависимости от уровня сформированности у группы механизмов аудирования и тех потенциальных сложностей. Которые могут содержаться в аудиотексте.

Вот примеры некоторых Pre-Listening exercises:

1.Обсуждение вопросов (утверждений) до прослушивания. Вопросы или утверждения должны не столько запрашивать информацию, сколько нести ее. Знакомясь сними и обсуждая ответы, ученики слышат те слова, которые затем будут использованы в тексте, ведь контекст уже определен, а вместе с ним определено и семантическое поле. Здесь вступает в силу как смысловое и лингвистическое прогнозирование, так и речевой слух, которому в свою очередь, помогает предварительное проговаривание значимой части информации. Многое зависит от содержания вопросов и утверждений, их смысловой или лингвистической ценности. С их помощью можно выделить и снять те языковые сложности, которые встретятся в тексте; обратить внимания на слова, которые иначе могут ускользнуть от неопытного слушателя; подчеркнуть те нюансы содержательного и смыслового порядка, которые в дальнейшем будут достояны обсуждения. Если же предлагаемые вопросы и утверждения слишком прямолинейны, безлики или примитивны, то это настораживает учащихся, лишает задания смысла, а вместе с тем и интереса.

2.Догадка по заголовку (новым словам, возможным иллюстрациям).

3.Краткоеизложение основной темы учителем, введение в проблематику текста. Это сообщение можно превратить в небольшую беседу, предложив учащимся определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Это задание является и установкой на прослушивание, поскольку учащееся будут искать эти ответы, а знающий учитель всегда может направить обсуждение в нужное русло и спровоцировать вопросы которые, как он знает, освещены в тексте. Здесь же можно ознакомить учащихся с лексикой, необходимой для понимания текста.

В ходе первого прослушивания учащиеся выполняют какие-либо задания из перечисленных выше. Однако при формировании навыков аудирования прослушиваний может быть несколько. В этом случае очень важно не потерять мотивацию. В этом учителю может помочь новизна заданий. При повторном аудировании используются различные While-Listening exercises, например:

1.Прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях.

2.Прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без изменений.

3.Прослушать текст и сказать, какие определения к словам в нем встречались.

4.Закончить предложения (есть начало, пропущено окончание; пропущена середина предложения; пропущено начало предложения, есть окончание).

5.Прослушать текст и сказать, что говорилось о герое, месте действия и др.

6.Прослушать текст и найти русский (английский) эквивалент слов в печатном источнике. Прослушав текст и выполнив ряд упражнений к нему, можно и дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи.

Список используемой литературы:

  1. Гез Н.И. «Роль условий общения при обучении слушанию и говорению» Ж. «Иностранные языки в школе». — 1981 -№5 –с.32
  2. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. – М.: Просвещение – 1982.
  3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в образовательных учреждениях. – М.: Просвещение – 1998.
  4. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.6 Просвещение – 1991.
  5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. –М.: Просвещение – 2002.
  6. Ткаченко Р.Г., Роговская Б.И., Карлайл М.С. «О речи учителей на уроке»: Ж. «Иностранные языки в школе».- 1984 — №2 – с.57.
  7. Halliday M. Listening Activities. –Oxford University Press -2000/
  8. Halliwell Susan. Teaching English in the Primary Classroom. –Longman Group UK Ltd -1992.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации, помогающие учителю в осуществлении учебно-воспитательного процесса.

Данная работа посвящена разработке лексических упражнений по выработке навыка аудирования у детей младшего школьного возраста при изучении английского языка.

В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения; овладевает навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; вкл.

Развивать зрительные моторные функции, навыки прослеживания глазами за действием руки, зрительно-пространственную координацию при копировании контура с опорой на клетки.

Аудирование — это один из главных навыков, но развивать его можно и нужно приятными, полезными и эффективными способами. Научиться не только слушать, но и слышать иностранную речь и сделать речь учени.

Презентация на тему: Listening skills. Данная презентация содержит ряд упражнений, направленных на развитие навыков аудирования учащихся.

В данной презентации приводятся примеры заданий и упражнений направленных на развитие навыков разговорной речи у обучающихся. Из опыта работы в классе.

Источник

Комплекс упражнений для обучения аудированию

Статья просмотрена: 16504 раза

Библиографическое описание:

Малыгина, Е. В. Комплекс упражнений для обучения аудированию / Е. В. Малыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 7 (18). — С. 283-287. — URL: https://moluch.ru/archive/18/1824/ (дата обращения: 05.10.2021).

Быстрое развитие различных форм обучения иностранным языкам, изменение социокультурного аспекта общественной жизни влечёт за собой изменение требований, предъявляемых современным обществом к образованию в целом и языковому образованию в частности.

В последние годы на фоне интеграции современного российского общества в мировые экономические и общественно-политические процессы особую актуальность приобрело изучение иностранных языков. Круг людей, желающих овладеть навыками устного общения на иностранном языке, существенно расширился. Обучение общению на иностранном языке является актуальной задачей, стоящей перед высшей школой, так как контакты людей разных национальностей призваны укреплять взаимопонимание и взаимодействие между представителями разных стран. В этой связи аудирование привлекло и продолжает привлекать большое внимание методистов, лингвистов и психологов.

Данная статья посвящена системе упражнений для обучения аудированию.

Сложность проблемы развития умений аудирования, её многогранность и актуальность подтверждаются большим количеством исследований в области методики обучения данному виду речевой деятельности как у нас в стране, так и за рубежом. Методистами разработан достаточно большой круг вопросов, связанных с обучением этому виду речевой деятельности: изучались условия предъявления устной информации; выявлялись закономерности взаимодействия между аудированием и другими видами речевой деятельности; рассматривались вопросы обучения пониманию иноязычных речевых сообщений в зависимости от источников информации; развитие умений аудирования монологической и диалогической речи; формирование умения понимать на слух иноязычную речь в зависимости от языковых особенностей, стиля и формы изложения; формирование словаря для аудирования; разрабатывались упражнения для обучения аудированию; анализировались формы контроля при обучении данному виду речевой деятельности.

Без восприятия речи невозможно речевое общение, поскольку этот процесс является двусторонним. Недооценка умений восприятия речи может крайне отрицательно сказаться на подготовке учащихся. Однако слушанием пронизан весь процесс обучения, так как оно служит опорой для других видов речевой деятельности. В процессе общения аудирование выступает во взаимосвязи с говорением (мы слушаем, чтобы ответить), чтением (вид чтения определяется на основе услышанной установки) и письмом (мы фиксируем звучащую информацию). Таким образом, качество знаний учащихся во многом зависит от восприятия речи.

Всякая работа с магнитофоном начинается по сути дела со слушания. Поэтому упражнение в слушании-понимании имеет место каждый раз при воспроизведении той или иной звукозаписи. Однако некоторые упражнения, особенно те, которые выполняются в первоначальный период обучения, должны быть специализированными, предназначенными только для обучения слушанию иноязычной речи.

При обучении слушанию может быть использован материал учебника: предречевые и речевые упражнения, содержащиеся в стабильных учебниках, а также любой другой вспомогательный материал. Обучение слушанию-пониманию иностранной речи должно проводиться не от случая к случаю, а систематически на каждом уроке по заранее разработанному плану.

В обучении слушанию иноязычной механической речи следует идти от простого прослушивания к усложнённому, когда учащиеся получают специальное задание – передать услышанное, составить вопросы к воспроизведённому фономатериалу, записать или перефразировать услышанное и т. п.

Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых операционных трудностей, с учётом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

Последовательность формирования умений и навыков восприятия речи на слух реализуется иерархическим построением упражнений, которые расчленяются на две подсистемы – подготовительные (языковые) и речевые, на распадающиеся, в свою очередь, группы – (упражнения для снятия лингвистических трудностей аудирования, упражнения для устранения психологических сложностей аудирования), включая типы и виды упражнений.

Составными компонентами системы упражнений являются группы, типы, виды упражнений и их расположение, соответствующее последовательности формирования навыков и умений, количество упражнений, форма и место их выполнения. Из этих компонентов постоянной остаётся лишь аргументированная последовательность расположения упражнений, прочие составляющие изменяются в зависимости от характера аудиотекстов, языковой подготовки учащихся, сложности коммуникативных задач и других факторов.

При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать следующее: 1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения; 2) взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух; 3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

В отечественной методике чаще всего различают две подсистемы упражнений: тренировочную / подготовительную и речевую / коммуникативную.

Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволит аудитору сосредоточить своё внимание на восприятии содержания.

Подсистема тренировочных/подготовительных упражнений является крайне важным звеном общей системы упражнений, хотя это ещё не речевая деятельность, а создание основы и средств для её осуществления.

Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в подготовительных упражнения можно выделить две группы: 1) упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера и 2) упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.

В результате выполнения упражнений первой группы формируются следующие умения:

1. вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание;

2. соотнесение звуковых образцов с семантикой;

3. определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки);

4. определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций;

5. распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и другие.

Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию:

1. прогностических умений;

2. объёма кратковременной и словесно-логической памяти;

3. механизма эквивалентных замен;

4. речевого слуха;

5. умений свёртывать (редуцировать) внутреннюю речь и другие.

В целом к этой подсистеме упражнений предъявляются следующие требования:

1. сочетание элементарных операций со сложными умственными действиями, развивающими творческие возможности учащихся и позволяющими им уже на данном этапе сочетать мнемическую деятельность с логико-смысловой;

2. строгое управление процессом подготовки к аудированию за счёт создания опор и ориентиров восприятия, частичного снятия «незапрограммированных» трудностей, двукратности предъявления и т. д.

3. постепенность увеличения языковых сложностей;

4. концентрация внимания на одной сложности или на группе аналогичных сложностей;

5. сочетание в упражнениях известного и неизвестного материала;

6. направленность внимания на форму и содержание.

I. Упражнения для обучения речевому слуху.

1) прослушайте и повторите несколько пар слов; 2) прослушайте слова, найдите каждое из них в графическом ключе, состоящем из трёх слов; 3) определите на слух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами; 4) прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе (на карточке) «+», если предложения одинаковые, и « — », если они разные; 5) прочтите вслух текст с речевыми пометами и другие.

II. Упражнения, для обучения вероятностному прогнозированию.

1) прослушайте ряд прилагательных (глаголов), назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются; 2) переведите на слух слова, образованные из известных вам элементов; 3) прослушайте ряд речевых штампов, назовите ситуации, в которых они могут употребляться; 4) прослушайте текст, заполните затем пропуски в графическом варианте того же текста и т. д.

III. Упражнения на развитие кратковременной и словесно-логической памяти.

1) прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите из них те, которые относятся к одной теме; 2) прослушайте две-три короткие фразы, соедините их в одно предложение; 3) прослушайте и повторите за диктором (преподавателем) фразы, размер которых превышает объём кратковременной памяти 7±2, т. е. состоит из десяти и более слов; 4) прослушайте фразу, добавьте к ней ещё одну, связанную по смыслу и др.

IV. Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур:

1) прослушайте фразы, содержащие реалии; переведите их (запишите реалии в процессе восприятия); 2) прослушайте текст, содержащий реалии; сгруппируйте понятые вами реалии (имена собственные, географические названия, названия учреждений и т. д.), проверьте себя по графическому ключу; 3) прослушайте фразы, содержащие географические названия, сходные по звучанию.

V. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки:

1) прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом – er; 2) прослушайте сложные и производные слова, образованные из известных вам словообразовательных аффиксов (или слов); 3) определите значение интернациональных слов по контексту и их звуковой форме; 4) определите значение незнакомых слов с помощью дефиниций (описания) на иностранном языке; 5) просмотрите ключевые слова и назовите тему, которой посвящён аудиотекст, затем прослушайте текст и проверьте правильность своего ответа.

Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают: а) определять наиболее информативные части сообщения; б) устранять пробелы в понимании за счёт прогнозирования на уровне текста; в) соотносить текст с ситуацией общения; г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них; д) письменно фиксировать основную часть информации; е) объединять разрозненные куски в целый текст; ё) использовать ориентиры восприятия (паузы, ударение, интонацию, риторические вопросы, повторы, клише и др.) для создания установки на выполнение определённой деятельности с речевым сообщением; ж) приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего и к различной скорости предъявления (в темпе от ниже среднего до выше среднего темпа); з) соотносить паралингвистические явления с ситуацией общения; и) понимать элементы субъективной информации, выраженной эмоционально-оценочными словами и предложениями; к) удерживать в памяти фактический материал аудиотекста (цифровые данные, хронологические даты, имена собственные, географические названия и т. д.); л) совмещать в процессе восприятия мнемическую и логико-смысловую деятельность (фиксацию опорных слов, составление плана, тезисов и др.); м) различать воздействующую / прагматическую функцию речевых сообщений.

Речевые упражнения должны проводиться на текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения коммуникативных и познавательных задач. При их восприятии языковая форма должна осознаваться на уровне непроизвольного внимания, если речь не идёт о самом совершенном, критическом уровне понимания.

Упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой информации делятся на следующие подгруппы:

I. Упражнения для частично управляемого обучения аудированию:

1) ознакомьтесь с картиной / серией рисунков, прослушайте текст, описывающий данную ситуацию. Выберите в процессе слушания одно из предложений для названия картины / серии рисунков;

2) прослушайте текст, опираясь на ключевые слова / план. Распределите слова / пункты плана в последовательности, отражающей содержание текста;

3) прослушайте текст, познакомьтесь затем с 2 – 3 заголовками. Выберите наиболее подходящий, прокомментируйте его, дополните подзаголовками;

4) прослушайте сообщение, определите тип текста (например, диалог, описание, интервью и т. д.) и основную тему;

5) ответьте на вопросы, знакомящие с большим контекстом;

6) прослушайте текст и заполните таблицу, касающуюся сходства и различия в культуре двух стран;

7) прослушайте текст, опираясь на серию рисунков, прослушайте диалог / описание, согласуя его с заключительным рисунком;

8) прослушайте начало диалога, расширьте и дополните заключительную реплику одного из партнёров;

9) прослушайте часть диалога, продолжите его в парной работе с одним из учащихся;

10) прослушайте монологический текст-описание, дайте развёрнутые ответы на вопросы, имеющиеся в ключе / написанные на доске и т. п.

II. Упражнения для неуправляемого обучения аудированию:

1) прослушайте текст в фонозаписи, разделите его на смысловые части и озаглавьте их /составьте план;

2) прослушайте фрагмент кинофильма / радиоигры, проиграйте эту сценку;

3) прослушайте фрагмент диалогической речи, перескажите содержание разговора в форме монолога;

4) прослушайте текст, охарактеризуйте ситуацию общения;

5) прослушайте сообщение учащихся по заранее заданной теме, прокомментируйте высказывания, дополните их новыми сведениями;

6) прослушайте описание ситуации / совершаемого поступка. Изобразите воспринятое в схеме/на рисунке и др.

III. Упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации:

1) прослушайте текст, составьте аннотацию, тезисы;

2) прослушайте текст, постарайтесь запомнить весь фактический, в том числе цифровой, материал. Сгруппируйте его по степени важности, дайте обоснование своего решения;

3) сопоставьте прослушанный аудиотекст с графическим текстом, посвящённым аналогичной теме. Сравните содержание по сходству / различию, дайте аргументированную оценку;

4) оцените прослушанный текст с точки зрения того, что было интересно / неинтересно, ново / не ново;

5) укажите, где можно использовать данные, содержащиеся в прослушанном тексте;

6) прослушайте текст, обсудите ряд проблемных вопросов по затронутой теме;

7) прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: тема сообщения, действующие лица, краткое содержание, основная идея, оценка прослушанного и др.

Соотношение между подготовительными и речевыми упражнениями определяется этапом обучения и характером формируемых навыков и умений. Если в начале обучения языку это соотношение в пользу подготовительных упражнений (2:1), то уже к концу второго года занятий речевые упражнения преобладают (2:1). В целом речевые упражнения, воспроизводя ситуации общения, должны занимать главное место среди упражнений на аудирование.

По мере формирования речевых умений в качестве источника для аудирования начинает привлекаться неадаптированная речь различной стилевой окраски, по своим параметрам приближающаяся к естественной речи носителей языка.

При выполнении упражнений предусматривается формирование следующих навыков и умений аудирования.

Навыки: 1) узнавание речевого сигнала; 2) различение речевого сигнала; 3) различение вопросительного, повествовательного, восклицательного предложения с помощью интонации; 4) определение количества слов в предложении; 5) определение количества «смысловых вех» в аудиотексте; 6) определение смыслового и грамматического значения слова по его формальным признакам.

Умения: 1) удержание в оперативной памяти прослушанной информации; 2) выделение главной мысли предложения, сферхфразового единства; 3) разделение текста на смысловые части; 4) понимание смысла текста в целом (Щукин А. Н. Методика использования аудиовизуальных средств» М., 1981).

В заключение выделим основные виды упражнений, которые помогают при обучении учащихся аудированию. Упражнения делятся на подготовительные и речевые. Речевые упражнения включают в себя упражнения для частично управляемого обучения аудированию, упражнения для неуправляемого обучения аудированию, упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации.

Источник

Читайте также:  Аутогенные тренировки как начать
Оцените статью