Комплекс упражнений для мозжечка

5 вариантов упражнений, как тренировать вестибулярный аппарат

Иногда случается так, что тренирующийся не может выполнить то или иное упражнение не потому, что не понимает технику, а потому, что в его организме произошли сбои. Например, перестал правильно работать мозжечок. В результате тренировка не удалась, фитнесмен не понял причины плохого самочувствия и слабого тонуса, списал все на погоду и другие внешние факторы. В статье поговорим о том, какую роль в организме человека играет мозжечок и какие упражнения помогут исправить нарушения в нем.

Мозжечок (малый мозг) — отдел головного мозга человека, который координирует движения, регулирует равновесие и мышечный тонус. Находится в задней части головы под затылочными долями полушарий головного мозга. Занимает 10% от всего объема мозга и содержит более половины всех нейронов, находящихся в мозге.

Особенности и функции

— мозжечок — мозговой центр человека, работает рефлекторно, поддерживает позу, ориентирует в пространстве, помогает спокойно перемещаться в нем

— содержит большое количество нейронов

— отвечает за интеллектуальное, эмоциональное состояния человека и развитие речи

Читайте также:  Анаэробная тренировка для сжигания жира что это

— для развития мозжечковой активности разработан комплекс стимулирующих упражнений.

Ученые выделяют шесть жизненно важных функций мозжечка:

регуляция равновесия

— мышечная память (моторное обучение) — адаптирует моторные программы, чтобы человеческие движения стали четкими и точными

— координация целенаправленных движений, позы

— регуляция мышечного тонуса

— программирование и координация выполнения быстрых целенаправленных движений (например, прыжки, бросания, игры на музыкальных инструментах)

— когнитивная функция (познавательная, например, язык, развитие речи).

Нарушения

Заболевания мозжечка могут быть как приобретенными, так и наследственными.

У тренирующихся проявляются в нарушении равновесия тела и способности координировать сложные и быстрые движения:

— возникает сложность в стоянии на месте

— нарушается координация движений в целом

— действия мышц-антагонистов становятся рассогласованными

— теряется способность быстро чередовать между собой противоположные движения

— нарушается плавность движений, стабильность двигательных реакций

— оказываются безуспешными попытки взять в руки оборудование

— появляется тремор (быстрые непроизвольные сокращения мышц) при выполнении свободных движений

— речь становится замедленной

— происходит резкое падение мышечного тонуса

— организм быстро утомляется

— развиваются вегетативные расстройства (аритмия, одышка, удушье, тошнота, отрыжка, обильное потоотделение, сбои в терморегуляции, диарея, запоры и другое).

Упражнения для укрепления мозжечка

Развивать те или иные участки головного мозга лучше всего начинать с раннего возраста. Самое благоприятное время для этого — возраст от 4 до 7 лет. В этот период физического развития ребенка лучше всего включить игровые упражнения на равновесие, координацию, баланс и ловкость. Они формируют у детей навыки освоения и управления своими действиями, ориентации в пространстве, умения быстро выполнять движения, развивать мышечную память и умственные способности.

Стимулируйте мозжечок развиваться на протяжении всей своей жизни: в детском, подростковом и взрослом возрастах.

Упражнения для детей:

  1. Игра разными по весу и объему мешочками. Задача ребенка: поймать их, поочередно подбросить вверх и снова поймать.
  2. Мяч или грушу подвешивают под потолок. Задача: поочередно отбивать мяч левой и правой руками.
  3. Мишень на стене. Задача: попасть дротиками в цель с расстояния.
  4. Отбивание летящего мяча ракеткой.
  5. Упражнения с оборудованием на bosu (резиновая полусфера).
  6. Стоя/сидя разведение рук в стороны, вверх, вниз, сначала вместе одновременно, затем по очереди.

Наверняка кто-то из вас замечал за собой, что вас укачивает в транспорте или вы «собираете» все углы в доме, списывая все это на свою неуклюжесть и плохой тонус. Все дело в слабом вестибулярном аппарате — знак, что пора укреплять мозжечок.

Упражнение для взрослых:

Если вы занимаетесь в тренажерном зале, то для вас подойдут любые упражнения, связанные с развитием равновесия и координации.

    Упражнения с bosu.

на перевернутой полусфере:

— отведение ног в стороны по очереди

— махи прямых ног назад по очереди

— поочередный подъем согнутых в колене ног

— удержания в одном из перечисленных выше упражнений (например, ласточка)

— стоя двумя ногами на сфере, наклоны ее вправо-влево, вперед-назад, по кругу

— сидя в положении «по-турецки» выполнять наклоны ее вправо-влево, вперед-назад, по кругу

— стоя на мягких коленях наклоны вниз

— приседания с отягощением и без.

на неперевернутой полусфере:

— те же самые упражнения.

— планка на одном/двух мячах

— отжимания стоя руками на мяче

— планка на двух фитболах

— подтягивание фитбола к животу и обратно из положения планки

— подкидывание мячей вверх по очереди и одновременно

— балансирование стоя на мяче одной ногой в позе ласточки

— подъем таза от фитбола/мяча (ягодичный мостик)

— приседания на одной ноге с упором второй на фитбол

— болгарские выпады на месте (упор ноги на фитбол)

— разведение рук с гантелями в стороны лежа на спине на фитболе

— пуловер лежа на спине на фитболе.

— скручивания лежа спиной на роллах

— подъем ног лежа на спине (проработка нижнего пучка брюшного пресса)

— поочередный подъем ног вверх до 90 градусов лежа на спине

— разведение ног в стороны лежа на спине

— удержание равновесия лежа на спине (руки и ноги не касаются пола)

— ягодичный мостик, лежа на коврике на спине, с опорой ногами на ролл

— подъем таза с поочередным поднятием ног вверх с опорой на ролл.

— выполняя тягу гантели к поясу (тренировка широчайших), опирайтесь не на скамью, а в упоре на полу на гантелю.

Выберите свободную стену, определите точку, в которую будет бросать мяч (можете начертить ее мелом, чтобы не потерять), возьмите мяч и выполняйте приседания.

Приседая, кидайте мяч в стену в отмеченную точку, вставайте и ловите мяч.

Для профилактики мозжечковой активности используйте любую возможность, чтобы тренировать затылочную часть. К примеру, в базовые упражнения включайте элементы на развитие ловкости, координации или равновесия.

Источник

Программа мозжечковой стимуляции

Программа мозжечковой стимуляции (Learning Breakthrough Program) — это оригинальная по своей продуманности и системности программа, состоящая из серии коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка. Комплекс упражнений основан на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают в усвоении любой информации.

В основу программы легли многолетние исследования доктора педагогических наук Френка Белгау. Будучи преподавателем в классах, где училось много детей с различными академическими трудностями (в частности — с проблемами в чтении), он обратил внимание, что дети, играющие на переменках с балансом и координацией — более успешны в учебе. Этот простой факт стал ключевым моментом в разработке его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе.

Преимущества метода Ф. Белгау

В программе мозжечковой стимуляции используется системный подход к коррекции нарушений: с одной стороны, стимуляция мозжечка, с другой — сенсорная интеграция с учетом основных принципов детской нейропсихологии. Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой деятельности: они помогают координировать не только крупную, но и мелкую моторику, налаживают связи между всеми основными органами и частями головного мозга, которые участвуют в письме, чтении, счете. Вестибулярный аппарат — главное связующее звено головного мозга.

Метод Ф. Белгау эффективен в работе с детьми от 4 лет и старше. Дети с удовольствием занимаются на балансировочной доске Белгау (Баламетрикс). Занятия проходят в игровой форме и чем-то напоминают лечебную физкультуру, только интересней и не вызывают у детей негативных эмоций или страха неуспеха.

Программа мозжечковой стимуляции имеет широкий спектр применения в коррекции различных нарушений, способствует нормализации работы и развитию мозга и имеет мало противопоказаний.

В программе представлены оригинальные и разнообразные упражнения, которые различаются по уровню сложности и направленности, т.е. происходит поэтапное формирование и развитие различных навыков индивидуально в каждом случае.

Доказано, что мозжечковая стимуляция повышает эффективность других коррекционных занятий с дефектологом, логопедом или психологом. По словам самого Белгау, всего после 15 минут занятий, вы сможете наблюдать более грамотное и четкое письмо, большую собранность, улучшение памяти и счета.

Результаты долгосрочного применения метода позволили программе называться передовой в работе с целым спектром проблем в обучении.

Когда полезна программа мозжечковой стимуляции?

Если Вы замечаете у ребенка следующие особенности:

  • поздно начал ходить или говорить, пропустил в развитии стадию ползания;
  • быстро возбуждается и утомляется, присутствуют трудности самоконтроля;
  • часто отвлекается на посторонние раздражители, ему сложно концентрироваться;
  • у него плохая память и трудности внимания;
  • поведенческие нарушения, частые перепады настроения, импульсивность;
  • сниженная школьная успеваемость, трудности в усвоении школьной программы;
  • отставание в развитии моторики, моторная неловкость;
  • нарушение координации (неуклюжесть, раскоординированность).

Программа мозжечковой стимуляции эффективна при следующих диагнозах:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД);
  • задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
  • задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
  • дислексия и дизграфия;
  • аутизм и расстройства аутистического спектра;
  • синдром Аспергера;
  • логоневроз (заикание).

Какие результаты можно получить, занимаясь по программе Ф. Белгау?

  • улучшение концентрации и внимания;
  • повышение выносливости, работоспособности на занятиях;
  • улучшение зрительно-моторной координации;
  • развитие пространственного восприятия и воображения;
  • развитие двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;
  • развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
  • развитие восприятия устной и письменной речи, их автоматизации, что в свою очередь является основой для формирования и развития собственной речи и навыков письма;
  • оптимизация навыков механического чтения;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие математических и логических способностей;
  • развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
  • гармонизация эмоционально-волевой сферы;
  • нормализации поведения;
  • личностные изменения.

Наиболее эффективна мозжечковая стимуляция в комплексе с занятиями логопеда, психолога, дефектолога, нейропсихолога. Занятия на балансировочной доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии.

Как проходят занятия?

Для занятий по программе мозжечковой стимуляции используется балансировочная доска, мешочки с различными наполнителями, мяч-маятник, планка с цветными секторами, доска обратной связи и стенд с целями, разработанные доктором Ф. Белгау.
Занятия чем-то напоминают лечебную физкультуру — ребенок, стоя на балансировочной доске, выполняет различные упражнения (например, повороты туловища вправо-влево, перекидывание руками мешочка, отбивание мяч-маятника руками, планкой с цветными секторами, попасть мячиком в доску обратной связи и другие).

Перед началом курса занятий обязательно проводится консультация специалиста, на которой определяются мишени коррекционного воздействия и особенности ребенка (возраст, возможности, личностные характеристики и т.п.). На основе полученных данных специалистом разрабатывает индивидуальная программа коррекции по методу Ф. Белгау.

Занятия в нашем Центре проводятся на оригинальном оборудовании (Balametrics), сертифицированными специалистами.

Длительность курса определяется специалистом на первичной консультации и может корректироваться в процессе работы в зависимости от динамики (минимальный курс занятий — 15 встреч). Интенсивность занятий, как правило, составляет 3 раза в неделю по 30 мин каждое.

Источник

Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений

Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.

Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма пациента, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.

Что такое мозжечок и зачем его стимулировать

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.

Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений программы Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.

Программа Learning Breakthrough (Balametrics) и история ее появления

Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics – это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ века.

Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.

Впоследствии его программа получила название Learning Breakthrough, что можно перевести как «Прорыв в обучении». Она является результатом более чем 30-летних наблюдений и исследований, которые проводили американские ученые. Данная программа уникальна по своей продуманности и системности и, что самое главное, неоднократно доказавшая свою эффективность!

Как работает программа Learning Breakthrough

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.

Балансировочная доска Бильгоу

Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д. Так же в занятия мозжечковой стимуляции включаются упражнения на интерактивной платформе. Это когда ребенок стоит на специальной платформе, которая очень чутко реагирует на любые его движения, а на мониторе демонстрируется информация, полученная по каналам обратной связи, и выполняются различные задания, похожие на увлекательную и интересную игру.

Мозжечковая стимуляция в центре «Логос»

Курс дополняется вестибулярными упражнениями на батуте, фитболе, гимнастической скамье. Некоторые упражнения выполняются в специальных ( переворачивающих изображение) очках.

Инструктор следит за последовательностью и правильной очередностью выполняемых заданий, за техникой безопасности в использовании оборудования. Обязательно начинает с простого и переходит к сложному, создает дополнительную мотивацию для выполнения заданий.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности.

Для чего это нужно

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

Мозжечковая стимуляция в центре «Логомед прогноз»

В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. Мозжечковая стимуляция также значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий ( с логопедом, психологом, дефектологом).

Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции

Это прежде всего дети с:

  • Нарушением внимания
  • ГиперактивностьюПоведенческие расстройства
  • Нарушение осанки
  • Нарушениями работы вестибулярного аппарата
  • Проблемами с обучением
  • Нарушениями устной и письменной речи
  • Нарушениями координации движений и моторной неловкости
  • Дисграфии
  • Дислексии
  • Диспраксия
  • Нарушениями аутического спектра
  • ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ

Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции

Специалисты по работе с данной программой отмечают следующее:

  • Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
  • Улучшение зрительно-моторной координации
  • Улучшение мануальных и графо-моторных функций
  • Повышение общего уровня интеллекта
  • Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)
  • Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)

Как эффективнее заниматься по данной методике

Занятия можно начинать, если ребенку исполнилось 3-4 года. Оптимальная периодичность занятий 3 раза в неделю по 30-40 минут.

Источник

Оцените статью