- Миофункциональная гимнастика в работе логопеда
- Комплекс миогимнастических упражнений для профилактики зубочелюстных аномалий
- Упражнения для нормализации функции дыхания
- Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры
- Упражнения для нормализации функции смыкания губ
- Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
- Упражнения для нормализации функции дыхания
- Упражнения для нормализации функции смыкания губ
- Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
- Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челлюсть
- Комплекс миогимнастических упражнений для лечения прогнатического прикуса
- Упражнения для нормализации функции дыхания
- Упражнения для нормализации функции смыкания губ
- Дополнительные специальные упражнения
- Комплекс миогимнастических упражнений для лечения глубокого прикуса
- Комплекс миогимнастических упражнений для лечения прогенического прикуса
- Упражнения для нормализации функции дыхания
- Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
- Дополнительные специальные упражнения
- Комплекс миогимнастических упражнений для лечения открытого прикуса
- Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челюсть
Миофункциональная гимнастика в работе логопеда
Лидия Шевцова
Миофункциональная гимнастика в работе логопеда
Автор: учитель-логопед Шевцова Лидия Сергеевна
Организация: МДОБУ д/с № 125
Населенный пункт: г. Сочи п. Лазаревское
Миофукциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающих при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи). Такие нарушения у детей наиболее стойко корректируются при взаимодействиях логопеда и детского ортодонта.
К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка,относятся:
— длительное сосание пустышки;
— сосание большого пальца, языка, различных предметов;
— прикусывание губ, щек;
— прокладывание языка между зубами;
— подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна.
При инфантильном типе глотания дети надувают щеки, делают своеобразные круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается определенное силовое воздействие в определенном направлении. С годами это приводит к определенным аномалиям расположения зубов и недоразвитию челюстей. Бруксизм – периодические приступообразные сокращения жевательных мышц во сне, сопровождающиеся сжатием челюстей и скрежетанием зубами.Ротовой тип дыхания приводит к тяжким последствиям: формируется аденоидный тип развития лицевых структур, характерный удлинением нижней трети лица, возникают недоразвитие гайморовых пазух, слабость круговой мышцы рта, затрудненное смыкание губ, формируются узкие ноздри и широкая переносица, развивается хроническая гипоксия. Нарушение прикуса также ведет к нарушениям осанки — так работают механизмы компенсации в растущем организме.
Развитие речи – сложный и многообразный процесс,для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы. Причинами неправильного произношения звуков могут быть такие аномалии речевого аппарата, как укороченная уздечка языка, готическое небо, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти с уплощением центрального ее участка при глубоком резцовом перекрытии. В последнее время в логопедической работе стали практиковать комплекс миофункциональной гимнастики вместе с артикуляционной гимнастикой. При правильной подборке и нагрузке каждого упражнения, комплексы этих гимнастик дают хорошие результаты, особенно при признаках дизартрии, аномалии прикуса, инфантильном глотании. Комплекс миофункциональной гимнастики рекомендуется использовать с детьми, начиная с 3-х лет, у которых сформировались вредные привычки. Упражнения можно включать в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке.
Такой комплексный подход будет способствовать:
— более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложненные деформациями строения органов артикуляции;
— при своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области, ускоренному продвижению ортодонтического лечения.
— в результате регулярной миогимнастики у ребенка происходит коррекция типа дыхания, он меньше болеет простудными заболеваниями, насыщение крови кислородом улучшается.
Упражнения для нормализации носового дыхания
Упражнение 1. Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Ноги в стороны, рот плотно закрыт, медленно поочередно вдыхать воздух то правой, то левой ноздрей, поочередно прижимая пальцами противоположную ноздрю.
Упражнение 2. «Заводим машину» Длительное произнесение звука «Д-Д-Д» (30 сек)
Упражнение 3. «Шарик лопнул». Надуть щеки и медленно выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение 4. При разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта в таком положении стремиться сомкнуть губы.
Комплекс упражнений для нормализации функции глотания.
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.
Упражнение 1. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.
Упражнение 2. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь кончиком каждого зуба.
Упражнение 3. Язык переместить максимально вперед, повернуть его вправо и влево.
Упражнение 4. Сжать зубы, сомкнуть губы, упереться кончиком языка в твердое небо — в проекцию корней центральных резцов, проглотить слюну.
Упражнение 5. Язык поднять вверх, расположить его в середине небного шва, ударить напряженным кончиком языка по небу, произвести звук «щелчка». Выполнять 50-60 раз.
Упражнение 6. Набрать в рот воду (глоток, губы сомкнуть, зубы сжать язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь языком в область зубных бугров передних зубов и складок неба (вся группа мимических мышц должна находиться в стадии «покоя»)
Комплекс упражнений для нормализации функции смыкания губ. Тренировка круговой мышцы рта.
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.
Упражнение 1. Губы вытянуть вперед, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение 2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение 3. Сомкнутые мизинцы положить в угол рта, губы не сжимать. Пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.
Упражнение 4. В уголки рта при несомкнутых губах установить мизинцы рук и в таком положении стремиться сомкнуть губы.
Упражнение 5. Губы сомкнуть, натянуть верхнюю губу на зубы, натянуть нижнюю губу на зубы.
Упражнение 6. Губы сомкнуть, затем переместить их вправо и влево.
Упражнение 7. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение 8. Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу.
Упражнение 9. Губы сомкнуть, надуть воздух под нижнюю губу.
Миогимнастика, стимулирующая рост нижней челюсти
Упражнение 1. Встать у стены в положении правильной осанки. На счет 1-2-3-4 выдвинуть нижнюю челюсть вперед до режущих краев верхних фронтальных зубов и удерживать ее в таком положении в течение 10 с, затем переместить назад. Постепенно увеличивать время до 1 мин.
Упражнение 2. Отойти от стены. Голову запрокинуть назад, руки отвести за спину, ноги поставить на ширину плеч, нижнюю челюсть выдвинуть вперед и повторить упражнение 1.
Упражнение 3. Выполнять упражнение 1 с поворотом головы вправо и влево, захватывая передними зубами нижней челюсти верхнюю губу.
Комплекс упражнений для сдерживания роста нижней челюсти при прогении
Упражнение 1. Захватить нижнюю губу верхними зубами и верхней губой и удерживать ее в таком положении 4-5 мин. Отдохнув повторить упражнение 3-4 раза.
Упражнение 2. Упражнение выполняется с деревянной палочкой в форме зубной дуги. Ширина палочки равна ширине передних центральных зубов, а толщина 3-4 мм. Ребенок должен прикусить палочку таким образом, чтобы верхние зубы выдвинулись вперед, а нижние назад. Прикусывать паллчку необходимо в течение 3-4 мин.
Упражнение 3. Давить кончиком языка на верхние фронтальные зубы.
Упражнения для коррекции перекрестного прикуса
Упражнение 1. Открыть рот на счет 1-2-3-4, затем медленно его закрыть, перемещая нижнюю челюсть в противоположную сторону от неправильного положения зубов и удерживать ее в этом положении 5 с, затем 10, 20 и так до 60 с.
Упражнения 2. Выполнять упражнение 1 с применением усилия руки, направленного на сдвиг нижней челюсти в сторону. Продолжительность курса лечения от 3 до 8 мес.
Ежедневно используя миофункциональную гимнастику в сочетании с артикуляционной гимнастикой при коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции, постановка и автоматизация звуков будет происходить быстрее.
Список использованной литературы
1. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М., 2004
2. Аверьянов С. В., Костина Я. В. Стандартные аппараты для миофункционной ортодонтии: учебное пособие. Уфа 2014
3. Тисовская Ю. А., Соколова Н. А. Использование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы. М. ,2015
4. Костина Я. В., Чапала В. М.Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта М., 2009
5. Белкина В. Н. и др. Дошкольное обучение и развитие. Ярославль 2001
6. Зубкова Л. П., Хорошилкина Ф. Я. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии. М. ,1993
Чистоговорки и скороговорки в работе логопеда Для детей 5-6 лет характерен достаточно обширный словарный запас, они умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают и рассказывают.
Дыхательная гимнастика по методу А. Н Стрельниковой в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими поражения ЦНС В. А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.
Использование камешков Марблс в работе логопеда Использование камешков Марблс в работе логопеда. Использование камешков Марблс в работе логопеда. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Кинезиология в работе логопеда Как мы все хорошо знаем «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный». Единство мозга складывается из деятельности.
Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.
Лэпбук в работе учителя-логопеда .
Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.
Применение метода биоэнергопластики в работе логопеда Применение метода биоэнергопластики в работе логопеда. В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст. 2; 51) государственная политика.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Актуальность использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе.
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной.
Источник
Комплекс миогимнастических упражнений для профилактики зубочелюстных аномалий
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продожительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры
Упражнение №1 Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.
Упражнение №2 Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.
Упражнение №3 Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не отпуская подбородок, вправо, затем влево.
Упражнения для нормализации функции смыкания губ
Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение №4 С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», «погасим свечу», «сделаем бурю» и т. д.)
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Упражнение №6 Выдохнуть. Нос зажать пальцами. Медленно вслух считать до 5, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос.
Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры
Упражнение №1 Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.
Упражнение №2 Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.
Упражнение №3 Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не отпуская подбородок, вправо, затем влево.
Упражнения для нормализации функции смыкания губ
Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение №4 Губы сомкнуть, затем перемещать их поочередно вправо и влево.
Упражнение №5 Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.
Упражнение №6 Согнутые мизинцы вложить в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.
Упражнение №7 С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», погасим свечу», «сделаем бурю» и т.д.).
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчак и, широко открывая рот, щелкать языком.
Упражнение №6 Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.
Упражнение №7 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.
Упражнение №8 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.
Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челлюсть
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1—2—3—4 от 5 до 10 повторений.
Упражнение № 1. Губы сомкнуты, зубы сжать. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.
Упражнение № 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы па зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук. Для этого упражнения можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.
Комплекс миогимнастических упражнений для лечения прогнатического прикуса
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Упражнения для нормализации функции смыкания губ
Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение №4С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», «погасим свечу», «сделаем бурю» и т. д.)
Дополнительные специальные упражнения
Упражнение № 1. Нижнюю челюсть медленно выдвигать до тех нор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение.
Упражнение № 2. То же упражнение выполнять с попоротом головы сначала вправо, затем плево. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя. Голову слегка запрокидывают назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока нижние резцы установятся впереди верхних.
Упражнение № 3 (с вестибулярной пластинкой). Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, 1 пальцем правой руки ее вытягивают вперед за кольцо и удерживают сжатыми губами.
Упражнение № 4. Проложить между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжать губы. Бумагу удерживают до 30—50 минут во время спокойных игр, рисования, чтении, или когда ребенок смотрит телевизор.
Упражнение № 5. Выполнять предыдущее упражнение, заменить полоску бумаги металлическим диском диаметром 2,5—3 см, толщиной 1,5 мм и массой около 6,5 г. Зажатый губами диск должен быть расположен горизонтально, необходимо следить, чтобы диск был зажат только губами, а не зубами. Упражнение выполняется до утомления (от 30 сек до нескольких минут).
Упражнение № 6 (с пластмассовой пластинкой). Ребенок нажимает губами край пластинки толщиной 1—2 мм, шириной 30—35 мм. длиной 60—120 мм. и удерживает ее в горизонтальном положении. На пластинку накладывают какой-либо груз. Увеличение груза вызывает усиление сжатия губ.
Упражнение № 7. Небольшие ватные валики закладывают в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Сомкнуть губы и произнести ряд фраз, содержащих губные звуки («б», «м», «п»).
Комплекс миогимнастических упражнений для лечения глубокого прикуса
Упражнение № 1. Нижнюю челюсть медленно выдвигать вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 сек, затем медленно установить в исходное положение.
Упражнение № 2. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают между передними зубами, сжимают и разжимают зубы. По показаниям можно включать другие упражнения из предыдущих комплексов.
Комплекс миогимнастических упражнений для лечения прогенического прикуса
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 дох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.
Дополнительные специальные упражнения
Упражнение № 1. Кончиком языка давить на небные поверхности верхних передних зубов до усталости мышц (3—5 мин).
Упражнение № 2. При слетка запрокинутой голове попеременно открывать и закрывать рот, при закрывании рта кончиком языка пытаться достать задний край твердого неба.
Упражнение № 3. Зажать верхними фронтальными зубами нижнюю губу, удержать, затем отпустить ее.
Упражнение № 4. Открыть рот, медленно закрывать его, сметая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживать в этом положении 4—8 сек.
Упражнение № 5 (с деревянным шпателем). Между зубными рядами помещают шпатель (ширина его равна ширине верхних резцов).
Прикусить шпатель так, чтобы оказывать давление на небные поверхности верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов — в язычном.
Комплекс миогимнастических упражнений для лечения открытого прикуса
Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челюсть
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1—2—3—4 от 5 до 10 повторений.
Упражнение № 1. Губы сомкнуты, зубы сжать. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.
Упражнение № 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы па зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук. Для этого упражнения можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.
Комплекс миогимнастических упражнений для лечения перекрестного прикуса
Упражнение № 1 (при смещении нижней челюсти в сторону). Максимально открыть рот, переместить нижнюю челюсть в правильное положение, сомкнуть зубы и удерживать в этом положении нижнюю челюсть 4—5 сек.
Упражнение № 2 (при одностороннем сужении верхней челюсти). Кончиком языка давить на небные поверхности верхних зубов и альвеолярный отросток на стороне сужения в течение нескольких минут.
После выполнения каждого комплекса необходимо делать паузы в виде расслабляющих упражнений:
Упражнение № 1. «Руки в стороны, в кулачок, разжимай и на бочок».
Упражнение № 2. «Чтобы вырасти скорей, подтянись-ка посильней».
Упражнение № 3. «Маме надо отдыхать, маме хочется поспать, я ее не разбужу, я на цыпочках хожу» и т.д.
Источник