- Комплекс упражнений для логопедического массажа
- Ожидайте
- Перезвоните мне
- Статья:
- Показания к проведению логопедического массажа
- Польза и цели логопедического массажа
- Основные виды массажа
- Специфика массажа в домашних условиях
- Предварительная разминка
- Методика массажа
- Массаж языка для коррекции речи
- Расслабление речевых мышц
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика
- Массаж ложками
- Комплекс упражнений для логопедического массажа
- Ожидайте
- Перезвоните мне
- Статья:
Комплекс упражнений для логопедического массажа
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Нарушение речи у детей беспокоит многих родителей. Примерно к трем годам становится ясно, какие звуки у них не получаются.
Статья:
Нарушение речи у детей беспокоит многих родителей. Примерно к трем годам становится ясно, какие звуки у них не получаются. У многих деток проблема проходит с годами и с практикой. Но у некоторых из них расстройства связаны с проблемами в работе артикуляционных мышц и имеют физиологический характер. Помочь может логопедический массаж.
Показания к проведению логопедического массажа
Логопед подбирает вид массирования, направленный на активизацию неработающих участков вербального аппарата. Это позволяет постепенно вернуть тонус всем мышцам, отвечающим за речевую функцию. Методика может применяться при дизартрии, ринолалии, дислалии и так далее.
Манипуляции можно проводить с двух месяцев, хотя в раннем возрасте они делаются только для профилактики. При серьезных расстройствах применяется массаж, направленный на восстановление голосовых возможностей, приведение в тонус мышц речевой системы и уменьшающий время становления произношения. Метод может скорректировать даже существенные неврологические симптомы.
Воздействие на важные речевые центры – губы, язык, мочки ушей и шею, показано детям с такими проблемами:
- частичная потеря либо неполное расстройство голоса;
- различные дефекты лечи;
- чрезмерная интенсивность лицевых мышц;
- чрезмерное рефлективное слюнотечение;
- сбой произносительной системы речи в целом;
- ДЦП;
- нарушения формирования артикуляционной мускулатуры;
- все виды логопатии.
Все эти нарушения могут привести к серьезным дефектам речи в будущем, и для предотвращения этого нужно как можно раньше принять меры.
Логопедический массаж имеет противопоказания. К ним относятся простудные и респираторные патологии, стоматиты, увеличение лимфоузлов, воспаления слизистых глаз и десен, герпес. При аутизме, ДЦС, судорогах, синдроме Дауна нужна особая осторожность.
Польза и цели логопедического массажа
Главные цели проведения массажа следующие:
- достижение точной артикуляции звуков;
- улучшение состояния голосовых связок;
- нормализация респирации в процессе речи;
- предотвращение психологического напряжения по причине речевых дефектов;
- общее повышение качества речи и работы речевого аппарата.
Массаж помогает нормализовать мышечный тонус общей, артикуляционной и мимической мускулатуры, снижает проявление параличей и парезов этих мышц, снижает патологические движения речевой мускулатуры. Иногда процедура проводится для устранения чрезмерного слюноотделения у детей, которое также мешает нормальной дикции.
Основные виды массажа
Логопедический массаж имеет несколько основных видов:
Классический. Предполагает привычные массажные приемы: поглаживания, разминания, растирания и вибрация. Применяется для активизации и стимуляции тонуса мышц.
- Точечный. Направлен на биологически активные точки, где скапливаются сосуды и нервные окончания.
- Аппаратный. Применяются вакуумные или вибрационные приспособления.
Существует зондовый массаж и самомассаж. Последний ребенок делает сам, массируя лицо и язык.
Зондовый массаж выполняется по методу Е.В Новиковой. Он помогает нормализовать речевое дыхание, исправить произношение звуков, увеличить голосовую силу и дополнительно нормализовать работу нервной системы. Проводится он специалистом. Последовательность использования различных зондов на необходимые участки определяется индивидуально.
Обычно сеансы проводят курсом в 2-3 недель. Повторный курс возможен спустя 1,5-2 месяца. Методика противопоказана детям младше полугода.
Специфика массажа в домашних условиях
При выполнении массажа в домашних условиях ребенку должно быть комфортно. Он не должен чувствовать тревогу, важно отыскать к нему подход и отвлечь чем-то. Маленьким деткам сеансы проводят, когда они находятся в коляске или на руках у мамы. Более взрослые детки могут располагаться на спине с маленькой подушкой либо валиком под шеей или в кресле с подголовником.
Со временем дети привыкают к манипуляциям и воспринимают их спокойно.
Процедуру можно проводить не ранее, чем спустя два часа после еды. Предварительно нужно хорошо прополоскать рот ребенка.
Предварительная разминка
Начинать сеанс нужно с общего лицевого массажа в течение нескольких минут. Нужно выполнять приятные для малыша поглаживания и вибрирующие манипуляции. Направления могут быть различными:
- Лоб массируется в направлении снизу вверх и от центра к вискам.
- Нижнее веко нужно прорабатывать от внешнего края к внутреннему, верхнее – наоборот.
- Выполняются движения от носа к вискам и от краев губ до ушей.
- Также манипуляции делаются от подбородка до мочек ушей.
Чтобы расслабить мышцы шеи и корня языка, детская головка раскачивается и плавно поворачивается в стороны. Затем начинается проработка языка и губ.
Методика массажа
Массаж начинается с обработки мышц лица, затем прорабатываются другие. Используются классические приемы с постепенным увеличением надавливания. При этом не допускается дискомфорт у ребенка. Могут выполняться поглаживающие движения лба и растирания щек. В конце делаются легкие постукивающие и пощипывающие движения. Губы разминаются от середины к краям, каждая губа отдельно, затем переходят к носогубной складке.
Если речь идет о повышенном возбуждении мышц, используется расслабляющая техника. Она включает классические поглаживания и вибрации. Сеанс начинают с воротниковой и плечевой зоны, затем прорабатывается лицо, губы, язык. Заканчивают релаксацию плавными чуть давящими движениями, которые повторяют 8-10 раз.
Для массажа языка используются специальные приспособления. В домашних условиях может использоваться ложка либо указательный палец . При использовании ложки необходимые зоны поглаживают и растирают ее выпуклой стороной.
Для преодоления обильного слюнотечения нужно научить ребенка правильно жевать, сначала с запрокинутой головой. Также он должен научиться подсасывать слюну и чаще ее проглатывать с помощью одного толчка. Другое действенное упражнение – вращение языком в ротовой полости с дальнейшим сглатыванием слюны.
Родители должны проявлять терпение и заниматься с малышом регулярно. Время сеансов определяется степенью нарушения и возрастом ребенка. Она не должна превышать 25 минут вне зависимости от того, проводится ли массаж дома или в лечебном учреждении. Первые сеансы длятся пять минут, со временем их длительность увеличивается.
Курс обычно включает в себя 10-20 сеансов. Проводить массаж можно ежедневно либо с интервалом через день.
Массаж языка для коррекции речи
Сеанс проводится после удаления из полости рта остатков еды, спустя 1,5-2 часа после еды либо за 2 часа до кормления. Делаются поглаживающие движения языка по всем направлениям – это помогает активизировать максимальное количество мышц.
Массаж делается в следующей последовательности:
- Проработка продольной мышцы от основания к кончику языка.
- Стимуляция поперечной мышцы от центра к краям.
- Круговые и спиральные движения по всей площади.
- Похлопывания всей плоскости языка.
- Прижимание продольной мускулатуры.
- Массаж уздечки сверху вниз.
- С помощью тканевой салфетки делаются перетирающие движения.
Эта методика может использоваться и в домашних условиях.
Расслабление речевых мышц
Для расслабления речевых мышц массаж делается в такой последовательности:
- Поочередно поглаживается каждая губа от уголков к центру.
- Верхняя губа поглаживается сверху вниз, нижняя – снизу вверх.
- Носовые складки обрабатываются от крыльев носа к уголкам рта.
- Далее надавливают на губы слабыми вращающими движениями.
- Выполняются пошлепывания губ подушечками пальцев.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Для повышения эффективности логопедического массажа его дополняют артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Выполнять ее рекомендуется перед зеркалом. Обычно ребенок повторяет движение за логопедом или родителем. Подобная гимнастика может включать такие упражнения:
- Максимальное вытягивание языка.
- Подтягивание языка к носу и подбородку.
- Покачивания и отведения в стороны язычка.
- Губы трубочкой.
- Растягивания, поднятия, опускания губ.
- Сжимание и облизывание губ.
Дыхательная гимнастика обычно проводится в игровой форме. Малышам полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики. При этом коррекция речи должна сопровождаться скороговорками. Постоянное их разучивание научит ребенка справляться со сложными для него звуками и поможет освоить темпоритмику речи.
Массаж ложками
Метод массажа ложками может применяться в домашних условиях. Он значительно улучшает развитие речи у детей. Для выполнения манипуляции нужно две пары чайных ложек. Проводится массаж следующим образом:
- Выпуклой поверхность ложки поглаживается височная область.
- Аналогично поглаживаются глазные впадины. Двигаться нужно вдоль брови к внешней границе глаза. Под глазом движения осуществляются в обратном порядке.
- Делаются круговые поглаживания щек.
- Височная зона растирается горкой ложки по спирали. В конце нужно аккуратно нажать на обрабатываемую зону.
- Спиралевидными движениями горки ложки растирается зона между бровями.
- Ребром ложки массируются щеки от подбородка к глазам.
- Кончиком изделия растирается носогубная область.
- Легкими нажатиями конца ложки прорабатывается отдельно каждая губа.
- Зона скул и подбородка разминается круглой частью ложки круговыми движениями.
Логопедический массаж помогает устранить нарушения речи у ребенка и обеспечить нормальное развитие речевого аппарата. Он должен выполняться регулярно и по правильной технике.
Источник
Комплекс упражнений для логопедического массажа
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Данную разработку рекомендуется использовать на логопедических занятиях с детьми ОВЗ, имеющих слабую иннервацию артикуляционного аппарата.
Статья:
В современной логопедии используются 2 вида воздействия, направленных на улучшение иннервации речевого аппарата: артикуляционная гимнастика, массаж (мимический, логопедический, массаж лица).
Логопедический массаж — это трудоёмкая работа для логопеда и не всегда приятная процедура для детей.
Существуют несколько методик логопедического массажа: зондовый, массаж с использованием медицинского шпателя.
Однако при работе с детьми с ОВЗ надо учитывать слабое физическое развитие, в том числе слабое развитие мышц артикуляционного аппарата.
Такие дети по состоянию здоровья не выдерживают сеанс зондового массажа. Поэтому можно использовать медицинский шпатель для проведения логопедического массажа. Логопед одевает стерильные перчатки и с помощью шпателя проводит массаж органов артикуляции.
В настоящее время для удобства логопеда можно использовать одноразовые медицинские шпателя, которые не требуют специальной обработки.
Первые сеансы массажа проводим по 3-5 минут. Затем доводим до 5-10 минут, учитывая выдержку и утомляемость детей.
В данной работе представлены мною разработанные упрощенные упражнения артикуляционной гимнастики с использованием элементов логопедического массажа при помощи мед.шпателя для укрепления мышц языка и улучшения иннервации речевого аппарата.
Эффективность представленной разработки была доказана положительными результатами многолетней работы с детьми с ОВЗ.
Применение данных артикуляционных упражнений с элементами логопедического массажа помогут моим коллегам в процессе работы над постановкой трудных звуков.
Комплексы артикуляционной гимнастики с элементами логопедического массажа.
Комплекс упражнений №1.
Данные упражнения укрепляют жевательно-артикуляционные мышцы.
Воспитанник беззвучно произносит звук А, открывая и закрывая рот, держа кончик языка у нижних резцов в течении 5-10 секунд. Ребёнок с ОВЗ не всегда может зафиксировать нижнее положение языка.
Здесь на помощь приходит логопедический массаж.
Алгоритм логопедического массажа:
-Логопед с помощью шпателя фиксирует язык у нижних резцов.
Берёт второй шпатель и массирует спинку языка.
Начинает с лёгких точечных нажимов шпателем по всей поверхности языка. Затем усиливает нажим. Далее делает вертикальные, горизонтальные, продольные, зигзагообразные движения шпателем по всей поверхности языка, усиливая постепенно нажим шпателя.
Сначала движения шпателем проводятся от кончика языка к корню до линии, где проходит граница «рвотного рефлекса».Дальше этой границы движения шпателем не проводить. Затем такие же движения проводятся от корня языка к кончику языка. Ребёнок закрывает рот.
-Логопед просит ребёнка сделать динамическую паузу.
Ребёнок кладёт ладонь одной руки на шею спереди. Вдох. На выдохе старается произносить звук, над постановкой которого работает логопед.
Ребёнок эти действия повторяет 3-4 раза под контролем логопеда.
— Логопед продолжает массаж.
Ребёнок открывает рот и поднимает язык к верхним резцам или к верхней губе. Фиксирует кончик языка 5-10 секунд.
Если ребёнок не может фиксировать кончик языка, логопед фиксирует его шпателем у верхних резцов или на верхней губе. Другим шпателем проводит массаж нижней поверхности языка. Начинает с лёгких точечных нажимов шпателем по всей нижней поверхности языка.Затем усиливает нажим. Далее делает вертикальные, горизонтальные, продольные, зигзагообразные движения шпателем по всей нижней поверхности языка, усиливая постепенно нажим шпателя.
Сначала проводятся движения шпателем от кончика языка к уздечке, затем от уздечки к кончику. Логопед просит ребёнка закрыть рот и проводит динамическую паузу: вдох-выдох-звук.
Комплекс упражнений №2
Этот комплекс упражнений укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.
Логопед просит воспитанника слегка приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и делать движения языком вперёд-назад. Затем язык убирается назад в рот. Повторяет 5-7 раз.
Далее воспитанник приоткрывает рот и кладёт язык на верхнею губу и делает движения языком вперёд-назад. Затем язык убирается назад в рот. Повторяет 5-7 раз.
После проведения комплекса №2 можно перейти к комплексу №3.
Но если ребёнок делает неточные движения или затрудняется, применяем логопедический массаж по тому же алгоритму (см. выше).
Комплекс упражнений №3
Логопед просит ребёнка улыбнуться, открывая рот и покусывать язык, продвигая его постепенно между зубами вперёд-назад. Таким образом происходит самомассаж языка. Дети с ОВЗ часто имеют слабую иннервацию речевого аппарата и не всегда могут выполнить это упражнение. Логопед использует массаж по известному алгоритму. После проведения нескольких сеансов логопедического массажа улучшается иннервация речевого аппарата, укрепляются мышцы языка и ребёнку с ОВЗ легче освоить артикуляционные упражнения.
Внимание! Данные артикуляционные упражнения с применением элементов логопедического массажа улучшают :
— кровоток в мышцах языка , что помогает ребёнку с ОВЗ чувствовать язык — как орган, который помогает правильно произносить звуки и правильно говорить;
Источник