- Комплекс упражнений для голосовых связок
- Потеря голоса: 7 упражнений, которые помогу восстановить голосовые связки
- Как предупредить афонию и восстановить здоровье голосовых связок
- Принцип действия упражнений
- Техника выполнения
- Все звуки следует произносить только на вдохе:
- Дыхательная гимнастика для вокалистов, упражнения гимнастики Стрельниковой для голосовых связок и восстановления голоса
- Как утопающий за соломинку
- Метод дыхательных упражнений
- Дыхательная гимнастика стрельниковой упражнения
- Комментарий эксперта
- Итоги
- Не проходите мимо! Это всем необходимо!
Комплекс упражнений для голосовых связок
Качество фонации зависит от характера контакта голосовых связок, т.е. вида так называемой голосовой атаки. Принято различать твёрдую, мягкую и придыхательную атаку, или постановку голоса. Благодаря правильному использованию дыхательной опоры, можно противодействовать образованию как придыхательной, так и твердой постановки голоса. Опускание нижней челюсти способствует смыканию голосовых связок во время фонации и сжатию замыкающего глоточного кольца.
Упражнения, заключающиеся в сдавливании щитовидного хряща в области гортанной выпуклости (Адамова яблока) и прекращении сжатия этого хряща при одновременной фонации и использовании дыхательной опоры, оказывают большую помощь при функциональных заболеваниях голосового аппарата.
Упражнения для голоса следует выполнять на гласной «а», так как во время эмиссии этого звука на той же самой высоте экскурсии гортани бывают наименьшими. Такого рода упражнения следует назначать больным, у которых гортань совершенно бесполезно, слишком резко перемещается вверх, вниз, вперёд и назад.
Экскурсии гортани сопровождаются изменениями функции остальных резонаторных полостей, объём которых может увеличиваться или уменьшаться вследствие рефлекторного сокращения соответствующих мышц. Причём даже очень незначительное изменение состояния мышц, каждое отклонение от их нормального тонуса или же от нормальной длительности их сокращения может обусловить возникновение голосовых расстройств. Чем подвижнее голосовой аппарат и чем более точной является функция отдельных его элементов, тем большую ценность имеет голос. Поврежденный голосовой аппарат утрачивает способность функционировать точно и одновременно быстро.
Артикуляция основывается на голосовом звуке, который характеризуется определенной продолжительностью. При отдельных, не объединенных между собой звуках, создаётся впечатление, что речь состоит из несвязанных, обособленных слогов. Для достижения непрерывности артикуляции необходимо выработать двигательную непрерывность во время функции голосового аппарата, т. к. речь является двигательным актом, подчиняющимся тем же законам, которые руководят двигательными функциями всего организма. Темп упражнений сначала должен быть замедленный, позднее упражнения выполняются в нормальном ритме. В последнее время редко применяется способ растягивания звуков во время упражнений. Восстановление фонации и артикуляции заключается в обработке каждого звука и слова с точки зрения ритма, напряжения и высоты, базируясь на явлениях созвучья и резонанса.
Чтение с губ в зеркале
Ощущение созвучья и резонанса развивается на основании колебаний и чувствительных восприятий. Способ направления голоса в надсвязочные резонаторные полости следует вырабатывать с помощью следующих трёх методов:
1) mormorando, при этом необходимо ощущать вибрацию тонких костей лица и носа;
2) упражнения, заключающегося в постепенном затихании голоса (piano); во время piano голос переходит в головные резонаторы, а чередование forte и piano во время упражнений на гласных способствует тому, что эти звуки становятся громкими, четкими и полнозвучными; 3) упражнения с помощью носовых согласных; м, н; однако, этот метод не может рекомендоваться во всех случаях, так как в результате его применения у больного легко может возникнуть носовой тембр голоса. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда мышцы замыкающего глоточного кольца бывают слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости, вследствие чего воздух проникает в полость носа и артикулированные звуки приобретают носовую окраску (при небных расщелинах, параличах мышц мягкого неба центрального и периферического происхождения, у глухих и т.д.).
Условием образования полноценного и звучного голоса является соединение грудного резонатора с резонаторными полостями надсвязочного пространства. Голос, возникающий па голосовых связках, такой же слабый, как голос музыкального инструмента, лишенного резонаторного ящика.
Ощущение вибрации при помощи колеблющегося камертона, тон которого соответствует высоте артикулированного звука
Во время фониатрического лечения следует стремиться к расширению диапазона голоса до такой степени, чтобы он включал по крайней мере шесть тонов, необходимых для правильной артикуляции. Достигнуть этого можно лишь в результате длительной работы. При малом объеме голоса, который сохранился, например, у глухого от периода лепетания, невозможно выработать правильную артикуляцию.
В процессе восстановления артикуляции следует использовать тактильные ощущения. На слизистой оболочке ротовой полости, губ и глотки находятся участки, отличающиеся специальной чувствительностью, так называемые, чувствительные артикуляционные зоны. Каждому артикулированному звуку соответствует определенный чувствительный пункт в одной из артикуляционных зон. После предварительного изучения артикуляционных областей согласных можно приступить к упражнениям, заключающимся в возбуждении специальной чувствительности в артикуляционных пунктах с помощью навернутой на гортанный зонд ваты, смоченной дестиллированной водой или физиологическим раствором поваренной соли. Легкое касание губ вызывает их смыкание при произношении звука п, при более сильном касании — губы смыкаются для произношения звука б, при котором больной должен также ощущать вибрацию в области гортани, в наивысшем пункте головы и т.д., длительное касание сопровождается произношением звука м, при этом вибрацию можно ощутить в маске, в области тонких костей лица.
При произношении звуков ф и в нижняя губа приближается к верхним резцам; при произношении звуков д, т, н конец языка контактирует с деснами верхних резцов. При согласных с, з, ц возникает углубление вдоль средней линии языка, а конец его приближается к передним зубам. Звук с возникает без участия резонаторов точно так же, как ц, произношение звука с связано с колебанием голосовых связок. Выработку повышенной чувствительности в резонаторной полости следует связывать с ощущением колебаний в резонаторах. При звуках ш, ж, ч средняя часть языка приближается к твердому нёбу, а конец языка находится на некотором расстоянии от верхних передных зубов. Возбуждение специальной чувствительности в артикуляционной области звука не должно производиться одновременно с упражнениями, целью которых является выработка ощущения резонанса в резонаторных полостях.
Обучение произношению гласных при использовании слуха
При произношении щ язык совершенно плоский. Во время упражнений, связанных с произношением этого звука, хорошие результаты даёт возбуждение повышенной чувствительности на всей поверхности языка, вдоль которой проходит голосовая волна.
В третьей артикуляционной зоне при произношении звуков к и г корень языка контактирует с мягким нёбом, в то время как при произношении х корень языка лишь приближается к мягкому нёбу. Во время упражнений, связанных с восстановлением артикуляции звука х достаточно лишь легко касаться места сближения артикуляционных органов, при упражнениях для звуков к и г прикосновение должно быть более сильным. Произношение г, как звонкой согласной связано с участием резонаторов. При низких звуках следует использовать грудной резонатор, при высоких — резонаторы надставной трубы.
Введение в ротовую полость во время фониатрического лечения шпателей, пластмассовых протезов ит.д. удлиняет период лечения, выработка оке специальной чувствительности в артикуляционных зонах значительно его укорачивает.
Во время фониатрического лечения используется компенсация со стороны органа зрения, слуха и жевательного аппарата. Восстановление артикуляции следует начинать от упражнений, связанных с произношением гласных, сначала учат произносить гласные а и о; затем — у и ы; и в конце высокие гласные: э и и. Руководя занятиями, во время которых больные учатся произносить гласные, стремятся расширить диапазон голоса больного вверх и вниз. При сдавливании щитовидного хряща голос понижается на один-два тона, после прекращения давления голос возвращается к исходной высоте. Для правильной артикуляции в польском языке диапазон голоса должен включать семь тонов в объёме первой и второй октавы.
— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»
Источник
Потеря голоса: 7 упражнений, которые помогу восстановить голосовые связки
Потеря способности разговаривать или афония — частое явление после простудных заболеваний. Но для тех, у кого голос является «рабочим инструментом»: учителей, певцов, дикторов, такая потеря станет настоящей катастрофой. Есть несложная методика дыхательных упражнений, с помощью которой можно предупредить афонию и восстановить здоровье голосовых связок.
Этот дыхательный комплекс можно выполнять как для профилактики осиплости, так и для комплексного лечения органов дыхания. Методика в течение короткого времени поможет полностью восстановить голос без применения медикаментозных средств или хирургического вмешательства. Комплекс несложен в освоении, его можно делать в любых удобных условиях, без присутствия специалистов. Все упражнения в нем безопасны для здоровья, не имеют противопоказаний и разрешены для выполнения всем возрастным группам, в том числе и детям.
Как предупредить афонию и восстановить здоровье голосовых связок
Тренировать дыхание можно как отдельно, так и вместе с другими упражнениями по развитию голоса.
Принцип действия упражнений
Звук образуется на выдохе, колеблющем голосовые связки. При затруднении дыхания вследствие переохлаждения, перегрузок или неправильной работы органов дыхания, вдох недостаточно наполняет легкие кислородом, выдох становится слабым и коротким. Поэтому, приходится чаще дышать, лишний воздух накапливается и оказывает давление на голосовые связки. Они подвергаются повышенной нагрузке, голос слабеет и пропадает. В тяжелых случаях на связках могут образоваться узлы, поэтому требуется хирургическое лечение.
При выполнении упражнений происходит короткий вдох с издаваемым звуком, при этом легкие полностью заполняются воздухом. Тем самым обеспечивается максимальный приток кислорода к дыхательным и речевым органам, устраняются воспаления и застойные явления. Выдох вы делаете легко и свободно, поэтому не происходит дополнительного травмирования голосовых связок.
Техника выполнения
Упражнения следует выполнять регулярно, 1-2 раза в день, в хорошо проветриваемом помещении в течение 7-10 минут. После улучшения самочувствия, не следует сразу прекращать тренировки. Чтобы закрепить эффект, комплекс нужно продолжать делать еще, по крайней мере, в течение месяца.
При выполнении необходимо следить за правильным дыханием: выполнять неглубокие вдохи через нос и делать спокойный выдох через рот. Первые три дня выполняйте только первые три упражнения из комплекса, затем подключите следующие. Так вы постепенно освоите комплекс в течение недели.
Исходное положение – стоя прямо со слегка расставленными ногами, руки висят свободно или сидя на стуле, руки лежат на коленях. После выполнения всех упражнений, постарайтесь полностью расслабить мышцы на несколько минут.
Все звуки следует произносить только на вдохе:
Полощите горло – представьте, как вы прополаскиваете рот водой. Произнесите эти звуки, одновременно поворачивая голову в стороны, насколько хватает дыхания.
Помычите – сделайте неглубокий вдох носом, при этом мычите, делая постукивания подушечками пальцев по ноздрям.
Мычание с массажем – делая вдох, мычите, при этом постукивайте подушечками пальцев по носогубным морщинкам.
«Бы-бы» — глубоко вдохните, одновременно произносите «бы-бы-бы…», при этом слегка барабаньте подушечками по верхней губе.
«Вы-вы» — глубоко вдохните и произносите «вы-вы-вы…», при этом слегка барабаньте подушечками по нижней губе.
«А-О-У» — глубоко вдохните и произносите «а-а-а-о-о-о-у-у-у…», насколько хватит дыхания, одновременно простукивайте грудную клетку, продвигаясь от одного плеча к другому.
Источник
Дыхательная гимнастика для вокалистов, упражнения гимнастики Стрельниковой для голосовых связок и восстановления голоса
Совсем не фантастика!
Оставь свои предубеждения
Сделай эти упражнения!
В этой статье вы найдете рекомендации как восстановить голос при дисфонии или усталости голоса.Потеря способности разговаривать или афония — частое явление после простудных заболеваний. Но для тех, у кого голос является «рабочим инструментом»: учителей, певцов, дикторов, такая потеря станет настоящей катастрофой. Есть несложная методика дыхательных упражнений, с помощью которой можно гарантированно вылечить голосовые связки.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой была разработана как метод восстановления голоса, но рекомендуется для общего оздоровления организма и терапии, совершенно необходима для учителей, вокалистов, артистов, дикторов, ораторов! Эта гимнастика используется даже при ПАРЕЗАХ И ПАРАЛИЧАХ ГОРТАНИ.
Мой день начинается с того, что утром чтобы проснуться и прийти в чувство- сначала дыхательная гимнастика 20-40 минут. Это давнишняя привычка, но как она актуальна в наши дни коронавируса! Что это за гимнастика и чем она интересна попробую в двух словах рассказать для тех кто не в курсе.
О ней я узнал от своего приятеля- актера еще в 80-х годах прошлого века , когда у меня случились серьезные проблемы с голосовыми связками, просто пропал голос, совсем, и я был в отчаянии около месяца.
Врачи районной поликлиники лечили меня главным образом от аллергии. Полоскания, капли и таблетки не помогали.
Как утопающий за соломинку
Кроме шипа мой голос ничего не произносил. Приятель порекомендовал обратиться к врачу-ларингологу профессору Василенко из больницы им. Боткина, и тот мне показал несколько упражнений из комплекса дыхательной гимнастики! И я уцепился за них как утопающий за соломинку.
Придя домой я тут же с большим энтузиазмом принялся их осваивать. Проделывал я эти упражнения утром и вечером и днём по нескольку раз , хотя он рекомендовал мне утро и вечер.
На следующий день у меня прорезался тонкий , цыплячий голосок ,еще через день стало что то членораздельное, через неделю мой голос полностью восстановился. Об этом я помню всю жизнь!
- Для меня это была такая нечаянная радость, граничащая только с чудом. С тех пор— это мой утренний моцион —3- 4-е дня в неделю. А начиная с нынешнего лета делаю её ежедневно.
Метод дыхательных упражнений
Как я позже узнал- это гимнастика А.Н. Стрельниковой, открывшая этот метод лечения самых различных заболеваний!
Строится этот метод на трёх основных правилах:
- Думать только о вдохе! Тренировать только вдох! Но не искусственный, длинный объемный, а естественный- короткий и активный!
- Не закрывать плотно рот. чтобы после каждого вдоха— выдох мог уйти свободно.
- Считать только вдохи
- методику эффективных упражнений запомнить не сложно!
Существует основной комплекс , и дополнительные упражнения для различных заболеваний.
Дыхательная гимнастика стрельниковой упражнения
Для восстановления голоса мне хватило основного! Вот он!
- Встать прямо, показать ладошки зрителю, локти опустить, поза экстрасенса, делайте короткий , шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки( хватательное движение), причём все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.
Сразу после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот.
- Нужно научиться не думать о выдохе. Активен только вдох, выдох пассивен.
Нужно иметь ввиду, что эти простые упражнения делаются в тепе- ритме шагающего взвода солдат.
Сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом толкните кулаки к полу, во время толчка кулаки разжимаются, пальцы широко растопыриваются.
Движение похожее на то, когда мы накачиваем колесо автомобильным насосом. Вдох в нижней точке наклона, выдох в верхней..
Движения торса вправо и влево с одновременным лёгким приседанием.Повернулись, одновременно присели — вдох, т.е. вдох в нижней точке приседания. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу. Не забываем о темпе-ритме.
Во время короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Вдох в момент когда руки на плечах. Руки держать паралельно друг другу.
6. Наклон вперёд. наклон назад
Вдох с пола, вдох с потолка. Очень эффективное упражнение. Наклон-вдох,слегка прогнулись в пояснице, голову в потолок-вдох.
Голова без остановки поворачивается вправо-вдох, влево-вдох. Руки можно держать на талии.
Смотрим прямо перед собой. Голова тянется к плечу направо-вдох, налево-вдох.
Из положения прямо, голова кивает вниз и сразу вверх. вдох с пола, вдох с потолка.
Правая нога впереди, левая на расстоянии шага сзади Слегка присели на правой ноге-вдох, переносим тяжесть тела на левую ногу, присели-вдох.Второй цикл упражнения продолжаем поменяв переднюю и заднюю ноги.
Упражнение проще-простого. Шаги на месте поднимая высоко колени. Ногу подняли-вдох, подняли вторую-вдох. Когда высоко поднимаешь колено, чувствуешь диафрагму, а это укрепляет её мышцы, что очень полезно.
Поочерёдно поднимаем ноги, как бы стараясь достать до ягодиц. Подняли ногу-вдох, вторую-вдох. И так 96 раз.
Комментарий эксперта
Тысячи больных подтвердили высокую эффективность гимнастики Стрельниковой.
Положительный фактор, свойственный системе— движение.Необходимость и полезность движения неоспоримы.
Движение полезно всем. В стрельниковской гимнастике оно циклическое, повторяющееся, что наиболее адекватно для вегетососудистой дистонии. Специфический элемент гимнастики- изменение стереотипа дыхания.
Как видите упражнения просты и доступны каждому! В зависимости от состояния здоровья нагрузки можно варьировать. После дыхательной гимнастики утренняя зарядка проходит на ура!
Итоги
Голос становится бархатным, тёплым, сексуальным.
Гимнастика считается уникальной, потому что у четко структурированной системы и комплексов упражнений нет аналогов. В основе — короткие прерывистые вдохи носом и пассивные выдохи через нос или рот (на слизистой носа расположены рецепторы, которые связаны с большинством систем и органов). При вдохе и сжатии грудной клетки активно включаются в работу и другие части тела, поэтому гимнастика Стрельниковой показана для многих серьёзных заболеваний!
На слизистой оболочке носа располагаются рецепторы, которые рефлекторно связаны почти со всеми органами и системами нашего организма. Так как, физическая активность требует поступления большого количества кислорода, то именно при выполнении этой гимнастики он значительно лучше усваивается тканями всего организма, повышая его иммунитет.
Дыхательные упражнения Стрельниковой являются универсальными и востребованными: они не только для вокалистов, но и для артистов, дикторов, ораторов и для всех, кто связан с голосовыми коммуникациями, то есть для широкого круга пользователей современного интернета. Главным результатом этих упражнений является тренировка смыкания голосовых связок, при регулярных занятиях связки набиваются до такой степени, что смыкание становится идеальным, а отсюда и артикуляция, произношение и дикция становятся легкими, органичными и необременительными, а голос становится бархатным, появляются низкие обертоны, он становится тёплым, грудным, или, как говорят — становится сексуальным.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой самое эффективное средство при потери голоса, для восстановления голоса, и нормальной функции голосовых связок
Не проходите мимо! Это всем необходимо!
Узнали что-то полезное для себя? — судите сами, а коль понравилась статья- оставьте комментарий и подпишитесь.
Понравилась статья? Поделись!
- Вконтакте
- Одноклассники
Клубничный квас без дрожжей готовим из свежей клубники
RuCaptcha: работа на вводе капчи, самый надежный и простой заработок в интернете
Источник