- Коррекционные игры и упражнения для детей с нарушениями речи (картотека) картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Упражнение «Кулачки»
- Упражнение «Олени»
- Упражнение «Штанга»
- Упражнение «Любопытная Варвара»
- Упражнение «Хоботок»
- Упражнение «Лягушки»
- Упражнение «Сердитый язык»
- Упражнение «Горка»
- Упражнение «Футбол»
- Упражнение «Снегопад»
- Упражнение «Бабочка»
- Упражнение «Шторм в стакане»
- Упражнение «Задуй свечу»
- Упражнение «Бабочка»
- Упражнение «Рыбка»
- Упражнение « Аплодисменты»
- Упражнение «Считалочка»
- Игра «Это правда или нет»
- Игра «Запомни картинку»
- Игра «Скороговорки разной длины»
- Игра «Пары слов»
- Упражнение «Филин»
- Упражнение «Метелки»
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Комплексы упражнений в соответствии с речевыми расстройствами статья по логопедии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Коррекционные игры и упражнения для детей с нарушениями речи (картотека)
картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
С детьми с ТНР проводится огромная работа по коррекции не только речи, но и других функций. Дети часто к концу дня устают, перевозбуждаются.
После учебного дня или после занятий с такими детьми необходимо проводить релаксационные упражнения (комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата).
Цель данных упражнений: восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_relaksatsiyu_s_detmi_s_tnr.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 6»
Коррекционные игры и упражнения
для детей с нарушениями речи
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением речи предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.
После учебного дня или после занятий с такими детьми необходимо проводить релаксационные упражнения (комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата).
Цель данных упражнений : восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения.
Упражнение «Кулачки»
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем,
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Упражнение «Олени»
Представим себе, что мы — олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно! Быстро опустите руки.
Посмотрите: мы — олени, рвется ветер нам на встречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, А теперь немного лени. Руки не напряжены и расслабленны. Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко. Ровно. Глубоко.
Упражнение «Штанга»
Штангу с пола поднимаем. Крепко держим. И бросаем! Наши мышцы не устали и еще послушней стали! Нам становится понятно: расслабление -приятно!
Упражнение «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево. Смотрит вправо. А потом опять вперед — тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно — расслабление — приятно! Шея не напряжена и расслабленна. А теперь посмотрим вниз — мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно — расслабление приятно! Шея не напряжена и расслабленна.
Упражнение «Хоботок»
Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их отпускаю, И на место возвращаю. Губы не напряжены и расслабленны.
Упражнение «Лягушки»
Тянем губы прямо к ушкам! Потяну — перестану, И нисколько не устану! Губы не напряжены и расслабленны .
Упражнение «Сердитый язык»
С языком случилось что-то: он толкает зубы! Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы! Он на место возвращается и чудесно расслабляется.
Упражнение «Горка»
Спинка языка сейчас станет горочкой у нас! Я растаять ей велю -напряженья не люблю. Язык на место возвращается и чудесно расслабляется.
Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий.
Упражнение «Футбол»
Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
Упражнение «Снегопад»
Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее. Снег, снег кружится, белая вся улица! Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок.
Упражнение «Бабочка»
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку:
Бабочка — коробочка, полети на облачко. Там твои детки -— на березовой ветке! Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
Упражнение «Шторм в стакане»
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Упражнение «Задуй свечу»
Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Упражнение «Бабочка»
Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения — «трепетание пальцев». Выполнять 10-15 секунд.
Упражнение «Рыбка»
Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо — влево, вперед -назад, вверх — вниз) на длину вытянутой руки. Выполнять 15-20 секунд.
Упражнение « Аплодисменты»
Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и так далее. Выполнять 15-20 секунд.
Упражнение «Считалочка»
Указательным пальцем правой руки, затем левой дотрагиваться до каждого пальчика.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем пальчики считать.
Крепкие и дружные.
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Игры на развитие свойств внимания и памяти также важны для детей с нарушениями речи.
Игра «Это правда или нет»
Цель игры: развитие слухового внимания. Дети должны внимательно послушать стихотворения, попытаться заметить неточности, ошибки.
Это правда или нет?
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей,
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
-Это правда или нет?
Это Оленьке известно:
Что взяла клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать.
Кажется не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там.
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.
Игра «Запомни картинку»
Цель игры: развитие произвольной памяти.
Для игры заранее заготавливается 10-15 любых картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки 2-3 минуты, потом картинки убираются, и все называют те картинки, которые они запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другим.
Игра «Скороговорки разной длины»
Цель игры: развитие слуховой памяти.
Детям предлагается повторить за ведущим наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии:
- Наш Полкан попал в капкан (5 слов).
- Три свиристели еле-еле свистели на ели (7 слов).
- Грабли — грести, метла — мести, весла — вести полозья — ползти (8 слов).
- В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит (11 слов).
Игра «Пары слов»
Цель игры: развитие произвольной памяти, логического мышления. Ребенку предлагается запомнить несколько слов, предъявляя его в паре с другим. Например, кошка — молоко, мальчик — машина, стол — пирог и другие. Ребенку предлагается запомнить все другие слова из каждой пары. Затем называется первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.
Задание можно усложнять, увеличивая пары слов и подбирая пары слова с отдаленными смысловыми связями.
Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
Упражнение «Филин»
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 — 6. Выполнять 4-5 раз.
Упражнение «Метелки»
Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз.
Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, усталость сметите.
Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные уме.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные уме.
«Современные технологии коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями речи».
Рабочая программа коррекционно-логопедической деятельности для детей с нарушениями речи.
В статье описана роль дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи.
Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия способствуют оздоровлению детского организм.
Источник
Комплексы упражнений в соответствии с речевыми расстройствами
статья по логопедии по теме
Развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, правильного речевого дыхания и артикуляции всех звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukashova_n._a.-_statya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы упражнений в соответствии с речевыми расстройствами
Лукашова Н.А., учитель-логопед
МБОУ «Скороднянская СОШ»
Губкинский район, Белгородская область
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей младшего школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи
инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Подробно изучив новинки методической литературы, я решила использовать инновационные методы в своей работе. Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.
Как показывают исследования последних лет, в основе тяжелых речевых расстройств лежат различные анатомо-физиологические нарушения центральной или периферической части речевого механизма. Они обычно связаны с поражениями центральной нервной системы в результате перенесенных ребенком заболеваний или травм энцефалитов, менингитов, сосудистых расстройств, психофизических травм и пр. Они могут вызываться также и грубыми органическими нарушениями в строении речевого аппарата /расщелины, деформации и др./, недостаточной подвижностью/инертностью или лабильностью процессов нейродинамики, что особенно характерно для неврозов речи. У многих детей дефекты речи сопровождаются разнообразными нарушениями моторики, дыхания, голоса [1].
У детей с аномалиями речевого развития на почве органических нарушений центральной нервной системы встречаются и более серьезные двигательные расстройства: гиперкинезы, парезы, параличи. У алаликов, например, нередко отмечается слабая ориентировка в пространстве, нарушении движений, равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать паретичность движений, а иногда насильственные /гиперкинезы/ или напряженные/ спастические движения.
Для детей с полиморфными речевыми расстройствами характерно в большинстве случаев нарушение моторной деятельности. Движения таких детей неловки, походка напряженная, неуверенная и пр. [4].
Сделанные наблюдения в процессе работы с такими детьми, с нарушением речи подтверждают необходимость целого комплекса медико-педагогических мероприятий, которые должны быть направлены на оздоровление у них нервной системы и всего организма в целом, на координирование общей и речевой моторики, на воспитание правильной речи и полноценной личности.
Например, для детей, страдающих заиканием, алалией, афазией, дизартрией, сложными формами дислалий, для детей с общим недоразвитием речи и другими нарушениями необходимо учесть при планировании работы с ними следующее: благоприятное социальное и речевое окружение и отношение к ребенку, особый режим, рациональное питание; психотерапия, логопедические занятия с параллельно проводимыми медикаментозными и физиотерапевтическим лечением, закаливанием лечебной физкультурой; воспитательные мероприятия [6].
Использование особой гимнастики для ребенка, страдающего речевыми нарушениями, для исправления не только его моторики, но и его речевых недостатков, является целесообразным и вполне обоснованным. Цель ее — увязать задачи лечебной гимнастики с задачами исправления речи. Применяя ее в деле исправления нарушений речи, мы одновременно занимаемся воспитанием всей личности ребенка в целом, и это вполне понятно, так как нельзя оторвать речевую функцию от физической и психической сущности человека.
Проводя работу с упражнениями, необходимо помнить, что в работе с ребенком не следует допускать чрезмерной нагрузки, чтобы не вызвать явлений запредельного торможения; нельзя механически применять какие- либо упражнения, не показать ребенку важность для достижения поставленной цели.
Упражнение осознанное, целенаправленное всегда принесет больше пользы, чем простая механическая тренировка. Нужно чтобы ребенок знал, для чего он делает то или иное упражнение, т.к. он может проверить правильность выполнения его и на что следует обращать особое внимание в упражнении. Движения должны быть ненапряженными /если нет указания делать упражнения с напряжением/, свободными, четкими в ритмическом и темповом отношении [4].
При подборе материала для занятий и определении его объёма мы должны прежде всего учитывать корригирующее значение выбранных видов работы для тех дефектов, которые имеют место при данном речевом нарушении. Немаловажно правильно учитывать возраст ребенка и доступность материала в зависимости от степени задержки речевого и умственного развития, постепенно усложнять упражнения.
В своей практике применяю упражнения, которые рассчитаны на воспитание диафрагмального речевого дыхания, речевого выдоха, упражнения для расслабления мышц отдельных групп, для развития подвижности мышц, на координацию движений, артикуляционную, вокальную гимнастику и т.п. /всего комплексов/.
Целью дыхательных упражнений является постановка речевого диафрагмального дыхания, выработка удлиненного выдоха. Рекомендуются для заикающихся, при дизартритах [5].
1. Лежа на спине, полностью расслабить все мышцы; положить одну руку на живот, а другую на грудь; спокойно и глубоко вдохнуть через рот, приподнимая стенку живота, выдыхая через рот, слегка нажимать на живот, опускать его /грудь должна быть спокойной, верхний плечевой пояс почти неподвижен/ — Упражнение выполняется 2-3 недели до полной автоматизации нижнее — диафрагмального дыхания.
3. То же, сидя /посадка прямая, руки сначала на груди и животе, затем на коленях/.
4. Сделать легкий короткий вдох и, плавно вдыхая, произносить по одному звуку «ф», с. ш. ж.
5. То же произносить 2 звука на выдохе ф.. .с. ш.. .ж.
6. То же, произносить на выходе 3 звука ф.. .с…ш… .
7. То же, произносить 4 звука на выдохе ф.. .с. . .ш. . .ж.
/звучание беспрерывное, чтобы один звук как бы вливался в другой/.
8. То же, плавно и длительно выдыхая, произносить по одному гласному а. о…,у. ы…э…
9. То же, на одном выдохе произносить 2 звука, 3, 4,5.
10.То же на одном выдохе произнося слово, 2, 3, слова, фразу /сопряжено и отраженно произнося фразы типа: это, жар, шар голубой, шар лежит высоко и т.д.; дни недели, месяцы; таблицы сложения, вычитания, умножения, деления, метрическую систему мер; расписание уроков и т.д./.
11. При вдохе поднять руки вверх через стороны, при выдохе — произносить строки из значимого стихотворения:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания для детей с расстройствами голоса /комплекс создан логопедом и врачами отделения уха, горла, носа детской больницы им. Ф.Э. Дзержинского г. Москвы/
1. И.п. — лежа, вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимается, при выдохе — опускается. Плечи почти неподвижны.
2. И.п. — стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох.
3. И.п. — стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, руки опустить выдох.
4. И.п. — стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону — вдох, опустить руки — выдох.
5. И.п. — стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При вдохе произносится длительно звуки «с, ф, ш», сочетания «пф, пш».
6. И.п. — стоя, ноги вместе. Рука — через стороны вверх — вдох, руки вниз с произнесением на выдохе согласных звуков «с, ш, в, з, ц, ф», гласных «а, о, и, э, а», а также слогов «ух, уф».
Упражнения для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста на игровых приемах [3].
2. «Упрямая свеча»
3. Раздувать «угли» в «печке» /костре/.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики
У детей с дизартрией, алалией, афазией, ринолалией, заиканием наблюдается недостаточность моторной сферы. Дети часто неловки, неуклюжи, у них плохо развиты навыки самообслуживания.
У этих детей может быть нарушена переключаемость движений, плохо развиты мелкие движения пальцев рук, движения их неточно, некоординированно. В связи с этим логопед обязан уделять внимание развитию общей моторики и мелкой, улучшение которых повлечет за собой и улучшение артикуляционной моторики, что в конечном итоге приведет к развитию речи и письма.
Цель — научить детей ориентировке в пространстве, владеть своим телом.
- Ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стопы и
перекаты с пятки на носок.
2. Ходьба с упражнениями в равновесии /по узкой доске, положенной
на пол, самостоятельно или держась за руку логопеда/.
3. Ходьба с подниманием и опусканием рук, как бы махая крыльями; с
покачиванием рук над головой, как колоски на ветру.
4. Прыжки через низко натянутую веревочку, держась за руки
логопеда или самостоятельно.
5. Прыжки через скакалку.
6. Прыжки на обеих ногах на одном месте, держась за руки взрослого
или за стол, стул.
7. Прыжки на правой и на левой ноге поочередно на одном месте,
держась за опору.
- Упражнения для развития мелкой моторики, для развития подвижности мышц и суставов пальцев
1. Сжать пальцы в кулак и разжать /то же, руки в стороны, вверх, вперед/.
2. «Кошка выпускает когти».
3. Последовательное сгибание и разгибание пальцев, начиная с большого пальца.
4. Растягивание рук, положенных пальцы в пальцы, в стороны /разрывание цепи/.
5. Сжимание и разжимание резиновой груши.
6. Сделать решетку на 2-х пальцев /средний и указательный/, каждой руки и попеременно укладывать из: правая сверху, левая снизу, и наоборот, проделывая это упражнение многократно и ускоряя темп.
7. Сделать из двух пальцев «козу».
8. Складывать из палочек, спичек без головок геометрические фигурки, элементы букв и буквы / и т.д./.
Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Задачи, которые решаю на занятиях:
Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Развитие фантазии и образного мышления.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.
Побуждение детей к активным действиям и концентрации внимания.
Существует множество методической литературы, в которой освещаются инновационные методы логопедической практики. В МБОУ «Скороднянская СОШ» методическая копилка постоянно пополняется новинками литературы по развитию связной речи, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики. Богатый материал для диагностирования и тестирования детей, позволяющий всесторонне изучить уровень развития детей, помог педагогам МБОУ разработать индивидуальную коррекционно-развивающую программу и создать здоровьесберегающую модель обучения и воспитания в условиях перехода к ФГОС второго поколения через внедрение эффективных образовательных технологий.
- Архипова, Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. М., 1997.
- Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения / Е. А. Алябьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 170.
- Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 64.
- Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М. Медгиз, 1966. С. 234.
- Винарская, Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Том 1. – С. 268 -284.
- Ядова, Р. Х. Формирование речевой культуры младших дошкольников средствами физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук: Майкоп, 2005. – С. 25.
Источник