Гимнастика для слуховых труб. На заметку любителям путешествий и не только
Упражнения для слуховой трубы могут пригодиться во время полётов на самолёте, дайвинге, быстрой езде на автомобиле. В таких ситуациях евстахиева труба не успевает быстро выровнять атмосферное давление и возникает болевой синдром.
Также гимнастику для слуховых труб применяют при различных заболеваниях, таких как: отит, тубоотит, евстахиит и других. Гимнастика улучшает кровообращение, подвижность барабанных перепонок и растяжение спаек.
Путешествия уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Отпуск, всегда такой долгожданный, и хочется провести его с максимальной пользой для душевного и физического здоровья.
С развитием туризма нам стали доступны самые отдаленные уголки Земного шара — всего несколько часов на самолете, и перед нами открывается совершенно другой мир.
Но увы. Порой, долгие перелёты связанные с резким набором высоты и с не менее утомительным снижением могут доставить массу неудобств нашему уху и слуховой трубе.
Наверное, многие из нас не раз сталкивались с неприятными ощущениями в ухе при взлете и посадке или при нырянии с аквалангом и при подводном плавании. Обычно про такое состояние мы говорим: «закладывает уши».
Позвоните нам по телефону +7 (495) 642-45-25
или воспользуйтесь формой обратной связи
Врачи-оториноларингологи объясняют данный феномен очень просто. Резкий перепад атмосферного давления вызывает прогиб барабанной перепонки во внутрь, так как организм не успевает выровнять давление и привыкнуть к новым атмосферным условиям. В результате, в слуховой трубе, среднем и внутреннем ухе возникает отрицательное давление и как следствие сильное перенапряжение.
Обратимся немного к терминологии. Вход и выход воздуха в среднем ухе осуществляется посредством слуховой (евстахиевой) трубы. Этот канал отдалённо напоминает стержень шариковой ручки.
Длинна слуховой трубы взрослого человека колеблется от 6 до 8 см. Слуховая труба открывается в носоглотке небольшим отверстием окаймлённой лимфоидной тканью.
Из носоглотки слуховая труба уходит в самую середину черепа, поэтому рассмотреть и «пощупать» слуховую трубу не представляется возможным. Именно по этому, проблемы со слуховой трубой всегда решаются довольно долго и не просто.
Благодаря слуховой трубе, давление воздуха в среднем ухе выравнивается с атмосферным, в результате чего выравнивается и давление в барабанной перепонке.
Упражнения при перепадах атмосферного давления
В быту резкие и сильные перепады атмосферного давления могут возникнуть: во время полётов на самолёте, на аттракционах, быстрой езде на автомобиле, езде на скоростном лифте, быстром и не контролируемом погружении под воду. Именно в этих ситуациях евстахиева труба попросту не успевает быстро выровнять атмосферное давление, что приводит к заложенности уха и болевому синдрому.
При этом, если у человека есть такие сопутствующие заболевания как: искривление перегородки носа, хронический ринит, полипы полости носа, вероятность заложенности уха многократно возрастает.
Что же делать, не прибегая к помощи доктора, которого не всегда и найдёшь в чужой стране, если Вы всё таки попали такую не приятную ситуацию?
Чтобы быстро восстановить внутриушное давление, Вам помогут несколько простых и весьма эффективных упражнений:
- движение языком вперед-назад;
- зевание;
- движение нижней челюстью вправо-влево;
- пустой глоток с закрытым ртом;
- вдох одной ноздрей, выдох — другой, поочередно;
- вдох с закрытым носом;
- пользование жевательной резинкой.
Для многих профессий, связанных с частыми переменами атмосферного давления (пилоты воздушных судов, стюардессы, шахтеры, подводники) особенно важно, чтобы механизм работы слуховой трубы осуществлялся четко и без сбоев.
Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!
Чтобы «помочь» организму быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям и обеспечить слаженную работу процессов в нашем ухе, рекомендуем проводить сеансы специальных упражнений, так называемую, гимнастику для слуховых труб, предложенную французскими коллегами – оториноларингологами:
Дыхание
- Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпячивается, выдыхать медленно через рот, живот втягивается.
- Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпячивается, задержать дыхание, затем наклон вперед, руки расслабленно вниз, выдох.
- Сидя, глубоко вдыхать носом, (ноздри раздуты и напряжены), выдох через нос.
- Широко раскрыть рот-зевание. Затем глотание, т. е. смыкание верхнего неба с задней частью языка.
- Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
- Широко раскрыть рот, глубоко дышать через рот.
«Подметание»
- Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по небу в направлении маленького язычка.
- Открыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончик языка скользит к нижним зубам, затем поднимается на альвеолы, скользит по небу к маленькому язычку.
- То же самое, что и в п.2, но с закрытым ртом.
- Широко раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
- Широко раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
- Поставить кончик языка на передние зубы, упираясь в них, вытянуть переднюю часть языка.
- Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы (не касаясь верхних зубов).
Челюсти
- Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
- Движение нижней челюсти вправо-влево.
- Смыкать и размыкать челюсти (руками контролировать движение челюстей у их «основания»).
Губы, улыбка
- Вытянуть как можно дальше вперед трубочкой губы.
- Улыбка — губы и мышцы шеи напряжены, видны зубы.
- Чередовать 1 и 2.
- «Кривая» улыбка вправо-влево.\
Надувание щёк
- Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием.
- Надувать поочередно левую и правую щеки.
- Надувать верхнюю губу.
- Втягивать щеки.
- Надувать щеки — втягивать щеки.
- Как можно шире открывать рот.
Можно так же проводить самопродувание слуховых труб с закрытым носом. Делать это нужно очень осторожно и обязательно при отсутствии какого либо отделяемого в носу (слизи, гноя и т.п.).
Так же можно пробовать пить и проглатывать обычную тёплую не газированную воду с закрытым носом.
Эти упражнения можно повторять по 4-5 раз каждое, приблизительно 5-6 раз в день.
Если вы уже вернулись из поездки, заложенность уха сильная и ни как не проходит, пожалуйста, не тяните время и обратитесь к лор врачу.
Диагнозы которые могут развиться в результате описанной ситуации называются: аэроотит, тубоотит, евстахеит, острый катаральный средний отит.
Мы вам обязательно поможем! И чем быстрее вы обратитесь, тем более быстрым и эффективным будет лечение. Это правда.
Источник
Преодолеем вместе
Сайт для родителей особых детей
Вологодской области
Физическое развитие детей с нарушениями слуха
Физическое развитие детей с нарушениями слуха имеет некоторые особенности, связанные со снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата. У детей с рано приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. На первом году жизни у них отмечается отставание в сроках удержания головы, позднее овладение ходьбой. Очень часто дети с нарушенным слухом не умеют бегать, прыгать, лазать, подражать простейшим движениям взрослых. Сформированные движения характеризуются нарушением координации, ориентировки в пространстве, боязнью высоты, замедленностью движений. По данным А.А. Коржовой, слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполняют задания на сохранение статического равновесия. Также многие исследования отмечают следующие особенности в физическом развитии детей раннего возраста:
- нарушения моторики, шаркающая и шаткая походка, излишний шум при выполнении действий;
- более низкие, по сравнению с нормой, показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки;
- мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные расстройства.
Основные формы физического воспитания для детей с нарушениями слуха
Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика благоприятно воздействует на весь организм, повышает его работоспособность, формирует правильную осанку, походку, осуществляет профилактику плоскостопия. Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения. Продолжительность утренней зарядки колеблется от 4 до 12 минут, в зависимости от возраста.
Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики для детей с нарушенным слухом
- Дыхательное упражнение: и.п. стойка сомкнутая, 1 – поднимая плечи вверх сделать вдох, 2 – опуская плечи вниз, выполнить выдох через сложенные трубочкой губы (не надувая щек). Повторить 6 раз.
- И.п. упор присев, 1 — встать, руки вверх, прогнуться, левую ногу отвести назад-вверх, 2 — и.п., 3 – встать, руки вверх, правую ногу отвести назад-вверх, 4 — и.п. Повторить 6 раз.
- И.п. стойка ноги врозь, руки в стороны. 1- наклон в сторону к правой ноге, 2 – и.п., 3 – наклон в сторону к левой ноге, 4 – и.п. Повторить 8 раз.
- И.п. – упор, сидя, сзади. 1 – поднять левую ногу вверх, 2-и.п., 3 – поднять левую ногу вверх, 4 – и.п. Повторить 8 раз.
- «Самолет». И.п. упор стоя на коленях. Отвести правую ногу назад, коснуться тазом пятки левой ноги, выпрямиться, руки в стороны. Смотреть вперед. Удержать 5 секунд. Повторить 3 раза на каждую ногу.
- «Лодочка». И.п. лежа на животе, руки вперед ладонями вниз. 1 – поднять одновременно руки и ноги вверх – удерживаем 5 секунд, 2 – И.п. Повторить 4 раза. Если ребенку трудно выполнить, взрослый помогает удерживать руки и ноги.
- И.п. стойка сомкнутая, руки на поясе. Прыжки на двух ногах вперед, назад, вправо, влево в течение 30 секунд. Первые прыжки необходимо выполнять в медленном темпе.
Подвижные игры. Подвижные игры позволяют стимулировать активную деятельность детей во время занятий. В процессе проведения подвижных игр у детей с нарушением слуха развивается и совершенствуется точность движений, формируется реакция на словесный или звуковой сигнал.
Физминутки. Физминутки прекрасно снимают напряжение во время занятий, предупреждают появление утомления, повышают работоспособность. Упражнения организовываются взрослым и могут выполняться как вместе с ним, так и самостоятельно. Длительность физминутки – 3-5 минут, в нее включают несколько упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра.
На занятиях по физическому воспитанию детей с нарушениями слуха широко проводится коррекционная работа, направленная на устранение недостатков в двигательном развитии детей и на формирование словесной речи детей. В занятия включается комплекс двигательных гимнастических упражнений, способствующих нормальному развитию у детей с нарушением слуха грудной клетки и органов дыхания. Сюда входят голосовые и двигательные упражнения, фонетическая ритмика.
Фонетическая ритмика — это выполнение ребенком определенных движений в сочетании с проговариванием различных составляющих речи: звуков, слогов, слов и фраз. При этом ребенок регулярно выполняет тренировочные упражнения для развития речедвигательного анализатора, учится правильно воспринимать и воспроизводить ритмико-интонационную и слоговую структуры слова.
Одновременно с развитием движений осуществляется работа по развитию слухового восприятия. Ребенок учится различать звуковые сигналы и соотносить их с движениями. К примеру, аккорд или удар барабана может служить сигналом к началу выполнения упражнений. Многие гимнастические упражнения обязательно выполняются под музыку. Дети учатся танцевать, петь песни, играть под музыку.
Во время занятий по физической культуре дети обязательно должны общаться посредством словесной речи. Каждое новое движение сначала показывается детям без словесного сопровождения, упражнение воспроизводится детьми по подражанию. После того как ребенок хорошо усвоит движение, взрослый вновь показывает знакомое движение, но уже проговаривая словесную инструкцию. Далее сначала взрослый проговаривает движение и только потом повторяет его. В дальнейшем все разученные детьми движения выполняются исключительно по словесной инструкции. Речь взрослого должна быть немногословной и включать в себя минимум слов и фраз, который нужен для точного выполнения упражнений.
Важно также помнить, что детям с нарушениями слуха на всех этапах развития при выполнении физических упражнений необходима помощь взрослого в виде показа, причем детям дается образ движения в целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах. Может требоваться и страховка, так как многие дети имеют нарушения равновесия – взрослый должен поддерживать ребенка при выполнении координационно трудных упражнений для предотвращения возможных травм.
Противопоказаний для занятий спортом у детей с нарушениями слуха почти нет. Для слабослышащих противопоказаниями являются те виды спортивной деятельности, которые связаны с высоким уровнем шума, вибрацией, сотрясением, натуживанием при выполнении силовых упражнений: они могут спровоцировать прогрессирование тугоухости.
Дети с нарушениями слуха не имеют серьезных ограничений в тех видах физкультурно-спортивной деятельности, которые требуют высокого уровня координации движений, могут заниматься различными видами спорта: всеми видами легкой атлетики, борьбой, спортивными играми (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис и т.д.), тяжелой атлетикой, плаванием, фехтованием, аэробикой и танцами, лыжными гонками, туризмом.
Для людей с нарушениями слуха проводятся Сурдлимпийские игры. Для участия в них спортсмен должен иметь потерю слуха не менее 55 дБ на лучшее ухо. Использование слуховых аппаратов и кохлеарных имплантатов во время соревнований не разрешается. Звуковые сигналы не используются, вместо них применяются визуальные. Сурдлимпийские игры бывают летние и зимние, включают индивидуальные и командные соревнования. К индивидуальным летним видам спорта относятся: бадминтон, лёгкая атлетика, боулинг, гольф, велоспорт-шоссе, вольная борьба, греко-римская борьба, дзюдо, каратэ, маунтинбайк, настольный теннис, плавание, спортивное ориентирование, пулевая стрельба, теннис, тхэквондо. К командным — баскетбол, волейбол, пляжный волейбол, футбол, гандбол. К индивидуальным зимним видам спорта относятся: горнолыжный спорт, лыжные гонки, сноуборд, к командным — кёрлинг, хоккей с шайбой.
Таким образом, в плане физического развития и занятиям спортом у детей с нарушениями слуха есть значительные перспективы.
Источник