Комплекс упражнений на проприоцепцию и баланс
картотека по логопедии
Комплекс упражнений на проприоцепцию и баланс будут полезны детям для полноценного функционирования организма: вестибулярного (движение тела) и проприоцептивного (положение тела)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_uprazhneniy_na_propriotseptsiyu_i_balans.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений на проприоцепцию и баланс
Упражнения на проприоцепцию и баланс
«Партизан». Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и помогает ему. Если ребенок при ползании игнорирует ноги, то ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть ему утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой), и таким образом «включить» ее в выполнение задания. На ползание не следует жалеть времени! (Это упражнение диагностическое и позволяет выявить возможности ребенка.)
«Здороваемся» (учим ребёнка управлять своим телом; вытягивать ладонь из ладони взрослого или пары ; руку нужно вытягивать параллельно полу; рука согнута в локте; нельзя её тянуть, выкручивать, дёргать).
«Почувствуй своё тело» (проверяем мышечный тонус; работают подушечки ладоней; движение идёт сверху- вниз, руками прижимаем плечи, двигаемся как-будто снимаем невидимую плёнку с тела, протягиваем до пальчиков рук; аналогично выполняем движение проводя по бокам туловища протягивая руки до кончиков пальцев ног; тело интенсивно обжимаем ладонями).
«Каракатица». Ребенок ложится на спину, кладет в сцепленные в замочек руки за голову и приподнимает её, а ноги сгибает в коленях. лёжа на спине ,ноги согнуты в коленях, руки за головой, ребёнок вперёд спиной должен добраться до края мата(усложнение-1 : ногами вперёд);(усложнение -2 соревнование каракатиц!).
«Кнопочки» (Толкашки)(два человека прижимают свои ладони попарно и поочередёно меняют силу давления на ладони; учимся контролировать мышечное напряжение и расслабление). Усложнение : «Толкашки ногами» Контроль – отталкивать напарника согнутыми ногами, лёжа на спине.
Упражнения на проприоцепцию и баланс
«Партизаны» Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и помогает ему. Если ребенок при ползании игнорирует ноги, то ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть ему утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой), и таким образом «включить» ее в выполнение задания. На ползание не следует жалеть времени! (Это упражнение диагностическое и позволяет выявить возможности ребенка.) «Лошадки» ( стоя на четвереньках).Задача: научить перетекать из одного состояния в другое; научить стоять на тех опорах, какие есть.Потом человек должен удержать позу, а я толкаю, отрываю то руку, то ногу и т.д. «Колбаски». Р ебёнок лежит на мате ноги вместе, руки вверху на мате; нужно прокручиваться колбаской до конца мата(усложнение: хлопок –колбаска крутится, второй-руки вниз глаза закрыты). «Каракатица»- лёжа на спине ,ноги согнуты в коленях, руки за головой, ребёнок вперёд головой должен добраться до края мата (усложнение-1 : ногами вперёд);(усложнение -2 соревнование каракатиц!)
Упражнения на проприоцепцию и баланс
«Месим тесто» (ребёнок лежит на животе, подушечками ладоней прижимаем несимметрично тело ребёнка; двигаемся от плеч вниз к стопам) .
«Тряска или Прокачка» (ребёнок лежит на животе, одной рукой фиксируем верхнюю часть тела, второй рукой фиксируем поясничный отдел позвоночника; выполняем раскачивающие движения вправо-влево)(длительность упражнения от 5 до 30 минут) «Растяжечки-Колечки» Протягивание мышц руки от ладони к локтю, потом к плечу; Протягивание мышц руки от локтя к плечу и от локтя к ладони двумя руками одновременно; затем двигаемся от предплечья к кисти руки протягивая большими пальцами от середины к низу, как-бы делая пальцами кольцо.
«Ползание на четвереньках- 5». Ребенок встает на четвереньки, причем руки перекрещены. Ребенок делает шаг правой ногой и одновременно рукой, которая находится сзади (за одной из рук), переставляет вперед. Язык медленно «переезжает» в противоположную от шагающей руки сторону, а глаза смотрят в сторону «шагающей» руки. Затем рука и нога меняются, а язык и глаза во время шага переползают в другую сторону. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели. «Парашютисты» Прыжки с жесткой поверхности на мягкие маты, матрасы.
«Цапля» Стояние на 1 ноге, вторая стопой прижата к бедру первой. Под счёт от 20-30 до 90. Если не нравится, как стоит (кривая спина, плечи и др.), поправить и поставить, чтобы понравилось.
«Спасатели» Ноги широко расставлены, мои ноги снаружи от его ног, фиксирую, держу за руки накрест. Отпускать на прямых ногах, потом убираю 1 руку. Должен удержаться, отклоняться и возвращаться.
«Месим тесто» (ребёнок лежит на животе, подушечками ладоней прижимаем несимметрично тело ребёнка; двигаемся от плеч вниз к стопам) .
«Тряска или Прокачка» (ребёнок лежит на животе, одной рукой фиксируем верхнюю часть тела, второй рукой фиксируем поясничный отдел позвоночника; выполняем раскачивающие движения вправо-влево)(длительность упражнения от 5 до 30 минут) «Цапля» Стояние на 1 ноге, вторая стопой прижата к бедру первой. Под счёт от 20-30 до 90. Если не нравится, как стоит (кривая спина, плечи и др.), поправить и поставить, чтобы понравилось.
«Спасатели» Ноги широко расставлены, мои ноги снаружи от его ног, фиксирую, держу за руки накрест. Отпускать на прямых ногах, потом убираю 1 руку. Должен удержаться, отклоняться и возвращаться.
«Геометрические фигуры-2». С этого занятия разделительная линия не рисуется. Ребенок при рисовании двумя руками одновременно должен сам ориентироваться, где правая часть листа, а где левая. Двумя руками одновременно (правой рукой справа, левой рукой слева) ребенок рисует и раскрашивает геометрические фигуры: два квадрата, два круга, два треугольника. Каждую фигуру нужно обвести несколько раз.
«Хождение на коленях-1». Руки вытянуты в стороны. Пальцы рук прижаты друг к другу. Ладонь правой руки «смотрит в сторону», пальцы руки «смотрят вверх». Ладонь левой руки «смотрит в пол», а пальцы «смотрят в сторону». Стоя на коленях головой по направлению к цели, ребенок делает правой ногой шаг и одновременно с этим меняет положение ладоней- ладонь правой руки направляется в пол, а левая рука обращается вверх.
После того как ребенок усвоит это упражнение , можно добавить еще одно действие; язык следует за ладонью, смотрящей вверх.
«Хождение у стены-1». Ребенок встает к стене, ноги на ширине плеч. Руки согнуты, ладони лежат на стене на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены на несколько метров вправо, а затем влево следующими способами:
- Руки и ноги параллельны друг другу (приставным шагом);
- Руки перекрещены, ноги параллельны;
- Ноги перекрещены, руки параллельны;
- Руки и ноги перекрещены.
«Парашютисты» Прыжки с жесткой поверхности на мягкие маты, матрасы.
«Цапля» Стояние на 1 ноге, вторая стопой прижата к бедру первой. Под счёт от 20-30 до 90. Если не нравится, как стоит (кривая спина, плечи и др.), поправить и поставить, чтобы понравилось.
«Спасатели» Ноги широко расставлены, мои ноги снаружи от его ног, фиксирую, держу за руки накрест. Отпускать на прямых ногах, потом убираю 1 руку. Должен удержаться, отклоняться и возвращаться. «Спасатели-2»- дети стоят в кругу взявшись за руки; выполнение: нужно сесть на пол вместе, добраться на попе в середину круга сделав «костёр дружбы», и также вернуться обратно и встать вместе держась за руки.
Упражнения на проприоцепцию и баланс
«Хождение у стены-2». Упражнение выполняется так же, как на занятии 16. При этом глаза смотрят в стену, а язык двигается в сторону шагающей руки. Затем, наоборот, язык неподвижен, а глаза смотрят в сторону шагающей руки.
«Парашютисты» Прыжки с жесткой поверхности на мягкие маты, матрасы.
«Цапля» Стояние на 1 ноге, вторая стопой прижата к бедру первой. Под счёт от 20-30 до 90. Если не нравится, как стоит (кривая спина, плечи и др.), поправить и поставить, чтобы понравилось.
«Спасатели» Ноги широко расставлены, мои ноги снаружи от его ног, фиксирую, держу за руки накрест. Отпускать на прямых ногах, потом убираю 1 руку. Должен удержаться, отклоняться и возвращаться. «Спасатели-2»- дети стоят в кругу взявшись за руки; выполнение: нужно сесть на пол вместе, добраться на попе в середину круга сделав «костёр дружбы», и также вернуться обратно и встать вместе держась за руки.
«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка . Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и лежа — ногами . Затем усложните задачу :
а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок, хлопок с партнером —« левая — правая » , хлопок, хлопок с партнером —« правая — левая ». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов . Аналогично — ногами ;
б) « кулак — ладонь »: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу ; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони о кулак . Играя в паре, ребенок после хлопка удар « кулак — ладонь » делает с вами . Еще более сложный вариант — удар « кулак — ладонь » делается с партнером перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука) ;
в) « ладушки » с разворотами ладоней : классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (или ставятся друг на друга ребрами) ;
г) после хлопка ребенок « здоровается » с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с ним стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами .
Упражнения на проприоцепцию и баланс
Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз . Ребенок передвигается вдоль стены на 3 — 5 м вправо, а затем — влево . Сначала двигаются одноименные, а потом противоположные рука и нога : а) руки и ноги параллельны ; б) руки перекрещены, ноги параллельны ; в) ноги перекрещены, руки параллельны ; г) руки перекрещены, ноги перекрещены .
В более сложном варианте это упражнение выполняется с вытянутыми вверх руками ; ребенок при этом смотрит прямо перед собой или закрывает глаза .
Прыжки на месте на двух ногах :
а) чередование прыжков : ноги врозь (предмет, например мяч, лежит на полу, между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то у носков, то у пяток ног) ;
б) чередование прыжков ноги врозь и ноги перекрестно, поочередно правая и левая нога впереди (предмет, например гимнастическая палка, лежит между стопами ног) .
Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем — в противоположную .
Прыжки с продвижением, в качестве ориентира используется линия на полу между стопами ног :
а) чередование прыжков нога врозь и нога перекрестно (поочередно впереди то правая, то левая нога) ; то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой, — сверху рука, одноименная (противоположная) стоящей впереди ноге ;
б) чередование прыжков ноги врозь, руки перекрестно перед собой и ноги перекрестно, руки перед собой параллельно друг другу .
Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем движения выполняются в разных направлениях.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.
- Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.:Генезис,2010.-474с.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с.
- Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Айрес Э.Джин Ребенок и сенсорная интеграция Год: 2009 Отрасль
- Лынская М.И. Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающей алалией. Проблемы современного образования № 2 / 2013
- Садовская Ю.Е. Нарушение сенсорной обработки и диспраксии у детей дошкольного возраста: дис. д-ра мед. наук.– M., 2011.– С.269.
Источник
Методика «Баланс». Упражнения II ступени
В процессе лечения, аналогично первой ступени, каждое физическое упражнение повторяется по 5-6 раз медленно. Продолжительность занятия 45 минут. К концу цикла лечения по второй ступени пациент должен выполнять в течение одного занятия все упражнения данной ступени.
I. Исходное положение — коленно-ладонная опора. Продольная ось головы и туловища совпадает. Во время исполнения упражнений этой ступени следить, чтобы голова и туловище находились на продольной оси. Упражнения выполнять медленно.
I.1. На счет раз — кистью правой руки достать левое ухо, на счет два — вернуться в исходное положение.
I.2. Аналогично упр.1, только движение выполняется левой рукой.
I.3. Упр.1 и упр.2 выполняются одновременно: На счет раз — обе руки поднять, перекрестить, достать кистями рук уши (одновременно с поднятием рук перейти в опору на колени), на счет два — вернуться в исходное положение.
I.4. На счет раз — правую ногу согнуть во всех суставах так, чтобы правую стопу поставить на опору на полную ступню, на счет два — вернуться в исходное положение.
I.5. Аналогично упр.4, только движение выполняется левой ногой.
I.6. На счет раз — правую ногу, сгибая во всех суставах, поставить на опору на полную ступню, на счет два — левую ногу, сгибая во всех суставах, поставить на опору на полную ступню, на счет три — правую ногу вернуть в исходное положение, на счет четыре — левую ногу вернуть в исходное положение.
I.7. Упр.1 и упр.4 выполняются одновременно. На счет раз — правой кистью достать левое ухо и одновременно правую стопу поставить на опору на полную ступню, на счет два — вернуться в исходное положение.
I.8. Аналогично упр.7, только движение выполняется левой рукой и левой ногой.
I.9. На счет раз — правую руку поднять и отвести назад вдоль тела (ладонью вверх), на счет два — вернуться в исходное положение.
I.10. Аналогично упр.9, только движение выполняется левой рукой.
I.11. На счет раз — правую ногу отвести назад, поставить на носок, на счет два — вернуться в исходное положение.
I.12. Аналогично упр.11, только движение выполняется левой ногой.
I.13. Упр.9 и упр.11 выполнить одновременно. На счет раз -правую руку и правую ногу отвести назад; на счет два — вернуться в исходное положение.
I.14. Аналогично упр.13, только движения выполняется левой рукой и левой ногой.
Источник