Комплекс строевых упражнений для детей дошкольного возраста

Картотека строевых упражнений по возрастам

Ирина Власюк
Картотека строевых упражнений по возрастам

Младший дошкольный возраст:

Основные задачи: Приучать действовать совместно в общем для всех темпе. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

Распределение строевых упражнений по возрастным группам: Построения: в круг, в пары, друг за другом, подгруппами и всей группой с помощью воспитателя.

Методика обучения: Малышам легче всего встать в круг (достаточно во время ходьбы друг за другом повернуться к центру, взяться за руки и соединиться первому и последнему ребенку). Чтобы дети лучше понимали слова «большой круг», нужно заранее сделать круг на полу из длинной веревки. Малыши могут стоять в свободном построении.

Средний дошкольный возраст:

Основные задачи: Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.

Распределение строевых упражнений по возрастным группам: Построения и перестроения: в колонну, в круг, в шеренгу (с помощью воспитателя, по ориентирам, самостоятельно); нахождение своего места в строю; повороты направо, налево, кругом, переступанием на месте.

Методика обучения: Наряду со свободным построением в круг вводятся построения в колонну по два, по три, по четыре (ведущих назначает воспитатель) или дети перестраиваются самостоятельно в звенья, иногда используется свободное построение у заранее расположенных предметов. Основным является построение в три колонны или три звена. При свободном построении пособия подготавливаются заранее. Их раскладывают по-разному: в шахматном порядке, по пересекающимся линиям или параллельно. По сигналу каждый ребенок занимает место у любого пособия.

Старший дошкольный возраст:

Основные задачи: Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге.

Распределение строевых упражнений по возрастным группам: Построение в колонну по одному, по два, в несколько колонн, кругов; перестроение из одной колонны в несколько, на месте, на ходу; перевороты на месте налево, направо переступанием, в движении — на углах. Равнение в колонне на, вытянутые руки вперед; в шеренге, в стороны; размыкание и смыкание при построении в три колонны приставными шагами; расчет на «первый-второй»; перестроение из одной шеренги в две; из одного круга — в два; остановка после ходьбы всем одновременно.

Методика обучения: Новым является построение в несколько кругов у пособий (у больших обручей, построение в шахматном порядке (после того как дети встанут в 3-4 колонны, второй и четвертой колонне дается команда сделать два шага назад или вперед, затем все поворачиваются направо или налево). Построение в один круг используется для упражнений с мячами, скакалками. Усложнение построений заключается не только в их круге — на вытянутые руки в разнообразии, но и в требовании к точности, быстроте выполнения каждого построения.

Возрастает роль слова: больше используются указания, распоряжения, команды; меньше предметных ориентиров.

Картотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Картотека игр и упражнений с мячом для детей дошкольного возраста Игры с мячом развивают у детей координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер, помогают в.

Картотека игр и упражнений в средней группе Игровая терапия Игровая терапия основана на естественной потребности детей, которая дает ребенку необходимый жизненный опыт и развивает.

Картотека игр и упражнений в бассейне Октябрь Задачи: Создать условия для участия гиперактивных детей в играх. Корригировать эмоциональную сферу через игровые формы работы.

Картотека кинезиологических упражнений Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка,.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть) Значение развития речи в дошкольном возрасте трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию картотеку тематических игр и упражнений, которые.

Источник

Обучение строевым упражнениям детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством игр и игровых упражнений

Обучение строевым упражнениям детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством игр и игровых упражнений

Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, а также чувства ритма и темпа. Этот вид упражнений служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также формированию правильной осанки.

Строевые упражнения включают в себя строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. Для организации детей во время праздников используются такие упражнения, как построение в колонну, шеренгу, в круг, различные перестроения. В повседневной жизни упражнения на построение используются во время зарядки, походов, экскурсий, обычных прогулок, в подвижных играх.

Обучение строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному». Начинать обучение следует с самых необходимых для проведения занятий построений и строевых приёмов, передвижений и затем обучать размыканиям и смыканиям.

Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Занятия сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). В самом начале обучения пространственная терминология должна даваться детям с ориентировкой на предмет: «Повернись к окну, направо!»

Для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу воспитатель предлагает детям интересные задания: построиться в определенном порядке, затем по сигналу разбежаться по всему залу (площадке), а по повторному сигналу снова быстро стать на свои места. Чаще всего для таких упражнений применяются звуковые сигналы: хлопки, удар в бубен, слово, прекращение музыки и др. Могут быть использованы и зрительные сигналы: поднятая и опущенная рука, зеленый и красный флажок и т.п.

Построение в шеренгу, колонну по одному

В шеренгу и колонну детей приучают становиться по росту. Надо чаще напоминать, чтобы они становились посвободнее, не касались друг друга.

Детей приучают становиться друг за другом ровно по одной полоске. Воспитатель объясняет, что, стоя в одну линеечку (в шеренгу), надо стараться поставить носочки ровненько, так, чтобы они все были на одной линии. Дети должны знать название строя и свое место в строю. Для быстрого и качественного построения целесообразно использовать естественные ориентиры – архитектурные детали помещения (окно, дверь), разметку спортивного зала, растения на игровом участке и др. Ориентирами могут быть и сами дети – направляющий, средний, замыкающий. Значимость самого маленького по росту ребенка надо подчеркнуть тем, что после него никто не должен становиться.

При построении в колонну воспитатель становится лицом к детям в голове колонны, на один шаг справа от направляющего. Таким образом все дети, от направляющего до замыкающего, находятся в поле зрения воспитателя. Воспитатель должен стоять перед строем в основной стойке, служить примером для детей.

Обучение детей построению в шеренгу ведется аналогично построению в колонну. В помещении и на открытой площадке дети строятся в шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям.

По мере накопления опыта задания усложняются для того, чтобы дети учились воспринимать смысловую сторону упражнений и контролировать свое поведение: уметь равняться — носки ставить на линию; проверять интервал, приставляя ладонь к бедру; знать свое место в шеренге; строиться быстро, в разных местах площадки; без помощи ориентиров.

Игра «Слушай сигнал» (на построение в шеренгу)

Дети строятся в шеренгу. По сигналу педагога (свисток) дети бегут к мячам на противоположную сторону зала и становятся друг возле друга за мячами, ждут нового сигнала. По сигналу педагога — один хлопок — руки на пояс, по сигналу — два хлопка — опускают руки вниз, по сигналу — свисток педагога — перебегают к исходному месту построения, строятся в одну шеренгу друг возле друга, равняются по начерченной линии. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Игра «Кто быстрее» (на построение в шеренгу в ли в колонну)

Можно использовать 2—3 раза, для того чтобы помочь плохо ориентирующимся детям. По команде «По местам в колонну (в шеренгу)!» дети должны быстро занять свои места в строю. В процессе выполнения построения следует поощрять тех, кто первым встал на свое место.

Игра «Займи место в автобусе» (на построение в колонну)

Дети строятся в колонну по одному, затем присаживаются на корточки – «едут в автобусе». По команде «Остановка!», играющие встают и гуляют по площадке врассыпную. По команде «Займи место в автобусе!» дети находят свое место в колонне, присаживаются на корточки и снова «едут в автобусе»

Игра «Поезд» (на построение в колонну)

Дети встают один за другим в колонну. Это вагоны. Первым в колонне «паровозом» встает воспитатель или кто-нибудь из детей в старших группах. «Паровоз» дает гудок, дети начинают двигаться вперед, постепенно ускоряя темп ходьбы, которая плавно переходит в бег. Подъезжая к станции, дети на слова воспитателя: «Пришел, пришел, пришел» снова переходят на ходьбу. На слово: «Приехали» дети останавливаются и паровоз выпускает пар: «Ш-ш-ш-ш». Игру можно повторять несколько раз.

Построение в круг

Круг — это самый доступный вид строя. Построиться в круг можно без всяких пособий, просто взявшись за руки. Однако, чтобы круг был ровным и каждому было удобно стоять, а в дальнейшем делать круг без помощи воспитателя, целесообразно использовать зрительные ориентиры. Для старших ребят такие ориентиры иногда служат критерием оценки при выполнении заданий соревновательного типа («Чей круг самый ровный?», «Чей круг быстрее соберется?»).

Сначала ориентиры используются для каждого ребенка, в последующем – один для всех. Ориентир обозначает центр, вокруг которого надо построиться. Объемные ориентиры постепенно заменяются плоскостными, а потом и вовсе убираются за ненадобностью.

При построении в круг воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети видели лицо воспитателя, он должен время от времени перемещаться по кругу.

Построение врассыпную

Построение врассыпную — это размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий: вытянув руки вперед и в сторону, никому не мешать. При обучении размещение врассыпную предшествует четкому построению. В последующем оно используется в разных ситуациях – при выполнении общеразвивающих упражнений, в подвижных играх и др.

Место воспитателя во всех случаях – на краю площадки, спиной к короткой стене, чтобы все дети были в поле зрения.

Чаще других в перестроениях используется движение врассыпную: колонна по сигналу «рассыпается», дети движутся хаотично, а по следующему сигналу снова строятся в колонну.

Перестроение в пары

При перестроении в пары дети самостоятельно становятся из колонны по одному в пару со своим соседом и обратно, из пар в колонну, вначале на месте, по мере обучения – во время ходьбы.

При обучении детей используется игровое упражнение «Паровоз цепляет вагоны». В начале используется ориентир – кубик с игрушечным паровозом. Дети перестраиваются парами от кубика с игрушкой – «садятся в вагоны».

Игровое упражнение «Гуляем по широкой – по узкой дорожке»

По одной стороне зала шнуры выложены широкой дорожкой, на другой стороне – узкой дорожкой. По сигналу «Широкая дорожка» – дети перестраиваются в пары, «Узкая дорожка» – идут в колонне по одному.

Следующий этап обучения – перестроение пар в две колонны с прохождением через середину зала (осуществляется сначала на ориентиры, затем на воспитателя) и размыкание и смыкание вправо-влево приставным шагом (с помощью ориентиров) «Чья колонна самая ровная?» При этом даются указания в форме простого распоряжения «Разомкнитесь за ведущими в стороны на вытянутые руки!» («Сомкнитесь парами на середину зала!»).

Воспитатель учит детей перестраиваться из одной колонны или шеренги в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям так, чтобы в каждом из них было равное число детей, и назначает ведущих. По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята. Позже дети перестраиваются в звенья на ходу — во время ходьбы по залу врассыпную или вокруг зала друг за другом. Услышав сигнал о перестроении в звенья, ведущие направляются к заранее указанным местам, останавливаются и поворачиваются лицом к воспитателю. Остальные ребята становятся за ведущими друг за другом в свои звенья. В начале обучения ведущим можно дать флажки или повязки разного цвета, чтобы детям было легче находить свое звено.

Можно строиться вокруг водящих в несколько кружков. Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг. Водящие могут находиться на площадке в любом месте. Воспитатель приучает поддерживать определенную величину круга, следит, чтобы дети не сужали, не расширяли и не разрывали его. (Игровое упражнение «Чье звено быстрее построится (у красной, желтой кегли)?»)

Повороты направо, налево и кругом дети выполняют на месте, без применения специальных строевых приемов. Во время перемещений дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом. Указания даются в форме простого распоряжения, а не команды («Повернулись направо!», «Пошли вокруг зала», «Ребята, разойдитесь в звенья за ведущими»).

«Ликбез» по основным терминам строевых упражнений

Строй – определенное установленное размещение занимающихся для совместных действий.

Сомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.

Разомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или более.

Шеренга – строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.

Фланги – правая и левая оконечности строя.

Интервал – расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

Направляющий – занимающийся, идущий первым в колонне.

Замыкающий – занимающийся, идущий в колонне последним

Размыкание – способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания – приемы уплотнения разомкнутого строя.

Источник

Читайте также:  Гимнастика для пальцев рук с карандашом
Оцените статью