Комплекс лфк упражнений с палками для

Комплекс упражнений с гимнастической палкой

Лечебная физкультура для позвоночника с гимнастической палкой

Как понять, что у вас остеохондроз и пора заняться позвоночником?

Остеохондроз грудного отдела позвоночника встречают реже, чем поясничный и шейный остеохондроз.
Основное проявление грудного остеохондроза -болевой синдром. Боли могут быть различными, как по характеру, так и по локализации, возникать при глубоком вдохе, движениях плечами, поворотах туловища, кашле, чихании, характерны боли в области сердца, правого подреберья, в животе.
Остеохондроз поясничного отдела позвоночника проявляется болями в пояснично-крестцовой области, в тазобедренном суставе или нижних конечностях. Боль возникает остро, внезапно, в виде прострела. Часто проявлению боли предшествует дискомфорт в поясничной области, проявляющийся чувством усталости и неприятными ощущениями в области ягодиц.
Клинические проявления шейного остеохондроза чрезвычайно многообразны. Симптомы можно разделить на 2 группы: рефлекторные (местные болевые синдромы, отраженные синдромы, миодистонические, дистрофические, ангиопатические) и компрессионные (корешковый, спинальный и компрессионный позвоночной артерии).

Гимнастика с палкой при остеохондрозе – это один их самых эффективных способов для восстановления мышц спины, которые по причине заболевания утратили свою эластичность и гибкость. На сегодняшний день остеохондроз распространен у молодежи, несмотря на то, что раньше это заболевание было свойственно людям пожилого возраста. Это связано с тем, что современные люди проводят много времени в сидячем положении. Малоподвижный образ жизни и ожирение также негативно отражается на позвоночнике человека. Лечебная физкультура с палкой – это отличный способ побороть остеохондроз, и при постоянном регулярном выполнении несложных упражнений, можно избавиться от недуга.

Читайте также:  Принципы тренировки силы мышц

При помощи гимнастики с палкой вы также сможете:

  • Укрепить иммунитет
  • Нормализовать работу внутренних органов
  • Поработать над исправлением осанки
  • Расслабить мышцы спины для последующего лечения.

1. Стоя, ноги врозь, палка вверху в вытянутых руках. Хват широкий. Повороты палки влево и вправо в горизонтальной плоскости до полного перекрещивания рук.

2. Стоя, левая рука вытянута вперед. Хват за середину палки. Вращение гимнастической палки влево и вправо – как пропеллер. Повторить упражнение, отведя руку не вперед, а в сторону. Поменять руку и выполнить то же самое для правой руки.

3. Стоя в наклоне, опираясь о палку прямыми руками. Два – три пружинистых покачивания вверх – вниз.

4. Стоя на одной ноге, поставить палку на носок второй ноги, находящейся на весу. Удерживайте равновесие палки несколько секунд, не касаясь ее рукой. Смените ногу.

5. Стоя, палка вертикально перед собой, концом упирается в пол. Придерживая ее рукой, перемахивайте прямой ногой через палку. Попеременно левой и правой ногой.


6. Упражнение, похожее на предыдущее с той лишь разницей, что палка стоит сбоку и, перемахивая ее ногой, нужно делать махи в стороны, а это труднее.

7. Стоя, гимнастическая палка в опущенной руке параллельно полу. Хват за конец. Описывая палкой круги попеременно в левую и правую сторону, перепрыгивайте через палку.

8. В стойке на лопатках, опора на палку. Наклоны туловища вперед. Старайтесь не отрывать палку от пола.

9. Стоя, руки вверх, в них палка взятая широким хватом. Делаем выпады попеременно правой и левой ногой широко вперед. Одновременно с выпадом стараемся отвести палку назад и как можно сильнее прогнуться.

10. Стоя на коленях. Держа палку двумя руками за конец, поднять ее вверх как меч. Необходимо «острием меча» очертить в воздухе круг. При этом руки должны оставаться неподвижными, а все движение выполняется за счет кругового движения туловищем. Выполнить вправо и влево.

11. Стоя, взять палку средним хватом и поднять над головой. Сделать три пружинистых наклона вперед. Спину не сутулить, прогнуться в пояснице, гимнастическую палку отводить назад – вверх.

12. Стоя, палка взята широким хватом и находится за спиной в опущенных руках. Сделать три пружинистых наклона вперед. Спину не сутулить, прогнуться в пояснице, гимнастическую палку отводить вверх.

13. Стоя, ноги шире плеч, носки врозь. Взять палку средним хватом и поднять над головой. Согнуть правую ногу, одновременно сделать наклон в направлении прямой левой ноги. В это же время опустить палку за голову и положить на лопатки. Вернуться в исходное положение. Повторить упражнение, согнув левую ногу и наклонившись в направлении прямой правой.

14. В стойке на лопатках, также как в упражнении №8. Палка за спиной. Только вместо наклонов выполнять встречные махи ногами – «ножницы». Старайтесь носками ног дотянуться до пола за головой.

15. Лежа на спине, взять палку средним хватом и вытянуть перед собой. Сгибая попеременно ноги, пронести их под палкой вперед и назад. Повторить упражнение, пронося обе ноги под палкой одновременно.

16. Сидя на полу, палка в вытянутых вперед руках. Опираясь пятками в палку, выпрямить ноги.

17. Стоя, ноги шире плеч, носки врозь, взять гимнастическую палку широким хватом, завести за спину и опустить на лопатки. Выполнять наклоны и одновременно поворачивать туловище в стороны – «мельница».


Удачной вам тренировки! По окончании тренировки не забудьте потянуть мышцы и сделать заминку.

Источник

Комплекс упражнений с гимнастической палкой на уроках физической культуры
материал по теме

Данный, примерный комплекс с гимнастической палкой я использую на уроках гимнастики

Скачать:

Вложение Размер
Комплекс упражнений с гимнастической палкой 328.94 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный комплекс упражнений с гимнастической палкой

1. И. п. – основная стойка, палка за головой.

1. – Левую ногу назад, палку вверх, прогнуться.

2. – Наклониться влево.

3. – Выпрямиться, палку вверх.

4. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 5 — 6 раз.

2. И. п. – ноги врозь, палка внизу хватом за концы.

1 – 3. – Левую руку вверх, пружинящие наклоны вправо.

4. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 5 — 6 раз.

3. И.п. – основная стойка, палка внизу сзади.

1 – 2. – Наклониться вперед, положить палку на пол сзади.

3 – 4. – Выпрямиться.

5 – 6. Наклониться вперед, взять палку.

7 – 8. – И. п. Повторить 7 — 8 раз.

4. И. п. – ноги врозь, палка вверху.

1 – 3. – Наклониться назад, палку в левую руку, свободным концом коснуться пола.

4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

5. И. п. – лежа на животе, палка внизу за спиной хватом за оба конца.

1 – 2. –Медленно прогнуться, отводя палку прямыми руками вверх.

4. – И. п.Повторить 4 – 6 раз.

6. И. п. – лежа на спине, руки вперед, палка горизонтально.

1 – 2. – Продеть ноги между руками, палку за спину (стойка на лопатках).

4. – И. п. Повторить4 – 6 раз.

7. И. п. – основная стойка, палка одним концом в левой руке, второй на полу у левой стопы.

1. – Опираясь на палку, присесть на левой ноге, правая нога прямая вперед («пистолет»).

2. – И. п. То же на другой ноге.

Повторить 4 – 6 раз.

8. И. п. – основная стойка, палка стоит вертикально и придерживается руками.

1.– Отпустить палку, сделать перемах левой ногой через нее. 2. – Поймать палку – и. п.То же правой ноге. Повторить 4 — 6 раз.

9. И. п. – присед, палка под коленями.

1 – 3. – Сгибая руки в локтях, встать.

4. –И. п. Повторить 4 – 6 раз.

10.И. п. – основная стойка, палка спереди.

1. – Подбросить палку вверх.

2 – 3. –Присесть, поймать палку двумя руками.

4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

11.И. п. – основная стойка, палка внизу.

1. – Прыгнуть вперед через палку.

2. –Прыгнуть назад через палку в и. п. Повторить 4 — 6 раз.

Примерный комплекс упражнений с гимнастической палкой в парах

1. И. п. – стоя лицом друг к другу, палка внизу спереди.

1. – Одновременно мах левой ногой в сторону, палка вверх. 2. – И. п. То же на другой ноге.

Повторить 4 – 6 раз.

2. И. п. – стоя спиной друг к другу, палка вверху над головой. 1. –Одновременно выпад вперед левой ногой.

2. – И. п. То же на другой ноге.

Повторить4 – 6 раз.

3. И. п. – А – ноги шире плеч, палка на лопатках.

Б стоя сзади, ноги на ширине плеч, хват за палку согнутыми в локтях руками.

1 – 3. – А – наклоны влево; Б – легко нажимая на палку, помогает наклониться.

4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

4. И. п. – сед с прямыми ногами спиной друг к другу, палка вверху. 1. – А – наклон вперед; Б, сгибая ноги, упираясь стопами в пол, ложится на плечи А. 2. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

5. И. п. – А лежа на животе, палка на лопатках, прижата согнутыми за головой руками, пальцы переплетены; Б стоя ноги врозь, наклон вперед, взявшись за палку. 1 – 2 . – А медленно прогибается назад, Б легко тянет палку вверх. 3 – 4. – А медленно опускается в и. п.; Б слегка придерживает палку. Повторить 4 — 6 раз.

6. И. п. – А лежа на спине, палка на лопатках, прижата, пальцы переплетены; Б ноги врозь, в наклоне, хватом двумя руками за палку. 1 – 2. – Б тянет палку вверх и поднимает А на ноги (девушки – до положения сидя). 3 – 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз.

7. И. п. – стоя лицом друг к другу ноги врозь, правая рука вперед – кверху, левая вперед – книзу, хват за палку, расположенную вертикально между партнерами. 1. – Одновременно присесть. 2 – 3. – А выкручивает палку из рук партнера, Б умеренно сопротивляется. 4. – И. п. Повторить 4 — 6 раз.

8. И. п. – А лежа на спине, палка горизонтально впереди; Б со стороны головы упор лежа с опорой о палку руками. 1. – А – руки прямые, Б сгибает руки в локтях. 2. – А – руки прямые, Б разгибает руки. 3. – А сгибает руки, Б – руки прямые. 4. – И. п. Повторить 4 — 6 раз.

9. И. п. – стоя спиной друг к другу, палка горизонтально вверху. 1 – 2. – А, наклоняясь вперед, поднимает на спину Б. 3 – 4. – Б выполняет кувырок назад с опорой руками о палку в стойку на полу. Повторить 4 – 6 раз.

10. И. п. – А – ноги врозь, держит палку горизонтально перед собой на уровне пояса двумя руками справа за один конец; Б, стоя против палки, кладет левую руку на плечо А, правой захватывает палку, опираясь левой рукой на плечо А. 1 – 2. – Бвыполняет прыжок, согнув ноги, через палку.

11. И. п. – стоя лицом друг к другу на расстоянии трех – четырех шагов. Перебрасывание палки горизонтально двумя руками хватом снизу, сверху; то же другой рукой; то же – бросать палку так, чтобы она все время сохраняла вертикальное положение. Выполнять в течение 30 – 50 сек.

Под буквой А описываются действия одного студента, под буквой Б – другого.

Основные способы держания гимнастической палки:

1. Хват двумя руками: за концы; за середину; одной рукой за середину, другой за конец.

2. Хват одной рукой: за конец, за середину.

Хваты двумя и одной рукой могут быть в любой части палки.

Хваты различают исходя из положения кистей:

а) сверху (при положении палки внизу, тыльная сторона кисти направлена вперед);

б) снизу (при положении палки внизу, пальцы рук направлены вперед);

в) смешанный (одна рука сверху, другая снизу);

г) обратный (получается из хвата снизу в результате поворота руки внутрь, например при выкручивании).

Основные положения палки:

1. Палка к плечу. Палку держат за один конец правой кистью (указательным и большим пальцами) у правого плеча. Из этого исходного положения палка переводится в исходное положение вниз (захватом левой рукой за свободный конец). При передвижении бегом рекомендуется палку держать не к плечу, а в «руку» (хватом за середину).

2. С палкой «вольно». Гимнастическая стойка «вольно», левый конец палки касается пола около носка левой ноги.

3. Палка внизу. Руки опущены, палка прижата к бедрам и удерживается хватом за концы.

4. Палка спереди. Палку держат за концы на высоте плеч прямыми руками.

5. Палка на груди. Палку удерживают за концы согнутыми руками на высоте плеч.

6. Палка на лопатках. Палку удерживают за концы согнутыми руками за головой, касаясь лопаток.

7. Палку вверх (над головой). Палку держат за концы поднятыми вверх прямыми руками.

8. Палка на голове. Руки согнуты так, что палка касается головы сверху.

9. Палка за головой. Палку удерживают за концы согнутыми руками на уровне шеи.

10. Палка внизу сзади (за спиной). Палку удерживают за концы прямыми руками, касаясь бедер сзади.

11. Палка спереди смешанным хватом. Правая рука сверху, левая внизу, палка параллельна туловищу.

Промежуточные положения палки :

1. Палка вперед – книзу. Палку удерживают за концы впереди, руки согнуты под углом 45 градусов вперед вниз.

2. Палка впереди – кверху. То же, но руки под углом 45 градусов вперед – вверх.

Перемена высоты и положения палки:

Палку из одного в другое положение перемещают:

1) кратчайшим путем (обычно подниманием и опусканием, сгибанием и разгибанием рук);

2) дугообразными и круговыми движениями (палка перемещается вместе с руками или поворачивается вокруг одного из концов – свободный конец описывает круг или дугу);

3) переворачиванием (положение палки изменяется одновременно с изменениемхвата снизу в обратный хват) и выкручиванием (движение в обратном направлении, не выпуская палку из рук).

Источник

Пособие «Лечебная гимнастика при статической деформации позвоночника»

Содержание

Позвоночник состоит из 32–33 позвонков, тесно связанных между собою. Сюда входят 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 4 крестцовых и 3–4 копчиковых.

Шейные позвонки имеют седловинную форму, высота их увеличивается от верхнего шейного до седьмого.

Размер грудных позвонков постепенно увеличивается в каудальном направлении.

Поясничные позвонки характеризуются тем, что их тело превосходит по величине все остальные позвонки.

Позвоночник является крепкой и достаточно устойчивой основной нашего тела. Опорой для него служит крестец, который к юношескому возрасту представляют единую кость. Позвонок имеет вид костного кольца, наиболее массивная часть-тело находится спереди кольца, а дуга замыкает кольцо. Каждая пара позвонков образует друг с другом 2 сустава.

Суставы позвоночника позволяют иметь подвижность кпереди, кзади, в стороны и вокруг оси.

Осанкой называется привычная поза человека во время занятий, в покое и в движении, при которых он без напряжений сохраняет прямое положение туловища и головы. Это поза обеспечивается, главным образом, позвоночником. Однако, кроме него, для создания нормальной осанки важное значение имеет положение головы, лопаточно-плечевого сочленения, таза, а также равновесие мышц, расположенных по сторонам от позвоночника.

Нормальная осанка характеризуется:

а) прямым положением головы и позвоночника;
б) симметричным расположением надплечий;
в) симметричным положением, на одном уровне углов обеих лопаток;
г) одинаковой формой треугольников образованных контурами талии и опущенных верхних конечностей;
д) симметричным положением ягодичных складок;
е) строго вертикальным положением остистых отростков;
ж) горизонтальным уровнем гребней подвздошных костей;
з) правильными изгибами физиологической кривизны позвоночника в сагиттательной плоскости;
к) одинаковой длиной нижних конечностей;
и) правильным положением стоп.

Известно, что у детей в дошкольном возрасте формируется осанка, в эти же годы она часто и нарушается. Причин тому много: неправильная поза при сидении, стоянии, ходьбе; плохо подобранная мебель, одежда, обувь; недостаточно калорийная и витаминизированная пища и т.п.

Но главное-слабость мышечных групп. Если их не тренировать, у ребенка могут возникнуть такие отклонения в осанке, как сколиоз, кифоз и т.п.

Умение правильно держать свое тело не только придает приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние здоровья, на жизнедеятельность всего организма ребенка. Поэтому в утреннюю гимнастику целесообразно включать упражнения корректирующего характера, например: лежа на животе приподнять ноги от пола, руки развести в стороны; ходить на носках, пятках.

Очень полезно, как для развития позвоночника, так и для укрепления мышц живота упражнения: наклоны, повороты в сторону, приседание, сгибание и разгибание ног, поднимание прямых ног.

Существует 3 степени развития фронтальных дефектов осанки:

1) имеется небольшое нарушение осанки, легко устраняемое мобилизацией внимания ребенка;

Упражнение для осанки

После контроля за осанкой отойдите от стены, как можно дольше удерживая правильное положение тел.

Пружинящие наклоны вперед прогнувшись (6–8 раз).

Удержание прогнутого положения, активно отводя лопатки назад по 4–6 сек (4–6 раз).

Маховые движения ногами назад, смотреть вперед (20–30) раз правой и левой ногой.

В стойке на коленях прогнуться, опереться на пятки и удержать положение. (6–8 раз).

Стоя на шаг от стены, прогнуться, удерживая положение 5–6 сек. Чередовать с наклонами вперед.

2) Количество симптомов, характеризующих дефект осанки увеличивается полностью исправить дефект можно подвешиванием или разгрузкой в горизонтальном положении больного, определяется некоторые боковые искривление позвоночника;

3) Эта же комбинация дефекта осанки с начальной фазой бокового искривления позвоночника.

Благоприятными условиями для развития нарушений осанки являются постоянное ношение грудного ребенка на одной руке или вождение детей всегда за одну и ту же руку. Отрицательное влияние на осанку может иметь правильно положение ребенка во время сна – на одном боку.

Особого внимания заслуживает начальный школьной период в жизни ребенка: неправильное положение тела при выполнении уроков, неудобная парта и ряд других причин приводят к развитию дефектной осанки.

Следует с раннего возраста приучить ребенка к гигиеническим процедурам, закаливать организм, привлекать к физической культуре, обеспечить нормальный отдых.

Сколиоз. Деформация позвоночника в виде бокового дугообразного искривления, именуемого сколиозом, относится к одной из наименее разрешенных проблем ортопедии. Это заболевание встречается у детей дошкольного и школьного возраста.

Во многих случаях заболевание начинается с нарушения осанки, которое в дальнейшем, если не принять соответствующие меры, дает образование сколиоза. Разнообразие причин врожденного и приобретенного характера, вызывающих сколиоз, существенные нарушения в деятельности внутренних органов и статодинамических свойств опорно-двигательного аппарата прогрессировании боковых искривлений позвоночника позволяют рассматривать весь комплекс проявлений этой патологии как сколиотическую болезнь, имеющую полиэтологический характер.

В комплексном лечении и профилактике больных начальными степенями сколиозы важную роль играют ЛФК, массаж, различные консервативные ортопедические мероприятия с использованием гимнастической стенки, скамейки, валики, гантели, ленты, палки, корсеты, грузы, манжеты и т.д.

При проведении занятий необходим индивидуальный подход с учетом особенностей болезни. При решении частных задач большое внимание уделяется тренировке прямой и косых мышц живота, длинных мышц спины, пояснично – подвздошной мышцы, ягодичных и др. мышц при одновременной стабилизации позвоночника. Изменяя положение плечевого, тазового пояса, туловища, “вытягивая” позвоночник соответствующими упражнениями, можно устранить его деформацию. Кроме этого важное значение имеют массаж и лечение положением, которые рассматриваются как средства пассивной коррекции. Их роль возрастает особенно в тех случаях, когда больному противопоказано увеличение подвижности позвоночника (например, при прогрессирующем сколиозе).

Специальные корректирующие упражнения должны проводиться на фоне общеукрепляющих мероприятий, улучшение функционального состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем.

Лечебная гимнастика при начальных стадиях сколиоза

Раздел занятия Исходное положения Упражнения Число повторений Методические указания
Вводный Основная стойка Поднять, встав на носки, руки вверх (вдох), опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение(выдох) 6–8 Медленно
Основной Стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка на лопатках Наклонить туловище вперед, спина прямая (выдох), вернуться в исходное положение (вдох) 8–10 Медленно
Лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони к полу, ноги согнуты в коленях Поднять таз, опираясь на ладони, плечи, стопы (вдох), вернуться в исходное положение (выдох) 6–8 Медленно
Лежа на спине, руки вдоль туловища Поднять прямые ноги, развести в стороны, свести вместе, опустить 10–12 В среднем темпе
Лежа на боку выпуклой частью грудной клетки на валике, ноги разведены Поднять руку вверх, коснуться ладонью пола за головой (вдох), опустить руку в исходное положение (выдох) 8–10 В среднем темпе
Лежа на животе, руки на вогнутой стороне

деформации вытянута вверх, другая согнутая в локтевом суставе ладонью к полу Оторватьверхнюю часть туловища от пола, вернуться в исходно положение 10–12 В среднем темпе Лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, ладони к полу Отвести ногу на выпуклой стороне деформации (при сколиозе поясничного отдела), привести ногу в исходное положение 8–10 Медленно Лежа на животе, кисти на затылке, нога на выпуклой стороне деформации Отвести локти назад (вдох), вернуться в исходное положение (выдох) 8–10 В среднем темпе Лежа на боку на вогнутой стороне деформации Поднять прямую ногу вверх, вернуться в исходное положение 6–8 В среднем темп Стоя на четвереньках Вытянуть руку на вогнутой стороне деформации вперед, одновременно отвести противоположную ногу назад 6–8 Медленно Стоя, руки на поясе Присесть на носках спина прямая (выдох) вернуться в исходное положение (вдох) 6–8 Медленно Заключительный Стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам. Подняться на носки, руки вверх (вдох), вернуться в исходное положение (выдох) 6–8 Медленно

при максимальной нагрузке позвоночника (и.п.: лежа, стоя на четвереньках) и соблюдение соответствующего режима статической нагрузки на позвоночник. Нагрузка зависит от физического состояния больного.

Упражнения с гимнастической палкой

1) Поднять палку: стать прямо, пятки вместе, носки врозь. Взять палку в обе руки. (повторить 8–10 раз). Поднять палку вверх и опустить ее за плечи на лопатки; перенести палку вновь через голову и опустить вниз (повт. 5–6 раз).

2) Перешагнуть через палку. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, перешагнуть через палку (повторить 6-7 раз).

3) Поднять палку, встать прямо, повороты туловища на лево и на право.

4) Поднимание прямой ноги вперед. Пятки вместе, носки врозь. Палка поднята над головой.

5) Наклоны туловища в стороны с палкой, лежащие на лопатках. Ноги на ширине плеч, палка в согнутых руках на лопатках. Наклоны (повт. 6–8 раз)

6) Прыжки через палку со сменой ног. Прыгать через палку, меняя положение ног. (сделать7 прыжков в среднем темпе, затем 7 шагов на месте, прыжки повторить еще раз).

7) Поднимание палки вверх и медленное опускание вниз.

Лечебная физкультура при сколиозе (комплекс упражнений)

Раздел занятия Исходное положение Упражнения Число повторений Методические указания
Вводный Основная стойка Ходьба с вытянутыми вперед руками. Поочередно делаем ногами махи вперед 6–8 Медленно
Основной Стоя, ноги на ширине плеч, в руках гимнастическая палка Руки с палкой вытянуты вперед. Наклон вперед с палкой, не искривляя позвоночника, наклоны 8–10 Медленно
Лежа на спине, руки вдоль туловища, колени согнуты сомкнутых колен в стороны 6–8 В среднем темпе
Лежа на животе, руки вытянуты вперед Сгибание ноги в колени с отведением бедра в сторону 10–12 В среднем темпе
Лежа на боку, ноги и спина прямые, одна рука согнута в локте(под головой) другая держит ногу Отведение ноги вперед, в сторону и назад 8–10 В среднем темпе, а затем медленно
Заключительный Стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам Подняться на носки, руки вверх, вернуться в исходное положение 6–8 Медленно

Кифоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости с образованием выпуклости, обращенной назад. При резко выраженной сутулой спине позвоночник может быть искривлен на всем протяжении – от поясничного до шейного отдела. При искривлении преимущественно верхнего грудного отдела позвоночника кифоз носит название “круглая спина”. При этой деформации позвоночника (особенно при круглой спине) в связи с клиновидной деформацией позвонков, дегенерацией межпозвоночных хрящей и другими причинами, как правило, развивается контрактура мышц передней брюшной стены, грудных мышц и растяжение мышц спины, нарушается осанка (сведенные плечи, крыловидные лопатки).

В результате заметно ухудшается подвижность ребер, что приводит к уменьшению жизненной емкости и вентиляции легких, нарушается функциональное состоянии позвоночника (особенно рессорная функция), следствием чего являются неблагоприятные изменения кардиоресператорной и других систем организма. При этой патологии помимо соблюдения рационального режима статической нагрузки на позвоночник, лечения положением, назначения массажа и других ортопедической средств используют физические упражнения, выгибающие корпус, укрепляющие мышцы спины, увеличивающие подвижность позвоночника в грудном отделе и “вытягивающие” его. Формирующие правильную осанку (различные варианты упражнений на четвереньках, упражнения лежа на живот, лечение положением на клиновидной подставке и т.д.)

Все эти упражнения необходимо проводить на фоне общеукрепляющих мероприятий.

Лечебная гимнастика при кифозе

Раздел занятия Исходное положение Упражнение Число повторений Методические указания
Вводный Основная стойка Подняться на носки, руки через стороны вверх (вдох), опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение (выдох) 6–8 Медленно
Основной
Стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка на лопатках Поднять палку вверх, запрокинуть голову назад (вдох), вернуться в исходное положение (выдох) 8–10 Медленно Лежа на спине, руки согнуты в локтях С опорой на локти и затылок прогнуть позвоночник в грудном отделе (вдох), опуститься в исходное положение (выдох). 10–12 Медленно Лежа на животе, руки держат гимнастическую палку С напряжением прогнуть позвоночник, запрокинуть голову, опираясь на предплечья, оторвать грудную клетку от пола (вдох), вернуться в исходное положение (выход) 5–7 Медленно Лежа на животе, руки к плечам Запрокинуть голову, прогнуть позвоночник, вернуться в исходное положение 4–6 Медленно Заключительный Стоя, руки на затылке Поднимаясь на носки, отвести локти в стороны (вдох), опускаясь, вернуться в исходное положение (выдох) Медленно

Лордоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенное выпуклостью вперед. Обычно возникает как компенсация чрезмерного искривления в соседнем отделе позвоночника (например, резко выраженное кифотическое искривление позвоночника в грудном отделе нередко сочетается лордотическим искривлением его в поясничном отделе и увеличением угла наклона таза).

При лордозе наблюдается так называемая кругловодная “седлообразная спина”.

Основная задача ЛФК – предупредить неблагоприятные изменения в деятельности различных органов и систем (особенно тазовых органов у женщин).

Упражнения, способствующие уменьшению лордоза в поясничном отделе, проводят на фоне рационального двигательного режима под контролем статической нагрузки на позвоночник, широко используя различные общеукрепляющие средства.

Источник

Оцените статью