Комплекс кинезиологических упражнений для подростков

9 кинезиологических упражнений, которые заставят мозг работать на полную мощность

Кинезиологических упражнений разработано немало — я отобрала из них только те, которые удобно выполнять в положении сидя, в том числе во время работы на компьютере. А в том, что они действительно помогают, у меня нет ни капли сомнения, иначе бы я их давно забросила, а так уже на протяжении длительного времени прибегаю к ним ежедневно, благо они несложные и не требуют временных затрат.

Эти упражнения можно выполнять и взрослым и детям, они бодрят, тонизируют, снимают усталость, тяжесть в голове, помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью, обостряют внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.

Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие — необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги.

Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.

Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе).

Читайте также:  Хорошие витамины при тренировках

Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.

Данный прием (его можно выполнять также стоя или лежа) только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым. Кинезиологи утверждают, что при таком перекрещивании рук, ног и пальцев происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе моторных и сенсорных центров как каждого полушария мозга, так и среднего мозга, который находится прямо над твердым нёбом. При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.

Упражнение “Зеркальное рисование”

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

К слову, в кинезиологии есть такой любопытный прием, не только полезный, но и увлекательный. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши — левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой? Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Такие упражнения очень нравятся детям.

Упражнение “Ухо — нос”

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Приподнятую стопу вывернуть внутрь и по 8 раз качнуть ею вперед и назад. То же другой ногой.

Эта поза подойдет для расслабления после работы. Сидя (можно стоя или лежа), ноги держать параллельно, не скрещивая. Соединить попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и расположить кисти перед грудью. Взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами. Находиться в этом положении 1—2 минуты, до появления зевоты или до ощущения достаточности.

Упражнение успокаивает, снимает нервно-мышечное напряжение, гармонизирует психические процессы. Кинезиологи утверждают, что оно улучшает раздельную работу правого и левого полушарий головного мозга.

Упражнение “Лобно-затылочная коррекция”

При возникновении чувства тревоги, неуверенности, волнения (или даже стресса) помогает так называемый лобно-затылочный охват. Одну ладонь положить на лоб, другую — на затылок. Сконцентрироваться. Сделав несколько глубоких ровных вдохов и выдохов, спокойно озвучить свою проблему. Если говорить вслух не получается, достаточно просто думать об этом. Посидеть так пару минут. Если возник зевок, то это значит, что тело уже избавляется от напряжения.

Когда рука прикасается ко лбу, происходит приток крови, она начинает лучше циркулировать по лобным долям мозга. В этом участке мозга происходят анализ, осознание и оценка проблемы, и определяются пути выхода из такой ситуации. На затылке расположена зона, которая воспринимает зрительно те образы, которые потом хранятся в нашей памяти. Прикладывание к этой области ладони стимулирует кровообращение. Человек как бы стирает подобным образом проблемы, образы, негативные ситуации. Благодаря глубокому дыханию, в кровь поступает кислород, воздух вентилируется — и из организма улетучивается негатив. Упражнение дает желаемый результат.

Положить скрещенные руки на стол перед собой. Прижать подбородок к груди. Ощутить растяжение мышц спины и расслабление плечевого пояса. С глубоким вдохом запрокинуть голову назад, прогнуть спину и раскрыть грудную клетку. Затем на выдохе снова расслабить спину и опустить подбородок к груди.

В результате этих действий расслабляются мышцы шеи и плечевого пояса, повышается уровень кислорода в крови, активизируется вестибулярный аппарат, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе.

К этому простому, но эффективному упражнению я в основном прибегаю во время работы за компьютером. Если выполнять его 5—10 минут, то уменьшается, а то и совсем проходит ощущение усталости, заметно лучше начинает «работать голова», повышается концентрация внимания.

Упражнение “Кнопки мозга”

Это мини-серия из трех упражнений, как бы включающих «электрическую систему» организма. В результате активизируется кровоснабжение головного мозга и работа обоих его полушарий, повышается концентрация внимания, улучшается восприятие сенсорной информации.

Упражнения снимают умственную усталость, помогают сосредоточиться на запоминании новой информации и даже улучшают координацию движений. Кроме того, они способствуют расслаблению, снимают нервное напряжение (и очень полезны, кстати, гиперактивным, легковозбудимым людям, как взрослым, так и детям).

Каждое упражнение выполнять каждой рукой по 20—30 секунд.

Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Ладонь другой руки в это время лежит на пупке. Одновременно с этим нужно переводить взгляд в разных направлениях: влево-вверх и вправо-вниз и т.д. Затем поменять положение рук и повторить упражнение.

Указательный и средний пальцы одной руки поместить, чуть надавливая, под нижнюю губу. Пальцами другой руки в это же время массировать область копчика. Повторить упражнение, поменяв положение рук

Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцами другой руки массировать область копчика. Через 20—30 секунд положение рук поменять.

Это одно из наиболее интегрирующих упражнений «Гимнастики мозга» Пола Деннисона. Оно активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект—тело», улучшает концентрацию внимания.

Итак, ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, по 3—5 раз каждой рукой.

Мне очень нравится это упражнение, и я делаю его довольно часто в течение дня. Особенно интригует утверждение специалистов, что «Слон» позволяет выявить скрытые способности и расширить границы возможностей мозга.

Дубликаты не найдены

И так тоже хорошо. Если есть возможность по работе выйти в коридор и там приседать.

Курение вредно для мозга, так как влияет на деятельность сосудов.

выбесило, пока пыталась повторить упражнение *крюки*

Беды с бошкой

Приветствую друзья!
Это мой первый пост, мемное название но ситуация, отнюдь не смешная. По этому попрошу совета, может кто сталкивался.

Мне 26 лет, лет в 18 был шустрым, остроумным парнем, любил пошутить, помнил не один десяток анекдотов, травил рассказы из жизни, занимался спортом (тяж атлетикой), ну и за компом посидеть любил, порой сутками без сна, да и сейчас, правда времени не так много. Осваивал профессии на лету на новых местах работы.

Но что происходит сейсас, не понятно, перейду к сути. Я стал очень забывчив, мне сложно осваиваться на новом месте, не помню порой и имена людей, я в разговорах в коллективе практически не могу вспомнить не одной истории, я забываю рабочие моменты, которые делал к примеру месяц назад. Я не помню название фильмов которые смотрел не так давно и элементарно мне сложно сосредоточиться на чем либо, повышена рассеянность. Нет конечно, порой бывают прояснения в сознании и я в эти деньки чувствую себя чуть ли не супер героем. Но это не часто.

Ходил к неврапотологу, пил мексидол для мозгов , не сильно помогло, думали что это от недостатка кислорода. По совету начал тренировать мозг, всякими головоломками, учить английский, стало немного лучше, но пока рано говорить. По этому меня интересует, было ли у вас такое? Ощущения на уровне полной деградации, как с этим бороться. За ранее спасибо

К кому обратиться, когда одолевает ступор мозговины?

Привет всем читающим.

В общем, если TL;DR, то ситуация такая: уже почти 6 лет нахожусь в состоянии дикого умственного тормоза — в голове «туман» или какая-то слабость, ватность, хз. Мыслю сильно хуже, чем раньше, память порой подводит вплоть до того, что не помню элементарных слов или того, что было буквально сегодня. По утрам просыпаюсь очень трудно, голова заводится ещё час-два после подъёма, слово «высыпаюсь» я уже забыл совсем, причём не важно, сколько я посплю. К этому добавить ощущение, будто на свою жизнь смотрю через объектив видеокамеры, хз как объяснить ещё, будто слегка связь с реальностью потеряна. Эмоции практически никаких ничего не вызывает, ноль мотивации ко всему. Порой панические атаки, которые научился прогонять сам) Постоянная усталость и даже отпуск длиной в месяц не приносит никакого отдыха. Всё это усилилось после ковидлы, адок полный.

Вопрос — к кому обратиться?

Теперь предыстория, для тех, кто хочет подробностей.

Вообще я был парнем довольно умным, сообразительным и эрудированным. Постоянно что-то познавал и, если хотел, учился на пятёрки. Почти всё, за что не брался давалось, если не легко, то давалось уж точно) Однако, лет с 16 словил какую-то лютую хандру — никакой мотивации, учёба достала, потерял интерес почти ко всему, кроме компухтерных игр и пивчика с друзяшами. Спал почти всё время, не высыпаться начал ещё тогда, но даже в таком состоянии я сдал ЕГЭ и поступил на бюджет. Тогда ещё какие-то позитивные эмоции мой мозг был способен выдавать на соответствующие раздражители, а учёба в универе не была чем-то сложным.

Основной движ начался на курсе третьем универа по неизвестным мне причинам. Сидел ночью, никого не трогал, пил газировочку, жевал сухарики, всё было как обычно. В какой-то момент по телу пошла «вибрация», именно не трясло, а будто всё тело завибрировало, зрение резко ухудшилось, тахикардия, слабость в голове и прочих конечностях, какое-то предобморочное состояние. В общем, очень было похоже на паническую атаку(забегая вперёд утчоню, что с одним нюансом — она длилась не прекращаясь где-то 2 недели, потихоньку ослабевая каждый день). Я подумал, что ну лады, лягу спать(да, можете тыкать пальцами и называть идиотом, что не вызвал скорую, но в таком состоянии очень тяжело соображать было вообще. ). Лёг спать, с горем пополам уснул, но утром всё продолжилось, хоть и слегка слабее. Дошёл до медпункта нашего универского кампуса, взяли анализы, выписали Афобазол и отправили в общагу до понедельника. По анализам оказалось всё гуд.

Что было характерно для моего состояния: любая умственная деятельность, даже просто думать или чтение, вызывала усиление этих «вибраций» в теле и слабости в голове. Даже составлять слова в предложения было довольно тяжко. В башке туман, зрение будто совсем слегка смазано. Я ещё и вокалом в то время пытался заниматься, чтение нот вообще перестало даваться.

Долетел до невролога в поликлинику ASAP. Та, стоит отдать должное, сделала довольно много обследований, в том числе ЭЭГ. Здоров по всем фронтам. Выписала Кортексин + Атаракс. Не помогло, замечу сразу. От Атаракса думал вообще кончусь, так как периодические предобмороки только усилились и появлялось какое-то давящее ощущение где-то чуть выше переносицы. Занятия спортом — моментальные круги в глазах и даже темнело.

Хотя не отказал себе в удовольствии сходить в батутный центр, так как всем троим парням из группы на 23 февраля задарили туда билеты. Там всё было норм, никаких кругов, но добавилась травма спины — крутя сальто в яму с поролоном, чуть не поломался, выгнувшись в районе грудного отдела позвоночника, аж что-то будто хрустнуло, какое-то время было тяжело дышать.

Учёба тем временем шла на спад, ну ещё бы. По итогам сессии я чуть не вылетел после третьего курса, впервые у меня остался долг по экзаменам.

Лето, вернулся домой. Состояние стало чуточек лучше, но добавились всякие приколы в виде вечерних подъёмов АД до 140/90, свет в комнате в эти моменты казался тусклее, одолевала паника(ПА?) Снова врачи, снова лекарства. Первый невролог назначил МРТ мозга, шейного и грудного отдела позвоночника, сосудов мозга и шеи(на сосудах шеи меня чёт одолело внезапное ПА, возможно из-за духоты, потому его я не сделал). По результатам МРТ — всякая мелочь, разве что лордоз шейный выпрямлен. Врач показался каким-то мало заинтересованным, пошёл к другому неврологу. Та выписала Кавинтон для мозгу и что-то от давления. Без улучшений по обоим фронтам.

Короче целое лето я бегал по разным и бестолку, снова уехал в универ осенью. Там посетил частного кардиолога, установил мне «нейроциркуляторную дистонию» и выписал связку адаптол + беталок. Давление нормализовалось, но ступор мозговины не особо. Очередной невролог выписал пирацетам — опять мимо(

Хандра усилилась до «не хочу жить» и боли/ломоты в теле, словно физической. Додумался дойти до психотерапевта(бесплатного), всё описал(вообще всё), поставила «тревожно-депрессивное расстройство», выписала лекарств, сказала ходить к ней. Однако лекарств я не смог купить, так как деняк было мало, а потом вообще свалил в другой город.

С тех пор прошло вот уже почти 6 лет. Я сменил место жительства на СПб, привык жить в этом состоянии и даже справлялся с умственной нагрузкой, хоть и очень тяжело и медленнее всё новое даётся, чем до всей этой ситуации.

В какой-то момент снова налетели ПА, но уже с давлением по вечерам под 180/95. Связка адаптол + беталок не смогла помочь, так как адаптол вдруг стал рецептурным, а просто беталок не совладал с проблемой. Полгода мучались с каридологом, куча анализов на всякие гормон щитовидки, катехоламины, всякие общие клинические и т.д. — по ним как бык здоров. Методом проб сбить давление вроде удалось, но иногда пробивалось.

Попёр я к мозгоправам в клинику неврозов. К психотерапевту попасть не удалось, пошёл к психиатру. Назначили Паксил, который помог. Но помогал только пока я его принимал, т.к. спустя месяц после его отмены я понял, что снова наступает. В итоге я просто навалил болт и типа «ну будь что будет», ПА ушли 😀 Хотя иногда бывает пытаются снова, но забить болт очень помогает.

Ступор мозговины никуда не делся и даже усилился после ковиды. Ещё и агрессивный стал какой-то. В общем состояние, как и описал во втором абзаце.

Посетил очередного невролога — она сказала, что по части неврологии у меня всё отлично, вот потому я здесь. На днях сделал снова МРТ на всякий случай — всё отлично. По анализам тоже.

Так куда же мне податься? Может есть тут люди, кто сталкивался с тем же и/или может посоветовать спеца в таких делах? Уж очень я устал тормозить в элементарных вещах, просыпаться уставшим и находиться в постоянном тумане.

Гугл инфой уж слишком пестрит, а отзывам на всяких сайтах с отзывами верить как-то чревато, зная как там те отзывы появляются, потому просто ломиться к психотерапевтам с ценой 5к за сеанс уж как-то тоже желания никакого, хочется уже эффекта.

Зачем нужны эмоции

Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.

Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.

Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?

Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.

Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?

Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.

Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.

Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.

Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.

Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.

Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.

Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.

Первый – значит ложный

Один главных вопросов психологии: почему люди по-разному оценивают одинаковый опыт? Почему для кого-то увольнение – это трагедия, а для кого-то – новые возможности? Почему кто-то расстаётся с осознанием, что ещё сможет обрести любовь, а другой вешает на себя клеймо навсегда одинокого?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить, что происходит в нашей голове, когда мы пытаемся оценить любой опыт. Например, я задаю вопрос:

– Тяжело ли пережить расставание?

Что делает ваш мозг? Он не пытается провести объёмное исследование всех знакомых ему фактов, чтобы дать мне объективный ответ. В качестве обоснования для ответа он возьмёт факты, которые первыми придут ему на память. Например, вот как ответит Гена, который только недавно сам пережил тяжёлое расставание:

– Это просто ужасно! Ты будешь мечтать уйти в запой и отомстить своей бывшей.

А вот Олег, который развёлся пять лет назад и после этого встретил любовь всей жизни:

– Да, это непросто, но потом ты полностью пересмотришь своё отношение к жизни. Ты поймёшь, что это не тот человек, который был тебе нужен, и выйдешь из отношений с полезным опытом.

Такое противоречие – результат когнитивного искажения мышления, которое называется эвристика доступности. Суть эвристики в том, что наш мозг сподвигает нас оценивать вероятность событий по лёгкости, с которой примеры этого события приходят на ум. Доказали эвристику доступности психологи Канеман и Тверски в 1973 году в серии простых экспериментов. Вот как проходил один из них.

Психологи задавали испытуемым вопрос:

– Если взять случайное слово из текста, более вероятно, что это слово начинается с K, или что K – третья буква?

Большинство отвечали, что это будет слово, которое начинается с К. Спойлер: они ошибались. Всё потому, что слова, которые начинаются с K, приходят на ум быстрее (кит, краб, каска). Чтобы вспомнить слова с буквой К в середине, мозгу требуется больше усилий (буква, показ, доказательство).

Другими словами, наш первый ответ на любую мыслительную задачу всегда чертовски субъективен. Когда нас спрашивают: «Ты счастлив?», «Как у тебя дела?», «Ты доволен своими отношениям?», мы будем отвечать, опираясь на маленькую долю опыта, которая лучше задержалась в памяти, ведь мозгу лень составлять полную картину. Хорошо, если мозг обратится к позитивному опыту. Плохо, если это пример негативный, потому что тогда он может утянуть вас в петлю пессимистичного самообмана.

Кстати, большинство тревожных и депрессивных состояний поддерживаются эвристикой доступности. Во время депрессии память в первую очередь подчёркивает, что и вчера было плохо – «продолжай страдать», вместо того чтобы напомнить, что когда-то было хорошо, а значит можно что-то изменить.

Я часто рассказываю про эвристику доступности во время консультаций. Особенно часто, когда речь заходит о том, чтобы начать привносить в жизнь конструктивный, но тревожный опыт: делать то, что хочется, или говорить о том, что не нравится. Это всегда страшно. Почему? Потому что, если вы всю жизнь поступали наоборот, то какие воспоминания достанет память, отвечая на вопрос: «Что будет, если ты попробуешь?»

Правильно, она скажет:

– У нас ничего не получится. Лучше вернись к тому, что мы делали только вчера, к подчинению и самообвинению.

Что же делать с эвристикой доступности?

Главный совет – не торопитесь доверять своей первой реакции. А точнее примите за правило, что первая реакция психики – ложная или как минимум неполная. Вспомните последние разы, когда вы думали: «Я не справлюсь», «Это слишком сложно», «Это не для меня». Сколько времени вы потратили на эти выводы? Сколько фактов?

И главное – сколько из них вы проверили на практике?

Что почитать (НаучПоп / Научная Фантастика)

Некоторые время назад сильно увлёкся потреблением информации с научно-популярным уклоном. Но как не заблудиться в миллионах книг? Ресурс то ограничен. А значит придётся выбирать.

Как сузить поле выбора? Я решил взять рейтинги и подборки. Стал копать в этом направлении. С насмотренностью начало приходить понимание, что в рейтингах где хоть кого-то выкидывают, в основном одни и те же. И вот те, кто наблюдаются в «приличных местах», связаны несколькими маркерами.

Какие маркеры мне на данный момент кажутся ярко перспективными:

— Топы книг в Дигитеке

— Попадание на книгу вот этого деревца фонда «Династия» от Дмитрия Зимина. Ну и конечно попадание в шорт листы премии Просветитель.

— Попадание на обложку книги обезьянки и человека, причисляющее его к библиотеке фонда «Эволюция».

Раздел 1. Законы науки и мышление(Математика, Рациональность, Научный метод, Когнитивные искажения, Нейрофизиология, Ошибки мышления, Доказательная медицина)

«Защита от темных искусств» Александр Панчин

«Рациональность: От ИИ до зомби» Элиезер Юдковский

«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман» Ричард Фейнман

«Объясняя религию» Паскаль Буайе

«Думай медленно, решай быстро» Каннеман

«Мир, полный демонов» Карл Саган

«Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда» Дуглас Хофштадтер

«Как не ошибаться. Сила математического мышления» Джордан Элленберг

«Недоверчивые умы: чем нас привлекают теории заговоров» Роб Бразертон

«Как работает разум» Стивен Пинкер

«Неприродная природа науки» Льюис Уолперт

«Предистория разума» Стивен Митен

«Фактологичность» Ханс Рослинг

«Сигнал и шум» Нейт Сильвер

«0,05 доказательная медицина» Пётр Талантов

«Пациент разумный» Алексей Водовозов

«Укрощение бесконечности. История математики от первых чисел до теории хаоса» Иэн Стюарт

«Математика для гуманитариев» Алексей Савватеев

«Математика космоса» Иэн Стюарт

Раздел 2. Законы природы(Физика, Теория относительности, Квантовая механика, Астрофизика, Астрономия, Изобретения и открытия)

«Космос» Карл Саган

«Краткая история времени» Стивен Хокинг

«Краткие ответы на Большие вопросы» Стивен Хокинг

«В поисках кота Шредингера. Квантовая физика и реальность» Джон Гриббин

«Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории» Брайан Грин

«Суперобъекты» Сергей Попов

«Темная сторона вселенной» Владимир Сурдин

«Теория всего» Стивен Хокинг

«Мир в ореховой скорлупке» Стивен Хокинг

«Астрономия. Популярные лекции» Владимир Сурдин

«Голубая точка. Космическое будущее человечества» Карл Саган

«Ткань космоса. Пространство, время и текстура реальности» Брайан Грин

«Всё из ничего: Как возникла Вселенная» Краусс, Лоуренс Максвелл

«Фейнмановские лекции по физике» Сэндс; Фейнман; Лейтон

Раздел 3. Законы жизни(Абиогенез, Теория эволюции, Химия жизни (Клетки, ДНК), Антропогенез)

«Эгоистичный ген» Ричард Докинз

«Происхождение жизни: От туманности до клетки» Михаил Никитин

«Эволюция человека» Александр Марков

«Достающее звено» Станислав Дробышевский

«Сумма биотехнологии» Панчин Александр

«Лестница жизни» Ник Лейн

«Вопрос жизни» Ник Лейн

«От атомов к древу» Ястребов

«Расширенный фенотип» Ричард Докинз

«Слепой часовщик» Ричард Докинз

«Самая главная молекула. От структуры ДНК до биомедицины 21 века» Максим Франк-Каменецкий

«Она смеется, как мать: могущество и причуды наследственности» Карл Циммер

«Хлопок одной ладонью» Николай Кукушкин

Раздел 4. Художественный научпоп / Научная фантастика

«Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезер Юдковский

«Апофения» Александр Панчин

«Понедельник начинается в субботу» Стругацкие

«Я — робот» Айзек Азимов

«Гарвардский Некромант» Александр Панчин

«Драконы Эдема» Карл Саган

«Праща Давида» Марк Стиглер

«Звёздные дневники Ийона Тихого» Станислав Лем

«Конец Вечности» Айзек Азимов

«Анафем» Нил Стивенсон

«Политика и английский язык» Оруэлл

«Пасынки Вселенной» Роберт Хайнлайн

«Марсианин» Клиффорд Саймак

«Гиперион» Дэн Симмонс

«За миллиард лет до конца света» Стругацкие

«Квантовый Вор» Ханну Райаниеми

«Ложная слепота» Питер Уоттс

«Мошка в зенице господней» Нивен и Пурнель

Большая часть книг из списка не прочитана. Часть книг, которые были в списке, улетели из него после прочтения. В связи с чем, вопрос к Вам. Читали ли Вы что-то из списка? Можете ли сказать про какую то из книг что-то конкретно плохое? Может что-то в списке смотрится «не в тему»? И конечно главный вопрос. Какой книги там точно не хватает?

Из научной фантастики интересует больше всего Твёрдая.

Данную библиотеку планирую регулярно «допиливать» у себя в телеграмме. А Ваши рекомендации вынесу в UPD данной статьи.

UPD (предложения из комментариев):

Раздел 1. Законы науки и мышление(Математика, Рациональность, Научный метод, Когнитивные искажения, Нейрофизиология, Ошибки мышления, Доказательная медицина)

«Записки врача» Версаев
«Черный Лебедь» Талеб
«Логические ошибки: как они мешают правильно мыслить» Уёмов

Раздел 2. Законы природы(Физика, Теория относительности, Квантовая механика, Астрофизика, Астрономия, Изобретения и открытия)

«Интерстеллар: наука за кадром» Кип Торн

Раздел 3. Законы жизни(Абиогенез, Теория эволюции, Химия жизни (Клетки, ДНК), Антропогенез)

«Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» Жуков

Раздел 4. Художественный научпоп / Научная фантастика

«Марсианин» Энди Уир
«Солярис» Станислав Лем
«Непобедимый» Станислав Лем
«Задача трёх тел» Лю Цисинь
«Темный лес» Лю Цисинь
«Вечная жизнь смерти» Лю Цисинь
«Основание» Айзек Азимов
«Дверь в лето» Хайнлайн
«Насморк» Станислав Лем
«Футурологический конгресс» Станислав Лем
«Эхопраксия» Питер Уоттс
«Лестница из терновника» Максим Далин
«Семиевие» Нил Стивенсон

Что определяет интеллект?

Многие удивляются, какие динозавры тупые! Как мал их мозг относительно тела! Но динозавры не были тупыми!

В старых постах я уже опровергла миф о том, что интеллект зависит от соотношения размеров мозга и тела. Расстояние между нейронами возрастает вместе с размерами тела только у млекопитающих. Так у бурого медведя( brown bear) в коре больших полушарий примерно столько же нейронов, сколько у кошки(cat)

Еще один пример — мозг слона. Он больше человеческого. Весит он 4 — 5 кг, когда наш — всего полтора. Тем не менее, слоны обладают лишь интеллектом ребенка. Это легко объяснить тем, что из-за большого размера у слона в передних полушариях не так плотно, как у нас, расположены нейроны. У слона там всего 5 миллиардов нейронов, в то время как у человека в полушариях 16-21 миллиард (во всем мозге 86). Получается, главный показатель интеллекта — количество нейронов?

Как объяснить интеллектуальное превосходство крысы над кроликом, если в передних полушариях кролика больше нейронов, чем у крысы? У более умной крысы 31 миллион, а у более глупого кролика 71 миллион. Играет ли большую роль количество нейронов?

Давайте разбираться. Вспомним насекомых. Муравьи.

Они способны передавать друг другу довольно много различных сообщений, а время передачи сообщения пропорционально количеству информации в нем. Более того, эти насекомые способны подмечать закономерности и использовать их для «сжатия» информации.

Последующие опыты, построенные по тому же принципу, но с несколько измененной методикой, в которых муравьи должны были передавать сведения о номере планочки с приманкой (экспериментальная установка напоминала длинную гребенку, установленную в разных вариантах вертикально, горизонтально или замкнутую в круг) выявили у муравьев даже некую систему счисления, сходную с архаичными системами счисления у человека. В последние годы была разработана и проведена серия экспериментов, позволивших исследовать способность муравьев к сложению и вычитанию.

Так же ученые подсчитали их колличество нейронов. У этих насекомых 250 тысяч нейронов. У человека 86 миллиардов нейронов.

Есть и другие гениальные насекомые.

Пчелы идеально знают точное время и место, когда цветут некоторые растения, и способны оценивать количество нектара и пыльцы в этих цветах.

Они могут передавать друг другу координаты цветов с помощью кодовых движений, способны считать, даже осознавать абстрактное понятие нуля, как приматы и попугай Алекс. Они обучаемы, и даже способны перебороть свои инстинкты с помощью интеллекта.

Так Карцев с коллегами нарисовали большой и маленький кружок, на маленький поместили сладкий сироп, а на большой — раствор с солью. Сначала пчела садилась на большой кружок, потому что в большом цветке больше нектара. Так велели ее инстинкты. А затем она стала делать разумный выбор, противостоящий инстинктам — садиться на маленький круг.

Проводилось немало исследований, где пчелам предстояло решить конкретные практические задачи или выявить закономерность. Самый простой и известный пример – с отодвиганием кормушки.

Каждый день кормушку отодвигали в одном и том же направлении на одно и тоже расстояние. В очередной раз пчелы предусмотрели изменение положения кормушки и слетелись к тому месту, куда должны были отодвигать кормушку заранее. То есть, увидев предыдущие изменения, насекомые сделали умозаключение и просчитали следующие изменения.

Пару лет назад ученые заставили группу насекомых добывать еду, потянув за веревку. Освоив этот трюк некоторые пчелы стали УЧИТЬ ДРУГИХ, а наблюдавшие за процессом сделали это с первого раза. В конце эксперимента уже вся колония могла с лёгкостью делать то, что 1 пчеле давалось с трудом. Ранее считалось что таким талантом обладают только птицы и млекопитающие. Теперь же, используя поразительные умственные способности пчел, некоторые люди забавы ради учат их играть в футбол!

Пчел можно научить даже абстрактной задаче — различать стили рисования художников. В эксперименте ученые из Квинслендского университета в одну из двух камер ящика помещали сахарный сироп. Пчелы должны были определить, в какую залетать по стилю написания картины, которую поместили перед входом. Каждый раз ученые вешали новые картины Пикассо и Моне, но пчелы по-прежнему справлялись с задачей

Есть и другой эксперимент, демонстрирующий абстрактное мышление пчел. Мартен Журфа научил пчел узнавать симметричные и не симметричные фигуры. Пчелы быстро перестали заглядывать под не симметричные фигуры в поисках еды, переключившись на симметричные. Затем насекомые освоили различия во взаимных расположениях объектов в пространстве (над – под, справа – слева). А во сколько лет вы перестали путать право и лево? Какому возрасту соответствует интеллект пчёл? Пишите в комменты. А сейчас вернёмся к экспериментам.

Помимо взаимного расположения объектов в пространстве насекомые разобрались в понятиях «такое же» и «совсем другое». Оказалось, что пчёлы запросто переносят навык на новые ситуации. Например, если их научили находить одинаковые запахи, они легко находят и одинаковые на вид фигуры.

Ещё больше впечатляют результаты, полученные Журфа недавно. Он и его коллега Аврора Аваргэ-Вебер обнаружили, что пчёлы могут совмещать освоенные ими понятия. Например, их научили среди нескольких пар из двух разных фигур находить пары фигур одинакового цветового оттенка и одинакового пространственного расположения (например, одна фигура над другой, а не рядом). По мнению Журфа, это свидетельствует о довольно высоком уровне интеллекта. Он научил пчёл данному трюку с 30-й попытки, тогда как некоторые обезьяны начинали справляться с заданием лишь после нескольких тысяч попыток! И это ещё не всё.

Хорошо усвоившие урок пчёлы могут также научиться находить дорогу к приманке в лабиринте, ориентируясь по развешенным в нём изображениям абстрактных фигур. Более того, они способны понять, что одна и та же фигура в разных лабиринтах может означать разные вещи, то есть способны соотносить символ с контекстом.

А ведь у них лишь 960 тысяч нейронов!

Так получается, колличество нейронов не важно? Тогда что важно? Организация мозга. Совершенный мозг делится на зоны, каждая из которых специализируется на своей роли. Мозг со специализированными зонами — как команда со профессиональными сотрудниками. Она будет работать эффективнее обычной группы людей даже если профессионалов(нейронов) меньше.

В Нидерландах двум обезьянам передали изображение прямо в мозг с помощью импланта

Животные смогли видеть и различать формы букв, не используя зрение.

Исследователи из Нидерландского института нейронаук создали имплант, который позволяет транслировать изображение в мозг. Его успешно проверили на двух обезьянах — после внедрения устройства они смогли «видеть» без глаз. Об этом говорится в результатах исследования, которые опубликовали в журнале Science.

Учёные утверждают, что впервые добились настолько высокой чёткости изображения, не задействуя сетчатку глаза. Для этого исследователи подключили множество игольчатых электродов 1,5 миллиметра длиной прямо к зрительной коре мозга обезьян.

По задумке учёных, макаки должны были начать определять фигуры из точек без использования зрения. Для этого их заранее натренировали выполнять простейшие задачи, соответствующие одной из 16 форм букв, выполненных из точек. После внедрения импланта макаки корректно распознали формы букв, которые передали им в мозг с помощью устройства.

Попытки восстановить зрение с помощью имплантов предпринимали и раньше — их внедряли в сетчатку глаза. Однако этот способ не сработает для людей с повреждённым зрительными нервами.

Метод нидерландских учёных даёт возможность обойти первичные стадии обработки изображения в глазу и зрительном нерве. В будущем это может позволить восстановить зрение для людей с врождённой или приобретённой слепотой при условии, что зрительная кора их мозга осталась нетронутой.

При этом возможности имплантов пока всё же далеки от обычного человеческого зрения. Устройства могут обеспечить разрешение в тысячу пикселей, в то время как глаз может различать миллионы отдельных пикселей.

Синдром хронической усталости?

Все привет! Меня зовут Макс, мне 34 и я решил описать немного странные симптомы, которые посетили меня внезапно, и до сих пор никуда не делись, крайне отравляя жизнь. Возможно, кто-то тоже с этим столкнулся и узнает в этом себя. Итак, в начале сентября 2020 года на фоне полного здоровья в один день я проснулся и ощутил, будто мое тело, и особенно, голову кто-то подменил. Из ниоткуда взялись неприятные симптомы: дикая слабость, тахикардия (пульс 95-115 постоянно), туман в голове (голова просто какая-то ватная), невозможность сосредоточиться, сложности с чтением и концентрацией, одышка, шум в голове (круглосуточно). Оказалось, что повышено давление (до 150/100 при норме 125/85), постоянные приливы жара к голове и ушам. Так как каждое утро на протяжении многих лет просыпался вообще без проблем (быстро и без всяких головных болей или еще чего-то подобного), а также всегда что-то читал по утрам, отличить новое состояние от прежнего было вообще не сложно. Но в этот день прочел пару абзацев и понял, что это вообще нереальная задача. Ощущение, что кто-то внутри переключил выключатель. Просто-напросто, выбило пробки. Казалось, что я пробираюсь через какую-то мглу. Вместо головы — чугунный чан, который постоянно гудит. После этого прошел уже батарею врачей, сдал массу анализов, но воз все же на месте. 3 месяца существования вместо жизни.. И динамики ноль. Апатия, отсутствие энергии и желание просто лежать.

Немного слов о том, что этому предшествовало. Всегда же кажется, что если такое случилось, значит этому должна быть яркая причина. Но не в моем случае. Жил обычной жизнью. Счастливая семья, не особо напряжная работа (скажем, постоянных стрессов не было. Так, бывало несколько раз за год, но не более того), сон нормальный, по выходным не работал. Вредных привычек нет. В общем, ничего необычного не произошло. Единственное, что характер тревожный и мнительный, часто очень эмоционально реагирую на происходящее, но не думаю, что это могло привести к таким кардинальным изменениям в здоровье. Все лето по утрам пробежки, турник, растяжка (до того, правда, несколько лет спорт был очень прерывистый, но дохляком никогда не был). Питание нормальное. Короче говоря, обычная, нормальная жизнь.

Теперь далее о диагностике. Прошел необходимых врачей: терапевта, двух эндокринологов, трех кардиологов, двух неврологов, сдал анализы на гормоны, биохимические показатели крови, глюкозу и т д. В основном, все в полной норме. Температуры тоже нет (многие ребята с СХУ описывают, что у них постоянная субфебрильная температура).

Врачи разделились на 2 группы: одни говорят, мол, «а, друг, так у тебя давление — значит гипертония. Лечи ее и все буде ок! Таблетки пить всю жизнь, но зато как упадет давление — станет лучше». Вторые (как правило, более толковые, образованные и вовлеченные) говорят «на эссенциальную гипертонию слабо похоже. Необходимо найти причину. Ищи!», но при этом посылают тебя к какому-то другому специалисту, мол, «моя область тут уже ни при чем. Моя вторична». Большинство, конечно, отправляют к неврологам, но неврологи разводят руками.

Давление и пульс сбил адреноблокаторами, которые принимаю постоянно (125/85 и 70-75 ударов), но ощущения практически не изменились. Пил витамины, препараты от венозного застоя, для улучшения кислородного обмена и тд. Результат — нуль. Врачи только и умеют, что пилюли прописать, и очень удивляются, что они не помогают.

Выспаться невозможно, сколько бы не спал. Просыпаешься всегда уставшим и вялым (не просто слегка уставшим, а именно без энергии, в принципе — чисто, овощ). На выходных просто лежишь, чтобы хоть немного восстановиться. Работоспособность упала процентов на 60-70. Иногда вообще не поймешь, что за кисель в голове. Невозможно работать. За день до того, как это случилось, пробежал стандартные 3,5 км утром, день был обычный. И уже со следующего дня не то, чтобы пробежать — быстро пройти 3,5 км не смог. Если делаешь какие-то физические упражнения — голова ватная, сил нет, одышка, тахикардия и состояние ужасное. Пока могу только ходить. Тело — как не мое.

Общее впечатление такое, что тканям не хватает кислорода. Любая деятельность (хоть интеллектуальная, хоть физическая) вызывает быструю усталость, одышку и нежелание продолжать). Почему так резко все изменилось — загадка.

Прошу не путать это состояние с ленью, депрессией и т д. Это чисто вегетативная дисфункция, но причину не нашел.

Источник

Оцените статью