Комплекс глазодвигательной гимнастики для дошкольников

Зрительная гимнастика для дошкольников

Юлия Балаева
Зрительная гимнастика для дошкольников

Зрительная гимнастика для дошкольников.

«Чтоб смеялся глазок»

Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов.

Разработкой комплексов тренировки и восстановления зрения занимаются с давних времён. Когда глаз расслаблен, он будет правильно функционировать — утверждал У. Бейтс. Необходимо научиться расслабляться и снимать напряжение глаз.

Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем — в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.

Основными принципами зрительных гимнастик являются:

-индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;

-постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

-сочетание с двигательной активностью;

-развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

Гимнастическиеупражнения для развития подвижности моторного аппарата глаз проводятся под музыкальное сопровождение: это может быть лёгкая, спокойная музыка, которая регулирует движение взора. Хорошую, большую амплитуду движений глаз удаётся получить, используя «бегущие огни», расположенные на стене или применив прослеживание взора за движением огонька от фонарика, звёздочки от лазерной указки и других мигающих игрушек.

Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д., которые крепятся на палочке — указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.

Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене, повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль». Со старшими дошкольниками можно использовать комплексы в рисунках.

Зрительная гимнастика:

проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;

благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма;

гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;

гимнастика проводится в течение 2-3 минут;

основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;

для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом — птички, бабочки, снежинки и др.

демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;

упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.

Гимнастика для глаз необходима на занятиях, связанных со зрительным напряжением.В комплексы включаются упражнения: на развитие фиксации взора, прослеживающих и глазодвигательных функций. Упражнения проводятся на 7-10- й минуте занятия.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз — это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

Происходит смазывание глаз, их очищение и отдых.

«Бабочка машет крылышками».

Закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе.

Упражнение уменьшает напряжение,

даёт возможность для вибрации глаз.

На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль. Пальминг (от англ. «palm» — ладони): применяется для снятия усталости, напряжения глаз.

Прикрыть глаза ладонями на 30-60 с.

Упражнение для бровей:

у напряжённых глаз тяжёлые брови, поднять брови и опустить несколько раз. Вся тяжесть поднимется с глаз,

глаза избавятся от давления.

Зажмуриться, открыть глаза,

отыскать нужный предмет.

Поочередно смотреть на предмет, выбранный за окном и на предмет в группе.

Сюжетные офтальмологические гимнастики

Это ветер листья носит.

Это осень… -прослеживание глазами за движением листочка

вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз.

— движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз.

— поморгать и закрыть глаза.

В небе солнце катится

Словно желтый мячик,

То за тучку спрячется

То по елкам скачет.

И за тучку закатилось. прослеживание глазами за движением солнышка

вверх – вниз, вправо – влево.

— движение глазами по кругу в одну и другую стороны.

-поморгать и зажмурить глаза.

Рыбка плавала, ныряла,

Рыбка хвостиком виляла.

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Рыбка, рыбка, не ленись!

По волнам, по волнам,

Тут и там, тут и там.

Вот она какая, рыбка золотая.

-проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз);

-прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.)

Ходил ёжик по полянке,

Он искал грибы опятки.

Глазки щурил, открывал

Но грибов не увидал

Вверх смотрел он, вниз глядел

Сам тихонечко пыхтел

Смотрел влево, смотрел вправо

Вдруг увидел гриб на славу!

Оглянулся он ещё

Через левое плечо

Через правое ещё

Ёж затопал по тропинке

И грибок унёс на спинке. — ходьба на месте

— повороты головы вправо и влево;

— прищуриться и открыть глаза;

-развести руки в стороны;

— посмотреть вверх- вниз;

-произнести “пых”, “пых”, “пых;

-голова неподвижна, посмотреть влево – вправо;

— закрыть и широко открыть глаза;

-руки спрятать за спину;

-повернуть голову влево, посмотреть назад;

-повернуть голову вправо, посмотреть назад;

-ходьба на месте, высоко поднимая ноги.

Зонтик у меня цветной

Яркий — красный, голубой

Ветер осенний засвистел

Зонтик в небо полетел

Выше- выше- высоко…

Дальше – дальше – далеко

Кружит – кружит зонт цветной

Яркий – красный, голубой -прослеживание глазами за движением зонтика по волнистой линии 4-6 раз;

— прослеживание глазами вверх – вниз,

-проследить вправо – влево

-прослеживание глазами по кругу в одну и другую стороны 4 раза;

Все летает то и дело.

С веточки на веточку

Вверх и вниз, верх и вниз.

Лишь смотреть ты не ленись.

Затрещит и застрекочет,

Будто кто ее щекочет.

Ну, сорока – егоза,

Мы зажмурили глаза.

Ты нам больше не мешай. -проследить глазами за движением

птицы «далеко — близко» 6- 8 раз;

-движение глаз вправо-влево 6-8 раз;

-движение глазами вверх вниз 6-8 раз

-проследить глазами по кругу в одну и другую сторону;

— поморгать и зажмурить глаза.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, посмотрел.

Левое крыло отвел, поглядел.

И внимательно гляжу

Поднимаюсь ввысь, лечу

Возвращаться не хочу. — посмотреть вверх

-отвести руки, проследить взглядом.

-вращательные движения руками перед собой, следить взглядом.

— встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии;

— поморгать и прикрыть глаза.

повторять 2-3 раза

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Взор переводят вправо, влево

Взор переводят вверх, вниз

Ходит котик по дорожке,

Смотрит котик к нам в окошко.

Переводят взор вправо, влево

Широко открывают глаза

В зоопарке мы ходили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, лисят.

Взор переводят вправо, влево

Широко открывают глаза

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскач?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой.

Широко открывают глаза

Взор переводят вправо, влево

Взор перемещают вверх, вниз

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли.

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Широко открывают глаза

Взор переводят вправо, влево

Взор перемещают вверх, вниз

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу,

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

Взор переводят вправо, влево

Широко открывают глаза

Закрывают глаза и представляют, что пьют чай.

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера:

Красный цвет – проезда нет,

Желтый – будь готов к пути,

А зеленый цвет – кати!

Взор перемещают вверх, вниз

Широко открывают глаза

Взор переводят вправо, влево

повторять 2-3 раза

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Переводят взор вправо – влево

Переводят взор вверх, вниз

Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто сниться

Блюдо с теплым молочком!

Я проснусь и пойду

Молочка себе найду

Легкое поглаживание закрытых глаз от внешнего края к внутреннему.

Переводят взор вправо – влево

Страшен ежик наш на вид,

Всем иголками грозит

Только знаем мы с сестрой:

Ёжик наш совсем не злой

Широко открывают глаза

Сильно зажмуривают глаза

Переводят взор вправо – влево

И вагончики повез:

Широко открывают глаза

Переводят взор вправо – влево

Переводят взор вверх, вниз

Я рубашку сшила мишке

Я сошью ему штанишки.

Будет мишенька гулять,

А ночами крепко спать.

Переводят взор вправо – влево

Переводят взор вверх, вниз

Движение взора по кругу

Что за чашечка такая?

Воду льешь, она стоит.

Чай в ней пьешь, она молчит.

Только ложка заводная

Не стоит и не молчит.

Все стучит, стучит, стучит.

Широко открывают глаза

Переводят взор вверх, вниз

Круговые движения глаз по часовой стрелке

Круговые движения глаз против часовой стрелки

По лужку гусыня бродит,

Из воды сухой выходит.

Носит красные ботики,

Дарит мягкие ботинки.

Круговые вращения глазами

Закрывают и широко открывают глаза

У дороги, словно в сказке,

На столбе живет трехглазка.

Все мигает и мигает, ни на миг не засыпает.

Она транспорт стережет,

Пешеходам путь дает.

Переводят взор вверх, вниз

Переводят взор вправо – влево

широко открывают глаза

широко открывают глаза, закрывают

Может, с крыши, может, с неба

То ли вата, то ли пух,

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет, будто из мешка?

Переводят взор вверх, вниз

Переводят взор вправо – влево

широко открывают глаза

повторять 2-3 раза

В огороде мы гуляли,

За овощами наблюдали.

К солнцу тянется лучок

И горошка стручок.

Вот морковка красная,

Справа – баклажан, капуста

Разрослись на грядке густо.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Круговые вращения глазами

широко открывают глаза

взор фиксируют вверху

взор фиксируют влево

взор фиксируют вниз

взор фиксируют вправо

Гоп! гоп! конь живой!

И с хвостом и с гривой.

Он качает головой,

вот какой красивый!

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня,

Я поехал к маме.

Переводят взор вправо – влево

Взор переводят сверху вниз

Широко открывают глаза

Взор переводят друг на друга

Летом ходит по дороге

Среди сосен и берез,

А зимою спит в берлоге

От мороза пряча нос.

А весною, как проснется,

Из реки воды напьется,

ловит рыбу и рычит,

Здесь медведь уж не молчит

Переводят взор вправо – влево

Переводят взор вверх, вниз

Широко открывают глаза

Закрывают глаза и широко открывают, затем опять закрывают, отдыхают 5-10с.

У сестренки, у Маринки

На ладони две снежинки

Всем хотела показать,

Глядь – снежинок не видать.

Кто же взял снежинки

Смотрят на ладонь, широко открыв глаза.

Переводят взор вправо – влево

Круговые движения глаз по часовой стрелке

против часовой стрелки

Закрывают глаза, отдыхают 10с.

Если дождик – мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Вправо, влево мы пойдем,

Снова лужицу найдем.

Будет солнышко сиять –

Будем весело шагать.

Переводят взор вправо – влево

Круговые движения глаз по часовой стрелке

против часовой стрелки

открывают глаза, опускают взор вниз

Сковородка на простая-

На плите как золотая,

Рыба жарится, котлеты,

Приготовит все она –

Вот какая сковорода!

Широко открывают глаза, затем сильно зажмуриваются

Перемещают взор по квадрату

Перемещают взор по диагонали

Закрывают глаза, отдыхают 5-10с.

Засветились два окна,

А за ними два крыла

Показались из дупла.

Тихо вылетела птица,

Ночью ей в дупле не спится,

Если писк она услышит,

Плохо будет старой мыши.

Широко открывают глаза, поднимают брови

Переводят взор вправо – влево

Перемещают взор по диагонали

Закрывают глаза, отдыхают 5-10с.

— Как же ты посмела,

На машине красный крест,

В ней совсем немного мест,

Все дорогу ей дают,

Скорой помощью зовут.

Кто – то заболел – «03»

Быстро номер набери.

Широко открывают глаза

Переводят взор вправо – влево

Переводят взор вверх, вниз

Круговые движения глаз по часовой стрелке

против часовой стрелки

Закрывают глаза на 5-10с.

Вот ромашка, василек,

Как красив из них венок!

Погулять ты выйдешь в поле,

Ты сорвать их не спеши –

Полюбуйся от души.

Широко открывают глаза, моргают

Круговые движения глаз

Взор переводят влево, вправо

Закрывают глаза и представляют цветы

повторять 3-4 раза

Раз, два, три, четыре, пять,

Смотрим вправо –огород,

Там морковочка растет.

Слева – белая капуста,

А направо – везде пусто.

Вот где можко погулять,

Огород не затоптать

И в футбол нам поиграть.

Знайте, будет все на пять.

Что за чудо из чудес!

Серый кот на шкаф залез,

Машет он хвостом, урчит.

Костя смотрит и молчит.

Кот под шкаф пенал загнал,

Спрыгнул, зацепил карман,

Долго Костя наблюдал,

А потом кота прогнал.

«Метка на стекле»

Зайчик вышел погулять,

Глядь – а солнца не видать.

Тучка быстро прибежала,

Узелок свой развязала.

И закапал сильный дождь:

Кап, кап, кап, кап…

Зайчик тучке улыбнулся,

Сладко – сладко потянулся

И сказал: «Пойду гулять,

С летним дождиком играть!»

Встают, как солдаты,

Повторить 2-3 раза

Январь Сшила дочке платье голубое, Платье голубое с белою каймою

До чего ж нарядно –

Надо это платье

К празднику надеть

Мама дочке туфли

— До чего нарядно,

К празднику надеть!

«Расслабление» (дети представляют туфли)

Повторить 2-3 раза

Стул высокий, а стол еще выше,

Есть у каждого свои крыши.

На одной из них сидят,

На другой одни едят.

Есть кровать — на ней едят,

А в шкафу белье хранят.

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Работяги и певцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка,и дрозд,

Занялись устройством гнезд.

Носят, носят в домике

Птицы по соломинке

«Метка на стекле»

По реке плывет кораблик,

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты.

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

«Метка на стекле»

У него чудесный,

Он большого солнца

«Зрительная гимнастика». Консультация для родителей ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Необходимо ежедневно выполнять следующие рекомендации по охране зрения: — соблюдать зрительный.

Дыхательная гимнастика для дошкольников «Подуем на листочки» Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха. Оборудование: Пособие-тренажер.

Гимнастика пробуждения для дошкольников Гимнастика пробуждения 1. А) Потягивание в кроватях. И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, и. п. 6 раз.

Суставная гимнастика для дошкольников от 4 до 7 лет Жизнь требует движения. Аристотель В жизни живет лучше тот, кто окреп хорошо физически. Калинин М. И. Само название «суставная» подсказывает.

Презентация «Зрительная гимнастика для детей старшей-подготовительной группы» Зрение – это одно из чувств, при помощи которого человек познаёт, усваивает и анализирует, окружающий его мир. В современном мире где растут.

Зрительная гимнастика является одним из направлений сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз -это залог хорошего зрения. Это тренировочная основа профилактических действий для мышц органов.

Зрительная гимнастика «Полив огорода» https://www.youtube.com/watch?v=zpSqiKuiNI8 Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, что может вызвать отклонения в речевом.

Рекомендации для родителей «Зрительная гимнастика» Зрительная гимнастика способствует повышению тонуса глазных мышц, уменьшает утомляемость глаз, действует как профилактика сохранения зрения.

Зрительная гимнастика «Солнышко» Видео Зрительная гимнастика полезна всем современным детям, так как они слишком много времени проводят за телевизором, а некоторые, уже и за компьютером.

Зрительная гимнастика — здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей младшего школьного возраста Профилактика зрительных нарушений является важной частью в педагогической деятельности и в образовательном процессе младших школьников.

Источник

Читайте также:  Как снять спазм йога
Оцените статью