Комплекс упражнений для физкультминуток
методическая разработка по физкультуре на тему
Обучение в школе — серёзная нагрузка для школьников. Р азработанный комплекс профилактических упражнений для физкультминуток на рабочем месте, в соответствии со школьным «Положением о соревнованиях по организации и проведению физкультурных минуток на уроке», рассчитан на все возрастные группы обучающихся . По наблюдениям педагогов физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки. Физкультминутки занимают 3–5 минут, проводятся на уроках под руководством педагогов или физоргов класса. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у обучающихся жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutki_uprazhneniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
Учителя физической культуры А.Т.Фирсовой
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
- Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и. п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный.
- И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК
- И. п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний.
- И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
- И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА
- И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА
- И. п. – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1–3 – круговые движения туловищем в одну сторону; 4–6 – то же в другую сторону; 7–8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
- И. п. – стойка ноги врозь. 1–2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3–4 – и. п.; 5–8 – то же в другую сторону. Повторить 5–6 раз. Темп средний.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПИСЬМА
- Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и. п. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
- Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И. п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
- Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И. п. – стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
- Упражнение для мобилизации внимания. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7–8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13–14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2–3 раза – средний; 3–4 – быстрый; 1–2 – медленный.
Приведём еще несколько примеров упражнений, которые помогают избежать утомления, восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе в программе физкультминутки.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
Причиной головных болей часто являются переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и должно выработать привычку делать упражнения для глаз регулярно.
- Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее – глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз – против часовой стрелки.
После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить: для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекращать работу и давать глазам отдых, то есть закрывать их ладонями так, чтобы они отдыхали в полной темноте.
Упражнение на корточках облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту. Упражнения для снятия утомления следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости.
- Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10–15 секунд – и стало жарко. Повторить три раза.
- Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10–15 секунд.
- Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх–вниз, вперед–назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15–20 секунд).
- «Ворона». Произносить «ка-аа-аа-аар», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.
- «Колечко». С усилием, направляя кончик языка назад по верхнему нёбу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10–15 секунд.)
- «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дан комплекс для проведения физкультурной паузы , а так же малоподвижная игра в условиях класса.
Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 сек. Проделать 5-10 раз.Откинуться на спинку кресла, положить руки на бедра, закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 10-15 сек.
Комплекс упражнений при нарушении осанки (сколиоз). №1. направлен на восстановление нарушенной осанки обучающихся разных возрастных групп.
Подбор упражнений физкультминуток для 5-6классов.
Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Тренируемое качество: Сила, силовая выносливость.
Для школьников средних и старших классов.
Для сохранения здоровья детей в школе необходимо использовать: здоровье сберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной .
Источник
Комплексы Физкультминуток
Комплексы физкультминуток для учащихся
Физкультурная минутка во время уроков и приготовления домашних заданий – это активный отдых, состоящий из 3 – 4 упражнений. Такой активный отдых совершенно необходим учащимся. Физиологическим обоснованием для физкультминутки является снижение работоспособности, функциональных возможностей клеток коры головного мозга в результате умственного и нервного напряжения в процессе учебной деятельности.
В целях снижения статической нагрузки физкультминутки организуют ежедневно на каждом уроке. Установлено, активное внимание у обучающихся 1 класса сохраняется в пределах 15 – 20 минут, у 3 – 4 классов – в пределах 20 – 25 минут, у остальных классов — в течение 25 – 30 минут. Поэтому физкультминутки нужно проводить после снижения активного внимания, то есть для детей 7 лет после 15 – 20 минут учебных занятий, для 8 – 9 лет после 20 – 25 минут, для остальных после 25 — 30 минут. Перерыв в учебной работе важен для отдыха органов зрения и слуха, а также для мышц туловища, находящихся в статическом напряжении, для мышц кистей работающих рук.
Комплексы выбирают в зависимости от характера учебной работы на уроке. В каждую физкультминутку можно включать 2 – 3 комплекса либо дважды повторять один и тот же комплекс. Приступая к их выполнению, дежурный открывает окно или форточку, и ученики строятся в проходах между партами.
Отличительной особенностью предлагаемых ниже комплексов гимнастических упражнений для физкультминуток является то, что они сопровождаются речитативом. Тексты стихотворений совсем не обязательно заранее разучивать с детьми. Вначале их может зачитывать педагог. А если комплексы понравятся, то текст запомнится сам собой.
«Раз – два, встали, руки вверх подняли. Похлопали в ладошки, побежали ножки, стали на носочки, присели, как грибочки. Встали, как дубочки. Сели, встали. И за парту тихо сели».
1-2- встать у парт;
1-4- 4 шага на месте с хлопком в ладоши на каждый шаг.
1-8- 8шагов бега на месте.
1-4- встать на носки, руки вверх, наклон головы назад, потянуться.
1-4- присед ,руки за голову.
1-4- встать на носки, руки вверх, наклон головы назад, потянуться.
1-2- присед, руки вперед, пальцы в кулаки;
3-4- встать на носки руки за голову.
1-4- сесть за парту.
«Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся, зашагал и по порядку начал делать он зарядку. Раз-два, три — четыре, пять-шесть, семь-восемь».
1-4 – встать на носки, руки вверх, потянуться – выдох.
1-2- 2 пружинящих наклона вперед – выдох;
3-4 – 2 пружинящих наклона назад – вдох.
1-8- 8 шагов на носках на месте, на шаг левой — хлопок в ладоши справа, на шаг правой – хлопок в ладоши слева.
И. п. – руки вверх пальцы в кулаки.
1-2 наклон назад — вдох,
3 – 4 руки в стороны, пальцы разжать, наклон вперед – выдох.
1 -2 – наклоны влево – вдох;
3 – 4 руки вниз, пальцы разжать, выдох.
«Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час. Раз-два, три — четыре, мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон»
1-4- 4 шага на месте, на шаг левой — пальцы в кулаки, на шаг правой- пальцы разогнуть.
1-2 – наклон головы назад;
3-4 – тоже вперед.
1-2 – 2 хлопка в ладоши слева;
3-4 – 2 хлопка в ладоши справа;
1-4 – 4 хлопка в ладоши над головой.
1-8 – 8 шагов бега на месте.
«Осторожно ветер из-за дома вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше. Покачал тихонько ветками черемух, пожурил за что-то воробьев знакомых. И, расправив гордо молодые крылья, полетел куда-то вперемешку с пылью».
И. п. – руки вперед.
1-8 – 8 шагов на месте на носках с поворотом на 360 градусов.
И. п. – руки вперед.
1 – пальцы в кулаки;
И. п – о. с., руки веред, пальцы сжаты в кулак, указательный – разжат;
1 – 4- попеременное сгибание — разгибание рук в локте;
1-8 –8 шагов бега на месте, на шаг левой — пальцы в кулаки, на шаг правой пальцы разжать.
«Гуси — лебеди летели, на лужайку тихо сели. Походили, поклевали, потом быстро побежали».
И. п. – руки в стороны,
1-4 – 2 полуприседа с волной руками в стороны на каждый полуприсед.
И. п. – руки вперед.
1-4 – 4 шага на месте, на каждый шаг волна руками вперед.
1-8 – 8 шагов на месте, на шаг левой – пальцы в кулаки, наклон головы вперед, на шаг правой – пальцы разогнуть, выпрямиться.
1-8 – 8 шагов бега на месте.
«Ветер дует нам в лицо, закачалось деревце. Ветерок все тише, тише. Деревце все выше, выше».
И. п. – руки вперед ладонями вверх.
1-4 – 4 шага на месте, на шаг левой – руки к плечам, на шаг правой – и. п.
И. п. – руки вверх.
1 – наклон влево;
2 – наклон вправо;
3 – наклон вперед;
4 – наклон назад.
1-2 – присед пальцы в кулаки;
1-2 – встать на носки, руки вверх, потянуться вдох;
3- 4 – о. с. – выдох.
(для расслабления кистей рук и мышц туловища)
1. Выполняется сидя за столом.
Птицы на юг улетают — (маховые движение руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли — (круговые движения кистями перед грудью)
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали — (движения руками имитируют махи крыльев).
2. Выполняется 2 раза сидя за столом ,
руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй — с мизинца.
1-2-3-4-5- будем пальчики считать.
Крепкие, дружные. Все такие нужные.
На другой руке опять — 1-2-3-4-5.
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.
3. Выполняется сидя за столом.
Солнце спит, небо спит, — (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало — (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок — (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок — (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше — (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик — (постепенно садятся и кладут голову на руки).
(Физкультминутка для глаз)
Выполняется сидя (каждое упр. Повторять 4- 5 раз)
Видят глазки все вокруг,
1- посмотреть вверх;
2 – посмотреть вниз;
3 – посмотреть направо;
4 – посмотреть налево.
Нарисую ими круг.
1-4 – медленно «нарисовать» глазами круг.
Видеть глазкам все дано –
Где кино, а где окно.
1-4 – 4 раза перевести взгляд на разные предметы.
Нарисую ими круг,
Посмотрю на мир вокруг.
1-4 – медленно «нарисовать» глазами круг.
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи, (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Я обжечься не хочу (4 поворота головы)
примеры физкультминуток обучающего характера для уроков окружающего мира по программе А.А. Плешакова «Зелёный дом».
Игра «Деревья, кустарники, травы» направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников, может быть использована как физкультминутка при изучении темы «Какие бывают растения?» во втором классе для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений.
при назывании дерева — дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие,
кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие),
травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
По аналогии можно проводить подобные физминутки и на других уроках окружающего мира, требующих классификации объектов и явлений окружающего мира («Какие бывают животные?», «Какой бывает транспорт?»).
На уроке по теме «Как развивается растение» можно провести игру
«Как росло растение»: учитель предлагает детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву — (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек).
Далее учитель рассказывает, как развивается из семени растение:
— Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться — (мышечное напряжение, глаза зажмурены).
Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи — (расслабление мышц).
Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки -(дети встают на ноги, открывают глаза)
и первые листочки — (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).
Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями — (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).
И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам — (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).
А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву — (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).
Вот так целый год росло растение.
Данное упражнение несёт в себе элементы псих гимнастики, движения в нём направлены как на мышечное напряжение, так и на расслабление; улыбки друг другу настраивают детей на позитивное отношение друг к другу и окружающему миру, снимают эмоциональное напряжение. В то же время, в своих движениях дети как будто проживают жизнь растения в течение года, что направлено на закрепление полученных знаний.
Источник