Помогите, у ребенка избыточный вес!
Статья опубликована при поддержке портала для современных женщин «Ничего лишнего в первую очередь заинтересующий всех тех, кто хочет сбросить лишний вес и при этом сохранить здоровье. Помогут в этом инновационные немецкие препараты XL‣S MEDICAL и XL‣S MEDICAL Direct, которые снижают чувство голода, блокируют усвоение жира и улучшают пищеварение. Стоит отметить, что эти препараты лишь помогают сбрасывать лишние килограммы, но не делают всю работу за Вас. Не знаете с чего начать? Тогда заходите на сайт xl-s.ru и узнавайте, каковы причины набора лишнего веса, как уменьшить объем бедер и талии, как похудеть в руках с помощью физических управжений, задавайте интересующие Вас вопросы специалистам и знакомьтесь с экспертным мнением. В общем, начинайте действовать, а XL‣S MEDICAL иXL‣S MEDICAL Direct помогут Вам максимально повысить эффективность предпринимаемых для снижения веса усилий. Уверены, результат не заставит себя ждать!
Весьма не безобидное явление
Ожирение сильно сказывается на состоянии здоровья 80% тучных людей, вызывая нарушения обмена веществ, работы эндокринных желез, водно-солевого обмена. Последствия – повышенное артериальное давление, диабет, болезни печени и почек, а с годами и развитие ишемической болезни сердца, атеросклероз и т.д. В итоге продолжительность жизни сокращается на 12–15 лет. По данным страховых компаний США, у людей, чей вес превышает норму на 10%, смертность также на 10% выше.
Избыточным считается вес, превышающий норму на 10–20%. Если превышение составляет 20–29%, это уже ожирение 1-й степени, 30–39% – 2-й, при 3-й и 4-й степенях – свыше 50% и 100% соответственно. По данным НИИ гигиены детей и подростков, у нас в стране 18% детей младшего школьного возраста сегодня имеют вес на 10–20% больше возрастной нормы. Среди них в 1,5–2 раза больше часто болеющих, более чем у четверти – нарушения углеводного обмена, грозящие диабетом. Уже в столь юном возрасте избыток веса приводит к нарушениям ритма сердца, особенно при физической нагрузке, неблагоприятным изменениям ЭКГ, другим сердечно-сосудистым изменениям, сниженной работоспособности. Ожирение 3–4-й степеней, особенно сопряженное с дисгармоничностью физического развития, как правило, свидетельствует о серьезных нарушениях гормональной системы, требующих лечения под наблюдением педиатра и эндокринолога. Все это должно настораживать родителей, чьи дети оказались в этой группе риска.
Держим под контролем
Прежде всего нужно отслеживать основные показатели физического развития – рост, вес и окружность грудной клетки, сопоставляя их с возрастной нормой. Признаком дисгармоничности развития являются их заметные – особенно непропорциональные (!) – отклонения (>10%) в любую сторону.
Избыточный вес всегда свидетельствует о неправильном питании и недостаточной двигательной активности. Как часто родители стремятся видеть свое чадо упитанным (чего стоит одно лишь типичное выражение «поправиться» в смысле прибавить в весе). Хороший аппетит ребенка поощряется конфетами и пирожными. Формируется привычка переедать. Тесные брюки заботливыми родителями списываются за счет растущего организма. Лишние жиры и углеводы, не потраченные на физическую активность, откладываются в виде жировой ткани. Если суточная калорийность пищи постоянно превышает энергозатраты хотя бы на 300 ккал (100-граммовая сдобная булочка), запасы жира растут ежедневно на 15–30 граммов. Постепенно становится труднее двигаться, и двигательная активность снижается еще больше. И дальше – как снежный ком. Достаточно часто избыточное питание служит пусковым механизмом для возникновения нарушений обмена веществ, заболеваний эндокринной системы, в том числе диабета. Беду всегда легче предотвратить, нежели с ней бороться. Как это сделать?
Особенно важно следить за правильным питанием и двигательным режимом для детей дигестивного телосложения, так как любые нарушения рациона будут приводить к образованию жира, а избавиться от него почти нереально. Ожирение – это потенциальный источник множества болезней, в том числе эндокринных и сердечно-сосудистых. Лучше вместо жареного мяса, макарон и булочек налегать на овощи и фрукты, гречку и рис. Тогда и печени легче будет убирать вредные продукты обмена веществ.
Если телосложение ребенка близко к дигестивному типу, то его вес при той же длине тела может быть на 8–10% больше среднестатистических показателей, которые обычно указываются в таблицах. Соответственно, дети астено-торакального телосложения на 8–10% легче, и это для них нормально.
Чтобы избавиться от лишнего веса, обязательно сочетать рациональное питание с повышенной физической активностью, специальными комплексами гимнастических упражнений, включаемыми в утреннюю гимнастику.
Садимся на диету
Курс лечебного питания при ожирении 1–2-й степеней состоит из двух этапов. На первом этапе независимо от степени ожирения рекомендуется сбалансированная диета, соответствующая физиологической норме (для детей 7–11 лет 2400 ккал). Принимать пищу следует 5–6 раз в день небольшими порциями, при этом на первую половину дня должно приходиться 75% суточной калорийности. Такая диета сама по себе будет ограничивать потребление пищи. Продолжительность этого периода адаптации тем больше, чем выше избыток веса (но не менее 2 недель). Затем можно переходить к более строгой диете, предназначенной для постепенного снижения веса.
На втором этапе рекомендуется низкокалорийная диета с ограничением количества сахара и хлеба на 50% от возрастной нормы и частично жиров. Общая калорийность рациона уменьшается на 20–30%, ограничение потребляемой жидкости не обязательно. Последний прием пищи – за 3 часа до сна. Раз в 7–10 дней проводится «разгрузочный день» с калорийностью диеты от 450 до 1000 ккал. Если вес ребенка при низкокалорийной диете не снижается, то из меню частично или полностью исключаются крупы, картофель, макаронные изделия; сахар – не более 10 г в день.
На десерт – посильные нагрузки
Двигательная активность при избыточном весе должна быть как можно более продолжительной и небольшой по интенсивности, поскольку именно такая нагрузка стимулирует окисление жиров. Еще активнее организм использует жировые резервы при выполнении нагрузок умеренной мощности на холоде, где увеличивается расход жиров на поддержание температуры тела. Поэтому неторопливые прогулки на лыжах или пешком по рыхлому снегу в легкой одежде особенно благотворно влияют на обменные процессы, нормализуют вес и повышают физические возможности. По той же причине эффективно и плавание в бассейне два раза в неделю по 30–35 минут, которое на первом этапе переносится легче других циклических упражнений. Такие занятия, кроме того, способствуют общему закаливанию организма. Летом хорошо по 1–1,5 часа кататься на велосипеде, играть в футбол и т.п. Прыжки, бег и другие резкие движения у тучных детей ограничивают, чтобы не перегружать суставы и позвоночник.
Гимнастические упражнения при избыточном весе рекомендуется выполнять, лежа или сидя на полу, еще лучше – сидя или лежа на гимнастическом мяче (фитболе), что способствует правильной осанке. Хорошо чередовать упражнения на растягивание (стретчинг) с упражнениями для мышц рук, плечевого пояса, мышц ног, затем, если нет противопоказаний, выполнять более сложные упражнения, которые включают в работу многие мышечные группы. При неосложненном ожирении 1–2-й степеней можно не бояться перегрузок. При сильном утомлении (обильное потоотделение, одышка) следует немного снизить интенсивность занятий, сделать несколько дыхательных упражнений, увеличить интервалы между упражнениями.
Комплекс упражнений для детей с избыточным весом тела
1. Ходьба с высоким подниманием коленей (2 мин.).
2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнить круговые движения головой вправо и влево.
3. И.п. – ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочередно правую и левую), прогнуться – вдох. Вернуться в и.п. – выдох.
4. И.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное.
5. И.п. – сидя на полу, ноги разведены в стороны. Выполнять наклоны вперед, доставая левой рукой носок правой ноги и наоборот.
6. И.п. – одна нога впереди другой на расстоянии большого шага и согнута в колене, руки подняты вверх. Наклоняя туловище вперед, одновременно отвести руки назад – выдох. Вернуться в и.п. – вдох.
7. И.п. – лежа на полу, руки в стороны. Быстро поднять ноги вверх, затем медленно опустить их, разводя в стороны.
8. И.п. – то же, руки под головой. Поднять ноги до прямого угла по отношению к туловищу, медленно опустить на пол.
9. И.п. – сидя на полу. Выполнять наклоны вперед, доставая руками ступни.
10. Упражнение на статическое диафрагмальное дыхание. И.п. – лежа на полу с легким предметом на животе. При вдохе выпячивать живот, приподнимая предмет, при выдохе – втягивать, опуская предмет.
11. И.п. – стоя на четвереньках. Поднять правую ногу и левую руку параллельно полу. То же другой рукой и ногой.
12. И.п. – стоя на коленях, садиться на пол без помощи рук поочередно вправо и влево.
13. И.п. – лежа на животе. Опираясь на вытянутые руки, приподнять верхнюю часть туловища.
14. И.п. – лежа на полу с двумя легкими предметами (игрушками) на груди и животе. При вдохе синхронно приподнимать их, при выдохе опускать.
15. И.п. – стоя, ноги шире плеч, руки опущены. Выполнять рывки вверх – назад попеременно каждой рукой.
16. И.п. – стоя боком к гимнастической стенке, держась одной рукой за перекладину. Выполнять махи попеременно каждой ногой назад, в сторону.
17. И.п. – стоя, ноги шире плеч, руки опущены. Выполнять наклоны туловища в стороны, скользя по нему руками.
18. И.п. – стоя, одна рука поднята вверх, другая отведена назад. Маховым движением сменить положение рук, одновременно поднимаясь на носки.
19. И.п. – стоя, ноги шире плеч, руки над головой. Выполнять круговые движения туловищем в правую и в левую сторону.
20. Ходьба на носках, на пятках, на наружных краях стопы, на полной стопе.
В первую неделю каждое упражнение повторяется по 3–5 раз, постепенно количество повторений довести до 10–12 раз. Вечером за 1,5–2 часа до сна те же упражнения повторяются в половинном объеме.
Обновлять гимнастические комплексы нужно в основном за счет активных упражнений для больших групп мышц, добавляя их по 1–2 к основному комплексу и повторяя в спокойном темпе по 3–4 раза. Эти же упражнения можно сделать контрольными, стараясь выполнять их максимально возможное число раз (если нет противопоказаний в виде других соматических и функциональных заболеваний) и периодически сравнивая результат с исходным до начала занятий.
1. И.п. – сидя на полу перед диваном или шкафом так, чтобы ноги держались за нижнюю часть мебели. Лечь на спину, затем вернуться в и.п., руками коснуться ступней ног.
2. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять и опустить прямые ноги. После 3–4 повторений упражнение усложнить: опускать ноги медленно, стараясь дольше удержать их на весу.
3. И.п. – стоя на коленях, опираясь руками о пол как можно дальше от ног. Перенести тяжесть тела на руки, ноги выпрямить в коленях, вернуться в и.п.
4. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнять ногами движения, имитирующие езду на велосипеде.
5. И.п. – стоя на четвереньках животом вверх («мостик»). «Походить» в таком положении вперед и назад.
6. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно поднять прямые ноги, стараясь коснуться носками пола за головой, вернуться в и.п.
7. И.п. – лежа на животе, подбородком опереться о пол, руки вдоль туловища. Поднять вверх прямые руки и выпрямленную в колене ногу, сделать вдох. Вернуться в и.п. – выдох. То же другой ногой.
8. И.п. – сидя на полу, ноги выпрямлены и сведены вместе, руки прижаты к туловищу. Наклонить туловище сначала вперед, затем назад, слегка поднимая ноги.
При соблюдении рекомендаций по питанию и физическим упражнениям масса тела будет равномерно медленно снижаться, не нарушая соответствующих возрасту прибавок роста, при правильном физическом развитии ребенка, хорошем самочувствии, нормальной работоспособности.
Укрепляем свод стопы
У детей с избыточным весом суставы и связки свода стопы испытывают повышенную нагрузку, что часто бывает причиной плоскостопия. Для профилактики деформации стоп в комплексы утренней гимнастики и в физкультурные занятия следует включать также специальные упражнения:
1. Вращения стопами в разные стороны (по 5–7 раз).
2. Сгибание и разгибание пальцев ног (12–15 раз).
3. Движение большого пальца вверх, остальных – вниз. Если не получается, помочь руками (5–6 раз).
4. Ходьба на носках (5 шагов), затем на пятках (5 шагов), потом один шаг на носке левой и на пятке правой ног, следующий шаг – наоборот. 8–10 перекрестных шагов.
5. Захваты пальцами ног различных предметов (комки бумаги, мягкие игрушки, карандаши, кубики), перекладывание их в другую ногу, подбрасывание вверх. Постепенно заменять предметы на более жесткие, в том числе резиновые.
6. Ходьба на наружном крае стопы, 15–20 шагов.
7. Катание стопой скакалки (в продольном и поперечном направлениях), теннисного мяча (по кругу) – по 1–2 мин. каждой ногой. Вначале делать сидя, через 2–3 недели стоя.
8. Ходьба с перекатом стопы и легким «подпрыгиванием» при переходе на носок («попрыгунчик») – 2–3 серии по 15–20 шагов, чередуя со спокойной ходьбой.
9. Лазание по шведской стенке, веревочной лестнице, наклонной доске, бревну, дереву.
10. «Велосипед» лежа на спине с удерживанием пальцами каких-либо предметов. Старайтесь, чтобы бедра были в вертикальном положении.
11. Ходьба босиком по траве и тропинкам, по песку и камешкам, по воде возле берега. Зимой можно использовать ящик (200х25 см) с невысокими бортиками, наполненный гравием.
Источник
Комплекс физических упражнений для полных детей
ЗАЛОГ БОДРОСТИ И ЗДОРОВЬЯ — ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПОЛНЫХ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Л. Н. Дроздова, МГПИ им. В. И. Ленина
По свидетельству экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1 /5 населения земного шара страдает ожирением. Число страдающих ожирением и серьезность осложнений при них за последнее время увеличились.
К сожалению, родители многих тучных детей не считают лишний вес болезнью и даже радуются упитанности, прекрасному аппетиту и спокойному поведению своего ребенка. А между тем подавляющее число детей, страдающих ожирением, остаются тучными в течение всей жизни. Расстройство липидного обмена при ожирении способствует развитию, особенно у взрослых, артериальной гипертонии, атеросклероза, желчнокаменной и ишемической болезней.
Одним из решающих факторов, ведущих к развитию тучности у детей и взрослых, наряду с перееданием является гипокинезия — физически пассивный образ жизни. Разработка и проведение мероприятий по предупреждению и лечению ожирения особенно важны в детском и подростковом возрасте, когда формируются основные функции организма.
К основным методам профилактики и лечения тучности и нарушения жирового обмена у детей и взрослых относится диетотерапия в сочетании с рациональным повышением двигательной активности. Наиболее эффективным средством повышения двигательной активности и увеличения энергетических трат организма являются регулярные занятия физической культурой.
В частности, разработанные нами методики комплексного лечения ожирения I степени применяются в НИИ педиатрии АМН СССР для детей школьного возраста, на курорте в г. Алуште, в Педагогическом институте им. В. И. Ленина. Включение в комплексный метод специальной гимнастики, как показали исследования, позволяет значительно улучшить обменные процессы в организме, мышечный тонус и самочувствие и в конечном итоге снизить вес тела.
Для снижения веса тела предлагаем специальные комплексы для детей и взрослых, страдающих избыточным весом (см. 3-ю стр. обложки). Эти упражнения отличаются от обще-развивающих максимальным напряжением всех основных групп мышц, вне зависимости от того, какую группу мышц данное упражнение развивает. Наблюдения показывают, что после выполнения даже одного упражнения значительно усиливается приток крови к мышцам. Выполнять упражнение нужно под счет, начи-
ная с четырех повторений, с последующим увеличением числа повторений до 10 — 15 раз. Частота движений и дыхание — произвольные. После каждого упражнения расслабление.
Данные специальные упражнения следует выполнять как можно чаще в течение дня (дома, на работе или на отдыхе). На комплекс из 10 упражнений затрачивается не более 5 мин. Рекомендуем в зависимости от желания и самочувствия выполнять 3 — 4 упражнения сразу после сна, предварительно подготовив себя (походить, побегать, сделать легкие гимнастические упражнения). Желательно ежедневно преодолевать по 6 — 10 км в зависимости от подготовленности и самочувствия быстрым шагом или 3 — 5 км бегом.
Важно при этом распределить физическую нагрузку в течение дня равномерно. Тем, у кого незначительные отклонения в состоянии здоровья, необходимо до занятий посоветоваться с врачом. Двигательный режим проходит на фоне индивидуальной диеты. Особенностью диеты у детей с I — II степенью конституционально-экзогенного ожирения являются нормальное по калорийности питание с некоторым ограничением углеводов, но с нормальным количеством белка, увеличенным удельным весом овощей и фруктов, растительных жиров.
Важно также соблюдение режима приема пищи, нормального объема одного кормления и суточного количества пищи, правильного распределения калорийности пищи в течение суток (Л. С. Трофименко).
В результате примененной терапии у большинства лечившихся детей (89%) было достигнуто снижение массы тела на 1,5 — 5 кг, в основном за счет уменьшения жирового компонента (невзирая на увеличение мышечной массы). У всех детей отмечается увеличение общей физической работоспособности по тесту PWC150 от 10% до 21%, улучшение динамической и статической координации движений и двигательных навыков (показатели быстроты движений увеличились на 40%, силы — на 60%, выносливости и гибкости — на 50%).
По сравнению с известными методиками лечебной физической культуры данная методика обладает следующими преимуществами:
1. Кратность (по временным затратам) тренировки и большая продуктивность (по энергозатратам) дают возможность использовать специальную гимнастику в повседневной жизни.
2. Простота выполнения, не требующая дополнительного оборудования, упражнения выполняются за счет собственных усилий, без отягощений.
3. Общедоступность специальной гимнастики позволяет рекомендовать ее для самостоятельных занятий, с использованием приемов аутогенной тренировки, самомассажа.
Комплекс упражнений для полных
1. Ходьба в течение минуты на месте с высоким подниманием бедра и энергичной работой рук.
2. И. п. — стоя, руки к плечам. Поднять с напряжением одну руку вверх, затем другую. Встать на носки, медленно с напряжением опустить одну руку к плечу, затем другую. Повторить А — 6 раз.
3. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки вниз. С пружинистыми движениями руками вперед-вверх встать на носки. С пружинистыми приседаниями — глубокий присед, с напряжением вернуться в и. п. Повторить 5 — 10 раз.
4. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки скрестно вниз. Медленный, с напряжением поворот туловища в сторону (не отрывая пяток от пола), с напряжением руки в стороны и так же медленно в и. п. Повторить 4 — 6 раз в каждую сторону.
5. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки в стороны. Вдох — выпячивать живот. Встречные движения напряженными руками, выдох, втянуть живот. Повторить 6 раз.
6. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки вперед согнутые в локтевых суставах. Пружинистые наклоны вперед с одновременным надавливанием напряженными руками на правое (левое) бедро, в конце движения — потянуться вперед. Повторить по 2 раза.
7. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки разогнуты в лучезапястном суставе ладонями вниз. Частые переступания вперед на прямых напряженных ногах в сочетании с движениями: одно плечо поднимать вверх, другое опускать вниз — чередовать. Пройти 15 — 20 шагов.
8. 20 — 25 прыжков на прямых напряженных ногах с движениями напряженных рук, согнутых в локтевых суставах, вверх-вниз. Перейти на ходьбу. Дыхание не задерживать.
9. И. п. — узкая стойка ноги врозь, ноги полусогнуты, руки вдоль тела. Прыжки на напряженных согнутых ногах с поворотами на 90°. Повторить 6 — 8 раз в каждую сторону.
10. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки вдоль тела. Подняться на носки, руки напряженно, прерывисто поднять вверх (ладонями вверх), в конце потянуться, задержаться на 2 — 3 с. Повторить 4 раза.
1. И. п. — лежа на спине, руки согнуты, пальцы широко расставлены. Медленно, с на-
пряжением поднять туловище и сесть (с частыми колебательными движениями напряженных рук), и так же медленно лечь в и. п. Повторить 4 раза.
2. И. п. — то же, кисти сжаты в кулаки. Поднять с напряжением руки вверх и опустить вниз в и. п. Повторить 2 — 4 раза .
3. И. п. — лежа на груди, руки вверх. Медленно, с напряжением поднять туловище вверх и одновременно опустить руки через стороны вниз (увеличивая постепенно время удержания прогнутого положения), обратным движением вернуться в и. п. Повторить 2 — 6 раз.
4. И. п. — стоя на коленях, руки скрестить перед грудью. Медленно, с напряжением повернуть туловище в сторону с движением рук в сторону и так же, с напряжением рук и туловища вернуться в и. п. Повторить в каждую сторону по 4 раза.
5. И. п. — стоя на коленях, одна ладонь на животе, другая на поясе. Поворот туловища налево, правая рука с напряжением, частыми прерывистыми движениями, скользит к левому боку. То же в другую сторону, сменив положение рук. Повторить 4 — 8 раз.
6. И. п. — узкая стойка ноги врозь. Поднять правую ногу на 5 — 6 см от пола и отвести правую руку на 5 — 6 см от туловища. Стоя на левой ноге, выполнять вращательные движения правой рукой и правой напряженной ногой с небольшой амплитудой. Повторить 4 раза каждой рукой и ногой.
7. И. п. — о. с. Сгибать руки в локтевых суставах с напряжением до положения руки скрестно, медленный вдох, на выдохе шаг в сторону, резко опустить руки вниз. Повторить по 2 — 4 раза в каждую сторону.
8. И. п. — узкая стойка ноги врозь. Пружинистые сгибания ног с напряжением, с одновременными пружинистыми махами напряженных рук назад. Выполнить 5 — 6 движений до глубокого приседания, живот втянуть. Повторить 4 раза.
9. И. п. — о. с. Шаг прямой напряженной правой ногой в сторону (примерно на 20 см), правую руку, согнутую в локте, опустить с напряжением вниз в момент завершения шага, приставить левую напряженную ногу. Чередовать движения рук (одна сгибается, другая выпрямляется); выполнить до 10 шагов вправо и столько же влево.
10. И. п. — стоя ноги вместе, руки согнуты в локтях ладонями вниз. Прыжки на напряженных ногах, поднимаясь над полом примерно на 5 см, руки напряженно вниз. Прыжки выполнять с поворотами в разных направлениях в течение 30 — 40 с.
1. И. п.- — сидя руки назад, кисти рук в замок, рот приоткрыть. Напрягать мышцы шеи за счет сжатия зубов и растягивания губ, од-
повременно поднимать руки сзади вверх. Повторить 3 раза.
2. И. п. — сидя на стуле. Ноги прямые поднять до уровня пояса. Медленно, с напряжением согнуть ноги в коленях и так же вернуться в и. п. Повторить 2 — 8 раз.
3. И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки к плечам. Развернуть плечи и соединить лопатки медленно с напряжением (на вдохе), обратным движением соединить с напряжением локти перед грудью (на выдохе). Повторить 4 раза.
4. И. п. — о. с. Выпад вправо, одновременно руки с напряжением в стороны, затем скрестно, напряженно оттолкнуться правой, руки в стороны, приставить правую к левой ноге, руки опустить. Повторить в каждую сторону по 2 раза.
5. И. п. — узкая стойка ноги врозь с полунаклоном, руки на колени. Частые, с напряжением движения мышцами живота: втягивать в себя и расслаблять по 5 — 10 раз. Повторить от 2 до 10 раз.
6. И. п. — узкая стойка ноги врозь, ноги полусогнуты, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Быстрые повороты туловища на-
право и налево с напряжением в течение 30 с.
7. И. п. — стоя на левой, правой рукой взяться за стопу согнутой правой ноги, левую руку вниз. Медленные, напряженные, с небольшой амплитудой вращательные движения левой рукой с одновременными скользящими движениями левой ногой с носка на пятку с передвижением влево. Повторить по 5 — 9 движений в каждую сторону.
8. И. п. — о. с. Частые переступания вперед на прямых напряженных ногах с одновременными поворотами туловища резко направо и налево с прижатыми к туловищу напряженными руками. Сделать 10 — 20 шагов.
9. И. п. — узкая стойка ноги врозь, стопы носками внутрь, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак. Шаг напряженной ногой вперед, одновременно резко опустить руки вниз и снова в и. п., пальцы широко расставить и то же левой. Сделать 10 — 20 шагов.
10. И. п. — узкая стойка ноги врозь, ноги полусогнуты, руки вперед, согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Прыжки на напряженных согнутых ногах с поворотами на 90 — 180°. Повторить 8 — 10 раз.
А. Л. Дружков, А. В. Менхин, ГЦОЛИФК
Вопросы подготовки молодого специалиста всегда актуальны. Не составляет исключения и область спортивной гимнастики. При этом важен не только этап подготовки специалиста в вузе, но и практическое совершенствование молодого педагога-тренера. Чтобы оценить уровень профессиональной подготовленности тренера-гимнаста, необходимо иметь представление о модели, или эталоне, специалиста.
Можно себе представить, каким должен стать гимнаст ближайшего будущего: какими обладать качествами, какие выполнять упражнения. Для этого необходим глубокий анализ состояния современной гимнастики, тенденций и темпов ее развития. Однако не менее важно представлять и то, каким должен быть специалист, способный подготовить такого спортсмена.
Говоря о профессиональной подготовке тренера, следует обратить внимание на ее содержание, т. е. на объем тех знаний, умений и навыков, которые обеспечивают данную подготовку. Насколько полно здесь представлены важнейшие умения и навыки и совершенна методика их формирования, настолько надежнее и эффективнее будет последующая профессиональная деятельность тренера.
Для создания достаточного потенциала успешной деятельности тренера-гимнаста необходимо решить довольно широкий круг задач. Мы остановимся лишь на одном из важных, по нашему мнению, моментов, который относится к сфере обучения двигательным действиям, поскольку обучение новым гимнастическим упражнениям является первостепенной задачей подготовки квалифицированных гимнастов.
Известно, что способность тренера обучать учеников двигательным действиям подразумевает, в частности, владение определенным комплексом умений и навыков и их применение в практике обучения, проявление личностных педагогических качеств, обладание достаточными знаниями в области предмета обучения, т.е. гимнастических упражнений. Для развития в совершенствования данной способности тренера по гимнастике необходимо определить систему частных умений и навыков — тот минимум, без которого не может быть успешного обучения гимнастическим упражнениям.
В основу описания системы профессионально-педагогических навыков обучения гимнастическим упражнениям может быть положена структура их разучивания, которая характери-
Источник