Комплекс дыхательной гимнастики для детей младшего школьного возраста

Упражнения на дыхание для школьников

Жизнь современных школьников значительно насыщеннее, чем у предыдущих поколений, а значит и уровень стресса выше. В результате чего многие дети страдают различными отклонениями в физическом или умственном развитии, часто болеют, сложнее усваивают информацию.

Дыхательная гимнастика – один из самых доступных и простых способов укрепить не только физическое здоровье, но и ментальное. С помощью системы дыхательных упражнений можно оздоровить весь организм.

Польза упражнений на дыхание для школьников

  • Насыщение кислородом всех клеток тела
  • Укрепление иммунитета
  • Профилактика болезней органов дыхания
  • Облегчение течения болезни органов дыхания, сокращение её продолжительности и уменьшение возможных осложнений
  • Помощь в развитии дыхательной системы
  • Улучшение работы головного мозга, сердечной, нервной, дыхательной и пищеварительной систем
  • Гармонизация нервной системы
  • Умение управлять свои дыханием формирует умение управлять своим состоянием

Комплекс упражнений на дыхание для школьников

  1. Слушай своё дыхание

Цель этого упражнения научить ребёнка определять по типу своего дыхания, глубине и частоте состояние своего организма.

  • Выполнять упражнение можно из любого положения – сидя, стоя, лёжа. В любое время дня, до физической нагрузки или после.
  • Задача ребёнка расслабить тело и наблюдать за своим дыханием. Он должен обратить внимание, как воздушный поток попадает внутрь тела на вдохе, как покидает его на выдохе.
  • Затем ему нужно прислушаться к своему дыханию и определить, какая часть тела движется при дыхании — живот, грудная клетка, ключицы, плечи или все части. Как он дышит глубоко или не очень, быстро или спокойно, слышит ли он своё дыхание или оно бесшумно.
  1. Тихое спокойное дыхание
Читайте также:  Включи йогу для двоих

Цель этого упражнения научить ребёнка расслабляться и восстанавливаться после физической нагрузки или эмоционального возбуждения, регулируя процесс своего дыхания, с помощью концентрации внимания.

  • Выполнять упражнение можно из любого положения – сидя, стоя, лёжа, главное с прямой спиной. Тело расслаблено, глаза закрыты.
  • Ребёнок делает медленный плавный вдох носом и расширяя диафрагму.
  • Когда начнёт расширятся грудная клетка необходимо сделать задержку дыхания. Продолжительность задержки – максимально возможная.
  • Затем плавный выдох носом.

Суть упражнения в том, что дыхание должно быть настолько плавным и бесшумным, чтоб, даже подставив ладонь к носу, не ощущался поток воздуха на выдохе.

  1. Дыхание одной ноздрёй

Цель этого упражнения укрепить мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

  • Исходное положение – сидя или стоя с прямой спиной. Тело расслаблено.
  • Закрыть правую ноздрю большим пальце правой руки и сделать вдох только левой ноздрёй. Вдох должен быть глубоким и задействовать все три типа дыхания – нижнее, среднее и верхнее.
  • После вдоха, закрыть указательным пальцем правой руки левую ноздрю и сделать длинный выдох, стараясь максимально опустошить лёгкие и потянуть диафрагму вверх (прижать пупок к позвоночнику).
  • Это один дыхательный цикл. Необходимо выполнить 3-6 циклов вдохов левой ноздрёй, а затем 3-6 циклов правой ноздрёй. Со временем количество повторов можно увеличить.
  • В завершении упражнения подышать около 8-10 раз одной ноздрёй, а затем другой.
  1. Ветер

Цель этого упражнения укрепить мышцы дыхательной системы и провентилировать все отделы лёгких. Так же оно помогает согреться и снимает усталость.

  • Выполнять упражнение можно из любого положения – сидя, стоя, лёжа. Тело расслаблено.
  • Сделать полный выдох, подтягивая живот и опуская грудную клетку.
  • Затем сделать глубокий вдох, используя нижнее и среднее дыхание (то есть живот выпячивается вперёд, грудная клетка поднимается).
  • Выполнить выдох сквозь сжатые губы, выпуская воздух несколько отрывистыми выдохами с усилием.
  • Повторить упражнение 3-4 раза.
  1. Улыбнись и обними

Цель этого упражнения укрепить мышцы дыхательной системы и провентилировать все отделы лёгких.

  • Исходное положение стоя или в движении. Тело расслаблено.
  • Сделать выдох носом и потянуть живот к позвоночнику.
  • Затем глубоко вдохнуть носом, разводя в сторону руки, и задержать дыхание на 4-5 секунд.
  • Растянуть губы в улыбке и сделать выдох, сцеживая воздух через зубы, должен получиться звук «с-с-с-с-с». При этом живот подтянуть к позвоночнику, направить руки вперёд, а затем скрестить на груди, обнимая себя, одна рука на плече, вторая под мышкой.
  • Повторить 4-5 раз и затем 4-5 раз выполнить упражнение номер два (тихое, спокойное дыхание).

Источник

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья предоставляет информацию применении дыхательной гимнастики для детей младшего школьного возраста. Научно доказано, что именно в младшем школьном возрасте в большей степени важно применять дыхательную гимнастику при различных занятиях с детьми. Младший школьный возраст охватывает период жизни от 7 до 11 лет.

В младшем школьном возрасте является актуальным укрепление дыхательной системы малышей с помощью упражнений для дыхания, так как именно они очень сильно подвержены простудным заболеваниям, бронхитам и т.д. Так же малыши в этом возрасте учатся произносить звуки, слова, предложения, а для этого они должны в достаточном количестве обладать запасом воздуха в легких. При нормальном поступлении кислорода в организм у ребенка не возникает кислородного голодания. При регулярном применении дыхательной гимнастики во время занятия физической культурой у ребенка формируется привычка к правильному и ритмичному дыханию, развивается дыхательная мускулатура.

Именно в младшем школьном возрасте дыхательная гимнастика построена по игровому методу и включает в себя произношение каких-либо звуков, что позволяет решить еще одну задачу – улучшение речи малыша.

Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы [1].

Цель исследования: найти наиболее подходящие и эффективные методики дыхательной гимнастики для детей младшего школьного возраста.

1) проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

2) определить подходящие методики дыхательной гимнастики.

В литературных источниках мы нашли одни из самых известных и действенных комплексов дыхательных упражнений:

1) гимнастика по А. Н. Стрельниковой;

2) гимнастика по К. П. Бутейко.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который постепенно утрачивается, что приводит к разнообразным нарушениям в организме [4]. По данным исследований и из опыта практического применения гимнастики можно сделать следующие выводы о пользе упражнений: повышается тонус организма, активизируется иммунитет, ускоряются обменные процессы, исправляется осанка, восстанавливается носовое дыхание, укрепляются мышцы грудной клетки, легче корректируются речевые нарушения [5].

При выполнении упражнения «Насос» дети представляют перед собой насос для накачивания шин. Встают прямо, руки внизу. На счет раз округляем спину, расслабляем шею, голову опускаем, наклоняемся вниз. Одновременно с наклоном делаем короткий вдох, как будто качаем насос. В момент вдоха нужно сжать грудную клетку, согнуть спину так, чтобы она мешала расширению мышц груди от воздуха. Вдыхаем 4 раза без перерыва на выдох. На счет два выдыхаем, поднимаемся, выпрямляем спину, расслабляем мышцы груди. Отдыхаем 3–5 секунд. Цикл повторяется 24 или 12 раз (по 8 и 4 вдоха на каждый).

Упражнение «Погончики». Дети стоят, руки внизу вдоль тела. Нужно сжать кулаки. На вдохах (по 4) ладони резко разжимаются, как будто отталкивают от себя что-то неприятное. Руки при этом сохраняют положение вдоль тела. После каждого цикла отдыхаем и выдыхаем. Повторяем 24 раза.

При выполнении упражнения «Ладошки» школьники стоят в исходном положении — основная стойка, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх. Держать руки нужно перед собой. Делается короткий вдох, ладони ритмично сжимаются. Втягиваем воздух 4 раза шумно, активно, резко. Кулачки сжимаются также 4 раза. Отдыхаем 3–5 секунд, в этот момент происходит произвольный выдох. Повторяем серию вдохов и сжатий ладошек 24 раза (по 4 на один цикл).

В упражнении «Кошечка» ребенок принимает стойку ноги врозь, руки сгибает в локтях и прижимает к телу. Важно сжать бока, чтобы они не раздувались при вдохе. Следите за прямотой спины. На вдохе приседаем не до конца, чуть разворачиваем тело вбок, выбрасываем руки вперед, как будто что-то хватаем. На выдохе встаем. Повороты чередуем.

При выполнении упражнения «Обними плечи» дети держат руки на плечах, локти параллельно полу, в стороне. На вдохе руки обнимают плечи, сжимая грудь с максимальной силой. На выдохе возвращаемся в начальное положение. Глаза должны смотреть вперед, голова – не изменять положения.

В упражнении «Ушки» школьники стоят в исходном положении – основная стойка, голова прямо. На вдохе ушки приближаются к плечу поочередно, на выдохе возвращаются назад.

Упражнение «Шаги». Дети стоят прямо. Поднимают одну ногу вверх, согнув в колене, вдыхают, опускают ногу — выдыхают. Ноги нужно чередовать. Руки можно держать на поясе или опустить вниз [2].

Дыхательная гимнастика по К. П. Бутейко.

У детей, в сравнении со взрослыми, полость носа имеет ряд отличительных особенностей. Носовые ходы узкие, а слизистая оболочка носа обильно снабжена мелкими кровеносными сосудами, поэтому у детей часто возникают риниты. Чтобы этого не происходило, детей с раннего возраста необходимо обучать правильному дыханию через нос [4].

Методика выполнения гимнастики К. П. Бутейко:

— вдыхаем в течение пяти секунд, затем, расслабляя грудную клетку выдыхаем 5 секунд. На 5 секунд делаем паузы, повторяем так 10 раз. В этом упражнении в лёгких задействованы верхние отделы.

— применяем полное дыхание: и диафрагмальное, и среднее (грудное). На вдох — 7,5 секунд, начинаем с диафрагмального дыхания, плавно переходя к грудному; на выдох также 7,5 секунд, делаем наоборот: начинаем выдох с верхнего отдела легких, заканчиваем диафрагмальным дыханием. Пятисекундная пауза и повторить 10 раз.

— точечный массаж носа максимально возможное по продолжительности время. Применяя принцип полного дыхания из упражнения 2, дышим сначала правой ноздрей, затем левой. Повторяем также 10 раз.

-осуществляем максимальную вентиляцию легких: вдыхаем по максимуму, затем по максимуму выдыхаем, только делаем это очень быстро, по 2,5 секунды на вдох и выдох.

Из анализа научно-методической литературы мы выяснили, что благодаря использованию различных дыхательных упражнений независимо от методики, можно с успехом выявить их положительное влияние на организм ребенка.

Улучшается работа дыхательной мускулатуры, дренаж легких становится более интенсивным, речь ребенка становится более четкой и выразительной. Выработка иммунитета является одной из главных задач при дыхательной гимнастике. Все эти задачи превосходно выполняются при регулярном применении гимнастики на практике.

Именно в младшем школьном возрасте применение дыхательных упражнений позволяет более эффективно бороться с затрудненным дыханием, с приступами нехватки кислорода и различными заболеваниями дыхательной системы. Правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья.

Дыхательная гимнастика для детей [ Электронный ресурс] / авт. -сост. Е. Пантелеева. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. —224 с.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой [Текст] / М. Н. Щетинин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Метафора, 2016. — 127 с.

Бутейко К.П, Дыхание по Бутейко от всех болезней / К.П.Бутейко. — М.: АСТ, 2016. — 250 c.

Энциклопедия дыхательной гимнастики / Е. А. Бойко. — Москва : Вече, 2007. — 173, [2] с. : ил.; 25 см. — (Медицина+здоровье).; ISBN 978-5-9533-2437-3 (В пер.)

Орлова Л. М. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой; АСТ, Харвест — Москва, 2007. — 144 c.

Источник

Дыхательная гимнастика для детей

Чтобы дети были здоровы, родители готовы пойти на многое. Оздоровление в санаториях, поездки на море, спортивные секции, прогулки на свежем воздухе – все это, безусловно, укрепляет иммунитет малыша, но порой отнима ет много сил и времени у родителей.

Все мы понимаем, что в наше время каждая минута на счету и уехать с ребенком на недельку из города – это редкая возможность. При этом, если ребенок заболеет, то больничный обойдется в ту же неделю, но потраченного времени будет крайне жаль.

Сохранить здоровье малыша и уложиться в плотный рабочий график родителей позволяют альтернативные методы оздоровления организма. Например, дыхательная гимнастика для детей.

Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.

Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.

Как детям правильно заниматься дыхательной гимнастикой?

До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит больше игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны с родителями. Это обеспечит полную безопасность занятий, а также позволит маме и папе провести больше времени с малышом.

Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром родителей. Заниматься самостоятельно можно лишь с семи лет.

Правила выполнения упражнений зависят от того, какую методику вы выбрали. Так, например, в одних техниках считается правильным дышать через нос, в других – через рот. Перед началом занятий обязательно уточните этот момент.

В целом же существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми:

  1. ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив;
  2. упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал и вы всегда могли контролировать его состояние;
  3. во время занятий нельзя делать резких выдохов;
  4. плечи малыша должны оставаться в спокойном состоянии.

Обязательно прекратите занятия, если:

  1. ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел;
  2. малыш жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
  3. у ребенка начали дрожать кисти рук.

Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.

Дыхательная гимнастика для детей. Примеры упражнений

Дыхательные упражнения для детей с двух лет

Малыш делает глубокий вдох через нос, надувает «щёчки–пузырики» и медленно выдыхает воздух через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик — самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову и делает вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу-жу-жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову и делает вдох)
Жу-жу-жу (делает поворот влево)
Жу-жу-жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

  1. Мышка и мишка

Вы рассказываете стихотворение, а малыш выполняет движения в ритме стиха:

У мишки дом огромный (ребенок выпрямляется, встает на носочки, поднимает руки вверх, тянется за ними, смотрит на руки и делает вдох)
У мышки – очень маленький (присаживается, обхватывает руками колени, опускает голову, делает выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (ходит на носочках)
Он же к ней не попадёт.

Повторить 3 – 4 раза.

Родители выполняет движения вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленям. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 4-5 лет

Для детей 4-5 лет дыхательная гимнастика становится чуть более сложной и более осознанной. Ребёнок в процессе занятий учится воспринимать своё дыхание и контролировать его.

  1. «Послушаем свое дыхание»

Цель: научить детей прислушиваться к своему дыханию, определять его глубину и состояние организма.

Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Мышцы расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  1. куда попадает воздушная струя и откуда выходит;
  2. какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
  3. какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  4. какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.

Важно не только провести с ребёнком упражнение, но и объяснить ему значение тех или иных показателей.

  1. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: научить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания и концентрировать на нем внимание.

Исходное положение: стоя, сидя, лежа – любая удобная позиция. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Ребенок делает медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, вдох нужно прекратить, сделать небольшую паузу и плавно выдохнуть через нос. Повторить 5-10 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

  1. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Обе ладони положить на пупок.

  1. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
  2. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
  3. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

  1. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, реберное дыхание)

Цель: научить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение: лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

  1. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
  2. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  3. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

Дыхательная гимнастика для детей от 5 лет (методика А.Н. Стрельниковой)

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу.

Присесть, скрестить руки навстречу друг другу, вдох носом — активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд восемь раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

  • «Наклоны». Часть первая

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»).

Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом — быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью — и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1-2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

  • «Наклоны». Часть вторая.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом – быстрый, активный, ясно слышимый, но не шумный. Вернуться в исходное положение не полностью – и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1–2 вдоха в секунду, движения ритмичные. Повторить 10-20 раз.

Исходное положение: стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз.

Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

Указанные упражнения выполнять с коротким вдохом: не стараться набрать как можно больше воздуха, а наоборот – делать вдох по объему меньше, чем возможно. Обязательно не помогать выдоху. Руки не уводить далеко от тела.

Дыхательная гимнастика на дыхательных тренажерах

Когда занятия дыхательной гимнастикой теряют игровую форму, детям становится все скучнее ей заниматься. Так как они не осознают важности данного процесса, то выполнять наклоны, контролировать вдохи и выдохи, следить за дыханием им становится просто неинтересно. Вернуть интерес к дыхательной гимнастике можно с помощью дыхательного тренажера.

Как известно, после пяти лет дети все больше стремятся к самостоятельности. Дыхательный тренажер можно презентовать ребенку как аппарат, на котором занимаются только взрослые люди.

Так у ребенка появится интерес к процессу, а вы сможете учить его правильно воспринимать свое дыхание. С пяти до семи лет проводить занятия нужно только под вашим контролем. После семи лет малыш сможет заниматься на тренажере сам.

Время занятий при этом должно составлять не более 20 минут. Начинать нужно с 1-2 минут в день. Нагрузка прибавляется раз в 2-3 дня по одной минуте.

До 12 лет ребенок должен проходить три этапа занятий на дыхательном тренажере (этапы описаны в инструкции). После 12 лет можно подключить четвертый этап.

Эффект от занятий на дыхательном тренажере ничуть не уступает эффекту от занятий стандартными видами дыхательной гимнастики.

Уберечь ребенка от вредных факторов окружающей среды получается не всегда, поэтому важно не «спрятать» его от внешних угроз, а научить защищаться. Дыхательная гимнастика – один из способов защиты детского организма. Постоянные занятия помогут ребенку легче справляться с вирусными заболеваниями и не растрачивать драгоценное детство на грипп и ОРВИ.

Чтобы узнать больше о защите детей от болезней, почитайте больше о дыхательном тренажере Самоздрав на нашем сайте.

Источник

Оцените статью