- Артикуляционная гимнастика для постановки звука «С» консультация по логопедии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Комплекс артикуляционных упражнений
- «Трубочка»
- «Лопата»
- «Непослушный язычок»
- «Чистим зубки»
- «Горка»
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков
- Правильная артикуляция звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- Звук С:
- Звук З
- Звук Сь:
- Звук Зь
- Звук Ц:
- Нарушения произношения свистящих звуков
- Техника выполнения
- Артикуляционные упражнения
- «Заборчик»
- «Месим тесто»
- «Блинчик»
- «Чистим зубы»
- «Часики»
- «Вкусное варенье»
- «Киска сердится»
- «Загнать мяч в ворота»
- «Футбол»
- «Змейка»
- «Трубочка»
- Вам также будет интересно:
- Комментарии 1
Артикуляционная гимнастика для постановки звука «С»
консультация по логопедии
Комплекс артикуляционных упражненений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_zanyatiy.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для занятий
При выполнении упражнений следует помнить о следующих правилах:
- Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления.
- Оптимальным временем для занятий считается 2 раза ежедневно, уделяя всего лишь 5–10 минут.
- Делать упражнения необходимо последовательно, сначала выполнять простые, а потом сменять их более сложными.
- Гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно.
- Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение.
- Если малыш делает упражнение неточно, без особого желания, то желательно прекратить занятие, потому что ребенок устал.
- Обязательно необходимо хвалить свое чадо за его старание, всегда вселять надежду в то, что у него все получится.
Если выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука регулярно и правильно, то звук «С» будет постепенно вырабатываться. Перед тем как начинать делать ее дома, следует посоветоваться с логопедом, возможно он порекомендует еще какие-нибудь действенные методы.
Комплекс артикуляционных упражнений
«Трубочка»
Данное упражнение позволяет развить подвижность губ, сформировать их уклад так, чтобы правильно произнести свистящий звук. Для выполнения потребуется сомкнуть зубы, улыбнуться, продемонстрировав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.
Менять положение губ необходимо 5-7 раз. Во время выполнения нужно следить, чтобы ребенок не размыкал зубы и двигал ими.
«Лопата»
Такое упражнение помогает расслабить мышечные ткани языка, отработать навыки удерживания языка в широком состоянии. Делать необходимо так: открыть рот, язык расположить на нижней губе и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.
Язык должен быть широким настолько, чтобы мог касаться уголков ротовой полости. Менять положение нижней губы и сильно растягивать в улыбке не следует, иначе возникнет чрезмерное напряжение.
«Непослушный язычок»
Данное упражнение позволяет расслабить мышечные ткани языка. Выполнять нужно следующим образом: сделать такое же положение языка, как в предыдущем занятии, затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».
Потом снова удержать широкий язычок в пассивном состоянии на 10 секунд. Похлопывание верхней губой должны производиться при однократном выдохе, нельзя тормозить выход воздуха.
С помощью этого упражнения можно выработать плавную продолжительную воздушную струю, которая идет посередине языка. Для выполнения следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его.
При проделывании упражнения не нужно натягивать нижнюю губу на челюсть снизу, а также надувать щеки. Необходимо следить чтобы, сдувая шарик, ребенок воспроизводил четкий звук «Ф». Так будет ясно, что струя воздуха узкая, как и требуется.
«Чистим зубки»
Это упражнение помогает приобрести навык фиксации кончика языка за нижней челюстью. Выполнение заключается в следующем: улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, немного приоткрыть ротовую полость, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губя при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке. Кончик должен достигать десен во время движения, а не затрагивать только края челюстей.
«Горка»
Делая это упражнение можно отработать навык удерживания языка в том состоянии, которое необходимо для верного воспроизведения свистящих звуков. Также оно хорошо развивает силу мышечных тканей кончика языка.
Ребенок должен растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка. В таком положении нужно задержаться примерно 5-10 секунд.
Кончик языка не должен выходит за пределы зубов, а вся другая часть языка должна быть широкой. Если у ребенка не получается правильно расположить язык, то необходимо произнести звук «И», тогда он примет верную позицию.
Также следует отработать полученный звук «С» совместно с гласными в составе слогов. Сначала должен идти гласный звук, а потом «С». Для этого нужно сначала воспроизвести гласный звук, а затем положить палец в рот и сделать упражнение, описанное выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука «Л»IV.
Описание упражнения, сопровождаемое фотографией.
Описание упражнения, сопровождаемое фотографией.
Описание упражнения, сопровождаемое фотографией.
Описание упражнения, сопровождаемое фотографией.
Веселая и красочная презентация про веселого язычка, комплекс артикуляционных упражнений, направленных на вызывание звука Р.
Источник
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков — это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке группы свистящих звуков С, З, Ц.
Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков С, З, Ц необходимо знать артикуляционный уклад (положение губ, языка, мягкого неба) этих звуков в норме.
Правильная артикуляция звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
Звук С:
- губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
- между резцами небольшая щель;
- кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
- передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
- язык находится в положении «горка»;
- боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
- передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
- мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук);
- голосовые складки разомкнуты ( С – глухой звук).
Звук З
Артикуляция звука З такая же , как звука С. Единственное отличие то, что звук З звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).
Звук Сь:
- средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;
- желобок разрушается;
- передняя часть спинки языка более выгнута.
Звук Зь
Артикуляция звука Зь такая же, как звука Сь. Единственное отличие то, что звук Зь звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).
Звук Ц:
- губы слегка напряжены и растянуты;
- между резцами небольшая щель;
- кончик языка прижат к нижним резцам;
- в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
- во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
- средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
- голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).
Нарушения произношения свистящих звуков
- Межзубный сигматизм, при котором кончик языка просовывается между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке, прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости мышц кончика языка при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или длинном языке, слабой круговой мышце рта.
- Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ), гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
- Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
- Пригубный сигматизм. Произношение звуков С, З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы те же, что и у межзубного сигматизма.
- Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
- Шипящее произнесение свистящих звуков. Это происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.
Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия. Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух.
Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.
Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.
Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.
Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.
Техника выполнения
- начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
- лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
- не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
- каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд;
- артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как у ребенка в таком положении ровная спина, а тело не напряжено;
- по мере того, как ребенок освоит упражнения и начнет их выполнять правильно, зеркало можно убрать;
- артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить четко и правильно звуки С, З, Ц;
- гимнастику для органов артикуляции рекомендуется проводить и на этапе автоматизации звуков в речи, как разминку перед речевыми играми.
Артикуляционные упражнения
«Заборчик»
- улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
- (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).
«Месим тесто»
- улыбнуться;
- спокойно положить язык на нижнюю губу;
- пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
- закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«Блинчик»
- улыбнуться;
- приоткрыть рот;
- положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
- удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
- важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
« Чистим зубы»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы;
- делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
- нижняя челюсть при этом не двигается.
«Часики»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
- нижняя челюсть неподвижна.
«Вкусное варенье»
- улыбнуться, рот открыть;
- медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
- нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Киска сердится»
- губы в улыбке, рот открыт;
- широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
- на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами, на счет «два» язык убирается вглубь рта;
- кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за нижними зубами рот не закрывается.
«Загнать мяч в ворота»
- положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
- щеки не должны надуваться.
«Футбол»
- рот закрыт;
- кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
- на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
«Змейка»
- открыть рот;
- узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
- не прикасаться к губам и зубам.
«Трубочка»
- открыть рот;
- высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
- подуть в «трубочку».
Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца) будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата, нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.
Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков»
Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.
Вам также будет интересно:
Комментарии 1
Родителям и специалистам рекомендую воспользоваться материалом Татьяны. Материал систематизирован. Картинный материал позволит сделать занятия с ребенком более интересными.
Источник