Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

Артикуляционный уклад звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Звук Ш

Базовым звуком при постановке шипящих является звук Ш. При его правильном произношении:

  • губы слегка округлены и выдвинуты вперед:
  • между зубами есть небольшое расстояние;
  • кончик языка и передняя часть спинки подняты за верхние зубы, но не касаются их;
  • язык находится в форме «чашечки»;

Звук Ж

Звук Ж произносится так же, как Ш только с голосом (голосовые связки смыкаются, звук Ж — звонкий).

Если у ребенка есть звуки Ш, Ж, то оставшаяся группа шипящих звуков Ч, Щ обычно появляется автоматически.

Нарушения произношения шипящих звуков

Дефекты произношения шипящих звуков называются сигматизмом шипящих.

Самыми частыми нарушениями произношения шипящих звуков являются те же, что и свистящих (исключение – шипящее произношение свистящих), но добавляются еще:

  1. Щёчное произношение шипящих. Язык не участвует в произношении, выдыхаемая струя уходит в сближенные зубы и прижатые к ним уголки рта. При этом образуется тупой шум.
  2. Заднеязычное произношение шипящих. Выдыхаемая струя проходит через щель, образованную между задней спинкой языка и твердым небом. Получается звук, напоминающий Х или украинский Г.
Читайте также:  Условия получения разрядов по художественной гимнастике

Часто звуки Ш, Ж, Ч, Щ заменяются другими звуками. Такое нарушение называется парасигматизмом шипящих. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха , это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.

Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.

Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.

Звук Щ чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.

Звук Ч чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.

Техника выполнения упражнений

Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 года (до этого возраста нарушения в произношении шипящих считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.

Техника выполнения:

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ правильно;
  • рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

Артикуляционная гимнастика

«Слоник»

  • зубы сомкнуты;
  • губы округлены и чуть выдвинуты вперед;
  • верхние и нижние резцы видны.

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубыс усилием.

«Блинчик»

  • улыбнуться;
  • приоткрыть рот;
  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
  • удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
  • важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«Качели»

  • улыбнуться;
  • открыть рот;
  • языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить» верхние зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом сверху – вниз;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.

«Футбол»

  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики«мячики».

«Чашечка»

  • открыть рот;
  • широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
  • прогнуть среднюю часть языка , загнув кверху боковые края.

«Лошадка»

  • присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
  • щелкать языком медленно и сильно;
  • нижняя челюсть должна быть неподвижной.

«Грибочек»

  • улыбнуться;
  • присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;

«Гармошка»

  • улыбнуться;
  • сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
  • не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Парашютики»

  • улыбнуться;
  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф] сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.

Выполняя артикуляционную гимнастику регулярно и правильно вы поможете своему малышу быстрее справиться с дефектами произношения шипящих звуков.

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков»

Вам также будет интересно:

Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу.

Источник

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки шипящих звуков
консультация по логопедии (старшая группа)

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки шипящих звуков

(по методике Е.Ф. Архиповой)

Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»

Забор –Окно –Мост –Лопата –Лопата копает –Вкусное варенье – Теплый ветер

«Забор»

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

«Окно»

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до5

«Мост»

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

«Лопата»

Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.

Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» —«Окно» —«Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Язык на губе.Удержать под счет до 5.

«Лопата копает»

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

Методические рекомендации: выполнить последовательно упражнения: «Забор» —«Окно» —«Мост» —«Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза. Кончик языка загибается вверх.

«Вкусное варенье»

Цель: сформировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.

Движения языка сверху вниз по верхней губе.

«Теплый ветер»

Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Рука должна ощутить теплую воздушную струю.

Если упражнение не получается, то проводят упражнения Маляр, Качели. .Подуть на язык.

«Маляр»

Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба.

Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3—4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

«Качели»

Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.

«Фокус»

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю.

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Источник

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих
методическая разработка

Комплекс артикуляционной гимнастики,

способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения

шипящих звуков [Ш], [Ч‘], [Ж], [Щ‘].

Скачать:

Вложение Размер
kompleks_art._gimn-ki_dlya_shipyashchih.docx 16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики,

способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения

шипящих звуков [Ш], [Ч‘], [Ж], [Щ‘].

  1. «Наказать непослушный язык» («Месим тесто»)

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Краткое описание . Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5–10.

Методические указания. 1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2) Язык должен быть широким, края его касаются углов рта. 3) Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

Цель. Выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном положении.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Методические указания. 1) Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2) Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3) Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4) Боковые края языка должны касаться углов рта. 5) Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Краткое описание . Положить широкий язык на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Методические указания . 1)Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижной. 2) рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3)если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4) выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Цель . Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную, направленную вперед воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание . Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося звук Ф , сдуть ватный шарик на противоположный край стола.

Методические указания . 1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2) Нельзя надувать щеки. 3) Следить, чтобы ребенок произносил звук Ф , а не Х , т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Цель . Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание . Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

Методические указания . 1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно, ни одна половина не должна опускаться. 3) При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Краткое описание . Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Методические указания . 1)Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, , так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания . 1)Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2) Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от 3 до десяти. 3) следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Цель. Вырабатывать подъем кончика языка вверх, умение придавать языку форму чашки-пиалы.

Краткое описание . Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Загнуть кончик языка и боковые его края вверх, чтобы получилась чашечка-пиала.

Методические указания . 1)Следить, чтобы нижняя губа не поддерживала язык. 2) Удерживать язык в таком положении под счет до 5, потом до 10.

Цель . Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Краткое описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания . 1)Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2) Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. 3) Если это не получается, можно слегка придержать язык. 4) Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр.

Комплексы артикуляционной гимнастики.

Материал содержит комплексы упражнений, ежедневное выполнение которых будет способствовать профилактике и устранению нарушений звукопроизношения.

Предлагаемый материал представляет собой комплекс игровых артикуляционных упражнений, способствующих постановке шипящих звуков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы последовательно готовить ребен.

Упражнения способствуют развитию подвижности органов артикуляционного аппарата для постановки шипящих звуков.

В данном материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготавливающий артикуляционный аппарат к произношению звуков [Л], [Л‘].

Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки.

Источник

Оцените статью