- Приложение N 3. Нормативы по общефизическим упражнениям для личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы
- Информация об изменениях:
- С изменениями и дополнениями от:
- Отработка норматива по ПСП 1.1, 2.1, 3.2, 7.3, 7.18, 9.2.1, ГО-10.5, МП-11.2 (плечевой сустав).
- Номер упражнения
- Описание
- упражнения в
- терминологии
- Количество
- повторений
- Назначение
- упражнения
- (воздействие)
- Методические указания (на что обратить внимание)
Приложение N 3. Нормативы по общефизическим упражнениям для личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы
Информация об изменениях:
Приказом МЧС России от 26 июля 2016 г. N 402 приложение изложено в новой редакции
Приложение N 3
к пункту 13.4. Наставления
физической подготовке
личного состава федеральной
противопожарной службы
Государственной противопожарной службы
Нормативы по общефизическим упражнениям для личного состава
федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы
С изменениями и дополнениями от:
Возрастные группы (мужчины)
Быстрота и ловкость
2. Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж (с)
3. Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями (с)
Возрастные группы (мужчины)
1. Подтягивание (кол-во раз)
2. Наклон туловища вперед (кол-во раз в минуту)
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)
1. Бег на 1 км (мин.с)
2. Бег (кросс) на 5 км (мин.с)
3. Плавание на 100 м вольным стилем (мин.с)
4. Лыжная гонка на 5 км (мин.с)
Возрастные группы** (женщины)
Быстрота и ловкость
1. Челночный бег 10×10 м (с)
Возрастные группы** (женщины)
1. Бег на 1 км (мин.с)
2. Плавание на 100 м вольным стилем (мин.с)
3. Лыжная гонка на 5 км (мин.с)*
* в бесснежных районах вместо бега на лыжах сдается кросс 5 км.
** женщины 5 и 6 возрастной группы проверке по физической подготовке не подлежат.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
Отработка норматива по ПСП 1.1, 2.1, 3.2, 7.3, 7.18, 9.2.1, ГО-10.5, МП-11.2 (плечевой сустав).
ИНСТРУКТАЖ ПО ПРАВИЛАМ ОХРАНЫ ТРУДА:
- На всех занятиях по пожарно-строевой подготовке необходимо приступать к выполнению упражнения после достаточного разогрева мышц туловища и готовности сотрудника;
- При выполнении упражнения главное внимание сотрудника должно быть сосредоточено на отработке данного упражнения;
- К выполнению упражнения приступать только после команды руководителя занятия;
- Все упражнения выполняются в специальной одежде пожарного и по команде руководителя занятия;
- Для оказания первой медицинской помощи в случае получения травмы обучаемым в ходе занятия, необходимо иметь на занятии аптечку доврачебной первой помощи;
- По команде, соблюдая все меры предосторожности при выполнении. Площадка должна быть достаточно освещена, посторонние предметы убраны;
- Выполнение упражнений происходит поочередно под контролем руководителя занятия.
Номер упражнения
Описание
упражнения в
терминологии
Количество
повторений
Назначение
упражнения
(воздействие)
Методические указания (на что обратить внимание)
по кругу
вперёд
в «замке»
Основные элементы занятия, учебные вопросы и время на их отработку | Действия руководителя занятия и помощника | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время, сек. | |||
отлично | хорошо | удовлетворительно | |
индивидуально | 21 | 24 | 27 |
в составе отделения | 23 | 26 | 29 |
Руководитель занятия – старший инженер – руководитель смены следит за организацией занятия на учебных местах, находится на наиболее ответственном месте.
Специальная одежда и снаряжение укладываются в гараже на специально отведенном месте (на стеллажах или на полке) в следующей последовательности:
пожарный пояс с топором в кобуре, карабином, к которому пристегнуты рукавицы, складывается вдвое или втрое, пряжка пояса обращена вверх;
брюки сначала складываются по продольным швам штанин, затем вдвое (втрое) поперек так, чтобы наверху находился передний разрез брюк с отогнутыми наружу краями; брюки кладутся на куртку, поясом к себе, а лямки убираются в складки брюк;
куртка складывается по продольным швам наизнанку, рукавами вовнутрь и вдвое по талии, спиной кверху, с подогнутыми под нее полами и укладывается на пояс воротником к себе (Рис.2);
каска (шлем) с убранным лицевым щитком кладется на брюки, пелериной к себе;
резиновые (кожаные) сапоги ставятся под стеллажом (полкой) мысками от себя.
Специальная одежда и снаряжение начальника караула укладываются также, в специально приспособленном месте помещения (комнате) начальника караула.
Специальная одежда и снаряжение надеваются по сигналу “Тревога!” или по команде: “Специальную одежду и снаряжение – надеть!”. (Рис. 3) По этой команде пожарный, стоящий лицом к сложенной специальной одежде и снаряжению, отодвигает каску (шлем) в сторону. Затем берет обеими руками брюки за отвороты (А), переносит центр тяжести на левую ногу, одновременно сгибая правую в колене. Оттягивая мысок правой ноги вниз, пожарный просовывает ее в правую штанину брюк. Надевает правую штанину, одновременно выпрямляя ногу и натягивая штанину руками на себя; встает на правую ногу, переносит на нее центр тяжести и надевает левую штанину аналогично правой. Затем подхватывает руками бретели брюк и надевает их на плечи (Б). Низки брюк подворачиваются, снимается повседневная обувь и надевается защитная обувь; брюки расправляются поверх защитной обуви. Далее пожарный просовывает руки в рукава куртки
Выполнение норматива по ПСП № 2.1.
Условия выполнения норматива:
1. Боевая одежда и снаряжение уложены так, как определено условием выполнения норматива № 1.1
2. Автомобиль находится в боевом расчете и располагается в гараже части. Двигатель автомобиля прогрет, тормозная система готова к применению.
3. Личный состав отделения, караула (смены) находится в караульном помещении части и располагается произвольно. Посадка в автомобиль производится после того, как полностью надеты боевая одежда и снаряжение. Разрешается застегивать боевую одежду и надевать пожарный пояс в кабине автомобиля.
4. Окончание: автомобиль находится за воротами гаража, личный состав отделения караула (смены) находится в автомобиле. Дверцы закрыты. Результат фиксируется в момент закрытия последней дверцы автомобиля (ей).
Примечание: Разрешается застегивать боевую одежду и надевать пожарный пояс в кабине автомобиля.
Оценки по времени:
Время, сек. | |||
отлично | хорошо | удовлетворительно | |
Отделение | 31 | 35 | 40 |
Смена | 36 | 40 | 44 |
Выполнение норматива по ПСП № 3.2.
Условия выполнения норматива:
1. Рукава в скатках уложены в отсеках пожарного автомобиля.
2. Окончание: рукавная линия проложена (без разветвления) и присоединена к напорному патрубку насосной установки, ствольщик на позиции.
Оценки по времени:
Время, сек. | |||
отлично | хорошо | удовлетворительно | |
3 рукава | 45 | 50 | 55 |
4 рукава | 70 | 80 | 90 |
5 рукавов | 105 | 120 | 135 |
6 рукавов | 140 | 160 | 180 |
7 рукавов | 210 | 235 | 26 |
Выполнение норматива по ПСП № 7.3.
Условия выполнения норматива:
1. Автоцистерна установлена у водоема, укомплектована двумя всасывающими рукавами по 4 метра каждый.
2. Окончание: всасывающая рукавная линия собрана, веревка всасывающей сетки размотана, свободный конец веревки закреплен за конструкцию или всасывающий рукав. В скобках указано время с пуском воды.
Оценки по времени:
Время, сек. | ||
отлично | хорошо | удовлетворительно |
47(83) | 53(90) | 60(96) |
Выполнение норматива по ПСП № 7.18.
Прокладка рукавной линии со стволом.
Условия выполнения норматива:
Окончание: двигатель переключен на насос, рукавная линия проложена. Ствольщик со стволом находится на указанной позиции, водитель – у насосной установки.
Время, сек. | |||
отлично | хорошо | удовлетворительно | |
2/51 | 17 | 19 | 21 |
3/51 | 21 | 23 | 2 |
Выполнение норматива по ПСП № 9.2.1.
Подготовка ГАСИ к работе: «Спрут», ГАСИ иностранного производства.
Условия выполнения норматива:
Инструмент разложен на площадке. Шланг с инструментом и насосной станцией соединены. Насосная станция запущена.
Оценки по времени:
Время, сек. | ||
отлично | хорошо | удовлетворительно |
40 | 45 | 50 |
Выполнение норматива по ГО № 10.5.
Надевание специальной защитной одежды и противогаза.
Обучаемые находятся на незараженной местности. Одежда в сложенном виде около обучаемых.
По командам «Защитную одежду надеть», «Газы» обучаемые надевают легкие защитные костюмы и противогазы в «боевое» положение.
Время отсчитывается от подачи команды до надевания петель рукавов на большие пальцы рук.
Ошибки, снижающие оценку на 1 балл:
1. Плохо закреплен шейный клапан.
2. Не надет импрегнированный подшлемник.
Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:
1. Шейный клапан не застегнут или не опущены рукава поверх перчаток.
2. При надевании повреждены средства защиты.
Оценки по времени:
Время, сек. | ||
отлично | хорошо | удовлетворительно |
4 мин. | 4 мин. 20 сек. | 5 мин. 10 сек. |
Выполнение норматива по МП № 11.2.
Условия выполнения норматива:
1. Пострадавший лежит. Обучаемый находится в удобном для него положении у пострадавшего. Время, затраченное на обнажение раны, не учитывается (допускается бинтование поверх обмундирования). Перевязочный материал и другие средства оказания первой медицинской помощи (жгуты, бинты) находятся в руках обучаемого или рядом с ним.
При наложении повязки время отсчитывается с момента развертывания перевязочного материала до закрепления повязки (булавкой или концами надорванной ленты бинта).
Ошибки, снижающие оценку на 1 балл:
1. Повязка наложена слабо (сползает) или образуются «карманы», складки.
2. Повязка не закреплена или закреплена узлом над раной.
движением рук вверх (руки прямые) куртка перекидывается через голову и накидывается на плечи (Г). Разводя в стороны и опуская руки вниз пожарный полностью просовывает их в рукава. Затем застегиваются все карабины куртки. Надевается пожарный пояс и застегивается на пряжку, свободный конец фиксируется хомутиком (Д). Надевается каска (шлем), подборочный ремень затягивается и фиксируется (Е). После надевания лямки брюк должны быть надеты на плечи, карабины на специальной одежде и пожарный пояс застегнуты, подбородочный ремень каски затянут на подбородке, обмундирование и снаряжение оправлены.
При выезде на пожар допускается надевать и застегивать пожарный пояс, а также затягивать подбородочный ремень каски (шлема) в кабине автомобиля.
Снятие специальной одежды осуществляется в обратной последовательности.
Форма организации обучаемых – групповая.
Метод обучения – тренировка.
Сбор и выезд по тревоге. Обучение сбору и выезду по тревоге желательно разделить на два этапа: первый этап – построение отделения, назначение боевого расчета, построение боевого расчета у пожарного автомобиля, посадка в автомобиль и спешивание, второй этап – сбор по тревоге, надевание боевой одежды и снаряжения, посадка в автомобиль, выезд из гаража и следование к месту вызова.
Отработка первого этапа. Командир отделения строит отделение с правой стороны автомобиля, лицом к нему, объявляет содержание и цель занятия, назначает .боевой расчет и показывает место построения отделения у автомобиля. Для назначения .боевого расчета командир отделения называет фамилию пожарного, присваивает ему номер боевого расчета. Например: пожарный Смирнов (Смирнов отвечает “я”) – первый номер (Смирнов отвечает “есть”) и т. д.
Построение выполняется несколько раз. Затем командир отделения показывает каждому пожарному место посадки в автомобиль и тренирует состав отделения из различных положений занимать место в кабине.
По команде “К машинам” или “Отделение – становись” отделение строится у автомобиля, начиная от оси заднего правого колеса к кабине, в первой шеренге командир отделения, пожарные № 1, 3, 5, 7, во второй- пожарные № 2, 4, 6 и водитель (рис.3.).
По команде “По местам” отделение садится в кабину автомобиля, пожарные № 1, 3, 7, 2 на заднее сиденье, пожарные № 4, 5, 6 – на переднее. Командир отделения садится рядом с водителем. На автоцистерне отделение садится во вторую кабину в порядке № 1, 3, 4, 2. Командир – рядом с водителем.
Посадка считается законченной, когда боевой расчет займет свои места в автомобиле и закроет двери кабины.
Боевые расчеты, состоящие менее чем из пяти человек, выстраиваются у пожарных автомобилей в одно-шеренговом строю.
Рис.3. Построение отделения у автоцистерны.
При этом пожарные становятся вдоль правой (левой) стороны автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров боевого расчета, водитель – на левом фланге.
По команде “К, машинам” (“Отделение – становись!”) боевой расчет выходит из автомобиля и становится в две шеренги у автомобиля с правой стороны (левой) спиной к нему.
Отработка второго этапа. Второй этап включает сбор по тревоге, надевание боевой одежды и снаряжения, посадку боевого расчета в автомобиль, получение путевки” открывание ворот, выезд из гаража. Командир отделения назначает номера боевого расчета, рассказывает их обязанности, обращая особое внимание на выполнение правил техники безопасности, требует проделать упражнение.
Сбор и выезд по тревоге разучивают после отработки упражнения – надевание боевой одежды и снаряжения.
По сигналу или команде “Тревога” пожарные независимо от места расположения бегом направляются в гараж, при этом им не разрешается бросать на путях движения одежду и предметы обихода, останавливаться в проходах,
При использовании спускового столба каждый пожарный обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимися впереди и не задевать их ногами. Коснувшись ногами мата у основания спускового столба, необходимо слегка оттолкнуться от столба и быстро отойти от него.
Пожарные надевают боевую одежду и снаряжение, садятся в кабину, водитель запускает двигатель, командир отделения получает путевку, пожарные № 1, 2 открывают ворота гаража (если они не открываются автоматически), садятся в кабину и закрывают двери. Командир, заняв место в кабине, объявляет адрес пожара, подает команду водителю “Марш”, водитель выводит автомобиль из гаража.
Порядок посадки личного состава отделений и караулов в пожарные автомобили (в гараже или вне гаража) устанавливается начальником пожарной части исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей.
Подавать команду на следование автомобилей к месту вызова до окончания посадки в автомобили личного состава запрещается. Посадка считается законченной только тогда, когда личный состав боевого расчета займет свои места в автомобиле и закроет двери кабины. При посадке вне гаража выход личного состава на площадку допускается только после выезда автомобиля.
Первым выезжает головной автомобиль, остальные в порядке установленной последовательности.
Во время движения автомобиля личному составу боевого расчета запрещается курить, высовываться из окон, открывать двери, стоять на подножках и др.
По команде “Стой” водитель останавливает автомобиль. При возвращении с пожара по команде “Караул-отделение, становись!” личный состав боевого расчета выходит из кабины и строится у автомобиля по установленному порядку, после чего даются необходимые указания о подготовке автомобиля к очередному выезду.
По этому указанию боевой расчет при необходимости производит замену мокрых рукавов сухими, чистку технического вооружения, мойку автомобилей и другие работы.
По команде “Автомобиль в гараж – ставь” водитель ставит автомобиль на свое место, глушит мотор, пожарные №1,2 закрывают ворота, командир отделения проверяет заправку боевой одежды и снаряжения, подводит итоги занятия.
Форма организации обучаемых – групповая.
Метод обучения– тренировка.
Прокладка рукавов из скаток, пачек и “гармошек”. По команде “Рукав (рукава) из скатки (скаток) – проложить” пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы рукавов у соединительных головок, а левой-с противоположной стороны. Выпрямляется, поднимая скатку, держит ее предплечьем правой руки, согнутой в лотке. Переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо – назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, передавая на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки (рис. 4). Перед концом раскатки рукава делает резкий рывок правой рукой назад. Кладет одну соединительную головку на землю и, держа в правой руке вторую, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью, кладет соединительную головку на землю.
Рис. 4. Прокладка рукава из скатки
При прокладке рукавов из пачек пожарный расстегивает ремешки, берет верхний конец рукава у соединительной головки и бежит в сторону прокладки, развертывая рукав (рукава) до конца, кладет соединительную головку на землю и становится лицом к ней.
Прокладка рукавной линии из “гармошек”, уложенных на автомобиле, производится расчетом – один человек на рукав. По команде: “Рукавную линию из “гармошки” на три рукава – проложить”. Пожарный № 1 берет конец верхнего рукава, прокладывает линию на заданное расстояние; пожарный № 2 берет соединительную головку второго рукава, пожарный № 3-третьего рукава, помогает прокладывать линию; водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса.
Рукавные линии по назначению делятся на магистральные и рабочие. Рукавная линия, идущая от насоса к разветвлению, называется магистральной, линия, идущая от разветвления к стволу, называется рабочей.
Прокладка магистральных рукавных линий из скаток. Состав расчета зависит от длины рукавной линии. Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по два рукава. Исходное положение расчета – с правой стороны автонасоса в одну шеренгу.
По команде: “Разветвление (назвать место его. установки), магистральную линию на четыре рукава из скаток – марш” пожарные подбегают к ящикам кузова автомобиля и берут по две скатки. Пожарный № 2 кладет один рукав на землю, а второй раскатывает, присоединяет соединительную головку к патрубку насоса. Затем берет с земли вторую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из двух рукавов, присоединяет головку второго рукава к соловке рукава, проложенного пожарным № 1.
Пожарный № 1 бежит с рукавами и разветвлением в сторону прокладки линии, останавливается примерно там, где пожарный № 2 закончил прокладку, раскатывает один рукав, а затем второй, соединяют их между собой, присоединяет разветвление, прокладывает линию к месту установки разветвления.
Форма организации обучаемых – групповая.
Метод обучения– тренировка.
При установке пожарных автомобилей на водоисточники необходимо обращать внимание на согласованность действий водителя, пожарных и соблюдение ими правил охраны труда. Водителю следует снимать всасывающие рукава только после того, как колонщик подойдет к насосу и будет подготовлен для снятия всасывающих рукавов, во избежание падения рукавов.
При выполнении упражнений отделение строят – в одну шеренгу, между насосом и водоисточником.
Установка автонасоса (автоцистерны) на водоем. По команде “Автонасос (автоцистерну) на водоем № (указать количество всасывающих рукавов) – ставь” водитель отсоединяет заглушку всасывающего патрубка насоса, становится на подножку автомобиля, освобождает крепление всасывающих рукавов. Пожарный подбегает к автомобилю, берет из ящика всасывающую сетку, с веревкой, относит их к водоему и кладет на землю, подбегает к автомобилю, останавливается против водителя и вместе с ним снимает (последовательно один за другим) всасывающие рукава, которые кладут на землю – один у насоса, второй – за первым в сторону водоисточника; водитель подбегает к насосу, поднимает рукав, присоединяет его к всасывающему патрубку и, заворачивает ключом до отказа головку. Пожарный поднимает обеими руками рукав, зажимает его коленями и присоединяет к нему сетку, затем водитель и пожарный соединяют рукава между собой и завинчивают головку. После этого пожарный берет сетку с концом рукава, разматывает веревку, опускает рукав в воду так, чтобы она покрыла сетку, и привязывает свободный конец веревки за любой ближайший предмет. Водитель готовит насос для подачи воды в рукавную линию.
Прокладка рукавной линии перебежкой. Построить отделение у автонасоса, фронтом в сторону прокладки рукавных линий, объявить упражнение, объяснить в каких случаях приходится прокладывать рукавные линии перебежками.
Кратко пояснить и показать правила коротких перебежек.
При прокладке рукавной линии перебежкой исходное положение пожарных – у конца рукавной линии, проложенной от автонасоса до границы, дальше которой обычным путем прокладывать рукавную линию нельзя; на земле находится необходимое количество рукавов в скатках; пожарный № 1 имеет ствол, надетый на левое плечо.
По команде “Ствол (указать позицию), линию (указать количество рукавов), перебежкой – марш!” пожарные берут по одному рукаву в скатке, намечают путь движения, пожарный № 1 перебегает, используя укрытия, к месту работы, показывая своим движением направление прокладки рукавной линии. Принесенный рукав он оставляет в резерве на случай удлинения рукавной линии или замены рукава, вышедшего из строя. Пожарный № 2 присоединяет рукав к рукавной линии и прокладывает свою рукавную линию, используя укрытия, затем присоединяет ее к рукаву, проложенному пожарным № 3.
Остальные пожарные перебегают по направлению, указанному пожарным № 1, и выполняют те же приемы. По окончании прокладки рукавной линии пожарный № 1 (ствольщик) присоединяет ствол и докладывает о готовности его. После этого пожарные № 2 и 3 остаются у места работы со стволом. Один из них работает подствольщиком, другой наблюдает за рукавами и при необходимости заменяет рукава, вышедшие из строя, а также работает подствольщиком или ствольщиком.
Форма организации обучаемых – групповая.
Источник