Когнитивные тренировки для детей

Игры и упражнения для дошкольников, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, когнитивных процессов и речи

Анна Якимовская
Игры и упражнения для дошкольников, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, когнитивных процессов и речи

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка развиваются межполушарные связи. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в обучении, а так же управлении своими эмоциями. Проводить упражнения на развитие межполушарных связей необходимо в первой половине дня и длительность занятий не должна превышать 15 минут.

Читайте также:  Нгану тренировки с железом

Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений:

— показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;

— поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой;

— после уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

— можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т. д.

Для развития межполушарного взаимодействия используют следующие упражнения:

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. «Кулак — ребро — ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений 8—10 раз. Упражнение сопровождать командами «кулак—ребро—ладонь», произнося вслух.

3. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. «Симметричные рисунки». Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите нарисовать симметричные рисунки двумя руками.

5. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. «Ассоциация». Бросая ребенку мяч, назовите любое слово (например – медведь, ребенок в свою очередь должен представить медведя и подобрать ассоциацию к слову (например — лохматый, берлога, мед, спячка, возвращает мяч и называет свое слово. Теперь ваша очередь подбирать ассоциацию к слову ребёнка. Игра будет интереснее, если соберётся вся семья.

7. «Зеркало». Встаньте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключайте голову, язык и т. д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача – повторять ваши движения как в зеркале.

8. «Буратино». Поставьте ладонь левой руки ребром к лицу, а большой палец к носу. Прижмите к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимайте друг к другу. Двигайте пальцами вместе, по одному и перебирая от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Затем поменяйте руки.

9. «Зеркальное рисование». Возьмите в обе руки по карандашу, рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга.

Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.

Дидактические игры, направленные на развитие речи детей Овладение ребенком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, звездный час детства.

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия «Гимнастика для мозга» Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается.

Игры и упражнения, направленные на развитие психологической готовности детей к школе I РАЗДЕЛ. Игры и упражнения, направленные на развитие психологической готовности детей к школе «Личностного компонента» Упражнение «Инструкция».

Игры, направленные на развитие общения дошкольников Описание игры. Игра начинается с того, что воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к.

Игры, направленные на развитие внимания у дошкольников Игры направленные на развитие внимания у дошкольников 1. Что слышно? Цель игры. Развивать умение быстро сосредотачиваться. 1-й вариант (для.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений ориентировки в пространстве» Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений ориентировки в пространстве» Передвижение по предметным.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений познавательной деятельности» Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений познавательной деятельности» Это игры, в которых.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений в развитии двигательной сферы» Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений в развитии двигательной сферы» (основные движения).

Консультация для воспитателей «Подвижные игры, направленные на развитие общения младших дошкольников со сверстниками» Игры-забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Привлекают малышей.

Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков дошкольников «Дневник настроений» Заведите вместе с ребенком «дневник его настроений» — общую тетрадь, в которой вы каждый день вместе с ним будете отмечать.

Источник

Зарядка для ума

Многие родители видят причину школьной неуспеваемости своих детей в высоких учебных нагрузках. «Ребенку так много задают, он просто не успевает все запомнить!» «Снова «неуд» по диктанту! А ведь дома подготовились, выучили все правила. Откуда такая невнимательность?!» Конечно, в каких-то случаях проблема в лени и отсутствии у ребенка интереса к учебе. Однако специалисты, изучающие мозговые процессы, утверждают, что плохой памяти и невнимательности не бывает. Все дело в неумении их тренировать. сегодня существуют специальные комплексы гимнастических упражнений для тренировки и эффективного развития когнитивных функций. Что это за упражнения? Как их освоить? Об этом и поговорим.

Ученые доказали, что наш мозг очень гибок и пластичен, а память поистине безгранична. В течение всей жизни в мозге постоянно отмирают одни и вновь формируются другие, новые, связи.

Именно мозг обеспечивает оптимальное функционирование таких процессов, как память, внимание, восприятие, мышление, речь
Причем все эти процессы имеют свойство динамично развиваться в благоприятных условиях и ухудшаться при повреждающих ситуациях. К последним можно отнести нейропсихологические нагрузки в школе.

Действительно, напряженность современного учебного процесса требует от ученика полной отдачи в плане когнитивной, или познавательной, деятельности (от латинского cognitiо — «познание»).

«А если еще учесть высокий уровень заболеваемости сегодняшних школьников, становится понятно, что ученик не всегда может справиться с предлагаемой ему нагрузкой», — отмечает врач-невролог Елена Васильевна Ковалева.

Проблемы с успеваемостью, связанные с плохой готовностью когнитивной сферы, проявляются в процессе учебы в виде плохой памяти, нарушения запоминания, снижения внимания, повышенной утомляемости и снижения мотивация к познавательной деятельности. Такие дети пропускают буквы в диктантах, плохо считают устно, не могут сохранять внимание в течение всего урока.

Как же помочь ребенку стать более внимательным, научиться сосредотачиваться на важных вещах и максимально использовать ресурсы своей памяти? Оказывается, для этого есть очень эффективный способ. Как специалист, Елена Ковалева видит решение проблемы в специальной тренировке мозга:

Включив в процесс обучения физические упражнения когнитивной гимнастики, мы сможем активизировать систему «интеллект-тело» и улучшить способность ребенка к обучению.

Выполнение специальных упражнений приводит к восстановлению межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, стимулирует развитие познавательных функций. Грамотно организованные движения способствуют созданию новых нейронных сетей и, соответственно, расширению резервных возможностей мозга. При этом упражнения довольно просты и понятны, поэтому не утомляют ребенка и не отягощают учебный процесс.

В основу упражнений когнитивной гимнастики положена программа «Гимнастика мозга», разработанная в 70-х годах американским ученым Полом И. Деннисоном для неуспевающих детей.

Замечательно то, что данный комплекс упражнений позволяет улучшить состояние ребенка и успеваемость в школе без какой-либо медикаментозной нагрузки на растущий организм.
Отметим, что занятия дают как немедленный, так и накапливающийся эффект. А наибольший результат можно достичь, если выполнять комплекс точно и систематически.

Сравнительная диагностика до и после выполнения комплекса подтверждает у детей улучшение памяти, внимания, речи, повышение работоспособности и снижение утомляемости.

Крюки Деннисона

Упражнение стоит выполнить перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности.Упражнение гармонизирует эмоции и процессы мышления, ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную, состоит из двух частей.

Часть 1.

Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.
Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.
Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.
Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать — это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.

Часть 2.

Поставьте ступни параллельно.
Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз. По времени упражнение занимает от двух минут и больше.
Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного.

Когнитивная гимнастика

Она представляет собой комплекс специальных упражнений, в ходе выполнения которого устанавливается связь между кинестетической, визуальной, оптико-моторной и аудиальной системами. Кроме когнитивной гимнастики в комплексе подготовки к учебному году в Центре используются:

  • транскраниальная магнитная стимуляция головного мозга позволяет значительно улучшить проводимость нервных импульсов по корковым путям.
  • электроимпульсная терапия — электросон.
    В лечебном действии электросна выделяют противострессовое, седативное и стимулирующее действие, повышающее общий жизненный тонус.

Массаж мышц спины и головы

Массажные техники стимулируют и повышают тонус центральной нервной системы, оказывают расслабляющее воздействие, что положительно влияет на деятельность всех физиологических систем организма.

Гомеопатия

Гомеопатические препараты подбираются для каждого конкретного случая по закону подобия с учетом состояния пациента, его конституционального и психологического типа, хобби, настроения, пристрастий в еде, излюбленного положения во сне, зависимости жалоб от времени суток, холода или тепла, сырости, приема пищи и многих других индивидуальных характеристик.

Источник

Нейрогимнастика для детей: упражнения для мозга

Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.

Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью.

Особенности нейрогимнастики для детей

Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон базе образовательной кинезиологии.

Кинезиология – это прикладная наука, которая помогает развивать умственные способности через выполнение определенного комплекса заданий. Данное направление было развито в 60-е годы прошлого столетия, поэтому его можно считать относительно молодым.

Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.

Как работает наш мозг

Перед тем как перейти к описанию комплекса упражнений, рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности:

  • Правое. Оно отвечает за действие левой половины тела, т.е. когда мы шевелим левой рукой, то активизируется правое полушарие, и наоборот. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства и креативное развитие.
  • Левое. Это полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, за развитие логики, математических способностей и речи.

Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.

Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.

Но при возникновении проблем с мозолистым телом (отвечает за координацию деятельности полушарий) происходит нарушение взаимосвязи между левым и правым полушарием, в результате чего одно из них берет на себя основную нагрузку. Второе полушарие оказывается блокированным, и оно перестает развиваться, что ведет, в частности, к нарушению пространственной ориентации.

В связи с этим основными задачами для настройки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между полушариями, а также восстановление связи между передней и задней частью мозга.

Чем полезны упражнения для мозга

Сама суть комплекса, который включает в себя 26 упражнений, заключается в идее тесной взаимосвязи мышления и движения.

Проведение нейрогимнастики дает следующие результаты:

  • получение необходимой энергии для обучения;
  • повышение работоспособности;
  • снижение утомляемости детей;
  • активизация мыслительной деятельности и развитие памяти;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • благоприятное влияние на процессы чтения и письма;
  • формирование внутренней уверенности в своих силах, особенно при публичных выступлениях (это очень важный момент, потому что ребенку в школе часто придется выступать перед классом с различными докладами).

Проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.

Развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса. Дети дошкольного возраста учатся сидеть ровно, при этом не испытывая дискомфортных ощущений.

Когда лучше начать заниматься

Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.

При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.

Следует выполнять ряд несложных правил:

  • Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.
  • Важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.
  • Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: дома, на улице и т.д.
  • Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.
  • Важно следить за правильностью выполнения упражнений.
  • Не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно 5-6.

Классификация упражнений

Все упражнения разделены на четыре группы, которые направлены на развитие трех видов сенсомоторных навыков.

Первая группа – упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т.е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Их проведение дает достаточно неплохие результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, улучшаются навыки чтения и письма, он может обрабатывать информацию как от целого к частому, так и наоборот.

Вторая группа – энергетические упражнения. Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют повышению скорости осознанного чтения, а также улучшают внимание ребенка.

Третья группа – растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации.

Четвертая группа – упражнения для повышения позитивного мышления. Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Данные упражнения позволяют ребенку перестать нервничать перед важными мероприятиями (контрольными, диктантами, перед публичными выступлениями).

Примеры упражнений

Упражнения, пересекающие среднюю линию тела:

  • Упражнение «Перекрестные шаги». Ребенок становится прямо, его голова находится по средней линии тела. Нужно одновременно поднимать правую руку и левую ногу, при этом слегка касаясь локтем руки левого колена. Далее возвращаем руку и ногу в исходную позицию, поднимаем левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до другого колена. При выполнении упражнения голова должна оставаться на месте. Выполнять нужно в течение одной минуты.
  • Упражнение «Двойной рисунок». Берем в каждую руку карандаш и рисуем на бумаге что угодно, двигая руками одновременно: вверх-вниз, навстречу друг другу и т.д.
  • Упражнение «Энергетическая зевота». Изображаем зевание, при этом плотно закрывая глаза и массируя зоны соединения челюстей. Данные действия нужно сопровождать глубоким звуком зевания. Продолжительность – пара минут.
  • Упражнение «Кнопки мозга». Кладем правую руку на пупок, левую – на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Левой рукой массируем основание ключицы, держа другую руку на пупке. Затем меняем руки и повторяем действие.
  • Упражнение «Сова». Левой рукой захватываем мышцы правого плеча. Далее поворачиваем голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, делая вдох, сохраняя при этом плечи прямыми. Затем опускаем подбородок на грудь, делаем вдох и расслабляем плечи. Повторяем упражнение с другой рукой.
  • Упражнение «Заземлитель». Стоим, разведя ноги в стороны. Правую ступню направляем вправо, а левую прямо вперед. На выдохе сгибаем правое колено, на вдохе – выпрямляем его. Во время упражнения руки должны быть плотно прижаты к пояснице. Количество повторений – 3 раза (для каждой ноги).

Упражнения для повышения позитивного мышления:

  • Упражнение «Шляпа мышления». Большими и указательными пальцами рук оттягиваем уши немного назад, расправляя их. Массируем уши, начиная с верхнего края и заканчивая мочкой. Количество повторений – не менее 3
  • «Упражнение «Позитивные точки». Прикасаемся кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Прикосновения должны быть легкими (держим пальцы до появления легкой пульсации).

Источник

Оцените статью