Педагогические требования к организации пальчиковой гимнастики с детьми дошкольного возраста
Наталья Розенберг
Педагогические требования к организации пальчиковой гимнастики с детьми дошкольного возраста
Развитию мелкой моторики рук у детей необходимо уделять большое внимание. Осуществлять данную работу систематически. При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до четырех — пяти лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами. Пальчиковые игры в сопровождении стихов, развивают не только мелкую моторику, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя руками вместе. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала следует показать ребенку цветной рисунок и объяснить, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснении отпадает. Взрослый показывает картинку, называет упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести. Взрослый следит за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Выполняя упражнение, сначала следует объяснить, как выполняется то или иное упражнение, показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку или помогать свободной рукой действиям работающей. Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Для этого используют пассивную и активную гимнастику, а также резиновые игрушки с пищалками.
Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики руки ребенка.
Пассивная гимнастикапредставляет собой массаж кистей рук взрослым: поглаживание, растирание, вибрация.
Массаж кистей рук взрослым не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений.Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно. При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, оно должно быть легким. При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.
Взрослый выполняет упражнения в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксирует руку ребенка, сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.
К активной гимнастике относится самомассаж рук самого ребенка. Ребенок самостоятельно под контролем или с помощью взрослого делает массаж каждого пальчика левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие движения, растирающие движения, круговые движения. Повторяется самомассаж пальчиков обеих рук в течение 1-2 минут, заканчивается поглаживающими движениями.
Одним из видов самомассажа является методика Су Джок, которая пользуется большой популярностью в детских садах. Су Джок терапия – это метод лечения воздействием на кисть и стопу. В числе достоинств метода — простота применения, универсальность, эффективность и доступность.
Метод включает в себя несколько направлений: диагностику, лечение, профилактику и оздоровление.
Для профилактики самооздоровления используют специальные инструменты,разработанные для Су Джок терапии: массажные палочки применяют для точечного массажа. Они могут быть сделаны из металла, дерева или других прочных материалов. Массаж точки делают вращательными движениями как по часовой, так и против часовой стрелки. Разминать точку следует до тех пора, пока не появится ощущение тепла; роликовые массажеры и массажеры типа «каштан». Эти приспособления не влекут за собой необходимости нахождения конкретной точки на теле. Лечебный эффект достигается интенсивной стимуляцией всей зоны соответствия или на кисть, или на стопе; массажер Су Джок кольцо. Это эластичные кольца различных размеров и цветов. С помощью колец массажируют кончики пальцев рук до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.
Выполняя массаж (самомассаж) и пальчиковую гимнастику,взрослый должен произносить текст максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Каждая пальчиковая гимнастика имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день. Работу по развитию движений
пальцев и кистей рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Упражнения для пальчиков можно выполнять с 3-месячного возраста ребенка. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев: поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек, растирать пальчики спиралевидными движениями.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий. Рассмотрим их.
Перед игрой с детьми необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Выполнять упражнение следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав 2 или 3 упражнения, следует заменять их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
Не нужно ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
Никогда не следует принуждать ребенка. Необходимо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их или поменять игру.
Следует стимулировать подпевание детей, не замечать, если дети поначалу делают что-то неправильно, поощрять их успехи.
При проведении пальчиковых гимнастик взрослому необходимо постоянно наблюдать за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». При проведении различных видов массажей необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка, чтобы не нанести вред его здоровью. Педагог обеспечивает эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрирует только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.
Пальчиковые игры Важной частью работы по развитию мелкой моторики для детей логопатов являются «пальчиковые игры». Эти игры способствуют развитию речи дошкольников,.
Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.
Источник
Пальчиковая гимнастика. Для чего она нужна?
статья на тему
В статье раскрывается значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika1.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика. Для чего она нужна?
Дорогие мамы и папы! Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о пользе пальчиковой гимнастики. Возможно, кто-то из вас спросит: « А что это такое? И зачем она нужна?»
Я постараюсь ответить на эти вопросы…..
Но, сначала, небольшое лирическое отступление. Я родила свою долгожданную дочь в прошлом веке, смешно, но это так! Зимой 1997 года, в заснеженном Архангельске.
И, выписывая меня из роддома, мой врач, давал мне напутственное слово. Среди многих советов по уходу за ребенком, меня поразил один. Он сказал, чтобы я каждый день 2-3 минуты массировала пальчики рук своей крохи! На мое искреннее удивление он улыбнулся и сказал: « Умницей будет и говорить начнет рано и хорошо!». Вот так я впервые услышала о том, что массаж пальчиков ребенка, прямым образом влияет на его интеллектуальное развитие!
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал : «Ум ребенка находится на кончиках его
пальцев!» Массаж и пальчиковая гимнастика развивают не только мелкую моторику рук, но и мозг ребенка, стимулируют развитие речи и способностей малыша.
Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.
По мнению ученых, пальчиковые игры соединяют пальцевую пластику с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, а, следовательно, на развитие творческих способностей ребенка.
Упражнения для пальчиковой гимнастики проводят с учетом возраста ребенка.
Начинать пальчиковую гимнастику нужно с разминки пальчиков простого сгибания и разгибания.
Воспитатели на каждом занятии проводят с детьми пальчиковые игры, и с каким удовольствием наши малыши это делают! Им эти занятия доставляют огромное удовольствие. Ведь пальчиковая игра-это не просто интересно, но это есть отражение в игре реального мира ребенка — предметов, людей, животных, явлений природы.
К своим занятиям я стараюсь подбирать гимнастику в соответствии той лексической темы, которую мы с детьми изучаем.
Например: Изучаемая лексическая тема «Зимующие птицы», то пальчиковой гимнастикой будет упражнение « Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело, мы расскажем.
(машут перекрестно сложенными ладонями)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
(на каждое название птицы, дети загибают по одному пальчику, сначала на одной, затем на другой руке)
Всем хватило зернышек.
(трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)
Сейчас на дворе зима. И я хочу предложить несколько пальчиковых упражнений на эту тему. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показываются позы пальцев и кисти, четко проговариваются слова.
Сначала упражнение выполняется медленно. Если ребенок не может самостоятельно сделать нужное движение, нужно взять ручку ребенка и выполнить вместе с ним . Постепенно от показа переходим к словесным указаниям. Но я люблю делать гимнастику вместе с малышами, им это очень нравится.
При выполнении упражнения нужно обращать внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста!
Ну что ж, начинаем! Зимняя пальчиковая гимнастика.
Маленький Егорка, топает по горке
(Средний и указательный пальчики шагают по столу)
(кулачок правой руки кладем на плечо)
Вжи-и-ик! Поехал к мамочке!
(скатывается кулачок по руке)
Мы слепили снежный ком
(лепим интенсивно двумя руками комок)
Шляпу сделали на нем
(соединяем кисти рук в кольцо и кладем на голову
Нос приделали и в миг
(приставляем кулачки к носу)
(обрисовываем 2 руками фигуру снеговика)
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять
(загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(шагаем средним и указательным пальцами по столу)
Бабу снежную лепили
(лепим интенсивно двумя руками комок)
Птичек крошками кормили
(трем большим пальцем по указательному)
С горки мы потом катались
(проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись
(кладем ладони на стол то одной, то другой стороной)
И снежками мы кидались
(имитируем броски снежков)
Все в снегу домой пришли
(отряхиваем себя ладошками)
Съели суп, и спать легли!
(движения воображаемой ложкой, ладошки под щечку)
Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию пластики рук, развитию речи, она прекрасно тренирует память малышей. Ведь каждый раз мы проговариваем весь текст громко и четко, поэтому дети его легко запоминают и опять же, с удовольствием, эти стишки декламируют!
И еще, заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой не только полезно, но и приятно. Эти занятия создают непринужденную, радостную атмосферу единения вас и вашего ребенка! Вы увидите, как он будет рад этим занятиям и будет любить вас еще больше!
Даже при вашей сверхзанятости можно и нужно найти 3-5 минут для своего маленького человечка!
Для того чтобы найти нужные вам упражнения, не нужно бежать в библиотеку, к психологу, а нужно просто набрать в поисковой строке Интернета « пальчиковая гимнастика для детей» и выбрать то, что вам и ребенку понравится!
Удачи вам! Любви и терпения к собственному ребенку!
Материал подготовила Гагарина Т.П. воспитатель 2 средней группы
ГБДОУ детский сад №9. Московского района г.Санкт-Петербурга
Источник